Решение по делу по заявлению ФГУП «Почта России»

12 января 2012, 17:27
Тип документа:

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «2» ноября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2011 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков О.С. Сергеевой, заместителя начальника Аналитического управления Г.В. Гусарова, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков А.Ю. Маковлева, начальника отдела рынка банковский услуг Управления контроля финансовых рынков Л.С. Беляевой, старшего государственного инспектора отдела рынка банковский услуг Управления контроля финансовых рынков М.А. Руденок,
рассмотрев дело № 1 15/39-11 по признакам нарушения Фондом социального страхования Российской Федерации (107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 3а), Государственным учреждением - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119), Государственным учреждением – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), Государственным учреждением - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (170008, г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 31), Государственным учреждением – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (355002, г. Ставрополь, ул. 8 Марта, 3/1), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (360051, г. Нальчик, ул. Инессы Арманд, д. 5, Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (424002, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Бульвар Победы, д. 16), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (430005, г. Саранск, пр. Ленина, д. 12, корп. А), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 15), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (426009, г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 24), Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, г. Барнаул, ул. Крупской, д. 97-д), Государственным учреждением - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33), Государственным учреждением - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35), Государственным учреждением - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 82), Государственным учреждением - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 20, кор. К), Государственным учреждением - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (690990, г. Владивосток, ул. Муравьева-Амурского, д. 1-Б), Государственным учреждением - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (180000, г. Псков, ул. Советская, д. 15), Государственным учреждением - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (214014, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 17-а), Государственным учреждением - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (625000, г. Тюмень, ул. Ирбитская, д. 16), Государственным учреждением - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (432970, г. Ульяновск, пер. Кузнецова, д. 16), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (167610, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 113), Государственным учреждением - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (675002, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, д. 15), Государственным учреждением - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (156022, г. Кострома, ул. Стопани, д. 35-а), Государственным учреждением - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (398001, г. Липецк, ул. Толстого, д. 1), Государственным учреждением - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 46), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (629001, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Республики, д. 117-а), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра (628012, Тюменская обл., г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, д. 31), Государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (660025, г. Красноярск, проспект имени газеты "Красноярский рабочий", 117), Государственным учреждением - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173001, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 8), Государственным учреждением - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (197046, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10-а), Государственным учреждением - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (300041, г. Тула, ул. Колетвинова, д. 6), Государственным учреждением - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (150047, г. Ярославль, ул. Радищева, д. 34-а), Государственным учреждением - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (196191, г. Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 168), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области (679016, г. Биробиджан, ул. Чапаева, д. 1), Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 33), Государственным учреждением - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (394006, г. Воронеж, ул. Станкевича, д. 43), Государственным учреждением - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (640000, г. Курган, ул. М. Горького, д. 40), Государственным учреждением - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (302030, г. Орел, ул. Степана Разина, д. 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела послужило заявление ФГУП «Почта России», указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях государственных учреждений - региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделения Фонда), связанные с рассылкой гражданам писем об изменении способа получения страховых выплат.
Вместе с заявлением ФГУП «Почта России» представило копии писем, направленных в период с 2009 по 2010 годы Архангельским, Свердловским, Тверским и Ставропольским отделениями Фонда в адрес граждан, получающих страховые выплаты, в которых содержалось предложение переоформить заявление на получение таких выплат и получать их не через отделения ФГУП «Почта России», а через отделения ОАО «Сбербанк России».
Как следует из письма Свердловского отделения Фонда от 14.01.2011 № 06-23/06/19500, указанные письма об изменении способа получения страховых выплат были направлены данным отделением Фонда в адрес 7 611 граждан, получающих страховые выплаты почтовым переводом.
Из текста направленных Свердловским отделением Фонда гражданам писем следует, что предложение переоформить заявление на получение страховых выплат через отделения ОАО «Сбербанк России» вызвано сокращением финансирования пересылки и доставки страховых выплат и отсутствием у отделений Фонда подобных расходов при перечислении страховых выплат на счета в ОАО «Сбербанк России.
Кроме того, в письмах Свердловского отделения Фонда получателям страховых выплат указывалось на то, что в связи с изложенным им в срок до 01.12.2009 необходимо заполнить приложенный к данным письмам бланк заявления об изменении способа получения страховых выплат, в котором предусмотрен только один способ их получения - перечисление на лицевой счет в ОАО «Сбербанк России».
Архангельское отделение Фонда в письмах от 14.01.2011 № 06-25/6-8 и от 19.01.2011 № 06-23/6-1203 сообщило, что аналогичные письма им были направлены 265 гражданам. В этих письмах содержалось указание на наличие у гражданина права на выбор способа получения страховых выплат почтовым переводом или переводом на лицевой счет в ОАО «Сбербанк России» и просьба открыть для получения таких выплат лицевой счет в ОАО «Сбербанк России».
Представленная Архангельским отделением Фонда форма заявления на получение страховых выплат, которая подлежала заполнению получателем страховых выплат при их назначении, также не предусматривает возможности выбрать для получения страховых выплат иную кредитную организацию, помимо ОАО «Сбербанк России».
Тверское отделение Фонда письмом от 13.01.2011 № 01-25/05/69826 проинформировало Комиссию о том, что им было направлено в адрес граждан в общей сложности 579 писем, которые содержали просьбу заполнить заявление для уточнения получения страховых выплат на счета в ОАО «Сбербанк России» или срочно обратиться в отделение Фонда.
Ставропольское отделение Фонда согласно представленной им в письме от 15.03.2011 № 01-18/105/1163 информации направило получателям страховых выплат 543 письма с просьбой изменить способ получения выплат в пользу перевода на счет в кредитных организациях и представить подтверждающую это копию сберегательной книжки.
При этом в адрес 85 граждан данным отделением были направлены письма, в которых сообщалось, что с 2010 года страховые выплаты будут осуществляться только на лицевые счета, открытые в отделениях ОАО «Сбербанк России», и в случае непредставления в отделение Фонда копии сберегательной книжки будут приостановлены.
В своих пояснениях Ставропольское УФАС России указало, что осуществляло рассылку подобных писем, в том числе, на основании письма Фонда от 15.07.2009 № 02-10/07-6120.
Данное письмо Фонда было направлено им в адрес всех управляющих отделениями Фонда и содержало указание на необходимость проводить разъяснительную работу с получателями страховых выплат в целях их перевода на получение выплат через кредитные организации, поскольку расходы на осуществление таких выплат отделениями Фонда через кредитные организации минимальны, а при работе с ОАО «Сбербанк России» отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела Фондом предоставлена информация о том, что в период с 2009 по 2010 годы, помимо Архангельского, Свердловского, Тверского и Ставропольского отделений Фонда, письма об изменении способа получения страховых выплат в адрес их получателей также направляли отделение Фонда по Кабардино-Балкарской Республике, отделение Фонда по Республике Марий Эл, отделение Фонда по Республике Мордовия, отделение Фонда по Республике Саха (Якутия), отделение Фонда по Удмуртской Республике, Алтайское отделение Фонда, Вологодское отделение Фонда, Иркутское отделение Фонда, Краснодарское отделение Фонда, Нижегородское отделение Фонда, Приморское отделение Фонда, Псковское отделение Фонда, Смоленское отделение Фонда, Тюменское отделение Фонда, Ульяновское отделение Фонда, отделение Фонда по Республике Коми, Амурское отделение Фонда, Костромское отделение Фонда, Липецкое отделение Фонда, Челябинское отделение Фонда, отделение Фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу, отделение Фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра, Красноярское отделение Фонда, Новгородское отделение Фонда, Санкт-Петербургское отделение Фонда, Тульское отделение Фонда, Ярославское отделение Фонда, Ленинградское отделение Фонда, отделение Фонда по Еврейской автономной области, отделение Фонда по Республике Бурятия, Воронежское отделение Фонда, Курганское отделение Фонда, Орловское отделение Фонда.
Указанные отделения Фонда привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков.

II. В рамках рассмотрения дела ответчиками по делу представлены следующие пояснения по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств.
Так, отдельные отделения Фонда указали, что проектом бюджета Фонда на 2009 и 2010 годы предусматривалось существенное сокращение сумм денежных средств, выделяемых на пересылку и доставку страховых выплат.
При этом отделения Фонда обратили внимание Комиссии на то, что проектами бюджета Фонда, подготавливаемыми отделениями, с учетом расходов предыдущего года сумма на доставку и пересылку страховых выплат предусматривалась в большем размере, чем фактически предоставлялась отделениям согласно внутриведомственной росписи расходов Фонда и лимитов бюджетных обязательств Фонда.
Кроме того, как отметили отделения Фонда, пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» было установлено, что Фонд в 2010 году вправе осуществлять финансовое обеспечение доставки страховых выплат в пределах 1,0% доставленных сумм без учета НДС, что значительно меньше расходов, которые несли отделения Фонда на перечисление и доставку страховых выплат в 2009 году.
Некоторые из отделений Фонда сообщили, что осуществляли рассылку писем об изменении способа получения страховых выплат на основании рекомендаций Фонда по оптимизации расходов на доставку и пересылку страховых выплат, изложенных в его письме от 15.07.2009 № 02-10/07-6120.
Таким образом, по мнению отделений Фонда, рассылка получателем страховых выплат писем об изменении способа получения таких выплат являлась вынужденной для них мерой.
Кроме того, отделения Фонда обратили внимание Комиссии на то, что законодательством Российской Федерации для них установлена обязанность разъяснять застрахованным лицам их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования.
Отделения Фонда, направлявшие гражданам письма с рекомендациями об открытии счета именно в ОАО «Сбербанк России», объясняли рассылку подобных писем удобством обслуживания в данной кредитной организации и, в частности, тем, что только ОАО «Сбербанк России» имеет наиболее разветвленную сеть отделений, которая охватывает отдаленные населенные пункты.
При этом отделения Фонда отметили, что разосланные ими письма не носили для граждан императивный характер, а содержали просьбу изменить их выбор в пользу одного из предусмотренных законодательством способов получения страховых выплат в силу сложившихся финансовых обстоятельств в Фонде.
Отделения Фонда сообщили, что гражданам, не изъявившим желания изменить способ получения страховых выплат, обеспечение по страхованию осуществлялось в прежнем порядке, в том числе производилась оплата услуг по доставке денежных средств на дом гражданам, нуждающимся в этой услуге по состоянию здоровья.
Некоторые отделения Фонда в ходе рассмотрения дела указали на неоднократное несоблюдение отделениями почтовой связи сроков доставки и пересылки средств на обеспечение по страхованию, что подтверждают соответствующие заявления получателей страховых выплат.
Согласно объяснениям части отделений Фонда одной из причин проведения работы по переводу получателей страховых выплат на получение таких выплат через кредитные организации является отказ ФГУП «Почта России» от участия в аукционе на право осуществления пересылки и доставки страховых выплат в связи с нерентабельностью данной услуги.
Костромское отделение Фонда сообщило, что в связи с имевшими место случаями возврата страховых выплат отделениями почтовой связи по причине отсутствия получателя выплат по месту их доставки данное отделение Фонда было вынуждено приостанавливать такие выплаты гражданам до получения от них заявления об изменении способа доставки и направлять уведомления с предложением рассмотреть вопрос о возможности получения выплат через кредитную организацию.
Вологодское отделение Фонда обратило внимание на то, что, несмотря на направление им писем о возможности получения выплат через почтовые отделения и отделения ОАО «Сбербанк России», получатели страховых выплат открывали счета не только в ОАО «Сбербанк России», но и в иных кредитных организациях.
Учитывая изложенное, отделения Фонда считают, что их действия, выразившиеся в рассылке гражданам писем об изменении способа получения страховых выплат, не привели к негативным последствиям для конкуренции.

III. Выслушав объяснения заявителя и ответчиков по делу, исследовав материалы дела, Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также данным положением.
Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям письма об изменении способа получения обеспечения по социальному страхованию направлялись отделениями Фонда только в адрес граждан, получающих страховые выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Рекомендации Фонда по оптимизации расходов, изложенные в его письме от 15.07.2009 № 02-10/07-6120, также содержали информацию о необходимости проведения разъяснительной работы только с получателями страховых выплат.
Отделения Фонда осуществляют такие выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон об обязательном социальном страховании).
Данный закон не содержит положений, определяющих конкретные способы получения гражданами страховых выплат.
Приказом Фонда от 13.01.2000 № 6 утвержден Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Временный порядок).
В соответствии с пунктом 7.7.2 Временного порядка страховые выплаты осуществляются путем перечисления соответствующих сумм со счета отделения Фонда пострадавшему и лицам, имеющим право на страховое возмещение, на их лицевые счета в кредитных организациях либо почтовым переводом соответствующих сумм по месту жительства получателей страхового возмещения в зависимости от избранного ими способа, указанного в заявлении о назначении страховых выплат.
Кроме того, Временным порядком утверждены бланки заявлений на получение страховых выплат, в которых предусмотрено заполнение раздела, касающегося способа перечисления страховых выплат - почтовым переводом либо переводом на лицевой счет в кредитной организации.
Таким образом, получатели страховых выплат, являясь непосредственными потребителями услуг по пересылке и доставке страховых выплат, свободны в выборе кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, которые могут оказать им такие услуги.
В свою очередь, кредитные организации и организации федеральной почтовой связи, производящие перечисление и доставку страховых выплат гражданам, при осуществлении такой хозяйственной деятельности конкурируют между собой, в том числе, предлагая потребителям наиболее выгодные для них условия оказания услуги.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции государственным внебюджетным фондам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности:
- запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (пункт 2);
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что необоснованное препятствование Фондом и его отделениями деятельности по пересылке и доставке страховых выплат одним хозяйствующим субъектам и создание необоснованных преимуществ при осуществлении данной деятельности другим хозяйствующим субъектам, принимая во внимание, что такие действия могут привести к ограничению получателей этих выплат в выборе хозяйствующего субъекта для оказания указанных услуг, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. В связи с доводами ответчиков по делу относительно отсутствия в их действиях, связанных с рассылкой гражданам писем об изменении способа получения страховых выплат, нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия отмечает следующее.
Наличие в Законе об обязательном социальном страховании указания на обязанность отделений Фонда проводить разъяснительную работу с застрахованными лицами относительно их прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования, по мнению Комиссии, не подтверждает правомерность рассылки гражданам писем с просьбой отказаться от услуг ФГУП «Почта России» и отдать предпочтение кредитным организациям и, в частности, ОАО «Сбербанк России», поскольку ни Закон об обязательном социальном страховании, ни Временной порядок подобных ограничений в отношении способов доставки страховых выплат не предусматривает.
Кроме того, Комиссия считает, что в силу указанных обстоятельств, отказ ФГУП «Почта России» от участия в аукционе на право осуществления пересылки и доставки страховых выплат и недостаток финансирования расходов отделений Фонда на доставку и пересылку таких выплат, не может являться основанием для ограничения граждан в использовании услуг данного хозяйствующего субъекта для получения выплат.
Предусмотренное Временным порядком право граждан выбирать способ получения страховых выплат исключает необходимость проведения подобных аукционов.
Таким образом, в случае поступления от получателя страховых выплат заявления на их получение через ФГУП «Почта России» на основании статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отделения Фонда обязаны заключить с отделениями почтовой связи договор об оказании услуг почтовой связи.
При этом Комиссия отмечает, что граждане способны самостоятельно оценить преимущества использования услуг того или иного хозяйствующего субъекта для получения страховых выплат и в случае неудовлетворенности работой выбранных ими для этого хозяйствующих субъектов вправе изменить ранее принятое решение и подать в отделение Фонда заявление на получение страховых выплат другим способом (с использованием услуг иных хозяйствующих субъектов).
3. Представленные в материалы дела документы и сведения свидетельствуют о том, что Архангельское отделение Фонда, Свердловское отделение Фонда, Тверское отделение Фонда, Ставропольское отделение Фонда, отделение Фонда по Кабардино-Балкарской Республике, отделение Фонда по Республике Марий Эл, отделение Фонда по Республике Мордовия, отделение Фонда по Республике Саха (Якутия), отделение Фонда по Удмуртской Республике, Алтайское отделение Фонда, Амурское отделение Фонда, Вологодское отделение Фонда, Иркутское отделение Фонда, Нижегородское отделение Фонда, Приморское отделение Фонда, Псковское отделение Фонда, Смоленское отделение Фонда, Тюменское отделение Фонда, Ульяновское отделение Фонда, отделение Фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу направляли в адрес получателей страховых выплат письма об изменении способа получения таких выплат исключительно в пользу их перечисления на счета в ОАО «Сбербанк России».
В рамках рассмотрения дела названные отделения Фонда указывали на то, что подобными действиями получателям страховых выплат не навязывался выбор именно ОАО «Сбербанк России», а данные письма были направлены для информирования граждан о возможных способах получения выплат.
Однако использованные отделениями Фонда формулировки в письмах, направленных получателям страховых выплат, не позволяют Комиссии согласиться с данным доводом.
В частности, Комиссия пришла к выводу о том, что содержание отдельных писем отделений Фонда могло вынудить граждан поменять способ получения страховых выплат в пользу услуг ОАО «Сбербанк России», поскольку несогласие получать страховые выплаты через данную кредитную организацию, как следует из писем ряда отделений Фонда, повлекло бы приостановление таких выплат.
В некоторых случаях отделения Фонда лишь информировали получателей страховых выплат о том, что такие выплаты будут производиться через ОАО «Сбербанк России», не указывая при этом на наличие у граждан права выбрать способ получения выплат или отказаться от получения выплат именно через ОАО «Сбербанк России», что, в свою очередь, могло привести к формированию у получателей страховых выплат ложного впечатления относительно порядка получения выплат.
Часть отделений Фонда, направив получателям страховых выплат письма с просьбой открыть счет в ОАО «Сбербанк России» и указав в них на удобство использования услуг данной кредитной организации, по мнению Комиссии, поставили ОАО «Сбербанк России» в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, которые могут доставлять гражданам выплаты.
Представленные отделениями Фонда сведения свидетельствуют о том, что после получения подобных писем более 70% граждан, пользовавшихся услугами ФГУП «Почта России», изменили способ получения страховых выплат и воспользовались услугами ОАО «Сбербанк России» .
Таким образом, по мнению Комиссии, направив гражданам письма об изменении способа получения страховых выплат в пользу услуг ОАО «Сбербанк России», отделения Фонда необоснованно препятствовали деятельности ФГУП «Почта России» по пересылке и доставке страховых выплат и ограничивали получателей таких выплат в выборе хозяйствующих субъектов, которые могут оказать им услуги, необходимые для получения выплат.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Архангельского отделения Фонда, Свердловского отделения Фонда, Тверского отделения Фонда, Ставропольского отделения Фонда, отделения Фонда по Кабардино-Балкарской Республике, отделения Фонда по Республике Марий Эл, отделения Фонда по Республике Мордовия, отделения Фонда по Республике Саха (Якутия), отделения Фонда по Удмуртской Республике, Алтайского отделения Фонда, Амурского отделения Фонда, Вологодского отделения Фонда, Иркутского отделения Фонда, Нижегородского отделения Фонда, Приморского отделения Фонда, Псковского отделения Фонда, Смоленского отделения Фонда, Тюменского отделения Фонда, Ульяновского отделения Фонда, отделения Фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу нарушения пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ФГУП «Почта России» по пересылке и доставке страховых выплат и ограничении получателей страховых выплат в праве выбора хозяйствующих субъектов, которые могут оказать им услуги, необходимые для получения выплат.
4. Представленные в материалы дела документы и сведения свидетельствуют о том, что отделение Фонда по Республике Бурятия, отделение Фонда по Республике Коми, отделение Фонда по Еврейской автономной области, Костромское отделение Фонда, Краснодарское отделение Фонда, Липецкое отделение Фонда, Новгородское отделение Фонда, Санкт-Петербургское отделение Фонда, Ярославское отделение Фонда, отделение Фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра направляли в адрес получателей страховых выплат письма об изменении способа получения таких выплат в пользу услуг кредитных организаций.
С доводами отдельных отделений Фонда о том, что в их действиях, связанных с рассылкой гражданам указанных писем, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку данные письма не содержали требования об обязательном отказе от услуг ФГУП «Почта России» для получения страховых выплат, Комиссия не согласна по следующим основаниям.
В тексте писем названных отделений Фонда отсутствуют указания на наличие у получателей страховых выплат права на выбор хозяйствующего субъекта, с использованием услуг которого данные граждане могут получить страховые выплаты, а содержит именно предложение открыть счет для этого в кредитных организациях.
Кроме того, представленные отделениями Фонда сведения свидетельствуют о том, что после получения подобных писем более 40% граждан, пользовавшиеся услугами ФГУП «Почта России», изменили способ получения страховых выплат и воспользовались услугами кредитных организаций .
Таким образом, по мнению Комиссии, направив гражданам письма об изменении способа получения страховых выплат в пользу услуг кредитных организаций, отделения Фонда необоснованно препятствовали деятельности ФГУП «Почта России» по пересылке и доставке страховых выплат и ограничивали получателей таких выплат в выборе хозяйствующих субъектов, которые могут оказать им услуги, необходимые для получения выплат.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях отделения Фонда по Республике Бурятия, отделения Фонда по Республике Коми, отделения Фонда по Еврейской автономной области, Костромского отделения Фонда, Краснодарского отделения Фонда, Липецкого отделения Фонда, Новгородского отделения Фонда, Санкт-Петербургского отделения Фонда, Ярославского отделения Фонда, отделения Фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра нарушения пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ФГУП «Почта России» по пересылке и доставке страховых выплат и ограничении получателей страховых выплат в праве выбора хозяйствующих субъектов, которые могут оказать им услуги, необходимые для получения выплат.
5. Учитывая, что Тульское, Воронежское, Курганское, Орловское, Челябинское, Красноярское и Ленинградское отделения Фонда в своих письмах информировали получателей страховых выплат о наличии у них права выбора получения выплат на лицевые счета в кредитных организациях либо почтовым переводом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях данных отделений Фонда нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
6. В пояснениях по делу часть отделений Фонда - ответчиков по делу указала, что рассылка гражданам писем об изменении способа получения страховых выплат была вызвана рекомендациями Фонда по оптимизации расходов на пересылку и доставку страховых выплат, изложенных в его письме от 15.07.2009 № 02-10/07-6120.
Данное письмо содержало указание на необходимость проводить разъяснительную работу с получателями страховых выплат в целях их перевода на получение выплат через кредитные организации, поскольку расходы на осуществление таких выплат отделениями Фонда через кредитные организации минимальны, а при работе с ОАО «Сбербанк России» отсутствуют.
Таким образом, Комиссия считает, что, направив данное письмо и обусловив тем самым рассылку отделениями Фонда писем об изменении гражданами способа получения страховых выплат, Фонд необоснованно препятствовал осуществлению деятельности ФГУП «Почта России» по пересылке и доставке страховых выплат гражданам.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Фонда нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ФГУП «Почта России» по пересылке и доставке страховых выплат гражданам.

IV. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиками по делу совершены следующие действия.
Письмом от 15.03.2011 № 14-03-11/12-2208, адресованным управляющим отделениями Фонда, Фонд отозвал свое письмо от 15.07.2009 № 02-10/07-6120 с рекомендациями по оптимизации расходов на пересылку и доставку страховых выплат.
Кроме того, в данном письме Фонд обратил внимание отделений Фонда на то, что застрахованное лицо (получатель страховых выплат) обладает правом выбора организации, через которую может осуществляться выплата страхового обеспечения.
Письмом от 22.07.2011 № 14-03-11/12-7739 Фонд направил в адрес управляющих отделениями Фонда проект письма застрахованным гражданам, разъясняющий порядок получения обеспечения по обязательному социальному страхованию с приложением рекомендуемых форм заявлений о назначении страховых выплат.
В частности, в проекте этого письма указано на то, что согласно действующему законодательству обеспечение по страхованию осуществляется в установленных размерах отделениями Фонда через организации почтовой связи, любую кредитную либо иную организацию по заявлению его получателей.
Кроме того, названное письмо содержит информацию о том, что получатель страховых выплат вправе изменить способ получения выплат, в случае если возникнет такая необходимость, направив в отделение Фонда соответствующее заявление. При этом изменение способа получения выплат не влечет изменения их размеров или их прекращения.
Имеющиеся в материалах дела документы и сведения свидетельствуют о том, что в период с июля по август 2011 года Архангельское отделение Фонда, Свердловское отделение Фонда, Тверское отделение Фонда, Ставропольское отделение Фонда, отделение Фонда по Кабардино-Балкарской Республике, отделение Фонда по Республике Марий Эл, отделение Фонда по Республике Мордовия, отделение Фонда по Республике Саха (Якутия), отделение Фонда по Удмуртской Республике, Алтайское отделение Фонда, Вологодское отделение Фонда, Иркутское отделение Фонда, Краснодарское отделение Фонда, Нижегородское отделение Фонда, Приморское отделение Фонда, Псковское отделение Фонда, Смоленское отделение Фонда, Тюменское отделение Фонда, Ульяновское отделение Фонда, отделение Фонда по Республике Коми, Амурское отделение Фонда, Костромское отделение Фонда, Липецкое отделение Фонда, отделение Фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу, отделение Фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра, Новгородское отделение Фонда, Санкт-Петербургское отделение Фонда, Ярославское отделение Фонда, отделение Фонда по Еврейской автономной области и отделение Фонда по Республике Бурятия направили в адрес получателей страховых выплат, которым в период с 2009 по 2010 годы рассылались письма об изменении способа получения выплат, письма в соответствии с проектом представленного Фондом письма.
Таким образом, совершив указанные действия, ответчики по делу устранили нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению ФГУП «Почта России» деятельности по пересылке и доставке страховых выплат и ограничении получателей этих выплат в выборе хозяйствующего субъекта для оказания данных услуг.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Фонду, Архангельскому отделению Фонда, Свердловскому отделению Фонда, Тверскому отделению Фонда, Ставропольскому отделению Фонда, отделению Фонда по Кабардино-Балкарской Республике, отделению Фонда по Республике Марий Эл, отделению Фонда по Республике Мордовия, отделению Фонда по Республике Саха (Якутия), отделению Фонда по Удмуртской Республике, Алтайскому отделению Фонда, Вологодскому отделению Фонда, Иркутскому отделению Фонда, Краснодарскому отделению Фонда, Нижегородскому отделению Фонда, Приморскому отделению Фонда, Псковскому отделению Фонда, Смоленскому отделению Фонда, Тюменскому отделению Фонда, Ульяновскому отделению Фонда, отделению Фонда по Республике Коми, Амурскому отделению Фонда, Костромскому отделению Фонда, Липецкому отделению Фонда, отделению Фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу, отделению Фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра, Новгородскому отделению Фонда, Санкт-Петербургскому отделению Фонда, Ярославскому отделению Фонда, отделению Фонда по Еврейской автономной области и отделению Фонда по Республике Бурятия предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

V. В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что обеспечение по социальному страхованию может доставляться гражданам не только с использованием услуг кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи.
Так, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родами и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» могут также доставляться через иные организации по заявлению получателя обеспечения.
Таким образом, со вступлением в силу указанного Федерального закона установлен дополнительный способ доставки осуществляемого Фондом обеспечения по социальному страхованию.
Вместе с тем, Временный порядок возможности получать страховые выплаты через иные организации для граждан не предусматривает.
Учитывая, что Закон об обязательном социальном страховании не содержит ограничений в отношении способов получения страховых выплат, а также принимая во внимание осведомленность Фонда о возможности осуществлять выплаты не только через кредитные организации и организации федеральной почтовой связи, но и через иные организации, Комиссия считает, что в бездействии Фонда, выразившемся в невнесении во Временный порядок изменений, предусматривающих возможность осуществления страховых выплат через иные организации, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного вопроса и в соответствии с частями 1, 2 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определила выделить дело в отношении Фонда по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Фонд социального страхования Российской Федерации нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.
2. Признать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области, Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра нарушившими пункты 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, а также ограничении получателей страховых выплат в выборе хозяйствующих субъектов, которые могут оказать им услуги, необходимые для получения страховых выплат.
3. Производство по делу в отношении Государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Тверским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Вологодским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Приморским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Псковским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Смоленским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, Государственным учреждением - Амурским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Костромским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Липецким региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецким автономному округу, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийским автономному округу – Югра, Государственным учреждением - Новгородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.


Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь