Решение и предписание по делу по заявлению ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»

01 октября 2012, 12:38
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/85-12

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Субботин П.Т. –заместитель руководителя ФАС России;
члены Комиссии:
Королев В.Г. – начальник Управления контроля электроэнергетики;
Воронин А.С. – начальник отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики;
Баскакова Д.Ю. – главный специалист-эксперт судебной работы Правового управления,
рассмотрев дело № 1 10/85-12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (юридический адрес: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

В адрес ФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (далее – ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ») с просьбой выдать в адрес Открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ОАО «ФСК ЕЭС») предупреждение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В целях пресечения действий (бездействия) ОАО «ФСК ЕЭС», которые могут привести к ущемлению интересов ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» ФАС России было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 07.06.2012 № ЦА/17930, согласно которому ОАО «ФСК ЕЭС» в течение 14 дней с момента получения предупреждения надлежало заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии с ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».
Данное предупреждение получено ОАО «ФСК ЕЭС» 15.06.2012 года, что подтверждается выпиской из системы учета и контроля почтовых отправлений (почтовый идентификатор 12399551023572).
Вместе с тем, 03.08.2012 в адрес ФАС России поступило письмо ОАО «ФСК ЕЭС», согласно которому ОАО «ФСК ЕЭС» просит разъяснить суть допущенного нарушения и действия, которые необходимо предпринять для устранения нарушения.
По результатам рассмотрения указанных документов (материалов) ФАС России возбуждено дело № 1 10/85-12 (приказ ФАС России от 27.08.2012 № 549) по признакам нарушения ОАО «ФСК ЕЭС» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением ФАС России от 29.08.2012 года о назначении дела № 1 10/85-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 29.08.2012 № ПС/28112) рассмотрение дела назначено на 07.09.2012.
На заседании Комиссии, состоявшемся 07.09.2012, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, с учетом наличия надлежащих доказательств уведомления о рассмотрении дела лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия установила следующее.
Между ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и ОАО «РЖД» заключены договоры купли-продажи электрической энергии сроком действия до 2023 года (с возможностью пролонгации), в соответствии с которыми ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» обязалось в интересах ОАО «РЖД» урегулировать с сетевой организацией отношения по передаче электрической энергии.
ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» урегулировало отношения по передаче электрической энергии по ЕНЭС с ОАО «ФСК ЕЭС» путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.01.2007 № 230/П сроком действия до 31.12.2013 года включительно.
Руководствуясь пунктом 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» письмом от 20.03.2012 № 1291-АИ-РЭС/12 направило в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» необходимые документы для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии сроком действия с 01.01.2014.
В нарушение пункта 20 Правил ОАО «ФСК ЕЭС» по истечении 30 дней не направило в адрес ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» проект договора. Письмом от 20.04.2012 № БР-3487 ОАО «ФСК ЕЭС» сообщило следующее:
1. Отношения, связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии в части потребителей:
- Северная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Вологодской, Архангельской и Костромской областей;
- Горьковская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Удмуртской Республики, Нижегородской области и Чувашской Республики;
- Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Приморского края;
- Западно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Кемеровской области;
- Южно-Уральская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Оренбургской области;
- Приволжская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Саратовской области;
- Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Тверской, Ленинградской, Новгородской областей и г.Санкт-Петербрга;
- Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в гарницах Московской области
в настоящее время урегулированы в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС между ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» от 22.01.2007 № 230/П.
ОАО «ФСК ЕЭС» в части указанных потребителей предложило сохранить отношения по договору от 22.01.2007 № 230/П.
2. Объекты электросетевого хозяйства ОАО «ФСК ЕЭС», к которым технологически присоединены потребители:
- Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Республики Бурятия;
- Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Забайкальского края и Амурской области;
- Горьковская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Свердловской и Кировской областей;
- Северная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Кировской области;
- Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в границах Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области
в настоящее время находятся в аренде у ОАО «МРСК Сибири», ОАО «МРСК Урала», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Дальневосточная распределительная компания», в результате чего технологическое присоединение вышеуказанных потребителей к электрической сети ОАО «ФСК ЕЭС» отсутствует.
Представители ОАО «ФСК ЕЭС» на заседании Комиссии пояснили, что по мнению ОАО «ФСК ЕЭС» оснований для заключения сторонами нового договора не имеется, отказ в заключении нового договора с ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» является обоснованным. В обоснование своей позиции, представители ОАО «ФСК ЕЭС» сослались на позицию, изложенную в письме ОАО «ФСК ЕЭС» от 20.04.2012 № БР-3487 в адрес ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».
Представители ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» на заседании Комиссии подтвердили требования, изложенные в заявлении, а также отметили, что договоры энергоснабжения с потребителями, указанными в заявках ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», заключены на срок до 31.12.2023 года с возможностью дальнейшей пролонгации. Данные потребители непосредственно присоединены к объектам ЕНЭС. Следовательно, обращение ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» к ОАО «ФСК ЕЭС» как к единственной организации, которая в силу действующего законодательства будет иметь право с 01.01.2014 оказывать услуги по передаче электроэжнергии посредством ЕНЭС, является правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» ОАО «ФСК ЕЭС» определено в качестве организации по управлению ЕНЭС.
В силу части 1 статьи 9, части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике заключение публичного договора оказания услуг по передаче электрической энергии является обязательным для ОАО «ФСК ЕЭС».
В соответствии с пунктом 24 Правил сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае:
а) отсутствия у потребителя услуг заключенного договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
б) отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме - если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения;
в) направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации. При этом обязательным условием для заключения договора с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор, а для организаций, осуществляющих деятельность по экспорту-импорту электрической энергии - наличие соединения электрических сетей этой сетевой организации с электрическими сетями соседних государств, по территориям которых осуществляются экспортно-импортные поставки электрической энергии;
г) отсутствия у организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащим лицам, которые ограничены в соответствии с Законом об электроэнергетике в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, вследствие незаключения этими лицами договора, определяющего порядок использования указанных объектов, с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Иные основания для отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии у сетевой организации отсутствуют.
В соответствии с пунктом 10.3 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.01.2007 № 230/П любая из сторон договора до окончания срока действия договора имеет право внести предложение о заключении нового договора. При этом до заключения нового договора отношения сторон регулируются договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.01.2007 № 230/П.
Необходимо отметить, что предусмотренная статьей 26 Закона об электроэнергетике и пунктом 9 Правил обязанность по заключению сетевой организацией договора оказания услуг по передаче электрической энергии является безусловной и не зависит от каких-либо иных обстоятельств за исключением необходимости наличия факта технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона об электроэнергетике ОАО «ФСК ЕЭС» вправе передавать в аренду МРСК объекты электросетевого хозяйства только до 01.01.2014.
Таким образом, объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности ОАО «ФСК ЕЭС», могут находиться в аренде у МРСК только до 01.01.2014.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются естественной монополией.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по делу № 1 10/85-12

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ФСК ЕЭС» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного отказа от заключения с ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» договора на оказание услуг по передаче электрической энергии
2. Выдать ОАО «ФСК ЕЭС» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/85-12

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Субботин П.Т. –заместитель руководителя ФАС России;
члены Комиссии:
Королев В.Г. – начальник Управления контроля электроэнергетики;
Воронин А.С. – начальник отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики;
Баскакова Д.Ю. – главный специалист-эксперт судебной работы Правового управления.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 07.09.2012 по делу № 1 10/85-12 о нарушении Открытым акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (юридический адрес: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «ФСК ЕЭС» в течение 14 дней с момента получения решения и предписания ФАС России по делу № 1 10/85-12 направить в адрес ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» подписанный со своей стороны проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии сроком действия с 01.01.2014г. по заявке ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» (письмо от 20.03.2012 № 1291-АИ-РЭС/12).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь