Решение комиссии ФАС России по делу в отношении группы "Газпрома" о завышении цен на сжиженный углеводородный газ

14 декабря 2005, 17:56
Тип документа:
ОАО "Газпром"
ул. Наметкина, д.16, Москва,
В-420, 117997

ОАО "Газэнергосеть"
Поселок Газопровод,
Деловой Центр, Ленинский
район, Московская область,
Россия, 142770

ООО "АК "Сибур"
ул.Кржижановского,
д.16,корп.1, Москва, 117218

ЗАО "Сибур-Газсервис"
ул.Большая Якиманка, д.42,
стр.2, Москва, 119049
АГ/17181 от 22.11.2005

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №1 05/159-05 о нарушении антимонопольного законодательства
"22" ноября 2005 года
г.Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Голомолзина А.Н., председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Карякина Д.Б., начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК, Сушкевича А.Г., начальника аналитического Управления, Гречишкиной И.В., заместителя начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК-начальника отдела газовой и угольной промышленности, Степиной О.В., советника Управления по контролю и надзору в ТЭК, Доронина С.В., главного специалиста Правового Управления, Виноградова Е.С., ведущего специалиста Управления по контролю и надзору в ТЭК,

в присутствии представителей от:
ОАО "Газпром" - Васильевой Т.В., Курчатовой А.В.;
ОАО "Газэнергосеть" - Богорада Л.М., Миронова Д.А.;
ОАО "АК "Сибур" - Тарабарина Б.С.;
ЗАО "Сибур-Газсервис" - Бородич Е.В.;

рассмотрев дело №1 05/159-05, возбужденное по признакам нарушения группой лиц ОАО "Газпром" (117997, Москва, ул.Наметкина, д.16), ОАО "Газэнергосеть" (142770, Московская область, поселок Газопровод, Ленинский район, Деловой центр), ОАО "АК "Сибур" (117218, Москва, ул.Кржижановского, д.16, корп.1), ЗАО "Сибур-Газсервис" (119049, Москва, ул.Большая Якиманка, д.42, стр.2) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон "О конкуренции"), выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены на сжиженные углеводородные газы,

УСТАНОВИЛА:

1. В сентябре 2004 года был отмечен рост розничных цен на сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), реализуемые по коммерческим ценам.

В рамках контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства на рынках СУГ и на основании ст.14 Закона "О конкуренции" Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) были направлены запросы информации участникам сферы производства и реализации СУГ, территориальным Управлениям ФАС России, а также Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Документы и информация, представленные в ответ на указанные запросы, послужили основанием для возбуждения ФАС России в отношении группы лиц ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис" дела по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", так как указанная группа лиц в конце августа 2004 года существенно увеличила цены на рынке оптовой реализации СУГ по коммерческим ценам в Российской Федерации или ее части для использования его в качестве газомоторного топлива, на коммунально-бытовые нужды населения, в отраслях промышленности, за исключением нефтехимии (далее - Товарный рынок).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено некоммерческое партнерство "Евроазиатская Ассоциация Газозаправочного Бизнеса" (105275, Российская Федерация, Москва, ул. Гаражная, д.6).

2. По сообщению ОАО "Газэнергосеть", общество является оператором ОАО "Газпром" по реализации СУГ на Товарном рынке, в задачи которого входит продажа и своевременный вывоз всех выделенных ОАО "Газпром" СУГ, что подтверждается письмом ОАО "Газэнергосеть" №1/234 от 21.01.2005. ОАО "Газэнергосеть" входит в группу лиц ОАО "Газпром".

ОАО "Газэнергосеть" приобретает СУГ, вырабатываемый исключительно дочерними обществами ОАО "Газпром", как по договорам с ОАО "Газпром", действующего через агентов - ООО "Астраханьгазпром", ООО "Оренбурггазпром" и ООО "Сургутгазпром", так и по договорам поставки фракции пропан-бутановой с ООО "Уренгойгазпром", и по договорам поставки с ООО "Оренбурггазпром" и ООО "Сургутгазпром". При этом, по данным ОАО "Газпром" (письмо ОАО "Газпром" от 17.05.2005), со второго полугодия 2004 года ОАО "Газэнергосеть" приобретает у ОАО "Газпром", в том числе у дочерних обществ ОАО "Газпром", производящих СУГ, весь газ, предназначенный для коммерческой реализации на Товарном рынке.

ОАО "Газэнергосеть" указывает, что, несмотря на возможное формальное отнесение ОАО "Газпром", ОАО "Газэнергосеть", ОАО "АК "Сибур" и ЗАО "Сибур-Газсервис" к одной группе лиц в соответствии со статьей 4 Закона "О конкуренции", указанные общества фактически являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, проводят разную ценовую политику и взаимодействуют с разными заводами-производителями СУГ.

Кроме того, ОАО "Газэнергосеть" считает, что общество не занимает доминирующего положения на Товарном рынке: его доля составляет менее 65%. При этом вход на данный рынок свободный, а у общества отсутствуют возможности создания технологических и административных барьеров входа на рынок.

ОАО "Газэнергосеть" также отмечает, что не является хозяйствующим субъектом, первым повысившим цены на СУГ на Товарном рынке в исследуемый период 2004 года: повышение цен происходило повсеместно у всех заводов-производителей СУГ, оптовых поставщиков СУГ и являлось реакцией на изменение конъюнктуры рынка. ОАО "Газэнергосеть" не является ценовым лидером на рынке СУГ, не имеет возможности оказывать влияние на других поставщиков СУГ, и при этом оптовые цены, по которым оно реализовывало СУГ контрагентам в указанный период, не превышали средний уровень цен на СУГ на Товарном рынке (письмо ОАО "Газэнергосеть" №1/5717 от 14.09.2005).
ОАО "Газэнергосеть" указывает, что розничный рынок СУГ является рынком, смежным с розничным рынком нефтепродуктов (СУГ представляет собой альтернативный вид моторного топлива по отношению к бензину), ценовые тенденции на котором оказывают влияние на цены на СУГ на Товарном рынке. Соответственно, рост цен на бензины с весны 2004 года вызвал дисбаланс между равновесной пропорцией стоимости автомобильного бензина АИ-92 и СУГ (в равновесном состоянии розничная цена на СУГ составляет 50% розничной стоимости автомобильного бензина АИ-92), в результате повлияв на увеличение спроса и цены на СУГ. Реагируя на постепенное увеличение дефицита, розничные продавцы СУГ, по мнению ОАО "Газэнергосеть", с августа 2004 года стали повышать розничные цены. В свою очередь, ОАО "Газэнергосеть", на основании проведенного анализа розничных цен на СУГ, сложившихся в регионах на 30 августа 2004 года, было принято решение об увеличении оптовой цены на СУГ и установлении ее с 1 сентября 2004 года в размере 7500 руб./т. (письмо ОАО "Газэнергосеть" №1/3345 от 18.05.2005).

Таким образом, ОАО "Газэнергосеть" считает, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" в части установления, поддержания монопольно высоких цен на СУГ.

3. ОАО "Газпром" производит СУГ на дочерних обществах ООО "Оренбурггазпром", ООО "Астраханьгазпром", ОАО "Сургутгазпром", ООО "Уренгойгазпром", ООО "Севергазпром". По данным Минпромэнерго России (письмо Минпромэнерго России №КВ-1418 от 12.05.2005), ОАО "Газпром" в 2004 году было произведено 1839,98 тыс.т. СУГ, что составило 27% от общего объема производства СУГ в Российской Федерации за указанный период. Указанный газ поставляется на нужды нефтехимии для дальнейшей переработки и выпуска продукции (29,1% от объема производства товарной продукции ОАО "Газпром" в 2004 году), на экспорт (13,9%), на внутренний рынок по графикам поставок СУГ Федерального агентства по энергетике (22,43%) и на Товарный рынок (35,2%).

В 2004 году реализация СУГ ОАО "Газпром" осуществлялась в соответствии с "Регламентом взаимодействия ОАО "Газпром", дочерних обществ и покупателей углеводородной продукции", утвержденным 15.08.2003 (письмо ОАО "Газпром" №01/0432-142 от 17.05.2005). Поставку СУГ на нерегулируемый сегмент рынка ООО "Севергазпром" и ООО "Уренгойгазпром" осуществляют по согласованию с ОАО "Газпром", а ООО "Астраханьгазпром", ООО "Оренбурггазпром" и ООО "Сургутгазпром" - на основании агентских поручений ОАО "Газпром".

Как пояснил представитель ОАО "Газпром" на заседании Комиссии, общество консолидировало поставки СУГ на Товарный рынок через единого оператора - ОАО "Газэнергосеть" постепенно. Так, в 2003 году доля ОАО "Газэнергосеть" в реализации СУГ, вырабатываемого дочерними обществами ОАО "Газпром", на Товарный рынок составила 23% от всего объема поставки СУГ ОАО "Газпром" на данный рынок, и 22% - в I полугодии 2004 года (письмо ОАО "Газпром" №06-1968кт от 12.11.2004).

Со II полугодия 2004 года весь СУГ, производимый дочерними обществами ОАО "Газпром", предназначенный для коммерческой реализации на Товарном рынке, поставлялся в адрес ОАО "Газэнергосеть" (на основании договоров поставки с ОАО "Газпром" и его дочерними обществами: договора поставки с ОАО "Газпром" №G7004-023 от 24.12.2003, №31-10 от 09.03.2004, №70-10 от 15.07.2004, №С75-G03004 от 24.12.2003 с ООО "Оренбурггазпром" №1710-10 от 24.09.2004, №1760-10 от 05.10.2004, с ООО "Сургутгазпром" В75-SВ2004 от 21.12.2004, с ООО "Уренгойгазпром" №84/8 от 21.04.2004, №100/8 от 10.09.2004, №27/8 от 20.12.2004, №47/8 от 20.01.2005).

ОАО "Газпром" реализует СУГ ОАО "Газэнергосеть" по отпускным ценам, устанавливаемым Департаментом маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО "Газпром", в порядке, установленном "Регламентом взаимодействия ОАО "Газпром", дочерних обществ и покупателей углеводородной продукции", утвержденным 15.08.2003.

ОАО "Газпром" считает, что, несмотря на аффилированность и наличие признаков группы лиц по статье 4 Закона "О конкуренции", нецелесообразно относить ОАО "Газпром" и ОАО "АК "Сибур" к одной группе лиц. Это связано с тем, что ОАО "Газпром" и ОАО "АК "Сибур" являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, для каждого из которых Федеральное агентство по энергетике (далее - Росэнерго) устанавливает отдельные графики поставок СУГ для бытовых нужд населения Российской Федерации (далее - балансовые задания). При этом общества имеют разные источники сырья и разную ценовую политику, а ОАО "Газпром" не координирует и не регламентирует деятельность по производству и реализации СУГ ОАО "АК "Сибур".

Как пояснил представитель ОАО "Газпром" на заседании Комиссии, по данным экспертов, доля ОАО "Газпром" составляет около 40%. Таким образом, общество не имеет возможности оказывать одностороннее воздействие на рынок реализации СУГ и не может быть признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на Товарном рынке.

По мнению ОАО "Газпром", рынок СУГ как в Российской Федерации, так и за рубежом имеет сезонный характер: пик спроса приходится на III и IV кварталы (июль-сентябрь, октябрь-декабрь). Повышение отпускных цен на СУГ во второй половине сентября 2004 года, установление которых ОАО "Газпром" осуществляет исходя из складывающейся ценовой конъюнктуры и соотношения спроса и предложения, было обусловлено ростом спроса на данную продукцию в августе-сентябре 2004 года.

Указанный существенный рост цен реализации СУГ, по мнению ОАО "Газпром", обусловлен также значительным сокращением производства СПБТ ввиду аварии на Оренбургском гелиевом заводе ООО "Оренбурггазпром", и проведения профилактических ремонтных работ на ЗАО "Сибур-Химпром" и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" (письмо ОАО "Газпром" №01/0432-142 от 17.05.2005).

Аварийный вывод из эксплуатации мощностей по производству СУГ на ООО "Оренбурггазпром" привел к необходимости увеличения Росэнерго балансовых заданий: последнее направило компаниям-производителям СУГ письма с просьбой осуществлять отгрузку СУГ в соответствии с утвержденными графиками в приоритетном режиме (письмо Росэнерго №КВ-1216 от 07.09.2004). По мнению ОАО "Газпром", некоторые из участников Товарного рынка в это время пытались искусственно создать дефицит СУГ, в том числе, с целью повышения его цены. В связи с чем, Росэнерго были направлены обращения ряду компаний (в том числе ОАО "Сибнефть, ОАО "Татнефть" и ОАО "АК "Сибур") о необходимости принятия мер для обеспечения отгрузки СУГ по балансовым заданиями в полном объеме (письма Росэнерго №04-02-211 от 13.09.2004, №04-02-321 от 04.10.2004, №4-02-175 от 07.09.2004, №04-02-209 от 13.09.2004, №ОГ-1280 от 02.09.2004).

Кроме того, ОАО "Газпром" отмечает, что отпускные цены на СУГ с дочерних обществ ОАО "Газпром" - производителей СУГ не превышали рыночный уровень цен на данный вид товара. А в связи с тем, что общество не является ценовым лидером на Товарном рынке, другие хозяйствующие субъекты не следовали за ценовой политикой ОАО "Газпром".

Таким образом, ОАО "Газпром" считает, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" в части установления, поддержания монопольно высоких цен на СУГ.

4. ЗАО "Сибур-Газсервис" осуществляет оптовую поставку СУГ, вырабатываемого дочерними обществами ОАО "АК "Сибур", только на Товарный рынок. Прямой контроль над обществом осуществляет ОАО "АК "Сибур".

Исходя из предоставленных договоров поставки (письмо ЗАО "Сибур-Газсервис" №519 от 27.06.2005), ЗАО "Сибур-Газсервис" в 2004 году имело договорные отношения на приобретение СУГ с ОАО "АК "Сибур" (договор поставки №КС.3377.40 от 15.12.2003) и с ЗАО "Пластхимпродукт" (договор поставки №062/03-204 от 29.03.2004): договор с ОАО "АК "Сибур" на приобретение 146,618 тыс.т. и с ЗАО "Пластхимпродукт" - на 300 т. (со сроком поставки в марте 2004 года).

По мнению ЗАО "Сибур-Газсервис", отсутствуют юридические основания, подтверждающие, что ЗАО "Сибур-Газсервис" действует совместно с ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газпром" и ОАО "Газэнергосеть" как единый хозяйствующий субъект (группа лиц), а также доказательства того, что кто-либо из указанных юридических лиц дает указания, определяющие способы осуществления предпринимательской деятельности, другим названным хозяйствующим субъектам. Кроме того, ЗАО "Сибур-Газсервис" в своей предпринимательской деятельности - реализации СУГ осуществляет самостоятельную и независимую от ОАО "АК "Сибур" ценовую политику, основанную на соотношении спроса и предложения.
ЗАО "Сибур-Газсервис" считает, что общество не занимает доминирующего положения на Товарном рынке - реализация СУГ (пояснения ЗАО "Сибур-Газсервис" по делу о нарушении антимонопольного законодательства б/н от 15.06.2005, б/н 03.08.2005, б/н от 09.09.2005). Так как доля ОАО "АК "Сибур", по оценкам, приведенным в подготовленном ООО "Эр Пи Ай Интернешнл" для ЗАО "Сибур-Газсервис" "Исследовании рынка сжиженных углеводородных газов России", в поставках СУГ на нерегулируемый (коммерческий) рынок составляет 17-18%, следовательно, общество, реализующее лишь приобретаемые у ОАО "АК "Сибур" объемы СУГ, занимает долю на Товарном рынке, меньшую чем доля ОАО "АК "Сибур".

Не занимая доминирующего положения, общество, соответственно, не устанавливало монопольно высоких цен на СУГ и не оказывало влияния на ценообразование на рынке реализации СУГ, а ценовые колебания в августе-сентябре 2004 года не обусловлены действиями ЗАО "Сибур-Газсервис".

Основными причинами повышения оптовых цен на Товарном рынке СУГ в августе-октябре 2004 года, по данным ЗАО "Сибур-Газсервис", явились: сезонное увеличение спроса на СУГ со стороны конечных потребителей, сезонное увеличение розничных цен на бензин и на СУГ, традиционно высокая маржа розничного сектора СУГ, рост цен на ШФЛУ, а также рост цен на производные продукты нефтехимии, рост цен на СУГ на внешних рынках и сокращение предложения СУГ (пояснения ЗАО "Сибур-Газсервис" по делу о нарушении антимонопольного законодательства б/н от 15.06.2005, б/н 03.08.2005, б/н от 09.09.2005; "Исследование рынка сжиженных углеводородных газов России", подготовленного ООО "Эр Пи Ай Интернешнл" для ЗАО "Сибур-Газсервис"). Следствием названных обстоятельств явилось увеличение покупательной способности оптовых потребителей СУГ, в результате которого ЗАО "Сибур-Газсервис" контрагентами были предложены условия, на которых обществом были заключены договоры реализации СУГ.

ЗАО "Сибур-Газсервис" считает, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" в части установления, поддержания монопольно высоких цен на СУГ.

5. ОАО "АК "Сибур" производит СУГ на следующих дочерних предприятиях: ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", ООО "Тобольск-Нефтехим", ОАО "Уралоргсинтез", ЗАО "Сибур-Химпром".

В 2004 году ОАО "АК "Сибур", по данным Минпромэнерго России (письмо Минпромэнерго России №КВ-1418 от 12.05.2005), всего было произведено 2192,08 тыс.т. СУГ, что составило 32% от совокупного объема производства СУГ в Российской Федерации.
СУГ, вырабатываемый дочерними обществами ОАО "АК "Сибур", поставляется на: нужды нефтехимии для дальнейшей переработки и выпуска продукции (49,9% от объема производства товарной продукции ОАО "АК "Сибур" в 2004 году), на экспорт (19,6%), на внутренний рынок по графикам поставок СУГ Росэнерго России (17,3%) и на Товарный рынок (12,4%).

ОАО "АК "Сибур" в 2004 году осуществляло поставку СУГ на Товарный рынок как через ЗАО "Сибур-Газсервис" (по договору поставки №КС.3377.40 от 15.12.2003), так и самостоятельно.

ОАО "АК "Сибур" указывает, что, несмотря на право ОАО "Газпром" как основного общества ОАО "АК "Сибур", давать обязательные для ОАО "АК "Сибур" указания (п. 3.4 Устава ОАО "АК "Сибур"), таких указаний для ОАО "АК "Сибур" по текущей производственно-хозяйственной деятельности, в том числе в отношении производства и реализации СУГ, от ОАО "Газпром" в 2004 году не поступало. Кроме того, ОАО "АК "Сибур" является самостоятельным хозяйствующим субъектом на Товарном рынке, осуществляет свою производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность независимо и не согласовывая ее с другими юридическими лицами, в том числе с ОАО "Газпром", ОАО "Газэнергосеть" и ЗАО "Сибур-Газсервис". Следовательно, ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газпром", ОАО "Газэнергосеть" и ЗАО "Сибур-Газсервис" являются разными хозяйствующими субъектами на Товарном рынке и не могут рассматриваться как единый субъект правонарушения (группа лиц) по статье 5 Закона "О конкуренции".

ОАО "АК "Сибур" отмечает, что поскольку его доля на Товарном рынке в 2004 году составила 17-18%, общество не занимает доминирующего положения на рынке СУГ в Российской Федерации и не может влиять на рынок СУГ в плане ограничения конкуренции либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов либо граждан.

Кроме того, по данным ОАО "АК "Сибур", порядок распределения СУГ, вырабатываемого дочерними обществами ОАО "АК "Сибур", направлен, в первую очередь, на обеспечение непрерывного цикла производственной деятельности нефтехимических производств, так как последующая переработка СУГ для общества экономически более выгодна, чем продажа СУГ на Товарном рынке. При этом проектные мощности дочерних обществ ОАО "АК "Сибур" по производству СУГ не загружены в полном объеме в связи с ограниченностью технологических возможностей по производству и транспортировке СУГ, недостаточностью сырья, которое закупается в том числе у сторонних организаций.

По мнению ОАО "АК "Сибур", рост оптовых цен на СУГ в исследуемый период 2004 года вызван превышением спроса над предложением СУГ, обусловленным традиционным увеличением спроса на СУГ, используемого в качестве газомоторного топлива, в преддверии осенне-зимнего периода, перераспределением российскими нефтяными компаниями поставок СУГ с внутреннего рынка на экспорт в указанный период, высокими мировыми ценами на СУГ, сокращением поставок СУГ вследствие аварии на гелиевом заводе ООО "Оренбурггазпром", увеличением спроса на нефтехимические нужды и неравномерностью поставок балансового газа, приводящей к дефициту ресурса коммерческого СУГ (Объяснения, Пояснения и Дополнительные пояснения ОАО "АК "Сибур" по делу о нарушении антимонопольного законодательства б/н, имеются в материалах дела; Информационный материал "Оценка доли компаний ОАО АК Сибур в коммерческом секторе реализация сжиженных газов (СУГ) в 2004 году", подготовленный ИнфоТЭК-Консалт для ОАО "АК "Сибур").

Кроме того, ОАО "АК "Сибур" подчеркивает, что, несмотря на снижение объема производства СУГ в июне-сентябре 2004 года в связи с плановыми остановками на капитальный ремонт производственных мощностей по переработке ШФЛУ, ОАО "АК "Сибур" для поддержания коммерческого рынка СУГ в указанный период было сокращено потребление СУГ в нефтехимическом производстве.

ОАО "АК "Сибур" считает, что в действиях общества отсутствует нарушение требований пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" в части установления, поддержания монопольно высоких цен на СУГ.

Представитель ОАО "АК "Сибур" на заседании Комиссии подчеркнул, что по результатам рассмотрения территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре дела о нарушении антимонопольного законодательства группой лиц ОАО "АК "Сибур", ОАО "Сибур-Тюмень", ОАО "Нижневартовский ГПК", выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора поставки сжиженного углеводородного газа на 2005 год с отдельными хозяйствующими субъектами, а также с учетом результатов дел об административных правонарушениях по нарушению статьи 14 Закона "О конкуренции" и хода рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО "АК "Сибур" "в целях обеспечения конкуренции и неукоснительного соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации" на заседании Президиума ОАО "АК "Сибур" было принято решение при реализации товаров и услуг по возможности преимущественно использовать тендерные и конкурсные механизмы (письмо ОАО "АК "Сибур" №35778/19 от 05.09.2005, выписка из протокола №92 Заседания Президиума ОАО "АК "Сибур" от 13.07.2005). Во исполнение вышеуказанного решения с июля 2005 года были проведены мероприятия по внедрению тендерных и конкурсных механизмов при реализации товаров и услуг общества (письмо ОАО "АК "Сибур" №44906/19 от 27.10.2005). Вместе с тем, представитель ОАО "АК "Сибур" на заседании Комиссии не смог пояснить механизм проведения тендерных торгов на реализацию СУГ, а также порядок участия потребителей СУГ в указанных торгах.

Комиссия отмечает, что указанное предложение ОАО "АК "Сибур" имеет значение для развития конкуренции на Товарном рынке и либерализации каналов сбыта СУГ и будет рекомендовано ФАС России в качестве одной из меры по развитию конкуренции на Товарном рынке.

6. Некоммерческое партнерство "Евроазиатская Ассоциация Газозаправочного Бизнеса" (далее - Ассоциация) объединяет хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на мелкооптовом и розничном рынке СУГ, а также сервисные компании, занимающиеся монтажом газового автооборудования (справка Ассоциации "О состоянии газомоторного рынка в России", имеется в материалах дела).


Ассоциация отмечает, что до августа-сентября 2004 года на внутреннем рынке России постепенно увеличивалось количество автомобилей, использующих СУГ в качестве газомоторного топлива, расширялся сектор розничной реализации СУГ, в том числе в результате строительства автогазовых заправочных станций (АГЗС), а также увеличивалось число занятых в этой сфере.

В конце августа 2004 года на Товарном рынке имел место существенный рост оптовых цен на СУГ, который привел к скачкообразному росту розничных цен на СУГ на АГЗС. Результатом такого повышения явилось снижение спроса на газобаллонное оборудование, сокращение автосервисных участков, остановка проектирования и строительства новых станций (справка Ассоциации "О состоянии газомоторного рынка в России", имеется в материалах дела).

При этом Ассоциация считает, что рынку СУГ свойственны колебания и сезонность спроса. Однако ранее такие сезонные колебания цен на СУГ и общий последовательный рост уровня цен на данный товар в целом были предсказуемы и демпфировались рынком.
Выступая с заключительным словом на заседании Комиссии 16.06.2005, представители Ассоциации уточнили, что в рассматриваемых действиях группы лиц ОАО "Газэнергосеть", ОАО "Газпром", ЗАО "Сибур-Газсервис" и ОАО "АК "Сибур" имело место нарушение требований антимонопольного законодательства", а именно пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" в части установления и поддержания монопольно высоких цен на СУГ на Товарном рынке.

Рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства, представленные в материалах дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

7. По состоянию на август-сентябрь 2004 года ОАО "Газпром" в составе группы лиц распоряжался 71,06% акций с правом голоса ОАО "АК "Сибур", а также долей в размере 100% уставного капитала ООО "Межрегионгаз" и 100% акций с правом голоса ОАО "Регионгазхолдинг", которые, в свою очередь, распоряжались более 50% акций с правом голоса ОАО "Газэнергосеть" (31,5% - ООО "Межрегионгаз", 19,5% - ОАО "Регионгазхолдинг"). ОАО "АК "Сибур" распоряжался 100% акций с правом голоса ЗАО "Сибур-Газсервис". Таким образом, ОАО "Газпром" имело право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть" и ЗАО "Сибур-Газсервис".

ОАО "Газпром" был утвержден "Регламент взаимодействия ОАО "Газпром", дочерних обществ и покупателей углеводородной продукции" (письмо ОАО "Газпром" №01/0432-142 от 17.05.2005), на основании которого, в частности, осуществлялась реализация СУГ. Кроме того, в соответствии п. 3.4 Устава ОАО "АК "Сибур" ОАО "Газпром" как основное общество ОАО "АК "Сибур" имеет право давать обязательные для ОАО "АК "Сибур" указания. По имеющимся данным, с июня 2004 года физические лица, исполняющие трудовые обязанности в ОАО "Газпром" и во входящих в одну группу лиц с ОАО "Газпром" юридических лицах, составляли более 50 процентов состава Совета директоров и (или) возглавляли коллегиальный орган управления ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть".

Таким образом, на основании статьи 4 Закона "О конкуренции" ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть" и ЗАО "Сибур-Газсервис" составляют одну группу лиц.

Положения Закона "О конкуренции", относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.
В соответствии со статьей 5 Закона "О конкуренции" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как установление поддержание монопольно высоких цен.

8. На Товарном рынке осуществляется оптовая реализация на территории Российской Федерации или ее части по коммерческим ценам СУГ, включающего взаимозаменяемые фракции: смесь пропана и бутана технического (СПБТ), пропан технический, бутан технический, пропан автомобильный, пропан-бутан автомобильный, для использования его в качестве газомоторного топлива, на коммунально-бытовые нужды населения, в отраслях промышленности, за исключением нефтехимии.

Комиссия отмечает, что указанная квалификация Товарного рынка не оспаривалась в ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, и в целом подтверждается выводами экспертиз, представленных сторонами по делу ("Отчет о научно-исследовательской работе "Анализ товарного рынка сжиженных углеводородных газов для потребителей Нижневартовского района ХМАО-Югра" подготовленный ОАО "НижневартовскНИПИнефть"; "Исследование рынка сжиженных углеводородных газов России", выполненное ООО "Эр Пи Ай Интернешнл"; а также Информационный материал "Оценка доли компании ОАО "АК "Сибур" в коммерческом секторе реализации сжиженных углеводородных газов (СУГ) в 2004 году", подготовленный ООО "ИнфоТЭК-КОНСАЛТ").

9. Группа лиц ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис" (далее - Группа лиц) занимает доминирующее положение на Товарном рынке.

Доминирующее положение Группы лиц на Товарном рынке обеспечивается за счет наличия собственных мощностей по производству СУГ: в рамках Группы лиц СУГ вырабатывается 10 дочерними обществами ОАО "Газпром" и ОАО "АК "Сибур". Доля Группы лиц в товарном производстве СУГ в России на протяжении 2004 года была устойчивой (55-62%) и в целом по итогам 2004 года составила около 59% (расчеты ФАС России исходя из данных Минпромэнерго России, письмо Минпромэнерго России №КВ-1418 от 12.05.2005).

Устойчивая доля Группы лиц в сфере производства СУГ в Российской Федерации позволяет ей занимать стабильное положение на Товарном рынке: в 2004 году доля Группы лиц на Товарном рынке составила около 55%, а на протяжении 2004 года она, как правило, находилась в диапазоне 50-65%, не опускаясь ниже 35%. В январе 2004 года доля Группы лиц на Товарном рынке составила 75%.

Кроме того, согласно планам Группы лиц (статья "Газ вместо бензина" в Корпоративном журнале ОАО "Газпром", №5, стр.18-21), предполагается дальнейшее укрепление ее позиций на Товарном рынке и выход непосредственно на рынок розничной реализации СУГ по коммерческим ценам.

Комиссия установила, что состав участников (продавцов, производителей СУГ) Товарного рынка за последнее время существенно не изменился, что обусловлено жесткой технологической привязкой к производственным мощностям. Кроме того, производственные мощности конкурентов по производству и реализации СУГ не могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены или перепрофилированы, а ввод новых мощностей по производству СУГ требует существенных инвестиций и времени.

Группа лиц в 2004 году и январе-феврале 2005 года осуществляла поставку СУГ более, чем 400 хозяйствующим субъектам, расположенным в более, чем 60 регионах Российской Федерации, включая все федеральные округа Российской Федерации. Ни один из конкурентов Группы лиц не осуществляет поставки СУГ в такое количество регионов Российской Федерации и такому количеству контрагентов.

Доля Товарного рынка, принадлежащая ближайшему конкуренту, не превышает 7-10%, то есть имеется существенный разрыв между долей Товарного рынка Группы лиц и ее ближайших конкурентов. Товарный рынок является высококонцентрированным: коэффициент рыночной концентрации для трех крупнейших продавцов СУГ на Товарном рынке (CR-3) составляет около 75%.

Таким образом, Группа лиц может действовать на Товарном рынке независимо от конкурентов, что дает ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Комиссия отмечает, что условия конкуренции на Товарном рынке напрямую зависят от структуры сбыта СУГ и взаимоотношений с хозяйствующими субъектами, не входящими в соответствующую группу лиц. Изменение политики сбыта ОАО "Газпром", выразившееся в переходе на единого оператора (ОАО "Газэнергосеть") для реализации СУГ, вырабатываемого дочерними обществами ОАО "Газпром", и соответствующее изменение отношений с третьими лицами-контрагентами повлияло на условия конкуренции на Товарном рынке и привело к усилению доминирующего положения Группы лиц на нем и возможности осуществления ею монополистической деятельности на Товарном рынке. При этом в течение II полугодия 2004 года доля Группы лиц на Товарном рынке находилась в диапазоне около 50-55%, и даже резкое увеличение Группой лиц оптовых цен в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре не привело к снижению ее доли на Товарном рынке, что также подтверждает вывод о наличии у Группы лиц доминирующего положения на Товарном рынке.

10. В целях анализа ситуации с ценообразованием на Товарном рынке Комиссией были проанализированы договора поставки и приложения к ним, представленные ОАО "Газэнергосеть" (письмо ОАО "Газэнергосеть" №1/3257 от 14.05.2005), ЗАО "Сибур-Газсервис" (письмо ЗАО "Сибур-Газсервис" №375 от 07.06.2005) и ОАО "АК "Сибур" (письмо ОАО "АК "Сибур" от 28.07.2005 №29558/19).
Анализ показал, что Группой лиц в конце августа 2004 года (а именно, 23 августа, 24 августа, 26 августа, 27 августа, 30 августа и 31 августа) были оформлены договорные отношения о повышении оптовых цен на СУГ с поставкой на сентябрь.

Средневзвешенная оптовая цена на СУГ по Группе лиц была резко увеличена на 76,4%: с 4132,03 руб./т. с поставкой в августе 2004 года до 7871,46 руб./т. с поставкой в сентябре 2004 года.

Комиссия установила, что 23-24 августа 2004 года были оформлены договорные отношения на поставку около 60% от объема СУГ, на реализацию которого в сентябре 2004 года Группой лиц были заключены в конце августа 2004 года соответствующие договора поставки.
Как утверждали на заседании Комиссии представители ОАО "Газэнергосеть", тот факт, что в приложениях к договорам поставки СУГ, на основании которых ОАО "Газэнергосеть" реализовывало СУГ контрагентам, в качестве даты их подписания указано "23 августа 2004 года", является технической ошибкой: фактически данные приложения направлялись контрагентам по факсу 30-31 августа. Однако документальных подтверждений указанному представлено не было. Кроме того, Комиссия считает, что указанная техническая ошибка не могла носить массовый характер: договорные отношения у ОАО "Газэнергосеть" были со значительным количеством различных хозяйствующих субъектов, при этом даты приложений к договорам поставки СУГ, на основании которых общество реализовывало СУГ своим контрагентам с разных заводов-производителей СУГ, были различны.

11. Комиссия отмечает, что в связи с тем, что Группа лиц в силу своего доминирующего положения на Товарном рынке является ценовым лидером, другие его участники при формировании своих оптовых цен на СУГ во многом ориентируются на уровень оптовых цен, задаваемый Группой лиц.

Комиссия считает, что, так как в целом другим участникам Товарного рынка (как продавцам, так и покупателям) о повышении Группой лиц оптовых цен на СУГ с поставкой в сентябре 2004 года стало известно начиная с 23 августа 2004 года, это уже с конца месяца начало оказывать влияние на ценовую стратегию других участников Товарного рынка.

12. Комиссия установила, что до указанного повышения Товарный рынок находился в равновесном состоянии, при котором оптовые цены на СУГ Группы лиц по большей части соответствовали нижней границе или находились в середине ценового диапазона, не превышая уровень цен, устанавливаемый другими хозяйствующими субъектами, действующими на Товарном рынке.

Комиссия отмечает, что значительный рост оптовых цен на СУГ Группы лиц в конце августа 2004 года с поставкой на сентябрь привел к нарушению указанного равновесного состояния, сместив Товарный рынок на новый ценовой уровень. При этом на протяжении сентября 2004 года цены на СУГ других участников Товарного рынка колебались на новом ценовом уровне вокруг ценового ориентира, установленного Группой лиц. Участники Товарного рынка, не входящие в Группу лиц, реализовывали различную ценовую политику: часть из них единовременно повысила оптовые цены на СУГ, другие поэтапно увеличивали соответствующие цены, постепенно достигая заданного Группой лиц ценового ориентира. К началу октября ситуация на Товарном рынке стабилизировалась: сложилось равновесное состояние, аналогичное, имевшему место до указанного повышения, но на существенно более высоком ценовом уровне.

13. Комиссией установлено, что в течение 2004 года (до рассматриваемого существенного повышения Группой лиц оптовых цен на СУГ) на Товарном рынке имели место случаи, когда его участники, не входящие в Группу лиц, реализовывали СУГ своим контрагентам по ценам, превышавшим уровень цен, сложившийся на Товарном рынке в тот период времени.

Реализация СУГ отдельными хозяйствующими субъектами-участниками Товарного рынка по единичным контрактам по ценам, более высоким, чем средневзвешенный уровень оптовых цен на СУГ Группы лиц и средневзвешенный уровень оптовых цен в целом по Товарному рынку, не оказывало влияния в целом на диапазон оптовых цен на Товарном рынке.

Представитель ОАО "Газпром" на заседании Комиссии в подтверждение своих слов о том, что уровень отпускных цен на СУГ ОАО "Газпром" не превышал средний уровень цен на Товарном рынке и ОАО "Газпром" не являлся инициатором роста цен на СУГ на Товарном рынке в августе с поставкой в сентябре, привел "Выписку из Протокола заседании рабочей комиссии по установлению оптовых цен на газопродукты ОАО "Татнефть" (имеется в материалах дела, письмо ОАО "Татнефть" №7835/01-13 от 29.10.2004), в соответствии с которой 01 июля 2004 года ОАО "Татнефть" были определены соответствующие минимальные коммерческие цены на СУГ, по которым общество планировало в июле-сентябре 2004 года осуществлять поставки СУГ ОАО "Татнефть-Центрнефтепродукт" (оператор ОАО "Татнефть" для реализации СУГ на Товарном рынке).

Вместе с тем, Комиссия проанализировала информацию, содержащуюся в данной "Выписке…", а также в материалах дела, и установила, что позднее ОАО "Татнефть" вынуждено было скорректировать в сторону понижения указанные выше минимальные коммерческие цены реализации СУГ в адрес ОАО "Татнефть-Центрнефтепродукт" (письмо ОАО "Татнефть" №6609/01-13 от 26.07.2005) по причине их превышения реального рыночного уровня оптовых цен на Товарном рынке. Запланированные и фактические цены реализации СУГ ОАО "Татнефть" в адрес ОАО "Татнефть-Центрнефтепродукт" приведены в таблице 1.

Таким образом, отдельные цены, которые устанавливались хозяйствующими субъектами, не входящими в Группу лиц, на более высоком уровне по сравнению с уровнем оптовых цен на СУГ Группы лиц, не приводили к общему и существенному росту оптовых цен на СУГ на Товарном рынке. Это объясняется, в том числе отсутствием у них доминирующего положения на Товарном рынке и отсутствием возможности оказывать решающее влияние на ценообразование на СУГ в стране.

Комиссия отмечает, что и единичное (только для одного контрагента) значительное повышение оптовой цены на СУГ в рамках одного из участников Группы лиц, обусловленное, по пояснению представителя ЗАО "Сибур-Газсервис" на заседании Комиссии, незначительным объемом приобретения им СУГ, также не имело результатом общее существенное повышение оптовых цен на Товарном рынке.
Справочно. 18 августа 2004 года датируется дополнительное соглашение №2 к договору поставки №СГС 118 от 06.06.2003, заключенному между ЗАО "Сибур-Газсервис" и ООО "Навина", на поставку 23 тонн в августе 2004 года по цене 7000 руб./т., что более чем на 55% превышало средневзвешенный уровень оптовых цен по Группе лиц в августе 2004 года с поставкой СУГ в августе.

Комиссия отмечает, что только массовое, по всем договорам поставки СУГ, существенное повышение Группой лиц оптовых цен на СУГ (в конце августа 2004 года с поставкой на сентябрь) привело к нарушению указанного выше равновесного состояния на Товарном рынке и сдвигу его на более высокий ценовой уровень.

14. Комиссия установила, что указанное в пункте 10 настоящего решения существенное увеличение оптовой цены на СУГ при поставках его в сентябре 2004 года не может быть обусловлено соответствующим ростом затрат на производство, отпуск и оптовую реализацию СУГ на Товарный рынок. Так, данные, представленные сторонами по делу (письмо ОАО "Газпром" №06-264/КТ от 16.02.2005; письмо ОАО "АК "Сибур" №8044/19 от 09.03.2005), не позволяют сделать вывод о каком-либо существенном увеличении себестоимости производства СУГ в сентябре 2004 года по сравнению с августом.

По данным Росстата, индекс цен производителей промышленных товаров в сентябре 2004 года по сравнению с августом составил около 2%, а индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению не изменился; за 2004 год индекс цен производителей промышленной продукции составил 28,3%, а индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению - 11,7%.
В результате существенного увеличения Группой лиц средневзвешенной оптовой цены на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре, не обусловленной сопоставимым ростом издержек, участники Группы лиц, осуществляющие оптовую реализацию СУГ на Товарном рынке, получили в сентябре 2004 года дополнительный доход в расчете на единицу продукции, существенно более высокий по сравнению с августом 2004 года.

Справочно. Например, ОАО "Газэнергосеть" в начале сентября 2004 года было получено дополнительного дохода от оптовой поставки СУГ на Товарный рынок в расчете на единицу продукции в около 3 раза больше по сравнению с концом августа 2004 года, а ОАО "АК "Сибур" - около 2,8 раза.

Подобного роста доходности за счет изменения оптовых цен на СУГ на Товарном рынке не наблюдалось у Группы лиц ни в 2003 году, ни в период до рассматриваемого существенного повышения оптовых цен на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой на сентябрь.

15. Комиссия установила, что существенное повышение на Товарном рынке Группой лиц средневзвешенной оптовой цены на СУГ на 76,4% в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре может лишь отчасти быть обусловлено сезонностью спроса на СУГ.
Комиссия установила, что рост цен на СУГ, вызванный сезонностью спроса, характеризуется более плавной динамикой и имеет место в течение 3-4 месяцев. В 2003 году основной рост оптовых цен на СУГ у Группы лиц имел место в сентябре-ноябре 2003 года и был менее значительным.

16. Комиссия установила, что рост средневзвешенной оптовой цены на СУГ у Группы лиц на 76,4% в исследуемый период 2004 года не может быть в полном объеме обусловлен также и мировой конъюнктурой цен на СУГ.

Анализ динамики цены предложения на СУГ по направлению ДАФ Брест (по данным московского представительства Аргус Медиа, вх.№21510 от 19.09.2005) и динамики средневзвешенной оптовой цены на СУГ Группы лиц (по расчетам ФАС России на основании условий договоров поставки СУГ, представленных ОАО "Газэнергосеть" (письмо ОАО "Газэнергосеть" №1/3257 от 14.05.2005), ЗАО "Сибур-Газсервис" (письмо ЗАО "Сибур-Газсервис" №375 от 07.06.2005) и ОАО "АК "Сибур" (письмо ОАО "АК "Сибур" от 28.07.2005 №29558/19)) показал следующее.
Динамика средневзвешенной оптовой цены Группы лиц на Товарном рынке отличалась от динамики цен предложений на СУГ по направлению ДАФ Брест. В августе 2004 года рост средних цен предложения на СУГ по направлению ДАФ Брест опережал рост средневзвешенных оптовых цен на СУГ Группы лиц на 6,1%: с марта по август средние цены предложения на СУГ по направлению ДАФ Брест выросли на 30,5%, а средневзвешенная оптовая цена Группы лиц на Товарном рынке - на 24,4%.

Пик роста средневзвешенной оптовой цены Группы лиц на Товарном рынке пришелся на начало сентября 2004 года и составил 76,4% по сравнению с августом. Рост экспортных цен на СУГ в сентябре по сравнению с августом составил 22,9%. Таким образом, с марта по сентябрь 2004 года средневзвешенная оптовая цена Группы лиц на Товарном рынке выросла на 119,4%, а средние цены предложения на СУГ по направлению ДАФ Брест увеличились на 60,5%.

Средневзвешенная оптовая цена Группы лиц на Товарном рынке увеличилась еще на 8,4% в октябре по сравнению с сентябрем 2004 года и почти не изменились в ноябре 2004 года. Цены предложений на СУГ по направлению ДАФ Брест в октябре по сравнению с сентябрем 2004 года увеличились на 11,5%, достигнув пика, спустя 3,5 месяца, в ноябре (10 ноября). Средние цены предложений на СУГ по направлению ДАФ Брест в ноябре по сравнению с октябрем увеличились на 7,22% (с 03 ноября по 10 ноября 2004 года - на 1,0%). В ноябре по сравнению с мартом 2004 года цены предложений на СУГ по направлению ДАФ Брест увеличились на 91,9%, тогда как средневзвешенная оптовая цена Группы лиц в ноябре по сравнению с мартом увеличились на 135,7%.

Комиссия установила, что за период с 17 ноября по 29 декабря 2004 года цены предложений на СУГ по направлению ДАФ Брест снизились на 20,9%, в то время как средневзвешенный уровень оптовой цены на СУГ на Товарном рынке по Группе лиц снизился в декабре по сравнению с ноябрем 2004 года всего на 6,0%.

Таким образом, за период с 07 апреля (минимальный уровень цен) по 29 декабря 2004 года включительно динамика экспортных цен на СУГ (цен предложений на СУГ по направлению ДАФ Брест) и динамика средневзвешенной оптовой цены на СУГ на Товарном рынке Группы лиц существенным образом отличалась: цены предложения на СУГ по направлению ДАФ Брест выросли на 59,6%, в то время как средневзвешенная оптовая цена на СУГ Группы лиц на Товарном рынке увеличилась за апрель-декабрь 2004 года на 124,1%.
Средневзвешенная оптовая цена на СУГ Группы лиц на Товарном рынке в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре на 16,2% превышала эффективную оптовую цену на СУГ, которая была рассчитана экспертами на примере транспортировки СУГ от Оренбургского ГПЗ как экспортная цена на СУГ в сентябре 2004 года за вычетом затрат на транспортировку и экспортной пошлины (Аналитический отчет "Поведение коммерческого сектора рынка сжиженных углеводородных газа (СУГ) России во второй половине 2004 года", подготовленный ЗАО "ЭРТА-консалт", имеется в материалах дела). Комиссия не считает обоснованной ситуацию, когда доходность от поставок СУГ на внутренний рынок превышает доходность от поставок СУГ в страны Европы. В этих условиях интересы отечественных потребителей ущемляются по сравнению с зарубежными потребителями, при том, что платежеспособный спрос в России ниже, чем в указанных странах.
Таким образом, Группа лиц не только одномоментно установила оптовые цены на СУГ на Товарном рынке, существенно более высокие, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции, но и поддерживала их в течение сентября 2004 года. Поддержание оптовых цен Группой лиц на Товарном рынке в октябре-декабре 2004 года также оказало негативное влияние на ситуацию на рынке СУГ.
17. В связи с тем, что, по данным лиц, участвующих в деле (как сторон по делу, так и заинтересованного лица), спрос на рынке СУГ имеет зависимость от смежного рынка нефтепродуктов (а именно, бензина автомобильного марки АИ-92), Комиссия проанализировала динамику средних потребительских цен на бензин автомобильный АИ-92 на внутреннем рынке в 2003-2004 годах.

Анализ показал, что темпы роста оптовых цен на СУГ в целом в 2004 году и отдельные месяцы 2004 года были существенно выше темпов роста средних потребительских цен на бензин автомобильный АИ-92 (по данным Росстата).

За период март-декабрь 2004 года рост средних потребительских цен на бензин автомобильный АИ-92 составил 27,2%, с марта по август включительно - 17,7%, с марта по сентябрь включительно - 23,3%. Рост указанных цен в сентябре 2004 года по сравнению с августом составил 5,6%. Максимальный уровень потребительской цены на бензин автомобильный АИ-92 датируется 29 ноября 2004 года, что также гораздо позже рассматриваемого периода существенного повышения Группой лиц оптовых цен на СУГ на Товарном рынке. Указанное значительное повышение средневзвешенной оптовой цены на СУГ Группы лиц в конце августа в поставкой на сентябрь произошел единовременно, носило скачкообразный характер и составило 76,4%. При этом с марта по декабрь 2004 года средневзвешенная оптовая цена увеличилась на 121,5%. с марта по август - на 24,4%, с марта по сентябрь - на 119,4%.

18. Комиссия установила, что указанное в пункте 10 настоящего решения существенное повышение оптовой цены на СУГ при поставках его в сентябре 2004 года не может быть объяснено ростом цен на СУГ на рынке розничной реализации СУГ.

Динамика розничных цен на СУГ в период марта-ноября 2004 года отставала от динамики средневзвешенной оптовой цены на СУГ. Так, по данным, представленным Ассоциацией, не оспаривавшимся сторонами по делу в ходе заседаний Комиссии, розничные цены на СУГ за март-ноябрь 2004 года увеличились на 49,8%, за март-август - на 24,9%, за март-сентябрь - на 61,5%, а в сентябре по сравнению с августом - на 29,3% (справка Ассоциации "Составляющая цены (с НДС) на СУГ на АГЗС - примерной", имеется в материалах дела).

Вместе с тем, средневзвешенная оптовая цена на СУГ Группы лиц за март-ноябрь 2004 года повысилась на 135,7%, за март-август - на 24,4%, за март-сентябрь - на 119,4%, а в конце августа с поставкой в сентябре по сравнению с августом - на 76,4%.

Таким образом, именно динамика оптовых цен оказала негативное влияние на уровень розничных цен на СУГ. Рост оптовых цен на СУГ повлиял на перераспределение доходности в сторону увеличения доходности Группы лиц как оптового поставщика СУГ и уменьшения доходности розничных продавцов - контрагентов Группы лиц.

Увеличение средневзвешенной оптовой цены на СУГ Группы лиц на Товарном рынке в течение апреля-декабря 2004 года на 124,1% более, чем в 5 раз превысило темпы роста среднедушевого денежного дохода населения, среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, работающих в экономике, а также среднего размера назначенных месячных пенсий, которые в 2004 году по сравнению с 2003 годом составили соответственно, 22,5%, 24,2% и 16,9% (данные Росстата).

Рост средневзвешенной оптовой цены на СУГ Группы лиц на Товарном рынке только за 1 месяц на 76,4% (в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре 2004 год) более чем в 3 раза превысил указанные выше годовые темпы роста доходов, заработной платы и пенсий населения.

Сравнение динамики оптовых цен на СУГ на Товарном рынке и розничных цен на СУГ, по мнению Комиссии, возможно по причине того, что именно уровень оптовых цен на СУГ в основном определяет динамику розничных цен на СУГ (а не наоборот, как это утверждали на заседании Комиссии представители сторон по делу, а также ОАО "Газэнергосеть" в письме от 18.05.2005 №1/3345).

Так, до указанного существенного повышения Группой лиц оптовых цен на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре доля такой цены в розничной цене на СУГ на АГЗС в среднем составляла около 30-35%.

В результате повышения оптовых цен на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре доля оптовой цены в розничной цене на СУГ на АГЗС увеличилась в среднем до около 47-52% в сентябре-ноябре 2004 года (справка Ассоциации "Составляющая цены (с НДС) на СУГ на АГЗС - примерной", имеется в материалах дела), а по отдельным хозяйствующим субъектам могла достигать 70%.


Комиссия также установила, что хозяйствующим субъектам, приобретающим СУГ у Группы лиц для дальнейшей его реализации на мелкооптовом и розничном рынке, о повышении оптовых цен на СУГ (с поставкой в сентябре) стало известно, начиная с 23 августа 2004 года. Указанные контрагенты Группы лиц действительно могли увеличить розничные и мелкооптовые цены на СУГ на АГЗС, непосредственно с 23-24 августа 2004 года (то есть, не дожидаясь физической поставки в сентябре СУГ, приобретенного по более высокой цене), так как договора поставки СУГ, по которым ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис" и ОАО "АК "Сибур" реализовывали его контрагентам, в большинстве случаев предусматривали оплату стоимости СУГ на условиях 100% предоплаты.

Комиссия установила, что повышение цен на СУГ на рынке розничной реализации СУГ в Российской Федерации не носило одномоментный характер, а происходило постепенно, что обусловлено отсутствием доминирующего положения у какого-либо хозяйствующего субъекта и, соответственно отсутствием возможности оказывать решающее воздействие на ценообразование на данном рынке.

19. Лица, участвующие в деле, в письменных объяснениях по делу (письмо ОАО "Газэнергосеть" №1/3345 от 18.05.2005) и выступлениях на заседаниях Комиссии, отмечали, что для равновесного состояния рынка СУГ характерно соотношение между розничной ценой на СУГ на АГЗС и розничной цены на бензин автомобильный АИ-92, при которой розничная цена на СУГ на АГЗС соответствует половине розничной цены на бензин автомобильный АИ-92.

Комиссия отмечает, что повышение Группой лиц средневзвешенного уровня оптовых цен на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре, повлекшее повышение оптовых цен на СУГ другими участниками Товарного рынка, а также соответствующий рост розничных цен на СУГ на АГЗС привели к нарушению указанного выше равновесного соотношения между розничными ценами на СУГ и бензин автомобильный АИ-92.

Как следует из представленной таблицы, если в январе-июле 2004 года указанное соотношение средней потребительской цены на бензин автомобильный АИ-92 (по данным Росстата) и средней розничной цены на СУГ на АГЗС (по данным Ассоциации) было близко к 2 (то есть, своему равновесному значению), то в сентябре 2004 года отмечается значительное снижение этого соотношения - до 1,53. Это, по мнению Комиссии, на фоне относительной стабильности средней потребительской цены на бензин автомобильный АИ-92 в рассматриваемый период, вызвано ростом розничной цены на СУГ, обусловленного, в свою очередь, значительным увеличением доли оптовой цены на СУГ в розничной цене на данный товар.

При этом данное равновесное соотношение не было восстановлено даже к ноябрю 2004 года: в ноябре оно составляло около 1,713, вместо 2.
Представленные данные подтверждают то, что Группа лиц не только одномоментно установила оптовые цены на СУГ на Товарном рынке, существенно более высокие, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции, но и поддерживала их на указанном уровне в течение сентября 2004 года. Поддержание оптовых цен Группой лиц на Товарном рынке в октябре-декабре также оказало негативное влияние на ситуацию на рынке СУГ.

Рассматриваемое существенное повышение Группой лиц средневзвешенного уровня оптовых цен на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре и имевший место в сентябре-декабре 2004 года дисбаланс оптовых цен на СУГ на Товарном рынке и розничных цен на СУГ приводит (может привести) к ограничению конкуренции, вытеснению с рынка СУГ независимых участников, ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сопряженных сферах деятельности, в том числе к сокращению установки газобаллонного оборудования и сокращению независимых участников розничного рынка СУГ. Так, по данным Ассоциации, монтаж газобаллонного оборудования одним из ее членов в августе составлял 18 машин, в сентябре 13 машин, в октябре - 7 машин (имеются в материалах дела). При этом Группа лиц предполагает увеличение свого присутствия на рынке мелкооптовой и розничной реализации СУГ по коммерческим ценам (см. статью "Газ вместо бензина" в Корпоративном журнале ОАО "Газпром", №5, стр.18-21). А, по информации Пресс-службы ОАО "АК "Сибур" от 25.08.2004, Президиумом ОАО "АК "Сибур" были рассмотрены итоги реализации "Программы развития розничной реализации сжиженного газа АК "Сибур".

20. Стороны по делу в выступлениях на заседаниях Комиссии, в письменных объяснениях по делу (письмо ОАО "Газпром" № 01/0432-142 от 17.05.2005), и представленных информационных материалах, аналитических отчетах и исследованиях ("Исследование рынка сжиженных углеводородных газов России", подготовленное ООО "Эр Пи Ай Интернешнл" для ЗАО "Сибур-Газсервис", информационный материал "Оценка доли компаний ОАО "АК "Сибур" в коммерческом секторе реализации Сжиженных углеводородных газов (СУГ) в 2004 году", подготовленный ИнфоТЭК-Консалт, Аналитический отчет "Поведение коммерческого сектора рынка сжиженных углеводородных газа (СУГ) России во второй половине 2004 года", подготовленный ЗАО "ЭРТА-консалт") отмечали, что существенный рост оптовых цен на СУГ на Товарном рынке в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре мог явиться следствием кризиса предложения СУГ, обусловленного аварией на ООО "Оренбурггазпром".

Комиссия дала оценку аварии, происшедшей 21.08.2004 на гелиевом заводе ООО "Оренбурггазпром" (письмо ОАО "Газпром из" №06-48 от 20.01.2005), и возможности ее влияния на существенное повышение Группой лиц средневзвешенной оптовой цены на СУГ на Товарный рынок в конце августа 2004 года с поставкой на сентябрь.

По данным Минпромэнерго России (письмо Минпромэнерго России №КВ-1418 от 12.05.2005), в августе 2004 года по сравнению с июлем 2004 года объем производства СУГ дочерними обществами ОАО "Газпром"-производителями СУГ снизился на 20,79 тыс.т.
Проведение единой политики в рамках Группы лиц позволило перераспределить объемы производства внутри Группы лиц: общее снижение производства СУГ по Группе лиц составило 13,78 тыс.т. Соответственно, сокращение объема поставки СУГ на Товарный рынок по Группе лиц составило только 6,7 тыс.т. вместо 20,79 тыс.т. снижения объема производства СУГ дочерними обществами ОАО "Газпром"-производителями СУГ.

Комиссия установила, что в 2004 году имели место более значительные снижения объемов поставки СУГ на Товарный рынок, которые, однако, не приводили к существенному росту цен на Товарном Рынке.

Так, по данным Минпромэнерго России (письмо Минпромэнерго России №КВ-1418 от 12.05.05), в апреле 2004 года по сравнению с мартом поставка СУГ на Товарный рынок Группой лиц сократилась на 27,6 тыс.т. Средневзвешенная оптовая цена Группы лиц в указанный период снизилась на 1,2%, в то время как при сокращении объема поставки СУГ на Товарный рынок Группой лиц в конце августа 2004 года на 6,7 тыс.т. рост средневзвешенной оптовой цены Группы лиц составил 76,4%.

В течение 2004 года на Товарном рынке также происходили спады объемов поставки СУГ в результате выбытия производственных мощностей по переработке ШФЛУ и производству СУГ по причине проведения планово-профилактических работ. Однако, это не оказало существенного влияния на уровень оптовых цен на СУГ на Товарном рынке.

21. На основании изложенного Комиссия установила, что существенное повышение на 76,4% средневзвешенной оптовой цены на СУГ на Товарном рынке Группой лиц в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре не может быть обусловлено в полном объеме причинами, перечисленными в пунктах 14-20 настоящего Решения.

Кроме того, учитывая сведения экспертов о том, что значительную долю в поставках СУГ по направлению ДАФ-Брест занимает СУГ, произведенный на территории Российской Федерации, Комиссия считает, что, динамика экспортных цен на СУГ по данному направлению учитывает влияние и сезонного повышения спроса на СУГ, и инфляции, и аварии на гелиевом заводе ООО "Оренбурггазпром", и роста цен на нефтепродукты. Таким образом, экономически обоснованный рост оптовых цен на СУГ на Товарном рынке в сентябре 2004 года мог быть соразмерен с динамикой экспортных цен на СУГ по указанному направлению, которая по абсолютному значению является максимальной из всех возможных факторов, оказавших влияние на рост цен на СУГ на Товарном рынке в рассматриваемый период.

В сентябре 2004 года определяющим фактором существенного повышения оптовых цен на СУГ на Товарном рынке стала монополистическая деятельность Группы лиц, а именно злоупотребление Группой лиц доминирующим положением на Товарном рынке, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой цены. Поддержание оптовых цен Группой лиц на Товарном рынке в октябре-декабре также оказало негативное влияние на ситуацию на рынке СУГ.

22. Комиссия установила, что повышение оптовых цен на СУГ на Товарном рынке в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре, обусловленное действием возможных экономических причин, должно было происходить постепенно и достигнуть пика в октябре-ноябре 2004 года. Вместе с тем, имевшее место фактическое повышение оптовых цен на СУГ на Товарном рынке произошло в конце августа с поставкой в сентябре 2004 года и носило единовременный скачкообразный характер.

Резкое увеличение Группой лиц оптовых цен на СУГ в конце августа с поставкой на сентябрь привело к тому, что уровень оптовых цен на СУГ в октябре-ноябре 2004 года (период, соответствующий максимуму цен экспортных цен на СУГ по направлению ДАФ-Брест) был выше уровня оптовых цен на СУГ, который мог бы сформироваться на Товарном рынке в отсутствие монополистической деятельности Группы лиц.

23. Таким образом, нарушение Группой лиц пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" выразилось в установлении на Товарном рынке монопольно высоких оптовых цен на СУГ в конце августа 2004 года с поставкой в сентябре, и их поддержании в сентябре 2004 года.

24. В результате нарушения антимонопольного законодательства Группа лиц получила доход, который в соответствии со статьей 12 Закона "О конкуренции" подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Доход, полученный Группой лиц в результате нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается как разница в приросте цен в сентябре по сравнению с августом при поставках СУГ на внутренний и внешний рынки, умноженная на объем поставки СУГ Группы лиц на Товарный рынок в сентябре 2004 года, по следующей формуле:

Д = ( - )* * , где

Д - доход, полученный Группой лиц в результате нарушения антимонопольного законодательства

- изменение средневзвешенной оптовой цены на СУГ Группы лиц на Товарном рынке в сентябре 2004 года по отношению к августу 2004 года, в %,

- изменение средней цены предложения на СУГ по направлению ДАФ Брест в сентябре 2004 года по отношению к августу 2004 года, %,

- объем реализации СУГ на Товарном рынке Группой лиц в сентябре 2004 года, тонн,

- средневзвешенная оптовая цена на СУГ Группы лиц на Товарном рынке в августе 2004 года, руб./т.

Размер указанного дохода за сентябрь 2004 года составляет: 153 760 813,3 рублей.

Д=(76,40%-22,97%)*4440,5*64808=153 760 813,3

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктами 2.26, 2.27, 2.28, 2.30 "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства", утвержденных приказом ФАС России от 02.02.2005 №12, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях группы лиц ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис", занимающей доминирующее положение на рынке оптовой реализации по коммерческим ценам сжиженных углеводородных газов для использования в качестве газомоторного топлива, на коммунально-бытовые нужды населения, в отраслях промышленности, за исключением нефтехимии, факт нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен.
2. Выдать группе лиц ОАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ОАО "Газэнергосеть", ЗАО "Сибур-Газсервис" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии,
Заместитель Руководителя: А.Н. Голомолзин

Члены комиссии:

Д.Б.Карякин

А.Г.Сушкевич

И.В.Гречишкина

О.В.Степина

С.В.Доронин

Е.С.Виноградов

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь