Решение по делу на действия ОАО «Ростелеком»

10 июня 2013, 17:31
Тип документа:

РЕШЕНИЕ № Т-89/13
по результатам рассмотрения жалобы ИП Д.Н.А. на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров


Резолютивная часть оглашена 05.06.2013
В полном объеме изготовлено 10.06.2013

г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия ФАС России)
рассмотрев жалобу ИП Д.Н.А. на действия заказчика ОАО «Ростелеком» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление неисключительных прав на использование ПО «ГРАНД-Смета» в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ИП Д.Н.А. (далее - Заявитель) вх. № 41852-ЭП/13 от 28.05.2013 на действия заказчика ОАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление неисключительных прав на использование ПО «ГРАНД-Смета» (далее – Аукцион).
Из жалобы следует, что Заявитель не смог принять участия в Аукционе, поскольку Заказчик, указав в закупочной документации определенную торговую марку ПО «ГРАНД-Смета» без указания на «или эквивалент», ограничил количество участников Аукциона.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Ростелеком» (протокол от 07.02.2013 № 32) (далее – Положение), и документацией по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление неисключительных прав на использование ПО «ГРАНД-Смета» (далее – Документация).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
21.05.2013 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт), на сайте Единой Электронной торговой площадки (далее – ЭТП) в сети «Интернет» (www.roseltorg.ru), на сайте ОАО «Ростелеком» в сети «Интернет» (www.rostelecom.ru) в соответствии с Положением было размещено Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора предоставления неисключительных прав на использование ПО «ГРАНД-Смета» (далее - Извещение) и Документация по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление неисключительных прав на использование ПО «ГРАНД-Смета» (далее - Документация).
Согласно извещению о проведении Аукциона, дата начала и окончания подачи заявок на участие в Аукционе с 21.05.2013 по 11.06.2013. Заявку на участие в Аукционе ИП Д.Н.А. не подавала. От участников Аукциона запросов о разъяснении Документации не поступало. Правом на разъяснение Документации Заявитель не воспользовался.
Действие Закона о закупках распространяется на закупку товаров, работ, услуг организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 указанного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Закон о закупках не устанавливает ограничений в отношении указания в документации о закупке сведений об изготовителях товаров, марках и типах, рабочих характеристиках таких товаров.
Положение и Документация о закупке не содержит запрет на упоминание конкретных названий изготовителей, марок и типов, технических характеристик товаров, такая информация может содержаться в документации о закупке и ее наличие не является нарушением положений Закона о закупках.
Согласно пояснениям Заказчика, данный программный продукт ОАО «Ростелеком» впервые был приобретен в 2005 году, проведена работа на создание единообразного документооборота в этой части между всеми филиалами на территории Сибирского Федерального округа (12 субъектов Российской Федерации). ОАО «Ростелеком» затрачены средства для обучения специалистов по работе с данным ПО. В настоящее время, данное ПО установлено во всех региональных филиалах ОАО «Ростелеком» на территории Сибирского Федерального округа, что дает возможность оперативно
взаимодействовать, в том числе принимать и передавать файлы смет в
зашифрованном формате. Если в каком-то филиале или подразделении будет
установлена другая программа для аналогичных целей, то для применения
информации, обмена ею, необходимо будет вручную адаптировать файлы для
применения иного ПО.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
ОАО «Ростелеком» экономически целесообразно использовать именно данный программный продукт. Приобретение продукта-эквивалента повлекло бы за собой необходимость замены ПО во всех филиалах, приобретения существенного большего объема ПО, чем предполагается предметом данного аукциона, обучение персонала (что повлекло бы большие затраты Общества по сравнению с ценой закупки), необходимость обеспечения работоспособности действующей программы с иными программами в ручном режиме.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в указании определенной торговой марки ПО «ГРАНД-Смета» без указания на «или эквивалент» в Документации при проведении Аукциона, отсутствуют нарушения Закона о закупках.
В отношении выбора Заказчиком способа закупки Комиссия ФАС России установила следующее.
Передать неисключительные права на использование ПО «ГРАНД-Смета» может не только правообладатель программного обеспечения, но и лицензиаты, которым правообладателем (лицензиаром) предоставлено право передавать неисключительные права на использование программного обеспечения.
На основании статей 1235, 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации программный продукт может быть предоставлен в пользование по лицензионному или сублицензионному договору.
Таким образом, участие в Аукционе имеют возможность принимать все желающие лица, у которых есть право на передачу неисключительных прав использования ПО «ГРАНД-Смета», а также отвечающие иным требованиям, указанным в закупочной Документации.
Согласно пояснениям Заказчика, правообладатель ПО «ГРАНД-Смета» передает неисключительные права на использование данного ПО, в частности, имеются более 100 организаций, которым на основании лицензионных договоров переданы неисключительные права на распространение ПО, для обеспечения соответствующих потребностей регионального уровня.
Таким образом, оснований для проведения закупки у единственного поставщика нет, поскольку обладать правом передачи неисключительных прав на пользование ПО с правом передачи может неограниченное число участников, круг которых может определяться только правообладателем данного ПО.
В отношении противоречий между предметом договора и предметом закупки в части приобретения «Обновления версии ПК «ГРАНД-Смета» Комиссия ФАС России установила следующее.
Потребность ОАО «Ростелеком» состоит не только в приобретении дополнительных экземпляров ПО «ГРАНД-Смета» определенной тематики на существующие рабочие места (отдельный программный продукт), но также и в получении обновления ПО. Обновление ПО является неотъемлемой частью основного программного продукта, оно направлено на поддержание его работоспособности, актуальности.
Таким образом, противоречий между предметом договора и предметом закупки в части приобретения «Обновления версии ПК «ГРАНД-Смета» Комиссией ФАС России не установлено.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Д.Н.А. на действия заказчика ОАО «Ростелеком» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предоставление неисключительных прав на использование ПО «ГРАНД-Смета» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь