Решение и предписание по делу по жалобе ООО «УСК «Сибиряк»

26 сентября 2012, 09:15
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении
законодательства Российской Федерации о размещении заказов

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «УСК «Сибиряк» (далее – Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения «Управление капитального строительства МЧС России» (далее – Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО «Сбербанк – АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству филиала «Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» в Сибирском региональном центре, г. Красноярск (номер извещения 0373100046912000138) (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) разъяснение положений документации об Аукционе по соответствующему запросу Заявителя.
2. Заказчиком не установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в Аукционе в части предоставления копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку из буквального толкования пунктов 4.2 и 5.2 Инструкции участникам размещения заказа документации об Аукционе «нельзя определить требуется или нет предоставление» указанной лицензии в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе установлено неправомерное требование о рассмотрении спорных вопросов, возникающих при исполнении контракта, в том числе Третейским судом Москвы.
На заседание Комиссии представлена телеграмма Заявителя от 13.09.2012 с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Заявителя.
Представитель Заказчика согласился с доводами Заявителя и сообщил, что Заказчиком по техническим причинам не размещено разъяснение положений документации об Аукционе на Официальном сайте по запросу Заявителя. При этом 15.09.2012 на Официальном сайте Заказчиком размещены изменения в документацию об Аукционе, в соответствии с которыми в документации об Аукционе не установлены требования о предоставлении копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в составе второй части заявки на участие в Аукционе, а также положения о рассмотрении спорных вопросов, возникающих при исполнении контракта, Третейским судом Москвы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе от 30.08.2012 начальная (максимальная) цена контракта – 1 430 000 000 рублей, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 17.09.2012.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе от 15.09.2012 начальная (максимальная) цена контракта – 991 329 732 рубля, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 01.10.2012.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом в соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Оператором электронной площадки на заседание Комиссии представлено графическое изображение информации, отображаемой на электронной площадке, подтверждающее, что Заявителем 28.08.2012 посредством электронной площадки направлен запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии подтверждено, что Заказчиком не размещено разъяснение положений документации об Аукционе на Официальном сайте по запросу Заявителя по причине возникновения технических неполадок в работе организации, предоставляющей Заказчику услуги доступа к сети «Интернет». Однако представителем Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности разместить на Официальном сайте указанное разъяснение положений документации об Аукционе в срок, установленный частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не размещено разъяснение положений документации об Аукционе на Официальном сайте по соответствующему запросу Заявителя, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктами 2 пунктов 4.2 и 5.2 Инструкции участникам размещения заказа документации об Аукционе от 30.08.2012 установлено требование предоставить в составе второй части заявки на участие в Аукционе «копию лицензии на производство работ по монтажу ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (не требуется)».
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предоставление копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в составе второй части заявки на участие в Аукционе не требуется. При этом 15.09.2012 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе в части исключения указаний на предоставление копии указанной лицензии в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
3. Согласно пункту 13.3 проекта контракта документации об Аукционе спорные вопросы, возникающие при исполнении Контракта, разрешаются Арбитражным судом Москвы или Третейским судом Москвы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации, а, следовательно, не имеют полномочий рассматривать дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, которые подведомственны арбитражному суду.
Таким образом, в связи с тем, что разрешение подобных споров третейским судом не предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов, положение проекта контракта документации об Аукционе о разрешении спорных вопросов Третейским судом Москвы не соответствует положениям Закона о размещении заказов, является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Заказчиком 15.09.2012 устранены последствия указанного нарушения Закона о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об Аукционе в части исключения положений о разрешении спорных вопросов, возникающих при исполнении контракта, Третейским судом Москвы.
4. В соответствии с частью 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. В течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об открытом аукционе, размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте.
Извещением о проведении Аукциона от 30.08.2012 установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 17.09.2012. При этом изменения в документацию об Аукционе размещены Заказчиком на Официальном сайте 15.09.2012 в 16:01.
Таким образом, Комиссией установлено, что изменения в документацию об Аукционе размещены Заказчиком на Официальном сайте за один день до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, установленного извещением о проведении Аукциона от 30.08.2012. Указанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
5. Подпунктами 5 пунктов 4.2 и 5.2 Инструкции участникам размещения заказа документации об Аукционе от 30.08.2012 установлено требование предоставить в составе второй части заявки на участие в Аукционе «копию (копии) собственного действующего допуска СРО по виду работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с ограничением максимальной суммы по данному виду работ по одному договору, превышающим предложение участника размещения заказа».
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, зависит от стоимости объекта капитального строительства, организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которого планирует осуществлять член саморегулируемой организации.
В силу Приказа Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ подлежат указанию сведения о стоимости работ по одному договору, в пределах которой лицо, осуществляющее свидетельство, вправе выполнять работы.
В соответствии с частью 7 статьи 41.10 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, является обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника размещения заказа на торгах.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о том, что стоимость работ по одному договору, указанная в свидетельстве о допуске к работам по организации строительства, должна превышать предложение участника размещения заказа о цене контракта, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «УСК «Сибиряк» обоснованной в части действий Заказчика, не разместившего разъяснения положений документации об Аукционе на Официальном сайте по соответствующему запросу Заявителя, а также установившего в документации об Аукционе неправомерное требование о рассмотрении спорных вопросов, возникающих при исполнении контракта, в том числе Третейским судом Москвы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 9, части 4 статьи 11, частей 4, 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № К – 1774/12 об устранении
нарушений законодательства о размещении заказов

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) на основании решения от 17.09.2012 по делу № К – 1774/12, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «УСК «Сибиряк» (далее – Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения «Управление капитального строительства МЧС России» (далее – Заказчик) при проведении ЗАО «Сбербанк – АСТ» открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству филиала «Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» в Сибирском региональном центре, г. Красноярск (номер извещения 0373100046912000138) (далее – Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Оператору электронной площадки:
- вернуть участникам размещения заказа ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 17.09.2012 по делу
№ K–1774/12 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 17.09.2012 по делу № K – 1774/12.
5. Заказчику, Оператору электронной площадки в срок до 01.10.2012 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (499) 254-8300 и электронной почте galich@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела от 17.09.2012 № К–1774/12 соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ведущий заседание Комиссии: Д.М. Баширова

члены Комиссии: Г.А. Абрамов

Н.В. Маркова

Ю.П. Маринова

Е.Е. Савельева
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь