Постановление о наложении штрафа по делу ОАО «Мегафон»

18 апреля 2013, 12:57

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 4-14.3-541/00-08-13
об административном правонарушении

 

11 апреля 2013 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-541/00-08-13 ОАО «Мегафон» (адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035; ул. Вятская, д. 27, стр. 42, г. Москва, 127015, ИНН 7812014560) по факту распространения ОАО «Мегафон» в апреле 2012 г. рекламы на подписку «Видео «Вы очевидец» посредством смс-сообщений (USSD-сообщений) по сети подвижной радиотелефонной связи, в присутствии представителя ОАО «Мегафон» – Наволоковой М.С. доверенность № 5/351-12 от 22.03.2012,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с указанием на то, что 16 и 17 апреля 2012 года соответственно в 10:43 и 10:30 на его телефонный номер (ОАО «МТС») поступили два смс-сообщения от абонента сети «Мегафон», которые помимо запроса «Абонент ….... просит Вас ему перезвонить» содержали присоединенную к сообщению рекламу «Видео «Вы очевидец» в телефоне *505#165# 3р/д».
Данные смс-запросы были направлены с помощью услуги «Позвони мне», которую ОАО «Мегафон» оказывает своим абонентам.
Согласно информации об услуге «Позвони мне», размещенной на сайте «Мегафон» в разделе «Услуги»/«Возможности при нуле» http://moscow.megafon.ru/services/online/call_me, абонентам сети «Мегафон» предоставляется возможность бесплатно отправить запрос «Позвони мне» абоненту любого мобильного оператора России в случаях, когда на мобильном счете закончились деньги.
Данная услуга не требует подключения и автоматически доступна всем абонентам ОАО «Мегафон». Чтобы отправить запрос «Позвони мне», требуется набрать на телефоне команду: *144* номер абонента, которому адресована просьба #, и абонент, которому отправлен запрос, получит SMS-сообщение с текстом: «Абонент ХХХХХХХХХХХ просит вас ему перезвонить».
При наборе данной команды абонент ОАО «Мегафон» осуществляет не обычный звонок, а обращение к USSD-приложению. USSD-запрос передается по сигнальным каналам на обслуживающее абонента оборудование коммутации сети подвижной радиотелефонной связи и далее в USSD-сервер, который маршрутизирует его к соответствующему USSD-приложению. В данном случае USSD-приложение направляет адресатам в виде USSD-пакета смс-сообщение, предусмотренное по услуге «Позвони мне», и вставляет рекламу в данное информационное сообщение (USSD-сообщение).
Таким образом, абонент лишь пользуется специальной командой (USSD-запросом), в соответствии с которой смс-сообщение (USSD-сообщение) автоматически направляется адресату. Соответственно, абонент ОАО «Мегафон» не составляет текста смс-сообщения и не имеет возможности прикрепить какую-либо информацию к такому смс-сообщению.
Вместе с тем интерфейс программного обеспечения ОАО «Мегафон», которое обрабатывает USSD-запросы абонентов, позволяет включить рекламное сообщение в текст направляемого смс-сообщения (в USSD-сообщение) и автоматически без участия человека направить его адресатам.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе») не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Таким образом, распространение ОАО «Мегафон» в апреле 2012 г. рекламы на подписку «Видео «Вы очевидец» посредством смс-сообщений (USSD-сообщений) по сети подвижной радиотелефонной связи нарушает часть 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
Как следует из обращений гражданина, направленных в Московское УФАС России, Самарское УФАС России, Челябинское УФАС России и приобщенных к материалам дела, данное SMS-сообщение было направленно без предварительного согласия абонента на получение SMS-рассылки рекламного характера.
ОАО «Мегафон» не представило доказательств, подтверждающих наличие согласия абонента на получение рекламной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Таким образом, распространение ОАО «Мегафон» в апреле 2012 г. рекламы на подписку «Видео «Вы очевидец» посредством смс-сообщений (USSD-сообщений) по сети подвижной радиотелефонной связи нарушает часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона «О рекламе».
ОАО «Мегафон» оказывает услугу «Мобильные Подписки», условия предоставления, описание и способ оформления подписки на которую изложен на сайте /http://podpiski.megafon.ru/. В частности, услуга «Мобильные Подписки» включает в себя подписку «Видео «Вы очевидец», реклама которой направлялась посредством смс-сообщений (USSD-сообщений).
Следовательно, ОАО «Мегафон» (адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035; ул. Вятская, д. 27, стр. 42, г. Москва, 127015, ИНН 7812014560) является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы на подписку «Видео «Вы очевидец» по услуге «Мобильные Подписки».
ОАО «Мегафон» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ОАО «Мегафон» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в апреле 2012 г. рекламы на подписку «Видео «Вы очевидец» посредством смс-сообщений (USSD-сообщений) по сети подвижной радиотелефонной связи без согласия абонента на получение рекламы и с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Руководствуясь частью 1 и 2 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:
 

1. Применить к ОАО «Мегафон» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере сто десять тысяч рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (ФАС России л/с 04731001610)
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 116 26000 01 6000 140
ОКАТО 45286575000

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь