Решение по делу в отношении ОАО «РЖД», ОАО «Центральная ППК», ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (№ 1 10/145-10)

01 июля 2011, 17:23
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/145-10

Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2011 г. Москва
Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2011

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Голомолзина А.Н., заместителя руководителя ФАС России; членов Комиссии: Зиновьевой С.А., заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи; Шипунова Д.А.., заместителя начальника Аналитического управления; Яковенко Н.Ю., заместителя начальника отдела-главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи; Шатохина А.В., главного специалиста-эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи, Огневской Д.В., специалиста 1 разряда отдела судебной работы Правового управления,
рассмотрев дело № 1 10/145-10, возбужденное по признакам нарушения ОАО «РЖД» (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174), ОАО «Центральная ППК» (Павелецкая площадь, д. 1А, г. Москва, 115054; далее – ОАО «ЦППК»), ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (далее – ОАО «МТ ППК»; ул. Коминтерна, д. 18, г. Тверь, 170002) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно:
- пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара, в части сокращения количества касс и времени работы касс, в которых реализуют проездные документы (билеты) для проезда пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории г. Москвы и Московской области, что приводит к увеличению стоимости поездки, поскольку с граждан взимается ставка дополнительного сбора за оформление проездного документа (билета) в непосредственного в вагоне пригородного поезда (далее – дополнительный сбор);
- пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), в части установления стоимости услуги дополнительного сбора, при установлении которой одним из расчетных показателей является количество «безбилетных пассажиров», что приводит к вынуждению пассажира оплачивать проезд иных безбилетных пассажиров; принуждению пассажиров, приобретающих билет непосредственно в вагоне пригородного пассажирского поезда со взиманием дополнительного сбора, дважды компенсировать затраты по оплате труда разъездных кассиров, иные расходы, связанные с оформлением билета непосредственно в вагоне электропоезда, как при оплате тарифа, так и при оплате дополнительного сбора;
- пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, путем установления различных ставок дополнительного сбора,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступили обращения физических лиц:
- гражданина Мочалова А.В., Гужанова П., Артемовой Н.А. с жалобой на взимание сбора в размере 50 руб. за оказание услуг по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пригородных пассажирских электропоездов;
- гражданина Зарефова А.М. с жалобой на взимание ОАО «РЖД» сбора в размере 24 руб. за оказание услуг по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пригородных пассажирских электропоездов.
В ходе рассмотрения указанных обращений ФАС России было установлено.
На территории г. Москвы и Московской области перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования в 2009-2010 гг. осуществляли ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК».
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии; приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Кроме того, согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 №121 ОАО «РЖД» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции: «оказание услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»; географические границы – Российская Федерация; доля на рынке более 65%.
ОАО «ЦППК» является субъектом естественной монополии; приказом ФСТ России от 14.12.2009 № 446-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО «ЦППК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москва, Московская область».
Учитывая положение части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ОАО «ЦППК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москвы, Московской области.
Услуга по оформлению билетов в вагоне электропоезда неразрывно связана с услугой железнодорожных перевозок, являясь ее составной частью, и оказывается хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, в границах осуществления указанных перевозок.
Распоряжением ОАО «ЦППК» от 21.09.2009 № 123-р сбор за оказание услуги по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах (далее – дополнительный сбор) составил 50 рублей в пассажирских пригородных поездах 6000-й нумерации (далее - поезда 6000-й нумерации); 100 рублей в скорых пригородных поездах 7000-й нумерации (далее -поезда 7000-й нумерации). Распоряжение ОАО «ЦППК» от 21.09.2009 № 123-р с 00 часов 14.01.2010 не действует. ОАО «ЦППК» издано распоряжение от 13.01.2010 № 7-р. Согласно указанному распоряжению дополнительный сбор составил - 24 рубля (в т.ч. НДС-3 руб.66 коп.) в поездах 6000-й нумерации, 100 рублей в поездах 7000-й нумерации.
Правлением ОАО «РЖД» 20.06.2008 утвержден и введен с 01.06.2008 различный размер ставки сбора за услугу по оформлению проездного документа (билета) непосредственно в вагоне электропоезда, в частности: в поездах 6000-й нумерации в сумме 24 руб. (в том числе НДС 3 руб. 66 коп.), в поездах 7000-й нумерации -40 руб. (в том числе НДС 6 руб. 10 коп.).
Документов, подтверждающих экономическое, технологическое обоснование установления различных дополнительных сборов ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК» не представлено.
По результатам рассмотрения обращений физических лиц ФАС России возбуждено дело № 1 10/145-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения данного дела Комиссией ФАС России было установлено следующее.
Согласно статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.


Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Согласно статье 82 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» заключение договоров перевозки пассажира удостоверяется проездными документами (билетами), при этом пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места (при условии оформления проездных документов на поезд с местами) в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения. Оформление проездных документов (заключение договоров перевозки) пассажирам производится в билетных кассах перед началом поездки. В соответствии с заключенным договором перевозки (оформленным проездным документом) перевозчик обязан перевести пассажира в пункт назначения.
Согласно пункту 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее –Правила оказания услуг) пассажир, осуществляющий поездку в поезде дальнего следования или пригородного сообщения без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 156 приказа МПС России от 26.07.2002 № 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), - доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.
Перечень услуг субъектов естественных монополий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», сбор по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагоне электропоезда не включен. Таким образом, размер данного сбора определяется хозяйствующим субъектом.
Указанная позиция также подтверждена Генеральной прокуратурой Российской Федерации (письмо от 28.04.2010 № 23/1-176-2010).
К материалам дела № 1 10/145-10 о нарушении антимонопольного законодательства было приобщено обращение Гейтенко В.В. о сокращении количества касс и времени работы касс, в которых реализуют проездные документы (билеты) для проезда пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории г. Москвы и Московской области. По мнению гражданина Гейтенко В.В., действия по сокращению количества касс и времени работы касс, в которых реализуют проездные документы (билеты) для проезда пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории г. Москвы и Московской области, вынуждают граждан приобретать проездные документы (билеты) непосредственно в вагоне пригородного пассажирского поезда, что приводит к увеличению стоимости поездки, поскольку с граждан взимается дополнительный сбор.
Заявитель по данному делу - гражданин Зарефов А.М. представил в материалы дела № 1 10/145-10 билеты, оформленные непосредственно в вагоне электропоезда. Согласно данным билетам дополнительный сбор взимается ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (далее – ОАО «МТ ППК»).
Приказом ФСТ России от 28 декабря 2010 года № 645-т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Открытое акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», осуществляющее деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москвы, Московской области, Тверской области, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел I "Железнодорожные перевозки", под регистрационным N 69/1/1.
Учитывая положение части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ОАО «МТ ППК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москвы, Московской области, Тверской области.
Учитывая изложенное, Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 1 10/145-10 от 03.12.2010 (исх. от 07.12.2010 № АГ/43549) к данному делу было привлечено ОАО «МТ ППК». Согласно информации, представленной ОАО «МТ ППК» (письмо от 10.11.2010 № 1175), ОАО «МТ ППК» осуществляет перевозку пассажиров в поездах пригородного сообщения по маршруту Москва-Тверь с 01.05.2010, до указанного времени ОАО «МТ ППК» являлось агентом ОАО «РЖД» в сфере оформления и продажи проездных и перевозочных документов по данному направлению.
По информации ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК», ОАО «МТ ППК»:
- руководствуясь пунктом 6 Правил оказания услуг, информация о стоимости проезда в пригородном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования, порядке оформления проезда в пригородных поездах и взимании дополнительного сбора за оформление проездного документа (билета) в наглядной форме доводится до сведения пассажиров (размещена у билетных касс, на сайтах указанных обществ в сети Интернет);
- пассажирам, следующим со станций, на которых отсутствуют кассы, проездной документ (билет) оформляется непосредственно в пригородном поезде, согласно действующему тарифу, установленному нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, без взимания дополнительного сбора за оформление проездного документа (билета);
- пассажирам также предоставляется возможность приобретать различные виды абонементных проездных билетов, в том числе абонементный билет на даты, выходного дня, т.п.;
- в период 2009-2010 гг. закрыта билетная касса на ОП Осееевская Ярославское направление (основание – пункт 9 Приказ МПС РФ от 26.07.2002 N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте»), на дачный сезон в 2009 году открывались билетные кассы на остановочном пункте (далее –ОП) 76 км, 81 км,83 км Ярославского направления, Туголесье Казанского направления; на круглосуточный режим работы переведены кассы на ОП Клязьма Ярославского направления, ОП Радуга, 63 км Казанского направления; открыты билетные кассы на станции Красноармейск Ярославского направления, ОП Нижние котлы; в 2010 году открыты кассы на следующих направлениях: Савеловское направление (ОП Марк, Некрасовская, Орудьево); Белорусское направление (ОП Петелино, Сушинская); Рижское направление (ОП Гражданская, Покровское-Стершнево, Миитовская, Курсаковская, Чисмена, Чеховская, Дубосеково); Горьковское направление (ОП Карачарово); также открыто 5 касс с круглосуточным режимом работы на территории г. Москвы; время работы касс на станциях и ОП не сокращалось;
- у пассажира есть выбор приобретать разовый проездной документ (билет), абонементный билет, либо проездной документ (билет) непосредственно во время поездки (в случае, если билетная касса имеется на станции, то со взиманием дополнительного сбора, в случае, если билетная касса отсутствует на станции, то без взимания дополнительного сбора);
- ОАО «РЖД» установило разные размеры дополнительного сбора в поездах пригородного сообщения 6000-й и 7000-й нумерации, в связи с разными затратами, которые несет ОАО «РЖД» при взимании дополнительного сбора, что подтверждается расчетами ставок дополнительного сбора, представленными в рамках данного дела;
- с 01.01.2011 ОАО «РЖД» не осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
- ОАО «МТ ППК» установило разные размеры дополнительного сбора в поездах пригородного сообщения 6000-й и 7000-й нумерации, в связи с разными затратами, которые несет ОАО «МТ ППК» при взимании дополнительного сбора, что подтверждается расчетами ставок дополнительного сбора, представленными в рамках данного дела, на основании приказа генерального директора ОАО «МТ ППК» от 01.07.2010 № 44/1 «Об утверждении ставки сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов в поездах пригородного сообщения»;
- ОАО «ЦППК» установило единую ставку дополнительного сбора в размере 100 рублей, в связи с едиными затратами, которыми несет ОАО «ЦППК» при оказании данной услуги, но учитывая, социальную направленность поездов 6000-й нумерации, в данных поездах взимается сбор не в полном размере-50 рублей (распоряжение ОАО «ЦППК» от 25.08.2010 № 169-р с 01.09.2010 -6000-й-50 руб.(в т.ч. 7,63 НДС); 7000-й- 100 руб. (в т.ч. 15,25 НДС).
Таким образом, по итогам заседаний Комиссии в рассматриваемых действиях не выявлено фактов, подтверждающих нарушение ОАО «РЖД», ОАО «МТ ППК», ОАО «ЦППК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.05.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК», ОАО «МТ ППК», на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1 10/145-10 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии
С.А. Зиновьева

В.А. Шипунов

Н.Ю. Яковенко

А.В. Шатохин

Д.В. Огневская

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь