Решение и предписание по делу по жалобе ООО «ТРАНСМОСТ»

27 декабря 2012, 15:32
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу К – 2239/12 о нарушении
законодательства Российской Федерации о размещении заказов

22.11.2012 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «ТРАНСМОСТ» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на «Строительство мостового перехода через р. Алдан на автомобильной дороге Алдан – Олекминск - Ленск» (1 этап) (номер извещения 0316200057412000252) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчиком не дан ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации.
2. В Конкурсной документации установлен порядок оценки по критерию «срок предоставления гарантии качества работ», несоответствующий Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
3. В Конкурсной документации по подкритерию «Предложение о качестве работ» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» отсутствуют требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик и инструкция по их оформлению.
4. Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о передаче стройплощадки подрядчику в срок до 01.07.2013 года, что не позволяет участникам размещения заказа составить график производства работ, а также установлено требование о необходимости получения подрядчиком разрешения о пользовании водным объектом в течение 30 дней с момента заключения контракта, что является «невыполнимым условием для подрядчика».
5. Заказчиком в Конкурсной документации по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» установлены требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а именно: содержание подкритерия «Количество квалифицированных специалистов» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса».
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 26.10.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 1 043 860 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе (время местное) – 26.11.2012 15:00;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 27.11.2012;
5) дата подведения итогов Конкурса – 28.11.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии представлены сведения, подтверждающие, что Заявителем 06.11.2012 Заказчику направлен запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов не дан ответ на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации по запросу Заявителя, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок на участие в конкурсе установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (далее - Постановление Правительства № 722).
В соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства № 722 при оценке заявок по критерию «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг» использование подкритериев не допускается.
Согласно пункту 18 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе, критерий «срок предоставления гарантии качества работ» со значимостью, равной 10 %.
Заказчиком в пункте 3 Конкурсной документации установлены требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, в том числе: по земляному полотну - 8 лет; по основанию дорожной одежды - 8 лет; по нижнему слою покрытия - 5 лет; по верхнему слою покрытия - 4 года; по искусственным сооружениям - 8 лет; по водопропускным трубам - 6 лет; по регуляционным сооружениям - 6 лет; барьерные ограждения - 5 лет; сигнальные столбики - 2 года; дорожные знаки - 2 года.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при оценке критерия «срок предоставления гарантии качества работ» по каждому вышеуказанному элементу выполняемых работ производится расчет, и суммируется в общий балл по данному критерию, что не соответствует положениям Постановления Правительства и нарушает часть 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Подпунктом 2 пункта 18 Конкурсной документации установлены подкритерии критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса», в том числе «Предложение о качестве работ», со значимостью, равной 70 баллов.
В подпункте 2 пункта 18 Конкурсной документации при описании подкритерия «Предложение о качестве работ» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» указано следующее: «Соответствие описания участником размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям Проекта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации (Приложение № 1 Конкурсной документации)».
В приложении № 1 к Конкурсной документации Заказчиком установлено следующее: «Требования к качеству, техническим характеристикам работ, к их безопасности, к результатам работ, связанные с определением соответствия выполняемых работ: согласно Проекту и приложению 7 к настоящей документации. Участник размещения заказа в пояснительной записке описывает выполняемые работы, их количественные и качественные характеристики, в соответствии с условиями Проекта, являющего неотъемлемой частью Конкурсной документации, и перечня нормативных документов, обязательных при выполнении дорожных работ по строительству мостового перехода».
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предложение о качестве работ в форме пояснительной записки готовится с учетом условий и требований Приложения № 1, Приложения № 7 к Конкурсной документации.
На заседании Комиссии установлено, что приложение № 7 к Конкурсной документации входит в состав Конкурсной документации, и включает в себя: «техническое задание стройка», «техническое задание на землю», «проект контракта», «график», «ведомость V раб. мост 1», в которых указаны выполняемые работы, их количественные и качественные характеристики.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации по подкритерию «Предложение о качестве работ» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» отсутствуют требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик и инструкция по их оформлению, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Заказчиком в пункте 7.1 проекта контракта установлено следующее: «Передать Подрядчику по акту (на период строительства объекта) правоустанавливающие документы на земельный участок до 01.07.2013 года под полосу отвода строящегося Объекта».
При этом представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что вышеуказанное требование не позволяет составить график работ и не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 8.21 проекта контракта подрядчик принимает на себя следующие обязательства: получить разрешение о пользовании водным объектом на время строительства в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента заключения проекта контракта.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (далее – Постановление Правительства № 844) на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 Постановления Правительства № 844 по месту расположения водного объекта.
При этом согласно пункту 10 Постановления Правительства № 844 к заявлению прилагаются, в том числе: копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае использования водного объекта для строительства причалов).
На основании изложенного, и исходя из того, что предметом Конкурса является строительство мостового перехода, Комиссия приходит к выводу о том, что предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок при получении подрядчиком разрешения о пользовании водным объектом не является обязательным требованием.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены: требование о передачи стройплощадки в срок до 01.07.2013 года, и данное требование не позволяет участникам размещения заказа составить график производства работ, а также требование о необходимости получения подрядчиком разрешения о пользовании водным объектом в течение 30 дней с момента заключения контракта, которое является «невыполнимым условием для подрядчика», не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
При этом согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Подпунктом 2 пункта 18 Конкурсной документации установлены подкритерии критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса», в том числе подкритерий «Количество квалифицированных специалистов», со значимостью, равной 10 баллов.
Согласно вышеуказанному пункту участником размещения заказа должна быть представлена информация, в том числе, о наличии у участника Конкурса трудовых ресурсов для выполнения работ имеющих высшее профессиональное образование, что будет являться предметом оценки по подкритерию «Количество квалифицированных специалистов» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса».
Таким образом, Заказчик, установив содержание подкритерия «Количество квалифицированных специалистов» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса», действовал согласно пункту части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов.
6. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация включена Заказчиком в состав Конкурсной документации не в полном объеме, а также не в полном объеме размещена на Официальном сайте, а именно: в составе проектной документации отсутствуют, в том числе, локальные сметы по выполняемым работам согласно предмету Конкурса.
Отсутствие проектной документации в составе Конкурсной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, что является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, в том числе, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Статьей 11 Закона о размещении заказов устанавливается исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов закреплено, что кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 2.3 проекта контракта Конкурсной документации подрядчик имеет право заключить договор субподряда только после получения соответствующего разрешения Заказчика.
Таким образом, Заказчик, установив требование согласования привлечения субподрядчика с Заказчиком, нарушил часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТРАНСМОСТ» обоснованной в части того, что Заказчиком не дан ответ на запрос о разъяснении Конкурсной документации, в части установления Заказчиком подкритериев критерия «срок предоставления гарантии качества работ».
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, части 2 статьи 22, части 1 статьи 24, части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 22.11.2012 № К-2239/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № К – 2239/12 об устранении
нарушений законодательства о размещении заказов

22.11.2012 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) на основании решения от 22.11.2012 по делу № К – 2239/12, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «ТРАНСМОСТ» на действия Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на «Строительство мостового перехода через р. Алдан на автомобильной дороге Алдан – Олекминск - Ленск» (1 этап) (номер извещения 0316200057412000252) (далее – Конкурс), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика вернуть участникам размещения заказа ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 22.11.2012 по делу № К-2239/12, а также разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт);
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 20 дней.
- продолжить процедуру размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Комиссии от 22.11.2012 по делу № К-2239/12.
4. Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика в срок до 06.12.2012 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (499) 254-8300 и электронной почте galich@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь