Решение и предписание ФАС России по делу в отношении Федеральной миграционной службы

05 июня 2008, 14:57
Тип документа:
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии начальника Управления контроля размещения государственного заказа Евраева М.Я.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбунова В.А.,
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Пудова А.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Маковлева А.Ю.,
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа
Яковлева В.И.,

в присутствии представителей Федеральной миграционной службы -- Артамонова О.В., Селиванова Л.Л, Бабкина С.В., ЗАО "Ай-Теко" -- Калайды А.А., Беренс А.Ю.,

рассмотрев жалобу ЗАО "Ай-Теко" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федеральной миграционной службы (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов, при проведении открытого аукциона № 9А "Работы по модернизации и унификации программно-аппаратных комплексов территориальных органов ФМС России для обеспечения государственной услуги по выдаче разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации" (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком проводится открытый аукцион № 9А "Работы по модернизации и унификации программно-аппаратных комплексов территориальных органов ФМС России для обеспечения государственной услуги по выдаче разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации" (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, его права нарушены следующими действиями Заказчика.
1. В документации об аукционе и в разъяснениях Заказчика по Аукциону указано, что участник размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе должен представить копии лицензии ФАПСИ (ФСБ) на деятельность по которой в документации об Аукционе не предусмотрены работы (лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации).
2. В документации об аукционе и в разъяснениях Заказчика по Аукциону указано, что участник размещения заказа в составе заявки на участие в Аукционе должен представить копии лицензии ФАПСИ (ФСБ) на деятельность, не входящую в юрисдикцию ФСБ (деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации).
По мнению Заявителя, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 532 лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации при проведении Аукциона данным Заказчиком осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
3. В разъяснении Заказчика по Аукциону на официальный запрос информации отсутствует способ ознакомления с материалами Концепции информационной безопасности АС ЦБД УИГ, положения которой участниками размещения заказа должны быть учтены в пояснительной записке.
Заказчик в своих пояснениях указал следующее.
1. В рамках Аукциона на первом этапе предусмотрена разработка технического задания на работы по модернизации прикладного программного обеспечения "Трудовая миграция", где включены следующее работы и мероприятия:
1. Модернизация ППО "Трудовая миграция", включающая работы по обеспечению возможности работ с электронно-цифровой подписью.
2. Модернизация ППО "Трудовая миграция" с целью выполнения требований по защите информации к соответствующему классу защищенности.
3. Создание модуля информационного взаимодействия с внешними по отношению к соответствующими классу защищенности.
4. Модернизация программного обеспечения, позволяющего в однопользовательском режиме создавать, модифицировать и передавать в ППО "Трудовая миграция" информацию об иностранных гражданах.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №1 "Об электронной цифровой подписи" средства ЭЦП являются средством криптографической защиты информации и могут создаваться и применяться в информационных системах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации и лицензировании отдельных видов деятельности.
При выполнении указанных работ до ввода в действие в ФМС России системы юридически-значимого электронного документооборота, выдача ЭЦП возможна путем привлечения организации, имеющей лицензию ФСБ России на право предоставления услуг в области шифрования.
Вопрос применения ЭЦП в работах, предусмотренных документацией об аукционе, должен быть проработан в рамках разработки технического задания, вследствие чего не мог быть подробно освящен в документации об аукционе. Данная информация была опубликована в установленном Законом о размещении заказов порядке в разъяснении № 1 к документации об аукционе.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.06.2001 № 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
Согласно перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации проводят ФСТЭК и ФСБ России.
Принимая во внимание, что в работе, предусмотренной документацией об аукционе, используются средства криптографической защиты информации, а также, что в соответствии с пунктом 25 "Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации", ФСБ России осуществляет регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, а ФСТЭК России в соответствии с пунктом 3 "Положения о федеральной службе по техническому и экспортному контролю" осуществляет регулирование защиты информации некриптографическими методами, у участников аукциона была запрошена соответствующая лицензия ФСБ России.
3. Концепция информационной безопасности АС БД УИГ является интеллектуальной собственностью ФМС России и может быть выслана участникам размещения заказа по их запросу.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила:

1. В документации об аукционе указано, что техническое задание на работы по модернизации прикладного обеспечения "Трудовая миграция" должно включать следующие требования к работам, проводимым в рамках Аукциона:
- требования к модернизации программного обеспечения "Трудовая миграция" включают работы по обеспечению возможности работы с электронно-цифровой подписью в соответствие с Концепцией информационной безопасности автоматизированной системы ЦБДУИГ Федерации до 2012 года,
- требования к модернизации программного обеспечения с целью выполнения требований по защите информации к соответствующему классу защищенности автоматизированных систем с учетом изменений и дополнений на момент внедрения автоматизированных систем такого уровня.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №1 "Об электронной цифровой подписи" средства ЭЦП являются средством криптографической защиты информации.
При выполнении указанных работ выдача ЭЦП возможна путем привлечения организаций имеющих лицензии ФСБ России на право предоставления услуг в области шифрования.
Таким образом, в документации об аукционе указаны виды деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации, на которые требуется в составе заявки участникам размещения заказа представить копии лицензии ФАПСИ (ФСБ).
2. В соответствии с пунктом 25 части 9 "Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960 ФСБ России осуществляет регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, а также в области предоставления на территории Российской Федерации услуг по шифрованию информации и выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах.
В соответствии с пунктом 3 части 1 "Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1085 ФСТЭК России осуществляет обеспечение защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации.
Таким образом, ФСБ России осуществляет регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, а ФСТЭК России в области защиты информации некриптографическими методами.
В связи с этим, Заказчик правомерно установил в документации об аукционе требование предоставления участниками размещения заказа в составе заявки копии лицензии ФАПСИ (ФСБ) на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации).
3. В документации об аукционе, в извещении о проведении открытого аукциона отсутствует концепция информационной безопасности АС ЦБД УИГ, являющееся неотъемлемой частью документации об аукционе, что нарушает часть 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании части 5 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ЗАО "Ай-Теко" обоснованной в части не размещения на официальном сайте концепции информационной безопасности АС ЦБД УИГ.
2.Признать в действиях Федеральной миграционной службы нарушения части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
3.Выдать Федеральной миграционной службе предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседания Комиссии начальника Управления контроля размещения государственного заказа Евраева М.Я.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбунова В.А.,
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Пудова А.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Маковлева А.Ю.,
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа
Яковлева В.И.,

на основании решения от 28.05.2008 года по делу № К-136/08, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ЗАо "Ай-Теко" на действия аукционной комиссии Федеральной миграционной службы при проведении открытого аукциона № 9А "Работы по модернизации и унификации программно-аппаратных комплексов территориальных органов ФМС России для обеспечения государственной услуги по выдаче разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации" (далее - Аукцион), содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает Федеральной миграционной службе:
1.Привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов.
2.Продлить срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе на 15 дней со дня размещения на официальном сайте в сети Интернет изменений документации об аукционе. При этом поданные ранее заявки возвращаются участникам размещения заказа с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки.
3.В срок до 10.06.2008 представить в ФАС России подтверждение исполнения пунктов 1-3 в письменном виде, а также по факсимильной связи (факс - (495) 254-83-00).

Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях



Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь