Решение по делу, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Магнитогорский металлургический комбинат»

01 декабря 2011, 22:22
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/105-11

«18» ноября 2011 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2011 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 10/105-11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: Кашеварова А.Б. – заместителя руководителя ФАС России, членов комиссии: Овчинникова М.А. – начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Галимхановой Н.Ф. – начальника отдела металлургии Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Дьяченко С.В. – заместителя начальника отдела металлургии Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Курандиной В.В. – консультанта отдела судебной работы Правового управления,
рассмотрев дело № 1 10/105-11, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Магнитогорский металлургический комбинат» (место нахождения: ул. Кирова, 93, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455002) (далее – ОАО «ММК») пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 10/105-11 в отношении ОАО «ММК» послужили заявления производителей сварных труб большого диаметра – открытого акционерного общества «Челябинский трубопрокатный завод» (далее - ОАО «ЧТПЗ») и закрытого акционерного общества «Торговый дом «ТМК» (далее – ЗАО «ТД «ТМК») по поводу необоснованного роста цен в конце 2010 – начале 2011 гг. на широкоформатный лист, предназначенный для производства сварных труб большого диаметра от 1020 мм и выше.
Согласно представленным ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» сведениям ОАО «ММК» в начале 2011 года в одностороннем порядке пересмотрело отпускные цены на металлопродукцию, которая производится на стане 5000.
Вместе с тем между ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «ММК» в октябре 2010 года было заключено дополнительное соглашение к договору поставки продукции, в соответствии с которым стороны на период с октября 2010 г. по февраль 2011 г. зафиксировали объем поставки и отпускные цены на металлопродукцию.
Кроме того, ОАО «ММК» выдвинуло условие ЗАО «ТД «ТМК» о том, что заказы на февраль 2011 года будут приниматься только в случае согласования предполагаемого повышения отпускных цен.
В результате указанных действий ОАО «ММК» ЗАО «ТД «ТМК» и ОАО «ЧТПЗ» были вынуждены согласовать отпускные цены на предложенном ОАО «ММК» уровне.
Таким образом, по мнению заявителей, ОАО «ММК» навязало невыгодные для них условия договора путем одностороннего повышения отпускных цен на листовой металлопрокат, произведенный на стане 5000.
Учитывая изложенное ФАС России 25 мая 2011 г. приказом № 392 возбуждено дело № 1 10/105-11 по признакам нарушения ОАО «ММК» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

II. В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок ФАС России) проведен анализ состояния конкуренции на рынке широкоформатного листа, предназначенного для производства прямошовных одношовных сварных труб диаметром от 1020 мм и выше. По результатам данного анализа установлено, что ОАО «ММК» занимает доминирующее положение на рынке широкоформатного листа.
Временным интервалом исследования рынка широкоформатного листа установлен период с 01.01. 2010 г. по 31.03.2011 г.
Под широкоформатным листом понимается листовой прокат шириной свыше 3000 мм, который производится на стане 5000 и имеет следующие параметры: толщина стенки от 7 до 45 мм, длина – до 18 м, сталь классов прочности – К52-К56, К60 (Х70), К65 (Х80).
Основным функциональным назначением широкоформатного листа является производство сварных труб диаметром от 1020 мм и выше, так называемых труб большого диаметра.
Функциональным назначением сварных труб диаметром от 1020 мм и выше является строительство магистральных нефте-газопроводов. Соответственно, основными потребителями данных труб являются предприятия-операторы трубопроводов в Российской Федерации – ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть».
Основным фактором, определяющим выбор потребителя при покупке широкоформатного листа, является потребность предприятий-операторов магистральных трубопроводов в сварных трубах большого диаметра определенной конструкции (с минимальным количеством сварных швов).
Таким образом, взаимозаменяемость металлопроката, используемого для производства сварных труб диаметром от 1020 мм и выше, определяется заданными характеристиками спроса потребителей на трубы различной конструкции: прямошовные одношовные, двухшовные и спиральношовные.
Использование широкоформатного листа производителями сварных труб большого диаметра и невозможность его замены на иные виды металлопроката, являющихся потенциальными товарами – заменителями, обусловлено отсутствием у операторов нефте- и газопроводов (ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Газпром) возможности заменить прямошовные одношовные трубы диаметром от 1020 мм и выше на спиральношовные и двухшовные, не теряя при этом в качестве и надежности объектов строительства, в которых применяются сварные трубы большого диаметра.
Соответственно, выбор потребителей широкоформатного листа – производителей сварных труб диаметром от 1020 мм и выше обусловлен отсутствием возможности заменить рассматриваемую продукцию, произведенную на стане 5000, иным товаром при производстве прямошовных одношовных сварных труб диаметром от 1020 мм и выше.
В рамках выявления товаров, являющихся взаимозаменяемыми по отношению к широкоформатному листу, ФАС России проведён опрос приобретателей широкоформатного листа на предмет выявления фактической замены потребителем или готовности заменить в производственных целях один товар другим, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Опрос приобретателей установил отсутствие альтернативных товаров по отношению к широкоформатному листу.
На основе сведений, представленных покупателями широкоформатного листа и сварных труб большого диаметра, специализированными организациями ОАО «РосНИТИ», ЗАО «ВНИИТНефть», ОАО «ВНИИСТ», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», результатов «теста гипотетического монополиста» установлено, что продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка является широкоформатный лист, используемый для производства прямошовных одношовных сварных труб диаметром от 1020 мм и выше (далее - ТБД) со следующими характеристиками: ширина - более 3000 мм, толщина - от 7 до 45 мм, класс прочности - К52-К56, К60 (Х70), К65 (Х80).
В результате анализа структуры товаропотоков границами территории, за пределы которой вывозится не более 10 процентов от общего объема товарной массы на рынке широкоформатного листа, является территория Российской Федерации.
На основании сведений, предоставленных ФТС России, потребителями широкоформатного листа установлено, что доля импорта в общем объеме товарной массы в РФ составляет 30,7%.
Основной причиной наличия значительной доли импорта на рассматриваемом товарном рынке является дефицит имеющихся на территории Российской Федерации мощностей, необходимых для удовлетворения потребностей российских потребителей широкоформатного листа.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка ФАС России проведён опрос приобретателей широкоформатного листа на предмет выявления возможностей таких потребителей закупать данные товары за пределами предварительно определённых географических границ, то есть за пределами территории Российской Федерации.
«Тест гипотетического монополиста», проведённый в соответствии с пунктом 4.6 Порядка ФАС России показал, что гипотетическое увеличение цен на широкоформатный лист в пределах территории Российской Федерации не ведёт к тому, что приобретатели указанных товаров будут приобретать рассматриваемые товары у продавцов, расположенных на других территориях.
Таким образом, результаты анализа структуры товаропотоков и «теста гипотетического монополиста» позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка территорию Российской Федерации.
На территории Российской Федерации существуют два производителя широкоформатного листа – ОАО «ММК» и ОАО «Северсталь», обладающие оборудованием, необходимым для производства указанной продукции – прокатными станами 5000.
Основной объем широкоформатного листа, производимого ОАО «Северсталь» на стане 5000 (84,7% от общего объема реализации ОАО «Северсталь»), используется для производства ТБД на ЗАО «Ижорский трубный завод», который входит в одну группу лиц с ОАО «Северсталь». Таким образом, на рынок широкоформатного листа в Российской Федерации в рассматриваемый период поступает только 15,3% от общего объема рассматриваемой продукции, реализуемой ОАО «Северсталь».
Объём рынка реализации широкоформатного листа в период с 01.01.2010 г. по 31.03.2011 г. на территории Российской Федерации составил <…>* тонн.
ОАО «ММК» на рынке широкоформатного листа в рассматриваемом периоде было реализовано <…>* тонн указанного товара, ОАО «Северсталь» - <…>* тонн. Таким образом, доля ОАО «ММК» на рассматриваемом товарном рынке составила 41%, доля ОАО «Северсталь» - 28,3%.
На основании изложенного, установлено следующее:
- совокупная доля ОАО «ММК» и ОАО «Северсталь» составляет 69,3%, при этом доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов превышает 8%.
- относительные размеры долей указанных хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям, а доступ на товарный рынок широкоформатного листа новых конкурентов затруднен.
- реализуемый указанными хозяйствующими субъектами широкоформатный лист не может быть заменен другим товаром при потреблении в производственных целях.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции рынок широкоформатного листа в Российской Федерации является рынком, на котором действуют два хозяйствующих субъекта: ОАО «ММК» и ОАО «Северсталь», каждый из которых занимает доминирующее положение на рынке.
Учитывая результаты проведённого анализа состояния конкуренции на рынке широкоформатного листа и руководствуясь положениям части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила, что ОАО «ММК» занимает доминирующее положение на рынке широкоформатного листа.

III. Комиссия, рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле (ОАО «ММК», ОАО «ЧТПЗ», ЗАО «ТД «ТМК», ЗАО «ОМК», ООО «Газпром комплектация»), установила следующее.
1. ОАО «ММК» осуществляет реализацию металлопродукции, в том числе и широкоформатного листа, основным покупателям по долгосрочным договорам поставки продукции.
Так, ОАО «ММК» с ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» заключены договоры на поставку продукции от 13.02.2006 № 141196 и от 15.02.2005 № 131442 соответственно.
В соответствии с положениями договоров, заключённых ОАО «ММК» с ЗАО «ТД «ТМК» (п. 1.1 договора от 15.02.2005 №131442) (далее – Договор ЗАО «ТД «ТМК») и ОАО «ЧТПЗ» (п. 1.2. договора от 13.02.2006 №141196 (ДК)) (далее – Договор ОАО «ЧТПЗ») наименование продукции, количество, сортамент, цена, реквизиты грузополучателя, сроки поставки согласовываются сторонами в отгрузочных разнарядках (спецификациях). Цена продукции, поставляемой по указанным договорам, согласовывается сторонами в протоколе согласования цен, оформляемом в виде дополнительного соглашения.
2. В феврале 2011 года ОАО «ММК» было вынуждено повысить цену на широкоформатный лист в виду роста себестоимости производства данной продукции.
В результате анализа дополнительных соглашений к указанным договорам установлено следующее.
С октября 2010 г. по январь 2011 г. включительно отпускная цена на широкоформатный лист ОАО «ММК», поставляемый для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» была неизменной.
В октябре 2010 года между ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «ММК» была достигнута договорённость поставки в период с октября 2010 г. по март 2011 г. широкоформатного листа из стали марки К60 толщиной 18,7 мм и 21,6 мм со стана 5000 по цене <…>* руб. за 1 тонну (без учёта НДС) (дополнительное соглашение от 01.10.2010 №86 к договору от 13.02.2006 № 141196 (ДК)).
В соответствии с дополнительным соглашением от 19.01.2011 №211 к договору от 15.02.2005 №131442, заключённому между ОАО «ММК» и ЗАО «ТД «ТМК», в январе 2011 г. поставки широкого листового проката из стали марки К60 со стана 5000 осуществлялись по цене <…>* руб. за 1 тонну.
В январе 2011 г. ОАО «ММК» сообщило ОАО «ЧТПЗ» (письмо от 24.01.2011 г. №ДСБ-0229) и ЗАО «ТД «ТМК» (письмо от 20.01.2011 №ДСБ-0182) о повышении с февраля 2011 г. отпускных цен на листовой прокат со стана 5000 в связи со значительным ростом цен на сырье в конце 2010 - начале 2011 гг.
Рост цены широкоформатного листа в феврале 2011 г. составил <…>* рублей за 1 тонну (дополнительные соглашения от 31.01.2011 г. №122 к Договору ОАО «ЧТПЗ» и от 07.02.2011 г. № 218 и № 219 к Договору ЗАО «ТД «ТМК»), то есть 10,4%.
В результате анализа сведений о фактической себестоимости производства широкоформатного листа (письмо ОАО «ММК» от 24.06.2011 №згп-0197, вх. ФАС России от 28.06.2011 №36366, Таблица №1), Комиссия пришла к выводу о том, что повышение в феврале 2011 года отпускных цен на широкоформатный лист для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» было обусловлено ростом фактической себестоимости указанной продукции в конце 2010 г. – начале 2011 г.
С октября 2010 г. по февраль 2011 г. рост себестоимости производства 1 тонны широкоформатного листа класса прочности К60 по различному сортаменту составлял от 2,8% до 7,4%.
В частности, рост себестоимости горячекатаного листа марки стали К60 шириной 4372 мм толщиной 21,6 мм, изготавливаемый по ТУ 14-101-725-2009 для ОАО «ЧТПЗ» составил 6,6% с <…>* руб. до <…>* руб.
Анализ сведений ОАО «ММК» о закупках сырья (письмо ОАО «ММК» от 24.06.2011 №згп-0197, вх. ФАС России от 28.06.2011 №36366, Таблица №3) показал, что стоимость основных сырьевых ресурсов в период с октября 2010 г. по февраль 2011 г. существенно увеличилась, что отразилось на себестоимости рассматриваемой продукции. Так, рост закупочной цены на железорудный концентрат составил от 30 до 32%, окатыши – 42%, уголь для коксования – от 18 до 21%, металлом – 16%.
Кроме того, согласно представленным ОАО «ММК» сведениям в 2010 году рентабельность листового проката, произведенного на стане 5000, не превышала 5%, а в отдельные периоды 2010 года являлась отрицательной (пояснения ОАО «ММК» по делу от 01.09.2011 №юрН-1, Таблица «Динамика рентабельности продукции стана 5000 ОАО «ММК» за 2010 год – 5 месяцев 2011 года»).
При этом под рентабельностью 1 тонны продукции (широкоформатного листа, сварной трубы и т.п.), Комиссией понимается следующая величина:
, где
Цена – это стоимость 1 одной тонны продукции (широкоформатного листа, сварной трубы); Себестоимость – это сумма расходов, необходимых для производства и реализации 1 тонны продукции (широкоформатного листа, сварной трубы).
Анализ сведений о фактической себестоимости отдельных видов широкоформатного листа, показал, что реализация в феврале 2011 г. широкоформатного листа по ценам января 2011 г., являлась экономически невыгодной для ОАО «ММК», поскольку осуществлялась бы с отрицательной рентабельностью.
Так, в случае реализации в феврале 2011 года горячекатаного листа марки стали К60 с параметрами шириной 4372 толщиной 21,6 мм, изготавливаемого по ТУ 14-101-725-2009 для ОАО «ЧТПЗ», по цене <…>* руб. при себестоимости производства <…>* руб., рентабельность составила бы -7,9.
Кроме того, Комиссией установлено, что прокатный стан 5000 ОАО «ММК» является уникальным комплексом оборудования, инвестиционная стоимость которого превысила 1,5 миллиарда долларов США. С момента запуска стана 5000 в 2009 году положительная рентабельность продукции, произведенной на данном комплексе оборудования, была необходима ОАО «ММК» для того, чтобы окупить значительные первоначальные инвестиции.
Также Комиссией установлено, что в соответствии с представленными ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» сведениями рентабельность прямошовных одношовных сварных труб диаметром от 1020 и выше класса прочности К60 в период с октября 2010 г. по февраль 2011 г. являлась положительной и варьировалась от 0,8% до 28,8% для ОАО «ЧТПЗ», от <…>* до <…>* для ЗАО «ТД «ТМК» (письмо ОАО «ЧТПЗ» от 27.06.2011 №МГ13/2338, вх. ФАС России от 27.06.2011 №36273, Таблица № 9, письмо ЗАО «ТД «ТМК» от 04.07.2011 №52/16/кт, вх. ФАС России от 04.07.2011 № 37609 дсп, Таблица № 9).
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что повышение ОАО «ММК» в феврале 2011 года отпускных цен на широкоформатный лист, произведенный на стане 5000, являлось экономически обоснованным и необходимым для продолжения рентабельного производства указанной продукции на стане 5000.

3. При оценке действий ОАО «ММК» в части выявления фактов навязывания ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД ТМК» невыгодных для них условий путем одностороннего повышения в феврале 2011 года цен на широкоформатный лист Комиссия установила следующее.
Заключению дополнительных соглашений к Договору ОАО «ЧТПЗ» и к Договору ЗАО «ТД «ТМК», устанавливающие цены на февраль 2011 года, предшествовали переговорные процессы.
В результате анализа переписки между ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «ММК» (письма ОАО «ЧТПЗ» от 18.01.2011 № 1 и № 2, от 24.01.2011 № 06, письмо ОАО «ММК» от 24.01.2011 № ДСБ-0229), Комиссией установлено, что пересмотр цен на широкоформатный лист в рассматриваемом периоде был обусловлен потребностью ОАО «ЧТПЗ» в дополнительном объеме продукции в феврале 2011 года, сверх объема, установленного дополнительным соглашением от 01.10.2010 №86 к Договору ОАО «ЧТПЗ».
В ходе переписки между ОАО «ММК» и ЗАО «ТД «ТМК» (письма ОАО «ММК» от 20.01.2011 № ДСБ-0182, от 04.02.2011 № РТ-025, письмо ЗАО «ТД «ТМК» от 04.02.2011 № 11Е/220), ОАО «ММК» снизило первоначальное повышение цены 1 тонны широкоформатного листа с <…>* руб. до <…>* руб.
Таким образом, ОАО «ММК» не настаивало на первоначальном повышении цены для ЗАО «ТД «ТМК» и не уклонялось от согласования приемлемого для контрагента уровня цен.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ОАО «ММК», выразившихся в повышении для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» в феврале 2011 г. цен на широкоформатный лист, отсутствует факт навязывания невыгодных для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» условий договора.

IV. В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.
ОАО «ММК» занимает доминирующее положение на рынке широкоформатного листа.
Повышение ОАО «ММК» в феврале 2011 года отпускных цен на широкоформатный лист для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» являлось экономически обоснованным.
В действиях ОАО «ММК», выразившихся в повышении для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» в феврале 2011 г. цен на широкоформатный лист, отсутствует факт навязывания невыгодных для ОАО «ЧТПЗ» и ЗАО «ТД «ТМК» условий договора.
Учитывая изложенное, в действиях ОАО «ММК» отсутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием в действиях ОАО «ММК» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 1 10/105-11 в отношении ОАО «ММК» по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

* Данная информация является коммерческой тайной


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь