Решение по делу по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» Федерального закона «О защите конкуренции»

20 декабря 2011, 16:25
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/174-11
г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - Цариковского А.Ю., статс - секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Кононенко М.С., заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов, Тетушкиной Е.Е., начальника отдела ЖКХ и контроля экономической концентрации Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов, Матюхина А.Г., ведущего специалиста-эксперта отдела ЖКХ и контроля экономической концентрации Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов, Аверьяновой Е.А., консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления, Баскаковой Д.Ю., главного специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления, Чаниева Б.Б., главного специалиста-эксперта отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,
рассмотрев дело № 1 10/174-11 по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:


I. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.10.2011 №703 принято к рассмотрению переданное Управлением федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике дело № СЮ 05-03/2011-82, возбужденное в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» (426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 11) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с присвоением данному делу учетного номера № 1 10/174-11.
Дело № СЮ 05-03/2011-82 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» возбуждено по результатам рассмотрения обращения ООО «УК Доверие» с жалобой на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы» в части включения в технические условия на установку узла учета тепловой энергии не предусмотренных действующим законодательством требований, которые приводят к ущемлению интересов потребителей.
1. ООО «УК Доверие» обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявкой на выдачу технических условий на установку узла учета в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении у ООО «УК Доверие».
ООО «Удмуртские коммунальные системы» выдало ООО «УК Доверие» технические условия на организацию узла учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 21. Согласно пункту 12 технических условий проектом узла учета необходимо предусмотреть передачу данных в единый центр сбора данных ООО «СБСистемс». При этом пунктом 14 технических условий установлено, что приемка узла учета тепловой энергии в эксплуатацию будет осуществляться только при наличии положительного заключения о передаче данных с узла учета тепловой энергии в центр сбора данных.
Технические условия на установку узла учета в доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 67, в адрес ООО «УК Доверие» не поступали.
2. В ФАС России из Удмуртского УФАС России письмом от 09.06.2011 № ММ01-17-05/4435 также поступило обращение ООО «УК Город» с жалобой на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», связанные с установлением требований по обеспечению дистанционной передачи данных с узла учета тепловой энергии в центр сбора данных ООО «СБСистемс».
ООО «УК Город» было привлечено к участию в рассмотрении дела № 1 10/174-11 в качестве заинтересованного лица определением о назначении дела № 1 10/174-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.10.2011.
II. В ходе рассмотрения дела ООО «Удмуртские коммунальные системы», ЗАО «КЭС» и ООО «УК Город» представлены следующие пояснения.
1. Письмом от 25.10.2011 б/н ООО «УК Город» сообщило, что в выданных ООО «Удмуртские коммунальные системы» 2011 году технических условиях на установку узла учета тепловой энергии было включено условие о необходимости предусмотреть проектом узла учета передачу данных в единый центр сбора данных ООО «СБСистемс». При этом пунктом 14 технических условий установлено, что приемка узла учета тепловой энергии в эксплуатацию будет осуществляться только при наличии положительного заключения о передаче данных с узла учета тепловой энергии в центр сбора данных.
По мнению ООО «УК Город», указанные требования не предусмотрены действующим законодательством, их выполнение приводит к возникновению дополнительных затрат у собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Письмом от 23.05.2011 №13010-2744 ООО «Удмуртские коммунальные системы» сообщило, что при выдаче технических условий на установку узлов учета тепловой энергии и ГВС общество руководствуется распоряжением ЗАО «КЭС» от 20.10.2010 № 95-р «О выдаче технических условий на установку узлов учета потребителям тепловой энергии», распоряжением филиала ЗАО «КЭС» «Генерация Урала» от 27.12.2010 №299р «О выдаче потребителям технических условий на организацию узла учета тепловой энергии и ГВС», которыми утверждена типовая форма технических условий на установку узла учета тепловой энергии.
В соответствии с договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации от 01.06.2011 ОАО «ТГК-5» является единоличным исполнительным органом ООО «Удмуртские коммунальные системы». В свою очередь функции единоличного исполнительного органа ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет ЗАО «КЭС» на основании договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации и оказании услуг в области управления от 01.06.2011.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» в рамках своей деятельности руководствуется распорядительными актами ЗАО «КЭС».
Пункты 12,14 технических условий не являются обязательными для исполнения. ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет согласование проектов и допуск в эксплуатацию приборов учета без передачи данных в единый центр сбора информации. Данный факт подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у других потребителей.
ООО «УК «Доверие» не обращалось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» о несогласии с выданными техническими условиями.
Таким образом, включение в технические условия положений пунктов 12 и 14, по мнению, ООО «Удмуртские коммунальные системы», обусловлено согласием потребителя.
3. Письмом от 15.09.2011 №УК-01-20-4045 ЗАО «КЭС» сообщило, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» при осуществлении деятельности по установке узлов учета тепловой энергии руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, распорядительными актами ЗАО «КЭС», в том числе распоряжением ЗАО «КЭС» от 20.10.2010 № 95-р «О выдаче технических условий на установку узлов учета потребителям тепловой энергии», приказом ЗАО «КЭС» от 23.08.2011 № 179 «Об организации исполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ» с рекомендуемой формой технических условий на организацию узла учета тепловой энергии и ГВС.
При этом основанием для отказа в допуске узла учета в эксплуатацию является только несоответствие узла учета требованиям, предусмотренным Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936.
Согласно пункту 2.2 приказа ЗАО «КЭС» от 23.08.2011 № 179 «Об организации исполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ», пункту 12 формы Типовых технических условий на организацию узла учета тепловой энергии и ГВС обязательства по организации линии связи, а также приобретению и установке оборудования осуществляются за счет собственных сил и средств региональных филиалов территориальных генерирующих компаний или теплоснабжающих организаций, входящие в контур управления филиала.
Дистанционное снятие показаний узла учета тепловой энергии обеспечивает оперативный контроль за работой систем теплоснабжения и теплопотребления, узлов учета тепловой энергии, своевременное предоставлении в энергоснабжающую организацию данных о фактическом потреблении тепловой энергии.
Форма Типовых технических условий на организацию узла учета тепловой энергии и ГВС носит рекомендательный характер, поэтому в случае наличия возражений потребителя относительно обеспечения возможности дистанционного снятия показаний узла учета теплоснабжающие организации обязаны допускать в эксплуатацию приборы учета вне зависимости от установки оборудования, обеспечивающего дистанционное снятие показаний.
III. Рассмотрев представленные материалы, а также, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии в г. Ижевске.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Учитывая изложенное, ООО «Удмуртские коммунальные системы» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в г. Ижевске в границах присоединенной сети.
ООО «УК Доверие» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Ижевске Удмуртской Республики.
Поставка тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО «УК Доверие», осуществляется по сетям ООО «Удмуртские коммунальные системы».
1. Письмом от 30.03.2011 б/н ООО «УК Доверие» обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявкой на выдачу технических условий на установку узла учета в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 21, а также с заявкой на выдачу технических условий на установку узла учета в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 67.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» выдало ООО «УК Доверие» технические условия от 05.04.2011 №2/400 на организацию узла учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 21 (далее - технические условия от 05.04.2011 №2/400).
Согласно пункту 12 технических условий от 05.04.2011 №2/400 проектом узла учета необходимо предусмотреть передачу данных в единый центр сбора данных ООО «СБСистемс». При этом пунктом 14 технических условий от 05.04.2011 №2/400 установлено, что приемка узла учета тепловой энергии в эксплуатацию будет осуществляться только при наличии положительного заключения о передаче данных с узла учета тепловой энергии в центр сбора данных.
Технические условия на установку узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 67, в ООО «УК Доверие» не поступали.
Письмом от 18.04.2011 б/н ООО «УК Доверие» повторно обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявкой на выдачу технических условий на установку узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 67. Одновременно в указанном письме ООО «УК Доверие» попросило исключить пункты 12, 14 технических условий от 05.04.2011 №2/400 в связи с тем, что выполнение требований, предусмотренных в данных пунктах, приводят к возникновению дополнительных затрат у собственников помещений в многоквартирном доме в связи с увеличением стоимости оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).
Частью 6 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Таким образом, измерение объема коммунальных ресурсов осуществляется с использованием приборов учета утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, типа.
Учитывая изложенное, действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в предъявлении к ООО «УК Доверие» не предусмотренных действующим законодательством требований по обеспечению передачи данных в единый центр сбора данных ООО «СБСистемс», приводит к ущемлению интересов потребителей в связи с увеличением стоимости оборудования.
2. Письмом от 20.09.2011 № 21-Т ООО «УК Доверие» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» заявку на выдачу технических условий на установку узла учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 253а; ул. Молодежная, д. 7.
Письмом от 14.11.2011 №31-Т ООО «УК Доверие» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» повторную заявку на выдачу технических условий на установку узла учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 253а, ул. Молодежная, д. 7.
На момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №1 10/174-11 технические условия на установку узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 67, ул. Пушкинская, д. 253а, ул. Молодежная, д. 7, не были выданы.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила №307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 307 количество поставляемой энергии при отсутствии приборов учета подлежит определению расчетным путем на основании установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в уклонении от выдачи технических условий на установку приборов учета, ущемляют интересы собственников помещений в многоквартирных домах путем препятствования реализации права потребителя рассчитываться за фактически потребленный объем коммунальной услуги, определенный по показаниям прибора учета.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что ООО «Удмуртские коммунальные системы при осуществлении действий, выразившихся в предъявлении к ООО «УК Доверие» не предусмотренных действующим законодательством требований по обеспечению дистанционной передачи данных, а также уклонения от выдачи технических условий на установку приборов учета, нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. В соответствии с письмом ООО «УК Город» от 25.10.2011 на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1 10/174-11 ООО «Удмуртские коммунальные системы» исключило указанные требования из технических условий, выданных ООО «УК Город».
В соответствии с письмом ООО «УК Доверие» от 23.11.2011 №1888 технические условия на установку узлов учета тепловой энергии выданы ООО «Удмуртские коммунальные системы»:
- по адресу: г. Ижевск, ул. К.Либкнехта, 67 – письмом от 10.11.2011 №22-10-6239;
- по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, д. 7 – письмом от 17.11.2011 №22-10-6367;
- по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 253а – письмом от 14.11.2011 №22-10-6283.
Кроме того, письмом от 15.11.2011 №23-10-6303 ООО «Удмуртские коммунальные системы» уведомило ООО «УК Доверие» о том, что пункты 12, 14
исключены из ранее выданных технических условий на установку узлов учета тепловой энергии.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России установила, что ООО «Удмуртские коммунальный системы» устранило выявленные нарушения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при осуществлении действий, выразившихся в предъявлении к ООО «УК Доверие» не предусмотренных действующим законодательством требований по обеспечению дистанционной передачи данных с узла учета тепловой энергии в центр сбора данных, а также уклонения от выдачи технических условий на установку приборов учета, что приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителей.
2. Прекратить рассмотрение дела № 1 10/174-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь