Решение по делу по жалобе ООО «Бизнес Класс»

21 августа 2012, 17:06
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № К – 1518/12 о нарушении
законодательства Российской Федерации о размещении заказов

07.08.2012 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Бизнес Класс» (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по формированию единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации (номер извещения 0173100011312000012) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в конкурсной документации следующих требований к участникам размещения заказа: наличие лицензий на выполнение работ; проведение обследования существующих информационных систем ведомств, указанных в документации, в том числе, системы, не существующей на данный момент, согласно сведениям из открытых источников; выполнение работ по сопровождению ЕИАС УВКХ, по которым закупка должна быть выделена в отдельный лот и проведена в форме аукциона в электронном виде; создание веб-сайта, что технологически не связано с предметом Конкурса; поставка лицензионного программного обеспечения, что технологически не связано с предметом Конкурса.
Также, по мнению Заявителя, Заказчик в требованиях к лицензионному программному обеспечению не указал характеристик эквивалентности.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено 10.07.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
2) начальная (максимальная) цена контракта – 308 350 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников размещения заказа;
5) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 10.08.2012;
6) дата подведения итогов Конкурса - 20.08.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о государственной тайне органы государственной власти должны обеспечить, в том числе, защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне.
В конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензий, а именно: 1) лицензия Федеральной службы безопасности России (далее - ФСБ России) на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, 2) лицензия ФСБ России на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, 3) лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, 4) лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, 5) лицензия ФСБ России на предоставление услуг в области шифрования информации.
Согласно этапам 1.1 и 2.2 пункта 4.1.1. технического задания Конкурсной документации «в рамках обследования Исполнитель должен систематизировать данные об информационных ресурсах, полученные в ходе сеансов работы с информационными ресурсами, ознакомления с технической и эксплуатационной документацией и проведения рабочих встреч с персоналом федеральных органов исполнительной власти. В рамках создания аналитического обзора информационных ресурсов ФОИВ, не подведомственных Минприроды России, должно быть проведено обследование информационных ресурсов, разработанных в интересах ФОИВ, являющихся операторами сбора и обработки информации, необходимой для включения в ЕИАС УВХК».
В рамках работ по этапам 1.2. и 2.3 пунктов 4.1.2. и 4.2.3. соответственно технического задания Конкурсной документации «Исполнитель должен разработать проекты нормативных документов, регламентирующих использование сведений, необходимых для решения задачи информационной поддержки развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации», в том числе составляющих государственную тайну.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в данных информационных ресурсах содержится информация, составляющая государственную тайну, необходимая для решения задачи информационной поддержки развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации. Данная информация должна быть использована в рамках ЕИАС УВХК в соответствии с нормативными документами ФСБ России, регулирующими размещение данной информации.
В соответствии с этапами 1.3., 1.4., 1.6., 2.4., 2.6. пунктов 4.1.3., 4.1.4., 4.1.6., 4.2.4. и 4.2.6. соответственно технического задания Конкурсной документации «Исполнитель должен осуществить проектирование и разработку технических решений, предполагающих обработку сведений, поступление которых регламентируется созданными ранее проектами нормативных документов, а также осуществить сбор данной информации, которая в том числе содержит сведения, содержащие государственную тайну».
Согласно приведенному списку этапов работ с использованием сведений, в том числе, составляющих государственную тайну, Комиссия пришла к выводу о том, что выполнение вышеуказанных этапов должно обеспечивать, в том числе, режим секретности при работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Согласно пункту 5.1.6. технического задания Конкурсной документации «информация, которая передается при работе ЕИАС УВХК через сеть связи общего пользования, должна быть закрыта от несанкционированного просмотра третьими лицами средствами с гарантированной стойкостью. Для защиты должны применяться средства криптографической защиты информации».
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что защита информации в рамках ЕИАС УВХК должна осуществляться с использованием средств криптографической защиты информации. Для обеспечения данного требования необходимо использование шифровальных (криптографических) средств, функционирование которых будет являться важной составляющей функционирования системы в целом. Использование данных средств предполагает их регулярное техническое обслуживание. Таким установление требований к участникам размещения заказа о наличии вышеуказынных лицензий обусловлено тем, что для обеспечения работоспособности системы необходимо осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.
Согласно пункту 5.2. технического задания Конкурсной документации «АРМ ЕИАС УВХК должен обеспечивать выполнение следующих функций: сбор информации, использование информационных ресурсов которых необходимо для наполнения ЕИАС УВХК; обеспечения пользователей информацией, содержащейся в ЕИАС УВХК по запросу и по подписке. Доступ к АРМ ЕИАС УВХК должен осуществляться через сети общего пользования. Управление правами доступа к АРМ ЕИАС УВХК осуществляется с помощью Подсистемы администрирования».
В целях обеспечения функций сбора и предоставления данных согласно пункту 5.16. технического задания Конкурсной документации необходимо обеспечить защиту АРМ ЕИАС УВХК средствами криптографической защиты, для чего необходимо провести распространение данных средств на все рабочие места, на которых будут доступны АРМ ЕИАС УВХК. Также в рамках автоматизированных рабочих мест ЕИАС УВХК предполагается сбор информации для ее передачи в хранилище данных системы и обеспечение доступа пользователей к ее данным.
Представитель Заказчика пояснил, что АРМ ЕИАС УВХК будут доступны удаленно, в том числе в подведомственных организациях Минприроды России.
Таким образом, принимая во внимание, что Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств того, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные лицензии, не соответствуют положениям Закона о размещении заказов, довод Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком требований к участникам размещения заказа о наличии вышеуказанных лицензий не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 4.1.1. технического задания Конкурсной документации «в рамках обследования Исполнитель должен собрать данные об информационных ресурсах, необходимые для определения структуры ЕИАС УВХК, требований к средствам наполнения, хранения и актуализации информации в ней и прочих технических требований на этапе технического проектирования». К указанным информационным ресурсам, согласно пункту 4.1.1. технического задания конкурсной документации относятся, в том числе, в Росводресурсах: Единая автоматизированная информационная система государственного мониторинга водных объектов.
При этом постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» предусматривает создание Единой автоматизированной информационной системы государственного мониторинга водных объектов.
Представитель Заказчика пояснил, что в настоящее время Единая автоматизированная информационная система государственного мониторинга водных объектов существует в виде информационного ресурса Росводресурсов, не являющегося информационной системой и что обследование Единой автоматизированной информационной системы государственного мониторинга водных объектов необходимо для определения параметров взаимодействия данной системы и ЕИАС УВХК – информационный обмен между ними необходим для обеспечения решения задач двух указанных систем.
Принимая во внимание вышеуказанную информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что участники размещения заказа при выполнении работ согласно проекту контракта будут иметь возможность в рамках обследования собрать данные об информационных ресурсах, в том числе о Единой автоматизированной информационной системе государственного мониторинга водных объектов, существующей в виде информационного ресурса Росводресурсов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что вышеуказанной системы «на данный момент не существует», не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов при указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно пункту 4.1.4 технического задания Конкурсной документации «Исполнитель должен закупить в интересах Минприроды России следующее лицензионное программное обеспечение: средство управления базами данных (Microsoft SQL Server 2008 или эквивалент), 1 лицензия; программный продукт, обеспечивающий работу геоинформационной системы в рамках веб-портала (ArcGIS Server Enterprise Advanced или эквивалент), 1 лицензия».
При этом Заказчиком в конкурсной документации не указаны характеристики программного обеспечения, являющиеся параметрами эквивалентности, что нарушает часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р (далее – Перечень) утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Согласно Перечню закупка услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования (код по ОКДП - 7250000) должна осуществляться путем проведения аукциона.
Согласно пункту 4.1.8. технического задания Конкурсной документации «сопровождение ЕИАС УВХК в 2012 году включает в себя следующие виды работ: техническая поддержка работы ЕИАС УВХК операторами Исполнителя по телефонам в круглосуточном режиме; обеспечение и контроль загрузки и актуализации информации (в том числе отображаемой в ГИС ЕИАС УВХК); сопровождение ГИС ЕИАС УВХК; восстановление работоспособности ПО системы при возникновении отказов и сбоев в работе аппаратных и программных средств, ошибочных действий пользователей и обслуживающего персонала; развертывание обновленных версий программных модулей на технических средствах Ситуационного центра и внесение соответствующих изменений в техническую и эксплуатационную документацию; изменение прав пользователей по доступу к информационным блокам и операциям ЕИАС УВХК».
При этом, представитель Заявителя не представил доказательств того, что выполнение работ по сопровождению ЕИАС УВХК должно быть выделено в отдельный лот и проведено в форме аукциона в электронной форме.
Таким образом, указанные работы не относятся к услугам по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования, и довод Заявителя о том, что закупка по указанным видам работ должна осуществляться в форме аукциона в электронной форме, не нашел своего подтверждения.
5. Пунктом 4.2.8. информационной карты Конкурсной документации предусмотрена разработка веб-сайта на основе ЕИАС УВХК.
На заседании Комиссии установлено, что веб-сайт на основе ЕИАС УВХК является составной частью ЕИАС УВХК, поскольку: пунктом 5.3. технического задания Конкурсной документации предполагается, что «веб-сайт на основе информации, содержащейся в ЕИАС УВХК, должен обеспечивать максимальную простоту восприятия информации и быстроту поиска нужных данных для рядовых пользователей сети Интернет. Отображение данных должно осуществляться с использованием различных аналитических средств (интерактивные таблицы, графики, flash-карты и т.д.), включая ГИС. Окончательный перечень материалов, используемых в рамках веб-сайта на основе ЕИАС УВХК, должен быть согласован с Заказчиком в рабочем порядке. Средства обновления базы данных веб-сайта на основе ЕИАС УВХК должны быть спроектированы с учетом того, что веб-сайт и ЕИАС УВХК могут быть расположены в разных локальных сетях».
На заседании Комиссии Представитель Заказчика пояснил, что веб-сайт на основе ЕИАС УВХК технически является одной из его подсистем, направленной на использование отдельной категорией пользователей – гражданами Российской Федерации.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств того, что разработка веб-сайта на основе ЕИАС УВХК технологически не связана с предметом Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии технологической связи работ по созданию веб-сайта на основе ЕИАС УВХК с предметом Конкурса является несостоятельным.
6. Согласно пункту 4.1.4. технического задания Конкурсной документации «Исполнитель должен закупить в интересах Минприроды России следующее лицензионное программное обеспечение: средство управления базами данных (Microsoft SQL Server 2008 или эквивалент), 1 лицензия; программный продукт, обеспечивающий работу геоинформационной системы в рамках веб-портала (ArcGIS Server Enterprise Advanced или эквивалент), 1 лицензия».
При этом лицензионное программное обеспечение, необходимость поставки которого определена в пункте 4.1.4. технического задания Конкурсной документации, может поставляться в различных конфигурациях, использование которых зависит от технических решений, которые будут определены Исполнителем в рамках разработки технического проекта системы на этапе 1.3. пункта 4.1.3. технического задания Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что для эффективной работы системы оптимально установление требования по проведению данной закупки и развертыванию программного обеспечения на технических средствах Минприроды России в рамках данной конкурсной процедуры.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств подтверждающих неправомерное требование Заказчика о поставке лицензионного программного обеспечения, технологически не связанного с предметом контракта.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии технологической связи закупки программного обеспечения с предметом Конкурса не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Бизнес Класс» обоснованной в части отсутствия в конкурсной документации параметров эквивалентности поставляемого программного обеспечения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что данное нарушение не повлияло на размещение заказа предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов не выдавать.

4. Передать материалы дела от 07.08.2012 № К-1518/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь