Решение и предписание по делу по признакам нарушения Министерства здравоохранения и социального развития РФ Федерального закона «О защите конкуренции»

18 июня 2012, 10:42
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/182-11

«14» февраля 2012 г. г. Москва


Резолютивная часть решения оглашена «31» января 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «14» февраля 2012 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина В.Б. – начальника Управления контроля органов власти; Урюкиной Е.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли; Кузнецова А.В. – заместителя начальника Управления-начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Садовниковой М.И. – заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Покидовой Е.В. – заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения Аналитического управления; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Огневской Д.В. – советника Правового управления; Кобзева С.С. – главного специалиста-эксперта отдела контроля платных государственных услуг Управления административной реформы и контроля платных государственных услуг; Мухлынова Р.В. – главного специалиста-эксперта отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти, рассмотрев дело № 1 15/182-11, возбужденное в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Коржа А.В. (доверенность от 10.01.2012 № ПД-УС-4), представителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Банниковой Т.А. (доверенность от 30.01.2012 № ЕП-101-26/417) и представителя Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Мордовия» Макарова Р.С. (доверенность от 23.01.2012 б/н)

У С Т А Н О В И Л А:

Основанием для возбуждения дела № 1 15/182-11 послужило обращение Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Мордовия» (прежнее наименование - Федеральное государственное учреждение «Мордовский центр стандартизации, метрологии и сертификации»; далее - ЦСМ Республики Мордовия) от 03.06.2011 № 599, содержащее информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выразившихся в отказе во внесении ЦСМ Республики Мордовия в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр аккредитованных организаций), в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Рассмотрев представленные ЦСМ Республики Мордовия материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Частью 3 статьи 217 ТК РФ установлено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пункту 1 Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Минздравсоцразвития России. В соответствии с подпунктом 5.2.67(2) названного Положения Минздравсоцразвития России наделено полномочиями по утверждению перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Во исполнение указанной нормы Минздравсоцразвития России был издан приказ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее – Правила).
В перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, в том числе входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с пунктом 4 Правил аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке и является бесплатной для заявителя. Организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, представляет в Минздравсоцразвития России заявление. Перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении, указан в пунктах 5-8 Правил.
ЦСМ Республики Мордовия направил в Минздравсоцразвития России заявление на аккредитацию организации, оказывающей услуги в области охраны труда, в соответствии с установленными требованиями (заявление на аккредитацию от 14.12.2010 № 1483 зарегистрировано в Минздравсоцразвития России за № 278664 от 16.12.2010).
Согласно письму Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 22-3-8 ЦСМ Республики Мордовия отказано во внесении в Реестр аккредитованных организаций, в связи с тем, что ЦСМ Республики Мордовия в Минздравсоцразвития России в нарушение требований пункта 5 Правил не представлены сведения об отсутствии открытия конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда.
При этом в направленном в Минздравсоцразвития России заявлении ЦСМ Республики Мордовия от 14.12.2010 № 1483 об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда, указано, что решения о ликвидации организации, признании организации банкротом и приостановлении деятельности организации отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Следовательно, при отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом невозможно открытие конкурсного производства.
Таким образом, наличие в заявлении об аккредитации сведений об отсутствии решений о признании ЦСМ Республики Мордовия банкротом полностью соответствует требованиям пункта 5 Правил и является со стороны ЦСМ Республики Мордовия надлежащим исполнением требований указанного пункта Правил.
12.04.2011 письмом № 417 ЦСМ Республики Мордовия повторно направил в Минздравсоцразвития России заявление об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда (заявление на аккредитацию от 12.04.2011 № 417 зарегистрировано в Минздравсоцразвития России за № 230082 от 13.04.2011).
Письмом Минздравсоцразвития России от 20.04.2011 № 22-3-1429 ЦСМ Республики Мордовия повторно отказано во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в связи с тем, что ЦСМ Республики Мордовия в Минздравсоцразвития России в нарушение требований пункта 7 Правил не предоставлены сведения о стаже работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда соответствующих специалистов аттестующей организации.
Вместе с тем, к повторному заявлению ЦСМ Республики Мордовия от 12.04.2011 № 417 об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда, и имеющему соответствующую отметку о принятии Департаментом управления делами Минздравсоцразвития России, были приложены «Сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда», в которых содержатся сведения о стаже работы сотрудников ЦСМ Республики Мордовия в заявляемой области.
Исходя из смысла пункта 15 Правил, поступившие документы рассматриваются должностным лицом Минздравсоцразвития России, ответственным за учет поступивших заявлений, на соответствие требованиям пунктов 5-11 Правил в совокупности. Как пояснил в ходе рассмотрения дела № 1 15-182-11 представитель Минздравсоцразвития России, приложения к заявлениям на аккредитацию также подлежат рассмотрению при решении вопроса о включении (невключении) организации в Реестр аккредитованных организаций.
Таким образом, представление в Минздравсоцразвития России сведений о стаже работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда соответствующих специалистов аттестующей организации в качестве приложения к заявлению об аккредитации не противоречит требованиям пунктов 5 и 7 Правил и является надлежащим выполнением ЦСМ Республики Мордовия требований указанных пунктов Правил.
На заседании Комиссии представитель Минздравсоцразвития России, сообщил, что на территории Республики Мордовия аккредитованы в Реестре аккредитованных организаций в качестве организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, 4 (четыре) организации.
По информации представителя ЦСМ Республики Мордовия, организация на возмездной основе с 2006 года оказывала услуги по аттестации рабочих мест. После вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н и получении отказов во внесении в Реестр аккредитованных организаций, ЦСМ Республики Мордовия не может осуществлять указанную деятельность.
Проанализировав материалы дела, выслушав позиции сторон, представленных при рассмотрении дела, Комиссия установила, что причины отказов Минздравсоцразвития России во внесении в Реестр аккредитованных организаций не предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Соответственно для целей рассмотрения настоящего дела ЦСМ Республики Мордовия может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, осуществлявшего возмездное оказание услуг по аттестации рабочих мест.
Действия Минздравсоцразвития России, выразившиеся в необоснованных отказах ЦСМ Республики Мордовия во внесении в Реестр аккредитованных организаций (письма Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 22-3-8 и от 20.04.2011 № 22-3-1429), препятствуют осуществлению деятельности указанного учреждения и могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по аттестации рабочих мест. До момента вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н ЦСМ Республики Мордовия осуществлял деятельность на рынке оказания услуг по аттестации рабочих мест, а впоследствии в связи с изменениями нормативно-правового регулирования и предъявлением со стороны Минздравсоцразвития России необоснованных требований, хозяйствующий субъект был устранен с рассматриваемого рынка.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции. Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается федеральным органам исполнительной власти осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о нарушении Минздравсоцразвития России пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованных отказах ЦСМ Республики Мордовия во внесении в Реестр аккредитованных организаций, что создает необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованных отказов ЦСМ Республики Мордовия (письма Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 22-3-8 и от 20.04.2011 № 22-3-1429) во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Выдать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«14» февраля 2012 г. г. Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина В.Б. – начальника Управления контроля органов власти; Урюкиной Е.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли; Кузнецова А.В. – заместителя начальника Управления-начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Садовниковой М.И. – заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Покидовой Е.В. – заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения Аналитического управления; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Огневской Д.В. – советника Правового управления; Кобзева С.С. – главного специалиста-эксперта отдела контроля платных государственных услуг Управления административной реформы и контроля платных государственных услуг; Мухлынова Р.В. – главного специалиста-эксперта отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «___» февраля 2012 г. № _____________ по делу № 1 15/182-11 о нарушении Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Рахмановский переулок, д. 3, г. Москва, ГСП-4, 127994) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,


П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации не допускать необоснованного препятствования осуществлению деятельности Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Мордовия» (далее – ЦСМ Республики Мордовия) в части необоснованных отказов во внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в качестве организации, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации при условии повторного обращения ЦСМ Республики Мордовия с заявлением на аккредитацию организации, оказывающую услуги в области охраны труда, информировать ФАС России о результатах рассмотрения указанного заявления с приложением подтверждающих документов не позднее пяти рабочих дней со дня вынесения решения по заявлению.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь