Решение по делу по признакам нарушения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка ФЗ «О защите конкуренции»

18 июня 2012, 10:37
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/5-12

«05» марта 2012 г. г. Москва


Резолютивная часть решения оглашена «20» февраля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «05» марта 2012 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – Мишеловина_В.Б. – начальника Управления контроля органов власти; Шипунова В.А. – заместителя начальника Аналитического управления; Кузнецова А.В. – заместителя начальника Управления-начальника отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти; Садовниковой М.И. – заместителя начальника отдела проверок Управления контроля органов власти; Дроздова Б.Б. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления; Алексеевой А.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления; Мухлынова Р.В. – главного специалиста-эксперта отдела расследований нарушений органов власти Управления контроля органов власти, рассмотрев дело № 1 15/5-12, возбужденное в отношении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии представителей Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Рябова А.В. (доверенность от 26.12.2012 № 99), Луговского М.Н. (доверенность от 26.12.2011 № 100) и директора Общества с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко» Абросимова А.А. (решение единственного участника от 10.05.2011)
У С Т А Н О В И Л А:
Основанием для возбуждения дела № 1 15/5-12 послужило обращение Общества с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко» (далее - ООО «КрасЮгАлко») от 06.08.2011 № 1098, содержащее информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование), выразившихся в отказе в продлении срока действия выданной ООО «КрасЮгАлко» лицензии А 608968 регистрационный номер 16613 от 10.03.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Рассмотрев представленные ООО «КрасЮгАлко» материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» лицензированию подлежат виды деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Частью 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определен закрытый перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в который, в том числе входит выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
Росалкогольрегулированием выдана ООО «КрасЮгАлко» лицензия А 608968 регистрационный номер 16613 от 10.03.2011, разрешающая деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, со сроком действия по 11.05.2011. Местонахождение обособленных подразделений (складов):
1. Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Саралинская, 1А, литера ББ1, помещения №№ 24,27,28;
2. Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, 26, строение 25, литер В13, этаж 1, помещение № 1.
Решением Росалкогольрегулирования от 06.05.2011 № 0952-опт ООО «КрасЮгАлко» отказано в продлении срока действия лицензии А 608968 от 10.03.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, в связи с выявлением в представленных документах недостоверной или искаженной информации.
Необоснованность отказа Росалкогольрегулирования в продлении срока действия лицензии А 608968 от 10.03.2011 подтверждена решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2011 по делу № А40-88997/2011 о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об отказе от продления срока действия лицензии А 608968 от 10.03.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции №0963-опт от 06.05.2011 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 № 09АП-33369/2011.
Арбитражными судами, в частности установлено, что Росалкогольрегулированием не представлено доказательств наличия предусмотренных подпунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оснований для отказа в продлении срока лицензии А 608968 от 10.03.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, указанные Росалкогольрегулированием в решении от 06.05.2011 № 0952-опт основания отказа в продлении срока действия лицензии А 608968 от 10.03.2011 нарушают права и законные интересы ООО «КрасЮгАлко».
Таким образом, арбитражными судами установлено, что Росалкогольрегулированием не указана конкретная норма Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», разрешившая Росалкогольрегулированию принять решение от 06.05.2011 № 0952-опт об отказе в продлении срока действия лицензии А 608968 от 10.03.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенном на официальном сайте Росалкогольрегулирования в сети Интернет в 2011-2012 годах на территории Красноярского края и республики Хакасия могли осуществлять деятельность, связанную с закупкой, хранением и поставками алкогольной продукции, 42 (сорок два) хозяйствующих субъекта.
С 2002 года, в том числе на основании лицензии № А 608968 от 10.03.2011 со сроком действия по 11.05.2011 ООО «КрасЮгАлко» осуществляло деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции на территорию Красноярского края и республики Хакасия.
Информация о продлении Росалкогольрегулированием решением от 17.01.2012 № 0030-опт срока действия лицензии А 608968 от 10.03.2011 поступила в ФАС России (вх. № 8783 от 14.02.2012) в письменной позиции Росалкогольрегулирования № 2540/11-02 от 14.02.2012.
Таким образом, ООО «КрасЮгАлко» осуществляло деятельность на указанном рынке с 2002 года по 11.05.2011 и осуществляет деятельность с 17.01.2012.
По информации ООО «КрасЮгАлко», на указанных рынках в период с 11.05.2011 по 17.01.2012 действовали несколько основных конкурентов ООО «КрасЮгАлко», в том числе ООО «СТЭЛС» и ООО «Авангард».
Как следует из сведений, предоставленных ООО «КрасЮгАлко», у данного хозяйствующего субъекта было около 1000 покупателей, расположенных на территории Красноярского края, и более чем 300 покупателей, расположенных на территории республики Хакасия.
В связи с предъявлением со стороны Росалкогольрегулирования необоснованных требований, хозяйствующий субъект был устранен с рассматриваемого рынка в период с 12.05.2011 по 16.01.2012.
В результате непродления лицензии А 608968 от 10.03.2011, ООО «КрасЮгАлко» прекратило поставки алкогольной продукции, в результате чего приобретатели продукции ООО «КрасЮгАлко» были вынуждены начать осуществлять закупки алкогольной продукции у иных хозяйствующих субъектов, имевших лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Действия Росалкогольрегулирования, выразившиеся в отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, необоснованность которого установлена арбитражными судами, препятствовали осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта и привели к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с закупкой, хранением и поставками алкогольной продукции.
Кроме того, согласно судебной практике необоснованные отказы в продлении срока действия (выдаче) лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, а также действия в связи с необоснованным принятием решений о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий носят со стороны Росалкогольрегулирования неоднократный характер.
Так, например, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2011 по делу № А40-27505/11-148-204 было признано незаконным решение Росалкогольрегулирования № 0193-опт от 07.02.2011г. об отказе в переоформлении и продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 по делу № А40-72818/11 было признано незаконным, недействительным решение Росалкогольрегулирования об отказе в выдаче лицензии №1597-опт от 15.06.2010.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2010 по делу № А20-3341/2010 отказано Росалкогольрегулированию в удовлетворении требований об аннулировании выданных хозяйствующему субъекту лицензий.
Во всех указанных случаях хозяйствующие субъекты на время судебных разбирательств не имели возможности осуществлять деятельность, связанную с закупкой, хранением и поставками алкогольной продукции, и в связи с предъявлением со стороны Росалкогольрегулирования необоснованных требований, были устранены с рассматриваемого рынка. Действия Росалкогольрегулирования привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции. Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается федеральным органам исполнительной власти осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Таким образом, действия Росалкогольрегулирования, выразившиеся в необоснованном отказе ООО «КрасЮгАлко» в продлении срока действия лицензии, привели к устранению с товарного рынка хозяйствующего субъекта в период с 12.05.2011 по 16.01.2012, и, как следствие, повлекли (могли повлечь) ограничение конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о нарушении Росалкогольрегулированием пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе в продлении срока действия лицензии А 608968 регистрационный номер 16613 от 10.03.2011, что создало необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта в период с 12.05.2011 по 16.01.2012 и привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного отказа в продлении срока действия лицензии А 608968 регистрационный номер 16613 от 10.03.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной ООО «КрасЮгАлко» (решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.05.2011 № 0963-опт).
2. Прекратить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.


В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь