Решение по обращению ОАО «Военно-страховая компания»

07 декабря 2011, 12:10
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «18» апреля 2010 года
В полном объеме решение изготовлено «28» апреля 2011 года



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеварова А.Б., членов Комиссии: начальника Управления контроля финансовых рынков Бондаревой Ю.Э., заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков Смирновой И.Ф., начальника отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Акимовой И.В., советника Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н., ведущего консультанта отдела страхового рынка Управления контроля финансовых рынков Коломиец А.А. (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 1 17/48-11 в отношении ОАО «РЖД» (117174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

В связи с поступлением в ФАС России обращения ОАО «Военно-страховая компания» о несоблюдении ОАО «РЖД» норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса № 907 на право заключения договора страхования транспортных средств (далее - КАСКО) и полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) автомобильных парков филиалов ОАО «РЖД» в 2010-2013 годах на период 3 года (далее — Конкурс № 907) Федеральной антимонопольной службой было проведено расследование.
По результатам анализа материалов данного расследования Комиссия установила следующее.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии и включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте за регистрационным номером 77/1/2 (приказ ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции ОАО «РЖД» должно осуществлять отбор финансовых организаций для оказания, в том числе услуг по страхованию имущества и страхованию ответственности путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
ОАО «РЖД» в целях заключения договоров страхования КАСКО и полисов ОСАГО провело Конкурс № 907 по 13 лотам.
Предметом лотов № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 13 являлось право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильных парков филиалов ОАО «РЖД» в 2010 – 2013 годах на период 3 года.
В соответствии с пунктом 2.1.2.3 раздела II «Требования к Участнику размещения заказа» конкурсной документации по Конкурсу № 907 в составе заявки на участие в конкурсе необходимо представить лицензии на право осуществления страхования КАСКО и ОСАГО.
Услуги по страхованию ОСАГО и КАСКО оказываются страховщиками, которые согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании) являются юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования и получившие лицензии в установленном Законом о страховании порядке.
Согласно статье 32.9 Закона о страховании в лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией виды страхования. Классификацией, в частности, предусмотрен такой вид страхования как страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, к которому относится ОСАГО, а также как отдельный вид страхования выделено страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), к которому относится КАСКО.
Кроме того, исходя из норм части 1 статьи 4 Закона о страховании, а также статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), указанные виды страхования имеют различные объекты страхования, в частности:
1) КАСКО предусматривает страхование имущественных интересов владельца транспортного средства связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества).
2) ОСАГО - имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (страхование гражданской ответственности).
Согласно данным Росстрахнадзора на дату проведения указанного конкурса деятельность по ОСАГО осуществляли 130 страховых компаний, по КАСКО – 301 страховая компания.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Взаимозаменяемые товары согласно той же статье Закона о защите конкуренции это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Исходя из изложенного, услуги по ОСАГО и услуги по КАСКО не являются взаимозаменяемыми товарами и обращаются на товарных рынках с разным составом продавцов.
Кроме того, ФАС России письмом от 21.02.2007 № ИА/2168 (размещено в системе Консультант Плюс) было указано на необходимость учитывать требования части 1 статьи 17 Закона о конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В частности, при проведении торгов на размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. При этом возможно проведение конкурса по нескольким лотам.
Таким образом, объединение в один лот технологически и функционально не связанных услуг ОСАГО и КАСКО при проведении Конкурса № 907 не дало возможность 171 страховщику соперничать за право оказания филиалам ОАО «РЖД» страховых услуг.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Следовательно, размещение заказа на оказание услуг ОСАГО и КАСКО одним лотом при проведении торгов ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в Конкурсе страховым организациям, имеющим 2 лицензии.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части создания страховым компаниям, имеющим лицензии на осуществление ОСАГО и КАСКО, преимущественных условий участия при проведении Конкурса № 907.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части создания преимущественных условий участия при проведении Конкурса № 907 на право заключения договора страхования транспортных средств (далее - КАСКО) и полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств автомобильных парков филиалов ОАО «РЖД» в 2010-2013 годах на период 3 года отдельным страховым организациям, путем объединения в один лот услуг страхования КАСКО и ОСАГО.
2. Учитывая, что контракты, заключенные по итогам Конкурса № 907, проведенного ОАО «РЖД», будут действовать до октября 2013 года, принято решение обратиться в суд с иском о признании Конкурса № 907 недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь