Решение по делу по жалобе ООО «Вагонмашстрой»

05 декабря 2012, 12:26
Тип документа:

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1 17/29-12

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2012 года, г. Москва
В полном объеме решение изготовлено 03 декабря 2012 года.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 17/29-12 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) в составе: Председатель Комиссии: Субботин П.Т. – заместитель руководителя ФАС России, члены комиссии: Овчинников М.А. - начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Грешнев А.А. – заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Брыкин Д.М. – начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Мироненко П.С. – главный государственный инспектор отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Сушкевич А.Г. – начальник Аналитического управления, Томах М.С. – начальник отдела экологии и природных ресурсов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов, Огневская Д.В. – начальник отдела судебной работы Правового управления, Фонарев Р.Ю. – консультант отдела правовой экспертизы Правового управления, Яковенко Н.Ю. – заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
в присутствии представителей ОАО «Федеральная пассажирская компания» Бусева А.П. (доверенность № 150-Д от 02.06.2010), Нуянзиной Н.А. (доверенность № 96-Д от 16.06.2011), ОАО «Российские железные дороги» Горбунова В.Н. (доверенность № 957-ДП от 23.12.2011), Иванушенковой И.В. (доверенность № 685-ДП от 28.06.2012) и ООО «Вагонмашстрой» Мельниковой М.В. (доверенность № 53 от 21.05.2012), Якимкина А.П. (решение № 1 от 16.09.2010 единственного участника ООО «Вагонмашстрой» и приказ № 1 от 24.09.2010 о назначении на должность),
рассмотрев дело № 1 17/29-12 по признакам нарушения ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ул. Новорязанская, д. 12, г. Москва, 107228) и ОАО «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174) пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженного в действиях при проведении открытого конкурса № 1732/ОК-ОАО "ФПК"/2012-2026/Д на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 (техническое обслуживание), ТР (текущий ремонт), ДР (деповской ремонт), КР-1 (капитальный ремонт первого объема) в пассажирских вагонах всех типов в 2012-2026 годах, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания препятствий доступу на товарный рынок отдельным хозяйствующим субъектам,

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 17/29-12 стало поступившее в ФАС России заявление ООО «Вагонмашстрой» с жалобой на действия ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее – ОАО «ФПК») при проведении открытого конкурса (далее - Заявление).
Из Заявления следует, что 29 ноября 2011 года на официальном сайте ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в сети Интернет http://rzd.ru/ в разделе «Тендеры» опубликовано извещение о проведении ОАО «ФПК» открытого конкурса № 1732/ОК-ОАО "ФПК"/2012-2026/Д на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 (техническое обслуживание), ТР (текущий ремонт), ДР (деповской ремонт), КР-1 (капитальный ремонт первого объема) в пассажирских вагонах всех типов в 2012-2026 годах (далее – Конкурс, Работы).
Согласно условиям Конкурса Работы должны выполняться на базе производственных мощностей 53 вагонных депо и вагонных участков, входящих в состав 15 филиалов ОАО «ФПК», расположенных в различных регионах Российской Федерации. Отдельное оборудование и недвижимое имущество указанных вагонных депо и вагонных участков, необходимое для выполнения Работ, передается победителю в аренду. Договор с победителем заключается сроком на 15 лет (2012-2026 г.г.).
22 декабря 2011 года в извещение о проведении Конкурса и его конкурсную документацию внесен ряд изменений, в том числе предусматривающих ужесточение квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на участие в Конкурсе.
Данные изменения конкурсной документации, по мнению ООО «Вагонмашстрой», стали основанием для отклонения поданной им конкурсной заявки и недопущения его к участию в Конкурсе.
В рамках рассмотрения Заявления ФАС России установлено, что ОАО «ФПК» является крупнейшим собственником железнодорожного пассажирского подвижного состава, в распоряжении которого находится порядка 23 000 единиц пассажирских вагонов. ОАО «ФПК» включает в себя 16 филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации и образованных по территориальному принципу. В состав данных филиалов входят более 70 пассажирских вагонных депо и вагонных участков, на базе которых проводятся Работы.
По результатам рассмотрения Заявления приказом ФАС России от 28.03.2012 № 197 в отношении ОАО «ФПК» (ул. Новорязанская, д 12, г. Москва, 107228) возбуждено дело № 1 17/29-12 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выраженного в осуществлении действий при проведении Конкурса, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания препятствий доступу на товарный рынок Работ отдельным хозяйствующим субъектам.

II. В ходе рассмотрения дела № 1 17/29-12 Комиссией ФАС России установлены следующие обстоятельства.
Извещение о проведении Конкурса опубликовано 29 ноября 2011 года на официальном сайте ОАО «РЖД» в сети Интернет http://rzd.ru/ в разделе «Тендеры».
Датой проведения Конкурса определено 30 декабря 2011 года. Начало процедуры назначено на 12:00 часов московского времени.
Конкурсные заявки претендентов должны быть поданы не позднее 11:00 часов московского времени 30 декабря 2011 года.
Согласно извещению о проведении Конкурса, ориентировочная стоимость выполняемых по Конкурсу Работ за первые 12 месяцев составляет 6 465 433 223,58 руб. (шесть миллиардов четыреста шестьдесят пять миллионов четыреста тридцать три тысячи двести двадцать три рубля 58 копеек), с учетом НДС. При этом пунктом 2 технического задания по Конкурсу указано, что объем Работ на последующие годы будет определяться в соответствии с требованиями Приказа от 13.01.2011 г. № 15 «О внесении изменений в Приказ МПС РФ от 04.04.1997 г. № 9Ц» и количества вагонов, на которых необходимо будет проводить Работы.
Пунктом 2.2. раздела II конкурсной документации к претендентам на участие в Конкурсе установлен ряд квалификационных требований.
Так, в частности, претендент должен иметь опыт выполнения Работ, аналогичный предмету Конкурса (подпункт 1 пункта 2.2. раздела II конкурсной документации). Кроме того, претендент должен иметь возможность приобрести оборудование для выполнения Работ на сумму не менее 250 000 000 рублей без НДС (подпункт 7 пункта 2.2. раздела II конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 2.4. раздела II конкурсной документации, в качестве подтверждения соответствия указанным квалификационным требованиям, претендентам необходимо представить документ о наличии опыта выполненных Работ, аналогичного предмету Конкурса за 2009-2011 г.г., а также документы, подтверждающие возможность приобретения оборудования, необходимого для выполнения Работ, на сумму не менее 250 000 000 рублей без НДС, а именно гарантийные письма, письма о наличии собственных/заемных средств, договоры о намерениях с лизинговыми компаниями.

22 декабря 2011 года в извещение о проведении Конкурса и конкурсную документацию внесен ряд изменений, в том числе изменены квалификационные требования в части необходимого опыта выполнения работ, которым должны обладать претенденты на участие в Конкурсе (подпункт 1 пункта 2.2. раздела II конкурсной документации). Согласно новым требованиям претенденты на участие в Конкурсе должны иметь среднегодовой опыт выполнения Работ, аналогичный предмету Конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема Работ, указанного в техническом задании Конкурса.
При этом 15% от ориентировочного годового объема Работ, указанного в техническом задании Конкурса, составляет 969 814 983, 54 руб. (девятьсот шестьдесят девять миллионов восемьсот четырнадцать тысяч девятьсот восемьдесят три) рубля 54 копейки.
В новой редакции изложен подпункт 7 пункта 2.2. «Квалификационные требования» раздела II конкурсной документации, а именно, для претендентов на участие в Конкурсе установлены дополнительные требования, предусматривающие необходимость наличия у них оборудования для дооснащения вагонных депо и участков заказчика (ОАО «ФПК») до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса, либо возможности приобрести такое оборудование на сумму не менее чем 250 000 000 рублей без НДС. В случае отсутствия у претендентов необходимого оборудования они обязаны представить Программу дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса составленную по форме, прилагаемой к конкурсной документации.
В связи с внесением изменений в конкурсную документацию был продлен срок подачи конкурсных заявок и установлена новая дата проведения Конкурса. В соответствии с данными изменениями конкурсные заявки претендентов должны быть представлены не позднее 12 часов 00 минут московского времени 12 января 2012 года, а сам Конкурс перенесен на 13 января 2012 года в 14 часов 00 минут.
В установленные конкурсной документацией сроки заявки на участие в Конкурсе подали четыре хозяйствующих субъекта: ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания», ООО «Транспортная Ремонтная Компания», ООО «Вагонмашстрой» и ООО «Фреон-Сервис».
13 января 2012 года в 14 часов 00 минут по московскому времени состоялось вскрытие конвертов с поступившими конкурсными заявками.
После этого, по прошествии более месяца, 24.02.2012 на официальном сайте ОАО «РЖД» в разделе «Тендеры» было размещено уведомление Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» от 22.02.2012 № 878, в котором сообщалось, что Конкурс признан несостоявшимся, а заказ на право заключения договора по выполнению Работ будет размещен у единственного поставщика - ООО «Транспортная Ремонтная Компания».
О причинах и обстоятельствах принятия такого решения и отклонения заявок остальных претендентов в указанном письме не сообщалось.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с подпунктом 1.1.9. пункта 1.1. конкурсной документации, а также извещением о проведении Конкурса, его организатором является Центр организации конкурсных закупок – структурное подразделение ОАО «РЖД». В свою очередь, ОАО «РЖД» владеет 100% минус 1 голосующая акция ОАО «ФПК». Таким образом, ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», в понимании части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, образуют одну группу лиц, а занимаемые ими доли на товарных рынках определяются как совокупные.
На основании изложенного, Комиссией ФАС России в действиях ОАО «РЖД» в лице Центра организации конкурсных закупок, по организации и проведению Конкурса, также были усмотрены признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выраженные в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, в том числе путем создания препятствий доступу на товарный рынок Работ отдельным хозяйствующим субъектам.
В этой связи и на основании Определения от 25.05.2012 по делу № 1 17/29-12 ОАО «РЖД» привлечено к участию в рассмотрении дела № 1 17/29-12 в качестве ответчика по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

III. В ходе рассмотрения дела № 1 17/29-12, заявителем и ответчиками представлен ряд документов и сведений, а также даны пояснения, относительно вопросов, касающихся рассматриваемого дела.
Согласно представленным документам и пояснениям установлено, что через месяц после вскрытия конвертов с поступившими конкурсными заявками, членами конкурсной комиссии подписан протокол от 14 февраля 2012 года № 1732/1 рассмотрения конкурсных заявок по Конкурсу (далее – Протокол рассмотрения заявок), а 17 февраля 2012 года издан протокол № 9 заседания конкурсной комиссии ОАО «ФПК» (далее – Протокол заседания комиссии).
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок, конкурсные заявки ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания», ООО «Вагонмашстрой» и ООО «Фреон-Сервис» признаны не соответствующими квалификационным требованиям конкурсной документации.
Так, в частности, ни один из указанных хозяйствующих субъектов не соответствовал требованию по наличию среднегодового опыта выполнения Работ, аналогичного предмету Конкурса, в объеме не менее 15% от ориентировочного годового объема Работ, указанного в техническом задании Конкурса. Конкурсная заявка ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания» была отклонена исключительно по указанному основанию.
Кроме того, как следует из Протокола рассмотрения заявок, в представленных ООО «Вагонмашстрой» документах отсутствовали:
1) гарантийное письмо о наличии возможности выполнения Работ, заверенное печатью и подписью, с приложением сведений о наличии филиалов/представительств по месту нахождения объектов заказчика (ОАО «ФПК») (подпункт 5 пункта 2.4. конкурсной документации);
2) документы, подтверждающие право поставки основных запасных частей и оборудования в части номенклатурного перечня, определенного пунктом 2.2. конкурсной документации (подпункт 6 пункта 2.4 конкурсной документации);
3) программа дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса (подпункт 7 пункта 2.2. и подпункт 8 пункта 2.4. конкурсной документации).
В отношении заявки ООО «Фреон-Сервис» в Протоколе рассмотрения заявок указывается, что вместе с ней не были представлены:
1) документы, подтверждающие право поставки основных запасных частей и оборудования в части номенклатурного перечня, определенного пунктом 2.2. конкурсной документации (подпункт 6 пункта 2.4 конкурсной документации);
2) документы, подтверждающие наличие оборудования для дооснащения вагонных депо и участков заказчика (ОАО «ФПК») до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса на сумму не менее 250 000 000 (двести пятьдесят миллионов) рублей без НДС (подпункт 7 пункта 2.4. конкурсной документации);
3) программа дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса (подпункт 8 пункта 2.4. конкурсной документации).
Кроме того, как следует из приложения № 3 к Протоколу рассмотрения заявок, представленные ООО «Фреон-Сервис» сведения о фактическом нахождении перечисленного в его конкурсной заявке оборудования для дооснащения вагонных депо и участков заказчика (ОАО «ФПК») до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса на сумму не менее 250 000 000 (двести пятьдесят миллионов) рублей без НДС, не нашли подтверждения в ходе проведенной Управлением безопасности ОАО «ФПК» проверки.
Конкурсная заявка ООО «Транспортная Ремонтная Компания» признана соответствующей квалификационным требованиям и требованиям технического задания конкурсной документации.
В связи с тем, что по итогам рассмотрения всех поступивших конкурсных заявок к участию в Конкурсе допущен только один претендент, Конкурс признан несостоявшимся.
В этой связи конкурсной комиссией принято решение разместить заказ на выполнение Работ у единственного поставщика и заключить соответствующий договор с ООО «Транспортная Ремонтная Компания».
Протоколом заседания комиссии, в частности, утверждены указанное решение, а также выводы и предложения, содержащиеся в протоколе рассмотрения заявок.
Таким образом, одной из причин отклонения конкурсных заявок, поданных ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания», ООО «Вагонмашстрой» и ООО «Фреон-Сервис», явилось их несоответствие измененным (ужесточенным) 22.12.2011 квалификационным требованиям к претендентам на участие в Конкурсе.
Кромe того, в ходе рассмотрения дела № 1 17/29-12, Комиссия ФАС России установила факт объединения в один лот всех Работ, выполняемых на базе 53 вагонных депо и вагонных участков, входящих в состав 15 филиалов ОАО «ФПК», расположенных в различных регионах Российской Федерации. Данное обстоятельство, также могло привести к ограничению возможности принятия участия в Конкурсе более широкому кругу хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на затрагиваемых рынках.

ОАО «ФПК» в своем письме от 05.03.2012 № Исх-1595/ФПК, относительно причин изменения отдельных квалификационных требований к претендентам на участие в Конкурсе, указало следующее.
«Учитывая сложность и объем работ, являющихся предметом Конкурса, а также широкую номенклатуру обслуживаемых узлов и систем, специфика работ по которым существенно различается, необходимо чтобы претенденты имели значительный опыт выполнения всех видов работ по всей номенклатуре узлов и систем.
Дополнительным фактором, обуславливающим конкретизацию квалификационных требований, является то, что на момент проведения Конкурса необходимо наличие у претендентов собственного, подготовленного, квалифицированного, имеющего практический опыт штата работников, что позволит победителю Конкурса выполнять Работы по графику, соблюдая непрерывность ремонтного процесса и безусловное обеспечение высокого качества для гарантии безопасности движения пассажирских поездов».
На основании изложенного, ОАО «ФПК» в своем письме делает вывод о том, что у претендентов должна быть не только возможность приобретения оборудования, но и его наличие на момент проведения Конкурса.
По вопросу объединения в один лот всех Работ, выполняемых на базе 53 вагонных депо и вагонных участков, ОАО «ФПК» письмом от 05.03.2012 № Исх-1595/ФПК указало, что «реализованная им ранее практика пропорционального разделения объема выполняемых работ на несколько лотов привела к увеличению контрагентов, что повлекло за собой появление проблемных вопросов при передаче пассажирского поезда из зоны ответственности одного контрагента в зону ответственности другого и негативно отразилось на качестве и оперативности выполняемых работ. На основании изложенного, исходя из полученного опыта взаимодействия, ОАО «ФПК» принято решение при проведении Конкурса планируемый к передаче победителю объем работ объединить в один лот, для привлечения крупных сетевых компаний, имеющих развитую сеть ремонтных предприятий в различных регионах Российской Федерации».
Также письмом от 22.05.2012 № Исх-829/ФПКЮ, по вопросу обоснования необходимости изменения квалификационных требований в части наличия у претендентов необходимого опыта выполнения Работ, ОАО «ФПК» сообщило, что «существующий опыт передачи различных видов работ аутсорсинговым компаниям показывает, что в начальный момент их работы, принимаемое от заказчика количество занятого на указанных работах персонала снижается в среднем на 10-15%. Таким образом, для гарантированного поддержания уровня объема и качества работ за счет маневра собственным персоналом и кооперации видов работ с собственными производственными участками, необходимо наличие у претендента среднегодового опыта выполнения аналогичных работ не менее 15% от ориентировочного годового объема работ, указанного в техническом задании конкурсной документации».
В качестве обоснования необходимости наличия у участников денежных средств в размере 250 млн. рублей, требуемых в соответствии с условиями Конкурса для приобретения оборудования, необходимого для дооснащения вагонных депо и участков заказчика до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса, ОАО «ФПК» в письме от 22.05.2012 № Исх-829/ФПКЮ, привело результаты соответствующих расчетов, полученных специалистами компании в рамках проведенного Технического аудита технологического оборудования пассажирских вагонных депо и участков ОАО «ФПК», необходимого для выполнения технического обслуживания и ремонта электронного и электрического оборудования пассажирских вагонов (далее - Технический аудит технологического оборудования).
Как следует из Технического аудита технологического оборудования, целью его проведения является подтверждение наличия технологического оборудования и соответствия перечню регламента оснащенности, анализ реального технического состояния, определение необходимости замены, обновления и дооснащения, разработка долгосрочной инвестиционной программы.
Необходимо отметить, что в составе Технического аудита технологического оборудования содержится программа дооснащения цехов и участков на 2012-2015 г.г. и программа обновления технологического оборудования на 2016-2020 г.г., составленные специалистами ОАО «ФПК».
Относительно цели внесения в конкурсную документацию изменения в части установления дополнительного требования к участникам Конкурса о разработке и представлении программы дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса, учитывая, что такая программа на момент опубликования извещения о проведении Конкурса уже была составлена силами ОАО «ФПК», общество письмом от 08.10.2012 № ФПКЮсуд10/291, сообщило, что: «поскольку регламент оснащенности предусматривает возможность применения оборудования и аттестованной нестандартизированной технологической оснастки, не предусмотренной регламентом, но имеющей технические характеристики, обеспечивающие выполнение требований нормативной технической документации, ОАО «ФПК» внесло в конкурсную документацию требование о разработке и представлении программы дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса».
Из представленной ОАО «РЖД» письмом от 12.07.2012 № 3902/ЦКЗ информации следует, что инициатором внесения всех изменений в конкурсную документацию по Конкурсу выступало ОАО «ФПК».
Так, ОАО «ФПК» письмом от 22.12.2011 № ИСХ-2939/ФПКЦЗДР за подписью начальника Центра управления закупками и договорной работы ОАО «ФПК» А.Ю. Турукина, обращаясь в адрес начальника Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» Митичкиной И.М., сообщает, что изложенный в конкурсной документации порядок организации технического обслуживания и ремонта электрического и электронного оборудования пассажирских вагонов, ряд обязательных и квалификационных требований Конкурса требуют конкретизации и уточнения, приводит обоснования такой необходимости и просит внести соответствующие изменения.
Кроме того, ОАО «РЖД» представлен утвержденный распоряжением от 29.03.2010 № 632р Регламент взаимодействия центра организации конкурсных закупок и его региональных отделений с дочерними обществами ОАО «РЖД» при размещении заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд дочерних обществ ОАО «РЖД», а также заключенный с ОАО «ФПК» договор оказания услуг от 21 февраля 2011 года № 33-ЦКЗ, из которых следует, что при размещении заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд своих дочерних обществ, в том числе, по Конкурсу, ОАО «РЖД» выступает в качестве организатора данных процедур и, на основании соответствующих договоров, предоставляет услуги по их проведению.
В частности, пунктом 2.2 договора оказания услуг от 21 февраля 2011 года № 33-ЦКЗ определено, что Исполнитель (ОАО «РЖД» в лице начальника Центра организации конкурсных закупок, структурного подразделения ОАО «РЖД», Митичкиной И.М.) при организации и проведении процедур по размещению заказов действует от имени Заказчика (ОАО «ФПК») в рамках предоставленных Заказчиком полномочий. Все права и обязанности, возникшие вследствие проведения процедур закупок, несет Заказчик (ОАО «ФПК»), за исключением прав и обязанностей, находящихся в компетенции Исполнителя (ОАО «РЖД») согласно нормативным документам ОАО «РЖД».

В свою очередь заявитель по делу № 1 17/29-12, ООО «Вагонмашстрой», письмом от 27.08.2012 № 51, относительно проведенного Конкурса, в частности, сообщило следующее.
Организатор конкурса, после проведения 13 января 2012 года процедуры вскрытия конвертов с конкурсными заявками претендентов не предоставил ООО «Вагонмашстрой» сведения о результатах ее проведения, на официальном сайте ОАО «РЖД» в сети Интернет указанную информацию не размещал, на запрос общества (исх № 2 от 01.02.2012) с просьбой представить ему такую информацию, а также информацию о существующей в ОАО «РЖД методике оценки конкурсных заявок претендентов не ответил.
24 февраля 2012 года на официальном сайте ОАО «РЖД» в сети Интернет размещено обновление, датированное 22 февраля 2012 года (уведомление об итогах за исх. № 878 от 22.02.2012), из которого следует, что Конкурс признан несостоявшимся.
28 февраля 2012 года ООО «Вагонмашстрой» направило в адрес председателя конкурсной комиссии ОАО «ФПК» письмо (исх №7 от 28.02.2012), с просьбой сообщить, на каком основании Конкурс признан несостоявшимся. Ответ на указанный запрос ООО «Вагонмашстрой» получен не был.
Также в своем письме от 27.08.2012 № 51 ООО «Вагонмашстрой» сообщило, что ряд оснований, указанных в Протоколе рассмотрения заявок, по которым была отклонена его заявка на участие в Конкурсе, не соответствуют действительности.
ООО «Вагонмашстрой» отмечает, что одним из условий допуска претендентов к участию в Конкурсе являлось наличие у них филиалов или представительств по месту нахождения вагонных депо и вагонных участков. ООО «Транспортная Ремонтная Компания» представило список таких представительств, но не в учредительных документах общества, ни в его выписке из Единого государственного реестра юридических лиц данные представительства не указаны. Таким образом, по мнению ООО «Вагонмашстрой», указанные ООО «Транспортная Ремонтная Компания» сведения ничем не подтверждены, в связи с чем, его конкурсная заявка подлежала отклонению.
В целом ООО «Вагонмашстрой» считает, что внесенные 22 декабря 2011 года в извещение о проведении Конкурса и конкурсную документацию изменения, в том числе касающиеся квалификационных требований к претендентам на участие в Конкурсе, способствовали тому, чтобы только конкурсная заявка ООО «Транспортная Ремонтная Компания» могла удовлетворять предъявляемым требованиям.

IV. После полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, а также представленных его участниками документов и сведений, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.
Представленные ОАО «ФПК» письменные обоснования не свидетельствуют о целесообразности ряда внесенных 22 декабря 2011 года изменений в извещение о проведении Конкурса и его конкурсную документацию.
Так, представленные ОАО «ФПК» сведения не содержат информации о том, чем именно обусловлен требуемый объем среднегодового опыта выполнения Работ и каким образом были рассчитаны данные требования, а именно не менее 15% (порядка 969 814 983 рублей) от ориентировочного годового объема, указанного в техническом задании Конкурса, которым должен обладать претендент на участие в Конкурсе. Обществом не представлены соответствующие расчеты, а также основания и методика их проведения.
При этом Комиссией ФАС России не выявлены иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «Транспортная Ремонтная Компания», имеющие опыт выполнения Работ, соответствующий требованиям конкурсной документации, а также удовлетворяющие требованиям по наличию филиалов или представительств в местах нахождения вагонных депо и вагонных участков, передаваемых в аренду победителю по Конкурсу.
В своем ответе от 05.03.2012 № Исх-1595/ФПК ОАО «ФПК», в частности, сообщило, что учитывая сложность и объем работ, являющихся предметом Конкурса, а также широкую номенклатуру обслуживаемых узлов и систем, специфика работ по которым существенно различается, необходимо чтобы претенденты имели значительный опыт выполнения всех видов работ по всей номенклатуре узлов и систем. Вместе с тем, предлагаемая в конкурсной документации форма представления сведений об имеющемся у претендента опыте выполнения Работ, аналогичных предмету Конкурса (Приложение № 4 к конкурсной документации), не предполагает представления сведений таким образом, чтобы из них можно было сделать вывод о наличии (отсутствии) у того или иного претендента опыта выполнения «всех видов работ по всей номенклатуре узлов и систем».
При обосновании объединения всех Работ по Конкурсу в один лот ОАО «ФПК» не представлены конкретные факты, свидетельствующие об имеющемся у общества негативном опыте распределения Работ между несколькими хозяйствующими субъектами, с подробным описанием наступивших последствий и приложением копий подтверждающих документов.
Также Комиссия ФАС России считает, что ОАО «ФПК» не представлены достаточные обоснования установленного в конкурсной документации требования по представлению претендентами на участие в Конкурсе, в случае отсутствия у них необходимого оборудования, программы дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса, учитывая, что такая программа, на момент проведения Конкурса, уже была составлена специалистами ОАО «ФПК».
В соответствии с подпунктом 8.1. пункта 8 технического задания Конкурса всем претендентам, выкупившим конкурсную документацию, предоставляется право проведения технического аудита пассажирских вагонных депо и участков. Для этого претендент должен заполнить Заявку согласно приложению № 9 к конкурсной документации и направить ее организатору. Претенденту, представившему заявку, оформляется допуск в пассажирские вагонные депо и участки.
Для составления программы дооснащения претендентам на участие в Конкурсе был отведен 21 календарный день (с 22.12.2011 - даты внесения изменений в конкурсную документацию до 12.01.2012 – даты окончания сроков подачи конкурсных заявок) из которых 11 дней приходится на выходные и праздничные дни. Таким образом, претендентам на участие в Конкурсе необходимо было за указанный период посетить и провести аудит имеющегося оборудования и его состояния или получить иным образом информацию относительно оснащенности 53 вагонных депо и вагонных участка, расположенных в различных регионах Российской Федерации.
Кроме того, установленная ОАО «ФПК» форма программы дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента (приложение № 3.2 к конкурсной документации) предполагает лишь указание суммарного размера инвестиций во все депо и участки, которые предлагает осуществить претендент в конкретный год. При этом в указанной форме не предусмотрено ни указание вагонного депо или участка, в который планируется инвестировать указанную сумму, ни наименование и количество оборудования, планируемого к приобретению.
Таким образом, с учетом изложенного, требование ОАО «ФПК» о необходимости представления претендентами на участие в Конкурсе программы дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса является избыточным, а сведения, содержащиеся в указанной программе, не могут быть использованы и каким-либо образом оценены организатором Конкурса, так как полностью обезличены.

В ходе рассмотрения дела № 1 17/29-12 Комиссией ФАС России установлено, что 26 марта 2010 года ОАО «РЖД» в лице филиала - Федеральной пассажирской дирекции проведен аналогичный Конкурсу открытый конкурс № 767 на право заключения договора по выполнению работ технического обслуживания и ремонта электрического и электронного оборудования в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 (техническое обслуживание), ТР (текущий ремонт), ДР (деповской ремонт), КР-1 (капитальный ремонт первого объема) в пассажирских вагонах всех типов, находящихся в собственности ОАО «РЖД», в вагонных депо Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД» в 2010 – 2020 годах (далее – Конкурс № 767).
Объем работ по Конкурсу № 767 пропорционально разделен на три лота. Вагонные депо и участки в количестве 17 единиц, на базе которых предусматривается выполнение соответствующих работ, разделены по территориальному принципу на 3 лота.
Согласно конкурсной документации по Конкурсу № 767, к претендентам на участие в нем также были предъявлены требования о наличии опыта выполнения соответствующих работ, но без конкретизации каких-либо сумм выручки по данному виду деятельности (аналогично первоначальной редакции требований по Конкурсу). Представлять программу дооснащения вагонных депо и участков по Конкурсу № 767 не требовалось. Кроме того, отсутствовали требования относительно необходимости наличия у претендентов на участие в Конкурсе № 767 оборудования, необходимого для выполнения работ по нему.
Таким образом, первоначальные квалификационные требования Конкурса, то есть требования, предъявляемые к участникам Конкурса до внесения изменений в его конкурсную документацию от 22.12.2011 года, были аналогичны квалификационным требованиям Конкурса № 767, успешно проведенного в 2010 году.
Решением конкурсной комиссий победителем по всем трем лотам Конкурса № 767 признано ООО «Транспортная Ремонтная Компания» на основании чего, между ним и ОАО «ФПК» сроком на 10 лет заключены договоры от 27 мая 2010 года № ФПК-332/10, ФПК-333/10 и ФПК-334/10, которые исполняются по настоящее время.
Следовательно, начиная с мая 2010 года на базе 17 вагонных депо и вагонных участков ОАО «ФПК» работы по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в пассажирских вагонах всех типов проводит ООО «Транспортная Ремонтная Компания». Аналогичные работы в оставшихся вагонных депо и вагонных участках, до проведения Конкурса, ОАО «ФПК» проводило самостоятельно.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что на момент проведения Конкурса только ООО «Транспортная Ремонтная Компания» удовлетворяло установленному ОАО «ФПК» требованию в части наличия среднегодового опыта выполнения Работ, аналогичного предмету Конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема, указанного в техническом задании Конкурса. Из письма ОАО «ФПК» от 22.05.2012 № Исх-829/ФПКЮ, также следует, что обществу не известны другие участники рынка (помимо ООО «Транспортная Ремонтная Компания»), обладающие опытом выполнения работ, аналогичных предмету Конкурса, удовлетворяющим установленным требованиям конкурсной документации.
По мнению Комиссии ФАС России, внесенные в конкурсную документацию изменения в части ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на участие в Конкурсе, не обоснованы и избыточны. Соответствующие действия ОАО «ФПК» привели к ограничению конкуренции при проведении Конкурса, выраженному в необоснованном сокращении числа его участников.
Также Комиссия ФАС России посчитала обоснованными доводы ООО «Вагонмашстрой» о том, что ряд оснований, указанных в Протоколе рассмотрения заявок, по которым конкурсная заявка общества на участие в Конкурсе была отклонена, не соответствуют действительности.
Так, Комиссией ФАС России установлено, что гарантийное письмо о наличии возможности выполнения ООО «Вагонмашстрой» Работ, заверенное печатью и подписью, с приложением сведений о наличии филиалов/представительств по месту нахождения объектов заказчика (ОАО «ФПК») представлено в конверте Б, пункт 8, его конкурсной заявки.
Справка об имеющемся у ООО «Вагонмашстрой» праве поставки основных запасных частей и оборудования в части номенклатурного перечня, определенного пунктом 2.2. конкурсной документации, подтвержденного договорами с производителями или их официальными дилерами представлена в конверте Б, пункт 9, конкурсной заявки указанного хозяйствующего субъекта.
В этой связи, соответствующие основания отклонения конкурсной заявки ООО «Вагонмашстрой» на участие в Конкурсе противоречат фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Методикой оценки конкурсных заявок участников Конкурса, утвержденной председателем конкурсной комиссии ОАО «ФПК», оценка конкурсных заявок осуществляется экспертной группой на основании рассмотрения и анализа представленных в составе конкурсной заявки документов, с использованием пяти критериев, в зависимости от степени соответствия которым, участнику Конкурса присваивается определенное количество баллов. В дальнейшем, с применением определенной формулы, проводится подсчет, результаты которого и определяют победителя. В указанной формуле, помимо количества набранных участником баллов, также учитываются общее количество участников Конкурса и предложенная каждым из них стоимость ценового предложения.
Необходимо отметить, что ценовое предложение ООО «Вагонмашстрой» значительно ниже ценового предложения ООО «Транспортная Ремонтная Компания» - победителя Конкурса.
Наименование претендента на участие в Конкурсе Ценовое предложение Разница в ценовом предложении с победителем по Конкурсу Разница с
ориентировочной стоимостью выполняемых по Конкурсу Работ за 12 месяцев
(6 465 433 223, 58), установленной
ОАО «ФПК»
ООО «Транспортная Ремонтная Компания»
6 433 098 566,11 Победитель 32 334 657,47

ООО «Вагонмашстрой»
5 741 301 302,74 691 797 263,37 724 131 920,84
В случае допуска к участию в Конкурсе ООО «Вагонмашстрой» и ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания», поданные ими конкурсные заявки могли составить конкуренцию предложению ООО «Транспортная Ремонтная Компания», что, в свою очередь, могло повлиять на итоговый результат торгов.
Таким образом, после полного и всестороннего изучения обстоятельств дела № 1 17/29-12 Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия ОАО «ФПК» по внесению изменений в конкурсную документацию по Конкурсу в части ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на участие в нем, привели к ограничению конкуренции в связи с сокращением числа возможных участников Конкурса.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган уполномочен обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, с исками, заявлениями о признании торгов недействительными.
В ходе рассмотрения дела № 1 17/29-12 Комиссией ФАС России не получено доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ОАО «ФПК», являющихся предметом рассмотрения по указанному делу, нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ОАО «РЖД» не являлось инициатором внесенных в конкурсную документацию изменений, в том числе, касающихся квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на участие в Конкурсе, а также, при проведении Конкурса, выступало исключительно в качестве его организатора и на основании договора оказания услуг от 21 февраля 2011 года № 33-ЦКЗ предоставляло ОАО «ФПК» услуги по его проведению, в действиях ОАО «РЖД» Комиссия ФАС России не выявила нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 1 17/76-12 по признакам нарушения ОАО «Федеральная пассажирская компания» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения.
2. Признать ОАО «Федеральная пассажирская компания» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Обратиться в суд с заявлением о признании открытого конкурса № 1732/ОК-ОАО "ФПК"/2012-2026/Д на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 (техническое обслуживание), ТР (текущий ремонт), ДР (деповской ремонт), КР-1 (капитальный ремонт первого объема) в пассажирских вагонах всех типов в 2012-2026 годах и заключенного по результатам его проведения договора между ОАО «ФПК» и ООО «Транспортная Ремонтная Компания» недействительными.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь