Решение по делу по заявлению Закрытого акционерного общества «Метахим»

19 апреля 2011, 13:01
Тип документа:


РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1 10/205-10
о нарушении антимонопольного законодательства


«__» марта 2011г. г. Москва

Резолютивная часть оглашена «17» марта 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено «___» марта 2011 года

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – Цыганов А.Г. – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы; члены комиссии: Харитонашвили Т.И. – начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Вершинин С.Ю. – заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Гусаров Г.В. – заместитель начальника Аналитического управления, Савинова О.А. – начальник отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Кузнецова Е.А. – заместитель начальника Правового управления, Романенкова И.И. – начальник отдела судебной работы Правового управления, Деменков А.М. – заместитель начальника отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, Вишневский А.В. – старший государственный инспектор отдела химической промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса, рассмотрев дело № 1 10/205-10 по признакам нарушения ОАО «Апатит» (ул. Ленинградская, д. 1, г. Кировск, Мурманская обл., 184250) пунктов 1, 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу 17.12.2010 (вх. Fax7420) поступило заявление Закрытого акционерного общества «Метахим» (Кировский проспект, 20, г. Волхов, Ленинградская обл., 187400) о нарушении Открытым акционерным обществом «Апатит» (ул. Ленинградская, 1, г. Кировск, Мурманская обл., 184250) антимонопольного законодательства на рынке апатитового концентрата.
Приказом ФАС России от 31.12.2004 № 218 группа лиц в составе ОАО «ФосАгро» (Москва), ЗАО «ФосАгро АГ» (Санкт-Петербург), ООО «ФосАгро - Маркетинг» (г. Апатиты, Мурманская обл.), ОАО «Апатит» (г. Кировск, Мурманская обл.) включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по позиции «апатитовый концентрат» с долей более 65% на рынке Российской Федерации. Таким образом, указанная группа лиц занимает доминирующее положение на рынке апатитового концентрата.
С целью заключения договора поставки апатитового концентрата на 2011 год в объеме 234 тыс. т. ЗАО «Метахим» 23.07.2010 направило оферту ОАО «Апатит».
В месячный срок ОАО «Апатит» информировало ЗАО «Метахим» о невозможности заключения договора поставки на предложенных условиях, так как на 2011 год уже законтрактовано для поставок большее количество апатитового концентрата, чем будет произведено.
Вместе с тем, учитывая систематическую невыборку некоторыми потребителями законтрактованных объемов, высвобождающиеся объемы ОАО «Апатит» предложило реализовывать ЗАО «Метахим». ОАО «Апатит» направило в адрес ЗАО «Метахим» подписанный проект договора на поставку в 2011 году до 234 тыс. тонн апатитового концентрата по цене, дополнительно согласовываемой сторонами, а, при отсутствия такого согласования, рассчитываемой по формуле 3050 руб./тн * КПИ 2009 * ГК * КПИ 2010 *ГК, где
3050 руб/тн. – цена апатитового концентрата, рекомендованная ФАС России на 2009 год;
КПИ 2009 и КПИ 2010 – индекс цен производителей промышленных товаров, ежемесячно определяемый Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ» по раздельным видам деятельности «С+Д+Е» ОКВЭД по Российской Федерации, выраженный в процентах, рассчитанный на декабрь 2009 года по отношению к ценам декабря 2008 года и ценам на декабрь 2010 года по отношению к ценам декабря 2009 года соответственно, который был определен в размере 1,1385 на 2009 и 1,166 на 2010г.
ГК – коэффициент ухудшения горно-геологических условий добычи апатит-нефелиновой руды по причинам не связанным с инфляцией, значение которого определено в размере 1,032.
Указанная формула цены была рекомендована письмами ФАС России от 14.12.2006 № ЦА/21193 и 16.11.2006 № ЦА/19634 и применялась при расчете цены поставок апатитового концентрата другим потребителям на территории Российской Федерации.
По мнению ЗАО «Метахим», ОАО «Апатит», занимающее доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, необоснованно отказалось от заключения договора поставки апатитового концентрата и тем самым нарушило пункт 5 части 1 стать 10 Закон о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения представленных ОАО «Апатит» материалов было установлено, что последний договор на поставку апатитового концентрата на 2011 год был подписан в декабре 2009 года. Также ФАС России проанализированы все договора поставки апатитового концентрата в 2011 году.
Общая сумма законтрактованного апатитового концентрата производства ОАО «Апатит» по договорам поставки, заключенным на 2011 год составляет более 8 млн. тонн.
Предельный уровень производства апатитового концентрата в 2011 году на мощностях ОАО «Апатит» составит 7800 тыс. тонн. Указанный объем производства подтверждается письмами ОАО «Гипроруда» (исх. от 13.02.2011 № 2011-24) и Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (исх. от 14.01.2011 № 50), приобщенными к материалам дела.
При этом, на момент получения от ЗАО «Метахим» предложения на заключение договора поставки, значительная часть долгосрочных договоров поставки апатитового концентрата с рядом потребителей была заключена ОАО «Апатит» во исполнение судебных актов. В частности, по указанным договорам в 2011 году будет поставлено около 24% от всех поставок на внутренний рынок.
Таким образом, ОАО «Апатит» документально подтвердило, что на момент обращения ЗАО «Метахим» у него отсутствовала технологическая и экономическая возможность произвести или поставить ЗАО «Метахим» необходимое ему количество апатитового концентрата. Следовательно, в действиях ОАО «Апатит» отсутствует нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России отклоняет также довод ЗАО «Метахим» о том, что предлагаемое ОАО «Апатит» условие о цене апатитового концентрата ущемляет интересы ЗАО «Метахим», ограничивает доступ ЗАО «Метахим» на рынок потребления апатитового концентрата, создает для ЗАО «Метахим» дискриминационные условия, которые ставят ЗАО «Метахим» в неравное положение по сравнению с другими лицами, приобретающими у ОАО «Апатит» апатитовый концентрат.
В отсутствие у ОАО «Апатит» незаконтрактованного апатитового концентрата и гарантированной возможности произвести и поставить для ЗАО «Метахим» дополнительный объем товара, предложенное ОАО «Апатит» условие о цене не противоречит антимонопольному законодательству и не ограничивает конкуренцию.
Кроме того, анализ баланса экспортных поставок и поставок на внутренний рынок апатитового концентрата производства ОАО «Апатит» показал снижение объемов экспорта и увеличение поставок на внутренний рынок.
В рамках рассмотрения дела ОАО «Апатит» представило копии обращений, направленных потребителям апатитового концентрата, имеющим соответствующие договора поставки на 2011 год, с просьбой о снижении объемов поставки. Высвобождаемые объемы апатитового концентрата предполагалось направлять ЗАО «Метахим».
Поставляемые объемы апатитового концентрата в адрес ЗАО «Метахим» в I квартале 2011 года были получены ОАО «Апатит», в том числе в результате расторжения контракта с компанией «Thermphos Trading GmbH» (Швейцария) с выплатой соответствующих штрафных санкций.
Также ОАО «Апатит» указало, что в случае превышения объемов производства апатитового концентрата в 2011 г., указанные объемы будут поставлены в адрес ЗАО «Метахим».
Таким образом, ОАО «Апатит» предприняло все возможные действия по обеспечению ЗАО «Метахим» необходимым сырьем.
Цена апатитового концентрата рассчитывалась согласно формуле. Правомерность использования переменных, содержащихся в формуле, и ее экономическая обоснованность ранее проверялась ФАС России с привлечением независимых экспертных организаций и подтверждена письмами ФАС России от 14.12.2006 № ЦА/21193 и 16.11.2006 № ЦА/19634 .
Базовая цена, используемая в формуле, была рекомендована ФАС России как экономически обоснованная на 2009 г. Индексы промышленной инфляции за 2009 - 2010 г.г. позволяют определить объективный уровень роста затрат ОАО «Апатит» на производство концентрата с начала 2009 г. по конец 2010 г., т.е. за период с момента определения ФАС России рекомендуемой цены. Коэффициент ухудшения горно-геологических условий является фиксированным, подтвержден заключением экспертной организацией и определяет дополнительные объективные затраты ОАО «Апатит», вызванные не инфляционными процессами, а ухудшением условий добычи апатит-нефелиновой руды.
Наличие в формуле переменной не позволяет говорить о каком-то конкретном размере цены или о завышенности цены, поскольку инфляционный индекс может быть как больше 100%, так и меньше (дефляция), в силу чего цена может как расти, так и снижаться по отношению к базовой цене.
Факт направления ОАО «Апатит» проекта договора с условием о формуле цены не может сам по себе свидетельствовать о необоснованном установлении или навязывании ОАО «Апатит» ЗАО «Метахим» какой-либо цены на концентрат. Тем более, что в проекте договора цену концентрата предполагалось согласовывать дополнительно и при менять формулу лишь в случае отсутствия такого согласования.
При отсутствии у ОАО «Апатит» незаконтрактованных объемов апатитового концентрата, цена его поставки в адрес ЗАО «Метахим», при появлении такой возможности, определяется иными экономическими факторами, по сравнению с ценой, согласованной ОАО «Апатит» в договорах с иными потребителями, в силу чего ее размер может отличаться от цен, предусмотренных в иных договорах ОАО «Апатит».
В этой связи Комиссия отвергает довод ЗАО «Метахим» о том, что цена, предложенная ОАО «Апатит» является монопольно высокой и дискриминационной.

Комиссия также принимает во внимание, что согласно пункту 6.1 Постановления Пленума ВАС России от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» применение конкретным хозяйствующим субъектом рекомендованных антимонопольным органом цен в любом случае не может быть признано нарушением антимонопольного законодательства.
Таким образом, Комиссия ФАС России не обнаружила в действиях ОАО «Апатит» нарушения пунктов 1, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на рынке апатитового концентрата.

Руководствуюсь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:
1. Прекратить дело в отношении ОАО «Апатит» по признакам нарушения пунктов 1, 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены товара, экономически или технологически не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара и создания дискриминационных условий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь