Решение по делу по признакам нарушения Правительством Саратовской области ФЗ «О защите конкуренции»

06 апреля 2012, 14:23
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/213-11

«30» марта 2012 года г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена 19 марта 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2012 г
.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии — А.Ю. Цариковского – статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Е.Е. Тетушкиной – заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов, В.В. Величко – главного специалиста-эксперта отдела строительства и земельных отношений Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов, Л.В. Вовкивской – начальника отдела судебной работы Правового управления; М.Ю. Кот – консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления; А.В. Ковалева – консультанта отдела проверок Управления контроля органов власти, Б.Б. Чаниева - главного специалиста-эксперта отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,
рассмотрев дело № 1 15/213-11 по признакам нарушения Правительством Саратовской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в присутствии
представителя Правительства Саратовской области Д.В. Ильинова (доверенность от 18.05.2010 № 1-07-08-761);
представителя Счетной палаты Саратовской области П.Е. Костина (доверенность от 01.12.2011);
представителей Казенного предприятия Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» А.С. Бутакова (доверенность от 24.01.2012 № 0085);
представителя Комитета капитального строительства Саратовской области Ребровой Е.А. (доверенность от 14.03.2012 № 0337),

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела послужило поступившее в Федеральную антимонопольную службу обращение Комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы от 18.01.2011 № 13-29 по вопросам, связанным с правомерностью предоставления Правительством Саратовской области казенному предприятию Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» исключительного права осуществлять работы по техническому надзору (строительному контролю) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства Саратовской области.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 № 665-П услуги технического надзора (строительного контроля) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства Саратовской области, осуществляются исключительно казенным предприятием Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства».
II. В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.
Письмом от 05.12.2011 №9-09-05/2956 Правительство Саратовской области сообщило, что казенное предприятие Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» осуществляет услуги технического надзора (строительного контроля) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией только тех объектов, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства области.
По мнению Правительства Саратовской области, казенное предприятие Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» наделено указанным правом на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении государственного и муниципального заказа).
Письмом от 06.12.2011 №03-03/1237 Счетная палата Саратовской области сообщила, что деятельность по осуществлению технического надзора (строительного контроля) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов капитального строительства не относится к видам деятельности, которые могут осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями
По мнению Счетной палаты Саратовской области, на территории Саратовской области существует большое количество юридических лиц, которые оказывают услуги технического надзора (строительного контроля) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией иных объектов капитального строительства, заказчиком по которым является не Комитет капитального строительства области. В связи с чем, реализация пункта 2 постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 № 665-П создает казенному предприятию Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности.
III. Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении государственного и муниципального заказа размещение заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, данный пункт может применяться заказчиком в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении выполняемых ими работ или оказываемых услуг. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Пунктом 32 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, установлено, что работы по осуществлению строительного контроля относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, деятельность по строительному контролю, могут осуществлять лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Учитывая, что деятельность по техническому надзору (строительному контролю) не является исключительным полномочием органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственных ему государственных организаций, отбор организации для осуществления такой деятельности должен осуществляться путем проведения торгов.
В соответствии с письмом от 27.02.2012 г. № 75-С Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение строителей (СРО)» на территории Саратовской области осуществляет деятельность по техническому надзору (строительному контролю) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов капитального строительства сто двадцать организаций-членов партнерства, имеющих свидетельства о допуске к выполнению работ по осуществлению технического надзора (строительного контроля).
Согласно письму Саратовского представительства НП СРО «Объединение инженеров строителей» от 01.03.2012 №31 в Саратовское представительство НП СРО «Объединение инженеров строителей» входят девять организаций, имеющих свидетельства о допуске к выполнению работ по осуществлению технического надзора (строительного контроля).
Таким образом, на территории Саратовской области деятельность по осуществлению строительного контроля за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов капитального строительства осуществляют более ста двадцати организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких предложивших лучшую цену или лучшие условия, т.е. содержит принцип состязательности хозяйствующих субъектов.
При этом процедура проведения торгов позволяет выявить потенциальных желающих оказывать услуги.
Учитывая изложенное, непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право оказывать соответствующие услуги, что может привести к ограничению конкуренции.
Предоставление пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 № 665-П казенному предприятию Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» исключительного права осуществлять услуги технического надзора (строительного контроля) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства Саратовской области, лишает иные организации, оказывающие услуги технического надзора (строительного контроля) на территории Саратовской области, возможности принять участие в конкурентной борьбе за право оказывать соответствующие услуги и создает казенному предприятию Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности, что может привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Правительства Саратовской области являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в определении Казенного предприятия Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» в качестве единственного хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по техническому надзору (строительному контролю) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства Саратовской области, что может привести к ограничению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Правительство Саратовской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем определения пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 № 665-П Казенного предприятия Саратовской области «Единая дирекция капитального строительства» в качестве единственного хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по техническому надзору (строительному контролю) за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и модернизацией объектов хозяйственного и социально-культурного назначения, государственным заказчиком по которым является Комитет капитального строительства Саратовской области, что может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Правительству Саратовской области предписание об отмене пункта 2 постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 № 665-П.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь