Решение и предписание ФАС России в отношении РАО ЕЭС и его дочерних структур по итогам дела по заявлению ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В"

22 августа 2005, 13:03
Тип документа:
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 105/163-04
о нарушении антимонопольного законодательства


24 января 2005 года
г.Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в составе:
председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзина А.Н.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Шубина С.А.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Парамонова И.Т.,
начальника отдела административного производства Правового управления Ельчиновой Е.А.,
в присутствии:
от ЗАО "МЭК-В": Шилова С.Я., Кухта Ю.И.,
от ОАО "Карельский окатыш": Алимпиева Ю.Н., Дмитриева А.Н.,
от ЗАО "ЦДР ФОРЭМ": Захарова М.А.,
от ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС": Поляковой И.Е.,
от ФСТ России: Студзинского К.А.,
от НП "АТС": Бусалаевой Л.В.,
рассмотрев дело № 105/163-04 о нарушении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

УСТАНОВИЛА:

1. В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ОАО "Карельский окатыш" о неправомерности действий РАО "ЕЭС России", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС" и заявление ЗАО "МЭК-В" о неправомерности действий РАО "ЕЭС России", выражающихся в нарушении статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) в части создания препятствий доступу на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ).
При рассмотрении материалов заявлений Федеральной антимонопольной службой было установлено, что в действиях РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" признаков нарушения антимонопольного законодательства не содержится. Кроме того, в заявлениях ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" был неправильно определен круг лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из представленных материалов следует, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
В связи с изложенным и в соответствии с пунктом 1.1. Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП России от 25.07.96 № 91, Федеральной антимонопольной службой было возбуждено дело № 105/163-04 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".

2. В заявлениях ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" указывается, что постановлением ФЭК России от 26.02.2003 № 13-э/4 с 1 марта 2003 года ОАО "Карельский окатыш" и постановлением ФЭК России от 24.04.2002 № 23/14 с 1 июня 2002 года ЗАО "МЭК-В" включены в Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В целях дальнейшего урегулирования взаимоотношений с другими субъектами ФОРЭМ ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" были направлены предложения в адрес ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о заключении договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечении системной надежности) ЕЭС России и в адрес ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" о заключении договора поставки и оказания услуг в регулируемом секторе (с учетом отклонений).
ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" с ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" были заключены договоры поставки и оказания услуг в регулируемом секторе (с учетом отклонений), содержащие отлагательное условие, в соответствии с которым договоры вступают в силу после заключения договоров с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России.
ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" письмами от 06.01.2004 № АК-101-35 и от 18.03.2004 № АК-101-1050 для заключения договора на оказываемые им услуги требует от ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" соответственно предоставления копии заключенного договора с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации и развитию ЕЭС России.
По мнению заявителей, своими действиями ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" создают препятствия выходу ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" на ФОРЭМ.

3. ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" представило в Комиссию ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) ходатайство о прекращении производства по делу № 105/163-04 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (вх. № 7-81 от 24.01.2005), поскольку ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" находится в стадии ликвидации, а его функции как оператора оптового рынка в регулируемом секторе и секторе отклонений с 1 января 2005 года переданы ЗАО "ЦФР". Соответственно договоры на поставку электроэнергии, заключенные ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" с ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В", прекратили свое действие 31 декабря 2004 года.
Комиссия приняла решение об удовлетворении представленного ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" ходатайства.

4. ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" письмами от 06.01.2004 № АК-101-35 и от 18.03.2004 № АК-101-1050 для заключения договора на оказываемые им услуги требует от ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" соответственно предварительного заключения договоров с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации и развитию ЕЭС России.
Кроме того, из представленных ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" в Комиссию возражений на заявление ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" (исх. № 119-009-6/1-27 от 20.12.2004) следует, что отсутствие заключенных договоров с РАО "ЕЭС России" является не единственной причиной по которой ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" отказывает ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" в заключении договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике между субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для обеих сторон. В связи с чем ответственность за подготовку договора лежит в равной степени, как на системном операторе, так и на его контрагенте. Вместе с тем, ОАО "Карельский окатыш" не представило полный пакет документов, запрашиваемых для рассмотрения вопроса о заключении указанного договора.
Так, в представленном ОАО "Карельский окатыш" пакете документов отсутствует Акт по разделению полезного отпуска электрической энергии собственным потребителям ОАО "Карелэнерго" и электропотребления (полезного отпуска) ОАО "Карельский окатыш" по отчету за 2003 год. Указанный документ необходим для расчета стоимости оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Из-за отсутствия данной информации ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" не может рассчитать стоимость своих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в отношении ОАО "Карельский окатыш", что является существенным условием для заключения договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России.
По заявлению ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" требования ЗАО "МЭК-В" о понуждении ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" к заключению договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России являются не законными, поскольку, после включения постановлением ФЭК России от 24.02.2002 № 23/14 ЗАО "МЭК-В" в перечень организаций - субъектов ФОРЭМ, данный перечень не был утвержден Правительством Российской Федерации.
В подтверждение обоснованности своей позиции ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" представило комиссии копию решения Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2004, которым ЗАО "МЭК-В" отказано в удовлетворении исковых требований. Данное решение оставлено без изменения Постановлением 9-го Арбитражного Апелляционного суда от 23.11.2004.

5. Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства:
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике между субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 14 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", наличие у заявителя заключенного договора на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России не отнесено к обязательным условиям, необходимым для получения статуса субъекта оптового рынка.
Статьей 12 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…" определено, что порядок и условия взимания платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по определению перечня услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, установлению размера абонентной платы за оказание услуги и определению порядка их оплаты.
Во исполнение указанных норм федеральных законов Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2003 года № 792 "О перечне услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России", в соответствии с которым Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации поручается разработать с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации и утвердить порядок и условия оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России. До настоящего времени какого-либо ведомственного нормативного правового акта о порядке и условиях оплаты услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России Федеральной службой по тарифам принято не было.
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами заключение договора с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России не предусмотрено в качестве обязательного условия для выхода на оптовый рынок электрической энергии.
Из изложенного следует, что требование со стороны ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о необходимости предоставления копий договоров с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России для заключения соответствующих договоров является необоснованным.
Пунктом 11 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлен исчерпывающий перечень сведений, направляемый системному оператору заявителем и необходимый для заключения договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Данным перечнем не предусмотрена необходимость предоставления системному оператору акта по разделению полезного отпуска электрической энергии собственным потребителям АО-энерго и электропотребления (полезного отпуска) заявителя.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что системный оператор оказывает услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в том числе, субъектам оптового рынка.
ЗАО "МЭК-В" является субъектом оптового рынка. НП "АТС" обществу выдано свидетельство о внесении в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии, регистрационный номер 1.000162 от 20.11.2003.
Кроме того, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" были представлены в Комиссию копии договоров, заключенных ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" с ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ЗАО "МАРЭМ+" и ООО "Магнитогорская энергетическая компания". Перечисленные лица были включены ФЭК России в перечень организаций - субъектов ФОРЭМ без последующего утверждения Правительством Российской Федерации, что не помешало ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" заключить с указанными лицами договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии. В связи с изложенным, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" занимает доминирующее положение на рынке услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки на недисриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно статье 5 Закона запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействия), как создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам, а также создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия).
Таким образом, своими действиями ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" нарушает статью 5 Закона, ограничивая конкуренцию на ФОРЭМ путем создания препятствий доступу на данный рынок ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" и создания дискриминационных условий доступа на ФОРЭМ, которые ставят ЗАО "МЭК-В" в неравное положение по сравнению с другими субъектами электроэнергетики.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 12, пунктом 1 статьи 27 Закона и пунктом 2.12. Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП России от 25.07.96 № 91, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Производство по делу № 105/163-04 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" прекратить.

2. Признать ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона.

3. Выдать предписание ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании ЗАО "МЭК-В" препятствий доступу на ФОРЭМ, а также в создании условий доступа на ФОРЭМ, которые ставят ЗАО "МЭК-В" в неравное положение по сравнению с другими субъектами электроэнергетики, заключившими договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

4. Выдать предписание ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании ОАО "Карельский окатыш" препятствий доступу на ФОРЭМ.



Председатель Комиссии,
заместитель Руководителя ФАС России

А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии:

С.А. Шубин


И.Т. Парамонов


Е.А. Ельчинова



ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства



24 января 2005 года
г.Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в составе:
председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзина А.Н.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Шубина С.А.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Парамонова И.Т.,
начальника отдела административного производства Правового управления Ельчиновой Е.А.,
на основании своего решения от 25 января 2005 года по делу № 105/163-04 о нарушении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",


ПРЕДПИСЫВАЕТ:


ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) в срок до 24 марта 2005 года прекратить нарушение статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в создании препятствий доступу на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" и создании дискриминационных условий доступа на ФОРЭМ, которые ставят ЗАО "МЭК-В" в неравное положение по сравнению с другими субъектами электроэнергетики, заключившими договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", для чего:

1. Заключить в установленном порядке с ОАО "Карельский окатыш" договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России.

2. Заключить в установленном порядке с ЗАО "МЭК-В" договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России.

3. Письменно сообщить в Федеральную антимонопольную службу об исполнении предписания в срок до 29 марта 2005 года с представлением доказательств исполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок настоящего Предписания в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные и юридические лица несут административную ответственность.



Председатель Комиссии,
заместитель Руководителя ФАС России

А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии

С.А. Шубин


И.Т. Парамонов


Е.А. Ельчинова

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь