Решение по делу по признакам нарушения членами Национального союза страховщиков ответственности Федерального закона «О защите конкуренции»

20 апреля 2012, 10:39
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 11/170-11

г. Москва
Резолютивная часть оглашена «09» апреля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «20» апреля 2012 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков Сергеевой О.С., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков Смирновой И.Ф., начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Акимовой И.В., ведущего эксперта отдела методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках Управления контроля финансовых рынков Жарковой Л.Б, главного специалиста-эксперта отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Чаниева Б.Б., заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Дроздова Б.Б.,
рассмотрев дело № 1 11/170-11 по признакам нарушения членами Национального союза страховщиков ответственности (далее – НССО) – ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование»,
ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ОАО «СК «Прогресс-Гарант», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» пункта 4 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и участии в соглашении по установлению условий членства (участия) в профессиональном объединении, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – рынок услуг по обязательному страхованию),

УСТАНОВИЛА:

1. Основанием для возбуждения дела послужили поступившие в Федеральную антимонопольную службу обращения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (далее – «Опора России») по вопросу действий членов НССО, связанных с разработкой учредительных документов союза, а также документов в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон об обязательном страховании).
Из содержания данных обращений следует, что указанные действия членов НССО с 01.01.2012 года могут привести к созданию барьеров входа на рынок услуг по обязательному страхованию абсолютного большинства страховых организаций.
По мнению «Опора России», указанные последствия связаны, в том числе, с действиями членов НССО по разработке и принятию Устава НССО, Правил профессиональной деятельности «Порядок вступления в НССО новых членов и выхода или исключения членов из него», а также Положения о взносах в НССО, устанавливающих такие условия членства в союзе, которые могут привести к ограничению доступа страховщиков на данный рынок страховых услуг, а именно:
- наличие двухлетнего опыта ведения операций по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (далее – добровольное страхование), в том числе по урегулированию убытков по добровольному страхованию.
- наличие лицензии на право осуществления перестрахования;
- установление в 2011 году вступительного и членского взносов в НССО в размере 6 000 000 руб. каждый.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения данных обращений «Опора России», а также документов, поступивших от НССО, в соответствии с приказом ФАС России от 27.09.2011 № 670 было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении страховых организаций – членов НССО: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ОАО «СК «Прогресс-Гарант», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК».
НССО был привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Согласно представленной ОАО СК «Альянс» выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), ОАО «СК «Прогресс-Гарант» 02.04.2012 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО СК «Альянс», о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 7127746111915.
Таким образом, до момента вынесения Комиссией решения по данному делу ОАО «СК «Прогресс-Гарант» деятельность прекратило.
Члены НССО – ответчики по делу: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС, СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК "ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» факт нарушения пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции на заседании Комиссии не признали.
В процессе рассмотрения данного дела в ФАС России также поступили жалобы ЗАО «СК «ДИАНА» и ОАО «ЖАСКО» на действия НССО, связанные с установлением барьеров входа на рынок услуг по обязательному страхованию, в виде требования к страховщикам, желающим вступить в НССО, о наличии лицензии на перестрахование, а также установления чрезмерно высоких вступительных и членских взносов.
Кроме того, в ФАС России поступила жалоба ОАО СГ «Межрегионгарант» на действия членов НССО по установлению условий членства в союзе, невыгодных для страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование.
Указанные жалобы также были приобщены к материалам дела.

2. По результатам анализа представленных НССО по запросу ФАС России документов и сведений, а также с учетом имеющегося в материалах дела обзора конкурентной среды на рынке услуг по добровольному страхованию Комиссией установлено следующее.
Некоммерческая организация НССО создана в 2005 году и объединяла на добровольной основе страховщиков, осуществляющих добровольное страхование в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности). По состоянию на конец 2010 года в НССО входило 27 действительных членов из 250 страховщиков, осуществляющих добровольное страхование.
В соответствии с Законом об обязательном страховании с 1 января 2012 года в Российской Федерации введено обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – обязательное страхование).
В целях осуществления данного вида страхования Закон об обязательном страховании устанавливает для страховщика, имеющего соответствующую лицензию, обязательное членство в профессиональном объединении страховщиков, которое действует на основании указанного закона (часть 2 статьи 24 Закона об обязательном страховании).
Пунктом 1 статьи 17 Закона об обязательном страховании установлено, что профессиональным объединением страховщиков является некоммерческая организация, представляющая собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Данное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями законодательства о некоммерческих организациях и приобретает статус профессионального объединения страховщиков со дня внесения сведений о нем органом страхового надзора в реестр объединений субъектов страхового дела.
Согласно статье 29 Закона об обязательном страховании положения данного закона о профессиональном объединении страховщиков (статьи 17-19) вступают в силу со дня официального опубликования закона (документ опубликован в «Российской газете» - № 169 от 02.08.2010).
Приняв 21 октября 2010 года новую редакцию Устава НССО, его действительные члены преобразовали союз в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков, основанное на обязательном членстве страховщиков при осуществлении обязательного страхования в соответствии с Законом об обязательном страховании. По информации Минюста России НССО в качестве профессионального объединения страховщиков внесено в реестр объединений субъектов страхового дела 20.11.2010.
Таким образом, с 20.11.2010 НССО начало осуществлять деятельность в качестве единого общероссийского профессионального объединения страховщиков в соответствии с Законом об обязательном страховании.
Согласно пункту 4.4 Устава НССО членство в союзе может быть в форме действительного члена или в форме члена – наблюдателя.
Согласно пункту 4.5 Устава НССО действительными членами союза являются страховщики, являющиеся действительными членами союза по состоянию на 21.10.2010, а также страховщики, удовлетворяющие предъявляемым к членам союза требованиям, в том числе имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования и перестрахование.
Комиссия отмечает, что на момент принятия Устава НССО и практически до конца 2011 года лицензии на обязательное страхование органом страхового надзора не выдавались.
Следовательно, действительными членами НССО на момент принятия новой редакции Устава НССО (21.10.2010) являлись: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК», ОАО «СК «Прогресс-Гарант». Все указанные страховые организации 21.10.2010 проголосовали за принятие Устава НССО в новой редакции.
Действительный член НССО обладает, в том числе, правом участвовать с правом голоса в управлении союзом, в формировании органов управления союза, направлять в Президиум НССО предложения к повестке дня Общего собрания членов НССО.
В соответствии с Уставом НССО рассмотрение и принятие решений по вопросам, связанным с осуществлением членами НССО обязательного страхования, в том числе утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности союза, относится к компетенции Президиума НССО.
В соответствии с пунктом 8.1 Устава НССО Президиум союза состоит из представителей действительных членов НССО.
Согласно Уставу НССО член – наблюдатель НССО не участвует в формировании органов управления союза, но имеет право участвовать в работе Общего собрания членов НССО с правом совещательного голоса.
Комиссия отмечает, что страховщиком в понимании Закона об обязательном страховании является страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования. При этом члены НССО – ответчики по делу на момент принятия Устава НССО не обладали указанной лицензией. Соответственно, во избежание создания дискриминационных условий, по мнению Комиссии, в разработке учредительных документов НССО, а также в определении условий профессиональной деятельности должны были принимать участие либо страховщики, имеющие лицензию на обязательное страхование, либо все страховые организации, вступившие в НССО и признающие положения Устава НССО.
Следовательно, члены НССО – ответчики по делу, наделив себя статусом действительных членов, достигли договоренности о том, что страховщики, не являющиеся до 21.10.2010 действительными членами НССО, не имеют юридической возможности участвовать в управлении союзом, а также в разработке стандартов и правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию и должны принять те условия членства в НССО, которые были ранее сформулированы действительными членами союза.
Таким образом, члены НССО – ответчики по делу договорились об установлении в Уставе НССО таких условий получения статуса действительного члена НССО, которые ограничили возможность участия других страховых организаций в принятии решений по основным направлениям деятельности НССО, и создали для отдельных страховщиков возможность в одностороннем порядке воздействовать на основные условия работы на рынке услуг по обязательному страхованию до начала выдачи органом страхового надзора лицензий на обязательное страхование, то есть до 08.12.2011 года.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях членов НССО – ответчиков по делу: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» содержится нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении – НССО, которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию.
Необходимо также отметить, что пунктом 8.2 Устава НССО в реакции от 21.10.2010 установлено, что срок полномочий представителей действительных членов союза, являющихся членами первого состава Президиума на 21.10.2010, не может быть прекращен ранее 31.12.2012 года.
Таким образом, члены НССО, являющиеся действительными на 21.10.2010, ограничили возможность вновь вступающих в союз страховых организаций иметь своих представителей в составе Президиума НССО и участвовать в определении условий профессиональной деятельности на рынке услуг по обязательному страхованию.
Согласно приложению № 3 к протоколу № 11 от 21.10.2010 внеочередного Общего собрания членов НССО в состав Президиума НССО избраны следующие представители действительных членов НССО:
- Бровкович К.К. –ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ»,
- Веневцева Е.А. –СОАО «ВСК»,
- Галушин Н.В. –ОСАО «Ингосстрах»,
- Деревенсков Е.В. –ОАО «СОГАЗ»,
- Ельцова Л.Ю. –ООО «СК «Согласие»,
- Зернов А.А. –ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»,
- Саркисов С.Э. – ОСАО «РЕСО-Гарантия»,
- Попов Д.В. – ОАО СК «Альянс»,
- Чхаидзе В.И. – ООО СО «Геополис»,
- Мартьянова Н.В. – ЗАО «МАКС»,
- Урюпин В.А. – ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз»,
- Маркаров Д.Э. – ООО «Росгосстрах»,
- Скворцов В.Ю. – ОАО «АльфаСтрахование»,
- Колесников Н.Ю. – ОАО «Капитал Страхование».
Комиссия отмечает, что избрание Президиума союза и досрочное прекращение полномочий Президиума союза (членов Президиума союза) относится к компетенции Общего собрания.
Вместе с тем, согласно Уставу НССО, помимо ежегодного созыва, Общее собрание союза может созываться Президиумом НССО, состоящим из действительных членов НССО, а также по требованию действительных членов НССО, составляющих не менее 10% от общего их числа.
Кроме того, согласно пункту 7.10 Устава НССО Общее собрание считается полномочным, если на нем присутствуют более ½ (половины) действительных членов союза.
Решения Общего собрания по вопросам изменения Устава НССО, а также избрания Президиума союза и досрочного прекращения полномочий Президиума союза принимаются 2/3 голосов (квалифицированным большинством), участвующих в Общем собрании действительных членов союза.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что вновь вступающие в союз страховые организации не могли определять условия участия в НССО и работы на рынке услуг по обязательному страхованию до увеличения количества действительных членов союза, необходимого для принятия решения об изменении Устава НССО.
Представители НССО на заседании Комиссии пояснили, что утверждение Устава и других внутренних документов союза имело место на рынке страховых услуг по добровольному страхованию. Для осуществления деятельности по данному виду страхования страховщики не обязаны участвовать в профессиональном объединении. До момента введения в Российской Федерации обязательного страхования членство в НССО было добровольным и страховые организации могли не вступать в НССО и не принимать установленных членами НССО условий членства в союзе.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что с введением обязательного страхования деятельность на рынке услуг по добровольному страхованию будет осуществляться страховщиками лишь в части заключения договоров страхования ответственности за причинение вреда окружающей среде, а также исполнения обязательств до 01.01.2013 года по договорам добровольного страхования объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Следовательно, поскольку согласно сложившейся на страховом рынке практике страхователи в целях оптимизации, как правило, страхуют все свои риски у одного страховщика, то велика вероятность того, что владельцы опасных объектов все свои риски будут страховать у страховщиков, осуществляющих обязательное страхование, и к 01.01.2013 доля добровольного страхования на страховом рынке будет незначительна.
В связи с изложенным, по мнению Комиссии, теряя договоры со страхователями, ранее страховавшимися по добровольному страхованию, страховая организация, не имеющая возможность войти на рынок услуг по обязательному страхованию, будет терять и договоры, которые были заключены с указанными страхователями по иным видам страхования.
В связи с этим, в целях сохранения клиентского портфеля, страховые организации, предполагающие осуществлять обязательное страхование, должны были являться членами НССО уже к моменту возникновения у владельцев опасных объектов обязанности заключать договоры обязательного страхования, то есть к 01.01.2012.
Данный факт подтверждается заявлением ОАО «ЖАСКО», из содержания которого следует, что указанная страховая организация пыталась вступить в НССО до получения лицензии на обязательное страхование. Однако, из-за установленных членами НССО барьеров входа в союз данная страховая организация не смогла вступить в НССО до 01.01.2012 и потеряла не только договоры с предприятиями (организациями) - страхователями по добровольному страхованию, ранее страховавшимися в данной страховой организации, но и договоры, которые были заключены ОАО «ЖАСКО» с указанными страхователями по иным видам страхования. Всего упущенная выгода по состоянию на 27.02.2012 составила - 5 511 917 руб.
Кроме того, согласно обращению ОАО СГ «Межрегионгарант» установленные членами НССО – ответчиками по делу условия вступления в союз, являются барьерами входа на рынок обязательного страхования, а условия осуществления деятельности невыгодными для страховщиков, вступивших в НССО после утверждения стандартов и правил профессиональной деятельности на данном рынке услуг.
Таким образом, члены НССО – ответчики по делу договорились об установлении в Уставе НССО таких условий формирования Президиума НССО, которые ограничили возможность участия других страховых организаций в принятии решений по основным направлениям деятельности НССО, и создали для отдельных страховых организаций возможность в одностороннем порядке воздействовать на основные условия работы на рынке услуг по обязательному страхованию.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях членов НССО – ответчиков по делу: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» содержится нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении – НССО, которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию.

3. Пункт 4.6.1 Устава НССО предусматривает, что для получения статуса действительного члена НССО необходимо наличие не только лицензии на осуществление обязательного страхования, но и лицензии на перестрахование.
При этом согласно пункту 4.7 Устава НССО в случае отзыва любой из лицензий, указанных в пункте 4.6 Устава НССО, действительный член НССО автоматически становится членом-наблюдателем.
Аналогичные положения содержатся в Правилах профессиональной деятельности «Порядок вступления в Национальный союз страховщиков ответственности новых членов и выхода или исключения членов из него» (далее – Порядок вступления в НССО).
Согласно пояснениям членов НССО – ответчиков по делу необходимость включения в Устав НССО в качестве условия получения статуса действительного члена союза наличия лицензии на перестрахование обусловлена требованиями Закона об обязательном страховании и Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об обязательном страховании в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков по обязательному страхованию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона об обязательном страховании участники пула не вправе отказаться от принятия приходящейся на их долю части риска.
Таким образом, участники перестраховочного пула осуществляют деятельность по перестрахованию, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела подлежит лицензированию.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что для осуществления операций по перестрахованию страховая организация действительно должна иметь лицензию на перестрахование. Однако участие в перестраховочном пуле не требует наличия у страховщика такой лицензии, что подтверждается, в том числе, действующим на момент вынесения настоящего решения составом участников перестраховочного пула для перестрахования рисков по обязательному страхованию.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона об обязательном страховании страховщиком является страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Закон об обязательном страховании не предусматривает обязанности страховщика для осуществления обязательного страхования иметь, дополнительно к лицензии на осуществление обязательного страхования, предусмотренной статьей 24 указанного закона, лицензию на перестрахование.
При этом установление членами НССО – ответчиками по делу в Уставе НССО требования о наличии у страховщика лицензии на перестрахование для получения статуса действительного члена союза может привести к ограничению конкуренции.
Так, в соответствии Законом об организации страхового дела установлены различные лицензионные требования к страховщикам, претендующим на получение лицензии на обязательное страхование и лицензии на перестрахование.
Для получения лицензии на перестрахование страховщик должен иметь уставный капитал в 4 раза превышающий уставный капитал, необходимый для осуществления обязательного страхования.
Кроме того, с 2012 года увеличены требования к минимальному размеру уставного капитала страховщиков, который должен составлять 120 000 000 руб. для осуществления обязательного страхования и 480 000 000 руб. для осуществления перестрахования.
Исходя из официально опубликованного на сайте ФСФР России в сети «Интернет» единого государственного реестра субъектов страхового дела, а также сведений о деятельности страховых организаций, в 2010 году около 250 страховщиков имели лицензию на добровольное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и осуществляли этот вид страхования более двух лет, то есть, в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона об обязательном страховании имеют возможность получить лицензию на осуществление данного вида страхования. Однако лицензию на перестрахование из указанных 250 страховщиков имеют только 130 страховых организаций.
Исходя из официально опубликованных на официальном сайте ФСФР России в сети «Интренет» данных о деятельности страховых организаций, по состоянию на 2011 год добровольное страхование осуществляли 217 страховых организаций. Из указанного количества страховых организаций лицензию на перестрахование имела 71 страховая организация. Таким образом, 146 страховщиков не имели лицензии на перестрахование, что составляет 67,3% от общего числа страховых организаций, осуществляющих деятельность на данном рынке страховых услуг.
Кроме того, в процессе рассмотрения данного дела, ФАС России был проведен опрос страховых организаций, осуществляющих деятельность на рынке услуг по добровольному страхованию (далее по тексту решения - Опрос).
Для участия в Опросе привлекались страховые организации, не являвшиеся на момент проведения Опроса членами НССО и уход которых с рынка услуг по добровольному страхованию оказал бы негативное влияние на состояние конкуренции на указанном рынке услуг, поскольку вызвал бы увеличение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
По результатам Опроса установлено, что на вопрос о наличии лицензии на перестрахование 27 страховщиков (40,9%) сообщили о наличии такой лицензии, однако 14 из них сообщили о том, что с 01.01.2012 года откажутся от этой лицензии из-за невозможности сформировать минимально необходимый в соответствии с Законом об организации страхового дела уставный капитал в размере 480 млн. руб.
Кроме того, согласно материалам дела на момент вынесения Комиссией решения по данному делу среди членов – наблюдателей НССО были страховые организации, которые не имели лицензии на перестрахование, но имели лицензию на обязательное страхование, то есть могли бы иметь статус действительных членов со всеми правами, предусмотренными Уставом НССО.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установление членами НССО – ответчиками по делу в качестве условия получения статуса действительного члена союза наличия лицензии на перестрахование создает дискриминационные условия для страховых организаций, не имеющих лицензии на перестрахование, поскольку они не могут получить статус действительного члена союза, не обладают правом голоса, не участвуют в формировании органов управления НССО и, следовательно, не имеют возможности определять основные условия работы на рынке услуг по обязательному страхованию.
Следовательно, члены НССО – ответчики по делу договорились об установлении в Уставе НССО дополнительного не предусмотренного законодательством требования, необходимого для получения статуса действительного члена НССО, о наличии лицензии на перестрахование, которое ограничило возможность участия других страховых организаций, имеющих лицензии на обязательное страхование, в принятии решений по основным направлениям деятельности НССО, и создало возможность для отдельных страховщиков в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления услуг на рынке обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях членов НССО – ответчиков по делу: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» содержится нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении – НССО, которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию.

4. Порядок вступления в НССО был утвержден 15.12.2010 Президиумом НССО.
Согласно пункту 4.1 Устава НССО членами союза могут быть лишь страховщики, имеющие не менее чем двухлетний опыт ведения операций по добровольному страхованию ответственности. При этом частью 3 Раздела II Порядка вступления в НССО предусмотрено, что под опытом ведения операций понимается заключение договоров страхования ответственности и осуществление по ним страховых выплат.
Как следует из письменных объяснений членов НССО – ответчиков по делу, требование о наличии у страховщиков, являющихся членами НССО, не менее чем двухлетнего опыта осуществления страховых выплат по договорам добровольного страхования соответствует требованиям действующего страхового законодательства. Так, принимая во внимание, что в соответствии со статьей 6 Закона об организации страхового дела страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также, что страховщики осуществляют, в том числе, оценку страхового риска, производят страховые выплаты, можно сделать вывод о том, что для ведения операций по обязательному страхованию страховщик должен обладать необходимым опытом по расчету страховой премии и возмещению при наступлении страховых случаев убытков.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что частью 1 статьи 24 Закона об обязательном страховании установлены лицензионные требования к субъекту страхового дела, обращающемуся за получением лицензии на осуществление данного вида страхования, а именно – наличие у этого субъекта не менее чем двухлетнего опыта ведения операций по добровольному страхованию ответственности. Однако указанный закон не содержит указания на то, что опыт ведения операций по добровольному страхованию включает в себя не только наличие у страховой организации заключенных договоров добровольного страхования, но и наличие у страховщика опыта осуществления страховых выплат по данному виду страхования.
Кроме того, согласно статье 32 Закона об организации страхового дела, перечень документов, представляемых соискателем лицензии на осуществление обязательного страхования в орган страхового надзора, не содержит документов, подтверждающих наличие у страховой организации соответствующего опыта осуществления страховых выплат.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено в качестве лицензионного требования к страховщикам, обращающимся за получением лицензии на осуществление обязательного страхования, наличие выплат по договорам добровольного страхования.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, как правило, собственники особо опасных производственных объектов заинтересованы в их сохранности и стремятся обеспечивать необходимую безопасность при их эксплуатации. Следовательно, велика вероятность, что в течение действия договора обязательного страхования страховой случай может не наступить, соответственно не будет и страховых выплат.
Данный вывод Комиссии подтверждается письмом Минфина России от 29.07.2011 № 05-04-03/205, согласно которому при оценке опыта ведения операций по добровольному страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при выдаче лицензий страховым организациям на осуществление обязательного страхования в соответствии с Законом об обязательном страховании желательно учитывать опыт по урегулированию убытков и осуществлению страховых выплат. Однако, учитывая тот факт, что страховой случай в течение двух лет может не наступить, данный критерий не должен носить обязательный характер.
Одновременно, согласно письму ФСФР России от 26.08.2011 № 11-ДП-БУ/22006, соответствие страховой организации - соискателя лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов обязательного страхования лицензионным требованиям в части наличия соответствующего опыта ведения операций по страхованию, будет определяться, исходя из информации, отражающей операции и страховые обязательства страховщика, вытекающие из заключенных договоров страхования, в течение двух и более лет.
Кроме того, согласно результатам обзора конкурентной среды на рынке услуг по добровольному страхованию ответственности, проведенного ФАС России в 2010 году, в рамках которого было опрошено 298 страховщиков, осуществляющих этот вид страхования, установлено, что лишь около 20% страховщиков имеют опыт осуществления страховых выплат по добровольному страхованию.
По результатам Опроса, проведенного в рамках данного дела, установлено, что 57,6% страховых организаций из общего количества опрошенных не имеет двухлетнего опыта осуществления выплат по договорам добровольного страхования.
Более того, Комиссия отмечает, что согласно письменным объяснениям, представленным в рамках рассмотрения данного дела, не все члены НССО – ответчики по делу имели двухлетний опыт выплат по договорам добровольного страхования.
В соответствии с протоколом заседания Президиума НССО № 24 от 15.12.2010 в голосовании по вопросу утверждения Порядка вступления в НССО принимали участие представители действительных членов Президиума НССО, а именно ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО СК «Альянс», ООО СО «Геополис», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ООО «Росгосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ОАО «АльфаСтрахование».
Все члены Президиума НССО согласно указанному протоколу проголосовали за утверждение Порядка вступления в НССО.
Согласно письменным пояснениям НССО члены Президиума не являются представителями членов союза в смысле главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (представителями по доверенности, действующими по поручению доверителей), а являются должностными лицами коллегиального органа управления, избранными в установленном Уставом НССО порядке и действующими в соответствии с его положениями.
Иными словами, осуществляя голосование по вопросам, отнесенным к компетенции Президиума НССО, члены Президиума НССО голосуют лично, а не во исполнение указаний тех страховых компаний, которые представили их кандидатуры.
Соответственно, по мнению НССО, члены Президиума НССО не относятся к хозяйствующим субъектам и не могут являться участниками каких-либо соглашений.
Однако, как установлено Комиссией, согласно пункту 8.7 Устава НССО член Президиума союза может быть освобожден от исполнения своих обязанностей досрочно, в том числе в связи с письменным отзывом членом НССО, представителем которого является этот член Президиума НССО.
В случае досрочного освобождения члена Президиума НССО, член союза, представителем которого являлся выбывший член Президиума НССО, вправе назначить нового члена Президиума НССО взамен выбывшего путем направления в союз соответствующего заявления.
Следовательно, из указанных положений Устава НССО, следует вывод, что каждый член Президиума НССО является представителем конкретного действительного члена союза, а решения Президиума НССО являются решениями соответствующих страховых организаций.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что страховые организации – ответчики по делу, имеющие представителей в Президиуме НССО, договорились о включении в Порядок вступления в НССО требования к страховщикам, желающим вступить в НССО, о наличии у них опыта выплат по договорам добровольного страхования, что создает дополнительный необоснованный барьер входа на рынок услуг по обязательному страхованию и может привести к сокращению числа страховщиков, которые могли бы осуществлять обязательное страхование.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях членов НССО – ответчиков по делу: ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО СК «Альянс», ООО СО «Геополис», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ООО «Росгосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ОАО «АльфаСтрахование» содержится нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении – НССО, которое может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию.
Комиссия считает необходимым отметить также то, что в процессе рассмотрения дела 25.01.2012 года Президиумом НССО утверждены изменения в Порядок вступления в НССО, согласно которым из части 3 Раздела II исключено требование к страховой организации, претендующей на вступление в союз, о наличии опыта осуществления выплат по договорам страхования ответственности. При этом согласно пункту «а» части 6 Раздела II Порядка вступления в НССО к заявлению страховой организации о вступлении в НССО должны прилагаться сведения о договорах страхования ответственности, заключенных за предшествующие подаче заявления в союз два года, с указанием объема страховой премии и объема страховых выплат по ним (нулевые или ненулевые показатели).
Таким образом, несмотря на внесенные изменения в Порядок вступления в НССО, страховые организации – претенденты на вступление в НССО обязаны представлять информацию о наличии опыта выплат по договорам страхования ответственности. Данная информация оценивается НССО при принятии решения о соответствии или несоответствии страховой организации требованиям союза.
Данный факт подтверждается письмом НССО от 03.02.2012 № И-53-НССО в адрес ОАО «ЖАСКО», согласно которому представленные указанной страховой организацией Сведения о договорах гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, подтверждающие наличие двухлетнего опыта ведения операций по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты и содержащие данные о страховых премиях и страховых выплатах, были рассмотрены и оценены НССО на предмет их достоверности.
Кроме того, согласно дополнительным письменным пояснениям НССО по данному делу (вх. ФАС России от 19.03.2012 № 15512), сведения об осуществлении страховых выплат по договорам страхования представлялись и представляются страховщиком при вступлении в НССО в составе информации, подтверждающей опыт ведения операций по обязательному страхованию ответственности, и учитываются при оценке наличия у претендента такого опыта.

5. В соответствии со статьей 22 Закона об обязательном страховании размер и порядок уплаты членских взносов и иных обязательных платежей устанавливаются общим собранием членов профессионального объединения страховщиков в соответствии с указанным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами.
Подпунктом «б» пункта 7.3 Устава НССО установлено, что определение размеров и порядка уплаты взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в НССО его членами в соответствии с Законом об обязательном страховании, находится в компетенции Общего собрания членов НССО.
Постановлением внеочередного Общего собрания членов НССО от 02.02.2011 утверждено в новой редакции Положение о взносах в Национальный союз страховщиков ответственности (далее – Положение о взносах в НССО).
Согласно Разделу 3 данного положения размер вступительного взноса в 2011 году составляет 6 000 000 (шесть миллионов) рублей. С 2012 года размер вступительного взноса определяется как сумма вступительного взноса за предыдущий год и членского взноса, установленного к уплате в предыдущем году. Размер членского взноса в 2011 году составляет 6 000 000 (миллионов рублей). С 2012 года размеры членских взносов устанавливаются Общим собранием членов Союза.
Согласно письменным объяснениям НССО (исх. от 22.04.2011 № И-86-НССО) размер вступительного взноса в НССО в 2011 году установлен исходя из величины взносов в НССО, уплаченных каждым из действующих членов НССО за период с 2005 г. по 2010 г. и направленных на разработку методологической базы обязательного страхования.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в период с 2005 г. по 2010 г. НССО являлось профессиональным объединением страховщиков, осуществляющих добровольное страхование. Членство в НССО в указанный период времени было добровольным. Следовательно, расходы, связанные с деятельностью добровольного объединения страховщиков, не могут быть перенесены на вновь вступающих членов в связи с иными целями и задачами.
Таким образом, установление членами НССО – ответчиками по делу размера вступительного взноса в НССО исходя из величины взносов, уплаченных в союз действительными членами в период, когда союз не являлся единым общероссийским профессиональным объединением страховщиков, осуществляющих обязательное страхование, является необоснованным.
Кроме того, согласно письму НССО (вх. ФАС России от 19.01.2012 № 3063) размеры вступительных и членских взносов, подлежащих уплате в 2011 году, были рассчитаны исходя из необходимости покрытия расходной части Бюджета доходов и расходов НССО на 2011 год (далее - Бюджет) и необходимости формирования Резерва.
НССО по запросу ФАС России представлен Бюджет, утвержденный 15.12.2010 Президиумом НССО. Согласно Бюджету его доходная часть в 2011 году, формируемая за счет уплаты членами союза вступительных и годовых членских взносов, должна составлять 279 529 000 рублей. Основная расходная часть Бюджета в 2011 году составляет 136 954 000 рублей. При этом статья «Резерв», формируемая за счет оставшихся средств Бюджета, составляет 139 575 000 рублей, а именно более 50% доходной части Бюджета.
При этом сумма вступительных и членских взносов рассчитывалась путем распределения общей суммы годовых расходов, а также статьи «Резерв» между действующими членами союза и претендентами на вступление в союз, о которых НССО было известно на момент утверждения Бюджета.
По состоянию на 15.12.2010 НССО объединял 30 страховых организаций, у пяти компаний были приняты заявления о вступлении в союз. Таким образом, для определения размеров вступительных и членских взносов на 2011 год затраты были распределены между 35 страховыми организациями.
Однако Комиссия считает необходимым отметить, что подобный подход к определению размера вступительного и членского взноса на 2011 год является необоснованным, поскольку не учитывает возможность подачи в 2011 году заявлений о вступлении в НССО от тех страховых организаций, которые желают сохранить клиентскую базу и осуществлять обязательное страхование уже с 01.01.2012.
В частности, как показали результаты Опроса, осуществлять деятельность на рынке услуг по обязательному страхованию предполагали более 54,5% опрошенных (36 страховых организаций), при этом из них 30 страховых организаций предполагали получить лицензии на право осуществления обязательного страхования при условии возможности вступления в НССО после снижения вступительных взносов и исключения необоснованных барьеров.
Соответственно, по мнению Комиссии, формирование доходной части Бюджета, исходя из распределения общей суммы годовых расходов НССО только между 35 страховыми организациями, привело к необоснованному увеличению вступительного и членского взносов в союз. При этом члены НССО – ответчики по делу не предприняли никаких мер для увеличения количества членов союза.
Кроме того Комиссия полагает, что НССО, являясь профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Законом об обязательном страховании, не вправе расходовать средства Бюджета на цели, не связанные с реализацией указанного закона, в том числе на развитие иных видов страхования ответственности.
Необоснованное включение в Бюджет на 2011 год статей расходов, не связанных с реализацией Закона об обязательном страховании (развитие новых видов страхования ответственности, PR-сопровождение деятельности НССО), привело к увеличению доходной части Бюджета, формируемой за счет уплаты взносов членами союза, и как следствие к увеличению размеров самих взносов.
Кроме того членами НССО – ответчиками по делу не представлено экономического обоснования формирования статьи «Резерв». По информации, представленной НССО, в 2011 году из резерва выделялись средства на финансирование реализуемых союзом мероприятий, в том числе 59 000 000 руб. на разработку Автоматизированной информационной системы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (АИС ОПО).
При этом Доходная часть Бюджета НССО на 2012 год составила 352 500 000 руб., в том числе входящий остаток 252 500 000 руб., что, по мнению Комиссии, свидетельствует о том, что доходная часть бюджета на 2011 год была значительно превышена за счет взносов новых членов, вступление которых не планировалось на момент установления вступительного и членского взносов на 2011 год.
Комиссия считает также необходимым отметить, что согласно материалам дела, в 2011 году действительным членам НССО была предоставлена возможность оплатить членские взносы в союз с рассрочкой. Однако вновь вступающие в НССО страховщики должны были оплачивать вступительные и членские взносы единовременно одним платежом.
При этом имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, установленные членами НССО – ответчиками по делу размеры вступительного и членского взносов в союз в размере 6 000 000 руб. каждый стали барьерами вступления в НССО и препятствовали потенциальным страховщикам доступу на рынок услуг по обязательному страхованию.
Так, Комиссия обращает внимание, что исходя из данных о премиях, полученных страховыми организациями, осуществляющими добровольное страхование, размещенных на официальном сайте ФСФР России в сети «Интернет», в 2010 году лишь 15% (38) страховых компаний получали по данному виду страхования премии, превышающие 5-6 млн. рублей, при этом у 65% (164) страховых компаний объем годовой премий по данному виду не превышал 1 млн. руб.
За 9 месяцев 2011 года по указанному виду страхования у 14 % (30) страховых организаций объем годовой премии составил более 5-6 млн. руб., при этом у 69 % (153) страховых компаний такая премия составила не более 1 млн. руб.
На барьеры для входа на рынок услуг по обязательному страхованию в виде вступительного и членского взносов в НССО указывают в своих заявлениях ЗАО «СК «ДИАНА» и ОАО «ЖАСКО», доли которых на рынке добровольного страхования в первом полугодии 2011 года составили 0,01% и 0,0166 % соответственно (общие суммы страховых премий по данному виду страхования составили 116 000 руб. и 1 090 000 руб. соответственно).
Аналогичную позицию занимает «Опора России», которая в письме в ФАС России от 27.05.2011№ 559 указала, что установление вступительного и годового членского взноса в НССО в размере 6 000 000 рублей каждый является условием, существенно ограничивающим конкуренцию в данном сегменте страхового рынка, так как необходимая к уплате в совокупности сумма составляет не только более 1/3 части действующего до 01.01.2012 года минимального размера уставного капитала, но и существенно превышает для многих компаний, особенно региональных, годовой объем собираемой премии по данному виду страхования.
Более того, из обращения ОАО СГ «Межрегионгарант» следует, что установленные действительными членами НССО условия членства в союзе, в том числе высокие вступительные и членские взносы, являются невыгодными для небольших страховых организаций. Представленный ОАО СГ «Межрегионгарант» сравнительный анализ финансового результата работы данной страховой организации за 2011 и 2012 годы показал, в частности, следующее.
В 2011 году ОАО СГ «Межрегионгарант» заключило 42 договора добровольного страхования на общую сумму страховой премии 258 039 рублей, при этом были уплачены вступительный и членский взносы в НССО в размере 6 000 000 руб. каждый.
В 2012 году ОАО СГ «Межрегионгарант», являясь членом НССО, на базе того же клиентского портфеля, что и в 2011 году, заключило 81 договор обязательного страхования на общую сумму страховых премий в размере 2 457 650 рублей, что почти в 5 раз меньше уплаченных в НССО взносов в 2011 году и немногим больше членского взноса в НССО в 2012 году.
Согласно письменным объяснениям НССО, представленным в процессе рассмотрения дела, размер вступительного взноса в НССО соответствует размеру расходов на ведение дела по обязательному страхованию, включенных в состав страхового тарифа по данному виду страхования.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» (далее – Постановление № 808) установлено, что 20% в структуре страхового тарифа составляют расходы на осуществление обязательного страхования.
С учетом утвержденных тарифов объем рынка обязательного страхования по предварительным прогнозам значительно увеличится.
Учитывая прогнозные размеры премий по договорам страхования, а также значительное количество объектов, подлежащих обязательному страхованию, вступительные взносы в НССО в установленном размере 6 000 000 рублей на практике, по мнению НССО, будут значительно ниже установленного Постановлением № 808 норматива расходов страховой организации на осуществление деятельности по обязательному страхованию (20% от страхового тарифа).
Вместе с тем, указанный довод НССО не может быть принят Комиссией во внимание по следующим основаниям.
Размер страховой премии, полученной страховой организацией, зависит, в том числе, от количества заключенных ею договоров страхования, а также от объекта страхования, и соответственно, от размера страховой суммы. Очевидно, что количество договоров обязательного страхования ответственности, заключенных разными страховыми компаниями, а также объем полученных по ним страховых премий, могут существенно различаться.
Кроме того, расходы страховой организации на осуществление обязательного страхования включают в себя целый ряд направлений, в том числе, расходы, связанные с заключением договоров страхования и ведением страховых операций (агентское и брокерское вознаграждение, приобретение бланков страховых полисов, экспертиза и т.д.), а также управленческие расходы, связанные с оплатой труда страховых работников, содержанием зданий, приобретением и эксплуатацией вычислительной и другой техники, рекламой, почтово-телеграфными расходами, судебными издержками.
Таким образом, по мнению Комиссии, установление вступительного взноса в НССО исходя из размера расходов на ведение дела по обязательному страхованию, включенных в состав страхового тарифа по данному виду страхования, является некорректным.
Кроме того, учитывая, что в 2011 году обязательное страхование еще не осуществлялось, а прибыль по данному виду страхования могла быть получена страховщиками только после 01.01.2012, вновь вступающие в НССО страховые организации должны были уплачивать вступительный взнос из общей прибыли, полученной по всем видам страхования.
В связи с этим Комиссия обращает внимание, что из данных ФСФР России о прибыли, полученной в 2010 году страховыми компаниями, участвовавшими в Опросе, следует, что:
1. Количество страховщиков, имеющих годовую прибыль более 12 млн. руб., (то есть имеющих возможность уплатить единовременно вступительный и членский взнос в НССО в сумме 12 млн. руб.) составляет 23 (34,9% из числа участвующих в опросе).
2. Количество страховщиков, имеющих годовую прибыль от 6 до 12 млн. руб., (то есть имеющих возможность уплатить только вступительный взнос в НССО в сумме 6 млн. руб.) составляет 7 (10,6% из числа участвующих в опросе).
3. Количество страховщиков, имеющих годовую прибыль от 1 до 6 млн. руб., (то есть имеющих возможность уплатить вступительный взнос в НССО в сумме не более 1 млн. руб.) составляет 15 (22,7% из числа участвующих в опросе).
4. Количество страховщиков, имеющих годовую прибыль менее 1 млн. руб. или имеющих убытки, (то есть не имеющих возможность уплатить вступительный взнос в НССО даже в сумме 1 млн. руб.) составляет 21 (31,8% из числа участвующих в опросе).
При этом Комиссия отмечает, что в данном случае учитывалась прибыль страховщиков, полученная по всем видам страхования. В случае же определения количества страховых организаций, имеющих возможность оплатить вступительный взнос в НССО исходя из прибыли, полученной только по добровольному страхованию, таких страховщиков было бы еще меньше.
Результаты Опроса страховых компаний, не являвшихся членами НССО на момент принятия решения об установлении вступительного и членского взносов в размере 6 000 000 руб. каждый, показали следующее:
- из 66 страховых организаций 25 (38,5%) считают обоснованным размер вступительного взноса от 100 000 до 700 000 рублей,
- 20 страховщиков (30,8%) готовы уплатить вступительный взнос в размере 1,0 млн. руб.,
- 5 страховщиков (7,6%) – 2 млн. руб.,
- 6 страховщиков (9,2%) – 6 млн. руб.,
- 9 страховщиков (13,8%) считают обоснованным установление вступительных взносов в зависимости от сумм страховой премии, собираемой по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, или сумм премии по обязательному страхованию, определенных в бизнес-плане.
Важно также отметить, что 93,9% респондентов считают большие вступительные и членские взносы в НССО барьером для входа на рынок услуг по обязательному страхованию.
Кроме того, согласно Опросу, 45,5% страховых организаций не предполагают осуществлять деятельность на рынке услуг по обязательному страхованию и, соответственно, получать лицензию на осуществление данного вида страхования, только в связи с высокими взносами в НССО.
По мнению всех опрошенных страховщиков, вновь вступающие в НССО страховые организации должны уплачивать только вступительный взнос (по аналогии с Российским союзом автостраховщиков), а в случае установления членского взноса его размер должен определяться в зависимости от собираемой премии по данному виду страхования.
Комиссия считает необходимым обратить внимание, что на начало 2012 года союз объединял уже более 50 страховых организаций. Однако, несмотря на это, а также на значительную сумму переходящего остатка в НССО был снижен только членский взнос, а размер вступительного взноса оставлен без изменений.
Так, согласно протоколу № 15 от 06.02.2012 Внеочередного общего собрания членов союза, на 2012 год утвержден вступительный взнос в размере 6 000 000 рублей. Членский взнос в НССО на 2012 год согласно протоколу № 14 от 30.11.2011 внеочередного Общего собрания членов союза установлен в размере 2 100 000 рублей.
В то же время имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе указанные ранее обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о том, что установленные в НССО на 2012 год размеры вступительного и членского взносов в размере 6 000 000 руб. и 2 100 000 руб. соответственно продолжают оставаться барьерами для входа с союз потенциальных страховщиков.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что члены НССО – ответчики по делу договорились об установлении таких размеров вступительного и членского взносов в союз на 2011 год и 2012 год, которые являются невыгодным условием членства в профессиональном объединении и барьером для вступления в профессиональное объединение и, соответственно, для входа на рынок услуг по обязательному страхованию, что ведет к ограничению доступа значительного количества потенциальных участников – страховщиков на данный рынок.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, в действиях членов НССО – ответчиков по делу: ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» содержится нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении – НССО, которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию.

6. Комиссия также отмечает, что на момент вынесения решения по данному делу члены НССО – ответчики по делу не предприняли никаких мер для внесения изменений в Устав НССО и устранения барьеров входа на рынок услуг по обязательному страхованию в виде высоких размеров вступительного и членского взносов.
Кроме того, члены НССО – ответчики по делу, имеющие представителей в Президиуме НССО, не предприняли необходимых мер для внесения изменений в Порядок вступления в НССО, в том числе, предусматривающих, что отсутствие у страховщика двухлетнего опыта по урегулированию убытков по добровольному страхованию гражданской ответственности организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты не влияет на принятие решения о соответствии/несоответствии страховой организации требованиям НССО.
В то же время указанные страховые организации имели такую возможность. Согласно письменным пояснениям НССО в период рассмотрения дела союзом было проведено два Внеочередных общих собрания членов союза (30.11.2011 и 06.02.2012), которые имеют полномочия принимать решения о внесении изменений в Устав НССО и Положение о взносах в НССО, а также заседание Президиума НССО (14.12.2011), в компетенцию которого входит внесение изменений в Порядок вступления в НССО.
Следовательно, участие членов НССО – ответчиков по делу в ограничивающем конкуренцию соглашении продолжается и на момент вынесения Комиссией решения по данному делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать членов НССО – ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС, СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «Русский Страховой Центр», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» нарушившими пункт 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения и участия в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении – НССО, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию.
2. Выдать членам НССО – ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС, СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «Русский Страховой Центр», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1 11/170-11

«09» апреля 2012 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков Сергеевой О.С., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков Смирновой И.Ф., начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Акимовой И.В., ведущего эксперта отдела методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках Управления контроля финансовых рынков Жарковой Л.Б, главного специалиста-эксперта отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Чаниева Б.Б., заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления Дроздова Б.Б.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «09» апреля 2012 года по делу № 1 11/170-11 о нарушении членами Национального союза страховщиков ответственности (далее - НССО) - ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС, СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «Русский Страховой Центр», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «СО «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» пункта 4 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении - НССО, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – рынок услуг по обязательному страхованию),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Членам НССО - ООО «СГ «Адмирал», ОАО «АльфаСтрахование», СОАО «ВСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СО «Геополис», ЗАО «ГУТА-Страхование», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «МАКС», СОАО «НСГ», ООО «СО «Регион Союз», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО  СК «Альянс», ОСАО «Россия», СОАО «РСЦ», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», ЗАО «СГ «УралСиб», ОАО «ЧСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СГ МСК» в срок до 15.08.2012 г. прекратить нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении - НССО, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию, а именно:
1.1. исключить положения Устава НССО:
- устанавливающие в качестве условия получения статуса действительного члена НССО наличие лицензии на перестрахование;
- устанавливающие, что срок полномочий представителей действительных членов НССО, являющихся членами первого состава Президиума союза на 21.10.2010, не может быть прекращен ранее 31.12.2012 г.;
1.2. установить вступительный взнос в НССО, не создающий страховым организациям барьеров входа на рынок услуг по обязательному страхованию;
1.3. установить дифференцированный годовой членский взнос в НССО в зависимости от суммы страховых премий, полученных страховыми организациями по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

2. Членам НССО - ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «СК «Согласие», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО СК «Альянс», ООО СО «Геополис», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ООО «Росгосстрах», ОАО «Капитал Страхование» в срок до 15.08.2012 г. прекратить нарушение пункта 4 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии в соглашении об установлении условий членства (участия) в профессиональном объединении - НССО, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию, а именно:
- внести изменения в Правила профессиональной деятельности НССО «Порядок вступления в Национальный союз страховщиков ответственности новых членов и выхода или исключения членов из него» (далее – Порядок вступления в НССО), предусматривающие, что отсутствие у страховщика двухлетнего опыта по урегулированию убытков по добровольному страхованию гражданской ответственности организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты не влияет на принятие решения о соответствии/несоответствии страховой организации требованиям НССО;
- исключить положения Порядка вступления в НССО, устанавливающие в качестве условия получения статуса действительного члена НССО наличие лицензии на перестрахование

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь