Решение по делу по признакам нарушения ФГУП «Почта России» Федерального закона «О защите конкуренции»

10 июля 2012, 18:07
Тип документа:

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 17/17-12


Резолютивная часть оглашена 26.06.2012
В полном объеме изготовлено 09.07.2012

г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 1 17/17-12 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступили жалобы ООО «Сервис-Юг-ККМ» от 26.01.2012 вх. № 4809, ООО «Компания ПНП-Сервис» от 27.01.2012 вх. № 4828, ООО «Торгмонтаж» от 25.01.2012 вх. № 4250, ООО «Фирма «Инко» от 02.02.2012 вх. № 6197, ООО «ЦТО Электроника» от 03.02.2012 вх. № 6309, ООО «ПКФ Универсал ТЭК» от 07.02.2012 вх. № 7402, ООО ЦТО «Лидер» от 06.02.2012 вх. № 7598, ЗАО ЦТО «Самойленко и К» от 03.02.2012 вх. № 6700, ОАО «Тульское предприятие вычислительной техники и информатики» от 08.02.2012 вх. № 7759, ООО «Арго-Сервис» от 13.02.2012 вх. № 8643, ООО «МЦ «Авангард» от 13.02.2012 вх. № 8398, ООО «ЦТО Старк Барнаул» от 15.02.2012 вх. № 9110, ООО «ККМ-Торг-Сервис» от 16.02.2012 вх. № 9422, ООО «ЦТО Касса-Сервис» от 20.02.2012 вх. № 10361 (далее - Заявители) на действия ФГУП «Почта России» (далее – Ответчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники в административно-управленческом аппарате ФГУП «Почта России» и в филиалах ФГУП «Почта России» (далее - Конкурс).
Заявители утверждают, что требование предоставления копии лицензии ФСТЭК России, разрешающей деятельность по технической защите конфиденциальной информации участнику размещения заказа или субисполнителю/субподрядчику участника размещения заказа с приложением копии партнерского договора между сторонами, и копии лицензии ФСБ Российской Федерации, разрешающей техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств участнику размещения заказа или субисполнителю/субподрядчику участника размещения заказа с приложением копии партнерского договора между сторонами (далее - Лицензии) в составе заявки на участие в Конкурсе и присвоение различного количества баллов (от 0 до 15) в зависимости от наличия или отсутствия Лицензий является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку создает участнику торгов или нескольким участникам торгов, имеющим Лицензии, преимущественные условия участия в торгах.
Наличие в заявке Лицензий не является обязательным требованием к составу и содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе. При этом, заявки, содержащие Лицензии, оцениваются выше заявок, в составе которых Лицензии отсутствуют.
Кроме того, Заявители утверждают, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, копию сертификата, удостоверяющего квалификацию по использованию автоматизированной системы поверки средств измерений массы «АРМП-МЕРА-D» (далее - Сертификат) на территории всех административных районов Федерального округа/субъекта Российской Федерации, по которому представлен лот, участника размещения заказа или субисполнителя/субподрядчика участника размещения заказа с приложением копии договора между участником размещения заказа и его субисполнителем/субподрядчиком.
Наличие Сертификата необходимо для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту весового оборудования.
Следовательно, оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту включенной в состав каждого лота вычислительной и оргтехники возможно без наличия Сертификата.
Таким образом, по мнению Заявителей, включение в один лот услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники ограничивает возможность участия в Конкурсе лиц, не имеющих Сертификат, но обладающих возможностью осуществлять техническое обслуживание и ремонт вычислительной и оргтехники.
Ответчик не согласился с доводами Заявителей и указал на отсутствие законодательных ограничений на установление в конкурсной документации требований предоставления в составе заявки Лицензий и Сертификата.
При этом, ответчик пояснил, что требование указанных документов не создает преимущества отдельным участникам Конкурса и не ограничивает права желающих участвовать в Конкурсе лиц, поскольку любой желающий, соответствующий определенным требованиям, может получить Лицензии и Сертификат. Кроме того, Сертификатом и Лицензиями может обладать субисполнитель/субподрядчик, имеющий договорные отношения с лицом, желающим участвовать в Конкурсе.
По вопросу включения в один лот контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники Ответчик пояснил, что все указанное оборудование составляет единый технологический комплекс и обслуживание такого оборудования экономически и технологически целесообразно осуществлять одному лицу.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителей и Ответчика, Комиссия установила следующее.
29.12.2011 года на сайте www.russianpost.ru была размещена конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники в административно-управленческом аппарате ФГУП «Почта России» и в филиалах ФГУП «Почта России» (далее – Конкурсная документация).
Результаты Конкурса были подведены 07.03.2012.
В рамках Конкурса было объявлено 9 лотов, образованных по территориальному признаку (по каждому из восьми федеральных округов и г. Москве).
В Конкурсе приняли участие (по всем лотам) 12 организаций, заявки 5 из которых были отклонены конкурсной комиссией по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники в административно-управленческом аппарате ФГУП «Почта России» и в филиалах ФГУП «Почта России» (далее – Конкурсная комиссия).
На участие в каждом лоте было подано от 2 до 5 заявок. Участниками Конкурса признаны по 2 организации по каждому лоту.
По вопросу установленного в Конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки Лицензий Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 3.3.2 Конкурсной документации участник вправе предоставить копию лицензии ФСТЭК России, разрешающей деятельность по технической защите конфиденциальной информации участнику размещения заказа или субисполнителю/субподрядчику участника размещения заказа с приложением копии партнерского договора между сторонами, и копию лицензии ФСБ Российской Федерации, разрешающей техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств участнику размещения заказа или субисполнителю/субподрядчику участника размещения заказа с приложением копии партнерского договора между сторонами.
Предоставление Лицензий в составе заявки не является обязательным требованием для участия в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 5.3.4.1 Конкурсной документации заявке участника, содержащей Лицензии, по параметру «Наличие у участника лицензии ФСБ Российской Федерации, разрешающей техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, и наличие у участника лицензии ФСТЭК России, разрешающей деятельность по технической защите конфиденциальной информации» присуждается 15 баллов. При наличии Лицензий у субисполнителя/субподрядчика участника размещения заказа заявке присуждается 5 баллов. При отсутствии Лицензий по указанному параметру заявке присуждается 0 баллов.
Ответчик в письменных пояснениях по делу № 1 17/17-12 от 02.05.2012 (далее - Пояснения) указал, что в Конкурсной документации указаны сведения о работах, связанных с защитой конфиденциальной информации и о подлежащих обслуживанию шифровальных средствах, в частности, оборудовании, содержащем модули криптографической защиты (маршрутизаторы, межсетевые экраны). Требование о наличии Лицензий в отношении исполнителей для технического обслуживания указанного оборудования установлено пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Также, Ответчик пояснил, что установление различного количества баллов (от 0 до 15) при предоставлении Лицензий связано с тем, что наличие Лицензий непосредственно у исполнителя по договору оказания услугу, выполнения работ является предпочтительнее, поскольку гарантирует выполнение соответствующих работ, оказание услуг квалифицированным лицом.
Кроме того, ни одна из поданных на участие в Конкурсе заявок не была отклонена Конкурсной комиссией на основании отсутствия в составе заявки Лицензий.
Согласно протоколу № 3.1 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники в административно-управленческом аппарате ФГУП «Почта России» и в филиалах ФГУП «Почта России» от 07.03.2012 победителем по лоту № 1 является ЗАО «ИТ Сервис Ритэйл энд Банкинг», в составе заявки которого отсутствуют Лицензии.
Таким образом, требование предоставления в составе заявки Лицензий, которое не является обязательным, не привело к ограничению возможности участия в Конкурсе как лиц, обладающих такими Лицензиями, так и лиц, у которых Лицензии отсутствуют.
Следовательно, установление в Конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки Лицензий не является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
По вопросу требования обязательного предоставления в составе заявки Сертификата, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 3.3.1.16 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, копию сертификата, удостоверяющего квалификацию по использованию автоматизированной системы поверки средств измерений массы «АРМП-МЕРА-D» на территории всех административных районов Федерального округа/субъекта Российской Федерации, по которому представлен лот, участника размещения заказа или субисполнителя/субподрядчика участника размещения заказа с приложением копии договора между участником размещения заказа и его субисполнителем/субподрядчиком.
Из Пояснений Ответчика следует, что заключение договора на право организации работ по поверке средств измерения массы с использованием системы «АРМП-МЕРА D» доступно неограниченному кругу лиц при соблюдении условий регламента производителя.
Из представленных протоколов рассмотрения заявок на участие в Конкурсе видно, что 7 организаций, подавших заявки на участие в Конкурсе, имеют Сертификат.
При этом лицо, желающее участвовать в Конкурсе, может не иметь Сертификат, но представить копии договора с субисполнителем/субподрядчиком, имеющим такой Сертификат, что значительно расширяет круг лиц, имеющих возможность участвовать в Конкурсе (пункт 3.3.1.16 Конкурсной документации).
Кроме того, указанное требование не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего закупочную деятельность ФГУП «Почта России».
Таким образом, установление в Конкурсной документации требования об обязательном наличии в составе заявки Сертификата не является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку круг лиц, имеющих возможность выполнить указанное требование, является достаточно широким.
По вопросу объединения в один лот выполнения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию, ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники, что, по мнению Заявителей, ограничивает возможность участия в Конкурсе лиц, не имеющих Сертификат, но обладающих возможностью осуществлять техническое обслуживание и ремонт вычислительной и оргтехники, Комиссия установила следующее.
Согласно пояснениям Ответчика предмет Конкурса был сформирован с учетом особенностей технологического процесса и экономической целесообразности.
Во всех отделениях почтовой связи установлены почтово-кассовые терминалы, которые состоят из контрольно-кассовой техники, весоизмерительной техники (электронные весы), вычислительной техники (персональный компьютер) и оргтехники (источник бесперебойного питания, считыватель штрих-кодов, считыватель банковских карт) и имеет кабельное соединение всех элементов. Почтово-кассовый терминал подключен к каналам связи через коммутационное оборудование, обеспечивающее передачу информации в централизованные системы ФГУП «Почта России».
Кроме того, отделения почтовой связи оборудованы автоматизированными рабочими местами, как правило, объединенными в единую технологическую сеть с почтово-кассовыми терминалами.
Обслуживание указанной техники одной организацией является экономически выгодно, поскольку уменьшает транспортные расходы, повышает ответственность исполнителя.
Действующее законодательство, регулирующее проведении ФГУП «Почта России» закупки путем проведения Конкурса, не содержит ограничений по вопросу определения предмета конкурса (лота).
Поскольку установление требований о предоставлении в составе заявки Лицензий и Сертификата не привело к существенному ограничению круга лиц, способных принять участие в Конкурсе, и Ответчик обосновал целесообразность включения в один лот выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту контрольно-кассовой техники, весового оборудования, вычислительной и оргтехники, нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Ответчика по установлению рассматриваемого предмета Конкурса отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 47.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 1 17/17-12 прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ФГУП «Почта России».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь