Решение и предписание по делу в отношении ООО «Ново Нордикс» (№ 1 10/91-10)

16 февраля 2011, 14:12
Тип документа:

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «23» сентября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «06» октября 2010 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии – Кашеварова А.Б. – заместителя руководителя ФАС России;
членов Комиссии:
Нижегородцева Т.В. – начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Сушкевича А.Г. – начальника Аналитического управления ФАС России;
Федоренко М.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Лавровой Н.Ю. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Кузнецовой Е.А. – начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России;
Шаравской Н.А. – заместителя начальника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Бокоевой А.З. – советника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Кот М.Ю. – главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,
рассмотрев дело № 1 10/91-10 по признакам нарушения ООО «Ново Нордиск» (Ломоносовский проспект, д. 38, офис 11, г. Москва, 119330) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со сводным планом контрольной деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной антимонопольной службы на 2009 год, утвержденным приказом ФАС России от 21.01.2009 № 20, на основании приказов ФАС России от 25.06.2009 № 404, от 29.07.2009 № 482, от 24.08.2009 № 551, ФАС России с 29.06.2009 по 28.09.2009 проводилось контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Обществом с ограниченной ответственностью «Ново Нордиск».
На основании документов и материалов, полученных в ходе проведения контрольного мероприятия, приказом ФАС России от 07.07.2010 № 394 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1 10/91-10 по признакам нарушения ООО «Ново Нордиск» (Ломоносовский проспект, д. 38, офис 11, г. Москва, 119330) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически и технологически не обоснованном отказе и уклонении ООО «Ново Нордиск» от заключения договоров с отдельными покупателями и создании дискриминационных условий для потенциальных партнеров по сравнению с действующими, что привело и/или может привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц.
На основе проведенного ФАС России в 2009 г. по итогам 2007 г. - 1 полугодия 2009 г. анализа рынков лекарственных препаратов инсулина и препаратов, имеющих МНН «Эптаког альфа [активированный]» в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, установлено, что ООО «Ново Нордиск» в рассматриваемом периоде занимало долю равную 100 процентам в географических границах Российской Федерации на рынке крупнооптовых партий лекарственных средств, имеющих МНН «Эптаког альфа [активированный]», а также на рынке крупнооптовых партий каждого торгового наименования инсулинов производства Ново Нордиск А/С (Дания), ввозимых и реализуемых на территории Российской Федерации, а именно препаратов НовоРапид Пенфилл, НовоРапид ФлексПен, НовоМикс 30 Пенфилл, НовоМикс 30 ФлексПен, Левемир ФлексПен, Актрапид НМ, Актрапид НМ Пенфилл, Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл.
Приказами ФАС России от 03.04.2009 № 193 и от 01.12.2009 № 796 ООО «Ново Нордиск» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В 2010 г. ФАС России провел уточнение долей ООО «Ново Нордиск» на рынке крупнооптовых партий каждого торгового наименования инсулинов производства Ново Нордиск А/С (Дания), ввозимых и реализуемых на территории Российской Федерации, а именно препаратов НовоРапид Пенфилл, НовоРапид ФлексПен, НовоМикс 30 Пенфилл, НовоМикс 30 ФлексПен, Левемир ФлексПен, Актрапид НМ, Актрапид НМ Пенфилл, Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл, а также на рынке крупнооптовых партий лекарственных средств, имеющих МНН «Эптаког альфа [активированный]». По итогам анализа было установлено, что на рынке крупнооптовых партий лекарственных средств НовоРапид Пенфилл, НовоРапид ФлексПен, НовоМикс 30 Пенфилл, НовоМикс 30 ФлексПен, Левемир ФлексПен, Актрапид НМ, Актрапид НМ Пенфилл, Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл доля ООО «Ново Нордиск» в периоде с 2005 г. по июль 2010 г. составляла 100%, на рынке крупнооптовых партий лекарственных средств НовоСэвен доля в период с 2005 г. до 2010 г. составляла 100%, а в 2010 г. доля была снижена до 34,9% в форме выпуска лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 120 КЕД, до 32,58% в форме выпуска лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 240 КЕД и 78,02% в форме выпуска лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 60 КЕД.
Таким образом, установлено, что ООО «Ново Нордиск» в период с 2005 г. по июль 2010 г. занимало доминирующее положение в географических границах Российской Федерации на рынке крупнооптовых партий препаратов НовоРапид Пенфилл, НовоРапид ФлексПен, НовоМикс 30 Пенфилл, НовоМикс 30 ФлексПен, Левемир ФлексПен, Актрапид НМ, Актрапид НМ Пенфилл, Протафан НМ, Протафан НМ Пенфилл, НовоСэвен в форме выпуска лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 60 КЕД, а по препарату НовоСэвен в формах выпуска лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 120 и 240 КЕД ООО «Ново Нордиск» занимало доминирующее положение в течение 2005-2009 гг.
ООО «Ново Нордиск» зарегистрировано 21.05.2003. Реализацию лекарственных средств ООО «Ново Нордиск» осуществляет с 2005 года по настоящее время.
ООО «Ново Нордиск» является 100% дочерней компанией «Ново Нордиск А/С» Дания и входит в группу компаний Ново Нордиск, которая занимается реализацией инновационных и дорогостоящих лекарственных препаратов, включая весь спектр препаратов для лечения диабета, средства для лечения гемофилии, недостатка гормона роста, а также препаратов для заместительной гормональной терапии у женщин.
Общее управление деятельностью ООО «Ново Нордиск» осуществляет совет директоров, состоящий в настоящее время из четырех граждан Дании. Генеральный директор – гражданин Российской Федерации – является представителем исполнительной власти ООО «Ново Нордиск» и управляет его ежедневной деятельностью.
Все реализуемые ООО «Ново Нордиск» лекарственные средства включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2135-р. В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782, цены на данные лекарственные средства регулируются государством путем государственной регистрации предельных отпускных цен производителей и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ним.
ООО «Ново Нордиск» до 2008 года работало по договорам поставки лекарственных средств с большим количеством покупателей. Так, в соответствии с представленными ООО «Ново Нордиск» в ФАС России данными (письмо от 26.08.2010 № 267), оно осуществляло реализацию лекарственных средств:
- в 2005 г. 12 покупателям (ЗАО «Лекомед», ЗАО «Фармакрон», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ГУП «Башфармация РБ», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ГУЗ Областная детская клиническая больница им. Выжлецова, ЗАО «Северо-Запад», ООО «Уральский фармацевтический центр», ГУП Ярославской области «Областная фармация», ООО «Арника-Фарм»);
- в 2006 г. 40 покупателям (ООО «Уральский фармацевтический центр», ЗАО «Лекомед», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ГУП «Башфармация РБ», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ЗАО «Северо-Запад», ГУП «Брянскфармация», ГУП Ярославской области «Областная фармация», ООО «Арника-Фарм», ООО «Санда-Фарм», ОАО УМК «Нормедком», ОДКБ Читинская обл., ООО фирма «Арника» Самара, ООО «Фармаимпекс», ЗАО «РОСТА», ООО «МЕДИКЭЙТ», ООО «Компания ФИТО», ЗАО «Р-Фарм», ООО «ФармМедТехника», ООО «РЦСЗ «Ленмединформ», Куйбышевская МЦРБ, ООО предприятие «Агропромсервис», МУЗ ГКБ № 34, ЗАО МФК «Практика», ОГУП «Областной аптечный склад» Челябинск, ООО СП «Хиратрейд», МУЗ «Горбольница № 4», ООО «Универсал Мед Сервис», ООО «Промедтех», ООО «ОЛВЕКС», АНО «Здравсервис», ООО «Регион», МУП «Аптека» МОГО «Ухта», ООО «Фармбокс», ООО «Фармакополла», МУЗ ГКБ № 1 Новосибирск, ООО «ИНТЕРОСТ», МЛПУ Красногорская больница, ГООРПП «Фармация» Омск);
- в 2007 г. 20 покупателям (ООО «Норберт», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «Северо-Запад», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ООО «Санда-Фарм», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ООО «Уральский фармацевтический центр», ГУП «Брянскфармация», ГУП Ярославской области «Областная фармация», ООО «Компания ФИТО», ЗАО «Р-Фарм», ОГУП «Областной аптечный склад» Челябинск, ООО СП «Хиратрейд», АНО «Здравсервис», ООО «Фармакополла», МУЗ ГКБ № 1 Новосибирск, ОАО «ФАРМИМЭКС», Оренбургская ОКБ, МУЗ «Новосибирский город. Перинатальный центр», ГУП г. Москвы «Столичные аптеки»);
- с 2008 г. по настоящее время ООО «Ново Нордиск» осуществляет продажу продукции производства группы компаний Ново Нордиск только в адрес пяти покупателей: ООО «Санда-Фарм», ЗАО «Северо-Запад», ЗАО «Фармацевт», ООО «Норберт» и ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», являющихся уполномоченными дистрибьюторами ООО «Ново Нордиск», которые согласно пункту 6 формы 1, заполненной уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году (приложения к письму ООО «Ново Нордиск» от 02.08.2010 № 229), в ряде регионов непосредственно участвуют в торгах на поставку лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск, а в других регионах продают товары своим субподрядчикам.
Перечисленные компании являются постоянными партнерами ООО «Ново Нордиск», с которыми сначала группа компаний Ново Нордиск, а затем ООО «Ново Нордиск» работает от 9 до 15 лет. Так, сотрудничество группы компаний Ново Нордиск с ООО «Санда-Фарм» длится с 2001 г., с ЗАО «Северо-Запад» и с ЗАО «Фармацевт» - с 1999 г., с ООО «Норберт» и с ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк» - с 1995 г.
По мнению ООО «Ново Нордиск», изложенному в годовом отчете за 2008 год, долговременное сотрудничество с данными партнерами на территории Российской Федерации позволяет ООО «Ново Нордиск» «охватить все основные регионы Российской Федерации для обеспечения продаж». В соответствии с пунктом 7 формы 1, заполненной уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году (приложения к письму ООО «Ново Нордиск» от 02.08.2010 № 229), ООО «Норберт» традиционно действует в центральном регионе России, ЗАО «Фармацевт» - в регионах Юга и Поволжья, ЗАО «Северо-Запад» - на Северо-Западе России, ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк» - в регионах Урала и Сибири, а ООО «Санда-Фарм» - в Дальневосточном регионе России.
Пункт 7 формы 1, заполненной уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году, также указывает на то, что ООО «Ново Нордиск» выбрал пять региональных партнеров, которые «хорошо понимают специфику деятельности в рамках своей территории». Согласно пункту 12 формы 2, заполненной уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году, выбранные ответчиком дистрибьюторы значительно зависят от поставок продукции ООО «Ново Нордиск»: реализация препаратов группы компаний Ново Нордиск составляет около 90% в годовом доходе ООО «Норберт» и ООО «Санда-Фарм», 65% в годовом доходе ЗАО «Фармацевт», 59% в годовом доходе ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк» и 40% в годовом доходе ЗАО «Северо-Запад».
Согласно пункту 5 формы 1, заполненной уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году, пять партнеров ООО «Ново Нордиск», охватившие своими поставками всю территорию Российской Федерации, получают от ООО «Ново Нордиск» бонусы за объем в размере от 3 до 33% в зависимости от наименований лекарственных препаратов, премии за предоплату в размере 2% и бонусы за надлежащую отчетность в размере 2%.
Из заполненных уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году форм (пункт 19 формы 1) следует, что в 2009 г. размер полученных от ООО «Ново Нордиск» премий за объем составил 16,5% от объема отгруженного товара в ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», 16% - в ООО «Санда-Фарм», 11,9% - в ЗАО «Северо-Запад», 11,6% - в ЗАО «Фармацевт» и 6,6% - в ООО «Норберт». Наибольшую премию за объем в размере 211,108 млн. долл. США в 2009 г. получил от ООО «Ново Нордиск» ЗАО «Фармацевт».
Анализ Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров от 03.12.2008 (далее – Политика 2008) показал, что данным документом ограничивается возможность осуществлять закупку продукции производства группа компаний Ново Нордиск напрямую у ООО «Ново Нордиск» иным хозяйствующим субъектам, кроме пяти уполномоченных дистрибьюторов.
Так, в соответствии с Политикой 2008 решение ООО «Ново Нордиск» по вопросу заключения договора поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с тем или иным партнером обусловлено необходимостью прохождения потенциальным коммерческим партнером процедуры комплексной проверки в соответствии с требованиями Политики 2008. Согласно Политики 2008 процедура принятия решения в отношении потенциального коммерческого партнера о сотрудничестве по распространению продукции группы Ново Нордиск состоит из двух последовательных этапов: предварительный анализ документации потенциального коммерческого партнера (комплексная экспертиза) и проведение аудита потенциального коммерческого партнера.
В результате анализа Политики 2008, определяющей условия заключения договоров поставок установлено, что указанный документ предусматривает:
1. Проведение первичной комплексной экспертизы потенциального коммерческого партнера и проведение последующего обновления материалов проведенной экспертизы не менее одного раза в два года (пункт 4.2 Политики 2008). Потенциальный коммерческий партнер должен заполнить «Информационную форму контрагента ООО «Ново Нордиск» - дистрибьютора», представить все учредительные и регистрационные документы, информацию о его финансовом положении за каждый год, начиная с 2006 г., копии бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках, сведения об уставном капитале и учредителях, лицензиях и разрешениях, сотрудниках, акционерах и их родственниках, являющихся государственными (муниципальными) служащими, подробная информация о судебных разбирательствах и иные документы (Приложение № 2 к Политике 2008).
2. Проведение ООО «Ново Нордиск» проверки складских помещений и средств транспортировки потенциальных коммерческих партнеров на предмет их соответствия требованиям Приложения № 1 к Политике 2008 (пункт 4.1 Политики 2008).
В возражениях в отношении акта ФАС России № 177 от 28.09.09 по результатам контрольного мероприятия, направленных письмом от 13.10.2009 б/н, ООО «Ново Нордиск» указало на то, что проводило подобные проверки всех своих постоянных партнеров. Однако представленные ответчиком письмом от 02.08.2010 № 229 документы подтвердили лишь факты проведения правового аудита своих действующих партнеров в 2008 и в 2010 гг. В то же время документов, подтверждающих факты проведенных ООО «Ново Нордиск» проверок складских помещений и средств транспортировки действующих партнеров, предоставлено не было.
3. Требование соблюдения партнером требований деловой этики группы компаний Ново Нордиск и ежегодного представления партнером подтверждений соответствия нормам деловой этики с указанием, что нарушение положений деловой этики дает право ООО «Ново Нордиск» немедленно разорвать договорные отношения и предъявить претензии (пункт 4.3 Политики 2008).
4. Требования регулярно предоставлять ООО «Ново Нордиск» информацию и отчеты о поставках закупленной у него продукции в регионы на условиях обеспечения конфиденциальности (пункт 5.6 Политики 2008).
5. Условия договора, который будет предложен потенциальному партнеру в случае его соответствия критериям, изложенным в Политике 2008, предусматривающие различные условия оплаты товара для новых партнеров (100-процентная предоплата) и партнеров, с которыми у ответчика договорные отношения существуют три и более лет (отсрочка платежей до 90 дней).
При этом после принятия Политики 2008 ООО «Ново Нордиск» заключало с постоянными партнерами договоры на условиях поставки с отсрочкой платежей до 120 календарных дней, начиная с даты выставления счета на оплату (например, договоры ООО «Ново Нордиск» с ООО «Норберт» от 15.12.2008 № 2009/НОРБЕРТ и с ООО ПФК «Фортуна Плюс Инк.» от 15.12.2008 № 2009/ФОРТУНА ПЛЮС Инк.). Кроме того, действующие до принятия Политики 2008 договоры с пятью уполномоченными дистрибьюторами ООО «Ново Нордиск» содержали условие отсрочки платежей до 180 календарных дней, начиная с даты выставления счета на оплату (например, с ЗАО «Фармацевт» от 28.06.2007 № 2007/Фармацевт О, с ООО «Санда-Фарм» от 28.06.2007 № 2007/Санда-Фарм О. и от 15.12.2008 № 2008/Санда-Фарм-ГЗТ, с ООО «Норберт» от 24.07.2007 № 2007/НОРБЕРТ).
По мнению Комиссии, в Политике 2008 отсутствовали критерии оценки представляемых потенциальными коммерческими партнерами документов и сведений, на основе которых принималось решение о его соответствии или несоответствии требованиям ООО «Ново Нордиск». ООО «Ново Нордиск» в своем письме от 26.08.2009 № б/н сообщило, что решение принималось в каждом случае индивидуально, а порядок принятия решений не регламентирован внутренними документами.
В 2008 – 2010 гг. кроме договоров с пятью постоянными партнерами у ООО «Ново Нордиск» не было ни одного действующего договора на поставку лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск, заключенного с иными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Комиссия пришла в выводу, что реализация ООО «Ново Нордиск» Политики 2008 позволяла ООО «Ново Нордиск» уклоняться от заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с хозяйствующими субъектами в части установления требований о необходимости проведения проверки складских помещений и средств транспортировки потенциальных коммерческих партнеров и установления различных условий оплаты. Кроме того, предусмотренные в Политике 2008 условия договора содержат дискриминационные условия по отношению к новым партнерам ООО «Ново Нордиск».
Из анализа представленных ООО «Ново Нордиск» договоров (письмо от 26.08.2010 № 267), а также писем опрошенных ФАС России организаций оптовой торговли лекарственными средствами следует.
ООО «Биотэк» в период с 28.06.2000 по 31.12.2004 осуществляло закупку продукции производства группы компаний Ново Нордиск по договору с А/О Ново Нордиск (Дания), с 16.07.2004-31.12.2006 по договору с Ново Нордиск А/С (Дания). С 30.10.2006 по 31.12.2007 между ООО «Биотэк» и ООО «Ново Нордиск» действовал договор от 30.10.2006 № 15-01 ЛГ06/278-06.
По сведениям ООО «Биотэк» (письмо в ФАС России от 23.06.2010 № 20-01/105-10) с 2007 г. ООО «Биотэк» закупало лекарственные средства производства группы компаний Ново Нордиск у официальных дистрибьюторов ООО «Ново Нордиск» – ООО «Норберт», ЗАО «Северо-Запад» и ЗАО «Фармацевт» по инициативе ООО «Ново Нордиск».
ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» с 10.10.2005 до 31.12.2006 осуществляло закупку продукции производства группы компаний Ново Нордиск по договору с ООО «Ново Нордиск» от 10.10.2005 № 051010-1. Пунктом 10.9 указанного договора предусматривалась возможность пролонгации срока действия договора, однако договор продлен не был. По сведениям ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» (письмо в ФАС России от 31.05.2010 № 1610), с 2007 года ООО «Ново Нордиск» переориентировало ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» на своего делового партнера - ООО «Норберт».
Согласно представленным в ФАС России письмом ООО «Ново Нордиск» от 26.08.2010 № 267 документам, ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» осуществляло закупку продукции производства группы компаний Ново Нордиск по договору с ООО «Ново Нордиск» от 06.09.2005 № 050906-2 в период с 06.09.2005 по 05.09.2006. Пунктом 10.9 данного договора предусматривалась возможность последующей пролонгации его срока действия, однако данная возможность не была использована сторонами.
ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» письмом от 01.06.2010 № 01/324 в адрес ФАС России сообщило, что после истечения срока действия договора с ООО «Ново Нордиск» с 05.09.2006 по настоящее время оно осуществляло закупку продукции производства группы компаний Ново Нордиск у официальных дистрибьюторов ООО «Ново Нордиск». Такие условия поставок были определены ООО «Ново Нордиск».
Кроме того, в указанном письме сообщается, что в январе 2010 г. в связи с изменениями вопросов ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» устно и посредством электронной почты обращалось в ООО «Ново Нордиск» с предложением заключить договор. Однако достигнуть договоренности не удалось в связи с объяснением ООО «Ново Нордиск» о специфичности продукции и действующей политике компании по строгому выбору и ограниченному количеству поставщиков.
Согласно письменным пояснениям ответчика (вх. от 23.09.2010 № 045667), в адрес ООО «Ново Нордиск» не поступало письменных обращений от ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» с предложением заключить договор поставки.
Между ООО «Фармаимпекс» и А/О Ново Нордиск (Дания) с 10.06.2002 по 31.12.2004 действовал договор с на поставку инсулинов, а с 25.10.2004 по 31.12.2005 договор с Ново Нордиск А/С (Дания). С 19.04.2006 по 06.10.2006 действовал договор № 060419-1 с ООО «Ново Нордиск», который не был пролонгирован.
По сведениям, полученным от ООО «Фармаимпекс» (письмо в ФАС России от 28.07.2010 № 01-07/103), после истечения действия договоров в 2007–2010 гг. ООО «Фармаимпекс» осуществляло закупку продукции группы компаний Ново Нордиск у уполномоченного дистрибьютора на Северо-Западе России – ЗАО «Северо-Запад». Выбор поставщика был обусловлен участием ООО «Фармаимпекс» в торгах Министерства здравоохранения Удмуртской Республики на поставку инсулинов и его расположением в Удмуртской Республике, которая относилась к региону обслуживания ЗАО «Северо-Запад». Переговоры по условиям и объемам поставок осуществлялись с менеджерами ООО «Ново Нордиск».
Кроме того, ЗАО «Компания «ИНТЕРМЕДСЕРВИС» также сообщило (письмо в ФАС России от 03.08.2010 № 4585/ИМС), что осуществляет закупку продукции ответчика у уполномоченных дистрибьюторов по инициативе ООО «Ново Нордиск».
Ответчиком ранее также были заключены договоры, в которых предусматривалась возможность пролонгации срока действия договора, еще с 33 хозяйствующими субъектами (ОАО «ФАРМИМЭКС», ЗАО «РОСТА», ЗАО «Лекомед», ЗАО «Фармакрон», ЗАО «Р-Фарм», ОАО УМК «Нормедком», ГУП «Башфармация РБ», ГУЗ Областная детская клиническая больница им. Выжлецова департамента здравоохранения администрации Архангельской области, ГУП «Брянскфармация», ООО «Уральский фармацевтический центр», ГУП Ярославской области «Областная фармация», ООО «Арника-Фарм», ООО «МЕДИКЭЙТ», ООО «РЦСЗ «Ленмединформ», ООО «Компания ФИТО», ООО «ФармМедТехника», ООО предприятие «Агропромсервис», ЗАО МФК «Практика», ОГУП «Областной аптечный склад», ООО СП «Хиратрейд», МУЗ «Горбольница №4», АНО «Здравсервис», ООО «Универсал Мед Сервис», ООО «Промедтех», ГУП г. Москвы «Столичные аптеки», ООО «ОЛВЕКС», ООО «Регион», МУП «Аптека» МОГО «Ухта», ООО «Фармакополла», ООО «Фармбокс», ООО «ИНТЕРОСТ», МУЗ «Новосибирский город. Перинатальный центр», ГООРПП «Фармация»), и действовали до конца 2006-2007 гг.
Таким образом, за исключением договорных отношений ответчика с пятью постоянными партнерами, все договоры поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск, представленные ООО «Ново Нордиск» в ФАС России письмом от 26.08.2010 № 267, заключались ответчиком в 2005-2006 гг. и действовали до 2006-2007 гг. соответственно. Договоры предусматривали возможность пролонгации срока действия договора (за исключением трех договоров - с ООО «Биотэк», ОАО «ФАРМИМЭКС» и ГУП г. Москвы «Столичные аптеки»). Данная возможность была осуществлена ООО «Ново Нордиск» только в двух случаях: с ГУП «Брянскфармация» и с ООО «Уральский фармацевтический центр» договоры были продлены до конца 2007 г.
После истечения сроков действия договоров, они не были перезаключены. Бывших покупателей ООО «Ново Нордиск» переориентировало на сотрудничество с ООО «Норберт», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «Северо-Запад», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ООО «Санда-Фарм», предложив установить деловые контакты с ними.
Так, в 2009-2010 гг. ООО «Ново Нордиск» рассылало информационные письма государственным заказчикам и организациям оптовой торговли лекарственными средствами (например, письма от 20.04.2009 № 369 и от 24.03.2010 № 66, представленные в ФАС России письмом ООО «Биотэк» от 23.06.2010 №20-01/105-10). В указанных письмах ООО «Ново Нордиск» сообщало, что на территории Российской Федерации коммерческими партнерами ООО «Ново Нордиск» являются компании ООО «Норберт», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «Северо-Запад», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ООО «Санда-Фарм», а также просило обращаться к этим компаниям по вопросам ценообразования в рамках государственных контрактов.
Из изложенного следует, что ООО «Ново Нордиск» приняло решение работать только с пятью постоянными партнерами, расположенными в различных регионах Российской Федерации, о чем свидетельствуют факты прекращения ответчиком договорных отношений с покупателями, кроме пяти уполномоченных дистрибьюторов, направления ответчиком информационных писем организациям оптовой торговли лекарственными средствами о его коммерческих партнерах на территории Российской Федерации, которыми стали пять уполномоченных дистрибьюторов, а также представленные в ходе рассмотрения дела письменные и устные объяснения организаций оптовой торговли лекарственными средствами о фактах производимой ответчиком в 2007-2008 гг. переориентации их на работу через своих уполномоченных дистрибьюторов.
Данный вывод также подтверждается письмом ООО «Ново Нордиск» от 02.08.2010 № 229, в котором ответчик представил в ФАС России формы, заполненные уполномоченными дистрибьюторами в ходе проведения ООО «Ново Нордиск» правового аудита в 2010 году. На содержащийся в пункте 7 формы 1 вопрос ООО «Ново Нордиск», каким образом заполняющий форму партнер был найден и выбран, уполномоченные дистрибьюторы ответили следующим образом: «С начала работы в России Ново Нордиск искал надежных опытных, разделяющих его ценности партнеров с хорошей репутацией, которые могли бы работать на всей территории России. Традиционно существует два типа дистрибьюторов на российском рынке: национальные дистрибьюторы и региональные. Национальные дистрибьюторы – крупные компании, не понимающие специфики работы Ново Нордиск и не разделяющие его ценности; довольно часто упоминаются в связи с проблемами взяточничества. Таким образом, с самого начала было принято решение о взаимодействии в России с некрупными региональными компаниями, которые более стабильны и хорошо понимают специфику деятельности в рамках своей территории. Поскольку они не являются крупными компаниями, работа с ними ведется более оперативно». В данном пункте у всех уполномоченных дистрибьюторов ООО «Ново Нордиск» содержится также информация о том, что они первоначально являлись консигнаторами Ново Нордиск А/С (Дания), а после создания российского юридического лица ООО «Ново Нордиск» стали его дистрибьюторами.
На заседании по делу № 1 10/91-10 о нарушении антимонопольного законодательства 11.08.2010 Комиссия обратилась к представителям ООО «Ново Нордиск» с вопросом о причинах прекращения работы ответчика с крупнейшими на территории Российской Федерации дистрибьюторами. При этом, в ходе рассмотрения дела представители ООО «Ново Нордиск» не назвали преимуществ небольших региональных дистрибьюторов перед крупными, а также не указали причин, по которым ответчик считает, что выбранные в качестве постоянных партнеров небольшие компании в большей степени, чем крупные дистрибьюторы соответствуют требованиям ООО «Ново Нордиск».
В ходе проводимого ФАС России расследования по вопросу проверки соблюдения ответчиком требований Закона о защите конкуренции были получены данные об уклонении ООО «Ново Нордиск» от заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с организациями оптовой торговли. С целью уточнения данной информации, Федеральной антимонопольной службой были направлены запросы дистрибьюторам, осуществляющим закупку лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск у постоянных партнеров ответчика.
Полученные ответы организаций оптовой торговли лекарственными средствами свидетельствуют о неоднократном их обращении в ООО «Ново Нордиск» с предложением заключить договор поставки лекарственных средств. В ответ на устные и письменные обращения ООО «Ново Нордиск» предлагало заключить соглашения с одним из пяти постоянных партнеров. В случае сохранения намерения потенциального партнера заключить договор, ООО «Ново Нордиск» предлагало пройти процедуру комплексной экспертизы документации и аудита, включающего в себя проверку складских помещений, условий транспортировки и системы менеджмента качества потенциального дистрибьютора согласно принятой в компании Политики 2008. При этом, как указывалось ранее, в Политике 2008 отсутствовали критерии оценки представленных потенциальным дистрибьютором данных на соответствие требованиям ООО «Ново Нордиск».
Так, Тамбовский филиал ЗАО «Надежда-Фарм» вел в 2007 году телефонные переговоры с сотрудниками ООО «Ново Нордиск» по вопросу приобретения продукции непосредственно у ООО «Ново Нордиск» на постоянной основе, но получал отказ, в связи с чем был вынужден приобретать продукцию у уполномоченного дистрибьютора ответчика - ООО «Норберт» (письмо ЗАО «Надежда-Фарм» в ФАС России от 21.07.2010 № 243/07НФ).
ООО «Фарм-Трэйд» 13.02.2009, победив на аукционах по дополнительному лекарственному обеспечению в г. Астрахань и в г. Черкесск на поставку препаратов производства группы компаний Ново Нордиск, с целью приобретения препаратов обратилось к действующему в Южном Федеральном округе дистрибьютору ООО «Ново Нордиск» - ЗАО «Фармацевт». ЗАО «Фармацевт» выставило счет на оплату заявленных препаратов № 1129 от 13.02.2009. ООО «Фарм-Трэйд» оплатило выставленный счет, однако письмом от 20.02.2009 № 03-15/709 ЗАО «Фармацевт» сообщило о возврате денежных средств в связи с отсутствием заявленного к поставке товара, несмотря на предусмотренное договором с ООО «Ново Нордиск» условие о наличии на складе уполномоченного дистрибьютора не менее двухмесячных запасов продукции. В связи с чем, во избежание срыва поставок по федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения ООО «Фарм-Трэйд» письмом от 25.02.2009 № 62, направленным экспресс-почтой, обратилось с офертой о заключении договора поставки в Представительство Ново Нордиск А/С в России, расположенное по одному адресу с ООО «Ново Нордиск» и возглавляемое генеральным директором ООО «Ново Нордиск» Смирновым С.В.. Согласно почтовому уведомлению о вручении указанная оферта была получена получателем 27.02.2009 в 12 ч. 40 мин.. Однако ответа на оферту не поступило. Это привело к разрыву контракта ООО «Фарм-Трэйд» с госучреждением в связи с невозможностью осуществления поставки.
ООО «Фарм-Трэйд» 24.07.2009 обратилось в ООО «Ново Нордиск» письмом № 217, содержащим предложение «…начать сотрудничество в области поставки лекарственных препаратов, производимых компанией «Ново Нордиск» для дальнейшей их поставки государственным и муниципальным заказчикам, в том числе по социально значимым проектам и государственным программам». В ответ на указанное предложение ООО «Ново Нордиск» направило письмо от 30.07.2009 б/н, в котором ООО «Фарм-Трэйд» предложено установить контакты со своими деловыми партнерами, зарекомендовавшими себя в качестве добросовестных контрагентов ООО «Ново Нордиск» на протяжении долгих лет совместной работы, а в случае, если ООО «Фарм-Трэйд» намерено установить коммерческие взаимоотношения непосредственно с ООО «Ново Нордиск», ему придется пройти процедуру комплексной экспертизы согласно принятой в компании Политике 2008 в отношении коммерческих партнеров.
Согласно письменным пояснениям ООО «Ново Нордиск» (вх. от 23.09.2010 № 045667) ответчик ведет с ООО «Фарм-Трэйд» «активный диалог, направленный на сбор всей необходимой информации для принятия решения о возможном заключении договора поставки лекарственных средств производства Ново Нордиск».
ЗАО «Империя-Фарма» с 2004 г. осуществляет закупки продукции производства группы компаний Ново Нордиск. В соответствии с представленным ЗАО «Империя-Фарма» в адрес ФАС России письмом от 31.05.2010 № ИФ-1-12/1046 оно неоднократно предпринимало попытки заключения договора с ООО «Ново Нордиск».
Согласно содержащимся в материалах дела документам, ЗАО «Империя-Фарма» письмом от 21.10.2009 № 598 обратилось к председателю Совета директоров ООО «Ново Нордиск» П. Солбергу о заключении договора с ООО «Ново Нордиск» или с Ново Нордиск А/С (Дания). 26.10.2009 письмом № 486 ООО «Ново Нордиск» предложило пройти процедуру проверки согласно Политике 2008 в отношении коммерческих партнеров. ЗАО «Империя-Фарма» снова обратилось к председателю Совета директоров ООО «Ново Нордиск» П. Солбергу с просьбой предоставить анкету партнера по договору и прайс-лист (письмо от 28.10.2009 № 612).
21.12.2009 ООО «Ново Нордиск» провело аудит оценки системы качества складского комплекса и транспортной цепи ЗАО «Империя-Фарма». В результате аудита ООО «Ново Нордиск» выявило несоответствия требованиям Политики 2008.
09.03.2010 директор СК ЗАО «Империя-Фарма» С. Малеванный в письменной форме сообщил ООО «Ново Нордиск» о проведенной работе по устранению выявленных замечаний. ООО «Ново Нордиск» сообщило о необходимости провести повторный аудит для проверки устраненных несоответствий.
По результатам проведенного правового аудита ООО «Ново Нордиск» письмом от 16.06.2010 № 25 сообщило ЗАО «Империя-Фарма», что не может признать результаты правового аудита ЗАО «Империя-Фарма» удовлетворительными и окончательными из-за найденной в сети Интернет информации о ЗАО «Империя-Фарма» и разногласий по проекту договора, касающихся предложения ЗАО «Империя-Фарма» удалить из текста договора пункты, направленные на предотвращение и пресечение возможных нарушений антикоррупционного законодательства. В письме ООО «Ново Нордиск» просило прокомментировать найденные ответчиком в системе Интернет утверждения, а также указывало на существенный характер для ООО «Ново Нордиск» пунктов договора, по которым возникли разногласия и невозможность их удаления из текста договора.
В связи с возникшим дефицитом инсулинов производства Ново Нордиск в г. Санкт-Петербург, ЗАО «Империя-Фарма» письмом от 22.06.2010 б/н запросило оперативное решение вопроса поставок инсулинов в рамках программы ОНЛС в г. Санкт-Петербурге. Однако ООО «Ново Нордиск» письмом от 22.06.2010 № 168 сообщило, что осуществляет поставки на территории Российской Федерации в адрес коммерческих партнеров, в связи с чем ЗАО «Империя-Фарма» вправе обратиться к любому из них. В письме также сообщалось, что с целью рассмотрения вопроса о прямых поставках от ООО «Ново Нордиск» в адрес ЗАО «Империя-Фарма» ответчиком был направлен запрос о предоставлении дополнительной информации для завершения проверки.
22.07.2010 ЗАО «Империя-Фарма» письмом № ИФ-1-1/1515 представило в ответ на запрос ООО «Ново Нордиск» комментарии об утверждениях, содержащихся в системе Интернет. В ответ на данное письмо ООО «Ново Нордиск» направило письмо от 22.07.2010 № 258 о намерениях организовать заседание Оценочного комитета по вопросу установления взаимоотношений с ЗАО «Империя-Фарма». В настоящее время отсутствуют действующие соглашения ЗАО «Империя-Фарма» с ООО «Ново Нордиск».
Согласно письменным пояснениям ответчика (вх. от 23.09.2010 № 045667) ООО «Ново Нордиск» ведет с ЗАО «Империя-Фарма» «активный диалог, направленный на сбор всей необходимой информации для принятия решения о возможном заключении договора поставки лекарственных средств производства Ново Нордиск».
23.09.2010 на заседании по делу № 1 10/91-10 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Ново Нордиск» пояснил, что при проведении аудита склада ЗАО «Империя-Фарма» было выявлено пять несоответствий, в том числе несоответствий, нарушающих требования не только ООО «Ново Нордиск», но и лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Выявленные несоответствия не позволили ООО «Ново Нордиск» заключить договор. На вопрос Комиссии о том, направило ли ООО «Ново Нордиск» информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в органы лицензирования, представитель ООО «Ново Нордиск» ответил отрицательно. Представитель ООО «Ново Нордиск» также признал, что ООО «Ново Нордиск» обладает информацией о том, что ЗАО «Империя-Фарма» продолжает закупку продукции ООО «Ново Нордиск» у его дистрибьюторов и ее дальнейшую продажу.
При этом ООО «Ново Нордиск» пояснило, что повышенные требования к контролю за условиями хранения и транспортировки товара вызваны особенностями товара и сложностями установления, на каком этапе транспортировки товара произошло нарушение, повлекшее за собой его порчу. Контроль ООО «Ново Нордиск» за условиями транспортировки и хранения дистрибьюторами лекарственных средств Ново Нордиск позволяет снизить возможные негативные последствия, связанные с нанесением ущерба деловой репутации группы лиц Ново Нордиск (пояснения ООО «Ново Нордиск», вх. № 45667 от.23.09.2010).
В то же время, учитывая, что ООО «Ново Нордиск», установив несоответствия складских помещений ЗАО «Империя-Фарма» не приняло мер по возврату продукции, возможно сделать вывод, что проверка проводится не с целью контроля хранения продукции, а лишь формально, но позволяя ООО «Ново Нордиск» уклоняться от заключения договора.
Указанное обстоятельство, в том числе подтверждается тем, что ООО «Ново Нордиск» не устанавливает требований к дистрибьюторам о контроле складских помещений контрагента. Вместе с тем, заинтересованные лица, привлеченные к рассмотрению дела № 1 10/91-10, присутствующие на заседании Комиссии 23.09.21010, сообщили Комиссии, что товаропроводящая цепочка поставки продукции к конечному потребителю (лечебно-профилактическим учреждениям и аптечным учреждениям) в большинстве случаев включает в себя нескольких дистрибьюторов, которые не имеют договоров с ООО «Ново Нордиск», и, следовательно, не проходят проверку соответствия требованиям ООО «Ново Нордиск».
ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» 18.12.2009 направило в адрес ООО «Ново Нордиск» письмо б/н с просьбой рассмотреть вопрос заключения договора с ООО «Ново Нордиск». 21.12.2009 ООО «Ново Нордиск» письмом № 525 сообщило ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» о необходимости пройти процедуру проверки согласно Политики 2008.
25.12.2009 ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» направило в ООО «Ново Нордиск» электронным письмом заполненные формы и копии всех необходимых для проверки документов. Электронным письмом от 18.05.2010 ООО «Ново Нордиск» сообщило о том, что ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» предоставлены не все требуемые документы.
07.06.2010 ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» отправило в ООО «Ново Нордиск» электронное письмо с запросом результатов рассмотрения документов. В этот же день ООО «Ново Нордиск» сообщило, что вступила в силу новая Политика ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров от 01.06.2010 (далее – Политика 2010), которую ООО «Ново Нордиск» обещало отправить в ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК». 30.06.2010 ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» электронным письмом запросило электронную версию новой анкеты для заполнения. ООО «Ново Нордиск» предоставило ее.
18.08.2010 письмом № 262 ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» направило в адрес ООО «Ново Нордиск» заполненную анкету по новой форме. 13.09.2010 ООО «Ново Нордиск» направило в ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» письмо № 281, в котором сообщило, что «по итогам заседания Оценочного комитета, состоявшегося 10.09.2010, членами Организационного комитета в соответствии с принципами ведения бизнеса группы компаний Ново Нордиск в отношении ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» было рекомендовано запросить у Компании дополнительную информацию, необходимую для принятия решения относительно возможности установления договорных взаимоотношений. В случае соответствия утверждений, содержащихся в сети Интернет, действительности просим Вас прокомментировать позицию Компании в отношении указанных фактов».
В настоящее время согласно письменным пояснениям ООО «Ново Нордиск» (вх. от 23.09.2010 № 045667) ООО «Ново Нордиск» ведет с ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» «активный диалог, направленный на сбор всей необходимой информации для принятия решения о возможном заключении договора поставки лекарственных средств производства Ново Нордиск».
ООО «БСС» в соответствии с определением об отложении рассмотрении дела № 1 10/91-10 представило пакет документов, содержащий копии писем, направленных ООО «БСС» в адрес группы компаний Ново Нордиск и ООО «Ново Нордиск» с просьбой рассмотреть вопрос о заключении договора (письмо от 23.08.2010 № 4313).
Из представленных ООО «БСС» документов следует, что 27.07.2010 ООО «БСС» направило письмо б/н генеральному директору ООО «Ново Нордиск» Смирнову С.В. с просьбой рассмотрения вопроса о сотрудничестве и возможности предоставления ООО «БСС» контракта с ООО «Ново Нордиск» на приемлемых условиях. Данный запрос остался без ответа.
Согласно письменным пояснениям ООО «Ново Нордиск» (вх. от 23.09.2010 № 045667), в адрес ООО «Ново Нордиск» не поступало письменных обращений от ООО «БСС» с предложением заключить договор поставки.
В соответствии с представленным в ФАС России письмом ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» от 31.05.2010 № 1610 с 2007 г. ООО «Ново Нордиск» переориентировало ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» на своего делового партнера – ООО «Норберт».
24.05.2010 ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» отправило письменный запрос б/н б/д в ООО «Ново Нордиск» о рассмотрении возможности заключения договора на поставку лекарственных средств, предоставлении проекта договора и коммерческого предложения. В ответ на предложение письмом от 27.05.2010 № 132 ООО «Ново Нордиск» предложило пройти процедуру проверки согласно Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров.
Согласно письменным пояснениям ООО «Ново Нордиск» (вх. от 23.09.2010 № 045667), ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» не выразило ООО «Ново Нордиск» «свое желание стать дистрибьютором лекарственных средств Ново Нордиск» и пройти установленную в ООО «Ново Нордиск» процедуру проверки потенциальных коммерческих партнеров».
ООО «Биотэк» в 2010 году обратилось в ООО «Ново Нордиск» с предложением о заключении договора (письмо от 09.06.2010 № 15-21/309-10). В ответ ООО «Ново Нордиск» предложило пройти процедуру проверки согласно Политики 2010 в отношении коммерческих партнеров, предусматривающую предварительную проверку складских помещений, комплексную экспертизу, соблюдение принципов деловой этики (письмо от 18.06.2010 № 163).
19.07.2010 ООО «Биотэк» письмом № 15-21/367-10 представило 229 документов, которые были необходимы для прохождения процедуры проверки согласно Политики 2010. По результатам рассмотрения представленных документов ООО «Ново Нордиск» направило в адрес ООО «Биотэк» запрос комментариев относительно утверждений, найденных ООО «Ново Нордиск» в системе Интернет, касающихся подозрений руководства ООО «Биотэк» в даче взяток ФФОМС, а также информации о том, что бывший владелец ООО «Биотэк» Шпигель Б.И. с 2003 г. является представителем Правительства Пензенской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 10.08.2010 № 251). Кроме того, ООО «Ново Нордиск» указало, что установление договорных отношений с ООО «Биотэк» создает для группы компаний Ново Нордиск риски привлечения к ответственности согласно законодательству США, так как за противоправные действия агента компания Ново Нордиск А/С (Дания) может быть привлечена к ответственности. ООО «Биотэк» в письме от 30.08.2010 № 15-21/459-10 представило свои комментарии по найденной в сети Интернет информации.
Письмом от 13.09.2010 № 282 ООО «Ново Нордиск» сообщило, что 10.09.2010 состоялось совещание Оценочного комитета, по итогам которого принято решение о прохождении ООО «Биотэк» этапа предварительного анализа документации (комплексной экспертизы) и проведении аудита в качестве потенциального коммерческого партнера. В письме ООО «Ново Нордиск» также сообщило, что предстоит составление плана аудита в соответствии с Политикой 2010, а затем и сам аудит.
Согласно письменным пояснениям ООО «Ново Нордиск» (вх. от 23.09.2010 № 045667) ООО «Ново Нордиск» ведет с ООО «Биотэк» «активный диалог, направленный на сбор всей необходимой информации для принятия решения о возможном заключении договора поставки лекарственных средств производства Ново Нордиск».
В соответствии с представленными в ФАС России письмами от 27.07.2010 №№ 329/07 и 329/07-2 ООО «Фарм-Сиб» в июле 2010 г. посредством телефонной связи предложило ООО «Ново Нордиск» заключить договор, на что представитель ООО «Ново Нордиск» предупредил о длительном сроке рассмотрения вопроса о заключении договора (до 5 месяцев) в связи с необходимостью проверки со стороны службы безопасности ООО «Ново Нордиск». 26.07.2010 ООО «Фарм-Сиб» направило в ООО «Ново Нордиск» письмо № 1781 с предложением о сотрудничестве, на который не получило ответ.
Представленная переписка ООО «Ново Нордиск» с организациями оптовой торговли лекарственными средствами свидетельствует об уклонении ООО «Ново Нордиск» от заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с иными организациями кроме пяти постоянных партнеров. При этом Комиссией принималось во внимание, что Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.08.2009 № 654, усилившее заинтересованность организаций оптовой торговли заключать договоры с производителями жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств или их представителями на территории Российской Федерации. Дистрибьюторы, осуществляющие торговлю лекарственными средствами производства группы компаний Ново Нордиск, но не имеющие с ООО «Ново Нордиск» договора, с целью сокращения издержек по оплате надбавок, применяемых оптовыми посредниками, стали обращаться в ООО «Ново Нордиск» с предложением заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск.
В ходе заседания по делу № 1 10/91-10 о нарушении антимонопольного законодательства 23.09.2010 представитель ООО «Ново Нордиск» представил объяснение, что ООО «Ново Нордиск» не отказывает дистрибьюторам в заключении договоров, а соглашается их заключить при условии, что дистрибьютор сможет организовать дистрибьюцию товара таким образом, каким он должен быть распространен в связи с его техническими характеристиками, требующим определенных условий перевозки и хранения.
Комиссия отметила, что все организации оптовой торговли лекарственными средствами, обратившиеся к ООО «Ново Нордиск» с предложением заключения договора, имеют лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и в течение длительного периода осуществляют закупку продукции ООО «Ново Нордиск» у уполномоченных дистрибьюторов и ее реализацию, в том числе в адрес конечных покупателей (лечебно-профилактических учреждений и аптечных учреждений), то есть имеют достаточный опыт хранения и транспортировки продукции ООО «Ново Нордиск». Часть из них до 2008 г. осуществляла закупку продукции ООО «Ново Нордиск» по договорам поставки с ООО «Ново Нордиск», соответствовала требованиям ООО «Ново Нордиск» и обеспечивала соответствующие условия хранения и транспортировки его продукции.
На вопрос Комиссии соблюдают ли организации оптовой торговли лекарственными средствами, осуществляющие торговлю препаратами производства группы компаний Ново Нордиск, но не имеющие с ООО «Ново Нордиск» договора, требования Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров, которые ООО «Ново Нордиск» предъявляет к своим партнерам, представитель ответчика ответил, что в договорах с его партнерами предусмотрено условие о необходимости предъявлять к своим дистрибьюторам абсолютно те же требования, что предъявляются к ним самим, а также контролировать их соблюдение. При этом анализ договоров ООО «Ново Нордиск» с постоянными партнерами показал, что такие требования в договорах отсутствуют. Представитель ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» подтвердил отсутствие в соглашениях между ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» и уполномоченными дистрибьюторами ООО «Ново Нордиск» о закупке лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск требований, аналогичных требованиям Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров.
В соответствии со статьями 54 и 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» на территории Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти утверждаются правила оптовой торговли лекарственными средствами и правила хранения лекарственных средств, которые должны соблюдаться всеми организациями оптовой торговли лекарственными средствами.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2010 № 268), в числе лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности среди прочих указаны: наличие у лицензиата помещений и оборудования, соответствующих установленным к ним требованиям, в том числе требованиям санитарных правил, а также соблюдение правил оптовой торговли лекарственными средствами. Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. За соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет лицензионный контроль.
В соответствии с законодательством Российской Федерации наличие лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами») дает право организациям осуществлять оптовую торговлю лекарственными средствами на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Ново Нордиск» проводя проверку и оценку соответствия требованиям ООО «Ново Нордиск» уже имеющего лицензию на осуществление фармацевтической деятельности контрагента, дублирует уполномоченный государственный лицензирующий орган.
Крупнейшие в Российской Федерации организации оптовой торговли лекарственными средствами, например, ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК», ООО «Биотэк» и ЗАО «Империя-Фарма», имеющие соответствующие лицензии и осуществляющие поставки инсулинов не только производства группы компаний Ново Нордиск, но и других производителей, согласились пройти процедуру проверки согласно Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров, представили все требуемые документы для прохождения процедуры комплексной экспертизы документации, а ЗАО «Империя-Фарма» прошло аудит оценки системы качества складского комплекса и транспортной цепи, однако так и не смогли заключить с ООО «Ново Нордиск» договор поставки в течение длительного периода (ЗАО «Империя-Фарма» - в течение года, ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» - в течение 9 месяцев и ООО «Биотэк» в течение 4 месяцев).
Длительный период рассмотрения ответчиком вопроса о заключении договоров и отсутствие заключенных договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с иными покупателями, кроме пяти постоянных партнеров, дополнительно подтверждает о необоснованном уклонении ООО «Ново Нордиск» от заключения договора, мотивировав непредусмотренными законодательством Российской Федерации требованиями, связанными в том числе с репутационными рисками. При этом представленные материалы позволяют сделать вывод, что ООО «Ново Нордиск» проверяет деловую репутацию потенциальных партнеров через изучение информации о них в сети Интернет.
В результате отказов или уклонения ООО «Ново Нордиск», занимающего доминирующее положение, от заключения договоров с отдельными покупателями, организации оптовой торговли лекарственными средствами несут убытки в виде недополученного дохода, которые возникают из разницы средневзвешенных цен реализации продукции ООО «Ново Нордиск» в адрес покупателей ООО «Ново Нордиск» и средневзвешенных цен закупки данной продукции организацией оптовой торговли лекарственными средствами, которая не смогла получить договор поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с ООО «Ново Нордиск».
В соответствии с расчетом убытка (недополученного дохода) в связи с отсутствием договора с ООО «Ново Нордиск», представленным письмом представителя ООО «Биотэк» по доверенности б/н б/д (вх. от 23.09.2010 № 045469), за период с момента обращения ООО «Биотэк» к ООО «Ново Нордиск» с предложением заключить договор поставки лекарственных средств (09.06.2010) до даты составления указного расчета (20.09.2010) убыток (недополученный доход) ООО «Биотэк» составил 5 263 810,41 руб.
Письмом от 22.09.2010 № 4760 ООО «БСС» представило расчет убытков (недополученного дохода) с момента обращения ООО «БСС» в ООО «Ново Нордиск» о заключении контакта (27.07.2010), в соответствии с которым убыток (недополученный доход) составил 153 732,90 руб.
ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» письмом от 20.09.2010 № 274/юо представило размер упущенной выгоды в связи с уклонением ООО «Ново Нордиск» от заключения соглашения на поставку лекарственных средств в период с 18.12.2009 (дата обращения) по 25.08.2010, который рассчитывался путем сравнения цен без учета НДС, по которым ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» закупает препараты у своих поставщиков (ТД «Здоровье нации» и ЗАО «Фармацевт») и цен, по которым ООО «Ново Нордиск» осуществляет реализацию продукции в адрес своих действующих партнеров. На разнице цен в рассматриваемом периоде убыток (недополученный доход) ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК» составил 1 228 355,11 руб. без учета полученных действующими партнерами в этот период скидок и премий.
ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» письмом от 22.09.2010 № 01/514 представило размер рассчитанного убытка (недополученного дохода) в связи с отсутствием договора с ООО «Ново Нордиск», который за период с 28.01.2010 (момент отказа) до 11.08.2010 составил 975 680,40 руб.
В соответствии с письмом ЗАО «Империя-Фарма» от 22.09.2010 № ИФ-1-12/2155 размер упущенной выгоды или недополученного дохода за период с момента первого обращения к председателю Совета директоров ООО «Ново Нордиск» П. Солбергу о заключении договора с ООО «Ново Нордиск» (21.10.2009), который мог быть получен в случае заключения такого соглашения, составил 938 688,84 руб.
В соответствии с письмом ООО «Фарм-Трэйд» от 17.09.2010 № 174 упущенная выгода компании с момента первого обращения о заключении договора с ООО «Ново Нордиск» по настоящее время (с 25.02.2009 по 13.09.2010) в связи с отказом или уклонения ООО «Ново Нордиск» от заключения такого договора составила 727453,39 руб.
По представленным ООО «Фармаимпекс» письмом от 21.09.2010 № 01-07/126 данным о натуральных и стоимостных объемах закупки продукции ООО «Ново Нордиск» в 2007-2010 гг. (после истечения действия договоров с А/О Ново Нордиск (Дания), упущенная выгода компании составила 3 044 873 руб. в связи с отсутствием договора с ООО «Ново Нордиск» и закупкой препаратов Актрапид НМ, Актрапид НМ Пенфилл, Левемир ФлексПен, НовоМикс ФлексПен, НовоМикс Пенфилл, НовоРапид ФлексПен, НовоРапид Пенфилл, Протафан НМ и Протафан НМ Пенфилл у дистрибьюторов. По мнению ООО «Фармаимпекс», в таком расчете не учтены факторы, определяющие издержки компании при закупке товара у ООО «Ново Нордиск», в том числе колебания курсов валют, расходы на проведение переговоров, осуществление сделки, растаможивание товара и расходы на транспортировку товара авиатранспортом из Москвы в Ижевск. При учете всех перечисленных факторов, составляющих, по мнению ООО «Фармаимпекс», около 8-13,5% от суммы сделки, сумма недополученного дохода составила 309 977 руб.
По представленным ООО «Фарм-Сиб» письмом от 14.09.2010 данным, компания за период с момента письменного обращения в ООО «Ново Нордиск» с предложением о сотрудничестве - 26.07.2010 по 14.09.2010 понесло убыток (недополученный доход) в размере 64 063 руб. в связи с отсутствием договора с ООО «Ново Нордиск» и закупкой препаратов НовоРапид Пенфилл, НовоРапид ФлексПен, НовоМикс 30 Пенфилл, Левемир ФлексПен, Актрапид НМ, Актрапид НМ Пенфилл, Протафан НМ и Протафан НМ Пенфилл у дистрибьюторов.
В письме от 20.08.2010 № 2275 в ответ на определение об отложении дела № 1 10/91-10 ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» сообщило, что размер упущенной выгоды или недополученного дохода рассчитать не представляет возможным в связи с тем, что не обладает информацией о прайс-листе ООО «Ново Нордиск».
Письмом от 26.08.2010 № 267 ООО «Ново Нордиск» представило в ФАС России Политику 2010, в которой более подробно описана процедура рассмотрения возможности заключения договоров с потенциальными партнерами, которая может длиться согласно Политике 2010 до пяти месяцев.
Политика 2010 также как Политика 2008 содержит перечень документов, которые должны подавать потенциальные партнеры для прохождения первичной комплексной экспертизы, но не описывает критерии оценки подаваемых документов и сведений. На заседании по делу № 1 10/91-10 о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 23.09.2010, на вопрос Комиссии о том, является ли исчерпывающим список информации, которую должен представить заявитель, представитель ответчика ответил, что ООО «Ново Нордиск» может задавать уточняющие вопросы.
Политика 2010 содержит требования ООО «Ново Нордиск» к потенциальным партнерам, обычно не практикуемые производителями и иными продавцами лекарственных средств на территории Российской Федерации. К таким требованиям относятся:
1. Требования технической оснащенности потенциального партнера на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации и ГОСТ Р 52249-2009, включающие в себя требования наличия помещений, оборудования, инвентаря, изотермических фургонов-контейнеров, аттестации климатического оборудования, проведения температурного мониторинга и мониторинга влажности условий хранения и транспортировки. В процессе аудита «ООО «Ново Нордиск» имеет право совершать выезды в местонахождение коммерческого партнера с целью проверки его технической оснащенности» (пункт 4.2.1 Политики 2010).
Для проверки данных требований потенциальный коммерческий партнер должен предоставить ООО «Ново Нордиск» документы, подаваемые им в лицензирующий орган, который уже проверил наличие у лицензиата соответствующего установленным требованиям специального склада, предназначенного для хранения фармацевтической продукции в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.05.2009 № 159-ст «Об утверждении национального стандарта», национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» введен в действие с 01.01.2010 для добровольного применения.
2. Требования квалификации, включающие требования наличия квалифицированного персонала, четких должностных инструкций сотрудников, системы внутренней отчетности, системы внутренних проверок и т.д. (пункт 4.2 Политики 2010).
Для проверки данных требований потенциальный коммерческий партнер должен также предоставить ООО «Ново Нордиск» те же документы, которые он подавал в лицензирующий орган в соответствии с подпунктами «з» и «и» пункта 4 и подпунктом «в» пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
При этом в Политике 2010 отсутствуют критерии, по которым будет осуществляться оценка соответствия потенциального партнера данным требованиям.
3. Условие проведения предварительного аудита потенциального коммерческого партнера после прохождения им комплексной экспертизы документации (пункт 5.3 Политики 2010), а также проведения периодических аудитов коммерческих партнеров (от одного до четырех раз в два года) и расторжения заключенного договора в случае выявления существенных несоответствий в ходе его проведения (пункт 5.3.6 Политики 2010).
В соответствии с пунктом 5.3.1 Политики 2010 «аудит потенциального коммерческого партнера проводится с целью оценки уровня соответствия потенциального коммерческого партнера требованиям российского законодательства, Good Manufacturing Practice for Medicinal Products (в российской редакции – ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств»), Good Distribution Practice, а также требованиям, изложенным в Приложении №2» к Политике 2010.
При этом, ответчик не определил в Политике 2010 что следует понимать под «Good Distribution Practice», требованиям которой должен соответствовать потенциальный партнер.
4. Требование о предоставлении отчетности о распространении продукции с указанием покупателей и регионов поставок, о результатах аукционов, а также квартальных и месячных прогнозов объемов и регионов поставок (пункт 6.5 Политики 2010 и пункт 2.13 Типового договора поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения производства группы компаний Ново Нордиск, представленного ответчиком в ФАС России письмом от 02.08.2010 №229).
По мнению Комиссии, предоставление таких отчетов на фармацевтическом рынке Российской Федерации является услугой, которая может осуществляться на основании дополнительных договоров оказания информационных услуг и должна облагаться НДС в размере 18%.
5. Требования ознакомления с правилами деловой этики группы компаний Ново Нордиск, установленным в соответствии с законодательством США, прохождения специального тренинга, приверженности принципам деловой этики группы Ново Нордиск, проведения ООО «Ново Нордиск» аудита в случае сомнений на предмет соблюдения партнером антикоррупционного законодательства (пункт 4.3 Политики 2010).
Таким образом, требования и критерии оценки, установленные ООО «Ново Нордиск» в Политике 2008 и Политике 2010 , позволяют ООО «Ново Нордиск» уклоняться от заключения договоров с иными организациями оптовой торговли лекарственными средствами кроме пяти постоянных партнеров. Реализация ответчиком Политики 2008 и Политики 2010 при установлении договорных отношений с покупателями нарушает пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с отдельными покупателями.
Кроме того, уклонение ООО «Ново Нордиск» от заключения договоров с иными организациями оптовой торговли лекарственными средствами кроме пяти постоянных партнеров ставят действительных и потенциальных партнеров ООО «Ново Нордиск» в неравные условия, что нарушает пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается создание дискриминационных условий.
Изучив представленные материалы, а также заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Ново Нордиск» нарушения пунктов 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически и технологически не обоснованного уклонения ООО «Ново Нордиск», занимающего доминирующее положение на рынке инсулинов и препаратов с МНН «Эптаког альфа [активированный]» производства группы компаний Ново Нордиск, от заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с отдельными покупателями и создания дискриминационных условий потенциальным контрагентам по сравнению с действующими партнерами ООО «Ново Нордиск» в период с 01.01.2008 по настоящее время.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Ново Нордиск» в части совершения действий, выразившихся в экономически и технологически не обоснованном уклонении от заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с ООО «Биотэк», ООО «БСС», ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО «Империя-Фарма», ООО «Фарм-Трэйд», ООО «Фармаимпекс», ООО «Фарм-Сиб», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» и создании дискриминационных условий потенциальным контрагентам по сравнению с ООО «Норберт», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «Северо-Запад», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ООО «Санда-Фарм», нарушившим пункты 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. Выдать ООО «Ново Нордиск» предписание о прекращении нарушения.

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров
Члены Комиссии:
Т.В. Нижегородцев
А.Г. Сушкевич
М.В. Федоренко
Н.Ю. Лаврова
Е.А. Кузнецова
Н.А. Шаравская
А.З. Бокоева
М.Ю. Кот

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

№ АК/33870

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/91-10

23 сентября 2010 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии – Кашеварова А.Б. – заместителя руководителя ФАС России;
членов Комиссии:
Нижегородцева Т.В. – начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Федоренко М.В. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Лавровой Н.Ю. – заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Шаравской Н.А. – заместителя начальника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Бокоевой А.З. – советника отдела здравоохранения и социальной политики Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России;
Сушкевича А.Г. – начальника Аналитического управления ФАС России;
Кузнецовой Е.А. – начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России;
Кот М.Ю. – главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23 сентября 2010 года по делу № 1 10/91-10 о нарушении ООО «Ново Нордиск» (Ломоносовский проспект, д. 38, офис 11, г. Москва, 119330) пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Ново Нордиск» в течение сорока пяти дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий, выразившихся в экономически и технологически не обоснованном уклонении от заключения договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск с ООО «Биотэк», ООО «БСС», ЗАО «Центр Внедрения «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО «Империя-Фарма», ООО «Фарм-Трэйд», ООО «Фармаимпекс», ООО «Фарм-Сиб», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» и создании дискриминационных условий потенциальным контрагентам по сравнению с ООО «Норберт», ЗАО «Фармацевт», ЗАО «Северо-Запад», ЗАО «ПКФ Фортуна Плюс Инк», ООО «Санда-Фарм», а именно:
1. Устранить препятствия к заключению договоров поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск, выразившиеся в необходимости прохождения потенциальными покупателями предварительной комплексной экспертизы, процедуры проверки складских помещений и транспортных средств и проверки иных аспектов их соответствия лицензионным условиям и иным установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также в предъявлении дополнительных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, к контрагентам.
2 ООО «Ново Нордиск» исключить из Политики ООО «Ново Нордиск» в отношении коммерческих партнеров требования о необходимости прохождения потенциальными партнерами предварительной комплексной экспертизы, процедуры проверки складских помещений и транспортных средств и проверки иных аспектов их соответствия лицензионным условиям и иным установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. ООО «Ново Нордиск» внести следующие изменения в типовой договор поставки лекарственных средств производства группы компаний Ново Нордиск:
- исключить пункты, содержащие условия предоставления отчетности о распространении продукции и прогнозов отгрузок;
- исключить пункты, содержащие условия соблюдения покупателями требований ООО «Ново Нордиск», не предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведения по требованию ООО «Ново Нордиск» аудита соблюдения антикоррупционных законов или обязательств, соблюдения национального стандарта ГОСТ Р 52249-2009;
- исключить пункты, содержащие возможность ООО «Ново Нордиск» в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств в случае, если оно пришло к выводу о существовании вероятности нарушения покупателем своих обязательств, иные пункты, не относящиеся к предмету договора.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в ФАС России (с приложением подтверждающих документов) не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров
Члены Комиссии:
Т.В. Нижегородцев
А.Г. Сушкевич
М.В. Федоренко
Н.Ю. Лаврова
Е.А. Кузнецова
Н.А. Шаравская
А.З. Бокоева
М.Ю. Кот

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь