Решение и предписание по делу по жалобе ЗАО «Вектрон»

06 декабря 2012, 11:34

РЕШЕНИЕ № Т-39/12
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Вектрон»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров


Резолютивная часть оглашена 27.11.2012
В полном объеме изготовлено 30.11.2012

г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителя ЗАО «Вектрон»: Петрова С.Л. – доверенность № б/н от 06.11.2012; представителей Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области: Мизюковой А.В. – доверенность № 07-63 от 26.11.2012, Бодриевского А.В. - доверенность № 07-63 от 26.11.2012,
рассмотрев жалобу ЗАО «Вектрон» на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (603022, г. Нижний Новгород, ул. М.Ямская, д. 78) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Вектрон» (Заявитель) вх. № 66767/12 от 19.11.2012 на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м., в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01).
Комиссия установила, что 31.08.2012 Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 130812/0029764/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (далее – Аукцион).
28.09.2012 в Нижегородское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Вектрон» на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области при проведении Аукциона в части утверждения документации об Аукционе, содержащей положения, нарушающие Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 (далее – Правила).
По результатам рассмотрения указанной жалобы Нижегородское УФАС России приняло решение от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12 признать жалобу обоснованной и выдало Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обязательное для исполнения предписание от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения Аукциона.
В соответствии с предписанием от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12 Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области были внесены изменения в документацию об Аукционе. Однако по состоянию на 09.10.2012 истек установленный документацией об Аукционе срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, у Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отсутствовала техническая возможность разместить на официальном сайте документацию об Аукционе с изменениями, внесенными в соответствии с предписанием от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12.
Таким образом, документация об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 была размещена Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на сайте www.torgi.gov.ru и опубликована в печатном издании во исполнение предписания от 09.10.2012 № 1274-ФАС52-10/12.
Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения жалобы в действиях Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, как организатора торгов, установлены иные нарушения процедуры торгов.
Согласно пункта 6 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38.2 ЗК РФ аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 ЗК РФ с учетом положений статьи 38.2 ЗК РФ.
Частью 1 статьи 38.1 ЗК РФ установлено, что аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Согласно части 9 статьи 38.1 ЗК РФ организатор торгов размещает извещение о проведении аукциона на сайте torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Комиссией установлено, что Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области извещение о проведении аукциона с реестровым номером № 151012/0029764/01 не оформлялось.
В размещенной на сайте torgi.gov.ru информации об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 не отражены сведения, которые в соответствии с частью 3 статьи 38.2 ЗК РФ в обязательном порядке должны быть указаны в извещении о проведении аукциона, а именно:
1) цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади;
2) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
4) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
В аукционной документации, с изменениями, установленными распоряжением Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 15.10.2012 № 311-05-09-1902/12, утвержден порядок проведения торгов. Аукционная документация содержит информацию о 14-ти земельных участках, частично обремененных вхождением в охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, водоохранную зону реки Кова, а также устанавливает цену выкупа указанных земельных участков в расчете на единицу площади, установленной организатором торгов.
Однако подпунктом 2 пункта 3 статьи 38.2 ЗК РФ определено, что в извещении о проведении торгов указывается цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 ЗК РФ и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади.
Следовательно, в извещении о проведении торгов должна быть указана цена выкупа земельных участков, сформированных в границах ранее предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельного участка после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, а не цена выкупа земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Исходя из положений документации об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01, Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на основании отчета независимого оценщика о проведении рыночной оценки, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, установлена цена выкупа 14 земельных участков в расчете на единицу площади.
Таким образом, информация размещенная организатором торгов на сайте torgi.gov.ru (реестровый номер № 151012/0029764/01) не соответствует требованиям части 3 статьи 38.2 ЗК РФ.
Кроме того, Нижегородское УФАС России по результатам рассмотрения дела № 1262-ФАС52/12 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции, признало Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и выдало Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить порядок определения обстоятельств, при которых возможно привлечение субарендаторов к комплексному освоению территории в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры в пределах земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, право аренды которых являлось предметом Аукциона; утвердить порядок принятия решения о привлечении потенциальных субарендаторов к комплексному освоению территории в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры в пределах указанных земельных участков; утвердить порядок конкурентного доступа потенциальных субарендаторов к возможности получения права субаренды к комплексному освоению территории в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры в пределах указанных земельных участков.
Исходя из положений части 2 статьи 30.2, части 1 статьи 38 ЗК РФ приобретение права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляется на аукционе, предметом которого может быть право на заключение договора аренды сформированного в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельного участка с установленными границами.
В соответствии с частью 1 статьи 38.2 аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, должно содержать, в том числе, сведения о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.
Таким образом, земельным законодательством Российской Федерации предусмотрена продажа на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Следовательно, в соответствии с требованиями земельного законодательства аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства должен проводиться в отношении каждого сформированного участка.
Торги, обязательные в силу закона, должны соответствовать действующему федеральному законодательству, в том числе требованиям Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В документации об аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 определен один лот, в состав которого входят 14 земельных участков, прошедших кадастровый учет и имеющих кадастровые номера.
Включение в состав одного лота нескольких земельных участков привело к увеличению начального размера арендной платы, «шага аукциона», размера задатка для участия в торгах, что могло повлечь сокращение числа хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в торгах.
Кроме того, организатором аукциона с реестровым номером № 151012/0029764/01 не раскрыты требования к комплексному освоению земельных участков, право аренды которых является предметом указанного аукциона, что создает возможность для победителя аукциона отказаться от реализации предложений по планировке, межеванию, застройке территории в границах участков либо создает возможность организатору данного аукциона отказать победителю аукциона в утверждении представленных им предложений по планировке, межеванию, застройке территории в границах участков.
Таким образом, действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по включению в состав одного лота нескольких земельных участков, прошедших кадастровый учет, привели к ограничению конкуренции путем ограничения доступа к участию в Аукционе.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Вектрон» вх. № 66767/12 от 19.11.2012 на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01) необоснованной.
2. Признать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области нарушившим статью 38.2 ЗК РФ при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01).
3. Признать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области нарушившим статью 17 Закона о защите конкуренции при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01).
4. Выдать Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, с учетом решения УФАС № __________ обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01).


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
№ Т-39/12
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов


«30» ноября 2012 г. г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия ФАС России)
на основании решения от 30.11.2012 № Т-39/12, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «Вектрон» на действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (603022, г. Нижний Новгород, ул. М.Ямская, д. 78) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) в срок до ______.2012 аннулировать аукцион по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м, в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры (реестровый номер № 151012/0029764/01).
2. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (Организатор торгов) в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь