Решение по делу Минздравсоцразвития России (№ 1 15/124-10)

17 мая 2011, 16:32
Тип документа:

РЕШЕНИЕ

по делу № 1 15/124-10

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «18» апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «29» апреля 2011 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кашеварова А.Б. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
членов Комиссии:
Нижегородцева Т.В. - начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Федоренко М.В. - заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Целиковой Л.В. - заместителя начальника Аналитического управления;
Бокоевой А.З. - советника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли,
в присутствии: Михайловой Д.О. – представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
рассмотрев дело № 1 15/124-10 по признакам нарушения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Рахмановский пер, д. 3, Москва, ГСП-4, 127994) пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление Ассоциации производителей фармацевтической продукции изделий медицинского назначения по поводу не включения лекарственной формы «Спрей назальный дозированный» лекарственного препарата с МНН Десмопрессин в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665.
По результатам рассмотрения заявления приказом ФАС России 23.08.2010 № 472 возбуждено дело № 1 15/124-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в издании приказа от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (далее - Приказ № 110).
Приказ № 110 был издан Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи), пунктом 5.2.34 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 № 321 (далее – Положение о Минздравсоцразвития России), и в целях гарантированного обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов при оказании дополнительной медицинской помощи.
Приказом № 110 утверждено Приложение № 12 «Инструкция о порядке назначения лекарственных средств» (далее – Приложение № 12), содержащее ограничения в части назначения лекарственных средств Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2135-р (далее – Перечень ЖНВЛС), и Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665.
Так, в пункте 1.3. Приложения № 12 прописано, что «В случаях типичного течения болезни назначение лекарственных средств осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
В пункте 1.4. Приложения № 12 предусмотрено, что «На основании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования могут формировать соответствующие территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактических учреждений различного уровня и профиля. Для обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации могут формировать территориальные перечни лекарственных средств».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2135-р был утвержден Перечень ЖНВЛС, основной целью которого являлось обеспечение государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Таким образом, назначение лекарственных средств производится медицинскими работниками в лечебно-профилактических учреждениях стационарного и амбулаторного типов в соответствии с Приказом № 110 (пунктами 1.3., 1.4. Приложения № 12), а именно, в соответствии с Перечнем ЖНВЛС и перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Закупка лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.
Нормативные правовые акты, регулирующие государственные закупки лекарственных средств, не содержат ограничений в части размещения заказа на закупку лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд в зависимости от того включено или нет данное лекарственное средство в Перечень ЖНВЛС.
В ходе изучения материалов и рассмотрения дела № 1 15/124-10 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией в действиях (бездействии) Минздравсоцразвития России были выявлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело, а именно – признаки нарушения пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 6.2. Закона о государственной социальной помощи перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, является Минздравсоцразвития России.
Согласно пункту 3 Положения о Минздравсоцразвития России, министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Минздравсоцразвития России, согласно которому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации самостоятельно принимаются нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности.
В том случае, если изданный Минздравсоцразвития России нормативный правовой акт противоречит федеральным законам, то Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации обязано внести в такой нормативный правовой акт соответствующие изменения. Невнесение же изменений является бездействием.
Федеральные законы не содержат положений об ограничении прав производителей (поставщиков) лекарственных средств для гарантированного обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов при оказании дополнительной медицинской помощи, в целях, перечисленных в статье 55 Конституции Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что бездействие Минздравсоцразвития России, выразившееся в невнесении изменений в Приложение № 12, согласно которому назначение лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи», было ограничено перечнем ЖНВЛС, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынках лекарственных средств. Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации нарушило пункты 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем Комиссия принимает во внимание, что Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 20 января 2011 года № 13Н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 12 февраля 2007 года № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.03.2011 № 20103) были внесены изменения в противоречащие антимонопольному законодательству пункты 1.3. и 1.4. Приложения № 12 «Инструкции о порядке назначения лекарственных средств».
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации нарушившим пункты 2 и 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия, выразившегося в невнесении изменений в приказ от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на рынках лекарственных средств.
2. В связи с добровольным устранением нарушения, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1 15/124-10 в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации прекратить.

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии:
Т.В. Нижегородцев
М.В. Федоренко
Л.В. Целикова
А.З. Бокоева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь