Решение и предписание в отношении группы лиц ОАО "Газпром" по делу о необоснованном требовании заключить договор на транспортировку газа с ОАО «Газпромрегионгаз»

19 января 2006, 18:05
Тип документа:
В декабре 2005 года ФАС России рассмотрела дело, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Газпромрегионгаз" статьи 5 Закона "О конкуренции".

В августе 2005 года ОАО "Газпромрегионгаз" в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с ООО "Мострансгаз", получило в собственность часть газопроводов и сооружений Московского кольцевого газопровода. В последствии ОАО "Газпромрегионгаз" заключило (при отсутствии правовых оснований для таких действий) с потребителями г. Москвы и Московской области возмездные договоры транспортировки газа в транзитном потоке, не соответствующие условиям, заключенных этими потребителями договоров поставки газа.

В результате заключения с ОАО "Газпромрегионгаз" договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в транзитном потоке) стоимость 1000 куб. м. газа увеличилась для хозяйствующих субъектов г. Москвы и Московской области в среднем на 1,3 %, то есть на величину оплаты необоснованных возмездных услуг, которые ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, потребляющих газ. Таким образом, своими действиями ОАО "Газпромрегионгаз" нарушило требования антимонопольного законодательства.

Комиссия ФАС России признала ОАО "Газпромрегионгаз" нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона "О конкуренции" и выдала обществу предписание о прекращении нарушения. Кроме того, ОАО "Газпромрегионгаз" было предписано перечислить в Федеральный бюджет необоснованно полученный доход в размере 2 808 263 (двух миллионов восьмисот восьми тысяч двухсот шестидесяти трех) рублей 53 коп. (без НДС).





ОАО "Газпромрегионгаз"
ул. Ак. Павлова, д.5, литера В
Санкт-Петербург, 197022

ОАО "Газпром"
ул. Наметкина, д.16, г. Москва,
В-420, 117997

ООО "Межрегионгаз"
п. Газопровод Ленинский р-н,
п/о Коммунарка, Московская область, 14277

ООО "Мосрегионгаз"
ул. Шипиловская, вл.28 Б,
стр. 1, г. Москва, 115563

ООО "Мострансгаз"
п. Газопровод, д. 101, корп.1 Ленинский р-н, п/о Коммунарка, Московская область, 142770

ГУП МО "Мособлгаз"
п.г.т. Новоивановское,
ул. Калинина, д. 1
Одинцовский р-н,
Московская область, 143026

ГУП "Мосгаз" Мрузовский пер.,
д. 11, г. Москва, 105120

Федеральная служба по тарифам
Китайгородский пр., д.7
г. Москва, 109074

ОАО "Мосинжжелезобетон-ЖБИ-15" ул. Иловайская, д. 10а,
г. Москва, 109651

Р Е Ш Е Н И Е

"19" декабря 2005 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Голомолзина А.Н., председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Сушкевича А.Г. - начальника Аналитического Управления, Гречишкиной И.В., заместителя начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК - начальника отдела газовой и угольной промышленности, Степиной О.В., советника Управления по контролю и надзору в ТЭК, Елисеева А.А., советника Правового Управления, Сухова Н.Н., главного специалиста отдела газовой и угольной промышленности Управления по контролю и надзору в ТЭК, рассмотрев дело № 1 05/574-05 о нарушении ОАО "Газпромрегионгаз" (197022, Санкт-Петербург, ул. Ак. Павлова, д.5, литера В) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции"),

у с т а н о в и л а:

1. В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ОАО "Мосинжжелезобетон - ЖБИ -15" ( далее - ЖБИ-15) с просьбой дать оценку действиям группы лиц ОАО "Газпром" (письмо от 24.12.2005 № 298). Из заявления следовало, что Московским областным филиалом ОАО "Газпромрегионгаз" в августе 2005 года ЖБИ-15 был предложен к заключению договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям. ЖБИ-15 просило дать оценку действиям ОАО "Газпромрегионгаз", так как в случае заключения такого договора оплата услуг по транспортировке, по мнению заявителя, увеличивалась в два раза.

ФАС России была запрошена у ОАО "Газпромрегионгаз" и ЖБИ-15 информация, необходимая для оценки сложившейся ситуации (письма от 16.09.2005 № АГ/13470 и № АГ/13469). На основании анализа полученных документов ФАС России приняло решение о возбуждении дела № 1 05/574-05 по признакам нарушения ОАО "Газпромрегионгаз" пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции".

2. ЖБИ-15 является потребителем газа, который используется для технологических нужд при производстве железобетонных изделий. До 19 августа 2005 года ЖБИ-15 получало газ в соответствии с двумя договорами:

- договором поставки газа от 21.12.2004 № 32-4-0409/05, заключенным с ООО "Мосрегионгаз" с передачей газа на ГРС "Мосгаз",

- договором транспортировки газа от 30.12.2004 № 5110, заключенным с ГУП "Мосгаз", для подачи газа непосредственно на газопотребляющие установки ЖБИ-15.

19.08.2005 ЖБИ-15 получило от ОАО "Газпромрегионгаз" проект договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в соответствии с пунктом 2.1 которого, ОАО "Газпромрегионгаз" намеревалось оказывать ЖБИ-15 услуги по транспортировке газа по своим газопроводам. В указанном договоре не были определены начальная и конечная точки маршрута транспортировки газа. Кроме того, газопроводы ОАО "Газпромрегионгаз" не имеют непосредственного присоединения к ЖБИ-15.

24.08.2005 ЖБИ-15 обратилось в ФАС России с просьбой дать оценку действиям ОАО "Газпромрегионгаз". После обращения в антимонопольный орган общество подписало предложенный договор транспортировки с ОАО "Газпромрегионгаз".

ЖБИ-15 усматривает в действиях ОАО "Газпромрегионгаз" нарушения пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", выразившиеся в навязывании условий договора, не выгодных для хозяйствующих субъектов, потребляющих газ, и не относящихся к предмету договора и условиям поставки газа, а также в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования.

3. По сообщению ОАО "Газпромрегионгаз", газораспределительные сети московского кольцевого газопровода переданы ему в собственность в соответствии договором купли-продажи от 22.12.2004 № 06/01-026, заключенным между ООО "Мострансгаз" и ОАО "Газпромрегионгаз", что подтверждено актом приема-передачи от 15.08.2005 к указанному договору.

Документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на эти объекты системы газоснабжения, запрошенные ФАС России Определением о возбуждении дела № 1 05/574-05 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 15.11.2005 № АГ/16764), ОАО "Газпромрегионгаз" не представлены.

ОАО "Газпром" решением от 15.08.2005 № 14 утвердило указанную сделку по продаже московского кольцевого газопровода.

По мнению ОАО "Газпромрегионгаз", оптовая цена на газ в соответствии с постановлением ФЭК № 6/6 от 30.01.2002 "Об оптовых ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации" устанавливается на условиях франко-граница раздела магистральных и газораспределительных газопроводов. Поставка газа производится до контрольно-распределительного пункта (КРП) ООО "Мострансгаз". Следовательно, для того, чтобы газ поступил в газораспределительные сети ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз", а затем конечному потребителю, предварительно он должен пройти по газораспределительным сетям ОАО "Газпромрегионгаз" - Московскому кольцевому газопроводу, от КРП ООО "Мострансгаз" (в данном случае КРП 10,11,13,14,15,16,17), до границы с газораспределительными сетями ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз".

Пунктом 31 "Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее Правила поставки газа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 № 162, установлено, что условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 14 "Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям", утвержденных постановлением ФЭК от 28.10.2003 № 88-э/1, транспортировкой газа в транзитном потоке является транспортировка газа, проходящего по сетям газораспределительной организации (далее - ГРО) и предназначенного для газоснабжения потребителей, не входящих в зону обслуживания этой ГРО. На транспортировку газа в транзитном потоке устанавливается отдельный тариф.

Приказом ФСТ России от 23.12.2004 № 384-э/31 для ОАО "Газпромрегионгаз" был установлен тариф на транспортировку газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям ОАО "Газпромрегионгаз" для потребителей газа на территории г. Москвы и Московской области в размере 16,76 руб./1000 м3.

Приказом ФСТ России от 19.07.2005 № 306-э/2 был установлен тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям ОАО "Газпромрегионгаз" для конечных потребителей в размере 29,35 руб./1000 м3.

По мнению ОАО "Газпромрегионгаз", тариф за транспортировку газа в транзитном потоке, установленный приказом ФСТ России от 23.12.2004 № 384-э/31, подлежит применению исходя из фактических объемов транспортировки газа в целях полноценной эксплуатации Московского кольцевого газопровода для безопасного и безаварийного обеспечения потребителей газом в г. Москве и Московской области.

ОАО "Газпромрегионгаз" считает, что своими действиями в виде предложений потребителям г. Москвы договора по транспортировке газа в транзитном потоке и заключением таких договоров не нарушало требований антимонопольного законодательства.

4. ООО "Межрегионгаз" осуществляет поставку газа региональной газовой компании ООО "Мосрегионгаз" в 2005 году в соответствии с заключенным договором 24.12.2004 № К-5-61-0134/05 для последующей его продажи конечным потребителям г. Москвы и Московской области.
ООО "Межрегионгаз" считает, что ОАО "Газпромрегионгаз" своими действиями не нарушало пункт 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", так как до момента передачи кольцевого газопровода услуги по транспортировке газа по кольцевому газопроводу потребителями не оплачивались.

5. ООО "Мосрегионгаз" поддержало мнение ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Газпромрегионгаз" и отметило, что поставка газа потребителям производится в соответствии с заключаемыми с ними договорами. Поставка газа ЖБИ-15 осуществляется по договору поставки от 21.12.2004 № 32-4-6409/05. Согласно пункту 2.1 договора местом приема-передачи газа от поставщика к покупателю определено "ГРС Мосгаз".

6. ООО "Мострансгаз" осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание магистральных газопроводов газотранспортной системы ОАО "Газпром", арендованных у ОАО "Газпром". Также в соответствии с договором от 01.08.2005 № 15-2/02-0006, заключенным с ОАО "Газпромрегионгаз", осуществляет техническое обслуживание газопроводов, которые передало последнему в собственность. В настоящий момент ООО "Мострансгаз" не имеет в собственности каких-либо газопроводов и сооружений на них.

ООО "Мострансгаз" не имело, и, в настоящий момент, не имеет каких-либо договорных отношений с ГУП "Мосгаз" и ГУП МО "Мособлгаз".

7. ОАО "Газпром" также согласился с мнением ОАО "Газпромрегионгаз", ООО "Межрегионгаз" и ООО "Мосрегионгаз".

8. ГУП "Мосгаз" является газораспределительной организацией, оказывающей потребителям услуги по транспортировке газа, по собственным сетям, расположенным на территории г. Москвы.

Согласно письму ГУП "Мосгаз" от 12.12.2005 № 01-24/01-15/4389 ГУП "Мосгаз" по состоянию на 12.12.2005 не состоит в договорных отношениях с ООО "Мострансгаз" и ОАО "Газпромрегионгаз".

9. ГУП МО "Мособлгаз" также является газораспределительной организацией, транспортирующей газ до конечных потребителей по собственным газораспределительным сетям на территории Московской области.

По состоянию на 19.12.2005 ГУП МО "Мособлгаз" не имеет каких-либо договорных отношений с ОАО "Газпромрегионгаз" и ООО "Мострансгаз". Однако между ГУП "Мособлгаз" и ОАО "Газпромрегионгаз" ведутся переговоры относительно заключения договора транспортировки газа в транзитном потоке на 2006 год.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав объяснения сторон по делу и лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

10. ОАО "Газпромрегионгаз" направило хозяйствующим субъектам, потребляющим газ, письмо от 12.08.2005 № ВИ/8 о том, что 01.08.2005 между ООО "Мострансгаз" и ОАО "Газпромрегионгаз" подписан акт приема-передачи газораспределительных сетей и приказом ФСТ России установлен тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке на территории г. Москвы и Московской области, который подлежит применению с 01.08.2005г. Поэтому в течении трех дней потребителям газа необходимо направить в адрес Московского областного филиала ОАО "Газпромрегионгаз" представителя с документами, подтверждающими утвержденные объемы поставки газа на 2005 год, и копиями актов сверки по объемам поставленного газа за период с января по июль 2005 г. включительно.

11. 15.08.2005г. ОАО "Газпромрегионгаз" заключило договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в транзитном потоке) с хозяйствующими субъектами, потребляющими газ: ОАО "Мостермостекло", ОАО "Асфальтобетонный завод № 1", ОАО ББК "Серебряный бор", ОАО "РЖД" Кусковский завод, ФГУП "Мосхимфармпрепараты" им. Н.А.Семашко (4 договора по адресам: Старо-кирпичный пер., Б. Каменщики, Гжельский пер., ул. Русаковская), ОАО "Долгопрудненское НПП", ООО "ЛаМакс", ГУП г. Москвы "Экотехпром" (2 договора), ОАО "Спецстройбетон ЖБИ-17", ЗАО Агрофирма "Белая дача", ЗАО "Тонкосуконная фабрика им. П.Алексеева" (2 договора), ЗАО "ВТИ", ОАО "МТЗ Дербеневка", ОАО "Останкинский мясокомбинат", ЗАО "Управление технической эксплуатации ВВЦ", ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", ЗАО "Томилинская птицефабрика", ОАО "Завод Филикровля", ООО "Северная Заря" (2 договора), ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат", ГУ "НИИНХ им. Бурденко" РАМН, ОАО "Плутон", ОАО "ДСК-1", ГУП г. Москвы "МОЦВС", ФГУ РКНПК Росздрава, ОАО "ТАМП", ФГУП ГНЦ РФ-ИТЭФ, ОАО "Кусковский химический завод", ОАО "Синтез", ЗАО "Минеральная вата", ОАО "АУРАТ", ЗАО "МПО Красный богатырь", ЗАО "Экстракт-Фили", ОАО "РЖД" Локомотивноремонтный завод, ЗАО "Очаковский завод ЖБК Мосметрострой", ОАО "Аэропорт Внуково", ЗАО "Котельский завод" (2 договора), ЗАО "Совхоз им. М. Горького", ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 3, ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 5, ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 6, ФГУП РСК "МИГ" (2 договора), ОАО "Бадаевский пивоваренный завод", ОАО "Московский подшипник", а также ОАО "Мосинжжелезобетон - ЖБИ-15" ( №№ договоров соответственно: 02-1/06-0005, 02-1/06-0009, 02-1/06-0013, 02-1/06-0014, 02-1/06-0015 - 02-1/06-0018, 02-1/06-0020, 02-1/06-0022 - 02-1/06-0024, 02-1/06-0027 - 02-1/06-0043, 02-1/06-0045 - 02-1/06-0052, 02-1/06-0054 - 02-1/06-0064, 02-1/06-0066 - 02-1/06-0068, а также № 02-1/06-0085).

12. Комиссия отмечает, что согласно договору поставки газа от 24.12.2004 № К-5-61-0134/05 ООО "Межрегионгаз" поставляет ООО "Мосрегионгаз" в 2005 году 18515,3 млн. куб. м. газа, в том числе для потребителей: Московской области - 15245,3 млн. м3 , г. Москвы - 3270,0 млн. м3 , до границ зон ответственности газопроводов отводов ООО "Мострансгаз", ООО "Волготрансгаз" и ГРО, а также ООО "Мострансгаз", ООО "Волготрансгаз" и конечных потребителей. Точками приема-передачи газа являются газораспределительные станции (ГРС) ООО "Мострансгаз" (приложение № 1 к этому договору поставки), в том числе ГРС Ново-Косино, ГРС Весна, ГРС Белая Дача, ГРС МОСГАЗ, ГРС Сколковское шоссе, ГРС Долгопрудная.

13. ООО "Мосрегионгаз" поставляет газ хозяйствующим субъектам г. Москвы и Московской области: ОАО "Мостермостекло", ОАО "Асфальтобетонный завод № 1", ОАО ББК "Серебряный бор", ОАО "РЖД" Кусковский завод, ФГУП "Мосхимфармпрепараты" им. Н.А.Семашко (4 договора по адресам: Старо-кирпичный пер., Б. Каменщики, Гжельский пер., ул. Русаковская), ОАО "Долгопрудненское НПП", ООО "ЛаМакс", ГУП г. Москвы "Экотехпром" (2 договора), ОАО "Спецстройбетон ЖБИ-17", ЗАО Агрофирма "Белая дача", ЗАО "Тонкосуконная фабрика им. П.Алексеева" (2 договора), ЗАО "ВТИ", ОАО "МТЗ Дербеневка", ОАО "Останкинский мясокомбинат", ЗАО "Управление технической эксплуатации ВВЦ", ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", ЗАО "Томилинская птицефабрика", ОАО "Завод Филикровля", ООО "Северная Заря" (2 договора), ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат", ГУ "НИИНХ им. Бурденко" РАМН, ОАО "Плутон", ОАО "ДСК-1", ООО "Северная заря" (2 договора), ГУП г. Москвы "МОЦВС", ФГУ РКНПК Росздрава, ОАО "ТАМП", ФГУП ГНЦ РФ-ИТЭФ, ОАО "Кусковский химический завод", ОАО "Синтез", ЗАО "Минеральная вата", ОАО "АУРАТ", ЗАО "МПО Красный богатырь", ЗАО "Экстракт-Фили", ОАО "РЖД" Локомотивноремонтный завод, ЗАО "Очаковский завод ЖБК Мосметрострой", ОАО "Аэропорт Внуково", ЗАО "Котельский завод" (2 договора), ЗАО "Совхоз им. М. Горького", ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 3, ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 5, ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 6, ФГУП РСК "МИГ" (2 договора), ОАО "Бадаевский пивоваренный завод", ОАО "Московский подшипник", а также ОАО "Мосинжжелезобетон - ЖБИ-15" в соответствии с заключенными с ними договорами поставки газа (№№ договоров соответственно: 61-4-0384/05, 32-4-0548/05, 32-4-0550/05, 32-4-0004/05, 32-4-0051/05 - 32-4-00054/05, 61-4-0240/05, 61-4-1977/05, 61-4-2112/05 и 61-4-0684/05, 32-4-0035/05, 61-4-0048/05, 32-4-0239 и 32-4-0240/05, 32-4-0037/05, 32-4-0453/05, 32-4-0294/05, 32-4-0326/05, 32-4-0197/05, 61-4-1329/05, 32-4-0464/05, 32-4-0552/05 и 32-4-0553/05, 32-4-0565/05, 32-4-0224/05, 32-4-0212/05, 32-4-0266/05, 32-4-0378/05, 32-4-0521/05, 32-4-0420/05, 32-4-0466/05, 32-4-0368/05, 32-4-0445/05, 61-4-1873/05, 32-4-0175/05, 32-4-0355/05, 32-4-0488/05, 32-4-0008/05, 32-4-0040/05, 32-4-0529/05, 32-4-0483/05 и 32-4-0484/05, 32-4-2235/05, 32-4-0070/05, 32-4-0071/05, 32-4-0072/05, 32-4-0067/05 и 32-4-0068/05, 32-4-0491/05, 32-4-0034/05, а также договор от 21.12.2004 № 32-4-0409/05).

Согласно этим договорам поставки газа (пункт 2.1) точками приема-передачи газа от ООО "Мосрегионгаз" к потребителям являются те же ГРС ООО "Мострансгаз" (ГРС Ново-Косино, ГРС Весна, ГРС Белая Дача, ГРС МОСГАЗ, ГРС Сколковское шоссе, ГРС Долгопрудная), на которых ООО "Межрегионгаз" передает газ ООО "Мосрегионгаз" по договору от 24.12.2004 № К-5-61-0134/05.
Таким образом, прием-передача газа от ООО "Межрегионгаз" к ООО "Мосрегионгаз" и далее от ООО "Мосрегионгаз" хозяйствующим субъектам, потребляющим газ, происходит на одних и тех же ГРС ООО "Мострансгаз" (ГРС Ново-Косино, ГРС Весна, ГРС Белая Дача, ГРС МОСГАЗ, ГРС Сколковское шоссе, ГРС Долгопрудная).

14. В соответствии с пунктом 2.2 договоров поставки газа хозяйствующие субъекты, потребляющие газ, заключили договоры на оказание услуг по транспортировке газа с газораспределительными организациями (далее - ГРО) ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз" для транспортировки газа от пункта передачи газа до собственных топливопотребляющих установок или ГРП, в том числе ЖБИ-15 (договор от 30.12.2004 № 5110).
15. Комиссия установила, что хозяйствующие субъекты, потребляющие газ, в том числе ЖБИ-15, заключили на 2005 год договоры поставки газа с ООО "Мосрегионгаз" и договоры транспортировки газа с ГРО ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз" в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.03.99г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Правил поставки газа, Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 № 1370, которые не требуют заключения каких-либо дополнительных договоров.

16. Комиссия установила, что в перечне объектов газоснабжения, переданных ООО "Мострансгаз" по акту приема-передачи имущества ОАО "Газпромрегионгаз" к договору купли-продажи от 22.12.2004 № 06/01-026, отсутствуют ГРС, на которых происходит прием-передача газа от ООО "Мосрегионгаз" к хозяйствующим субъектам, потребляющим газ и перечисленным в пункте 13 настоящего решения (письмо ООО "Мострансгаз" от 13.12.2005 № 02-8/890 и выписка из акта приема-передачи имущества).

Таким образом, в рассматриваемых случаях, у ОАО "Газпромрегионгаз" отсутствуют правовые основания для заключения с хозяйствующими субъектами, потребляющими газ, договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям в транзитном потоке.

17. Комиссия установила, что группа лиц: ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз", ООО "Мосрегионгаз", ОАО "Газпромрегионгаз" занимает доминирующее положение на соответствующих товарных рынках. ОАО "Газпром" - на рынке оказания услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам в составе группы лиц (дочерних транспортных обществ, в том числе ООО "Мострансгаз") включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товарной группе "транспортировка газа по трубопроводам" с долей более 65% в границах Российской Федерации (Приказ ГАК России от 12.08.97 № 115).

ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" также занимают доминирующее положение на рынке реализации природного газа и в составе группы лиц включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товарной группе "реализация природного газа" с долей более 65% в границах Российской Федерации (Приказ ГАК России от 21.01.98 № 16).

ООО "Мосрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке реализации природного газа в границах г. Москвы и Московской области и включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по товарной группе "реализация природного газа" с долей более 65 % (Приказ ТУ МАП России по г. Москве и Московской области от 30.11.2001 № 1024 с изменениями от 27.10.2005 № 374).

Комиссия установила, что ОАО "Газпромрегионгаз" также занимает доминирующее положение по транспортировке газа на отдельных участках газотранспортных и газораспределительных сетей, переданных ему ООО "Мострансгаз" по договору купли-продажи от 22.12.2004 № 06/01-026. ОАО "Газпромрегионгаз" приказом ФСТ России от 23.12.2004 № 400-э внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в раздел "Транспортировка газа по трубопроводам", под регистрационным номером 78.2.6. Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.98 субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

Справочно: ООО "Мострансгаз" и ООО "Межрегионгаз" являются дочерними обществами ОАО "Газпром" (доля участия 100 %). ОАО "Газпромрегионгаз" является дочерним обществом ООО "Межрегионгаз" (99 % акций).

18. Таким образом, указанная группа лиц имеет возможность влиять на обращение товаров и услуг на рынках транспортировки и реализации (поставки) газа. В случае отказа хозяйствующих субъектов, потребляющих газ, от заключения с ОАО "Газпромрегионгаз" договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в транзитном потоке) указанная группа лиц имеет возможность ограничить или прекратить поставку (транспортировку) газа, уменьшить объемы поставки газа. Косвенным подтверждением этому является направление ООО "Мосрегионгаз" дополнительного соглашения № 1/06 к договору поставки газа № 32-4-0409/05 с уменьшением ЖБИ-15 объемов поставки газа на 2006 год, а также изменением пункта приема-передачи газа.

19. Комиссия в данном решении не дает оценку действиям ООО "Мосрегионгаз", входящего в одну группу лиц с ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Газпромрегионгаз", так как дополнительное соглашение № 1/06 к договору поставки газа № 32-4-0409/05 направлено покупателю 02.12.2005 и в соответствии с действующим законодательством преддоговорной спор может быть урегулирован между сторонами в рамках разногласий, и не будет являться способом введения ограничения и прекращения поставки (транспортировки) газа ЖБИ-15 при наличии возможности его поставки (транспортировки).

20. Приказом ФСТ России от 23.12.2004 № 384-э/31 ОАО "Газпромрегионгаз" установлен тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке в размере 16,76 руб./1000 м3, согласно приказу ФСТ России от 23.06.2005 № 255-э/2 указанный тариф подлежит применению с момента передачи газораспределительных сетей ООО "Мострансгаз" в собственность ОАО "Газпромрегионгаз".

Вместе с тем, Комиссия установила, что ООО "Мострансгаз" передало ОАО "Газпромрегионгаз" по акту приема-передачи имущества к договору купли-продажи от 22.12.2004 № 06/01-026 только часть газораспределительных станций: ГРС Косино, ГРС Крылатское, ГРС Строгино, ГРС ТЭЦ-21, ГРС ВИЛР, ГРС Востряково, ГРС Медведково, ГРС Немчиновка, ГРС Реутово, ГРС Химки-1 и ГРС с-х Московский, расположенных на московском кольцевом газопроводе.

ГРС Мосгаз, ГРС Весна, ГРС Белая дача, ГРС Ново-Косино, ГРС Сколковское шоссе, ГРС Долгопрудная, на которых в соответствии с договорами поставки газа производится передача газа от поставщика хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 13 настоящего решения, заключившим с ОАО "Газпромрегионгаз" договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, в том числе ЖБИ-15, не являются собственностью ОАО "Газпромрегионгаз". Перечисленные сооружения являются частью газотранспортной системы ОАО "Газпром" (далее ГТС ОАО "Газпром"). Газопроводы, переданные ООО "Мострансгаз" по акту приема-передачи имущества ОАО "Газпромрегионгаз", находятся внутри ГТС ОАО "Газпром".

Следовательно, в рассматриваемых случаях тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке не может быть применен. Таким образом, ОАО "Газпромрегионгаз" договором возмездного оказания услуг по транспортировке газа (в транзитном потоке) навязало контрагентам дополнительные и невыгодные условия его транспортировки, чем ущемило их интересы.

21. Комиссия установила, что приказом ФСТ России от 14.01.2004 № 2-э/1 для ООО "Мострансгаз" на 2004 год также был утвержден тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке. Однако, ООО "Мострансгаз" не имело договорных отношений с хозяйствующими субъектами, потребляющими газ и перечисленными в пункте 13 настоящего решения.

22. Комиссия установила, что цена газа, приобретаемого покупателями, в том числе ЖБИ-15, в соответствии с заключенными договорами поставки и транспортировки газа формировалась из регулируемой оптовой цены газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами и реализуемого потребителям Российской Федерации, тарифа на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз" и платы за снабженческо-сбытовые услуги ООО "Мосрегионгаз", что соответствует пункту 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.


В результате заключения с ОАО "Газпромрегионгаз" договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в транзитном потоке) стоимость 1000 куб. м. газа увеличилась для хозяйствующих субъектов г. Москвы и Московской области в среднем на 1,3 %, то есть на величину оплаты необоснованных возмездных услуг, которые не предусмотрены договорами поставки газа и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, потребляющих газ.

23. Комиссия отмечает, что согласно пункту 9 Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ, утвержденного постановлением ФЭК России от 02.05.98 № 22/1 с изменениями от 28.01.2004 № 6-э/12 (зарегистрировано в Минюсте России 02.07.98 № 1548 и 17.02.2004 № 5558), "распределительные газопроводы - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от источников газоснабжения (ГРС) до газопроводов-вводов, а также газопроводы высокого и среднего давления, предназначенные для подачи газа к одному объекту (промышленное предприятие, котельная и т.п.)".

Комиссия установила, что от пункта передачи газа поставщиком (ГРС ООО "Мострансгаз") и принимающими устройствами хозяйствующих субъектов, заключивших договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа (в транзитном потоке) с ОАО "Газпромрегионгаз", транспортировка газа осуществляется только одной ГРО - ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз".

24. ОАО "Газпром" является собственником единой системы газоснабжения и, как газотранспортная организация, является субъектом естественной монополии по транспортировке газа по трубопроводам (постановление ФЭК России от 14.11.97г. № 121/1), деятельность которого в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.95г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" подлежит регулированию. Однако, в соответствии со статьей 21 Закона о газоснабжении регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа решением Правительства Российской Федерации для ОАО "Газпром" и ее аффилированных лиц заменено на государственное регулирование цен на газ.

В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения (ГТС ОАО "Газпром"), организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
25. Комиссия отмечает, что расчеты между организациями (ООО "Мострансгаз", ОАО "Газпромрегионгаз", входящими группу лиц организации - собственника единой системы газоснабжения), эксплуатирующими (обслуживающими) эти газопроводы и поставщиками газа, добытого предприятиями ОАО "Газпром", в соответствии с абзацем 3 статьи 21 Закона о газоснабжении должны осуществляться по внутренним расчетным тарифам на услуги по транспортировке газа, устанавливаемым ОАО "Газпром", а не взиматься с потребителей по договору о возмездном оказании услуг по транспортировке газа в транзитном потоке.

В рассматриваемых случаях, исходя из условий заключенных договоров поставки газа, данная услуга оказывается организациям, входящим в состав собственника единой системы газоснабжения, и осуществляется ими до передачи газа хозяйствующим субъектам, потребляющим газ, и должна учитываться в оптовой цене газа.

26. Комиссия установила, что передача газа последовательно от поставщиков ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и ООО "Мосрегионгаз" хозяйствующим субъектам, потребляющим газ и перечисленным в пункте 13 настоящего решения, осуществляется на выходе из газотранспортной системы ОАО "Газпром" (ГРС принадлежащих ОАО "Газпром" на праве собственности).

Таким образом, в рассматриваемых случаях договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в транзитном потоке) для хозяйствующих субъектов, потребляющих газ, является невыгодным для них и ущемляющим их интересы.

27. Комиссия отмечает, что договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, указанные в пункте 11 настоящего решения, не содержат таких существенных условий о пунктах приема и передачи газа, о том, какая организация передает газ ОАО "Газпромрегионгаз", а также организации, принимающей его после транспортировки.

Кроме того, указанные выше договоры также не соответствуют существенным условиям договоров поставки газа (пункты 2.1 и 2.2), которые заключены хозяйствующими субъектами и перечислены в пункте 13 настоящего решения, за исключением объемов поставки (транспортировки) газа.

Вместе с тем, Комиссия установила, что транспортировка газа в транзитном потоке осуществляется ОАО "Газпромрегионгаз" до границ раздела с газораспределительными сетями ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз" (письмо ОАО Газпромрегионгаз" от 13.12.2005 № АЕ-Ф4 3289).

Хозяйствующие субъекты, перечисленные в пункте 13 настоящего решения, становятся собственниками газа на границе раздела с газораспределительными сетями ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз", в пунктах приема-передачи газа ГРС Предприятий ООО "Мострансгаз" (ГРС Мосгаз, ГРС Весна, ГРС Белая дача, ГРС Ново-Косино, ГРС Сколковское шоссе, ГРС Долгопрудная), и не могут выступать в качестве потребителя услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, которые предлагает ОАО "Газпромрегионгаз" договором возмездного оказания услуг.

Таким образом, ОАО "Газпромрегионгаз", входящее в группу лиц собственника единой системы газоснабжения ОАО "Газпром", посредством заключенных договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке получает с хозяйствующих субъектов, потребляющих газ и перечисленных в пункте 11 настоящего решения, дополнительные финансовые средства (доход) в размере 2 808 263 (двух миллионов восьмисот восьми тысяч двухсот шестидесяти трех) рублей 53 коп., не предусмотренные договорами поставки и транспортировки газа по газораспределительным сетям ГУП "Мосгаз" или ГУП МО "Мособлгаз", чем ущемляет интересы этих хозяйствующих субъектов.

28. Комиссия определила размер дохода, полученного ОАО "Газпромрегионгаз" с хозяйствующих субъектов, перечисленных в пункте 11 настоящего решения, исходя из договорных объемов транспортировки (поставки) газа и тарифа на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке в размере 16,76 руб./1000 м3, установленного ОАО "Газпромрегионгаз" приказом ФСТ России от 23.12.2004 № 384-э/31.

На основании проведенного исследования материалов дела Комиссией установлены факты нарушения ОАО "Газпромрегионгаз", являющимся субъектом естественной монополии и занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке природного газа на отдельных участках московского кольцевого газопровода, пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", выразившиеся в заключении с контрагентами договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, не выгодного для них, и предмет которого не вытекает из условий заключенных ими договоров поставки газа в части его транспортировки.


В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции" и пунктами 2.26 и 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО "Газпромрегионгаз", являющегося субъектом естественной монополии и занимающего доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке природного газа на отдельных участках московского кольцевого газопровода, нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в заключении с контрагентами договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, не выгодного для них, и предмет которого не вытекает из условий заключенных ими договоров поставки газа в части его транспортировки.

2. Выдать ОАО "Газпромрегионгаз" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.


Председатель Комиссии
А.Н.Голомолзин


Члены Комиссии
А.А.Елисеев
И.В.Гречишкина
А.Г.Сушкевич
О.В.Степина
Н.Н.Сухов








ОАО "Газпромрегионгаз"
ул. Ак. Павлова, д.5, литера В
Санкт-Петербург, 197022

ОАО "Газпром"
ул. Наметкина, д.16, г. Москва,
В-420, 117997

ООО "Межрегионгаз"
п. Газопровод, Ленинский р-н,
п/о Коммунарка, Московская область, 142770

ООО "Мосрегионгаз"
ул. Шипиловская, вл.28 Б,
стр. 1, г. Москва, 115563

ООО "Мострансгаз"
п. Газопровод, д. 101, корп.1 Ленинский р-н, п/о Коммунарка, Московская область, 142770

ГУП МО "Мособлгаз"
ул. Калинина, д. 1, п.г.т. Новоивановское,
Одинцовский р-н,
Московская область, 143026

ГУП "Мосгаз", Мрузовский пер.,
д. 11, г. Москва, 105120

Федеральная служба по тарифам Китайгородский пр., д.7
г. Москва, 109074

ОАО "Мосинжжелезобетон-ЖБИ-15" ул. Иловайская, д. 10а, г. Москва, 109651


П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 1 05/574-05 о прекращении нарушений
антимонопольного законодательства

"19" декабря 2005 г.
г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Голомолзина А.Н., председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы, членов Комиссии: Сушкевича А.Г. - начальника Аналитического Управления, Гречишкиной И.В., заместителя начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК - начальника отдела газовой и угольной промышленности, Степиной О.В., советника Управления по контролю и надзору в ТЭК, Елисеева А.А., советника Правового Управления, Сухова Н.Н., главного специалиста Управления по контролю и надзору в ТЭК, на основании своего решения от 19 декабря 2005 г. по делу № 1 05/574-05 о нарушении ОАО "Газпромрегионгаз" (197022, Санкт-Петербург, ул. Ак. Павлова, д.5, литера В) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции")

п р е д п и с ы в а е т:

1. ОАО "Газпромрегионгаз" прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в заключении с контрагентами договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, не выгодного для них, и предмет которого не вытекает из условий заключенных ими договоров поставки газа в части его транспортировки, для чего:

1.1. Расторгнуть с контрагентами: ОАО "Мостермостекло", ОАО "Асфальтобетонный завод № 1", ОАО ББК "Серебряный бор", ОАО "РЖД" Кусковский завод, ФГУП "Мосхимфармпрепараты" им. Н.А.Семашко (4 договора по адресам: Старо-кирпичный пер., Б. Каменщики, Гжельский пер., ул. Русаковская), ОАО "Долгопрудненское НПП", ООО "ЛаМакс", ГУП г. Москвы "Экотехпром" (2 договора), ОАО "Спецстройбетон ЖБИ-17", ЗАО Агрофирма "Белая дача", ЗАО "Тонкосуконная фабрика им. П.Алексеева" (2 договора), ЗАО "ВТИ", ОАО "МТЗ Дербеневка", ОАО "Останкинский мясокомбинат", ЗАО "Управление технической эксплуатации ВВЦ", ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", ЗАО "Томилинская птицефабрика", ОАО "Завод Филикровля", ООО "Северная Заря" ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат", ГУ "НИИНХ им. Бурденко" РАМН, ОАО "Плутон", ОАО "ДСК-1", ООО "Северная заря" (2 договора), ГУП г. Москвы "МОЦВС", ФГУ РКНПК Росздрава, ОАО "ТАМП", ФГУП ГНЦ РФ-ИТЭФ, ОАО "Кусковский химический завод", ОАО "Синтез", ЗАО "Минеральная вата", ОАО "АУРАТ", ЗАО "МПО Красный богатырь", ЗАО "Экстракт-Фили", ОАО "РЖД" Локомотивноремонтный завод, ЗАО "Очаковский завод ЖБК Мосметрострой", ОАО "Аэропорт Внуково", ЗАО "Котельский завод" (2 договора), ЗАО "Совхоз им. М. Горького", ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 3, ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 5, ОАО "Комбинат Мосинжбетон" № 6, ФГУП РСК "МИГ" (2 договора), ОАО "Бадаевский пивоваренный завод", ОАО "Московский подшипник", а также ОАО "Мосинжжелезобетон - ЖБИ-15", заключенные договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям от 15.08.2005г. №№ 02-1/06-0005, 02-1/06-0009, 02-1/06-0013 - 02-1/06-0018, 02-1/06-0020, 02-1/06-0022 - 02-1/06-0024, 02-1/06-0027 - 02-1/06-0043, 02-1/06-0045 - 02-1/06-0052, 02-1/06-0054 - 02-1/06-0064, 02-1/06-0066 - 02-1/06-0068, а также договор от 01.08.2005 № 02-1/06-0085.

1.2 Не допускать действий по необоснованному заключению договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства, и результатом которых является ущемление интересов хозяйствующих субъектов, потребляющих газ.

1.3 В срок до 01.03.2006 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от исполнения договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, указанных в пункте 1.1 настоящего предписания в размере 2 808 263 (двух миллионов восьмисот восьми тысяч двухсот шестидесяти трех) рублей 53 коп. (без НДС).

3. В срок до 10.03.2006 сообщить в ФАС России об исполнении пунктов 1.1 и 1.3 настоящего предписания, представив при этом копии уведомлений о расторжении с контрагентами договоров возмездного оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, копии почтовых квитанций об отправлении указанных уведомлений в адрес каждого контрагента, а также копию документа, подтверждающего перечисление дохода в федеральный бюджет.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



Председатель Комиссии
А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии
А.А. Елисеев
И.В. Гречишкина
А.Г. Сушкевич
О.В. Степина
Н.Н. Сухов

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь