Решение и предписание по делу по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации ФЗ «О защите конкуренции»

08 июня 2012, 10:36
Тип документа:

РЕШЕНИЕ

г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «23» апреля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено «05» мая 2012 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, начальника отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков ФАС России Л.С. Беляевой, заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления ФАС России Е.В. Покидовой, главного специалиста-эксперта отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков ФАС России А.А. Медведева (далее – Комиссия),
рассмотрев дело № 1 15/166-11 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России) (местонахождение: Российская Федерация, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела послужили заявления ОАО «Сбербанк России», указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Минобороны России.
В частности, в письме от 04.04.2011 № 01-1207 ОАО «Сбербанк России» сообщило, что на основании поручений Минобороны России ряд организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) привлекает кредиты для целей финансирования государственных заказов Минобороны России исключительно в ОАО Банк ВТБ.
Письмом от 12.05.2011 № 51/117 ОАО «Сбербанк России» сообщило, что не располагает официальными документами, подтверждающими факт направления в декабре 2010 года Минобороны России каких-либо поручений в адрес организаций ОПК относительно их выбора кредитных организаций для целей кредитования в рамках исполнения указанных контрактов.
В то же время письмом от 12.09.2011 № 01-3473 ОАО «Сбербанк России» представило копии писем ОАО «Ремвооружение» от 30.08.2011 № РВ/4/114, ОАО «Спецремонт» от 30.08.2011 № СР/4/151 и ОАО «Военторг» от 25.08.2011 № 1628, направленных в адрес их дочерних и зависимых обществ, с требованием в срочном порядке перейти на банковское обслуживание в ОАО Банк ВТБ, закрыв расчетные счета, кредитные линии и зарплатные проекты, открытые в иных кредитных организациях. При этом, как следует из текста данных писем, подобное требование основано на соответствующих поручениях Минобороны России от 29.08.2011.
По мнению ОАО «Сбербанк России», действия Минобороны России, связанные с направлением в адрес организаций ОПК поручений осуществлять банковское обслуживание и привлекать кредиты в рамках выполнения государственного оборонного заказа исключительно в ОАО Банк ВТБ, могут привести к созданию необоснованных преимуществ для ОАО Банк ВТБ и ограничению конкуренции на рынке банковских услуг.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены организации ОПК, которым, исходя из представленной ОАО «Сбербанк России» информации, были направлены указанные поручения, а именно: ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка», ОАО «Красмаш», ФГУП «КБ Машиностроения», ГК «Ростехнологии», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Вертолеты России», ОАО «ААК «Прогресс», ОАО «Оборонсервис», ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт», ОАО «Военторг».
Кроме того, к участию в рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «АЛЬФА-БАНК», которое письмом от 14.10.2011 № 5/82226 сообщило о том, что по сведениям, размещенным в средствах массовой информации, на основании соответствующих поручений Минобороны России ряд организаций ОПК с лета 2011 года переходит на банковское обслуживание в ОАО Банк ВТБ, закрывая при этом расчетные и иные счета в иных кредитных организациях, в том числе в ОАО «АЛЬФА-БАНК».
ОАО «АЛЬФА-БАНК» также указало, что подобные действия Минобороны России могут привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг.
В ходе рассмотрения дела письмом от 15.03.2012 № 2071/1532 Минобороны России проинформировало Комиссию о том, что в 2011 году не доводило до сведения организаций ОПК информацию о необходимости банковского обслуживания в ОАО Банк ВТБ, что было письменно подтверждено привлеченными к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц организациями ОПК.
При этом уполномоченные представители ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт» и ОАО «Военторг», направивших в адрес своих дочерних и зависимых обществ письма с требованием на основании поручений Минобороны России от 29.08.2011 закрыть расчетные и иные счета в кредитных организациях, отличных от ОАО Банк ВТБ, на заседании Комиссии 21.12.2011 поянили, что подобное требование было обусловлено экономической целесообразностью, а включение в тексты указанных писем ссылок на поручения Минобороны России - необходимостью скорейшего исполнения этого требования.
В связи с этим Комиссия отмечает, что результаты проведенного в рамках рассмотрения дела опроса организаций ОПК, которые по имеющейся в материалах дела информации в период с сентября по декабрь 2011 года закрыли расчетные и иные счета в ОАО «Сбербанк России» и ОАО «АЛЬФА-БАНК», также не свидетельствуют о направлении Минобороны России подобных поручений.
Так, из ответов, представленных организациями ОПК в рамках данного опроса, следует, что более половины таких счетов были закрыты по причине экономической целесообразности (22%) и иным не связанным с поручениями вышестоящих организаций причинам (46%).
В то же время около трети счетов согласно представленной информации были закрыты на основании соответствующих поручений вышестоящих организаций, а именно: ОАО «Военторг», ОАО «Ремвооружение» и ОАО «КРЭТ», которое в письме от 17.04.2011 № РЭТ-НК-773 сообщило, что в 2011 году в его адрес поручений Минобороны России перейти на банковское обслуживание в ОАО Банк ВТБ также не получало.
Вместе с тем, представляя пояснения по существу рассматриваемых Комиссией вопросов, ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» и ОАО «Красмаш» сообщили о поступивших в их адрес с грифом «секретно» письмах Минобороны России от 22.12.2010 № 210/2/2/099, от 26.12.2010 № 210/2/4/085 и от 28.12.2010 № 210/2/2/0125 соответственно.
Письмом от 15.03.2012 № 2071/1532 Минобороны России подтвердило факт направления им указанных писем, не представив при этом каких-либо пояснений относительно причин направления этих писем.
Учитывая содержание указанных писем Минобороны России, Комиссия пришла к выводу о том, что их направление могло привести к ограничению конкуренции в связи с возможностью создания необоснованных преимуществ отдельной кредитной организации и установления неравных конкурентных условий осуществления хозяйственной деятельности на рынке кредитования.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются действия федеральных органов исполнительной власти, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий.
На основании изложенного и, принимая во внимание отсутствие в федеральных законах соответствующих положений, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Минобороны России нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении Минобороны России в адрес ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» и ОАО «Красмаш» писем от 22.12.2010 № 210/2/2/099, от 26.12.2010 № 210/2/4/085 и от 28.12.2010 № 210/2/2/0125 соответственно, что могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг Российской Федерации.
При этом Комиссия обращает внимание, что подтверждение факта ограничения конкуренции в связи с направлением Минобороны указанных писем не является необходимым условием для признания таких действий нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Учитывая, что на момент вынесения решения о нарушении Минобороны России антимонопольного законодательства нарушение не было устранено, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Минобороны России предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
1. о направлении в адрес ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» и ОАО «Красмаш» писем, содержащих информацию об отзыве писем Минобороны России от 22.12.2010 № 210/2/2/099, от 26.12.2010 № 210/2/4/085 и от 28.12.2010 № 210/2/2/0125 соответственно, а также о праве данных предприятий самостоятельно выбирать кредитные организации для целей банковского обслуживания, в том числе, кредитования в рамках финансирования государственных заказов Минобороны России;
2. о размещении на официальном сайте Минобороны России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о том, что:
2.1. Минобороны России в 2011 году не направляло в адрес предприятий ОПК каких-либо указаний о необходимости перехода таких предприятий, а также их дочерних и зависимых обществ на банковское обслуживание в ОАО Банк ВТБ;
2.2. предприятия ОПК вправе самостоятельно выбирать кредитные организации для целей банковского обслуживания, в том числе, кредитования в рамках финансирования государственных заказов Минобороны России.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Минобороны России нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в направлении в адрес Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», Открытого акционерного общества «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка» и Открытого акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод» писем от 22.12.2010 № 210/2/2/099, от 26.12.2010 № 210/2/4/085 и от 28.12.2010 № 210/2/2/0125 соответственно, что могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг.
2. Выдать Минобороны России предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 ПРЕДПИСАНИЕ

«05» мая 2012 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России О.С. Сергеевой, начальника отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков ФАС России Л.С. Беляевой, заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления ФАС России Е.В. Покидовой, главного специалиста-эксперта отдела рынка банковских услуг Управления контроля финансовых рынков ФАС России А.А. Медведева,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.04.2012 по делу № 1 15/166-11 о нарушении Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России) (местонахождение: Российская Федерация, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Минобороны России устранить нарушение антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
1. в срок до 20.07.2012 направить в адрес Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (местонахождение: Российская Федерация, 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 18), Открытого акционерного общества «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка» (местонахождение: Российская Федерация, 141980, Московская область, г. Дубна, ул. Жуковского, д. 2а) и Открытого акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод» (местонахождение: Российская Федерация, 660123, Красноярский край, г. Красноярск, пр-т имени газеты «Красноярский рабочий», д. 29) письма, содержащие информацию об отзыве писем Минобороны России от 22.12.2010 № 210/2/2/099, от 26.12.2010 № 210/2/4/085 и от 28.12.2010 № 210/2/2/0125 соответственно, а также о праве данных предприятий самостоятельно выбирать кредитные организации для целей банковского обслуживания, в том числе, кредитования в рамках финансирования государственных заказов Минобороны России;
2. в срок до 20.07.2012 разместить на официальном сайте Минобороны России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о том, что:
2.1. Минобороны России в 2011 году не направляло в адрес предприятий оборонно-промышленного комплекса каких-либо указаний о необходимости перехода таких предприятий, а также их дочерних и зависимых обществ на банковское обслуживание в Банк ВТБ (открытое акционерное общество) (местонахождение: Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29);
2.2. предприятия оборонно-промышленного комплекса вправе самостоятельно выбирать кредитные организации для целей банковского обслуживания, в том числе, кредитования в рамках финансирования государственных заказов Минобороны России;
3. в срок до 02.07.2012 представить в Федеральную антимонопольную службу для предварительного согласования проекты писем и информационного сообщения, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания соответственно;
4. в срок до 01.08.2012 направить в Федеральную антимонопольную службу документы, свидетельствующие о выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь