Решение ФАС России по делу в отношении ОАО "Мурманоблгаз"

04 мая 2008, 16:01
Тип документа:
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии
Голомолзин А.Н. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
Пироженко А.А. - начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Плиев Р.Р. - заместитель начальника Правового управления;
Илларионова А.А. - заместитель начальника отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Шубин А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Заботнова Ю.А. - ведущий специалист-эксперт отдела административного производства Правового управления;
Фролов Д.В. - ведущий специалист-эксперт отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,
рассмотрев дело № 1 10/469-07 по признакам нарушения ОАО "Мурманоблгаз" (183032, г.Мурманск, Кольский пр., д.29) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и признакам нарушения ОАО "Мурманоблгаз", Федерального агентства по энергетике (109074, г.Москва, Китайгородский пр., д.7) и Правительства Мурманской области (183022, г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.2) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
1. В ходе проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения открытым акционерным обществом по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Мурманоблгаз" (далее - ОАО "Мурманоблгаз") требований антимонопольного законодательства при реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) по графикам поставок Федерального агентства по энергетике (далее - балансовые задания) ФАС России выявила в действиях ОАО "Мурманоблгаз" признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которые выразились в том, что ОАО "Мурманоблгаз" в 2006 году - первом полугодии 2007 года завышала объемы СУГ, закупаемого в рамках балансовых заданий, ежегодно утверждаемых Федеральным агентством по энергетике (далее - Росэнерго).
СУГ в рамках балансовых заданий поставляется по регулируемым ценам, установленным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.11.2002 №374 "Об оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд" (с 1 января 2003 года по 1 октября 2006 года - 1 350 руб. за тонну) и приказом ФСТ России от 15.05.2006 №188-э/5 в (с 1 октября 2006 - 2 700 руб. за тонну, с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года - 3 500 руб. за тонну).
Балансовый СУГ, приобретенный ОАО "Мурманоблгаз" по регулируемым ценам, должен реализовываться только населению и по ценам, утверждаемым Правительством Мурманской области. Однако ОАО "Мурманоблгаз" реализовывало часть объема балансового СУГ иным коммерческим организациям, а также на собственных автогазозаправочных комплексах. Данные объемы СУГ были приобретены в результате завышения заявок, подаваемых ОАО "Мурманоблгаз" в Росэнерго.
По результатам проверки приказом ФАС России от 31.10.2007 №355 создана комиссия и возбуждено дело № 1 10/469-07 по признакам нарушения ОАО "Мурманоблгаз" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения указанного дела Комиссия ФАС России установила, что Правительство Мурманской области в 2006 и 2007 годах утвердило завышенные заявки ОАО "Мурманоблгаз" на потребности в балансовом газе в размере 21 940 и 23 800 тонн соответственно. При этом при утверждении тарифов розничной реализации СУГ Правительство Мурманской области использовало при расчетах иной объем СУГ (18 500 тонн в 2006, и 18 500 тонн в 2007 году).
Росэнерго, в нарушение требований Методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 01.02.2005 №16, утвердило заявку ОАО "Мурманоблгаз" без учета норм потребления СУГ для бытовых нужд населения, утвержденных Правительством Мурманской области.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела в действиях ОАО "Мурманоблгаз", Правительства Мурманской области и Росэнерго обнаружены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в части совершения согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке коммерческой реализации СУГ в Мурманской области.
2. По мнению представителя ОАО "Мурманоблгаз", в действиях общества отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Потребность Мурманской области в СУГ рассчитывается обществом на основании норм потребления сжиженного газа по Методике расчета потребности в СУГ РС 153-39.3-141-2003, утвержденной приказом Минэнерго России от 25.06.2003 №247 (далее - Методике расчета потребности в СУГ) по количеству газифицированных квартир. Рассчитанные таким образом объемы потребности в СУГ ОАО "Мурманоблгаз" в последующем корректирует с учетом технической возможности газонаполнительных станций по приему СУГ и сезонного спроса. В случае если ОАО "Мурманоблгаз" не реализовало населению все объемы СУГ, полученного по балансовым заданиям, то оставшиеся объемы реализуются обществом по коммерческим ценам. Доходы, полученные от такой деятельности, ОАО "Мурманоблгаз" реализует на производственные программы, повышение безопасности деятельности по обеспечению потребителей СУГ, поскольку основной вид деятельности ОАО "Мурманоблгаз" - снабжение сжиженным газом населения - является убыточным.
Кроме того, по мнению представителя ОАО "Мурманоблгаз", Методика организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденная приказом Минпромэнерго России от 01.02.2005 №16 (далее - Методика), не содержит в себе правовых норм, носит организационно-технический характер и не устанавливает правовых последствий для ОАО "Мурманоблгаз" в виде каких-либо санкций за ее несоблюдение.
По вопросу оформления заявок на потребности в СУГ представитель ОАО "Мурманоблгаз" пояснил, что в соответствии с Методикой, он является ответственным лицом за составление формы 3 Приложения к указанной Методике. По мнению представителя ОАО "Мурманоблгаз", подпись уполномоченного представителя администрации под этой формой (в данном случае уполномоченного представителя Правительства Мурманской области), означает лишь подтверждение статуса ОАО "Мурманоблгаз" как уполномоченной газораспределительной организации, а не подтверждение объемов потребности в СУГ, указанных в заявке.
В части нецелевого использования балансового СУГ и реализации его коммунально-бытовым потребителям по коммерческим ценам представитель ОАО "Мурманоблгаз" пояснил, что общество осуществляет реализацию СУГ как населению, так и прочим потребителям, в т.ч. коммунально-бытовым потребителям (кафе, ресторанам, детским, медицинским учреждениям). При этом населению на коммунально-бытовые нужды СУГ отпускается по регулируемым ценам, утверждаемым Правительством Мурманской области. Прочим потребителям, в т.ч. коммунально-бытовым, СУГ отпускается по коммерческим ценам, которые устанавливает ОАО "Мурманоблгаз".
Также представитель ОАО "Мурманоблгаз" пояснил, что Росэнерго осуществляет мониторинг целевого использования СУГ на основе данных, которые представляет ему ОАО "Мурманоблгаз", а не Правительство Мурманской области. Контрольно-надзорных функций по проверке целевого использования СУГ ни у Росэнерго, ни у Правительства Мурманской области нет.
3. Представитель Росэнерго пояснил, что на Росэнерго возложена функция по обеспечению надежного обеспечения населения Российской Федерации сжиженным газом. В соответствии с этой функцией Росэнерго разрабатывает и утверждает графики поставок СУГ для бытовых нужд в соответствии с ежегодно издаваемыми постановлениями Правительства Российской Федерации и в соответствии с Методикой организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 01.02.2005 №16. Заявки уполномоченных газораспределительных организаций (далее - ГРО), подтвержденные уполномоченными представителями администраций субъектов Российской Федерации, представляются в Росэнерго, в соответствии с указанной Методикой, за 45 дней до предполагаемого периода поставки.
Представитель Росэнерго пояснил, что заявки, подаваемые уполномоченными ГРО, обычно завышаются примерно на 10-20%. Объемы, указанные в заявках сверяются Росэнерго с объемами прошлых лет и кварталов, с примерными объемами потребления СУГ субъектами Российской Федерации, и в последующем могут корректироваться и уменьшаться на 10-20%. Вместе с тем, в большинстве случаев заявки уполномоченных ГРО утверждаются Росэнерго без корректировок. Документы и материалы, обосновывающие расчеты потребности в СУГ населения, уполномоченные ГРО в Росэнерго, как правило, не предоставляют.
Представитель Росэнерго пояснил, что Росэнерго в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №287 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве по энергетике" не наделено полномочиями по проведению проверок целевого использования СУГ.
Росэнерго, в соответствии с Методикой, лишь отслеживает остатки СУГ, осуществляет мониторинг целевого использования балансового газа, в т.ч. в отношении ОАО "Мурманоблгаз", осуществляет корректировки объемов поставок СУГ как в меньшую, так и в большую сторону.
Таким образом, заявленные уполномоченными ГРО объемы потребности в СУГ, прошедшие согласование и утверждение в администрациях субъектов Российской Федерации, принимаются Росэнерго за основу при разработке графиков поставок СУГ.
Представитель Росэнерго пояснил, что поставки СУГ осуществляются в 78 субъектов Российской Федерации, в которых действуют более 120 уполномоченных ГРО, в связи с чем, Росэнерго не представляется возможным осуществить мониторинг целевого использования и остатков балансового СУГ всеми уполномоченными ГРО.
О поставках СУГ в адрес ОАО "Мурманоблгаз" представитель Росэнерго пояснил, что на 2006 год, например, ОАО "Мурманоблгаз" было установлено балансовое задание на 21 710 тонн СУГ. В соответствии с отчетами ОАО "Мурманоблгаз", по балансовым заданиями в 2006 году обществом было получено 18 166 тонн СУГ.
Превышение предполагаемых поставок СУГ по сравнению с первоначально заявленным объемом на 840 тонн и фактическим поступлением на 4 384 тонны, по мнению представителя Росэнерго, связано с недопоставками СУГ от ОАО "Лукойл-Пермьнефтегазпереработка" (за 2006 год - 3 300 тонн). Остальные объемы СУГ в размере 1 084 тонн были недопоставлены другими производителями (ОАО "Киришинефтеоргсинтез", ОАО "Тобольскнефтехим", ОАО "Сургутский ЗСК", ОАО "Газпромпереработка-Ухта"), возможно, по объективным причинам.
По мнению представителя Росэнерго, превышение объемов потребности в СУГ, указанных в заявках ОАО "Мурманоблгаз", над фактическими объемами поставок связано с недисциплинированностью ОАО "Лукойл" и его дочерних обществ, которые отказались от поставок СУГ по балансовым заданиям.
В вопросе достоверности объемов СУГ, указанных в заявках уполномоченных ГРО, Росэнерго доверяет администрациям субъектов Российской Федерации, и если поданная заявка недостоверна, то это, по мнению представителя Росэнерго, произошло по вине администрации субъекта Российской Федерации и уполномоченной ГРО.
Реализация балансового СУГ кафе, ресторанам и прочим коммунально-бытовым потребителям по коммерческим ценам, по мнению представителя Росэнерго, является нарушением, поскольку в соответствии с Методикой расчета потребности в СУГ балансовый СУГ должен реализовываться только на приготовление пищи и на подогрев воды в квартирах.
Таким образом, СУГ, поставляемый в рамках балансовых заданий, должен реализовываться только на коммунально-бытовые нужды населения. Вместе с тем, по мнению представителя Росэнерго, реализация балансового СУГ на коммерческом секторе рынка по не регулируемым государством ценам, в частности на АГЗС, не влияет на состояние конкуренции, а проверка целевого использования балансового СУГ относится к компетенции правоохранительных органов.
4. По мнению представителя Правительства Мурманской области, его действия, а также действия ОАО "Мурманоблгаз" и Росэнерго являются согласованными, но в этих действиях отсутствует злонамеренность и сговор. ОАО "Мурманоблгаз" при формировании заявки в Росэнерго рассчитывает потребность в СУГ в соответствии с Методикой расчета потребности в СУГ, и если в соответствии с нормами потребления по количеству газифицированных квартир рассчитывается определенный объем, то ОАО "Мурманоблгаз" его и продает. Правительство Мурманской области в лице уполномоченного представителя, в свою очередь, подтверждает заявку ОАО "Мурманоблгаз", т.е. те сведения, которые представляет уполномоченная ГРО. В действительности заявленный объем может быть больше, а фактическое потребление СУГ населением меньше, чем указано в заявке. Подтверждая заявку ОАО "Мурманоблгаз", Правительство Мурманской области участвует в согласованных действиях, но в силу закона и в интересах населения.
Вместе с тем, о том, что заявка, поданная ОАО "Мурманоблгаз" завышена, Правительство Мурманской области, по мнению представителя Правительства Мурманской области, имеет возможность узнать только в конце года. Правительство Мурманской области не имеет полномочий осуществлять проверку правильности расчетов потребности в СУГ, производимых ОАО "Мурманоблгаз".
Правительство Мурманской области не осуществляет проверку сведений о прогнозной потребности в СУГ, представляемых ОАО "Мурманоблгаз" в Комитет по тарифному регулированию Мурманской области для пересмотра розничных цен, и не руководствуется этими сведениями при подтверждении заявки ОАО "Мурманоблгаз", подаваемой в Росэнерго, поскольку, по мнению представителя Правительства Мурманской области, эти сведения не требуются ему для подтверждения заявки.
Правительство Мурманской области при подтверждении заявки ОАО "Мурманоблгаз" не запрашивает у Комитета по тарифному регулированию Мурманской области анализ стоимости розничной реализации СУГ, включающий в себя сведения о прогнозной потребности в СУГ населения, поскольку осуществление этих действий не предусмотрено Методикой.
Проверки целевого использования балансового СУГ Правительство Мурманской области не осуществляет.
5. По мнению ОАО "СИБУР Холдинг", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ОАО "Мурманоблгаз", Правительство Мурманской области и Росэнерго необоснованно завышали потребности Мурманской области в балансовом СУГ. Как следствие, ОАО "Мурманоблгаз" получало возможность приобретать по регулируемым оптовым ценам не только объемы СУГ, необходимые для коммунально-бытовых нужд населения, но и избыточные объемы СУГ.
Осуществляя последующую перепродажу избыточных объемов СУГ на коммерческом секторе рынка по не регулируемым государством ценам, ОАО "Мурманоблгаз" получало необоснованные конкурентные преимущества перед другими потенциальными продавцами, которые в отличие от ОАО "Мурманоблгаз", имели возможность закупать СУГ только по рыночным ценам.
В результате указанных согласованных действий ОАО "Мурманоблгаз", Правительства Мурманской области и Росэнерго ОАО "СИБУР Холдинг" было фактически навязано заключение соглашений на поставку избыточных объемов СУГ по регулируемым ценам, что привело к ущемлению интересов ОАО "СИБУР Холдинг", а также к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующим субъектам, не имеющим возможности закупать СУГ в рамках балансовых заданий.
6. Рассмотрев представленные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Приказом Минпромэнерго России от 01.02.2005 №16 утверждена Методика организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок СУГ потребителям Российской Федерации.
В целях осуществления гарантированных поставок на внутренний рынок СУГ для обеспечения бытовых нужд населения, Росэнерго руководствуется указанной Методикой при разработке и утверждении графиков поставок СУГ для бытовых нужд населения (балансовые задания) с учетом сведений о планируемых объемах поступления сырья, представляемых нефтяными и нефтегазоперерабатывающими организациями, а также с учетом заявок о потребностях в СУГ для бытовых нужд населения Российской Федерации, представляемых уполномоченными ГРО.
На основании распоряжения губернатора Мурманской области от 27.12.1999 №595-РГ, в соответствии с приказом Минтопэнерго России от 30.11.1999 №405 "Об обеспечении поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд", ОАО "Мурманоблгаз" является уполномоченной газораспределительной организацией по реализации СУГ населению Мурманской области на коммунально-бытовые нужды по регулируемым ценам.
Приказом ГКАП России №21 от 08.07.1996 года ОАО "Мурманоблгаз" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарной группе "реализация сжиженного газа населению" с долей на соответствующем рынке более 65%, и согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение.
Механизм регулирования цен на СУГ для бытовых нужд реализуется путем установления оптовых и розничных цен на СУГ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", оптовая цена на СУГ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, а розничная цена на СУГ для бытовых нужд населения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 №332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", оптовые цены на СУГ для бытовых нужд населения утверждаются ФСТ России.
Розничные цены на СУГ, реализуемый населению для бытовых нужд, в Мурманской области устанавливает Правительство Мурманской области.
ОАО "Мурманоблгаз" ежегодно представляет в Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет) материалы экономического обоснования для пересмотра розничных цен на СУГ, реализуемый населению, исходя из роста оптовых цен на сжиженный газ, затрат на его транспортировку, роста собственных эксплуатационных затрат, прогнозной потребности в СУГ на следующий год.
Потребность Мурманской области в сжиженных углеводородных газах, рассчитанная ОАО "Мурманоблгаз" в соответствии с Методикой определения норм потребления СУГ, на 2006 год составила 17 600 тонн и на 2007 год - 19 091 тонну. В то же время, в представленных в Комитет документах, прогнозные уровни потребления СУГ населением ОАО "Мурманоблгаз" были указаны в объеме 18 500 тонн на 2006 и в объеме 18 500 тонн на 2007 год.
Правительство Мурманской области по результатам проведенного Комитетом анализа стоимости СУГ, реализованного ОАО "Мурманоблгаз", выносит постановление об утверждении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению на бытовые нужды.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.1. Методики, уполномоченная ГРО за 45 дней до планируемого квартала поставки формирует заявку на потребности в СУГ согласно форме 3 Приложения к Методике, в соответствии с нормами потребления, установленными действующими нормативными актами.
Вместе с тем, на 2006 год ОАО "Мурманоблгаз" сформировало заявку на потребности в СУГ в размере 21 940 тонн, и на 2007 год в размере 23 800 тонн, что значительно превысило потребности в СУГ населения, рассчитанные в соответствии с Методикой расчета норм потребления СУГ.
Правительство Мурманской области в 2006 и 2007 году утвердило завышенную заявку ОАО "Мурманоблгаз" на потребности в СУГ, не приняв во внимание утвержденные нормы потребления СУГ.
Довод ОАО "Мурманоблгаз" о том, что подпись уполномоченного представителя администрации субъекта Российской Федерации означает лишь подтверждение статуса ОАО "Мурманоблгаз" как уполномоченной ГРО, Комиссия находит несостоятельным, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 4.2. Методики Росэнерго ведет реестр уполномоченных ГРО, для чего запрашивает копии устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, региональном органе статистики, лицензии на осуществление деятельности, информацию о количестве квартир, газифицированных сжиженным газом, которые обеспечиваются данной организацией и другие документы. Права уполномоченных ГРО подлежат подтверждению уполномоченными органами субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год. Дополнительного подтверждения правового статуса уполномоченной ГРО, в т.ч. при утверждении заявок на потребности в СУГ, согласно Методике, не требуется.
Правительство Мурманской области, утверждая заявку на потребности в СУГ, не приняло во внимание потребность в СУГ для бытовых нужд населения, рассчитанную ОАО "Мурманоблгаз" в соответствии с нормами потребления. Кроме того, Правительство Мурманской области не приняло во внимание сведения о прогнозной потребности в СУГ, содержащиеся в материалах экономического обоснования для пересмотра розничных цен на сжиженный газ, представленных ОАО "Мурманоблгаз" в Комитет, и на основании которых Правительством Мурманской области было принято решение об установлении тарифов розничной реализации СУГ.
Доводы Правительства Мурманской области о том, что оно не руководствуется сведениями о прогнозной потребности в СУГ, содержащимися в материалах экономического обоснования для пересмотра розничных цен на сжиженный газ, представленных ОАО "Мурманоблгаз", на том основании, что это не предусмотрено Методикой, Комиссия находит несостоятельными в связи с тем, что именно Правительство Мурманской области принимает решение об установлении тарифов розничной реализации СУГ и руководствуется при этом результатами анализа материалов экономического обоснования, подготовленного Комитетом, и в т.ч. сведениями о прогнозной потребности в СУГ.
Таким образом, Правительство Мурманской области, утверждая заявки ОАО "Мурманоблгаз" на потребности в СУГ, не приняло во внимание сведения о прогнозной потребности в СУГ населения, на основе которых Правительством Мурманской области было принято решение об утверждении тарифов розничной реализации СУГ.
Доводы Правительства Мурманской области о том, что оно имеет возможность узнать о завышении заявки на потребности в СУГ только в конце года, и не наделено полномочиями по проверке целевого использования СУГ являются несостоятельным, поскольку в соответствии с абзацем 6 пункта 5.1 Методики, уполномоченная ГРО ежемесячно предоставляет в Росэнерго сведения о фактическом поступлении, реализации и остатках СУГ согласно форме 16 Приложения к Методике. Указанные сведения подлежат утверждению уполномоченным представителем администрации субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Мурманской области имело возможность осуществить контроль за обоснованностью указанных в заявке объемов, а также имело возможность осуществить контроль за объемами СУГ, фактически поступившими в адрес уполномоченной ГРО, реализованными на нужды населения и остатках балансового СУГ.
Росэнерго, в нарушение абзаца 4 пункта 3.1. Методики утвердило заявку ОАО "Мурманоблгаз" на потребности в СУГ населения без учета норм потребления СУГ для бытовых нужд населения Мурманской области. Балансовое задание, утвержденное для ОАО "Мурманоблгаз" на 2006 год составило 21 710 тонн, на 2007 год - 21 600 тонн, что значительно превысило потребность с СУГ для нужд населения, рассчитанную ОАО "Мурманоблгаз" по нормам потребления.
Довод Росэнерго о том, что превышение объемов по графикам поставок Росэнерго, объемов заявок и фактических поставок СУГ связано с невыполнением ОАО "Лукойл" и его дочерних обществ балансовых заданий Комиссия находит несостоятельным в связи с тем, что в соответствии с абзацем 3 пункта 3.1. производители СУГ, к числу которых относятся заводы-производители группы лиц ОАО "Лукойл", за 40 дней до начала планируемого месяца поставки направляют в Росэнерго заявки на включение в график поставок СУГ для бытовых нужд населения на месяц. Заявки на потребности в СУГ подаются уполномоченными ГРО за 45 дней до начала планируемого квартала поставки.
Таким образом, завышение потребности в СУГ для бытовых нужд населения ОАО "Мурманоблгаз" не может быть связано с недопоставками балансового СУГ предприятиями группы лиц ОАО "Лукойл".
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1. Методики Росэнерго осуществляет мониторинг ситуации на рынке сжиженных газов на основе ежедекадных справок об объемах их фактических отгрузок, предоставляемых производителями, и фактическом их поступлении в регионы России, предоставляемые уполномоченными ГРО, обобщает сведения о фактическом поступлении, реализации и остатках СУГ, предоставляемых уполномоченными ГРО, осуществляет мониторинг целевого использования СУГ уполномоченными ГРО.
По утверждению Росэнерго, все заявки на потребности в СУГ уполномоченных ГРО, как правило, завышены на 10-20%. Вместе с тем, Росэнерго, располагая в соответствии с пунктом 4.2. Методики сведениями о количестве квартир, газифицированных сжиженным газом и обслуживаемых ОАО "Мурманоблгаз", и сведениями о нормах потребления СУГ в Мурманской области, приняло и утвердило завышенные заявки, не осуществив проверку соответствия заявленных в них объемов нормам потребления, а также без учета остатков балансового СУГ за прошлые периоды.
Объемы, полученные в результате завышения потребности в СУГ, ОАО "Мурманоблгаз" реализовало на коммерческом секторе рынка по не регулируемым государством ценам.
В частности в 2006 году объемы СУГ, реализованные ОАО "Мурманоблгаз" на коммерческий сектор, составили 3 341 тонну, в том числе:
на технологические цели - 590 тонн,
на коммунально-бытовое потребление - 69 тонн,
на заправку автотранспорта - 1360 тонн,
сторонним АГЗС - 1322 тонны.
За 1-е полугодие 2007 года объем реализации балансового СУГ на коммерческий сектор составил 1544 тонны, в том числе:
на технологические цели - 212 тонн,
на коммунально-бытовое потребление - 36 тонн,
на заправку автотранспорта - 700 тонн,
сторонним АГЗС - 595 тонн.
Довод ОАО "Мурманоблгаз" о том, что коммунально-бытовым потребителям (кафе, ресторанам и др.) балансовый СУГ может быть реализован по коммерческим ценам, Комиссия находит несостоятельным, поскольку объемы СУГ, приобретенные в рамках балансовых заданий по регулируемым ценам, должны быть реализованы только на коммунально-бытовые нужды населения по регулируемым ценам.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, принимавших участие в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч. создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В 2006 и 2007 году при подаче в Росэнерго заявок на потребности в СУГ населения, ОАО "Мурманоблгаз" необоснованно завышало потребности Мурманской области в СУГ.
Правительство Мурманской области утвердило указанные заявки, не приняв во внимание утвержденные в Мурманской области нормы потребления СУГ, а также сведения о прогнозной потребности в СУГ населения, в соответствии с которыми Правительство Мурманской области утверждало тарифы розничной реализации СУГ.
Росэнерго утвердило заявки ОАО "Мурманоблгаз" без учета норм потребления СУГ в Мурманской области, в результате чего на ОАО "СИБУР Холдинг" была возложена обязанность реализовать ОАО "Мурманоблгаз" по регулируемым государством ценам не только объемы, необходимые для нужд населения, но и избыточные объемы СУГ.
Осуществляя перепродажу избыточных объемов СУГ на коммерческом секторе рынка, ОАО "Мурманоблгаз" получало необоснованные конкурентные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами - продавцами СУГ в Мурманской области, которые в отличие от ОАО "Мурманоблгаз" имели возможность закупать у поставщиков СУГ только по рыночным ценам, значительно превышающим утвержденные государством.
Кроме того, установленные Росэнерго в балансовом задании для ОАО "СИБУР Холдинг" объемы поставок СУГ, превышающие объемы, необходимые для нужд населения, могли быть самостоятельно реализованы ОАО "СИБУР Холдинг" в Мурманской области по рыночным ценам, вследствие чего ОАО "СИБУР Холдинг" могло получить дополнительный доход.
В результате указанных согласованных действий ОАО "Мурманоблгаз", Правительства Мурманской области и Росэнерго был ограничен доступ на рынок коммерческой реализации СУГ в Мурманской области для ОАО "СИБУР Холдинг", а также для иных хозяйствующих субъектов - потенциальных продавцов СУГ.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях ОАО "Мурманоблгаз" фактов нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку действия ОАО "Мурманоблгаз", занимающего доминирующее положение на рынке реализации СУГ, не могли привести к ограничению конкуренции на данном рынке, в частности к созданию препятствий доступу на рынок, без посредничества Правительства Мурманской области и Росэнерго.
Комиссия считает, что изложенные факты свидетельствуют о нарушении ОАО "Мурманоблгаз", Правительством Мурманской области и Росэнерго статьи 16 Закона о защите конкуренции в части совершения согласованных действий, которые привели к ограничению конкуренции на рынке реализации СУГ в Мурманской области, в частности к ограничению доступа на указанный рынок хозяйствующим субъектам.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Прекратить дело в отношении ОАО "Мурманоблгаз" по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать факт нарушения ОАО "Мурманоблгаз", Правительством Мурманской области и Росэнерго статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий, которые привели к ограничению конкуренции на рынке коммерческой реализации СУГ в Мурманской области.
3. Выдать ОАО "Мурманоблгаз", Правительству Мурманской области и Росэнерго предписания, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства:
4. ОАО "Мурманоблгаз":
1) Прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженное в необоснованном завышении заявок на потребности в СУГ, подаваемых в Федеральное агентство по энергетике, а также реализации СУГ, получаемого по графикам поставок Федерального агентства по энергетике, на коммерческий сектор рынка по не регулируемым государством ценам.
2) Не допускать предоставления различных сведений о потребности в СУГ населения, об объемах реализации и остатках балансового СУГ в Мурманской области в Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, Правительство Мурманской области и Федеральное агентство по энергетике.
3) При направлении в Правительство Мурманской области и Федеральное агентство по энергетике заявок на потребности в СУГ населения, представлять в указанные органы документы и материалы, обосновывающие размер потребности в СУГ населения Мурманской области.
5. Правительству Мурманской области:
1) Прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженное в утверждении заявок ОАО "Мурманоблгаз" на потребности в СУГ населения без учета утвержденных норм потребления СУГ и без учета сведений о прогнозной потребности в СУГ населения, содержащихся в материалах экономического обоснования, представляемых ОАО "Мурманоблгаз" в Комитет по тарифному регулированию Мурманской области для пересмотра розничных цен на СУГ.
2) При утверждении заявок на потребности в СУГ населения Мурманской области запрашивать в Комитете по тарифному регулированию Мурманской области материалы экономического обоснования, представляемые ОАО "Мурманоблгаз" для пересмотра розничных цен на СУГ.
6. Федеральному агентству по энергетике:
1) Прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженное в утверждении заявок на потребности в СУГ, подаваемых уполномоченными газораспределительными организациями, в т.ч. ОАО "Мурманоблгаз", без учета норм потребления СУГ, утвержденных органами государственной власти, в т.ч. Правительством Мурманской области, а также без учета объемов СУГ, фактически реализованных уполномоченными газораспределительными организациями на нужды населения.
2) Направить копии настоящего Предписания в адрес уполномоченных газораспределительных организаций и в адрес компаний-производителей сжиженных газов, осуществляющих поставки СУГ по графикам поставок сжиженных газов для бытовых нужд населения.
3) Об исполнении пункта 2 настоящего Предписания сообщить до 31.05.2008, представив в ФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь