Решение и предписание по делу по признакам нарушения Республиканским Негосударственным Пенсионным Фондом «Социальная защита» антимонопольного Закона "О защите конкуренции"

03 октября 2011, 18:33
Тип документа:


РЕШЕНИЕ
по делу № 1 14/74-11

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2011г.
В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2011 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – заместителя Руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: заместителя Руководителя ФСФР России Е.И. Курицыной, заместителя начальника Управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР России Л.А. Мирошниковой, начальника отдела лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Л.М. Александровой, начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФСФР России Н.В. Давиденко, заместителя начальника Управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР России Д.Ю. Гавинского, заместителя начальника Управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР России Д.В. Вербицкого, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России А.В. Андросенко, начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России И.И. Романенковой, начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России А.В. Локотиловой, начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Е.И. Гриднева (далее – Комиссия ФАС России),
рассмотрев дело № 1 14/74-11 по признакам нарушения Республиканским Негосударственным Пенсионным Фондом «Социальная защита» (далее - РНПФ «Социальная защита») (670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская д.18) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило письмо Некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» от 09.12.2009 № 355 в связи с обращением к нему Негосударственного пенсионного фонда «БЛАГОДЕНСТВИЕ» о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях РНПФ «Социальная защита» (далее – обращение).
Согласно информации, изложенной в обращении, РНПФ «Социальная защита» создает себе очевидные конкурентные преимущества путем нарушения пенсионного, антимонопольного законодательства и публикует недостоверную информацию о своей деятельности.
Согласно данным, размещенным на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru), РНПФ «Социальная защита» зарегистрирован в ЕГРЮЛ 03.09.2002 за ОГРН 1020300966620. До 31.12.2002 РНПФ «Социальная защита» носил наименование Межрегиональный негосударственный пенсионный фонд «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА». Решение о смене наименования принято 20.11.2002, что подтверждается выпиской из Протокола №2 заседания Совета РНПФ «Социальная защита» от 20.11.2002. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 31.12.2002 за ГРН 2020300991060.
РНПФ «Социальная защита» имеет лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию №248/2, выданную ФСФР России 30.06.2009 без ограничения срока действия.
В материалах дела содержатся информационные буклеты, брошюры (далее - Информационные материалы) и публикации в средствах массовой информации (далее – СМИ) о деятельности РНПФ «Социальная защита».
РНПФ «Социальная защита» имеет в сети Интернет официальный сайт www.socialnpf.ru (далее – Сайт), что подтверждается письмом АНО «РСИЦ» от 19.11.2010 № Ru/1663, где содержится информация о деятельности РНПФ «Социальная защита».
ФАС России составлен Протокол осмотра Сайта от 28.01.2010 (далее – протокол осмотра Сайта).
В результате рассмотрения документов и сведений, содержащихся в материалах дела, Комиссией ФАС России установлено следующее.
1. В Информационных материалах содержится информация о том, что доходность инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года составила 12,48%.
Кроме того, ФСФР России в рамках надзорных мероприятий в отношении РНПФ «Социальная защита» проведена проверка Сайта, в ходе которой было установлено, что на Сайте 12.10.2009 была размещена информация о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года в размере 12,48% (Постановление ФСФР России № 34-10-012/пн о назначении административного наказания от 25.02.2010 (далее - Постановление ФСФР России № 34-10-012/пн)).
Таким образом, Комиссия ФАС России установила, что РНПФ «Социальная защита» распространял в Информационных материалах и на Сайте сведения о доходности от инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2008 года в размере 12,48%.
Кроме того, в еженедельнике «Пятница Плюс» № 37 (771) от 09.09.2009 в статье «Как увеличить будущую пенсию?» (далее – статья еженедельника «Пятница Плюс»), размещенной на правах рекламы в форме интервью с президентом РНПФ «Социальная защита» Э.Б. Арбаевой, содержится информация о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года в размере 12,48%, а именно:
- в тексте интервью;
- в опубликованной одновременно с указанной статьей таблице «Результаты инвестирования пенсионных накоплений в 2008 году».
Согласно письменным пояснениям РНПФ «Социальная защита» от 29.08.2011 № 01-13/197 (далее - пояснения РНПФ «Социальная защита») «в высказываниях Э.Б.Арбаевой в ходе интервью не содержится утверждений о том, что доходность инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года составила 12,48%. Речь идет доходности, начисленной на пенсионные средства клиентов РНПФ «Социальная защита». В 2008 году РНПФ «Социальная защита» размещал пенсионные резервы, т.е. средства клиентов, формирующих дополнительную (негосударственную) пенсию, и по итогам года начислил доход в размере 12,48%, что подтверждается финансовой отчетностью фонда».
Статья еженедельника «Пятница Плюс» содержит в разделе «МОЛЧУНЫ» - В УБЫТКЕ, АКТИВНЫЕ – «С НАВАРОМ» текст следующего содержания:
- «Что будет с накопительной частью пенсии гражданина, который не заключил договор с негосударственным пенсионным фондом и не отдал никаких других распоряжений?
Тогда гражданин попадает в число так называемых «молчунов», средства которых автоматически инвестируются через управляющую компанию Внешэкономбанка. К сожалению, доходность этих вложений в последние годы была значительно, чем у большинства НПФ, и не обеспечивала защиты пенсионных накоплений от инфляции. Например, в 2007 году доход «молчунов» составил 5,9% при инфляции 11,9%. А по итогам 2008 года «молчуны» вообще оказались в убытке, результат вложений составил минус 0,46%.
- Какой, для сравнения, была доходность НПФ?
Наш РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года начислил на счета своих клиентов инвестиционный доход в размере 12,48%. Это хороший показатель, который сопоставим с процентной ставкой по срочным вкладам в банках».
По мнению Комиссии ФАС России, «молчунами» являются граждане, которые не заключили договор с негосударственным пенсионным фондом (далее – НПФ) и не отдали никаких других распоряжений в отношении накопительной части пенсии, а раздел «МОЛЧУНЫ» - В УБЫТКЕ, АКТИВНЫЕ – «С НАВАРОМ» посвящен теме инвестирования пенсионных накоплений граждан.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон о негосударственных пенсионных фондах) доходами от размещения пенсионных резервов являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату, доходами от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату. Под пенсионным счетом понимается форма аналитического учета в фонде, отражающая обязательства фонда перед вкладчиками, участниками (пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения) или застрахованными лицами (пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии).
Таким образом, инвестиционный доход на счета клиентов начисляется как при осуществлении негосударственным пенсионным фондом деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, так и деятельности по обязательному пенсионному страхованию.
В связи с изложенным, Комиссия ФАС России полагает, что интервью президента РНПФ «Социальная защита» Э.Б.Арбаевой в статье еженедельника «Пятница Плюс» содержит сведения о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года в размере 12,48%.
Согласно письму ООО «Пятница Плюс» № 230 от 25.12.2009г. таблица «Результаты инвестирования пенсионных накоплений в 2008 году» перепечатана из газеты «Информ Полис» и размещена в качестве дополнительного информационного материала рядом с интервью, поскольку журналистом был задан вопрос о доходности РНПФ «Социальная защита» со ссылкой на газету «Информ Полис». Ссылка на то, что данная таблица перепечатана из другого периодического издания, имеется в тексте. Таблица из газеты «Информ Полис» не является фрагментом интервью.
Письмом №70 от 19.03.2010 ООО «Информполис» сообщило, что сведения, на основании которых была составлена размещенная в газете «Информ Полис» №32 от 12.08.2009 таблица «Результаты инвестирования пенсионных накоплений в 2008 году», получены из открытых источников. В качестве открытых источников ООО «Информполис» указаны периодические издания РБК daily и «Коммерсантъ», а также сайт в сети Интернет www.pensiamarket.ru.
Вместе с тем, в периодическом издании РБК daily не осуществлялась публикация информации о рейтингах (рэнкингах) НПФ по доходности по итогам управления накопительной частью пенсии граждан в рамках обязательного пенсионного страхования за 2008 год (письмо издателя периодического издания РБК daily ООО «БизнесПресс» №5/273 от 04.03.2010). Согласно письму издателя периодического издания «Коммерсантъ» ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом» №ЮС-24 от 11.03.2010 в периодическом издании «Коммерсантъ» не осуществлялась публикация сведений о доходности по итогам управления накопительной частью пенсии граждан в рамках обязательного пенсионного страхования за 2008 год. РНПФ «Социальная защита» также не участвовал в размещаемых на сайте www.pensiamarket.ru рэнкингах, которые проводились ООО «ПенсияМаркет». Вследствие чего в рэнкингах доходности НПФ за 2008 год отсутствуют данные по доходности РНПФ «Социальная защита» и отсутствует запись об РНПФ «Социальная защита» как таковом (письмо ООО «ПенсияМаркет» №1/10 от 01.03.2010).
Таким образом, сведениями о доходности РНПФ «Социальная защита» по итогам управления накопительной частью пенсии граждан в рамках обязательного пенсионного страхования за 2008 год указанные в газете «Информ Полис» открытые источники не располагают.
Вместе с тем, на официальном сайте ФСФР России (www.fcsm.ru) опубликованы сведения, согласно которым РНПФ «Социальная защита» не формировал в течение 2008 года пенсионные накопления.
Согласно Постановлению ФСФР России № 34-10-012/пн регистрация заявления РНПФ «Социальная защита» о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика осуществлена на основании приказа ФСФР России от 19.06.2008 №08-1377/пз-н.
Таким образом, право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, в том числе возможность заключать договоры об обязательном пенсионном страховании, РНПФ «Социальная защита» получил с даты регистрации указанного заявления – 19.06.2008.
По заключенным с этого момента и до конца 2008 года договорам об обязательном пенсионном страховании суммы, эквивалентные пенсионным накоплениям застрахованных лиц, отказавшихся от формирования накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации, согласно действующему законодательству были переведены в РНПФ «Социальная защита» 31.03.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36.20 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонд должен ежеквартально направлять в уполномоченный федеральный орган отчет установленной формы по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно постановлению ФСФР России № 34-10-012/пн отчет негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию о формировании средств пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» за 2008 год, представленный в ФСФР России 08.04.2009 РНПФ «Социальная защита», подтверждает факт отсутствия средств пенсионных накоплений на начало и на конец 2008 года.
В связи с отсутствием в 2008 году у РНПФ «Социальная защита» пенсионных накоплений, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что РНПФ «Социальная защита» не инвестировал пенсионные накопления и не мог получить доход от такого инвестирования за 2008 год.
Таким образом, РНПФ «Социальная защита» распространял в Информационных материалах, на Сайте и в СМИ недостоверные сведения о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года в размере 12,48%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах любая распространяемая, предоставляемая или раскрываемая информация об НПФ не должна содержать, в том числе недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую, вводящую в заблуждение информацию.
В связи с этим, Комиссия ФАС России полагает, что размещение РНПФ «Социальная защита» в Информационных материалах, на Сайте и в СМИ недостоверной информации о доходности инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2008 года в размере 12,48% нарушает требования пункта 3 статьи 35.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия в 2008-2009 гг. в Республике Бурятия осуществляли деятельность НПФ «Благосостояние» (г.Москва), НПФ электроэнергетики (г.Москва), НПФ «Благоденствие» (г.Иркутск). Кроме того, на территории Республики Бурятия осуществляют деятельность представительства Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее – ПФР), который также формирует пенсионные накопления граждан.
Согласно данным, размещенным на сайте www.npf.investfunds.ru, доходность от инвестирования пенсионных накоплений в 2008 году составила:
ПФР- «- 0,46%»;
НПФ «Благосостояние» - «-23,9%»;
НПФ электроэнергетики - «0%»;
НПФ «Благоденствие» - информация о доходности от размещения пенсионных накоплений в 2008 году отсутствует. Вместе с тем, в 2008 году НПФ «Благоденствие» формировал пенсионные накопления.
В связи с изложенным, Комиссии ФАС России полагает, что информация о доходности РНПФ «Социальная защита» от размещения пенсионных накоплений в 2008 году в размере 12,48% могла оказать влияние на перераспределение спроса на услуги по обязательному пенсионному страхованию в пользу РНПФ «Социальная защита».
2. РНПФ «Социальная защита» в СМИ и в Информационных материалах распространял информацию о том, что РНПФ «Социальная защита» - это единственный республиканский пенсионный фонд Бурятии, клиенты которого в любой рабочий день могут получить информацию о полученном доходе и размере пенсионных накоплений, быстро и просто оформить документы на выплату пенсий, а также о долговременном информационном обмене между иными осуществляющими деятельность в Бурятии НПФ и их клиентами по указанным вопросам.
Так, статья еженедельника «Пятница Плюс» содержит текст следующего содержания: «РНПФ «Социальная защита» - это единственный республиканский пенсионный фонд, созданный и зарегистрированный в Бурятии. Наши учредители – Правительство Республики, администрация г. Улан-Удэ, ведущие предприятия, профсоюзы. Наш главный офис находится в Улан-Удэ, все документы хранятся здесь, все решения принимаются на месте, все руководство и персонал – жители Бурятии. Это дает клиентам РНПФ «Социальная защита» важное преимущество – можно в любой рабочий день прийти к нам в офис и получить полную информацию о своих пенсионных накоплениях, начисленном доходе, а при наступлении пенсионного возраста – быстро и просто оформить документы на выплату пенсий. Остальные НПФ – иногородние, чаще всего – московские. С ними по любому поводу пришлось бы вести переписку». Также на комментарий журналиста «Насколько я помню, любой пенсионный фонд обязан сам сообщать своим клиентам информацию о полученном доходе и размере пенсионных накоплений» статья содержит ответ: «Да, но только раз в год письмом-уведомлением. Это можно сравнить с односторонней связью. Установить обратную связь порой бывает проблематично. РНПФ «Социальная защита» совместно с «БайкалБанком» внедрили универсальную для всей России систему оперативного предоставления информации через сеть автоматизированных банковских устройств – банкоматов и кэшинов. Наши клиенты имеют возможность проверять текущее состояние своих пенсионных накоплений не один раз в год, а в любое удобное время, хоть каждый день».
При этом, в Информационных материалах РНПФ «Социальная защита» также содержится информация о том, что «РНПФ «Социальная защита» зарегистрирован и работает в Республике Бурятия. Все руководство фонда живет и работает в Бурятии. Все документы хранятся в главном офисе фонда в г.Улан-Удэ. Все решения, связанные с инвестированием пенсионных накоплений, принимаются здесь. Любую информацию о деятельности фонда можно получить на месте. С иногородними фондами Вам пришлось бы вести переписку или ждать их сообщений, которые приходят лишь раз в год».
В связи с изложенным, Комиссия ФАС России полагает, что РНПФ «Социальная защита» распространяет в СМИ и в Информационных материалах следующую информацию о деятельности негосударственных пенсионных фондов, не зарегистрированных, но осуществляющих свою деятельность в Республике Бурятия:
- о необходимости ведения с иногородними фондами переписки и предоставлении такими фондами клиентам информации о полученном доходе и размере пенсионных накоплений только раз в год письмом-уведомлением, что можно сравнить с односторонней связью;
- о том, что с иногородними фондами установить обратную связь порой бывает проблематично;
- о наличии у РНПФ «Социальная защита» важного преимущества – возможности в любой рабочий день получить полную информацию о своих пенсионных накоплениях, начисленном доходе, а при наступлении пенсионного возраста – быстро и просто оформить документы на выплату пенсий.
Согласно пункту 6 статьи 13 и пункту 1 статьи 14 Закона о негосударственных пенсионных фондах НПФ обязан предоставлять вкладчикам, участникам и застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов один раз в год.
Однако, наряду с обязательным информированием о состоянии пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица НПФ может устанавливать иные сроки информирования, в том числе на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключенного между НПФ и застрахованным лицом.
ФАС России проведен опрос НПФ, филиалы которых осуществляют деятельность на территории Республики Бурятия (далее – опрос НПФ). По результатам опроса НПФ установлено, что в Республике Бурятия в 2008-2009 гг. осуществляли деятельность филиалы НПФ электроэнергетики и НПФ «Благоденствие», а также обособленное подразделение НПФ «Благосостояние».
Проведенный опрос НПФ показал, что в филиалах НПФ электроэнергетики и НПФ «Благоденствие», осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию в Республике Бурятия, полную информацию о своих пенсионных накоплениях и начисленном доходе застрахованное лицо получает ежегодно в рамках рассылки НПФ извещений о состоянии счета накопительной части трудовой пенсии, а также может получить следующими способами:
- лично, обратившись в любой рабочий день в филиал НПФ;
- направив соответствующий письменный запрос в филиал НПФ;
- направив соответствующий письменный запрос в головной офис НПФ;
- используя систему Личных кабинетов.
Филиалы НПФ электроэнергетики и НПФ «Благоденствие» в рамках опроса указали, что для получения информации о своих пенсионных накоплениях и начисленном доходе, а также при наступлении пенсионного возраста для оформления документов на выплату пенсий застрахованным лицам следует обращаться в рабочие часы в филиал НПФ. Опрос также показал, что указанные филиалы НПФов и обособленное подразделение НПФ «Благосостояние» всегда отвечают на письменные запросы застрахованных лиц в течение 1 месяца.
Филиалы НПФ электроэнергетики и НПФ «Благоденствие» считают, что в Республике Бурятия их организация - иногородняя. Однако, по любому поводу, в том числе по вопросу получения информации о полученном доходе и размере пенсионных накоплений, застрахованным лицам не обязательно вести переписку, а при наступлении пенсионного возраста застрахованное лицо может быстро и просто оформить документы на выплату пенсий в филиале НПФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что следующая информация РНПФ «Социальная защита» содержит некорректное сравнение собственных услуг по обязательному пенсионному страхованию с услугами по обязательному пенсионному страхованию НПФ – конкурентов:
- о необходимости ведения переписки с иногородними фондами (размещена в СМИ, Информационных материалах);
- о предоставлении иногородними фондами клиентам информации о полученном доходе и размере пенсионных накоплений только раз в год письмом-уведомлением, что можно сравнить с односторонней связью (размещена в СМИ);
- о том, что с иногородними фондами установить обратную связь порой бывает проблематично (размещена в СМИ);
- о наличии у РНПФ «Социальная защита» важного преимущества – возможности в любой рабочий день получить полную информацию о своих пенсионных накоплениях, начисленном доходе, а при наступлении пенсионного возраста – быстро и просто оформить документы на выплату пенсий (размещена в СМИ).
По мнению Комиссии ФАС России, такое сравнение собственных услуг по обязательному пенсионному страхованию с услугами по обязательному пенсионному страхованию НПФ – конкурентов может привести к перераспределению спроса на соответствующие услуги в пользу РНФ «Социальная защита».
Данный довод также подтверждается результатами опроса НПФ.
3. РНПФ «Социальная защита» в Информационных материалах, на Сайте и в СМИ размещает информацию о социальной программе «Добро делаем вместе», в том числе об условиях участия и голосования.
В Информационных материалах, на Сайте и в СМИ содержится информация о том, что победителю указанной программы предоставляется финансирование на реализацию социально значимых проектов в сумме от 10 тыс. до 1 млн. рублей. Объем финансирования проекта зависит от количества голосов, поданных клиентами РНПФ «Социальная защита» за тот или иной проект.
Проголосовать за один из представленных проектов можно посредством заполнения купона, который прилагается к договору с РНПФ «Социальная защита», в том числе к договору обязательного пенсионного страхования, либо путем заполнения выписки о состоянии счета, в том числе счета застрахованного лица, полученной в банкоматах и кэшинах ОАО АК «БайкалБанк».
На Сайте РНПФ «Социальная защита» размещена информация о том, что «соискатели финансирования сами собирают выписки и купоны с голосами в поддержку заявленных ими социальных проектов и передают их в РНПФ «Социальная защита». Для увеличения числа голосов в поддержку Вашего социального проекта, Вы можете организовать заключение договоров и голосование в Вашем коллективе, среди Ваших родственников, знакомых, соседей, партнеров, тех, кто пользуется услугами Вашего предприятия, учреждения и т.д. Чем больше людей Вы организуете на заключение договоров с РНПФ «Социальная защита», тем больше голосов соберете и тем больше получите средств на реализацию социального проекта. Гранты гарантированно получат все соискатели, чьи проекты наберут 50 и более голосов, а не только победители, занявшие первые места».
Таким образом, для финансирования социальных проектов соискатель должен привлечь наибольшее количество лиц в РНПФ «Социальная защита» с целью заключения договоров, в том числе договоров обязательного пенсионного страхования.
Согласно толковому словарю русского языка Ушакова Д.Н. «социальный» означает связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный.
В связи с этим, социальным проектом является проект, связанный с жизнью людей в обществе и их общественными отношениями, результаты реализации которого будут использоваться людьми согласно его направленности.
Согласно устным пояснениям представителя РНПФ «Социальная защита» С.М. Намсараева, социальная программа «Добро делаем вместе» являлась преимущественно социальной программой, ориентированной на детские учреждения, школы. Так, например, проект на покупку мебели в детские сады предусматривал покупку мебели детским садом, а оплачивал эту покупку РНПФ «Социальная защита».
Таким образом, по мнению Комиссии ФАС России, реализация социальных проектов на территории Республики Бурятия предполагает использование их результатов населением и, соответственно, получение выгод, в том числе неимущественного характера, от их использования.
В письменных пояснениях РНПФ «Социальная защита» также указано, что социальная программа «Добро делаем вместе» была заметной в масштабах Республики Бурятия PR-акцией, целью которой было позиционирование РНПФ «Социальная Защита» как социально ответственной организации, популяризация знаний о пенсионной системе. Технической, но не менее важной задачей программы, было формирование агентской базы на основе оферты.
Представитель РНПФ «Социальная защита» С.М. Намсараев пояснил следующее: «У каждого проекта был свой куратор. Поскольку социальная программа «Добро делаем вместе» была публичной, достаточно было заявки на включение проекта в программу. А куратору достаточно заявить об этом. Никакого соглашения не заключалось. Все договоры подписывались самими физическими лицами. То есть та же агентская работа только в рамках социальной программы. Куратор осуществлял больше организаторские функции. Так, например, он собирал коллектив в определенное время, когда приходили сотрудники РНПФ «Социальная защита» и рассказывали о сути пенсионной реформы и программы. После чего куратор только собирал в коллективе подписанные договоры. Кроме того, посредством социальной программы «Добро делаем вместе» РНПФ «Социальная защита» старался донести до населения суть пенсионной реформы. Заключение большего числа договоров с РНПФ «Социальная защита» не было основной целью данной программы, поскольку в голосовании могли принимать участие не только те лица, которые заключили договор, но и нынешние клиенты».
В связи с изложенным, Комиссия ФАС России полагает, что социальная программа под названием «Добро делаем вместе», информация о которой размещена в Информационных материалах, на Сайте и в СМИ, направлена на привлечение РНПФ «Социальная защита» застрахованных лиц путем обещания получения ими выгод при заключении договоров обязательного пенсионного страхования с РНПФ «Социальная защита».
Согласно части 1 статьи 36.27 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе, в том числе предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу в целях заключения договора об обязательном пенсионном страховании или сохранения действия указанного договора.
В толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н. под «выгодой» понимается прибыль, польза, извлекаемая из чего-нибудь, преимущество, интерес (чаще материальный).
В связи с этим, Комиссия полагает, что действия РНПФ «Социальная защита» по распространению в Информационных материалах, на Сайте и в СМИ указанной информации нарушают часть 1 статьи 36.27 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
Данный вывод также подтверждается письмом ФСФР России от 16.03.2011 № 11-СХ-01/5700.
Привлечение РНПФ «Социальная защита» застрахованных лиц путем обещания выгод может привести к перераспределению спроса на услуги по обязательному пенсионному страхованию в пользу РНПФ «Социальная защита».
Согласно пояснениям РНПФ «Социальная защита» руководством РНПФ «Социальная Защита» было принято решение об отказе от продолжения социальной программы в 2010 году.
Представитель РНПФ «Социальная Защита» С.М. Намсараев пояснил, что на Сайте была размещена информация за 2009 год по итогам социальной программы «Добро делаем вместе» о награждении ее участников. На этом действие указанной программы останавливалось.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие окончание реализации социальной программы «Добро делаем вместе».
4. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Обстоятельства дела подтверждают выводы Комиссии ФАС России о наличии всех признаков недобросовестной конкуренции в действиях РНПФ «Социальная защита» по распространению недостоверной информации о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года в размере 12,48%, некорректному сравнению собственных услуг по обязательному пенсионному страхованию с услугами по обязательному пенсионному страхованию НПФ – конкурентов, а также реализации социальной программы под названием «Добро делаем вместе».
В соответствии с частью 1, а также пунктами 2, 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, а также некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
В связи с изложенным, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам:
- распространение РНПФ «Социальная защита» недостоверной информации о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года нарушает пункт 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в связи с введением в заблуждение в отношении характера, потребительских свойств, качества и количества товара;
- некорректное сравнение РНПФ «Социальная защита» собственных услуг по обязательному пенсионному страхованию с услугами по обязательному пенсионному страхованию НПФ – конкурентов, нарушает пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции;
- реализация социальной программы под названием «Добро делаем вместе» нарушает часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела № 1 14/74-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия ФАС России также учла следующие обстоятельства.
Согласно письму РНПФ «Социальная защита» №01-13/62 от 15.03.2010 и утвержденному президентом РНПФ «Социальная защита» Э.Б. Арбаевой акту №1 б/д на уничтожение печатной продукции РНПФ «Социальная защита» Информационные материалы уничтожены.
В эфире программ телекомпании «Ариг Ус» 12.10.2009 размещена бегущая строка с текстом «Вниманию клиентов РНПФ «Социальная защита»: в сообщениях о доходности за 2008 год вместо «пенсионные накопления» следует читать «пенсионные резервы». Справки по тел.: 21-74-95».
В соответствии с постановлением ФСФР России № 34-10-012/пн на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (25.02.2010) РНПФ «Социальная защита» устранил нарушение пункта 3 статьи 35.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, выразившееся в распространении 12.10.2009 на Сайте информации о доходности от инвестирования пенсионных накоплений РНПФ «Социальная защита» по итогам 2008 года в размере 12,48%.
Таким образом, нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции РНПФ «Социальная защита» устранено.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 4, частью 1 статьи 14, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать РНПФ «Социальная защита» нарушившим часть 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать РНПФ «Социальная защита» предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

31.08.2011 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – заместителя Руководителя ФАС России А.Б. Кашеварова, членов Комиссии: заместителя Руководителя ФСФР России Е.И. Курицыной, заместителя начальника Управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР России Л.А. Мирошниковой, начальника отдела лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Л.М. Александровой, начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФСФР России Н.В. Давиденко, заместителя начальника Управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР России Д.Ю. Гавинского, заместителя начальника Управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР России Д.В. Вербицкого, заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России А.В. Андросенко, начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России И.И. Романенковой, начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России А.В. Локотиловой, начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Е.И. Гриднева (далее – Комиссия ФАС России),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.08.2011 по делу № 1 14/74-11 о нарушении Республиканским Негосударственным Пенсионным Фондом «Социальная защита» (далее - РНПФ «Социальная защита»; 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская д.18) части 1, пунктов 2, 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. РНПФ «Социальная защита» прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции путем публичного размещения информации, опровергающей ранее распространенную информацию в информационных буклетах, брошюрах РНПФ «Социальная защита» (далее – Информационные материалы) и в средствах массовой информации (далее – СМИ), содержащую некорректное сравнение РНПФ «Социальная защита» собственных услуг по обязательному пенсионному страхованию с услугами по обязательному пенсионному страхованию негосударственных пенсионных фондов – конкурентов.
2. РНПФ «Социальная защита» прекратить нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции путем прекращения реализации социальной программы под названием «Добро делаем вместе».
3. Представить в ФАС России письменные доказательства об исполнении пунктов 1, 2 настоящего предписания в срок до 30.12.2011.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь