Решение и предписание по делу по обращению Свердловского УФАС

05 апреля 2011, 10:29
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/18-11


г. Москва


Резолютивная часть решения оглашена «22» марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «05» апреля 2011 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) в составе: Председателя Комиссии - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России Цариковского А.Ю., членов Комиссии: начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Петросяна Р.А., заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Золотухина Н.А., заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Доровского А.Н., начальника отдела экологии и природных ресурсов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Климкиной И.С., начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Осиповой Е.В., главного специалиста-эксперта отдела экологии и природных ресурсов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Ляляцковой О.В., в присутствии:


представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Дзнеладзе (доверенность от 15.02.2011 № 01-08-35/2088),
Н.С. Филимонова (доверенность от 15.02.2011 № 01-08-35/2101),
А.П. Гуськова (доверенность от 17.02.2011 № 01-08-35/2227)

рассмотрев дело № 1 15/18-11 по признакам нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Свердловского УФАС России о рассмотрении приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование» на соответствие нормам антимонопольного законодательства.
В Свердловское УФАС России обратилось ООО «Национальный проект» с заявлением о нарушении Министерством природных ресурсов Свердловской области требований антимонопольного законодательства при подготовке проведения аукциона по предоставлению водных объектов в пользование, расположенных к юго-западу от ж.д. разъезда 1440 км городского округа Красноуфимск Свердловской области.
По результатам рассмотрения заявления ООО «Национальный проект» Свердловским УФАС России возбуждено дело № 32 о нарушении Министерством природных ресурсов Свердловской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном требовании документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, в ходе подготовки проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

В ходе рассмотрения дела № 32 Свердловским УФАС России установлено, что Министерство природных ресурсов Свердловской области не предъявляло официальных требований о представлении ООО «Национальный проект» землеотводных документов необходимых для осуществления водопользования в составе заявления от 17.08.2009 № 06-03/6501/9, что подтверждается:
- письмом Министерство природных ресурсов Свердловской области от 01.09.2009 № 06-04-6423/9, направленным в адрес ООО «Национальный проект» по результатам рассмотрения заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, в котором отсутствует требование о представлении землеотводных документов;
- отсутствием у заявителя иных документов, подтверждающих истребование Министерством природных ресурсов Свердловской области документов об аренде земельного участка.
Необходимость получения документов о предоставлении в пользование земельного участка, для осуществления водопользования, изложена в письмах Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Нижне-Обское бассейновое водное управление) (копии писем Нижне-Обского бассейнового водного управления от 19.03.2010 № 2-377/03, от 30.03.2010 № 03/583). Министерство природных ресурсов Свердловской области лишь ознакомило ООО «Национальный проект» с правовой позицией Нижне-Обского бассейнового водного управления после получения указанных писем.
Отделом водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в письменном объяснении (вх. № 01-7099 от 26.07.2010) и в заседании комиссии сообщено, что требование документа о предоставлении в пользовании земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, в ходе подготовки проведения аукциона на предоставление водных объектов в пользование основано на письмах Росводресурсов от 01.06.2010 № СН-02-26/2696, а также приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование» (далее - Приказ № 128), которым утверждена форма заявления о представлении акватории водного объекта в пользование, и обязательным предоставлением к которому (пункт «д») является документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Учитывая, что требование документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования установлено в качестве обязательного Приказом № 128, а также необходимостью проверки данного приказа на соответствие антимонопольному законодательству, в соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия Свердловского УФАС России определила, приостановить рассмотрение дела № 32 до момента принятия решения о соответствии Приказа № 128 требованиям антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой.
Рассмотрев материалы дела № 1 15/18-11 и материалы, представленные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России), выслушав доводы и возражения участников дела, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс) водные объекты предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договоров водопользования.
Частью 2 статьи 16 Водного кодекса установлено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (далее – Постановление № 230) право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Постановлением № 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - Правила подготовки и заключения договора водопользования).
В соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора водопользования физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, в случаях, указанных в пункте 2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки и заключения договора водопользования.
Согласно пункту 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование, представляемом по форме, утверждаемой Минприроды России указываются:
а) сведения о заявителе;
б) наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории;
в) цель и срок использования акватории водного объекта.
Приказом № 128 утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование.
В перечне документов, являющимся частью формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, в качестве обязательного, установлен документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования (пункт «д» перечня).
В тоже время пунктом 29 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением № 230 (далее - Правила проведения аукциона), к заявке на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования заявитель прилагает:
а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя, а также выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);
г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;
д) документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил проведения аукциона, или заверенные в установленном порядке копии таких документов;
е) документы, подтверждающие внесение задатка;
ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.
Согласно пункту 30 Правил проведения аукциона организатор аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования не вправе требовать от заявителя представления документов, не указанных в пункте 29 Правил проведения аукциона.
Таким образом, для того чтобы инициировать процедуру аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования заявителю необходимо представить заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование по форме, утвержденной Приказом № 128, с обязательным представлением документа на земельный участок, необходимого для осуществления водопользования. В то же время для подачи заявки на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования представление документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования, не требуется. Установление требования о представлении вместе с заявлением документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования, может привести к тому, что будут рассматриваться заявление и документы только того лица, которому принадлежит право пользования земельным участком.
В ходе рассмотрения дела представители Минприроды России подтвердили свою позицию, изложенную в письме от 24.02.2011 № 08-42/2721, и пояснили, что оспариваемый Приказ № 128, которым утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, не оказывает влияния на порядок проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования и не затрагивает права лиц, участвующих в аукционе.
Подача заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование и проведение аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, по мнению представителей Минприроды России, являются разными процедурами.
Обращение заинтересованного лица согласно пункту 4 Правил подготовки и заключения договора водопользования в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование не является этапом аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования и не означает автоматического предоставления такому заявителю акватории водного объекта и заключение с ним договора.
Пункт 7 Правил подготовки и заключения договора водопользования предусматривает, что вопрос о заключении договора водопользования по результатам аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, либо заключение договора водопользования в ином порядке решается в результате рассмотрения поступившего заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование.
Для участия в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования, заявитель в соответствии с пунктом 28 Правил проведения аукциона подает заявку на участие в аукционе по форме, установленной аукционной документацией.
Минприроды России организатором проведения аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования не является, аукционную документацию не утверждает, нормативных актов, устанавливающих требования к форме и составу заявки на участие в аукционе не принимало.
Таким образом, по мнению представителей Минприроды России, заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование, подаваемое в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, не находится в зависимости от заявки, подаваемой на участие в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования.
Представители Минприроды России также пояснили, что требование о представлении документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования, установленное в перечне документов формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, не является обязательным. Указанный документ может прилагаться к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, если заявителю необходим земельный участок для осуществления водопользования и (или) заявитель сочтет необходимым такой документ приложить.
В случае непредставления в составе заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования, лицо подавшее заявление будет допущено к участию в аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования.
Кроме того, для участия в аукционе лицо, подавшее заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование, также, наравне с иными лицами, желающими принять участие в аукционе, подает заявку на участие в аукционе в соответствии с Правилами проведения аукциона, не предусматривающими представление документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что доводы представителей Минприроды России не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Формой заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, утвержденной Приказом № 128, устанавливается перечень документов, представляемых лицом, заинтересованным в предоставлении акватории водного объекта в пользование, договор водопользования на которую заключается исключительно по результатам аукциона. При этом Приказ № 128 не содержит указания на то, что какой-либо из этих документов, в том числе документ на земельный участок, представляется по усмотрению лица, подающего заявление, и не устанавливает, в каких случаях представление документов, указанных в перечне, в том числе документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования, не требуется.
Представители Минприроды России также отметили, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2009 по делу № ГКПИ09-1159 установлено, что содержащаяся в Правилах подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 (далее – Постановление № 165), норма, указывающая на необходимость приложения к заявлению о водопользовании, документа о предоставлении в пользовании земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, не носит императивного характера и не противоречит действующему законодательству.
Также представители Минприроды России в ходе рассмотрения дела указали на то, что норма пункта «д» перечня документов, установленного формой заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, аналогична норме, установленной подпунктом «г» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением № 165.
Комиссия нашла указанные доводы несостоятельными ввиду следующего.
Предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по делу № ГКПИ09-1159 являлась норма, установленная Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением № 165, которые имеют иной предмет правового регулирования.
Так в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением № 165, уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении водного объекта в пользование. При этом согласно пункта 2 указанных Правил, действие Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе. То есть, Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением № 165, урегулирован порядок заключения договора водопользования по результатам рассмотрения заявления конкретного водопользователя и принятия решения в отношении индивидуально определенного случая.
Целью же подачи заявления в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением № 230, является лишь инициация процедуры проведения аукциона, так как случаи и порядок заключения договора водопользования без процедуры проведения аукциона установлен Постановлением № 165.
При рассмотрении в индивидуально определенном случае заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование решение вопроса о возможности или невозможности использования акватории водного объекта без земельного участка является нецелесообразным в связи с тем, что по результатам аукциона договор может быть заключен с иным лицом, у которого будет отсутствовать необходимость использовать земельный участок для осуществления водопользования, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса данному лицу для осуществления водопользования будет достаточно двадцати метров береговой полосы общего пользования указанного водного объекта.
Комиссия ФАС России также пришла к выводу о том, что требование о представлении вместе с заявлением документа на земельный участок является императивным ввиду следующего.
Приказ № 128 является нормативным правовым актом, который прошел государственную регистрацию в Минюсте России, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (№ 27 от 02.07.2007).
Кроме того, представители Минприроды России опровергли свой довод о необязательности нормы, устанавливающей необходимость представления вместе с заявлением документа на земельный участок, следующим утверждением.
Обязательность представления документа о предоставлении в пользовании земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, возникает в том случае, если для использования акватории водного объекта необходим земельный участок и лицо не сможет использовать земельный участок без получения права пользования акваторией водного объекта.
Таким образом, исходя из вышеизложенной позиции Минприроды России, представление документа на земельный участок, необходимого для осуществления водопользования, является обязательным, если возникает необходимость использования данного земельного участка.
Учитывая изложенное, доводы Минприроды России о необязательности представления документа на земельный участок, необходимого для осуществления водопользования, не находят соответствующего подтверждения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Минприроды России своими действиями по изданию Приказа № 128, выразившимися в установлении Приказе № 128 не предусмотренного законодательством обязательного требования о представлении документа на земельный участок, необходимого для осуществления водопользования, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции, нарушил пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать Минприроды России нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, выразившегося в издании Приказа № 128, устанавливающего не предусмотренного законодательством требования о представлении хозяйствующими субъектами документов, необходимых для подачи заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование.
2. Выдать Минприроды России предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 1 15/18-11

«05» апреля 2011 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) в составе: Председателя Комиссии - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России Цариковского А.Ю., членов Комиссии: начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Петросяна Р.А., заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Золотухина Н.А., заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Доровского А.Н., начальника отдела экологии и природных ресурсов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Климкиной И.С., начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Осиповой Е.В., главного специалиста-эксперта отдела экологии и природных ресурсов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Ляляцковой О.В.,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 05 апреля 2011 по делу № 1 15/18-11 о нарушении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в трехмесячный срок прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в издании приказа от 22.05.2007 № 128 «Об утверждении формы заявления о представлении акватории водного объекта в пользование» (далее – Приказ № 128), устанавливающего не предусмотренного законодательством требования о представлении хозяйствующими субъектами документов, необходимых для подачи заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, путем внесения соответствующих изменений в Приказ № 128, в части исключения из перечня документов, являющихся частью формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, пункта «д», предусматривающего представление документа на земельный участок, необходимый для осуществления водопользования.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь