Решение и предписание Челябинского УФАС России в отношении Российского Фонда Федерального Имущества

14 апреля 2008, 15:51
Тип документа:

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:
Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя
Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:

Ливончик В.А. - начальника отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;
Дозморовой И.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;
рассмотрев жалобу ООО "Квэст" на действия Российского Фонда Федерального Имущества по проведению открытого конкурса на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество для нужд Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области)

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
поступила жалоба ООО "Квэст" на действия Российского Фонда Федерального Имущества по проведению открытого конкурса на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество для нужд Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области).

Согласно представленным документам Российский Фонд Федерального Имущества объявил о проведении открытого конкурса на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество для нужд Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области) (далее - Конкурс).

По мнению Заявителя, Российским Фондом Федерального Имущества (филиал в Челябинской области) (далее - РФФИ в Челябинской области) допущены нарушения при составлении конкурсной документации. Так, в качестве критерия оценки указана "Технология продаж". Однако в конкурсной документации отсутствуют описания данного критерия, требования, критерии оценки и присвоения баллов.

По мнению Заявителя, данное обстоятельство позволяет государственному заказчику присваивать высшие баллы определённым фирмам и препятствует доступу иных участников к получению права на заключение государственного контракта.
Представители заявителя на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом уведомлены .

Представители заказчика - РФФИ в Челябинской области с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее. В адрес РФФИ по Челябинской области поступило обращение ООО "Квэст" с просьбой дать разъяснения содержания и сути критерия "Технологии продаж". На этот запрос, в соответствии с требованиями законодательства, подготовлен ответ, в подтверждение чего представлено письмо и почтовая квитанция.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения заказчика, руководствуясь частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Челябинского УФАС России провела внеплановую проверку конкурса и пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении конкурса должны быть указаны место, порядок и дата подачи заявок на участие в конкурсе, установленные в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о размещении заказов. Согласно действующему законодательству участник размещения заказа вправе подать заявку непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Извещение о проведении Конкурса содержит условие о том, что заявки на участие конкурсе можно подать до 17 часов 11 марта 2008 года, тогда как вскрытие конвертов с заявками произойдет в 11 часов 12 марта 2008 года. Исходя из положений части 4 статьи 21, части 2 статьи 26 Закона о размещении заказов, прием заявок на участие в открытом конкурсе должен заканчиваться перед вскрытием конвертов.

Таким образом, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный извещением о проведении открытого конкурса, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов и может привести к необоснованному ограничению доступа к участию в конкурсе.

2. В нарушение частей 2.1, 4 статьи 22, частей 3-4 статьи 25 Закона о размещении заказов конкурсная документация содержит неправомерные требования к содержанию заявки на участие в конкурсе.

Так, в пункте 14 конкурсной документации содержаться требования о том, что участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в конкурсе сведения о ресурсах и специалистах, которые будут использованы для качественного предоставления закупаемых услуг и исполнения предложенных им иных условий государственного контракта. Такие подтверждения должны быть представлены в текстовой форме и должны включать:

1) состав и квалификация персонала;
2) используемые технологии (программное обеспечение и пр.).
Кроме того, в подпункте "г" пункта 13.1 конкурсной документации указано о необходимости представить копии документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства о размещении заказов.

3. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов в конкурсной документации не содержится сведений о требованиях законодательства РФ, предъявляемых к участникам размещения заказов, в том числе сведения о виде деятельности, подлежащем лицензированию.

Так, согласно конкурсной документации (подпункт "д" пункта 13.1) одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является представление в составе заявки на участие в Конкурсе копии лицензии на осуществление услуг по предмету конкурса.

Вместе с тем, требования, которые установлены действующим законодательством к лицам, оказывающим услуги по реализации имущества, в том числе сведений о том, подлежит ли лицензированию данный вид деятельности, конкурсной документацией не установлены.

Отсутствие в конкурсной документации сведений о виде деятельности, на которую необходимо предоставить копию лицензии, может повлечь неправомерный допуск или отказ в допуске к участию в конкурсе и невозможность обеспечения прозрачности рассмотрения заявок на участие в конкурсе, что не соответствует целям размещения заказа, установленным частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 7 информационной карты по лоту № 1 требуется заключить государственный контракт на оказание услуг по реализации огнестрельного и холодного оружия и иного имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории г. Челябинска и Челябинской области.

4. В соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов до установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком самостоятельно в соответствии с Законом о размещении заказов. При этом, заказчиком в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом о размещении заказов, их содержание и значимость.

Вместе с тем, порядок оценки заявок на участие в конкурсе противоречит требованиям законодательства о размещении заказов и не обеспечивает прозрачность процедуры оценки и сопоставления заказа (статья 1 Закона о размещении заказов).

4.1. В нарушение части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов совокупная значимость критериев, содержащихся в конкурсной документации, составляет 90 баллов.

4.2. В нарушение части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов значимость таких критериев, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, превышает двадцать процентов, и согласно конкурсной документацией составляет 48 баллов.

4.3. В пункте 18 конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: цена контракта; качество услуг; сроки оказания услуг.

При этом, содержанием критерия качество услуг, наряду с организацией рекламных мероприятий, является:
обеспечение возможности доведения до потенциальных покупателей информации о продавце и продаваемом имуществе;
обеспечение доступа к реализуемому движимому имуществу;
условия экспонирования движимого имущества;
условия проведения торгов;
технология организации продаж.
Вместе с тем, характеристики, позволяющие произвести оценку с учётом наиболее предпочтительных для заказчика технологий продаж в конкурсной документации отсутствуют. При этом в зависимости от технологии продаж участник может получить от 1 до 20 баллов.

4.4. Согласно конкурсной документации содержанием критерия "сроки оказания услуг" являются:
- срок обращения за получением имущества и документов от уполномоченного органа;
- срок организации перечисления покупателем денежных средств на счёт, указанный заказчиком;
- срок передачи имущества покупателю;
- срок предоставления отчёта по оказанным услугам (по каждому поручению).

При этом, в случае соответствия указанных сроков требованиям технического задания участник получает 2 балла. В случае установления сроков, обеспечивающих лучшие условия контракта, присваивается 3 балла.

Вместе с тем, в случае не соответствия сроков требованиям технического задания участнику должно быть отказано в допуске и его заявка не подлежит оценке (часть 1 и 2 статьи 27 Закона о размещении заказов).

Кроме того, использование слова "лучшие" при установлении содержания критериев оценки не обеспечивает прозрачность процедуры оценки и сопоставления заявок и предусматривает субъективную оценку заявок, что не соответствует принципам законодательства о размещении заказов.

Более того, сроки обращения за получением имущества и документов от уполномоченного органа; срок организации перечисления покупателем денежных средств на счета, указанные заказчиком; срок передачи имущества и/или документов покупателю; срок предоставления отчёта по каждому поручению, не являются сроками оказания услуг, так как согласно извещению сроки оказания услуг до 31 декабря 2008 года.

Указанные условия могут быть учтены при оценки заявок по критерию "качество услуг" со значимостью данного критерия не более 20 баллов.

5. Согласно части 2, пункту 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки оказания услуг, а также требования и показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг требованиям заказчика.

5.1. В техническом задании к лоту № 1 установлено, что срок получения от уполномоченных органов имущества и/или документов по указанию заказчика и необходимых для реализации имущества должен составлять один рабочий день с даты получения имущества.

Таким образом, фактически эти сроки не установлены, что лишает возможности участников размещения заказа сделать вывод о сроках получения ими имущества.

Учитывая то, что сроки представления имущества являются критерием оценки заявок на участие в конкурсе, отсутствие в конкурсной документации сведений о требованиях заказчика к срокам представления имущества для реализации, может повлечь неправомерный допуск или отказ в допуске к участию в конкурсе и невозможность обеспечения прозрачности рассмотрения заявок на участие в конкурсе, что не соответствует целям размещения заказа, установленным частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

5.2. В технической части к лоту № 1 в числе требований к предоставлению услуг указано на необходимость обеспечения получения денежных средств от покупателя в установленные сроки, однако в конкурсной документации данные сроки не определены. Отсутствие данных сроков в конкурсной документации нарушает принцип прозрачности процедуры размещения заказов, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

5.3. В конкурсной документации (техническое задание) содержится требование о предоставлении исполнителем обобщённой отчётности по форме, установленной заказчиком. Однако в документации об аукционе отсутствует форма отчетности, что влечёт невозможность обеспечения прозрачности рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Кроме того, согласно технической части конкурсной документации к лоту № 1 в числе требований к предоставлению услуг является строгое исполнение всех требований действующего законодательства и поручений заказчика при реализации имущества, а также организация и проведение торгов в соответствии с требованиями законодательства РФ, распоряжениями заказчика, соглашениями между заказчиком и уполномоченными органами и других нормативных документов.

Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов требований к организации и проведению торгов, конкурсной документацией не установлено.

5.4. Согласно пункту 2 технической части конкурсной документации к лоту № 1 досрочное оказание услуг допускается только после получения согласия заказчика, в то время как конкурсной комиссией при выборе победителя конкурса учитываются "лучшие" сроки обращения за получением имущества и документов от уполномоченного органа; сроки организации перечисления покупателем денежных средств на счета, указанные заказчиком; сроки передачи имущества и/или документов покупателю; сроки предоставления отчёта по каждому поручению.

Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Квэст" на действия Российского Фонда Федерального Имущества по проведению открытого конкурса на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество для нужд Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области) обоснованной.

2. Признать в действиях Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области) нарушения части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 части 4 статьи 11, части 2.1, части 2, пунктов 1, 4, 10, 14, 15 части 4 статьи 22, части 4 статьи 25, частей 2 и 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.

3. Выдать Российскому Фонду Федерального Имущества предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Российскому Фонду Федерального Имущества в лице филиала в Челябинской области в срок до 14 апреля 2008 года устранить нарушения 1 статьи 1, пункта 1 части 1 части 4 статьи 11, части 2.1, части 2, пунктов 1, 4, 10, 14, 15 части 4 статьи 22, части 4 статьи 25, части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов внести изменения в конкурсную документацию открытого конкурса на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество для нужд Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области), а именно:

1.1. установить требования к участникам размещения заказа, предъявляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, оказывающим услуги по реализации огнестрельного и холодного оружия, в том числе сведения о виде деятельности подлежащем лицензированию при размещении заказа на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество для нужд Российского Фонда Федерального Имущества (филиал в Челябинской области) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 и пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении;

1.2. исключить требования о предоставлении участниками размещения заказов в качестве подтверждения качественных характеристик оказываемых услуг следующих документов и сведений, не предусмотренных частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов:

сведения о ресурсах и специалистах, которые будут использованы для качественного предоставления закупаемых услуг и исполнения предложенных им иных условий государственного контракта;

сведения о составе и квалификации персонала;

используемые технологии (программное обеспечение);

1.3. установить требования, которые предъявляются заказчиком при организации и проведения торгов по реализации имущества, в том числе о содержании поручений заказчика при реализации имущества, требованиях к предоставляемой отчётности;

1.4. установить порядок оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии законодательством о размещении заказов, в том числе:

- определить сведения, позволяющие установить наиболее предпочтительные для заказчика критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
- установить значимость таких критериев, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара не более двадцати процентов;

1.5. установить в извещении о проведении конкурса срок приёма заявок на участие в конкурсе в соответствии с законодательством о размещении заказов;

2. Российскому Фонду Федерального Имущества в челябинской области опубликовать изменения, внесенные в конкурсную документацию, в официальном печатном издании и разместить изменения, внесенные в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию на официальном сайте г. Челябинска, в порядке предусмотренном частью 4.1 статьи 21, частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов.

3. Российскому Фонду Федерального Имущества в лице филиала в Челябинской области в течении 5-ти рабочих дней со дня исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания, но не позднее 23 апреля 2008 года направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания, в том числе надлежаще заверенные копии извещения о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию, а также сведения, подтверждающие дату размещения указанных изменений на официальном сайте.

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь