Решение и предписание Воронежского УФАС России в отношении ОАО "Воронежская энергосбытовая компания"

25 октября 2005, 11:03
Тип документа:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 1-5К

15 апреля 2005 г. г. Воронеж

Комиссия Управления ФАС по Воронежской области (далее -Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в со-ставе: Шамрай В.В. - председатель Комиссии, Багаев М.В., Михин С.В. - члены Комиссии, в присутствии представителей Открытого акционерного общества "Воронежские коммунальные системы" - Стриженко В.Н. (генеральный дирек-тор), Щипановской Н.А. (копия доверенности от 07.10.2004 г. № 78), Зайцевой Я.Н. (копия доверенности от 14.01.2005 г. № 85), Сапрыкина В.И. (копия дове-ренности от 20.01.2004 г. № 86), представителей ООО "Воронежавтогазсервис" - Лопатина Владимира Петровича (копия доверенности от 10.03.2005 г. № 266), Лынова Николая Михайловича (копия доверенности от 10.03.2005 г. № 265), а также представителя Региональной энергетической комиссии администрации Воронежской области Семенова А.А. (по доверенности), рассмотрев дело № 1-5К, возбужденное 25.02.2005 г., о нарушении Открытым акционерным общест-вом "Воронежские коммунальные системы" (место нахождения: 394007, г. Во-ронеж, ул. Спортивная набережная, 4) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О кон-куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын-ках" (далее - Закон о конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А :

24.12.2004 г. в Управление поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Воронежавтогазсервис" (далее ООО "Воронежавтогазсер-вис") о действиях Открытого акционерного общества "Воронежские комму-нальные системы" (далее ОАО "ВКС") по установлению в договоре энерго-снабжения повышенной ответственности абонента в размере десятикратного та-рифа за превышение договорных объемов потребляемой электроэнергии и про-верке обоснованности установления указанного тарифа.
ОАО "ВКС" занимает доминирующее положение на рынке электроснаб-жения в пределах географических границ г. Воронежа.
Приказом Воронежского территориального управления министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее Воро-нежское территориальное управление МАП России) от 13.04.2004 г. № 01-17/1-р ОАО "ВКС" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35%, по виду услуг электро-снабжение, зона обслуживания г. Воронеж.
Доминирующее положение ОАО "ВКС" на рынке электроснабжения с долей более 65% по розничной продаже электрической энергии в г. Воронеже установлено заключением Воронежского территориального управления МАП России от 09.04.2004 г.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" Воронежское терри-ториальное управление МАП России передано Федеральной антимонопольной службе РФ.
Как следует из представленных заявителем материалов, 01.12.2003 г. меж-ду ООО "Воронежавтогазсервис" (394042, г. Воронеж, ул. Ленинградская, 2 а) и ОАО "ВКС", был заключен договор энергоснабжения № 909, пункт 5.3 которо-го предусматривает, что "…если фактическое потребление мощности или элек-троэнергии за расчетный период произведено без договора или выше преду-смотренного договором, то энергоснабжающая организация взыскивает эконо-мическую санкцию за сверхдоговорную величину: если санкция предъявлена энергоснабжающей организацией, то сверхдоговорная величина электроэнергии оплачивается абонентом по десятикратному тарифу. За превышение договорной мощности одноставочный потребитель уплачивает энергоснабжающей органи-зации десятикратную стоимость электрической мощности по тарифу основной платы двухставочного тарифа..."
Пункт 3.13 указанного договора также предусматривает, что при выявле-нии у абонента работниками энергоснабжающей организацией нарушений, влияющих на определение фактического расхода электроэнергии, помимо про-изведенного перерасчета по действующему тарифу (с учетом основной и допол-нительной платы для предприятий двухставочного тарифа), абонент оплачивает штрафные санкции на величину сделанного перерасчета по четырехкратному тарифу.
В соответствии с пунктом 5.1 договора "…при нарушении абонентом ре-жима работы в часы максимума энергосистемы, абонент уплачивает десяти-кратную стоимость потребленной электрической энергии в эти часы по тарифу отопления для предприятий и организаций".
Согласно пункту 5.2 договора энергоснабжения № 909 "…при обнару-женных самовольно включенных электронагревательных приборах абонент уп-лачивает десятикратную стоимость электрической энергии и мощности (по ос-новной плате двухставочного тарифа…".
ОАО "ВКС" считает, что поскольку договор энергоснабжения заключен без протокола разногласий, то есть добровольно, то при превышении абонентом договорного объема потребления электроэнергии, а также в случае выявления нарушения абонентом учета потребляемой электроэнергии, обнаружении само-вольно включенных электронагревательных приборов и при нарушении абонен-том режима работы энергосистемы, наступает ответственность, предусмотрен-ная пунктами 5.3, 3.13, 5.1, 5.2 договора в виде неустойки.
Исходя из объяснений, данным ОАО "ВКС", включение в договор энерго-снабжения условий, предусматривающих повышенную ответственность абонен-та в размере кратного тарифа произведено на основании Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 г. № 929 "Об упорядочении системы экономи-ческих (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.1993 г.), ко-торое предусматривает ответственность за сверхнормативное потребление элек-троэнергии в размере десятикратной стоимости этой энергии.
Вместе с тем, пунктом 2 ст. 541 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договоре количестве.
Поскольку в договоре энергоснабжения от 01.12.2003 г. № 909 нет ограни-чения права абонента изменять количество принимаемой им электроэнергии, то данное положение ГК РФ действует в полном объеме. Исходя из смысла этой нормы закона, абонент в определенных случаях должен оплачивать энерго-снабжающей организации именно расходы. Каких-либо штрафных санкций в виде пени или неустойки за изменение абонентом количества принимаемой им энергии ГК РФ не предусмотрено.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (им-перативным нормам). В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, кроме предусмот-ренных законом случаев, когда цена устанавливается или регулируется уполно-моченными на то государственными органами. Как установлено Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и теп-ловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. № 41 (в ред. ФЗ от 26.03.2003 г. № 38) и Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Россий-ской Федерации", тарифы на электрическую энергию, поставляемую энерго-снабжающими организациями, регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Одной из целей государственного регулирования тарифов является защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен.
В силу п. 62 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, по-требленной сверх количества, установленного договором, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими ор-ганизациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования. При этом применя-ются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тари-фам.
Из указанного пункта Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 следует, что размер оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, определенного договором, состоит из утвержденного соответст-вующим государственным органом тарифа на эту энергию, а не из его десяти-кратной величины, самостоятельно и без учета реальных убытков установлен-ной ОАО "ВКС" в договоре энергоснабжения.
Вместе с тем, пунктами 5.3, 3.13, 5.1, 5.2 договора энергоснабжения сто-роны предусмотрели взимание с абонента платы за электроэнергию и электри-ческую мощность в размере четырех и десятикратного тарифа, что повлекло из-менение величины цены товара, в силу закона недопустимое по соглашению сторон.
О том, что данными условиями договора установлена плата за электро-энергию, свидетельствуют платежные требования № 8-2338-1837-995 от 18.11.2004 г. и № 8-2338-1837-1117, предъявленные ОАО "ВКС" в банк на спи-сание денежной суммы с ООО "Воронежавтогазсервис" в размере десятикрат-ного тарифа за отпускаемую электроэнергию сверх договорной величины, со-держащей сумму налога на добавленную стоимость, который в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) не подлежал бы начисле-нию при уплате санкций. Исходя из положений ст. 146 НК РФ, доходы налого-плательщика, полученные в результате взыскания штрафных санкций, не явля-ются объектом обложения налога на добавленную стоимость.
В этой связи несостоятельна ссылка ОАО "ВКС" на ст. 162 НК РФ, так как согласно этой статье штрафные санкции не являются объектом указанного налога и не включаются в налоговую базу.
Таким образом, суммы предъявленные и взысканные ОАО "ВКС" по пла-тежным требованиям за отпускаемую электроэнергию сверх договорной вели-чины, не могут являться неустойкой, а являются платой за электрическую энер-гию по повышенным тарифам, самостоятельно и незаконно установленные энергоснабжающей организацией.
При таких обстоятельствах установление в пункте 5.3 договора энерго-снабжения повышенной платы за сверхнормативное количество потребленной электроэнергии, независимо от размера расходов, фактически понесенных энер-госнабжающей организацией при подаче электроэнергии в большем количестве (п. 2 ст. 541 ГК РФ), не соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства.
По информации, представленной Региональной энергетической комиссии администрации Воронежской области, являющейся органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, при потреблении абонентами на розничном рынке электрической энергии сверх количества, уста-новленного договором, расчеты производятся в соответствии с показаниями приборов учета по тарифам на электрическую энергию, установленным Реше-нием Правления РЭК Воронежской области.
Тем самым, включение ОАО "ВКС" пунктов 5.3, 3.13, 5.1, 5.2 в договор, предусматривающих ответственность абонента в виде штрафов в размере четы-рех и десятикратного тарифа, самостоятельно установленных данным хозяйст-вующим субъектом, нарушает установленный вышеуказанными нормативными актами порядок ценообразования.
Согласно ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязатель-ствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ог-раничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответствен-ность).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обяза-тельств по договору энергоснабжения наступает в порядке ст. 547 ГК РФ, кото-рая предусматривает, что сторона, нарушившая обязательство, обязана возмес-тить причиненный этим реальный ущерб.
Ответственность представляет собой систему мер имущественного харак-тера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязан-ностей с целью восстановления положения, существовавшего до правонаруше-ния. Система мер гражданской ответственности состоит из двух видов: возме-щение убытков и санкции.
Параграфом 6 главы 30 ГК РФ ответственность сторон по договору энер-госнабжения предусмотрена в виде реального ущерба, который в порядке п. 2 ст. 15 ГК РФ является убытком. Поэтому ответственность, установленная пунк-тами 5.3, 3.13, 5.1, 5.2 договора энергоснабжения от 01.12.2003 г. № 909 также является мерой по возмещению убытков, однако убытки предусмотрены зако-ном (п. 1 ст. 547 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, установленная ОАО "ВКС" в договоре че-тырех и десятикратная оплата стоимости электроэнергии, противоречит поло-жениям статей 541 и 547 ГК РФ и не подлежит применению.
Доводы ОАО "ВКС" в пользу действительности Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 г. № 929 "Об упорядочении системы экономи-ческих (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" (далее Постановление Совмина СССР) не могут быть приняты Комиссией Управления в силу следующего.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении. В соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ иными правовыми актами являются Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Граждан-ским кодексом РФ в перечень иных правовых актов не включены Постановле-ния Совета Министров СССР.
В соответствии с абзацем 2 статьи 4 Федерального закона РФ "О введе-нии в действие части первой ГК РФ" от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ нормативные ак-ты Правительства СССР, изданные до введения в действие части первой Кодек-са, по вопросам, которые согласно ГК РФ могут регулироваться только феде-ральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствую-щих законов.
Статьей 4 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй ГК РФ" от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ установлено, что изданные до введения в дей-ствие части второй Кодекса и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй Кодекса мо-гут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до введе-ния в действие соответствующих законов.
Однако, в связи с тем, что ГК РФ (ст.ст. 541, 547) вопросы ответственно-сти сторон договора энергоснабжения, связанные с подачей и потреблением электроэнергии, уже регулируются в полном объеме, то в настоящее время от-сутствуют какие-либо отдельные федеральные законы, которые помимо ГК РФ подлежали бы применению при определении указанной ответственности.
В порядке ст. 1 Федерального закона от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ, ГК РФ (часть вторая), регулирующий указанные вопросы, вступил в действие с 01.03.1996 г., поэтому Постановление Совмина СССР не может применяться после вступления в силу ГК РФ, как нового федерального закона, разрешающе-го указанные вопросы. Поскольку норма Постановления Совмина СССР (под-пункт "б" пункта 10) в настоящее время не соответствует ГК РФ (в частности, статьям 541 и 547), то принятие отдельного (помимо ФЗ от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ) нормативного правового акта, в том числе и Правительством РФ о призна-нии недействующей указанной нормы Постановления Совмина СССР, не требу-ется.
ГК РФ (части первая и вторая) не содержит указания на то, что ответст-венность по договору энергоснабжения устанавливается только отдельным фе-деральным законом, что также исключает применение названного Постановле-ния.
Помимо этого, абзацем 1 ст. 4 Федерального закона от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с частью второй ГК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, дейст-вующие на территории РФ в пределах и в порядке, предусмотренных законода-тельством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ.
Пункт 10 Постановления Совмина СССР, как следует из его текста, пре-дусматривает повышение ответственности потребителей электрической энер-гии за рациональное использование энергии в виде уплаты потребителями деся-тикратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, преду-смотренного на соответствующий период договором. Определенная договором энергоснабжения от 01.12.2003 г. № 909 оплата абонентом десятикратной стои-мости электрической энергии, потребленной сверх количества, предусмотрен-ного на соответствующий период договором, является, исходя из текста пункта постановления и раздела договора, в который включен пункт 5.3, повышенной ответственностью потребителя электрической энергии.
Установление повышенной, в том числе четырех и десятикратной ответ-ственности в договоре энергоснабжения, не соответствует действующему зако-нодательству, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обя-зательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Согласно ст.ст. 400, 547 ГК РФ по договору энергоснабжения за неисполнение либо ненадлежащее испол-нение обязательств установлена ограниченная ответственность в виде возмеще-ния виновной стороной реального ущерба, то есть расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. По своей правовой природе четырех и десятикратная стои-мость электроэнергии является ответственностью по возмещению убытков. Од-нако, законодатель не определил, что реальный ущерб в натуральном выраже-нии равен четырех либо десятикратной стоимости электроэнергии. Размер убытков в каждом конкретном случае должен быть доказан стороной, требую-щей возмещения ущерба. При этом, необходимость таких расходов и их пред-полагаемый размер должны быть подтверждены энергоснабжающей организа-цией обоснованным расчетом, а также доказательствами, подтверждающими правомерность и обоснованность данных расчетов.
Вместе с тем, Постановление Совмина СССР (п. 10), а также условия до-говора энергоснабжения (п. 5.3) устанавливают, что ответственность за превы-шение договорного объема электроэнергии равна 10-кратной стоимости элек-троэнергии и тем самым заведомо определяют убытки и расходы энергоснаб-жающей организации в конкретном размере, без каких-либо доказательств и обоснованных расчетов, что противоречит п. 2 ст. 541 и ст. 547 ГК РФ.
Постановление Совмина СССР в силу прямого указания закона (ст. 3 ГК РФ) не является иным правовым актом, ссылка на который содержится в ст. 422 ГК РФ.
Кроме того, в силу ст. 133 Конституции СССР 1977 г, действовавшей на момент принятия данного Постановления, постановления и распоряжения из-даются Советом Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР, Указов Президента СССР. Однако указанное Постановление Совета Министров СССР не содержит ссылки на за-коны и иные правовые акты СССР, на основании и во исполнение которых при-нято данное Постановление.
Таким образом, применение Постановления Совета Министров СССР № 929 в данном случае не соответствует требованиям Конституции СССР 1977 г., статьям 4 Федеральных законов от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ и от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ, что влечет его недействительность.
Помимо вышеизложенного, необходимо указать, что пунктом 2 ст. 421 ГК РФ для сторон устанавливается свобода в выборе заключаемых договоров. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный законом или иным правовым актом, так и не предусмотренный ими. Важно лишь, чтобы в соответствии со ст. 8 ГК РФ заключаемый договор не противоречил закону.
Кроме того, дополнительно указанная свобода договора ограничивается за-коном для хозяйствующих субъектов, которые в соответствии с действующим законодательством признаны занимающими доминирующее положение на рын-ке определенного товара.
Пунктом 1 ст. 5 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектам, зани-мающим доминирующее положение на рынке определенного товара запрещено совершать действия (бездействия), которые имеют или могут иметь своим ре-зультатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Кроме того, нормой пункта 1 ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребле-ние организацией своим доминирующим положением на рынке.
По сообщению ООО "Воронежавтогазсервис" условия договора энерго-снабжения от 01.12.2003 г. № 909, предусматривающие повышенную ответст-венность абонента существенно ущемляют его интересы, так как в нарушение положения п. 2 ст. 541 ГК РФ указанные условия вынуждают расходовать элек-троэнергию только в пределах предусмотренных договором, в случае перерас-хода электроэнергии - оплачивать штрафные санкции с начислением на них на-лога на добавленную стоимость, что не предусмотрено действующим законода-тельством. Также в указанном договоре ОАО "ВКС" установлена ответствен-ность абонента в пунктах 3.13, 5.1, 5.2 в виде обязанности по оплате четырех и десятикратного тарифа электроэнергии, что также противоречит действующему законодательству.
В связи с изложенным, ОАО "ВКС", занимающее доминирующее поло-жение на рынке электроснабжения г. Воронежа, имеет право включения в дого-воры энергоснабжения только тех условий, которые предусмотрены императив-ными нормами законодательства, а также обязано исключительно применять порядок ценообразования, который установлен нормативными актами.
Таким образом, ОАО "Воронежские коммунальные системы", злоупот-ребляя своим доминирующим положением на рынке электроснабжения, в на-рушение п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции, совершило действия, ущемляющие интересы ООО "Воронежавтогазсервис" в части незаконного установления данному хозяйствующему субъекту в договоре энергоснабжения повышенной платы в размере четырех и десятикратного тарифа электроэнергии, тем самым нарушив установленный нормативными актами порядок ценообразования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 27 За-кона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. Признать действия ОАО "Воронежские коммунальные системы", зани-мающего доминирующее положение на рынке электроснабжения, выражаю-щиеся в незаконном установлении в договоре энергоснабжения от 01.12.2003 г. № 909 повышенной ответственности (платы) в виде штрафа в размере четырех и десятикратного тарифа отпущенной (реализованной) электрической энергии, имеющие своим результатом ущемление интересов ООО "Воронежавтогазсер-вис", нарушением требований пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ОАО "Воронежские коммунальные системы" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 1-5К
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства



15 апреля 2005 года г. Воронеж


Комиссия Управления ФАС по Воронежской области по рассмотрению дела о наруше-нии антимонопольного законодательства в составе: Шамрай В.В. - председатель Комиссии, Багаев М.В., Михин С.В. - члены Комиссии на основании своего решения от 15.04.2005 г. о нарушении ОАО "Воронежские коммунальные системы" (место нахождения: 394007, г. Воро-неж, ул. Спортивная Набережная, 4) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и огра-ничении монополистической деятельности на товарных рынках",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

Открытому акционерному обществу "Воронежские коммунальные системы", зани-мающему доминирующее положение на рынке электроснабжения, прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической дея-тельности на товарных рынках", выразившееся в ущемлении интересов ООО "Воронежавто-газсервис", путем незаконного установления данному хозяйствующему субъекту в договоре энергоснабжения от 01.12.2003 г. № 909 повышенной ответственности (платы) в виде штрафа в размере четырех и десятикратного тарифа за отпускаемую электроэнергию, тем самым на-рушив установленный нормативными актами порядок ценообразования.
В этих целях ОАО "Воронежские коммунальные системы" в срок до 16 мая 2005 г. из-менить условия договора энергоснабжения от 01.12.2003 г. № 909, заключенного с ООО "Во-ронежавтогазсервис" (394042, г. Воронеж, ул. Ленинградская, 2 а), исключив из договора пункты 5.3, 3.13, 5.1, 5.2, предусматривающие повышенную ответственность (плату) абонента в виде штрафа в размере четырех и десятикратного тарифа отпущенной (реализованной) элек-трической энергии.
Об исполнении настоящего предписания письменно сообщить Комиссии Воронежского УФАС России до 19 мая 2005 г., приложив соответствующие доказательства, подтверждаю-щие исполнение настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа наступает административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Документ в формате Word

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь