Решение по делу по заявлению ООО «Волгоградоблэлектросбыт»

02 апреля 2012, 10:57
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/223-11

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «05» марта 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «20» марта 2012 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии Голомолзина А.Н. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Цышевской Е.В. – заместителя начальника Управления контроля электроэнергетики; Плиева Р.Р. – заместителя начальника Правового управления; Кузнецова А.В. - заместителя начальника Управления контроля органов власти - начальника отдела расследований нарушений органов власти; Исаевой Н.И. – начальника отдела проверок Управления контроля органов власти, Ковалёва А.В. – консультанта отдела проверок Управления контроля органов власти, рассмотрев дело № 1 15/223-11 о нарушении Федеральной службой по тарифам (Китайгородский пр., 7, стр. 1, г. Москва, 109074) и Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (ул. 7-я Гвардейская, д. 12, г. Волгоград, 400005) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Волгоградоблэлектросбыт» (далее – ООО «ВОЭС», Общество), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) и Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее – Управление по тарифам, УРТ), выразившихся в несогласовании и невключении предложений ООО «ВОЭС» в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – Сводный прогнозный баланс) на 2010 г.
Из заявления следует, что ООО «ВОЭС» наделено статусом гарантирующего поставщика в силу подпункта «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила функционирования розничных рынков) (в редакции, действовавшей до 01.01.2010).
В соответствии с постановлением Управления по тарифам от 12.10.2006 № 15/2 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области» ООО «ВОЭС» присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков.
В соответствии с пунктом 40 Правил функционирования розничных рынков, в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки, эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г. Если такая организация не получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и утрачивает статус гарантирующего поставщика до 1 января 2010 г. и в ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика статус гарантирующего поставщика присваивается до 1 января 2010 г. в соответствии с настоящими Правилами иной организации, требование настоящего абзаца распространяется также на эту иную организацию.
Общество указывает на то, что Управлением по тарифам, ФСТ России создавались препятствия к участию в торговле электрической энергией на оптовом рынке электрической энергией (мощности) (далее - ОРЭМ), в частности путем несогласования и невключения предложений ООО «ВОЭС» в Сводный прогнозный баланс.
ООО «ВОЭС» считает, что несогласование и невключение предложений Общества в Сводный прогнозный баланс необоснованно, не основано на нормах законодательства Российской Федерации и создает препятствия для ООО «ВОЭС» в получении доступа к торговой системе оптового рынка, что могло привести к лишению статуса гарантирующего поставщика.
Из письма ФСТ России от 19.08.2011 № НБ-6673/13, направленного в адрес ФАС России, а также из пояснений представителя ФСТ России на заседании Комиссии 30.01.2012 следует, что «ООО «ВОЭС» для включения в Сводный прогнозный баланс на 2010 г. была представлена заявка в Управление по тарифам по 36 группам точек поставки (далее - ГТП), соответствующим зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика. Впоследствии, письмом от 02.04.2009 № 255 заявка была отозвана по 34 ГТП, в связи с планами организации приобретать электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке только по 2 ГТП.
Тем самым Обществом было нарушено требование Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (в редакции от 06.05.2011), о получении права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по всем ГТП, соответствующим зоне деятельности гарантирующего поставщика.
Таким образом, следует вывод о самостоятельном отказе ООО «ВОЭС» от участия в торговле электрической энергией и отсутствии препятствий к получению организацией такого права.
Кроме того, письмом от 01.10.2009 № СР-02/09-10886, направленным в адрес ФСТ России, некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергии и мощностью» (далее – НП «Совет рынка») представило итоговый перечень субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), соответствующих требованиям Правил оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода (далее – Правила оптового рынка), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643, в который Общество не включено.
В этой связи у ФСТ России отсутствовали основания для включения в Сводный прогнозный баланс на 2010 г. объемов покупки электрической энергии (мощности) с оптового рынка ООО «ВОЭС».
На заседании Комиссии 30.01.2012 представитель ФСТ России также отметил, что основанием для невключения ООО «ВОЭС» в Сводный прогнозный баланс на 2010 г. послужило несогласование Управлением по тарифам предложения Общества в связи с прогнозируемым наступлением негативных социально-экономических последствий и непредставлением Обществом в УРТ в установленный срок документов, перечень которых предусмотрен требованиями пункта 16 Порядка формирования сводного прогнозного баланса.

Исследовав материалы дела № 1 15/223-11, выслушав объяснения лиц, присутствующих на заседании, Комиссия установила следующее:

I. В соответствии с постановлением Управления по тарифам от 12.10.2006 № 15/2 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области» ООО «ВОЭС» присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков, границами его зоны деятельности определены границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Волгоградоблэлектро», электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ОАО «Волгоградоблэлектро», и электрических сетей субабонентов ОАО «Волгоградоблэлектро».
В соответствии с актом о согласовании групп точек поставки субъекта оптового рынка и отнесения их к узлам расчетной модели Обществу в период с 27.02.2008 по 28.02.2008 администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – НП «АТС»), ОАО «Системный оператор – Центральное Диспетчерское Управление Единой энергетической системы» (далее - ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», системный оператор) согласованы 36 ГТП.
Согласно свидетельству о внесении в Реестр субъектов оптового рынка, выданному 07.04.2008, ООО «Волгоградоблэлектросбыт» в соответствии с решением Правления НП «АТС» от 07.04.2008 включено в Реестр субъектов оптового рынка и внесено в раздел 2.3 (гарантирующие поставщики) под регистрационным номером 2.3.0268.
В соответствии со свидетельством НП «Совет рынка» от 12.02.2009 № 139 ООО «Волгоградоблэлектросбыт» является членом НП «Совет рынка». Дата вступления в НП «Совет рынка» - 03.10.2008.
ООО «ВОЭС» является субъектом оптового рынка – гарантирующим поставщиком, однако фактически покупку электрической энергии (мощности) с ОРЭМ не имеет возможности осуществлять.

II. Пунктами 2.2, 2.2.11 Регламента допуска к торговой системе оптового рынка (далее – Регламент допуска к ОРЭМ), утвержденного Протоколом № 96 заседания наблюдательного совета НП «АТС» от 14.07.2006, установлено, что участник оптового рынка, намеренный осуществлять сделки купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке, обязан представить документы в НП «АТС», в частности, представить оригинал решения федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов о закреплении согласованных НП «АТС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и участником оптового рынка групп точек поставки в прогнозном балансе и установлении тарифа на электрическую энергию (балансовое решение).

III. В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 04.09.2007 № 225-э/4, (далее – Порядок формирования сводного прогнозного баланса) основой для составления сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией, поставщиками, покупателями - участниками ОРЭМ, предложения организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт), предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые всеми сетевыми компаниями в части покупки электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций.
Согласно пункту 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса энергоснабжающие, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями и направляют их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на согласование. Согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанные предложения энергоснабжающие, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации направляют для утверждения сводного прогнозного баланса согласно графику прохождения документов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при взаимодействии с системным оператором проверяют соответствие разработанных энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложений по формированию сводного прогнозного баланса требованиям пункта 13 Порядка формирования сводного прогнозного баланса, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в ФСТ России.
Письмом от 01.04.2009 № 249 ООО «ВОЭС» направило в адрес Управления по тарифам предложения на покупку электрической энергии и мощности с ОРЭМ в 2010 г. с целью включения объемов в Сводный прогнозный баланс на 2010 г. Предложения составлены по ГТП, отнесенным к узлам расчетной модели согласно акта о согласовании ГТП (пункт 1 Приложения к письму от 01.04.2009 № 249).
Письмом от 02.04.2009 № 255 ООО «ВОЭС» обратилось в адрес Управления по тарифам и Волгоградского РДУ филиала ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» с просьбой не рассматривать ранее поступившее предложение по 36-ти ГТП (исх. № 249 от 01.04.2009), а рассмотреть предложения Общества с учетом предложений к настоящему письму, то есть по 2-м ГТП, регистрация которых подтверждена представленным 01.04.2009 актом о согласовании ГТП субъекта оптового рынка и отнесения их к узлам расчетной модели.
Письмом от 14.04.2009 № 293 ООО «ВОЭС» направило в адрес Управления по тарифам согласованную с ОАО «Волгоградэнергосбыт» справку о планируемых объемах покупки электрической энергии и мощности в 2010 г. Общества с ОРЭМ по сетям ОАО «Волгоградоблэлектро»
Письмом от 16.04.2009 № 310 ООО «ВОЭС» обратилось в адрес Управления по тарифам и Волгоградского РДУ филиала ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» с просьбой принять исправленные предложения Общества на покупку электрической энергии и мощности с ОРЭМ в 2010 г. по ГТП - «Камышинская ТЭЦ».
Письмом от 20.04.2009 № 319 ООО «ВОЭС» направило в адрес Управления по тарифам информацию по вопросу возможных социально-экономических последствий для региона при выходе Общества на ОРЭМ по 2-м ГТП электроэнергии, расположенным в г. Камышине.
Комиссия отмечает, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике ООО «ВОЭС» надлежало получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по ГТП, соответствующим ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то есть по 36 ГТП. Однако Управлением по тарифам не было сообщено на письма ООО «ВОЭС» от 02.04.2009 № 255, от 14.04.2009 № 293, от 16.04.2009 № 310, от 20.04.2009 № 319 о необходимости подачи предложения по формированию Сводного прогнозного баланса на 2010 г. по 36 ГТП.
Комиссия также отмечает, что письмом от 13.01.2012 № УРТ-01/21, направленным в адрес ФАС России, Управление по тарифам сообщило, что при формировании предложений по Сводному прогнозному балансу УРТ была выполнена оценка последствий вывода Общества на ОРЭМ как по 2-м, та и по 36-ти ГТП.
24.04.2009 Управлением по тарифам принято постановление № 12/4 «О согласовании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Волгоградской области на 2010 год», в соответствии с которым ООО «ВОЭС» не согласована заявка на покупку электрической энергии и мощности на 2010 год.
В соответствии с приложением № 3 к постановлению Управления по тарифам от 24.04.2009 № 12/4 «Разногласия к сводному прогнозному балансу производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Волгоградской области» ООО «ВОЭС» не согласованы представленные предложения по балансу на 2010 год по следующим основаниям:
- отсутствует методология оценки социально-экономических последствий, утвержденная в установленном порядке. При этом за основу проведения такой оценки Управлением по тарифам принимается критерий – «дополнительный прирост сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Волгоградэнергосбыт», в соответствии с оценкой которого предложение организации о согласовании включения в баланс на 2010 год предлагается отклонить;
- не представлены в установленный срок документы, перечень которых установлен требованиями п. 16 Порядка формирования сводного прогнозного баланса.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не регламентирована методология оценки социально-экономических последствий для субъекта Российской Федерации при выводе новых организаций на ОРЭМ.
На заседании Комиссии 30.01.2011 представитель ФСТ России подтвердил, что нормативно-правового акта, регламентирующего методику оценки социально-экономических последствий, нет.
Комиссия отмечает, что численное значение критерия, при котором прогнозируется наступление негативных социально-экономических последствий для региона, а также действия (условия), которые могли бы минимизировать/исключить негативные последствия для региона, законодательством Российской Федерации не определены, то есть не определено «пороговое значение», позволяющее дифференцировать в каких случаях (при каком значении прироста сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) будут иметь место негативные социально-экономические последствия для региона, а при каких нет.
Следовательно, применение критерия оценки последствий «дополнительный прирост сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Волгоградэнергосбыт» не является объективным. Применение Управлением по тарифам данного критерия не отражает реальные негативные социально-экономические последствия для региона при получении новыми хозяйствующими субъектами доступа к торговой системе оптового рынка, в том числе последствия включения предложения ООО «ВОЭС» в Сводный прогнозный баланс на 2010 г. и допуск к торговой системе оптового рынка для потребителей электрической энергии (мощности).
Комиссия считает, что выбор и применение УРТ критерия «дополнительный прирост сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Волгоградэнергосбыт» в отсутствие законодательной урегулированности критериев оценки социально-экономических последствий для субъектов Российской Федерации могли создать препятствия по включению ООО «ВОЭС» в Сводный прогнозный баланс на 2010 г.

IV. В соответствии с пунктом 11 Порядка формирования сводного прогнозного баланса при отсутствии согласования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указанных в пункте 10 данного порядка предложений, формируемых энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями, указанные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют свои предложения по формированию сводного прогнозного баланса в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России.
Письмом от 24.04.2009 № 339 ООО «ВОЭС» направило в адрес ФСТ России для рассмотрения, согласования и принятия решения о включении объемов покупки электроэнергии (мощности) Общества в Сводный прогнозный баланс на 2010 год в соответствии с пунктом 11 Порядка формирования сводного прогнозного баланса не согласованные с Управлением по тарифам предложения ООО «ВОЭС» по покупке электрической энергии и мощности с ОРЭМ в 2010 г. и согласованную ОАО «Волгоградэнергосбыт» справку о планируемых объемах покупки с ОРЭМ в 2010 г.
Письмом от 04.05.2009 № 355 ООО «ВОЭС» дополнительно к письму от 24.04.2009 № 339 направило в адрес ФСТ России копию постановления Управления по тарифам от 24.04.2009 № 12/4 «О согласовании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Волгоградской области на 2010 год» с указанием наличия препятствий со стороны Управления по тарифам в части необоснованного несогласования предложения Общества. ООО «ВОЭС» обратилось с просьбой принять балансовое решение в редакции предложения по покупке электрической энергии и мощности с оптового рынка на 2010 г. (исх. № 339 от 24.04.2009) и включить Общество в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Волгоградской области.
Не получив письменного ответа на обращения ООО «ВОЭС» исх. № 339 от 24.04.2009; исх. № 355 от 04.05.2009, Общество письмом от 29.10.2009 № 888 обратилось в адрес ФСТ России с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявленнных разногласий ООО «ВОЭС» с Управлением по тарифам и о включении/невключении планируемых объемов покупки с ОРЭМ Обществом в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2010 г.
Комиссия отмечает, что в ФСТ России отсутствует формализованная процедура рассмотрения ФСТ России возникших разногласий между энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками, сетевыми организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при согласовании предложений в Сводный прогнозный баланс, в том числе устанавливающая требования к форме подачи разногласий, к административным процедурам, к срокам рассмотрения разногласий, к результату рассмотрения таких разногласий.
В соответствии с пунктом 12.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее – Типовой регламент), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, в федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности федеральных органов исполнительной власти, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.
Пунктом 12.5 Типового регламента установлено, что обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Как следует из материалов дела № 1 15/223-11 и подтверждается пояснениями представителя ФСТ России на заседании Комиссии 30.01.2012, ФСТ России не давались письменные ответы на обращения ООО «ВОЭС» (исх. № 339 от 24.04.2009; исх. № 355 от 04.05.2009, исх. № 888 от 29.10.2009).
На заседании Комиссии 30.01.2012 представитель ФСТ России также пояснил, что ФСТ России не давала письменных ответов на обращения ООО «ВОЭС», вместе с тем информация, содержащаяся в обращениях Общества, была проанализирована и учтена при формировании Сводного прогнозного баланса на 2010 г.
Документы, подтверждающие рассмотрение ФСТ России обращений ООО «ВОЭС» (исх. № 339 от 24.04.2009; исх. № 355 от 04.05.2009, исх. № 888 от 29.10.2009), в том числе, подтверждающие принятие мер по рассмотрению возникших разногласий, ФСТ России не были представлены в ФАС России.
Кроме того, письмом от 20.02.2012 № ЕП-1281/13 ФСТ России в ответ на запрос о предоставлении информации, содержащийся в определении ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1 15/223-11 от 02.02.2012 № АГ/2972, сообщила, что «…поскольку на момент принятия ФСТ России балансового решения на 2010 год ООО «Волгоградоблэлектросбыт» не являлось покупателем-участником ОРЭМ, то разногласия, заявленные ООО «Волгоградоблэлектросбыт», не могли быть рассмотрены Федеральной службой по тарифам…».
Порядком формирования сводного прогнозного баланса предусмотрено, что основой для составления сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией, поставщиками, покупателями - участниками ОРЭМ.
Данный порядок также предусматривает право каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организации, поставщика, покупателя - участника ОРЭМ, в случае несогласования разработанных предложений органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на обращение с соответствующими разногласиями в ФСТ России.
Комиссия считает довод, указанный в письме ФСТ России от 20.02.2012 № ЕП-1281/13, несостоятельным, поскольку право ООО «ВОЭС» на обращение в ФСТ России с разногласиями закреплено Порядком формирования сводного прогнозного баланса. При этом, Порядком формирования сводного прогнозного баланса данное право не ставится в зависимость от того, является ли лицо, обратившееся с разногласиями, покупателем-участником ОРЭМ или нет.
Следовательно, разногласия, направленные ООО «ВОЭС» в адрес ФСТ России, могли быть рассмотрены и по результатам их рассмотрения ФСТ России надлежало направить в адрес Общества письменные ответы.
Кроме того, ФСТ России не представило в адрес ФАС России документов, указывающих на непредставление ООО «ВОЭС» в Управление по тарифам документов, предусмотренных пунктом 16 Порядка формирования сводного прогнозного баланса.
Учитывая изложенное и принимая во внимание пояснения представителя ФСТ России на заседаниях Комиссии 30.01.2012, 05.03.2012, мнение, изложенное в письме от 20.02.2012 № ЕП-1281/13, а также положения пунктов 12.1, 12.5 Типового регламента, Комиссия пришла к выводу, что у ФСТ России отсутствует документальное подтверждение рассмотрения письменных обращений ООО «ВОЭС» (исх. № 339 от 24.04.2009; исх. № 355 от 04.05.2009, исх. № 888 от 29.10.2009).

V. В соответствии с пунктом 20 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 04.09.2007 № 225-э/4, НП «Совет рынка» направляет в ФСТ России не позднее 1 июля перечень субъектов оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка и получивших право участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с указанием их полных наименований, присвоенных им номеров в Реестре субъектов оптового рынка, реквизитов договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, перечня зарегистрированных ГТП с указанием их типа и идентификационных кодов и с привязкой к наименованиям обслуживаемых участником оптового рынка потребителей розничного рынка.
Итоговый вышеназванный перечень субъектов оптового рынка представляется НП «Совет рынка» в ФСТ России не позднее 1 октября.
Письмом от 01.10.2009 № СР-02/09-10886 НП «Совет рынка» направило в адрес ФСТ России итоговый перечень субъектов оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка (далее – Перечень субъектов ОРЭМ), которым для получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в 2010 году требуется принятие балансового решения.
В указанный перечень ООО «ВОЭС» не было включено.
На заседании Комиссии 05.03.2012 представитель НП «Совет рынка» пояснил, что ООО «ВОЭС» не было включено в Перечень субъектов ОРЭМ, так как Обществом не были выполнены требования договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно не представлено балансовое решение на 2010 г.
Представитель НП «Совет рынка» также пояснил, что до утверждения Сводного прогнозного баланса на 2010 г. Общество имело возможность выполнения требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, поскольку в Сводный прогнозный баланс на 2010 г. до декабря текущего года вносятся изменения (корректировки).
На заседании Комиссии 05.03.2012 Представитель ООО «ВОЭС» пояснил, что Регламентом допуска к ОРЭМ установлена обязанность по предоставлению участником оптового рынка балансового решения, принимаемого ФСТ России, однако для такого решения ФСТ России необходимо было рассмотреть предложение Общества по формированию Сводного прогнозного баланса на 2010 г. и разногласия, возникшие с Управлением по тарифам. Без рассмотрения ФСТ России предложения Общества и разногласий, а также без балансового решения, принятого ФСТ России по результатам рассмотрения соответствующих предложений и разногласий, ООО «ВОЭС» не могло выполнить положений Регламента допуска к ОРЭМ, что привело к невозможности получения допуска к торговой системе оптового рынка.

VI. Из письма Управления по тарифам от 06.10.2010 № УРТ-04/1730, направленного в адрес начальника контрольно-ревизионного управления ФСТ России А.В. Малоземова, а также письма Управления по тарифам от 19.11.2010 № УРТ-01/2102, направленного в адрес начальника управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической отрасли ФСТ России М.Б. Егорова, следует, что Управлением по тарифам были выявлены препятствия для ООО «ВОЭС» по получению права на участие в торговле на ОРЭМ.
В данных письмах УРТ указало, что решение о включении в предложения по формированию Сводного прогнозного баланса на уровне субъекта Российской Федерации принимается с учетом возможных социально-экономических последствий для региона при выходе новых организаций на ОРЭМ.
При этом методология оценки социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, в том числе гарантирующих поставщиков второго уровня, действующим законодательством не регламентирована.
Выбранный Управлением по тарифам критерий оценки таких последствий (дополнительный прирост сбытовой надбавки гарантирующего поставщика первого уровня) фактически является субъективным критерием. Численное значение критерия, при котором можно сделать вывод о возникновении негативных последствий для региона, законодательством также не определено.
При формировании Сводного прогнозного баланса на 2010 г. Управлением по тарифам было отказано во включении Общества именно по указанному выше основанию (оценка дополнительного прироста сбытовой надбавки гарантирующего поставщика первого уровня).
Несвоевременное представление в УРТ документов, перечень которых определен пунктом 16 Порядка формирования сводного прогнозного баланса, по мнению Управления по тарифам, является устранимым (на уровне ФСТ России) препятствием.
Таким образом, по мнению Управления по тарифам, законодательная неурегулированность действий регионального органа регулирования, имела следствием создание ООО «ВОЭС» препятствия по выходу на ОРЭМ.
Принимая во внимание письма Управления по тарифам от 06.10.2010 № УРТ-04/1730, от 19.11.2010 № УРТ-01/2102, направленные в адрес ФСТ России, Комиссия пришла к выводу, что Управление по тарифам добровольно признало факт необоснованного несогласования в 2009 году предложения ООО «ВОЭС» по формированию Сводного прогнозного баланса на 2010 г. и предприняло меры по устранению последствий допущенного нарушения.

VII. В соответствии с пунктом 40 Правил функционирования розничных рынков, в случае, если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки, эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г. Если такая организация не получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и утрачивает статус гарантирующего поставщика до 1 января 2010 г., и в ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика статус гарантирующего поставщика присваивается до 1 января 2010 г. в соответствии с настоящими Правилами иной организации, требование настоящего абзаца распространяется также на эту иную организацию.
Пунктом 55 Правил функционирования розничных рынков установлено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 настоящих Правил и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.
В случае лишения организации, указанной в подпункте «б» настоящих Правил, статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил территория, соответствующая зоне ее деятельности в качестве гарантирующего поставщика, решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 настоящих Правил, с даты утраты (лишения) статуса гарантирующего поставщика указанной организацией.
Следовательно, не получение ООО «ВОЭС» до 01.01.2010 права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по ГТП, соответствующим его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика могло привести к включению данной зоны деятельности в зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 настоящих Правил, то есть в зону деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт».
Указанное последствие лишения Общества статуса гарантирующего поставщика также подтверждается письмом ФСТ России 19.04.2011 № ЕП-3118/14, направленным в адрес Управления по тарифам, из которого следует, что ООО «ВОЭС», по мнению ФСТ России, было нарушено требование пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, о получении права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по всем ГТП, соответствующим зоне деятельности гарантирующего поставщика. Руководствуясь данными основными положениями, лишение Общества статуса гарантирующего поставщика и соответствующее изменение границ зоны деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» является прямой обязанностью Управления по тарифам.
На заседании Комиссии 05.03.2012 представитель ООО «ВОЭС» пояснил, что лишение ООО «ВОЭС» статуса гарантирующего поставщика приведет к включению зоны деятельности Общества в зону деятельности гарантирующего поставщика первого уровня - ОАО «Волгоградэнергосбыт». При этом ООО «ВОЭС» обязан будет передать обслуживаемое им население и приравненные к ним категории ОАО «Волгоградэнергосбыт».
Комиссия пришла к выводу, что:
- выбор и применение Управлением по тарифам критерия «дополнительный прирост сбытовой надбавки ОАО «Волгоградэнергосбыт» в отсутствие численного значения, при котором прогнозируется наступление негативных социально-экономических последствий для региона, а также в отсутствие условий (действий) которые могли бы минимизировать/исключить такие последствия, могло привести к необоснованному несогласованию УРТ предложений ООО «ВОЭС» по формированию Сводного прогнозного баланса на 2010 г.
- нерассмотрение ФСТ России разногласий Общества с Управлением по тарифам могло привести к невключению НП «Совета рынка» Общества в Перечень субъектов ОРЭМ, могло привести к невключению предложения ООО «ВОЭС» в Сводный прогнозный баланс на 2010 г., могло привести к ограничению доступа ООО «ВОЭС» к торговой системе оптового рынка и, как следствие, могло привести к лишению статуса гарантирующего поставщика с последующей передачей обслуживаемого Обществом населения и приравненных к ним категорий ОАО «Волгоградэнергосбыт».
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции:
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано: «Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции».
Таким образом, Комиссия считает, что ФСТ России и Управление по тарифам нарушили часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом, принимая во внимания письма Управления по тарифам от 06.10.2010 № УРТ-04/1730, от 19.11.2010 № УРТ-01/2102 Комиссия считает, что УРТ признало факт необоснованного несогласования в 2009 году предложения ООО «ВОЭС» по формированию Сводного прогнозного баланса на 2010 г. и добровольно предприняло меры по устранению последствий допущенного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с добровольным устранением нарушения, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1 15/223-11 о нарушении Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области антимонопольного законодательства прекратить.
2. Признать Федеральную службу по тарифам нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Федеральной службе по тарифам не выдавать в связи с включением ООО «Волгоградоблэлектросбыт» в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь