Решение по делу по результатам рассмотрения жалобы ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»

21 августа 2013, 13:26
Тип документа:

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-07/2013
по результатам рассмотрения жалобы ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 
Резолютивная часть оглашена 14.08.2013
В полном объеме изготовлено __.08.2013
                                                                                                                 г. Москва
 
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
рассмотрев жалобу ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» от 07.08.2013 № 5190 на действия ОАО «Камчатскэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» (извещение 31300468517) в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13 (далее – Порядок),
 
У С Т А Н О В И Л А:
 
В ФАС России поступила жалоба ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» (далее – Заявитель) от 07.08.2013 № 5190 (вх. №64650/13 от 08.08.2013) на действия ОАО «Камчатскэнерго» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» (извещение 31300468517) (далее – Запрос предложений).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ОАО «Камчатскэнерго», размещенного на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) 03.10.2012 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
01.08.2013 на официальном сайте было размещено извещение о проведении Запроса предложений (далее – Извещение) и документация о Запросе предложение (далее – Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений были нарушены права и законные интересы Заявителя в части ограничения его права подать заявочные материалы для участия в Запросе предложений, а именно:
- Заказчик не указал в Извещении и Документации сведения о начальной (максимальной) цене договора;
- на официальном сайте не размещен проект договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго»;
- в Извещении указана не точная, а предполагаемая дата подведения итогов Запроса предложений;
- в Извещении и Документации не указано место поставки закупаемого товара;
- в Документации отсутствует такой критерий оценки и сопоставления заявок, как стоимость доставки товара к месту назначения;
- пунктом 4.1.27 Информационной карты Запроса предложений, являющейся неотъемлемой частью Документации (далее – Информационная карта), установлен порядок определения победителя Запроса предложений не только по критериям оценки и сопоставления заявочных материалов, установленных пунктом 4.1.22 Документации.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя и Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Из пункта 13 Извещения, пункта 4.1.8 Информационной карты следует, что начальная (предельная) цена договора не установлена.
Все цены в предложении должны включать все налоги (кроме НДС) и другие обязательные платежи, стоимость всех сопутствующих работ (услуг), а также все скидки, предлагаемые участником.
При этом, пунктом 2.4.6.1 Документации установлено, что организатор Запроса предложений вправе отклонить предложение участника только на том основании, что предложенная участником цена превышает установленную начальную (предельную) цену.
Аналогичное право закупочной комиссии Заказчика предусмотрено пунктом 2.8.2.5 Документации.
Таким образом, Заказчик при проведении Запроса предложений должен был установить начальную (максимальную) цену договора и указать сведения о такой цене в Извещении и Документации.
Учитывая изложенное, исходя из системного толкования пункта 13 Извещения, пункта 4.1.8 Информационной карты, пунктов 2.4.6.1, 2.8.2.5 Документации, Заказчик, не установив начальную (максимальную) цену договора, нарушил требования пункта 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что согласно пункту 7.1 Документации участники Запроса предложений предоставляют собственные варианты договоров, условия которых должны соответствовать условиям Запроса предложений.
Проект договора в составе Извещения и Документации отсутствует, что является нарушением части 5 статьи 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4, пунктом 11 части 10 статьи 4  Закона о закупках в извещении и документации о закупке должна быть указана, в том числе дата подведения итогов закупки.
Вместе с тем, в пункте 12 Извещения указана не точная, а предположительная дата подведения итогов Запроса предложений: 30.08.2013, что, по мнению Комиссии ФАС России, может ввести в заблуждение участников данной закупочной процедуры. Кроме того, в нарушение требований пункта 11 части 10 статьи 4  Закона о закупках в Документации дата подведения итогов Запроса предложений не указана.
4. Пунктом 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении о закупке должно быть указано место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Документации местом поставки являются порты на территории Приморского края (район г. Находка), обслуживаемые: ОАО «Восточный порт», ОАО «Находкинский морской рыбный порт», ООО Компания «Аттис Энтерпрайс» (один из трех вариантов на выбор участника закупки, на основании закупочной процедуры на электронной торговой площадке B2B energo.ru №264872).
Под реестровым номером 264872 на электронной торговой площадке B2B energo.ru размещен открытый запрос предложений на право заключения контракта на оказание транспортно-экспедиторских услуг по доставке угля в количестве 100 100,0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго». На официальном сайте данная закупочная процедура размещена под реестровым номером 31300429938 (далее - Запрос предложений 31300429938)
19.07.2013 в ФАС России поступила жалоба ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» на действия ОАО «Камчатскэнерго» при проведении Запроса предложений 31300429938.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России  принято решение от 01.08.2013 №223ФЗ/2013-03 признать жалобу обоснованной и выдать ОАО «Камчатскэнерго» обязательное для исполнения предписание об аннулировании Запроса предложений 31300429938.
В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Документации (далее – Техническое задание), отсутствует указание на то, что выбор одного из трех вариантов места поставки осуществляется участниками Запроса предложений на основании закупочной процедуры на электронной торговой площадке B2B energo.ru №264872.
Таким образом, Документация содержит указание на место поставки товара.
Однако, по мнению Комиссии ФАС России, указание на закупочную процедуру, на основании которой участниками Запроса предложений должен осуществляться выбор места поставки, но в отношении которой Заказчику выдано предписание антимонопольного органа об аннулировании закупки, а также наличие противоречий между пунктом 4.1.7 Документации и Техническим заданием может ввести в заблуждение участников данной закупочной процедуры. Кроме того, в нарушение требований пункта 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в Извещение место поставки не указано.
5. Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрена обязанность заказчика в документации о закупке указывать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений указаны в пункте 4.1.22 Информационной карты.
Законом о закупках не установлены конкретные требования к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, которые заказчики вправе указывать в документации о закупке.
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, руководствуясь целями и принципами Закона о закупках, нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, у Заказчика отсутствует обязанность указывать в Документации такой критерий оценки и сопоставления заявок, как стоимость доставки товара к месту назначения.
6. Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
В соответствии с пунктом 4.1.22 Информационной карты критериями оценки предложений участников Запроса предложений являются цена и неценовые критерии: технологические и организационно-технические предложения; квалификация участника.
При этом, пунктом 4.1.27 Информационной карты установлены особые условия, предусматривающие, что победитель Запроса предложений будет определен на основании полученной по результатам двух закупочных процедур (Запроса предложений и открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг по доставке угля в количестве 100 100,0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» (закупочная процедура на электронной торговой площадке В2В energo.ru №264872)) для оценки совокупной конечной цены поставки, пересчитанной на тонну условного топлива.
Таким образом, выбор победителя в соответствии пунктом 4.1.27 Информационной карты будет осуществляться Заказчиком не в соответствии с критериями оценки и сопоставления заявочных материалов, предусмотренных  пунктом 4.1.22 Информационной карты, что противоречит части 6 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 21 Порядка Комиссия ФАС России
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» от 07.08.2013 № 5190 (вх. №64650/13 от 08.08.2013) на действия ОАО «Камчатскэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО«Камчатскэнерго» (извещение 31300468517) в части отсутствия в документации об открытом запросе предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» указания на место поставки закупаемого товара, критерия оценки и сопоставления заявок «стоимость доставки товара к месту назначения», а также указания в извещении о проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» предполагаемой даты подведения итогов указанной закупочной процедуры необоснованной.
2.  Признать жалобу ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» от 07.08.2013 № 5190 (вх. №64650/13 от 08.08.2013) на действия ОАО «Камчатскэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» (извещение 31300468517) в части отсутствия в извещении о проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго», документации об открытом запросе предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» сведений о начальной (максимальной) цене договора; отсутствия в извещении о проведении открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» указания на место поставки закупаемого товара; неразмещения на официальном сайте проекта договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго»; установления порядка определения победителя открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО«Камчатскэнерго» не только по критериям оценки и сопоставления заявочных материалов, установленных документацией об открытом запросе предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго», обоснованной.
3. Признать  ОАО «Камчатскэнерго» нарушившим пункт 5 части 9 статьи 4, пункты 5, 11 части 10 статьи 4, часть 5 статьи 4, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Выдать ОАО «Камчатскэнерго» обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого запроса предложений на право заключения потенциальными перевозчиками договора на поставку угля в количестве 100 100, 0 тут в сентябре 2013 года – мае 2014 года для нужд ОАО «Камчатскэнерго» (извещение 31300468517).
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.


 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь