Решение и предписание по делу в отношении ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (№ 1 10/99-11)

30 августа 2011, 15:21
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/99-11

11 августа 2011 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2011 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 10/99-11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: П.Т. Субботин - заместитель руководителя ФАС России, члены Комиссии: Грешнев А.А. - заместитель начальника управления – начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Горшков В.М. – главный государственный инспектор отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Шилина Е.В. - заместитель начальника отдела судебной работы Правового управления,
в присутствии:
представителей ОАО «Электроаппарат»: Олейникова Александра Владимировича (доверенность № 80-5/172/1 от 18.07.2011 г.); Штовба Михаила Николаевича (доверенность № 80-5/185 от 02.08.2011 г.), Ращупкина Владимира Валерьевича (доверенность № 80-5/186 от 02.08.2011 г.);
представителя ФСТ России Земляковой Юлии Сергеевны (доверенность № 8/13 от 15.10.2010 г.);
в отсутствии представителей ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», должным образом уведомленных о дате и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело № 1 10/99-11 по признакам нарушения ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (ул. 10 лет Октября, д. 195, г. Омск, 664009) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

I. В 2009 году в ФАС России поступило заявление ОАО «Электроаппарат» от 08.04.2009 г. № 80-5/111 о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в части установления и поддержания монопольно высокой цены на товар.
По информации, изложенной в заявлении, установлено следующее.
В конце 2008 года УНТО Спецсвязи ФСО России проводило конкурс на заключение государственного контракта на поставку изделий специального назначения для федеральных государственных нужд. Одним из требований конструкторской документации к составу поставляемых изделий являлось наличие в их комплектации станций радиорелейных «Р-419МС2» и мачт ЖЫ4.115.078 в укладке.
Свои заявки на участие в указанном конкурсе подали ОАО «Измеритель» (г.Смоленск), ОАО «Электроаппарат» (г.Ростов-на-Дону) и ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (г.Омск). Победителем указанного конкурса было признано ОАО «Электроаппарат», как участник, предложивший наилучшие условия поставки.
В этой связи в декабре 2008 года между УНТО Спецсвязи ФСО России и ОАО «Электроаппарат» был заключен государственный контракт на поставку указанных изделий.
Для надлежащего исполнения названного контракта ОАО «Электроаппарат» обратилось в ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» с целью приобретения 11 станций радиорелейных «Р-419МС2» и 11 мачт ЖЫ4.115.078 в укладке ИЯТН.467929.132 (далее – Продукция).
На соответствующее обращение ОАО «Электроаппарат» по вопросу поставки в 2009 году Продукции ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» предложило следующие цены:
- станция радиорелейная «Р-419МС2» - 12 744 000 рублей за одну штуку с учетом НДС (10 800 000 рублей без учета НДС).
- мачта ЖЫ4.115.078 в укладке – 306 800 рублей за одну штуку с учетом НДС (260 000 рублей без учета НДС).
В связи с отсутствием на рынке Российской Федерации иных предложений на поставку указанной продукции, а также отсутствием информации о ценах, действовавших на аналогичную продукцию в предыдущие периоды, ОАО «Электроаппарат» заключило договор поставки от 17.02.2009г. № 16/2/17 (в материалах дела также именуется как договор поставки от 17.02.2009г. № 16/2/17/42) на предложенных условиях. Помимо прочего условия данного договора предусматривали возможность ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в одностороннем порядке корректировать цену на поставляемую продукцию в зависимости от фактически понесенных затрат на ее производство. Установленные при заключении договора цены именовались в нем как «ориентировочные». Указанный договор не является государственным контрактом, в связи с чем ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» по данному договору не имеет статуса поставщика товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд, в том числе по государственному оборонному заказу.
После заключения данного договора поставки ОАО «Электроаппарат» получило информацию о ценах на поставляемую ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» Продукцию, действовавших в предыдущие периоды.
Так, согласно письму ФСО России от 06.04.2009г. № 9/4/13/1-1443 в интересах ФСО России поставка аналогичных товаров, а именно станции радиорелейной «Р-419МС с потоком Е1» в 2007 году, осуществлялась ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» по цене 5 210 950 рублей за одну штуку с учетом НДС (4 416 060 рублей без учета НДС) и мачты ЖЫ4.115.078 в 2005 году – по цене 116 512,60 рублей за одну штуку с учетом НДС (98 739,50 рублей без учета НДС).
Учитывая изложенное ОАО «Электроаппарат» обратилось в ФАС России с жалобой на действия ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в части возможного злоупотребления им доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на Продукцию.

II. 1. В рамках рассмотрения заявления ОАО «Электроаппарат» ФАС России была истребована копия государственного контракта от 23.03.2007 г. № С13-107/07, заключенного между УНТО Спецсвязи ФСО России и ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», в соответствии с которым в адрес ФСО России ранее осуществлялась поставка Продукции. Из спецификации к указанному контракту следует, что его предметом была поставка в 2007 году партии станций радиорелейной «Р-419МС с потоком Е1» («Р-419МС2») в количестве 2-х штук по ценам, приведенным в письме ФСО России от 06.04.2009 г. № 9/4/13/1-1443. Указанный в спецификации к данному контракту децимальный номер (обозначение изделия при заказе) станции радиорелейной «Р-419МС с потоком Е1» («Р-419МС2») (ИЯТН.464411.108-02) соответствует децимальному номеру станции радиорелейной «Р-419МС2», указанному в спецификации к договору, заключенному между ОАО «Электроаппарат» и ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова». Следовательно, в данном случае обозначения «станция радиорелейная «Р-419МС с потоком Е1» и «станция радиорелейная «Р-419МС2» идентифицируют одно и тоже изделие.
Таким образом, согласно указанным данным, цена на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») за 1,5 года выросла в 2,44 раза, а цена на мачту ЖЫ4.115.078 в укладке ИЯТН.467929.132 за 3,5 года – в 2,63 раза.
В период проведения антимонопольным органом расследования по заявлению ОАО «Электроаппарат», в соответствии с условиями заключенного между ОАО «Электроаппарат» и ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» договора, последнее воспользовалось своим правом по корректировке цены Продукции и снизило на 18% цены на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») (протокол № 2-2) до 10 800 000 рублей за одну штуку с учетом НДС (9 152 542 рублей без учета НДС), на мачту ЖЫ 4.115.078 в укладке ИЯТН.467929.132 до 246 371 рублей за одну штуку с учетом НДС (208 789 рублей без учета НДС).
Несмотря на это, рост отпускной цены на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») за 1,5 года составил более 107%, на мачту ЖЫ4.115.078 в укладке ИЯТН.467929.132 за 3,5 года более 111%, т.е. более чем в 2 раза.

2. В рамках проведения анализа соответствующего товарного рынка и установления занимаемой ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» на нем доли ФАС России письмом от 30.07.2009 № ПС/25305 обратилась в адрес ФСО России с целью выяснения особенностей Продукции и ее возможных аналогов (заменителей).
В ответ на данное обращение ФСО России письмом от 11.08.2009 г. № 9/4/13/3-3855 сообщила, что разработчиком и собственником конструкторской документации на Продукцию является ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова». Кроме того, в указанном письме ФСО России отмечено, что ведомство не располагает информацией о других хозяйствующих субъектах, поставляющих или имеющих возможность поставлять указанные изделия.
Также в письме ФСО России были приведены основные технические характеристики Продукции, необходимые для определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка.
Требование о необходимости применении Продукции установлено в конструкторской документации на конечное изделие, подлежащее поставке в адрес ФСО России по государственному контракту, заключенному с ОАО «Электроаппарат». Конечное изделие в данном конструктивном исполнении прошло все необходимые государственные испытания и допущено к поставке (принято на снабжение) для нужд ФСО России. Замена состава применяемого оборудования в конечном изделии (в том числе замена Продукции) возможна только путем НИОКР с последующим проведением государственных испытаний, что является чрезвычайно длительным и дорогостоящим мероприятием. Кроме того, ОАО «Электроаппарат» не является разработчиком на конечное изделие. В этой связи у ОАО «Электроаппарат» отсутствовала возможность осуществления замены Продукции на алогичную (взаимозаменяемую) в рамках исполнения указанного государственного контракта.
В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке», антимонопольным органом был проведен анализ соответствующего товарного рынка, который показал, что ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» является единственным производителем станции радиорелейной «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») на территории Российской Федерации с долей 100%.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ФАС России установлено, что ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» занимает доминирующее положение на рынке станций радиорелейных «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»).

3. В целях выяснения обстоятельств и причин произошедшего роста цены на Продукцию ФАС России направила запрос информации от 06.05.2009 г. № ЦА/13419 в адрес ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова».
ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» не в полной мере выполнило требования указанного запроса (письмо ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» от 09.06.2009 № 1820з).
В этой связи ФАС России повторно направила в адрес ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» дополнительные и уточняющие запросы информации (исх. № ПС/20457 от 29.06.2009 г., № ЦА/40169 от 12.11.2009 г., № АЦ/2016 от 28.01.2010 г.). Несмотря на это, ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», формально отвечая на данные запросы, не представило в ФАС России документально подтвержденных обоснований произошедшего роста цен на Продукцию (письма ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» от 13.07.2009 № 2260з, от 10.07.2009 № 2256з, от 04.12.2009 № 4110з, от 19.02.2010 г. № 339з, от 28.07.2009 № 212с).
Из представленных ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» документов ФАС России установлено, что произошедший рост цены не связан с увеличением затрат на сырье, материалы и покупные комплектующие изделия, а является следствием существенного роста общепроизводственных и общехозяйственных расходов, обоснований которому ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» представлено не было.
Так в соответствии с представленными ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» документами, Комиссией ФАС России установлено, что затраты предприятия на сырье, материалы и покупные комплектующие изделия в составе затрат на производство станции радиорелейной «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») в 2007 году составляли не более 9,33% к полной себестоимости данного изделия, в 2009 году – не более 11,14%. Совокупный рост затрат по указанным статьям за период с 2007 по 2009 года составил всего 18%. Рост затрат предприятия по статье «Заработная плата основных производственных рабочих» составил около 72%. Вместе с тем, в общей структуре себестоимости продукции данная статья затрат составляет не более 19,6%.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что произошедшие изменения в структуре указанных прямых затрат ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» на производство станции радиорелейной «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») не могут являться основной причиной произошедшего более чем двукратного повышения отпускной цены на данную продукцию.
При этом согласно представленным документам, остальные затраты предприятия, по таким статьям как «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы», «Износ инструментов приспособлений целевого назначения и спецрасходы», «Внепроизводственные расходы» (далее – общезаводские затраты) за рассматриваемый период в совокупности выросли более чем на 2000%, т.е. в 20 раз, что и приводится в документах ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в качестве причины удорожания Продукции.
ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» не представило в ФАС России каких-либо обоснований и пояснений по произошедшему росту указанных затрат. При рассмотрении структуры цены ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») Комиссия ФАС России приняла во внимание тот факт, что поставка указанных изделий в 2007 году по заказу ФСО России, согласно представленным материалам, была осуществлена с отрицательной рентабельностью в размере -18,5% от полной себестоимости, в то время как скорректированная цена на поставку данных изделий в 2009 году предусматривала прибыль предприятия в размере 20%.
Вместе с тем, произошедшее увеличение уровня рентабельности также не объясняет указанный выше двадцатикратный рост внутризаводских затрат на производство рассматриваемой продукции. Кроме того, значительная часть указанных затрат являются переменными, имеющими обратную зависимость от объема производимых изделий. То есть указанные затраты в условиях более чем 5-ти кратного увеличения объема производства в 2009 году по сравнению с 2007 годом, должны были значительно уменьшиться, а не наоборот.

4. ОАО «Электроаппарат» письмом от 06.04.2010 г. № 80-5/242 обратилось в ФАС России с просьбой скорейшего принятия мер антимонопольного реагирования в отношении ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» и принятию решения по направленному ранее заявлению. ОАО «Электроаппарат» также сообщило, что к указанному времени договоренность с ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» по вопросу поставки Продукции не достигнута, в связи, с чем ОАО «Электроаппарат» не может исполнить государственный контракт, что ведет к срыву выполнения государственного оборонного заказа.
Учитывая изложенное и принимая во внимание обстоятельства, описанные в заявлении и в повторном обращении ОАО «Электроаппарат», ФАС России было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки на ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» с целью истребования документов и информации, необходимых для принятия решения по рассматриваемому заявлению (исх. ФАС России от 04.05.2010 г. № АК/13318, приказ ФАС России от 09.07.2010 г. № 395 «О проведении внеплановой выездной проверки»).
В период с 12.07.2010 г. по 16.07.2010 г. проверочная инспекция ФАС России была командирована в г. Омск с целью проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова». По прибытии на указанное предприятие ответственному сотруднику ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» была вручена заверенная копия приказа ФАС России о проведении внеплановой проверки, содержащего требование предоставления ряда документов. При этом 09.07.2010 г. копия данного приказа направлялась на официальный адрес электронной почты ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»: info@relero.ru.
ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» не представило инспекции истребуемые у него документы и информацию, а также не уведомило в письменной форме руководителя инспекции о невозможности представления в установленный срок запрошенных документов и информации. В соответствии с требованиями Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 24.02.2010 г. № 89 (далее – Регламент ФАС России), 15.07.2010 г. в г. Омске был составлен акт о не предоставлении истребованных документов и информации проверяемым лицом. До окончания срока проведения проверки (12.08.2010г.) ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» не представило запрашиваемые документы и информацию.
Таким образом, ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» воспрепятствовало проведению проверочных мероприятий в отношении него.
По результатам проведенной внеплановой проверки в отношении ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» был составлен Акт от 12.08.2010 г. № 73, в выводах которого инспекция предложила с целью получения документов и информации, необходимых для рассмотрения и принятия решения по поступившему в ФАС России заявлению хозяйствующего субъекта, включить ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами ФАС России на 2011 год.
5. В соответствии с приказом ФАС России от 09.03.2011 № 158 «О проведении плановой выездной проверки» 14 марта 2011 года инспекция ФАС России прибыла в г. Омск для проведения указанной проверки.
Проверочная инспекция ФАС России 15 марта 2011 года прибыла на проверяемое предприятие. Исполняющему обязанности генерального директора ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» Шнайдеру В.Э. под роспись были вручены приказ о проведении соответствующей проверки, а также требование о предоставление необходимых инспекции документов и сведений.
Вместе с тем, 18 марта 2011 года, в последний день срока представления документов и информации, инспекция ФАС России была не допущена на территорию ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», в связи с чем, в соответствии с Регламентом ФАС России, были составлены акты о воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа на территорию (в помещение) проверяемого лица, а также о не предоставлении истребованных документов и информации проверяемым лицом.
До конца срока проведения проверки (12 апреля 2011 года) ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» не представило в ФАС России истребуемые у него документы и информацию.
По результатам проведенной плановой проверки в отношении ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» был составлен Акт от 12.04.2011 г. № 30.
При этом до настоящего времени ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» не представило в ФАС России запрошенные у него в рамках проверок документы и информацию.

6. В рамках рассмотрения настоящего дела ОАО «Электроаппарат» проинформировало ФАС России о том, что государственный контракт на поставку изделий специального назначения для федеральных государственных нужд, заключенный в декабре 2008 года между ОАО «Электроаппарат» и УНТО Спецсвязь ФСО России, был расторгнут в судебном порядке по причине его не исполнения в установленные сроки со стороны ОАО «Электроаппарат». В качестве причины не исполнения указанного государственного контракта ОАО «Электроаппарат» приводит действия ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» по необоснованному увеличению цен на Продукцию, в результате которых у ОАО «Электроаппарат» отсутствовала возможность приобретения данных изделий, необходимых для комплектации конечной продукции, подлежащей поставке в адрес ФСО России.
ФАС России было установлено, что аналогичный государственный контракт на поставку изделий специального назначения для федеральных государственных нужд в 2010 году был заключен ФСО России с ОАО «Измеритель» (г.Смоленск), как с поставщиком соответствующей продукции, включенным в реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники (уведомление Рособоронзаказа от 04.05.2010 г. № 6/0362). В этой связи у ОАО «Измеритель» также возникла необходимость закупки Продукции ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», в связи с чем между данными обществами в 2010 году были заключены договоры от 10.06.2010 г. № 16/2/31 (в материалах дела также именуется как договор от 28.05.2010 г. № 16/2/31) и от 24.12.2010 г. № 16/2/71, предусматривающие поставку 13 шт. и 4 шт. соответственно станций радиорелейной «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») и мачт ЖЫ4.115.078 в укладке ИЯТН.467929.132. При этом цена на данную продукцию была установлена идентичная откорректированной цене в договоре с ОАО «Электроаппарат», несмотря на то, что к поставке предлагались не только уже изготовленные по заказу ОАО «Электроаппарат» в 2009 году и находящиеся на складе готовой продукции изделия, но и изделия подлежащие изготовлению в 2010 году, с другими ценообразующими факторами.
Факт осуществления ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» поставок станций радиорелейной «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») и мачт ЖЫ 4.115.078 в укладке ИЯТН.467929.132, в том числе вновь изготовленных в 2010 году по ценам 2009 года может свидетельствовать о большом запасе заложенной рентабельности в цене данной продукции.
Комиссия ФАС России также отметила, что, несмотря на идентичную цену по указанным договорам поставки структура цены Продукции имеет отличия по всем статьям затрат.
Анализ бухгалтерской отчетности ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» свидетельствует об устойчивой положительной тенденции роста выручки предприятия во всем рассматриваемом периоде с 2007 по 2010 годов, что может свидетельствовать о не снижении объемов производственной программы в целом по предприятию в данный период. Таким образом, предпосолок для существенного роста общезаводских расходов ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в рассматриваемый период времени, ФАС России не установлено.
Информация о динамичном развитии предприятия также подтверждается сведениями с официального сайта ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (www.relero.ru), согласно которому по итогам работы за 2008 и 2009 советом директоров данного предприятия принято решение рекомендовать утвердить общему собранию акционеров выплату дивидендов по обычным и привилегированным акциям объединения в размере 200 % годовых.
Кроме того, ФАС России был проведен анализ фактических поставок иной продукции ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в адреса различных хозяйствующих субъектов и государственных заказчиков, в том числе в рамках государственного оборонного заказа. В результате проведенного анализа было установлено, что за рассматриваемый период времени динамика изменения цен на иную продукцию ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» имеет более сбалансированный и прогнозируемый характер, и не соответствует динамике изменения цен на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»). В частности было отмечено, что рост цены на цифровую радиорелейную станцию «Р-419МЦ» ИЯТН.464411.095-02(03) за период с 2007 по 2010 годы составил не более 40%.
При этом ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» в своих письмах от 16.02.2010 № 16/41-223 и от 08.06.2010 № 16/420-1727 сообщает, что станция «Р-419МЦ» по основным параметрам соответствует станции «Р-419МС2» и по своим ТТХ в полном объеме ее заменяет. Кроме того, требования к защитным покрытиям, прочности и устойчивости к климатическим и механическим воздействиям, система управления и питания, габаритные размеры, масса, способы крепления моноблоков указанных станций идентичны. Вместе с тем, в письме ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» от 08.06.2010 № 16/420-1727 отмечено, что радиорелейная станция «Р-419МЦ» не принята на снабжение ФСО России, что препятствует осуществлению поставки данной станции в адрес указанного государственного заказчика, в том числе в составе конечной продукции.

III. После полного и всестороннего изучения имеющихся доказательств и выявленных обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.10.2010 г. № 18736-АК/Д03 «Об индексах цен и индексах-дефляторах для прогнозирования цен на продукцию военного назначения», подготовленному в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 апреля 2008 г. № 104 «Об утверждении порядка применения индексов цен индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государствененому оборонному заказау (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 26.07.2010 № 333) индекс цен производителей на внутреннем рынке составляет:
Наименование индекса 2007 2008 2009 2010
«38.9 + DL + DM Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств» 110,2 114,7 105,2 106,3
Таким образом, согласно данным Минэкономразвития России, на продукцию машиностроительной отрасли и электрооборудование, к которым в том числе относятся станция радиорелейная «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»), производимая на ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», рост цен за период с 2007 по 2009 года не должен превышать 30%, а за период с 2007 по 2010 год – не более 37%.
Таким образом, произошедший рост цены на Продукцию не соответствует конъюнктуре рынка за указанный период времени. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии объективных причин для более чем двукратного роста цены на Продукцию. В частности, об этом свидетельствуют представленные ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» сведения о фактических затратах предприятия на сырье, материалы и комплектующие изделия, необходимые для производства продукции, которые занимают не существенную долю в составе всех затрат на производство и при этом подверглись незначительному росту за рассматриваемый период времени. Кроме того, в условиях более чем восьмикратного увеличения объема производства (в 2007 году осуществлялась поставка 2-х изделий, в 2009 году планировалась поставка 11 штук, заказ на 2010 год составил 17 штук) издержки на производство должны были быть существенно снижены, а не наоборот.
В результате соответствующих действий ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» сроки выполнения государственного оборонного заказа со стороны ОАО «Электроаппарат» были сорваны, а соответствующий государственный контракт был расторгнут в судебном порядке.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренцией монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Таким образом, Комиссия считает, что ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», злоупотребило своим доминирующим положением, установив монопольно высокую цену на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1») путем ее увеличения более чем в 2 раза за период с 2007 по 2010 год, что не соответствовало фактическому росту расходов, необходимых для производства и реализации данной продукции в указанный период времени.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установление монопольно высокой цены на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»).
2. Выдать ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованной цены на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»).

Председатель Комиссии П.Т. Субботин

члены Комиссии: А.А. Грешнев

В.М. Горшков

Е.В. Шилина

 

ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

11 августа 2011 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 10/99-11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: П.Т. Субботин – заместитель руководителя ФАС России, члены Комиссии: Грешнев А.А. - заместитель начальника управления – начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Горшков В.М. – главный государственный инспектор отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Шилина Е.В. - заместитель начальника отдела судебной работы Правового управления, предписывает:

1. В течении трех месяцев с момента получения настоящего предписания ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» устранить допущенное нарушение антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованной цены на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»).
2. В срок до 31.10.2011 г. проинформировать ФАС России об устранении нарушения антимонопольного законодательства и направить технологические и экономические обоснования цены на станцию радиорелейную «Р-419МС2» ИЯТН.464411.108-02 («Р-419МС с потоком Е1»), с приложением подтверждающих документов, расчетов и т.п.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 35-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии П.Т. Субботин

члены Комиссии: А.А. Грешнев

В.М. Горшков
Е.В. Шилина


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь