Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Комплексные энергетические решения»

18 октября 2012, 11:50

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ОАО «Комплексные энергетические решения»

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Резолютивная часть оглашена 15.10.2012
В полном объеме изготовлено 18.10.2012

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Комплексные энергетические решения» на действия заказчика ОАО «Особые экономические зоны» (125009, г. Москва, Тверской бульвар, д. 6) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству внутриплощадочных автомобильных дорог и тротуаров, внутриплощадочных сетей и сооружений водопровода, внутриплощадочных сетей и сооружений хозяйственно-бытовой канализации, внутриплощадочных сетей ливневой канализации, внутриплощадочной кабельной эстакады (строительная часть) в составе проекта: «Объекты инженерной инфраструктуры и транспортной сети особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области – 1-й этап строительства» в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Комплексные энергетические решения» (далее - Заявитель) вх. № 56197 от 08.10.2012 на действия заказчика ОАО «Особые экономические зоны» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству внутриплощадочных автомобильных дорог и тротуаров, внутриплощадочных сетей и сооружений водопровода, внутриплощадочных сетей и сооружений хозяйственно-бытовой канализации, внутриплощадочных сетей ливневой канализации, внутриплощадочной кабельной эстакады (строительная часть) в составе проекта: «Объекты инженерной инфраструктуры и транспортной сети особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области – 1-й этап строительства» (далее - Конкурс).
Из жалобы следует, что Заявителем была подана заявка на участие в Конкурсе, которая по результатам оценки и сопоставления всех заявок, поданных на участие в Конкурсе, заняла третье место. При этом Заявитель утверждает, что предложенная в заявке цена договора была наименьшей по сравнению с заявками других участников.
Кроме того, Заявитель утверждает, что ряд положений конкурсной документации Конкурса (далее – Конкурсная документация) противоречит требованиям действующего законодательства, ограничивает конкуренцию между участниками закупки и влечет невозможность объективной оценки поданных участниками заявок, в связи с чем Заявитель просит приостановить процедуру закупки и заключения договора и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Конкурсной документации и положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «ОЭЗ» (далее – Положение о закупке).
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика Комиссия установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
Заявитель является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет сто процентов.
Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности Заказчик должен руководствоваться положениями Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке Заказчика было утверждено Советом директоров Заказчика 26.04.2012 (с изменениями, утвержденными Советом директоров Заказчика 31.08.2012 протоколом № 39).
Извещение о проведении конкурса и Конкурсная документация были размещены Заказчиком на сайте www.russez.ru 05.09.2012.
На участие в Конкурсе было подано 5 заявок. Все поданные заявки были допущены к участию в Конкурсе.
Порядок проведения Конкурса установлен Положением о закупке и Конкурсной документацией.
Согласно пункту 21 раздела 2 «Информационная карта конкурса» Конкурсной документации поданные на участие в Конкурсе заявки оцениваются по следующим критериям: цена договора (значимость – 50%) и качество работ и квалификация участника конкурса (значимость – 50%).
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе описан в раздела 2 «Информационная карта конкурса» Конкурсной документации.
При оценки заявки участника Конкурса по критерию качество работ и квалификация участника конкурса каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Оценка по показателям осуществляется экспертным методом. Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки на участие в конкурсе вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по рассматриваемому критерию.
Подав заявку на участие в Конкурсе, Заявитель тем самым согласился со всеми условиями и требованиями, содержащимися в Конкурсной документации, в том числе, с предложенным порядком оценки заявок.
В жалобе заявитель указал, что в протоколе № 217К-03/2012/3 от 28.09.2012 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решение каждого члена комиссии (таблички с рейтинговыми значениями по критериям) содержит абсолютно одинаковые цифры в обоих столбцах в отношении соответствующих заявок, что свидетельствует о нарушении порядка оценки.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, данное обстоятельство не может рассматриваться как подтверждение нарушения членами комиссии Заказчика порядка оценки заявок, поскольку при принятии решения члены комиссии вправе обсуждать оцениваемые заявки и вырабатывать общее мнение по вопросам оценки конкурсных заявок.
Из жалобы Заявителя следует, что при размещении Заказчиком информации о закупке товаров, работ, услуг на сайте Заказчика не отражается информация о дате и времени размещения документации и иной информации о закупке, что может повлечь нарушение прав лиц, желающих подать заявку на участие в закупке.
Вместе с тем, Заявителем не были представлены доказательства того, что при размещении Конкурсной документации Заказчиком были нарушены требования, установленные Законом о закупках, Положением о закупке или Конкурсной документацией.
Заказчик в свою очередь отметил, что при размещении Конкурсной документации и извещения о проведении Конкурса действовал в соответствии с требованием Пложения о закупке и Закона о защите конкуренции и сроки размещения указанных документов в сети интернет нарушены не были.
По вопросу наличия в Конкурсной документации положений, противоречащих требованиям действующего законодательства, ограничивающих конкуренцию между участниками закупки и влекущих невозможность объективной оценки поданных участниками заявок Комиссией установлено следующее.
Подпунктами 14.2 - 14.5 раздела 2 Конкурсной документации установлено, что в числе документов, подтверждающих квалификацию участника Конкурса, необходимо представить: копии разрешений на использование иностранных работников, копии дипломов, сертификатов о повышении квалификации и др.; сведения о деловой репутации участника закупки (копии писем, положительных отзывов и др.); дополнительные сведения о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки (копии исполненных (действующих) договоров, государственных контрактов, копии Актов сдачи-приемки работ, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат и др.); сведения о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг), являющихся предметом закупки (копии документов, подтверждающих право собственности на производственные мощности, технологическое оборудование и др.).
Заявитель утверждает, что указанные положения Конкурсной документации сформулированы неоднозначно и не дают возможность при подаче заявки понять какие именно и в каком количестве должны быть представлены указанные выше документы.
Согласно пункту 2.2 Конкурсной документации любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Заказчик обязан направить разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Запросов о разъяснении рассматриваемых положений Конкурсной документации Заявителем в адрес заказчика направлено не было.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что указанные выше перечни документов являются открытыми и Заявитель вправе был предоставить все документы, которые, по его мнению, дали бы возможность конкурсной комиссии Заказчика оценить качество работ и квалификацию Заявителя.
Таким образом, по мнению Комиссии, требование о предоставлении в составе заявки материалов и документов, указанных в подпунктах 14.2 - 14.5 раздела 2 Конкурсной документации, не противоречит требованиям действующего законодательства и не ограничивает возможность участия в Конкурсе всех заинтересованных лиц.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, при проведении закупки работ, связанных со строительством, производством текущего или капитального ремонта, целесообразно использовать способы закупки, основным или наиболее значимым критерием оценки заявок по которым будет являться цена выполнения соответствующих работ.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Комплексные энергетические решения» вх. № 56197 от 08.10.2012 на действия заказчика ОАО «Особые экономические зоны» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству внутриплощадочных автомобильных дорог и тротуаров, внутриплощадочных сетей и сооружений водопровода, внутриплощадочных сетей и сооружений хозяйственно-бытовой канализации, внутриплощадочных сетей ливневой канализации, внутриплощадочной кабельной эстакады (строительная часть) в составе проекта: «Объекты инженерной инфраструктуры и транспортной сети особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области – 1-й этап строительства» необоснованной.
2. Направить в Минэкономразвития России письмо с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности применения Заказчиками при закупке работ, связанных со строительством, способов закупки, предполагающих отбор победителя преимущественно по критерию цены выполнения работ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь