Решение по делу по обращению НАСА, ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» и ООО «Торнадо»

06 сентября 2012, 15:01
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/72-12 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2012 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина В.Б. – начальника Управления контроля органов власти; Кузнецова А.В. – заместителя начальника Управления контроля органов власти; Урюкиной Е.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли; Шипунова В.А. – заместителя начальника Аналитического управления; Садовниковой М.И. – заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Мухлынова Р.В. – заместителя начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Есафовой О.В. – советника отдела агропромышленного комплекса Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса; Кот М.Ю. – консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления; Зайцевой Н.Н. – консультанта отдела судебной работы Правового управления, рассмотрев дело № 1 15/72-12, возбужденное в отношении Архангельского областного Собрания депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) в присутствии:
- представителя Архангельского областного Собрания депутатов Чувашевой О.А. (доверенность от 06.08.2012 № 02-08/790);
- представителей Национальной ассоциации производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя (далее - НАСА) Галимовой А.А. (доверенность от 14.08.2012 б/н), Касиева Д.Г (доверенность от 14.08.2012 б/н) и Дурдыева О.А. (доверенность от 14.08.2012 б/н);
- представителя ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» Корнеева Д.Г. (доверенность от 03.08.2012 № 7205-Е);
- представителя ООО «Торнадо» Анчугова А.В. (доверенность от 13.08.2012 б/н),
- представителя Правительства Архангельской области Ергина А.Н. (доверенность от 17.08.2012 № 02-02/53);
- представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) Ходячих С.Е. (доверенность от 15.08.2012 № 59)
в отсутствии представителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) при наличии подтверждения надлежащего уведомления о месте и времени проведения заседания Комиссии,

У С Т А Н О В И Л А:
Основанием для возбуждения дела № 1 15/72-12 послужили обращения НАСА от 15.06.2012 № 03/02-47, ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» от 01.07.2012 б/н, и ООО «Торнадо» от 10.07.2012 № 712, содержащие информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства и законодательства об основах регулирования торговой деятельности Архангельским областным Собранием депутатов, выразившихся в принятии закона Архангельской области от 04.06.2012 № 487-31-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 7 областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (принят постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 30.05.2012 № 1364) (далее – Закон Архангельской области).
Пунктом 2 статьи 1 и статьей 2 Закона Архангельской области устанавливается с 01.07.2012 запрет розничной продажи на территории Архангельской области спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции, винных напитков с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных напитков).
Рассмотрев представленные НАСА, ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» и ООО «Торнадо» материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктами "ж", "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон 171-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 2 Закона 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации розничная продажа осуществляется посредством заключения публичного договора, поскольку отдельные виды алкогольной продукции запрещены к розничной продаже, они не могут выступить предметом публичного договора. Таким образом, запрет розничной продажи отдельных видов алкогольной продукции не может являться дополнительным условием розничной продажи алкогольной продукции.
В противоречие пункту 5 статьи 16 Закона 171-ФЗ Закон Архангельской области устанавливает не дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, и не полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, а запрет на розничную продажу на территории Архангельской области отдельных видов алкогольной продукции.
В соответствии с Законом 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов.
В материалы дела ООО «Торнадо», ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» представлены свидетельства о государственной регистрации запрещенных к розничной продажи на территории Архангельской области с 01.07.2012 напитков слабоалкогольных «Ред Девио Сила», «Ягуар Супер Лайт», «Черный Русский со вкусом кофе двойной эспрессо 7,0% об.» и др., согласно которым указанные напитки изготовлены в соответствии с ГОСТ Р 52845-2007 «Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия» и соответствуют единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), указанная продукция прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования.
В материалах дела имеются декларации соответствия и сертификаты соответствия указанной продукции обязательным требованиям ГОСТ Р 52845-2007 «Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия», СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и Единым СанЭиГ требованиям, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза №299.
Проанализировав материалы дела, выслушав позиции сторон, Комиссия установила, что установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации запрета розничной продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Решением Архангельского областного суда от 07.08.2012 по делу № 3-37 пункт 2 статьи 1 Закона Архангельской области признан недействующим.
Запрет розничной продажи на территории Архангельской области иных видов алкогольной продукции (кроме спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции, винных напитков с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных напитков)) законодательством Архангельской области не установлен.
Согласно имеющемуся в материалах дела опросу 466 респондентов, проведенному в городе Архангельск на тему: «Какие алкогольные напитки Вы будете употреблять, если в розничной продаже не будет слабоалкогольных напитков?», только 0,2% опрошенных заявили об отказе от употребления алкогольной продукции, 99,8% опрошенных заявили о том, что начнут употребление иных видов алкогольной продукции.
После принятия Закона Архангельской области в адрес ООО «Торнадо» поступили уведомления о приостановке закупок спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции.
Так например, осуществляющие поставки спиртных напитков на территорию Архангельской области ООО «Долина» и ООО ТД «Пять звезд-Юг» письмами б/н б/д и от 01.06.2012 № 221/12 соответственно уведомили ООО «Торнадо» о приостановке закупок таких спиртных напитков в связи с отказом клиентов, осуществляющих розничную торговлю спиртными напитками, от их закупок в связи со вступлением в силу с 01.07.2012 соответствующего запрета.
В соответствии с расчетом, представленным в материалы дела ООО «Торнадо», объем выручки от реализации спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 до 9 % объема готовой продукции в Архангельской области за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 составил 14 774 913 рублей.
В соответствии со сведениями представленными ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» по договору поставки от 01.11.2011 № 2298 ООО «Лидер» осуществляло реализацию пивных напитков на территории Архангельской области. В период с 01.01.2012 по 31.06.2012 ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» реализовано 2 711 544 литров пивных напитков. В мае-июне в адрес ООО «Лидер» поставлено 1 201 302 литра пивных напитков, в связи с введением с 01.07.2012 запрета розничной продажи пивных напитков на территории Архангельской области ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» вывезло не реализованную ООО «Лидер» продукцию общей стоимостью 15 958 285,51 рублей, в связи с чем ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» понесло затраты в виде транспортных расходов на сумму 387 000 рублей. По расчетам ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» объем недополученного дохода от реализации пивных напитков на территории Архангельской области в 2012 году составит более чем 178 млн. рублей.
Необоснованный запрет розничной продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, повлек для хозяйствующих субъектов возникновение убытков, в том числе упущенной выгоды, ограничивает права хозяйствующих субъектов на продажу и обмен товаров, а также ограничивает продажу отдельных видов товаров на территории Архангельской области. При этом подобные требования к розничной продаже иных видов алкогольной продукции Архангельским областным Собранием депутатов не установлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о создании преимущественных условий доступа на товарный рынок для отдельных видов алкогольной продукции.
Последствиями указанных действий явилось ограничение конкуренции на рынке розничной продажи на территории Архангельской области алкогольных напитков, выразившиеся в сокращении числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки и розничную продажу спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции, винных напитков с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 9 процентов объема готовой продукции и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных напитков), а также в отказе хозяйствующих субъектов, осуществлявших поставки и розничную продажу указанной продукции, от самостоятельных действий на товарном рынке.
В соответствии с пунктами 7 и 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
Подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле предусматривает запрет органам государственной власти субъектов на принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия установила в действиях Архангельского областного Собрания депутатов нарушение пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле, выразившегося в принятии закона Архангельской области от 04.06.2012 № 487-31-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 7 областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», что ограничивает права хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, ограничивает продажу отдельных видов товаров на территории Архангельской области, а также приводит к ограничению конкуренции на рынке розничной продажи на территории Архангельской области алкогольных напитков.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать Архангельское областное Собрание депутатов нарушившим пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части принятия закона Архангельской области от 04.06.2012 № 487-31-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 7 областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», что привело к ограничению прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, ограничению продажи отдельных видов товаров на территории Архангельской области и ограничению конкуренции на рынке розничной продажи на территории Архангельской области алкогольных напитков. 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь