Решение по делу по признакам нарушения Департаментом имущества города Москвы Федерального закона «О защите конкуренции»

28 марта 2011, 14:49
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 17/9-11

23 марта 2011 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Цариковского А.Ю. – статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России,
членов Комиссии:
Петросяна Р.А. – начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Исаевой Н.И. – начальника отдела проверок Управления контроля органов власти;
Осиповой Е.В. – начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления;
Храмченковой М.А. – заместителя начальника отдела ЖКХ и контроля экономической концентрации Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Иванова И.Г. – консультанта отдела контроля государственного и муниципального имущества Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Вовкивской Л.В. – консультанта отдела судебной работы Правового управления;
Зиновьева С.В. – главного специалиста – эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления,

в присутствии представителей:

Департамента имущества города Москвы:
Миловой О.В. – доверенность № Д11/7303 от 11.03.2011;
Общества с ограниченной ответственностью «Сириус»:
Еременко Ю.С. – генерального директора, являющегося единственным участником, действующего на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника № 1 от 25.01.2007;
Государственного унитарного предприятия г. Москвы «Дирекция единого заказчика района «Внуково»:
Антонюк Е.А. – доверенность № 2-1102 от 19.07.2010;
Государственного унитарного предприятия г. Москвы «Дирекция единого заказчика района «Очаково-Матвеевское»:
Малахова С.П. – доверенность № б/н от 14.02.2011,
Общества с ограниченной ответственностью «Новый Импульс-50»:
Завгороднего Н.В. – доверенность № 206 от 14.02.2011;
Общества с ограниченной ответственностью «Компьютранс»:
Малявко С.А. – генерального директора, являющегося единственным участником, действующего на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника № 3 от 15.12.2009;

рассмотрев дело № 1 17/9-11 по признакам нарушения Департаментом имущества города Москвы (103006, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2/1) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

На основании статьи 22, пункта 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в соответствии с приказами ФАС России от 05.11.2009 № 741, от 10.12.2009 № 822 в период с 11.11.2009 по 15.01.2010 сотрудниками Федеральной антимонопольной службы проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения Департаментом имущества города Москвы (далее - ДИГМ) требований антимонопольного законодательства. Результаты проверки зафиксированы в Акте № 6 по результатам контрольного мероприятия от 15.01.2010.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.04.2008 № 255-ПП, действовавшего до 25.02.11 (далее - Положение), ДИГМ являлся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществлявшим полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами собственности города Москвы.
В целях реализации возложенных задач ДИГМ выполнял, в том числе функции:
- по оформлению передачи имущества города Москвы в аренду, давал согласие на передачу его в залог, субаренду, безвозмездное пользование либо распоряжался этим имуществом иным способом (пункт 2.2.8 Положения).
В ходе вышеназванного планового контрольного мероприятия ФАС России было выявлено, что с момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (02.07.2008) нижеуказанные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, заключались ДИГМ без проведения торгов:
1) договор от 09.09.2008 № 02-00311/08 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, заключенный между ДИГМ и Обществом с ограниченной ответственностью «Сириус»;
2) договор от 28.07.2009 № 08-00033/09 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, заключенный между ДИГМ и Государственным унитарным предприятием города Москвы «Дирекция единого заказчика района Внуково»;
3) договор от 23.06.2009 № 08-27/09 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, заключенный между ДИГМ и Государственным унитарным предприятием города Москвы «Дирекция единого заказчика района Очаково-Матвеевское»;
4) договор от 17.06.2009 № 08-22/09 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, заключенный между ДИГМ и Обществом с ограниченной ответственностью «Новый Импульс - 50»;
5) договор от 18.06.2009 № 08-24/09 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, заключенный между ДИГМ и Обществом с ограниченной ответственностью «Компьютранс».
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1 и 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
1) 09.09.2008 между ДИГМ и Обществом с ограниченной ответственностью «Сириус» заключен договор аренды № 02-00311/08 нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), расположенного по адресу: г. Москва, Бескудниковский бульвар, д. 32, корп. 6, для использования под салон красоты. Договор заключен по ходатайству Префекта САО от 28.01.2008 № 6-5-166/8 на основании Распоряжения ДИГМ от 21.04.2008. Срок действия договора – с 19.07.2008 по 19.07.2013.
ООО «Сириус» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается свидетельством о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства № 7702-193473 от 08.06.2007.
По мнению Арендодателя, вышеуказанный договор был заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 01 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды, заключенных до 01 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства.
Однако, согласно находящимся в материалах дела документам, заключение договора от 09.09.2008 № 02-00311/08 (зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) 06.11.2008) не является заключением на новый срок договора аренды, заключенного до 02.07.2008 следовательно, положения части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции на указанный договор не распространяются.
Таким образом, заключение договора аренды от 09.09.2008 № 02-00311/08 является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
2) 28.07.2009 между ДИГМ и ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Внуково» заключен договор аренды № 08-00033/09 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 25, для использования в целях эксплуатации жилищного фонда. Договор заключен на основании Распоряжения ДИГМ от 31.08.2007 № 2964-р «Об имуществе ГУП г. Москвы района «Внуково». Срок действия договора – с 31.08.2007 по 30.08.2012.
Указанный договор был зарегистрирован в ЕГРП 22.09.2009.
Таким образом, заключение договора аренды от 28.07.2009 № 08-00033/09 является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела ДИГМ были представлены документы, подтверждающие расторжение данного договора (копия соглашения от 09.11.2010 о расторжении договора аренды от 28.07.2009 № 08-00033/09).
3) 23.06.2009 между ДИГМ и ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Очаково-Матвеевское заключен договор аренды № 08-27/09 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д. 5, для использования в целях эксплуатации жилищного фонда. Договор заключен на основании Распоряжения ДИГМ от 31.08.2007 № 2970-р «Об имуществе ГУП г. Москвы ДЕЗ района «Очаково-Матвеевское». Срок действия договора – с 31.08.2007 по 30.08.2012.
Указанный договор был зарегистрирован в ЕГРП 11.09.2009. Таким образом, заключение договора аренды от 23.06.2009 № 08-27/09 является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
4) 18.06.2009 между ДИГМ и ООО «Компьютранс» заключен договор аренды № 08-24/09 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Удальцова, д. 65, для использования под офис. Договор заключен на основании Распоряжения ДИГМ от 22.01.2008 № 188-р «О резервировании и дальнейшем использовании нежилых помещений в объектах нового строительства ЗАО». Срок действия договора – с 14.05.2009 по 30.04.2010.
По мнению ДИГМ, договор заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как указанное Распоряжение принято до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Данная позиция также была поддержана представителем ООО «Компьютранс».
ООО «Компьютранс» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается свидетельством о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства № 7701-195464 от 24.07.2007.
01.12.2010 между ДИГМ и ООО «Компьютранс» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды № 08-24/09 о продлении срока действия договора до 25.04.2011.
Заключение договоров аренды после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, заключение 18.06.2009 вышеуказанного договора является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
5) 17.06.2009 между ДИГМ и ООО «Новый Импульс-50» заключен договор аренды № 08-22/09 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Горбунова, д. 19 корп. 1, для использования под магазин заказов «Утконос». Договор заключен на основании Распоряжения ДИГМ от 08.09.2005 № 2543-р «Об использовании нежилых помещений доли города по адресу: ул. Горбунова, д. 19, корп. 1». Срок действия договора – с 08.09.2005 по 07.09.2010. Договор зарегистрирован в ЕГРП 16.07.2009.
По мнению ДИГМ, указанный договор был заключен в соответствии с Положением о порядке учета и оформления прав на объекты нежилого фонда (здания, сооружения, нежилые помещения) в городе Москва, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13.08.1996 № 689 «О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования».
В соответствии с пунктом 5.2 данного Положения передача нежилого помещения в аренду без аукциона или конкурса производилась юридическим и физическим лицам на основании распоряжения Мэра Москвы, постановления Правительства Москвы, распоряжения ДИГМ в случае обеспечения выполнения городских программ, утвержденных Правительством Москвы.
Постановлениями Правительства Москвы от 11.02.2003 № 86-ПП «О развитии в Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта города Зеленограда» и от 24.05.2005 № 346-ПП «О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 гг.» были утверждены Городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 гг. и Концепция развития системы торговли по предварительным заказам населения «Утконос».
В соответствии с принятой Концепцией ОАО «Новый Импульс» реализовывало социальный проект по созданию сети магазинов предварительного заказа для широких слоев населения без привлечения бюджетных средств.
С целях выполнения указанных постановлений было принято распоряжение Правительства Москвы от 04.04.2005 № 521-РП «О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов «Утконос», в соответствии с пунктом 5.7 которого ДИГМ поручалось оформлять договоры аренды на нежилые помещения для организации магазинов заказов с победителем конкурса на оператора по созданию и внедрению автоматизированных комплексов системы торговли по предварительным заказам населения ОАО «Новый Импульс-Центр».
Соглашением от 01.11.2010 договор аренды от 17.06.2009 № 08-22/09 расторгнут, помещение передано по акту приема-передачи нежилого помещения ДИГМ 01.11.2010.
Заключение договоров аренды после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, заключение договора аренды от 17.06.2009 № 08-22/09 является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Департамента имущества города Москвы нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции , выразившееся в заключении договоров аренды от 09.09.2008 № 02-00311/08, от 28.07.2009 № 08-00033/09, от 23.06.2009 № 08-27/09, от 17.06.2009 № 08-22/09, от 18.06.2009 № 08-24/09 без проведения торгов.
2. Предписание Департаменту имущества города Москвы не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь