Решение и предписание ФАС России в отношении в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия

28 ноября 2008, 11:43
Тип документа:


РЕШЕНИЕ
по делу № К-348/08 о нарушении
законодательства о размещении заказов


12.11.2008 Москва


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Воеводы Ю.Е.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбунова В.А.,
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Демидовой Т.П.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Маковлева А.Ю.,
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Яковлева В.И.,

в присутствии представителей заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Петинова М.В. (доверенность от 20.05.2008 б/н), Рыженковой Т.М. (доверенность от 11.11.2008 б/н) и представителей заявителя - ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" Архипова А.П. (решение единственного участника об избрании генеральным директором от 02.07.2008, устав), Глаголева Н.Н. (доверенность от 11.11.2008 №429/08), Тазатдиновой И.А. (доверенность от 29.10.2008 № 408/08),

рассмотрев жалобу ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" (далее - ООО "СК "Ингосстрах-М", Заявитель) на действия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) неработающего населения Республики Карелия в 2009-2010 годах, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с представленными материалами Заказчиком 01.11.2008 объявлен открытый конкурс на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) неработающего населения Республики Карелия в 2009-2010 годах (далее - конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация конкурса, не соответствует требованиям законодательства, в частности, Федеральному закону от 21.07.2005 № 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
1. Одним из критериев оценки заявок, установленных в пункте 19.2 конкурсной документации является "цена контракта". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 963 426,0 тыс. рублей.
В пункте 1 Приложения к конкурсной документации "Предложение об условиях выполнения государственного контракта" указано требуемое значение к показателю "цена контракта", а именно: "Цена государственного контракта не может быть больше, или меньше 1 963 426,0 тыс. руб.".
Таким образом, цена контракта, предложенная участником размещения заказа, должна соответствовать начальной (максимальной) цене контракта, установленной в конкурсной документации.
Исходя из этого, Заявитель считает, что такое требование фактически исключает цену контракта из критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, что противоречит части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
2. В пункте 3.2 проекта государственного контракта, который является приложением к конкурсной документации, предусмотрено право Страхователя отказаться в одностороннем порядке от исполнения Государственного контракта в случае существенного нарушения Страховщиком своих обязательств.
Заявитель полагает, что названное положение проекта государственного контракта противоречит части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
3. В пункте 3 Приложения 3 к конкурсной документации по показателю (критерию) "объем предоставления гарантий качества" Заказчик установил требуемое значение экспертиз объемов и качества медицинской помощи не менее 5% и не более 15%, без конкретизации вида экспертизы. Поскольку объемы экспертиз качества поликлинической и стационарной медицинской помощи значительно отличаются друг от друга, то, по мнению Заявителя, "такая неконкретность в критерии "объем предоставления гарантий качества услуг" допускает произвол в заявках участников размещения заказа и не позволит конкурсной комиссии объективно выявить победителя".
4. Заявитель считает, что "проведение одним лотом конкурса, предметом которого является страхование всего неработающего населения Республики Карелия, ограничивает доступ на рынок ОМС Республики Карелия страховых компаний, может привести к ограничению конкуренции на этом рынке и является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции".
Заказчик не признал нарушений, изложенных в жалобе Заявителя, и в своих пояснениях указал на следующее.
1. В соответствии с требованиями статьи 28 Закона о размещении заказов в конкурсной документации установлен критерий оценки и сопоставления заявок "цена контракта" и определен порядок оценки конкурсных заявок и лучший показатель по указанному критерию.
Ценой контракта по проводимому конкурсу является объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Республики Карелия.
Объемы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год, в связи с чем изменению не подлежат.
2. Поскольку до настоящего времени порядок оценки заявок на участие в конкурсе Правительством РФ не определен, оценка должна осуществляться в соответствии с условиями конкурсной документации.
3. Право выделять лоты при размещении государственного заказа принадлежит исключительно государственному заказчику. Предметом государственного заказа в данном случае является страхование неработающего населения Республики Карелия в целом, что обусловлено полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации - страхователями неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. При установлении в проекте государственного контракта права Страхователя на односторонний отказ от исполнения государственного контракта, Заказчик руководствовался статьей 782 Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с
частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Конкурсная документация конкурса утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 31.10.2008 №791.
В пункте 19.2 конкурсной документации установлено, что значением критерия "цена контракта" признается цена контракта, соответствующая начальной цене контракта, установленной в конкурсной документации и оценивается в 10 баллов. Значимость критерия - 20 %.
Приложение 3 к конкурсной документации "Предложение об условиях выполнения государственного контракта" определяет требуемое значение показателя "цена контракта" - "цена государственного контракта не может быть больше, или меньше 1 963 426,0 тыс. руб.".
Поскольку цена контракта установлена в конкурсной документации как неизменный показатель, то значимость данного критерия фактически равна 0 %.
Таким образом, указанные положения конкурсной документации, устраняющие возможность уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, необоснованно исключают ценовую конкуренцию в рамках данных торгов и противоречат требованиям пункта 14 части 4 статьи 22 и части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
2. Содержание установленного в пункте 19.2 конкурсной документации критерия "объем предоставления гарантий качества услуг" включает в себя планируемый объем проводимых экспертиз объемов и качества медицинской помощи (процент от числа законченных случаев лечения застрахованных неработающих граждан по всем видам медицинской помощи). Требуемое значение данного показателя - от 5% до 15% от числа законченных случаев лечения застрахованных неработающих граждан по всем видам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 28.06.91 №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков и качества медицинской помощи в соответствии с условиями договора с медицинским учреждением.
Согласно "Методическим рекомендациям по организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования", утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.05.2008 № 111 объемы и случаи проведения конкретных видов экспертиз определяются договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию и в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Отсутствие разделения объема проводимых экспертиз по видам, в рамках установленного конкурсной документацией критерия, не противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем, планируемый объем проводимых экспертиз объемов и качества медицинской помощи не относится к содержанию критерия "объем предоставления гарантий качества услуг", а относится к оценке качества услуг. Значимость данного критерия согласно пункту 9.2 конкурсной документации составляет 40 %, что является нарушением части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Указанные действия должностных лиц Заказчика содержат в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Формирование лотов при проведении конкурса осуществляется заказчиками с учетом требований, установленных Законом о размещении заказов и статьей 17 Закона о защите конкуренции.
В данном случае, проведение конкурса на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) всего неработающего населения Республики Карелия не нарушает требования названных законов.
4. Пунктом 3.2 проекта государственного контракта, являющегося приложением к конкурсной документации, установлено, что Страхователь вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения Государственного контракта в случае существенного нарушения Страховщиком своих обязательств.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Следовательно, указанное положение проекта государственного контракта противоречит требованиям части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России
от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО "СК "Ингосстрах-М" обоснованной, в части установления в конкурсной документации неизменного значения цены контракта и возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту.
2. Признать в действиях Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия нарушения части 8 статьи 9, пункта 14 части 4 статьи 22, части 4 и 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать в Карельское УФАС России материалы дела от 12.11.2008
№ К-348/08 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.




Ведущий заседание Комиссии:

Ю.Е. Воевода

члены Комиссии:

В.А. Горбунов

Т.П. Демидова

А.Ю. Маковлев

А.Ю.Лобов

В.И. Яковлев




ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № К-348/08 о нарушении
законодательства о размещении заказов


12.11.2008 Москва


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Воеводы Ю.Е.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбунова В.А.,
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Демидовой Т.П.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Маковлева А.Ю.,
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Яковлева В.И.,

на основании решения от 12.11.2008 по делу № К-348/08, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ОАО Страховая компания "Ингосстрах-М" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) неработающего населения Республики Карелия в 2009-2010 годах и осуществления внеплановой проверки, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает Заказчику, Конкурсной комиссии Заказчика:
1. Привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на двадцать дней со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в конкурсную документацию.
При этом, поданные ранее заявки возвращаются участникам размещения заказа с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки.
3. В срок до 26.11.2008 представить в ФАС России подтверждение исполнения пунктов 1, 2 данного предписания.

Комиссия обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленной срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.



Ведущий заседание Комиссии:

Ю.Е. Воевода

члены Комиссии:

В.А. Горбунов

Т.П. Демидова

А.Ю. Маковлев

А.Ю.Лобов

В.И. Яковлев





Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь