Решение и предписание по делу по заявлению ООО «Реал-Газ»

02 апреля 2012, 16:13
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
«27» января 2012 г. г.Москва

Резолютивная часть решения оглашена “ 27 ” января 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено “ 10 ” февраля 2012 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):
Председателя Комиссии:
Субботина П.Т. - заместителя руководителя ФАС России;
членов Комиссии:
Диановой Н.И. - начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Павловой И.Н. – заместителя начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Вовкивской Л.В. - начальника отдела судебной работы Правового управления;
Осиповой Е.В. – начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления;
Шубина А.А. – заместителя начальника отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Павловой Л.В. – главного специалиста-эксперта отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса,
рассмотрев дело № 1 10/108-11 по признакам нарушения ОАО «Газпром» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от заключения договора транспортировки газа при наличии возможностей его транспортировки и создании препятствий доступа ООО «Реал-Газ» на рынок газа (далее – дело № 1 10/108-11),

УСТАНОВИЛА:

1. ООО «Реал-Газ» обратилось в ФАС России с заявлением о нарушении ОАО «Газпром» требований антимонопольного законодательства (вх.№3720 от 26.01.2011), выразившемся в необоснованном отказе в доступе ООО «Реал-Газ» к газотранспортной системе ОАО «Газпром» (далее – ГТС ОАО «Газпром»).
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом ФАС России от 27.07.2011 № 535 было возбуждено дело № 1 10/108-11 по признакам нарушения ОАО «Газпром» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от заключения договора транспортировки газа при наличии возможностей его транспортировки и создании препятствий доступа ООО «Реал-Газ» на рынок газа.
2. В ходе рассмотрения дела по существу представитель ООО «Реал-Газ» сообщил, что 18.11.2010 между ООО «Реал-Газ» и ОАО «Себряковцемент» был заключен договор поставки газа №РГ-3/2010 от 18.11.2010 (далее – договор поставки газа), а также 22.11.2010 ОАО «Себряковцемент» была оформлена заявка №АМ-5/5051 от 22.11.2010 на поставку газа на 2011 год, в соответствии с которыми ООО «Реал-Газ» обязалось поставить в 2011 году ОАО «Себряковцемент» природный газ в объеме 150,0 млн. куб. м.
В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 19.11.2010 к указанному договору поставки газа, между ООО «Реал-Газ» и ОАО «Себряковцемент» был согласован график поставки газа для ОАО «Себряковцемент» на 2011 год в размере 150 млн. куб. м.
ООО «Реал-Газ» не имеет собственных мощностей по добыче газа. В связи с чем, 23.09.2010 между ООО «Реал-Газ» и ОАО «НК «Русснефть» был заключен договор поставки газа №33960-70/10-144 от 23.09.2010, в соответствии с которым ОАО «НК «Русснефть» обязалось поставить в адрес ООО «Реал-Газ» газ из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» в объеме до 200 млн. куб. м для дальнейшей реализации потребителю Волгоградской области – ОАО «Себряковцемент».
В соответствии с дополнительным соглашением №01/10 от 28.12.2010 к договору поставки газа № 33960-70/10-144 от 23.09.2010, заключенному между ООО «Реал-Газ» и ОАО «НК «Русснефть», была установлена цена на газ в размере 2 513 руб. за 1 тыс. куб. м, а общий объем подлежащего поставке газа составил 202 222 млн. куб. м.
В свою очередь между ОАО «Саратовнефтегаз» и ОАО НК «РуссНефть» был заключен договор поставки газа №33960-80/11-4 от 15.11.2010 на приобретение 200 млн. куб. м природного газа для дальнейшей реализации ООО «Реал-Газ».
В связи с необходимостью транспортировки объемов газа по ГТС ОАО «Газпром», заявленных потребителем в соответствии с договором поставки газа, 29.11.2010 ООО «Реал-Газ» обратилось в ОАО «Газпром» с заявкой № РГ 02/11 от 29.11.2010 на получение среднесрочного доступа к ГТС ОАО «Газпром» для транспортировки газа из Разумовского месторождения (ОАО «Саратовнефтегаз») для ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская обл.).
В ответ на заявку ООО «Реал-Газ» №РГ 02/11 от 29.11.2010, ОАО «Газпром» письмом от 17.01.2011 № 06-33 отказало ООО «Реал-Газ» в доступе к ГТС ОАО «Газпром».
В соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» и к газораспределительным сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 №858 (далее – Положение), ОАО «Газпром» обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе на основании договоров, заключаемых этими организациями с ОАО «Газпром» или по поручению ОАО «Газпром» - с его газотранспортными организациями при соблюдении следующих условий:
- наличие свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предлагаемый поставщиком газа период поставки газа;
- соответствие качества и параметров поставляемого газа стандартам и действующим в системе ОАО «Газпром» техническим условиям и другим нормативно - техническим документам;
- наличие к предлагаемой поставщиком газа дате начала поставки газа подводящих газопроводов у поставщиков и газопроводов - отводов к покупателям с пунктами учета и контроля качества газа.
Основанием для мотивированного отказа ОАО «Газпром» от заключения договора на оказание услуг по организации транспортировки газа по результатам рассмотрения заявки в соответствии с п.12 Положения является невыполнение (отсутствие) хотя бы одного из условий, указанных в Положении.
В решении ОАО «Газпром» об отказе в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» (письмо ОАО «Газпром» от 17.01.2011 № 06-33), основанием для отказа явилось «полное обеспечение потребности потребителя в природном газе из ресурсов других поставщиков, а также то, что ОАО «Газпром» не может обеспечить гарантированную поставку газа до ГРС г.Михайловка -2 (транспортировка газа возможна при наличии перетока газа на КС Палассовка или КС Фролово из газопроводов Оренбург-Новопсковск и Оренбург-Западная граница СССР (Союз) в газопроводы Средняя Азия-Центр III (Ал.Гай-Острогожск), Средняя Азия-Центр IV-1, Средняя Азия-Центр IV-2)».
Указанное основание для отказа в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» не предусмотренно Положением.
ООО «Реал-Газ» выполнило все условия, указанные в Положении, однако, ОАО «Газпром» было принято решение об отказе ООО «Реал-Газ» в доступе к ГТС ОАО «Газпром».
Представитель ООО «Реал-Газ» обратил внимание Комиссии, что в период 2005-2010 гг., ОАО «Газпром» предоставляло другим независимым поставщикам газа разрешение на доступ к ГТС ОАО «Газпром» для транспортировки газа из Разумовского месторождения для потребителей Волгоградской области, в том числе ОАО «Себряковцемент».
Поставка газа в указанный период для ОАО «Себряковцемент» осуществлялась в соответствии с предоставленным ОАО «Газпром» доступом к ГТС ОАО «Газпром».
При отсутствии у ООО «Реал-Газ» разрешения на доступ к ГТС ОАО «Газпром» и договора на оказание услуг по организации транспортировки газа, ООО «Реал-Газ» не могло в полной мере осуществлять нормальную предпринимательскую деятельность, добросовестно исполнять возложенные на него договорные обязательства по поставке газа конечным потребителям.
Ввиду того, что ООО «Реал-Газ» было отказано в доступе к ГТС ОАО «Газпром», ОАО «НК «РуссНефть» было «вынуждено расторгнуть договор с ООО «Реал-Газ» (договор поставки газа №33960-70/10-144 от 23.09.2010), в соответствии с которым ООО «Реал-Газ» намеривалось приобрести у ОАО «НК «РуссНефть» требуемые к поставке для ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская область) объемы газа (из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» в объеме до 200 млн. куб. м) (письмо ОАО «НК «РуссНефть» от 29.12.2011 №ОП-12458).
В частности, необоснованный отказ в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» привел к невозможности надлежащего исполнения ООО «Реал-Газ» своих договорных обязательств перед ОАО «Себряковцемент».
3. В ходе рассмотрения дела по существу представитель ОАО «Газпром» сообщил, что согласно письму от 17.01.2011 № 06-33 ОАО «Газпром» отказало ООО «Реал-Газ» в предоставлении доступа к ГТС по причине полного обеспечения потребности потребителя в природном газе из ресурсов других поставщиков, а также ввиду невозможности обеспечить гарантированную поставку газа до газораспределительной станции (далее – ГРС) г. Михайловка-2.
В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми или судебными актами.
В соответствии с заявкой ООО «Реал-Газ» №РГ-02/11 от 29.11.2010, независимая организация просила предоставить доступ к ГТС ОАО «Газпром» для транспортировки газа из Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» (Саратовская область) для потребителя ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская область).
Прием газа Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» осуществляется через газоизмерительную станцию (далее - ГИС) Озинки и далее в газопровод Оренбург-Новопсков, расположенный на территории Республики Казахстан. Указанный газопровод принадлежит и эксплуатируется ГКК «КазахГП» (Республика Казахстан).
Подача газа для ОАО «Себряковцемент» осуществляется через ГРС г. Михайловка-2 из МГ «Средняя Азия-Центр» (принадлежит ОАО «Газпром», эксплуатируется ООО «Газпром трансгаз Волгоград»).
Транспортировка газа из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» до ГРС г.Михайловка-2 может осуществляться только при условии перетока газа с территории Республики Казахстан из принадлежащих ГКК «КазахГП» газопроводов «Оренбург-Новопсков» и «Союз» в принадлежащий ОАО «Газпром» газопровод «Средняя Азия-Центр».
В соответствии с п.5 Положения ОАО «Газпром» обязано обеспечить доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе. При этом одним из условий предоставления доступа является наличие свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа.
Согласно заявке ООО «Реал-Газ» № РГ-02/11 от 29.11.2010 независимая организация просила обеспечить транспортировку газа потребителю по маршруту ГИС Озинки-ГРС г.Михайловка-2 в непрерываемом режиме.
Учитывая, что часть маршрута транспортировки газа проходит по территории иного государства (Республика Казахстан), по трубопроводу, принадлежащему иному юридическому лицу (ГКК «КазахГП»), и при отсутствии у ОАО «Газпром» в полном объеме сведений о наличии свободных мощностей в системе по всему маршруту транспортировки (от ГИС Озинки до ГРС г.Михайловка-2), а также сведений о функционировании казахского участка трубопровода в 2011 году (сведения о ремонтах, авариях представляются ГКК «КазахГП» в оперативно- диспетчерском порядке), ОАО «Газпром» не может гарантировать круглогодичную транспортировку газа от места добычи (из ресурсов Разумовского месторождения) до места отбора в непрерываемом режиме.
С 2007 года ОАО «Газпром» предоставляло доступ независимым организациям для транспортировки газа из ресурсов Разумовского месторождения.
В связи с возможностью транспортировки газа Разумовского месторождения только при условии перетока газа из газопроводов «Оренбург-Новопсков» и «Союз» в принадлежащий ОАО «Газпром» газопровод «Средняя Азия-Центр», соответствующие разрешения на доступ выдавались под условием, противоречащим Положению.
Разрешения, выданные ранее (в период 2007-2009 гг.) ЗАО «Транс Нафта» для транспортировки газа ОАО «Себряковцемент» из ресурсов Разумовского месторождения, были выданы под условием («исходя из режима работы единой системы газоснабжения и возможности возмещения объемов, отбираемых из системы, за счет добычи Общества и ресурсов, образующихся из-за невыборки газа потребителем»; «условия поставки газа - прерываемые»).
В отдельных случаях (в периоды невозможности транспортировки газа) ОАО «Газпром» была применена схема замещения (мена объемами газа).
В соответствии с Положением в заявке на доступ к ГТС ОАО «Газпром» независимая организация должна предоставить согласие потребителя на приобретение предполагаемого к транспортировке объема газа.
Указанное условие необходимо в целях безопасного и бесперебойного газоснабжения, исключающего невыборку газа потребителями (оставление газа в системе ГТС ОАО «Газпром» на бессрочное и бесплатное хранение).
В заявке ООО «Реал-Газ» была представлена копия договора поставки с ОАО «Себряковцемент» №33960-70/10-144 от 23.09.2010, а в ходе рассмотрения заявки, ОАО «Газпром» было установлено, что ОАО «Себряковцемент» с 2008 года состоит в договорных отношениях с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по поставке газа до 31.12.2012.
Согласно договору поставки газа №09-5-10360/08 от 20.07.2007, заключенному между ОАО «Себряковцемент» и ООО «Волгоградская региональная компания по реализации газа» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»), поставщик обязался в 2011 году поставить потребителю (ОАО «Себряковцемент») 325,5 млн. куб. м газа с возможным увеличением поставки до 450 млн. куб. м (согласно прогнозной потребности ОАО «Себряковцемент» в природном газе на период 2011-2030 гг., направленной в ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» письмом от 18.05.2010 № АМ-5/2039).
Кроме того, ежегодно ОАО «Себряковцемент» получало газ от МУП «Михайловкажилпромгаз» по газораспределительным сетям ОАО «Волгоградоблгаз» (минуя ГТС ОАО «Газпром») в объёме около 100 млн. куб. м в год.
Таким образом, среднегодовой объем потребления ОАО «Себряковцемент» с учетом всех поставщиков составляет около 550 млн. куб. м ежегодно. При этом разрешенный ОАО «Себряковцемент» объем потребления составляет 594 млн. куб. м (письмо Госплана СССР от 08.06.1990 №37-191).
По утверждению ОАО «Газпром», поскольку заявленные ООО «Реал-Газ» к транспортировке объемы газа для ОАО «Себряковцемент» превышали объемы его потребления, представленные независимой организацией и имеющиеся у ОАО «Газпром» документы и сведения не позволяли сделать вывод о том, что предполагаемый к транспортировке газ будет гарантированно отобран, а заявка соответствует пп.9 п.6 Положения.
Согласно статье 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязан обеспечить при эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В свою очередь, эксплуатирующие газораспределительные сети организации, органы власти субъектов и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций (п.44 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878).
Во исполнение вышеуказанных требований закона ОАО «Газпром» считает одной из основных своих задач обеспечение сохранности и безопасности функционирования магистральных трубопроводов.
Учитывая изложенное, ОАО «Газпром» не усматривает в своих действиях нарушений антимонопольного законодательства.
На вопрос Комиссии о возможностях транспортировки ОАО «Газпром» газа в требуемых объемах годового потребления ОАО «Себряковцемент», представитель ОАО «Газпром» сообщил, что мощности (технические возможности) газотранспортной системы в целом позволяют обеспечить поставку и транспортировку газа для ОАО «Себряковцемент» в требуемых объемах годового потребления порядка 500 млн.куб м. (протокол заседания Комиссии от 27.01.2012).
На вопрос Комиссии, почему ОАО «Газпром» не осуществляет поставки всех требуемых объемов годового потребления ОАО «Себряковцемент» (около 550 млн. куб. м ежегодно), не закрывает полностью потребности ОАО «Себряковцемент» в газе, представитель ОАО «Газпром» пояснил, что у ОАО «Себряковцемент» и ОАО «Газпром» (включая организаций-поставщиков группы лиц ОАО «Газпром») возникают разногласия по цене на газ.
Наряду с этим, представитель сообщил, что исполнение договоров поставки газа с организациями-поставщиками группы лиц ОАО «Газпром» накладывает дополнительные расходы на потребителя ввиду установления в таких договорах жестких условий о применении штрафных санкций за недобор и перерасход газа, что приводит к увеличению финансовой нагрузки на потребителя (протокол заседания Комиссии от 27.01.2012).
На вопрос Комиссии, почему ОАО «Газпром» отказало ООО «Реал-Газ» в доступе к ГТС ОАО «Газпром» и как изменились условия транспортировки, если в предыдущий период с 2007 по 2010 год другая независимая организация получала доступ на транспортировку по тому же маршруту необходимых ОАО «Себряковцемент» объемов газа, представитель ОАО «Газпром» сообщил следующее.
Газ, который подлежал поставке ООО «Реал-Газ» для ОАО «Себряковцемент», принадлежит ОАО «НК «РуссНефть». ОАО «Газпром» «забрало этот газ» в систему трубопроводов, «убрало посредника», поэтому этот газ «вошел в трубу по другой цене» (протокол заседания Комиссии от 27.01.2012).
Комиссия обратила внимание представителя ОАО «Газпром», что в январе-феврале 2011 года ОАО «НК «РуссНефть» в соответствии с договором поставки газа №1-002/11/33960-80/11-91 от 07.02.2011, заключенному с ООО «Газпром межрегионгаз» (группа лиц ОАО «Газпром»), продавало газ по цене 967 руб./тыс.куб.м, в то время как ООО «Реал-Газ» ранее законтрактовало этот газ у ОАО «НК «РуссНефть» в соответствии с договором №33960-70/10-144 от 23.09.2010 по цене в размере 2 513 руб./тыс.куб.м.
4. Исследовав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оказания услуг по организации транспортировки газа, рассмотрев представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, запросив необходимые материалы и информацию, Комиссия установила следующее.
1) ООО «Реал-Газ» является независимой организацией - поставщиком газа и осуществляет поставку природного газа, приобретаемого непосредственно у производителей газа. Собственной ресурсной базой ООО «Реал-Газ» не располагает.
ООО «Реал-Газ» осуществляет реализацию газа из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» с целью его дальнейшей поставки потребителям Волгоградской области, в связи с чем, в 2010 году ООО «Реал-Газ» заключило с ОАО «НК «РуссНефть» договор поставки газа №33960-70/10-144 от 23.09.2010, в соответствии с которым приобрело у ОАО «НК «РуссНефть» требуемые к поставке для ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская область) объемы газа (из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» в объеме 200,0 млн. куб. м).
В свою очередь, указанные объемы газа ОАО «НК «РуссНефть» приобрело у ОАО «Саратовнефтегаз», которое осуществляет добычу нефти и газа (договор поставки газа №33960-80/11-4 от 15.11.2010 на приобретение 200 млн. куб. м природного газа для дальнейшей реализации ООО «Реал-Газ»).
2) В соответствии с информацией, представленной ОАО «Газпром», транспортировка газа для ОАО «Себряковцемент» до ГРС г. Михайловка-2 осуществляется ООО «Газпром трансгаз Волгоград» как по ГТС ОАО «Газпром», так и по территории Республики Казахстан по договору транспортировки газа с ОАО «Газпром».
Часть маршрута транспортировки газа проходит по территории Республики Казахстан, по трубопроводу, принадлежащему ГКК «КазахГП».
Согласно информации ОАО «Газпром», сведения о наличии свободных мощностей в системе по всему маршруту транспортировки (от ГИС Озинки до ГРС г. Михайловка-2), а также сведения о функционировании казахского участка трубопровода у ОАО «Газпром» отсутствуют, что определяет невозможность ОАО «Газпром» обеспечить гарантированную круглогодичную транспортировку газа от места добычи до места отбора в непрерываемом режиме.
3) В соответствии с информацией ОАО «Газпром» в период 2008-2010 гг. Общество предоставляло другим независимым поставщикам газа разрешение на доступ к ГТС ОАО «Газпром» для транспортировки газа из Разумовского месторождения для потребителей Волгоградской области, в том числе ОАО «Себряковцемент».
Поставка газа в указанный период для ОАО «Себряковцемент» осуществлялась в соответствии с предоставленным ОАО «Газпром» доступом к ГТС ОАО «Газпром».
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела, ФАС России были изучены документы, истребованные у ЗАО «Транс-Нафта» (запрос ФАС России от 27.12.2011 № АГ/48669).
В ходе ознакомления с предоставленными ЗАО «Транс-Нафта» материалами (вх.№ 1963 от 16.01.2012) Комиссия установила следующее:
- ОАО «Газпром» в период 2005-2010 гг. были выданы ЗАО «Транс Нафта» разрешения на доступ к ГТС «Газпром» на транспортировку газа для потребителей Волгоградской области, в том числе для ОАО «Себряковцемент», на прерываемых условиях поставки газа (Разрешения ОАО «Газпром» от 25.02.2005 г. №01-129, от 18.03.2005 г. №01-163, от 09.11.2005 г. №01-598, от 16.02.2006 г. №01-152, от 24.01.2007 г. №01-48, от 18.12.2007 г. №01-775, от 25.12.2007 г. №01-819, от 23.06.2008 г. №01-382, от 03.02.2009 г. №01-73, от 08.05.2008 г. №01-304, от 22.12.2009 г. №01-834).
- в период с 2007 по 2010 гг. ЗАО «Транс Нафта» осуществлялись регулярные поставки природного газа, в том числе, из ресурсов Разумовского месторождения, для потребителей Волгоградской области, включая ОАО «Себряковцемент», в том числе по маршруту, по которому планировались поставки ООО «Реал-Газ» в 2011 году;
- поставки природного газа осуществлялись ежемесячно на основании договоров на транспортировку природного газа с ОАО «Газпром», в том числе по территории Республики Казахстан, что подтверждено «Актами сдачи-приёмки услуг по организации транспортировки газа» за каждый календарный месяц указанного периода.
Учитывая вышеизложенное, а так же то обстоятельство, что ОАО «Газпром» не может документально подтвердить факты применения «схем замещения» (мены объемами газа) в «периоды невозможности транспортировки», Комиссия считает утверждения ОАО «Газпром» об отсутствии гарантий бесперебойной поставки газа по указанному маршруту необоснованными и, как следствие, не может принять их в качестве обоснования для мотивированного отказа в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром».
4) ОАО «Себряковцемент» является действующим промышленным предприятием с непрерывным циклом работы оборудования. Прием газа ОАО «Себряковцемент» осуществляется в непрерывном режиме.
Среднегодовой объем потребления ОАО «Себряковцемент» газа с учетом всех поставщиков составляет около 550 млн. куб. м ежегодно.
Разрешенный ОАО «Себряковцемент» объем потребления составляет 594 млн. куб. м (письмо Госплана СССР от 08.06.1990 №37-191).
В период 2008-2011 гг. в адрес ОАО «Себряковцемент» поставки газа осуществляли следующие организации.

 

Таблица №1
ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ЗАО «Транс Нафта» МУП «Михайлов
кажилпромгаз» ОАО «Капитал Актив» ООО «Реал-Газ» ВСЕГО
Договор №09-5-10360/08 от 20.07.2007 (основной договор) далее - Договор Доп. соглашение к Договору Договор
№2482 от 17.10.2007 Договор №15 от 04.03.2003 Договор №ПГ-01 от 29.12.2009 Договор поставки газа №РГ-3/2010 от 18.11.2010
2008 325 500 000 96 472 028 100 857 098 522 829 126
2009 325 500 000 96 267 292 109 272 351 531 039 643
2010 325 948 696 122 665 571 34 545 490 57 789 856 540 949 613
2011 325 500 000
Доп. соглашение от 12.11.2010 122 742 465
Доп.соглашение от 31.01.2011
- 94 894 534
129 690 000
Отсутствие разрешения на доступ
Отказ в доступе 17.01.2011 543 136 999


Так, в 2011 году ООО «Себряковцемент» намеривалось получать газ в следующих объемах:
- 325,5 млн. куб. м по договору №09-5-10360/08 от 20.07.2007 с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»,
- 129,69 млн. куб. м в соответствии с заявкой ООО «Реал-Газ» на доступ к ГТС ОАО «Газпром» от 29.11.2010 и в соответствии с договором поставки от 18.11.2010 № РГ-3/2010 с ООО «Реал-Газ»,
- 94,895 млн. куб. м по договору №15 от 04.03.2003 с МУП «Михайловкажилпромгаз» (по газораспределительным сетям ОАО «Волгоградоблгаз» (минуя ГТС ОАО «Газпром»), что в общей сумме составило 555,19 млн. куб.м и не превысило бы ограничение в размере 594 млн. куб. м, установленное письмом Госплана СССР от 08.06.1990 № 37-191.
18.11.2010 между ООО «Реал-Газ» и ОАО «Себряковцемент» был заключен договор поставки газа №РГ-3/2010 от 18.11.2010 (далее – договор поставки газа), в соответствии с которым ООО «Реал-Газ» обязалось поставить ОАО «Себряковцемент» в 2011 году природный газ в объеме 150,0 млн. куб. м.
Также, в ходе рассмотрения дела по существу представитель ООО «Реал-Газ» сообщил, что ОАО «Себряковцемент» во исполнение договора поставки и согласно установленному договором графиком платежей, начало осуществлять платежи за газ.
В связи с необходимостью транспортировки объемов газа по ГТС ОАО «Газпром», заявленных ОАО «Себряковцемент» в соответствии с договором поставки газа, 29.11.2010 ООО «Реал-Газ» обратилось в ОАО «Газпром» с заявкой от 29.11.2010 № РГ 02/11 на получение среднесрочного доступа к ГТС ОАО «Газпром» (далее – заявка ООО «Реал-Газ») с целью транспортировки газа из Разумовского месторождения (ОАО «Саратовнефтегаз») для ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская обл.).
В ответ на заявку ООО «Реал-Газ», ОАО «Газпром» письмом от 17.01.2011 № 06-33 отказало ООО «Реал-Газ» в доступе к ГТС ОАО «Газпром».
В решении ОАО «Газпром» об отказе в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» (письмо ОАО «Газпром» от 17.01.2011 № 06-33), основанием для отказа явилось «полное обеспечение потребности потребителя в природном газе из ресурсов других поставщиков, а также то, что ОАО «Газпром» не может обеспечить гарантированную поставку газа до ГРС г. Михайловка-2» (ОАО «Себряковцемент»).
Как следует из таблицы №1, на момент отказа ОАО «Газпром» в удовлетворении заявки ООО «Реал-Газ», ОАО «Себряковцемент» были заключены соответствующие договоры поставки газа в объеме 420 394 534 куб. м газа, что ниже объемов среднегодового потребления ОАО «Себряковцемент» газа с учетом всех поставщиков (550 млн. куб. м ежегодно).
Вместе с тем, обращает внимание тот факт, что ранее, а именно 18.11.2010 (письмо №12534107 от 18.11.2010) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» обратилось к ООО «Реал-Газ» и сообщило «о потребности в газе из ресурсов ООО «Реал-Газ» для потребителей Волгоградской области в 2011 году в объеме 102 660 тыс. куб. м» и подтвердило готовность к приобретению указанных объемов газа, направив в адрес ООО «Реал-Газ» подписанный договор поставки газа на 2011 год (№РГ-4/2010/№09-1-0058/11 от 25.11.2010).
В ответ на предложение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», ООО «Реал-Газ» направило в его адрес протокол разногласий к указанному договору от 03.12.2010 о внесении изменений в части предоставления факсограммы ОАО «Газпром».
Письмом от 20.12.2010 №13982/12 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» отказало ООО «Реал-Газ» в заключении договора поставки газа на 2011 год «ввиду отсутствия соглашения между поставщиком и покупателем по всем существенным условиям проекта договора от 25.11.2010 №РГ-4/2010/№09-1-0058/11».
Между тем, 17.01.2011 письмом от 17.01.2011 № 06-33 ОАО «Газпром» отказало ООО «Реал-Газ» в доступе к ГТС ОАО «Газпром» на транспортировку газа для ОАО «Себряковцемент», а 31.01.2011 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» заключило дополнительное соглашение с ОАО «Себряковцемент» на поставку газа в 2011 году в тех же объёмах, которые ООО «Реал-Газ» планировались к поставке в адрес ОАО «Себряковцемент» в соответствии с договором поставки газа №РГ-3/2010 от 18.11.2010, заключенному между ООО «Реал-Газ» и ОАО «Себряковцемент».
Таким образом, ОАО «Себряковцемент» получило дополнительные объемы недостающего газа (122 742 465 куб. м), заключив соответствующий договор (дополнительное соглашение) с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
При этом, согласно информации ОАО «НК «РуссНефть» (письмо ОАО «НК «РуссНефть» от 29.12.2011 №ОП-12458), ввиду того, что ООО «Реал-Газ» было отказано в доступе к ГТС ОАО «Газпром», ОАО «НК «РуссНефть» было «вынуждено расторгнуть договор с ООО «Реал-Газ» (договор поставки газа №33960-70/10-144 от 23.09.2010, в соответствии с которым ООО «Реал-Газ» намеривалось приобрести у ОАО «НК «РуссНефть» требуемые к поставке для ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская область) объемы газа (из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз» в объеме до 200 млн. куб. м).
07.02.2011 и 17.02.2011 в связи с необходимостью реализовать газ во избежание его утилизации (сжигания), ОАО «НК «РуссНефть» заключило соответствующие договоры на поставку газа (в объеме 202, 240 млн. куб. м) из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз»:
- Январь - февраль 2011 года - с ООО «Газпром межрегионгаз» (договор поставки газа №1-002/11/33960-80/11-91 от 07.02.2011), объем к поставке - 25,6 млн.куб.м, цена газа – 967 руб./тыс.куб.м .
Следует отметить, что ООО «НК РуссНефть» по договору № 1-002/11/33960-80/11-91 от 07.02.2011 фактически реализовало газ по цене существенно более низкой, нежели чем по ранее подписанному дополнительному соглашению № 01/10 от 28.12.2010 к договору № 33960-70/10-144 от 23.09.2010 с ООО «Реал-Газ».
Так, закупочная цена ООО «Реал-Газ» составляла 2513 руб./тыс. куб.м., а закупочная цена ООО «Газпром межрегионгаз» 967 руб./тыс.куб.м. При этом права собственности на газ в обоих случаях переходили от Поставщика к Покупателю в одном и том же месте приема-передачи газа в соответствии с п.4.1 договора № 33960-70/10-144 от 23.09.2010 и п.2.3 договора № 1-002/11/33960-80/11-91 от 07.02.2011, а именно в точке-врезки газопровода ОАО «Саратовнефтегаз» в газопровод «Перелюб – Озинки - Чижа» ООО «Газпром трансгаз Саратов» на 92 км.
- Март - декабрь 2011 года - с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (договор поставки газа №09-5-0059/11/33960-80/11-93 от 17.02.2011), объем к поставке – 176,64 млн. куб.м, цена газа – 2950 руб./тыс.куб.м.
Указанные объемы газа (202,24 млн.куб.м) приобретались организациями группы лиц ОАО «Газпром» с целью дальнейшей поставки потребителям Волгоградской области (п.4.1 договора поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» №09-5-0059/11/33960-80/11-93 от 17.02.2011).
ОАО «НК РуссНефть» на основании заявок от 14.02.2011 №ОГ-1472, от 21.02.2011 №ОГ-1783 получило полный доступ к ГТС ОАО «Газпром» на транспортировку газа (до 200,1 млн.куб.м) для потребителей Волгоградской области (Разрешение ОАО «Газпром» от 23.03.2011 №01/02-115).
5) В соответствии с Положением, ОАО «Газпром» обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе на основании договоров, заключаемых этими организациями с ОАО «Газпром» или по поручению ОАО «Газпром» - с его газотранспортными организациями при соблюдении следующих условий:
- наличие свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предлагаемый поставщиком газа период поставки газа;
- соответствие качества и параметров поставляемого газа стандартам и действующим в системе ОАО «Газпром» техническим условиям и другим нормативно - техническим документам;
- наличие к предлагаемой поставщиком газа дате начала поставки газа подводящих газопроводов у поставщиков и газопроводов - отводов к покупателям с пунктами учета и контроля качества газа.
Основанием для мотивированного отказа ОАО «Газпром» от заключения договора на оказание услуг по организации транспортировки газа по результатам рассмотрения заявки в соответствии с п.12 Положения является невыполнение (отсутствие) хотя бы одного из условий, указанных в Положении.
В решении ОАО «Газпром» об отказе в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» (письмо ОАО «Газпром» от 17.01.2011 № 06-33), основанием для отказа явилось «полное обеспечение потребности потребителя в природном газе из ресурсов других поставщиков, а также то, что ОАО «Газпром» не может обеспечить гарантированную поставку газа до ГРС г.Михайловка -2» (ОАО «Себряковцемент»).
Указанное основание для отказа в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» не предусмотренно Положением.
Кроме того, объём газа, полученного ОАО «Себряковцемент» в 2011 году, соответствует ранее планируемым в 2010 году к поставке объёмам с учётом поставок за счёт ресурсов ООО «Реал-Газ».
Несмотря на исключение ООО «Реал-Газ» из числа поставщиков, ОАО «Себряковцемент» принял газ в 2011 году в объёме 543,1 млн. куб. м по соответствующим договорам с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - 448,2 млн. куб.м и с МУП «Михайловкажилпромгаз» - 94, 895 млн. куб. м.
Таким образом, на момент отказа ОАО «Газпром» в удовлетворении заявки ООО «Реал-Газ» на транспортировку 129,69 млн. куб. м газа, у ОАО «Себряковцемент» существовала потребность в дополнительных объемах газа в размере 129,60 млн. куб. м (при среднегодовом потреблении газа с учетом всех поставщиков в 550 млн. куб. м.) (таблица №1).
В целях реализации заключенного с ООО «Реал-Газ» договора поставки газа, ОАО «Себряковцемент» начало осуществлять платежи за газ.
Следовательно, доводы ОАО «Газпром» о «полном обеспечении потребности потребителя в природном газе из ресурсов других поставщиков» на момент отказа ОАО «Газпром» в удовлетворении заявки ООО «Реал-Газ» не могут быть приняты Комиссией во внимание, в том числе и по причине отсутствия у ОАО «Газпром» подтверждающих данный факт документов (протокол заседания Комиссии от 27.01.2012).
Кроме того, объемы газа ОАО «НК РуссНефть» из ресурсов Разумовского месторождения ОАО «Саратовнефтегаз», законтрактованные ООО «Реал-Газ» для реализации в адрес ОАО «Себряковцемент», в 2011 году подлежали поставке и транспортировке организациями группы лиц ОАО «Газпром» по соответствующим договорам потребителям Волгоградской области.
Транспортировка указанных объемов из ресурсов Разумовского месторождения потребителям Волгоградской области в соответствии со схемой ОАО «Газпром» ГТС ЕСГ производится по тому же маршруту, что и для ОАО «Себряковцемент». Так, в соответствии с пунктом 4.1 договора №09-5-0056/11/33960-80/11-93 от 17.02.2011 между ОАО «НК РуссНефть» и ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» право собственности на газ переходит от Поставщика к Покупателю в следующих местах приема-передачи газа: ГРС-4 г. Волгоград, ГРС-1 г. Волжский, ГРС-2 г. Волжский ООО «Газпром трансгаз Волгоград» (Волгоградская область).
Возможность транспортировки газа для потребителей Волгоградской области в прерываемом режиме (при отсутствии гарантий такой транспортировки) применяется ОАО «Газпром» в отношении независимых поставщиков газа с 2005 года, в том числе ЗАО «Транс Нафта» (до 2010 года), а с 2011 года для ОАО «НК РуссНефть», о чем свидетельствуют соответствующие разрешения ОАО «Газпром» на доступ к ГТС ОАО «Газпром» (разрешения ОАО «Газпром» в адрес ЗАО «Транс Нафта» от 25.02.2005 №01-129, от 18.03.2005. №01-163, от 09.11.2005 №01-598, от 16.02.2006 №01-152, 24.01.2007 №01-48, от 18.12.2007 №01-775, от 25.12.2007 №01-819, от 23.06.2008 №01-382, от 03.02.2009 №01-73, от 08.05.2008 №01-304, от 22.12.2009 №01-834, разрешение ОАО «Газпром» в адрес ОАО «НК РуссНефть» от 23.03.2011 №01/02-115).
Указанная информация была подтверждена представителем ОАО «Газпром» на заседании Комиссии 27.01.2012 (протокол заседания Комиссии от 27.01.2012).
В соответствии с пунктом 7 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), определяющими отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательными для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети, предусмотрено право покупателя и поставщика газа на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» и к газораспределительным сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 №858 (далее – Положение).
Любая организация на территории Российской Федерации имеет право недискриминационного доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром» для транспортировки газа (пункт 4 Положения).
Нормы Положения направлены на предотвращение ущемления интересов потребителей услуг по транспортировке газа, оказываемых субъектами естественных монополий, и на предупреждение создания дискриминационных условий.
В силу этого нормы, закрепленные Положением, частично являются правилами недискриминационного доступа, содержание которых определяется в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО «Газпром» включено во II раздел Реестра субъектов естественных монополий «Транспортировка газа по трубопроводам» (Постановление ФЭК России от 14.11.97 № 121/1), и в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции его положение на рынках услуг по транспортировке газа в границах газотранспортных сетей ОАО «Газпром» признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Комиссия считает, что отказ в доступе к ГТС ОАО «Газпром», при наличии возможности транспортировки газа для ОАО «Себряковцемент» привел к ущемлению интересов ООО «Реал-Газ» ввиду невозможности осуществления нормальной предпринимательской деятельности при отсутствии договорных отношений между газотранспортной организацией и потребителем ее услуг.
При отсутствии у ООО «Реал-Газ» разрешения на доступ к ГТС ОАО «Газпром» и договора на оказание услуг по организации транспортировки газа, ООО «Реал-Газ» не могло в полной мере осуществлять нормальную предпринимательскую деятельность, добросовестно исполнять возложенные на него договорные обязательства по поставке газа конечным потребителям.
В частности, технологически необоснованный отказ в доступе ООО «Реал-Газ» к ГТС ОАО «Газпром» привел к невозможности надлежащего исполнения ООО «Реал-Газ» своих договорных обязательств перед ОАО «Себряковцемент», а также договорных обязательств перед поставщиком газа - ОАО «НК РуссНефть».
При этом потребитель газа ОАО «Себряковцемент» вынуждено было осуществлять закупки газа (подлежащего поставке по одному и тому же маршруту транспортировки) у предприятий группы лиц ОАО «Газпром», а ОАО «НК РуссНефть» - сдавать законтрактованные ранее ООО «Реал-Газ» объемы газа на реализацию предприятиям группы лиц ОАО «Газпром» для поставки потребителям Волгоградской области, в том числе ОАО «Себряковцемент», в отдельных случаях – по более низкой цене на газ.
Наряду с этим, исполнение договоров поставки газа с организациями-поставщиками группы лиц ОАО «Газпром» для ОАО «Себряковцемент» накладывает дополнительные расходы ввиду установления в таких договорах жестких условий о применении штрафных санкций за недобор и перерасход газа, что приводит к увеличению финансовой нагрузки на предприятие. Договоры с независимыми поставщиками газа содержат более гибкие условия для потребителя.
ОАО «Газпром» фактически устранило ООО «Реал-Газ» с рынка газа, заместив подлежащий поставке газ ООО «Реал-Газ» ресурсами газа того же поставщика ОАО «НК РуссНефть», что привело к ограничению конкуренции на указанном рынке и ущемлению интересов других лиц.
Целью Положения являлось создание нормальных условий для осуществления предпринимательской деятельности как для поставщика, так и для потребителя газа в части обеспечения доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром».
Указанные действия ОАО «Газпром» являются злоупотреблением ОАО «Газпром» своим доминирующим положением.
Таким образом, Комиссия считает, что изложенные факты свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «Газпром» нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе в доступе независимой организации ООО «Реал-Газ» к газотранспортной системе ОАО «Газпром» при наличии технологической возможности транспортировки газа в адрес ОАО «Себряковцемент», что создало препятствия доступу ООО «Реал-Газ» на рынок газа и привело к ограничению конкуренции на указанном рынке и ущемлению интересов других лиц.
Местом совершения указанного нарушения является Саратовская и Волгоградская области.
Маршрут транспортировки приобретенного газа для последующей поставки потребителям Волгоградской области, в том числе ОАО «Себряковцемент», проходил по территории Саратовской и Волгоградской областей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения ОАО «Газпром» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ОАО «Газпром» препятствий доступу ООО «Реал-Газ» на рынок газа.
2. На основании настоящего Решения выдать ОАО «Газпром» предписание.
 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 ПРЕДПИСАНИЕ

«27» января 2012 г. г.Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):
Председателя Комиссии:
Субботина П.Т. - заместителя руководителя ФАС России;
членов Комиссии:
Диановой Н.И. - начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Павловой И.Н. – заместителя начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Вовкивской Л.В. - начальника отдела судебной работы Правового управления;
Осиповой Е.В. – начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления;
Шубина А.А. – заместителя начальника отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Павловой Л.В. – главного специалиста-эксперта отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса,
рассмотрев дело № 1 10/108-11 по признакам нарушения ОАО «Газпром» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от заключения договора транспортировки газа при наличии возможностей его транспортировки и создании препятствий доступа ООО «Реал-Газ» на рынок газа (далее – дело № 1 10/108-11),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. На основании пункта 2 «в» части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, незамедлительно с момента получения настоящего Предписания прекратить нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по организации транспортировки газа.
2. При наличии технологической возможности обеспечивать доступ независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» для транспортировки газа.
3. Оказывать услуги по транспортировке газа по газотранспортной системе ОАО «Газпром» всем независимым организациям на недискриминационных условиях.


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь