Решение и предписания ФАС России в отношении ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК"

04 сентября 2008, 12:52
Тип документа:

РЕШЕНИЕ
по ДЕЛУ № 1 11/57-08
августа 2008 года г.Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:

Цариковского А.Ю. - Статс - секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
членов Комиссии:
Ефимова В.В. - начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Кононенко М.С. - заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Сусликовой О.Н. - заместителя начальника отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;
Локотиловой А.В. - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Гусарова Г.В. - заместителя начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,

в присутствии представителей ОАО "Мосэнерго" (Ерохина С.А., доверенность № 12-07/441-81 от 07.07.2008; Хамидуллиной Н.Р., доверенность № 12-07/441-56 от 21.04.2008; Посашкова П.А., доверенность № 12-07/ПР-547 от 05.08.2008; Чоракаева К.Э., доверенность № 12-07/ПР-548 от 05.08.2008), ОАО "МТК" (Левиной Е.М., доверенность от 17.01.2008; Кузьмичева В.Э., доверенность № МТК-02/122 от 22.07.2008; Кузьмина В.В., доверенность № МТК-02/61 от 02.07.2008; Стоценко А.А., доверенность № МТК-02/72 от 10.10.2007; Лаврентьева А.Н., доверенность № МТК-02/129 от 04.08.2008), ОАО "МОЭК" (Логинова Д.А., доверенность № 946 от 07.08.2008; Лаврентьева А.Н., доверенность № 829 от 12.11.2007), Правительства Москвы (Княжевской Я.В., доверенность № 4-47-10905/8 от 08.08.2008), Региональной энергетической комиссии города Москвы (Ивкиной В.П., доверенность № 62-02-386/08; Семененко Б.Я., доверенность № 62-02-431/08 от 20.08.2008),
рассмотрев дело № 1 11/57-08 по признакам нарушения ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") (ул. Большая Татарская, 46, стр.1, г. Москва, 115184) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, ОАО "МТК" и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК") (ул. Электродная, д. 4а, г. Москва, 111141) части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881 о действиях ОАО "МТК" в части уклонения от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 6344-46 от 26.04.2005 с ОАО "Мосэнерго" при наличии у ОАО "МТК" возможности оказания таких услуг, распространения неточной информации (путем направления обращений ОАО "МТК" в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго", а также размещения её на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет), а также осуществления "МТК" и ОАО "МОЭК" согласованных действий, которые могут привести к созданию препятствий доступу ОАО "Мосэнерго" на рынок оказания услуг по теплоснабжению.

Комиссия рассмотрела представленные материалы, а также выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

С 01 апреля 2005 года произошла реорганизация ОАО "Мосэнерго" (письмо ОАО "Мосэнерго" от 24.04.2008 № ТС-1881). До реорганизации ОАО "Мосэнерго" осуществляло функции по выработке, передаче и сбыту тепловой энергии в городе Москве. В настоящее время ОАО "Мосэнерго" осуществляет функции по выработке тепловой энергии. Функции передачи тепловой энергии осуществляет выделенное из ОАО "Мосэнерго" общество - ОАО "МТК" - с использованием переданных ему тепловых сетей.

Функции сбыта тепловой энергии осуществляют ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МТК".

ОАО "Мосэнерго" продает выработанную самостоятельно тепловую энергию потребителям, заключившим договоры энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" (далее - потребители ОАО "Мосэнерго").

ОАО "МТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по позиции "услуги по передаче тепловой энергии" с долей 100 % в границах балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО "МТК" на территории города Москвы и Московской области.

ОАО "Мосэнерго" обеспечивает передачу потребителям тепловой энергии по сетям на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя с ОАО "МТК" от 26.04.2005 № 6344-46.

Предметом указанного договора является возмездное оказание ОАО "МТК" (Исполнитель) ОАО "Мосэнерго" (Заказчик) услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя путём осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу тепловой энергии и теплоносителя через технические устройства тепловых сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности и (или) ином законном основании и возврат теплоносителя и остаточной тепловой энергии от потребителей заказчика по сети Исполнителя до источников тепловой энергии Заказчика (п. 2.1 указанного договора). Данный договор действовал до 31.12.2005.

Дополнительным соглашением № 1/7503-68/4747-1 от 14.02.2006 срок действия договора № 6344-46 от 26.04.2005 (с учётом изменений, содержащихся в данном дополнительном соглашении) продлён до 31.03.2006.

Дополнительным соглашением № 5 от 26.06.2006 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора (с учётом изменений, содержащихся в данном дополнительном соглашении) продлён до 30.09.2006.

Дополнительным соглашением № 6 от 25.12.2006 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора (с учётом изменений, содержащихся в данном дополнительном соглашении) продлён до 31.03.2007.

Дополнительным соглашением № 7 от 31.05.2007 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора продлён до 30.06.2007.

Дополнительным соглашением № 8 от 11.07.2007 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора продлён до 30.09.2007.

Дополнительным соглашением № 9 от 28.08.2007 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора продлён до 31.12.2007.

Дополнительным соглашением № 10 от 30.11.2007 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора продлён до 31.03.2008.

Дополнительным соглашением № 11 от 29.02.2008 к договору № 6344-46 от 26.04.2005 срок действия договора продлён до 30.06.2008.

22.04.2008 ОАО "Мосэнерго" направило в адрес ОАО "МТК" предложение о пролонгации договора от 26.04.2005 № 6344-46 на 3 квартал 2008 года с приложением дополнительного соглашения № 13 о его пролонгации. При этом предлагалось продлить срок действия договора № 6344-46 от 26.04.2005 до 30.09.2008 включительно.

Повторное обращение в адрес ОАО "МТК" с предложением пролонгировать договор № 6344-46 от 26.04.2005 было направлено ОАО "Мосэнерго" 16.05.2008 (исх. № ТС-2233).

Однако ОАО "МТК" дополнительное соглашение № 13 не подписало, направив в адрес ОАО "Мосэнерго" обращение от 28.05.2008 № КС-01/1882, в котором уведомило ОАО "Мосэнерго" о том, что ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" проводят работу по заключению договоров энергоснабжения по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединённым к сетям ОАО "МТК". В связи с этим ОАО "МТК" указывало, что в случае заключения договоров энергоснабжения между ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" ОАО "МТК" будет вынуждено прекратить исполнение договора от 26.04.2005 № 6344-46 с ОАО "Мосэнерго" в части объектов ОАО "МОЭК".

05.06.2008 ОАО "МТК" направило обращение в адрес "Мосэнерго" № АП-01/1992, в котором сообщило о прекращении исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 6344-46 от 26.04.2005 с ОАО "Мосэнерго" в части объектов ОАО "МОЭК".

Факт направления в адрес ОАО "Мосэнерго" данных писем представителями ОАО "МТК" не отрицается.
Таким образом, ОАО "МТК" уклонилось от заключения дополнительного соглашения к договору № 6344-46 от 26.04.2005 с ОАО "Мосэнерго" в части объектов ОАО "МОЭК".

На момент направления в ОАО "МТК" дополнительного соглашения № 13 к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46 у ОАО "Мосэнерго" были заключены договоры энергоснабжения с ОАО "МОЭК" № 0137838, 0237838, 0337838, 0437838, 0537838, 0637838, 0737838, 0837838, 0937838, 1037838, 1137838, 1237838 от 01.10.2006, по условиям которых ОАО "Мосэнерго" взяло на себя обязательство поставлять ОАО "МОЭК" тепловую энергию.

Согласно пунктам 9.1 каждого из указанных договоров (в редакции согласованного сторонами протокола разногласий от 20.02.2007) данные договоры действуют до 01.03.2008. Договоры считаются ежегодно продлёнными на тот же срок, если за 30 дней до окончания срока их действия ни одна из сторон не заявит об их прекращении или изменении, либо о заключении новых договоров.

Доказательств того, что до 30.01.2008 (за 30 дней до истечения срока действия указанных договоров) ОАО "МОЭК" направило в ОАО "Мосэнерго" уведомления (предложения) о расторжении данных договоров энергоснабжения лицами, участвующими в деле, не представлено. Таким образом, рассматриваемые договоры энергоснабжения действуют до 01 марта 2009 года.
Следовательно, на момент направления ОАО "МТК" отказа от продления срока действия договора № 6344-46 от 26.04.2005 (письмо ОАО "МТК" от 05.06.2008 № АП-01/1992), у ОАО "Мосэнерго" существовали договорные отношения с ОАО "МОЭК".
В соответствии с обращениями ОАО "МТК" в адрес ОАО "Мосэнерго" от 28.05.2008 № КС-01/1882, от 05.06.2008 № АП-01/1992 основанием для отказа от продления договора № 6344-46 от 26.04.2005 не являлось отсутствие возможности оказать соответствующую услугу. Доказательств невозможности пролонгации договора № 6344-46 от 26.04.2005 на новый срок как в части объектов ОАО "МОЭК", так и в части остальных потребителей тепловой энергии ОАО "Мосэнерго", с которыми у последнего заключены договоры энергоснабжения, Комиссии не представлено.

На заседание Комиссии 12.08.2008 ОАО "МТК" также не были представлены доказательства подписания дополнительного соглашение № 13 к договору № 6344-46 от 26.04.2005.

Согласно п. 2.2 договора № 6344-46 от 26.04.2005, точки поставки тепловой энергии потребителям заказчика определяются на основании договоров энергоснабжения и актов разграничения, вошедших в реестр соответствующих договоров.

В соответствии с договорами энергоснабжения, заключёнными между ОАО "Мосэнерго" и потребителями тепловой энергии, ОАО "Мосэнерго" обязуется доставить тепловую энергию до потребителя. Следовательно, оказание услуг по передаче тепловой энергии является необходимым условием снабжения потребителей ОАО "Мосэнерго" тепловой энергией. Отказ ОАО "МТК" от продления срока действия договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии делает невозможным исполнение ОАО "Мосэнерго" своих обязательств по договору энергоснабжения, тем самым ущемляя его интересы, а также права потребителей тепловой энергии, имеющих договоры энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго".

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничении, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц; в том числе запрещается экономически и технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами пункт 5).

Таким образом, действия ОАО "МТК" в части уклонения от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 6344-46 от 26.04.2005 нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения ОАО "МТК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении ОАО "МТК" от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 6344-46 от 26.04.2005 с ОАО "Мосэнерго" при наличии возможности оказания соответствующих услуг.
На заседании Комиссии 21.08.2008 представителями ОАО "МТК" было представлено письмо ОАО "МТК" в адрес ОАО "Мосэнерго" от 19.08.2008 № АП-01/2795, которым ОАО "МТК" в ответ на обращение ОАО "Мосэнерго" от 22.04.2008 № ТС-1833 направило оформленное со стороны ОАО "МТК" дополнительное соглашение № 13 к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46, по условиям которого срок действия указанного договора устанавливается по 30.09.2008 включительно. Таким образом, представленные документы свидетельствуют об устранении ОАО "МТК" нарушения, выразившегося в уклонении ОАО "МТК" от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 6344-46 от 26.04.2005 с ОАО "Мосэнерго".

Кроме того, Комиссией установлено следующее.

С мая 2007 года от потребителей ОАО "Мосэнерго" стали поступать обращения в адрес ОАО "Мосэнерго" о действиях представителей ОАО "МТК", которые настаивают на расторжении договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".

Обращения в адрес ОАО "Мосэнерго" об указанных действиях ОАО "МТК" направили ОАО "Альфа-Банк", ООО "ИнвестКредитСтрой", ООО "Реал Эстейт Холдинг", ФГУП "Издательский дом "Красная звезда", ООО "Силктон", ОАО "Московско-Узбекский гостинично - коммерческий центр", ОАО СПК "Мосэнергострой", ОАО "РЖД" и другие потребители.
Свое предложение о перезаключении договоров с ОАО "МТК" потребителям ОАО "Мосэнерго" ОАО "МТК" обосновывает тем, что договоры энергоснабжения, заключенные потребителями с ОАО "Мосэнерго", являются ничтожными ввиду несоответствия их положениям части 1 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым обязательным условием заключения договора энергоснабжения с абонентом является наличие у абонента (потребителя) энергопринимающего устройства, присоединенного к сети энергоснабжающей организации (обращение в адрес ОАО "Альфа-Банк" от 28.06.2007 № 005-06/132).

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
ОАО "Мосэнерго" осуществляет передачу произведенной тепловой энергии потребителям по сетям ОАО "МТК" в соответствии с договором оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя с ОАО "МТК" от 26.04.2005 № 6344-46.
ОАО "МТК" осуществляет передачу купленной у ОАО "Мосэнерго" тепловой энергии по сетям, принадлежащим ОАО "МТК".
Таким образом, энергоснабжающей организацией могут являться как ОАО "Мосэнерго" так и ОАО "МТК", в случае, если ОАО "МТК" будет приобретена тепловая энергия у производителя тепловой энергии для ее дальнейшей перепродажи.
Энергопринимающие устройства потребителей (абонентов) присоединены к сетям ОАО "Мосэнерго" (энергоснабжающей организации). Пункт 2 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации не содержит положений о том, что энергоснабжающая организация обязана иметь сети в собственности либо во владении (аренде).

Кроме того, анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что наличие у абонента (потребителя) энергопринимающего устройства, присоединенного к сети энергоснабжающей организации, по договору энергоснабжения не является обязательным, что подтверждается Определениями ВАС РФ (от 11.01.2008 № 17164/07, от 29.04.2008 № 5342/08, от 04.07.2007 № 5712/07, от 09.11.2007 № 13669/07), Постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 10.09.2007 по делу А43-22054/2006-41-433, от 18.05.2006 по делу А79-12108/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2005 по делу Ф08-321/2005, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2007 по делу Ф04-7383/2007, ФАС Уральского округа от 12.01.2007 по делу Ф09-6235/06-С5, ФАС Уральского округа от 15.06.2008 Ф09-5095/08-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2006 по делу А74-1168/06-Ф02-4391/06-С2, от 07.06.2007 по делу А10-4225/06-Ф02-3308/07, ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2007 по делу А31-1753/2005-8.

В материалах дела имеется копия информационного письма ОАО "МТК" № МТК-37/194 от 02.05.2007 в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго". Из письма № МТК-37/194 от 02.05.2007 следует, что в силу статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения должен быть заключен с ОАО "МТК", а также в целях приведения структуры договоров энергоснабжения в соответствие с действующим законодательством и устранения рисков, связанных с теплоснабжением потребителя, предлагает заключить договор теплоснабжения с ОАО "МТК".

Также Комиссией установлено, что ОАО "МТК" на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет разместило информацию о том, что договор энергоснабжения, заключённый между ОАО "Мосэнерго" и потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО "МТК", является ничтожным, а также о том, что ОАО "МТК" в отличие от ОАО "Мосэнерго", отвечает всем признакам энергоснабжающей организации. ОАО "МТК" также указало, что по всем вновь заключаемым договорам энергоснабжения с потребителями тепловой энергии энергоснабжающей организацией является ОАО "МТК". Данная информация доступна для неограниченного круга лиц. Факт распространения данной информации подтверждается материалами дела и ОАО "МТК" не оспаривается.

Таким образом, информация, изложенная в обращениях ОАО "МТК" в адрес потребителей, а также размещенная на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет, о том, что договор энергоснабжения, заключённый между ОАО "Мосэнерго" и потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО "МТК", является ничтожным, а также о том, что ОАО "МТК", в отличие от ОАО "Мосэнерго", отвечает всем признакам энергоснабжающей организации, является неточной и может причинить убытки хозяйствующему субъекту - ОАО "Мосэнерго".

Указанные действия ОАО "МТК" привели к тому, что ряд потребителей ОАО "Мосэнерго" расторгли договоры теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" (заявителем представлено 87 писем потребителей в адрес ОАО "Мосэнерго" о расторжении договоров) и заключают соответствующие договоры с ОАО "МТК". Например, после расторжения договоров энергоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по причине осуществления ОАО "МТК" данных действий договоры с ОАО "МТК" были заключены потребителями: НГОУ "Московская академия экономики и права" (договор от 05.08.2008 № 0519019), ТСЖ "Большая Садовая, 10" (договор от 01.10.2007 № 0728167), ООО "Капитал С" (договор от 01.06.2007 № 0815073), ООО "Стрелецкая слобода" (договор от 01.05.2008 № 0123001).

ОАО "МТК" заключены договоры купли-продажи тепловой энергии с ООО "ЭнергоТех". Приобретаемая по этим договорам тепловая энергия реализуется потребителям ОАО "МТК". Таким образом, ОАО "МТК" и ОАО "Мосэнерго" осуществляют деятельность на одном товарном рынке - оказания услуг по теплоснабжению.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искажённых сведений, которые могу причинить убытки хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ОАО "МТК" части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в распространении неточной информации (путем направления обращений в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго", а также размещения её на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет) о том, что договор энергоснабжения, заключённый между ОАО "Мосэнерго" и потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО "МТК", является ничтожным, а также о том, что ОАО "МТК", в отличие от ОАО "Мосэнерго" отвечает всем признакам энергоснабжающей организации.

Кроме того, Комиссия установила следующее.

Крупнейшим покупателем тепловой энергии у ОАО "Мосэнерго" является ОАО "МОЭК".
ОАО "МОЭК" включено в Реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 22.01.2007 № 8-э.
ОАО "МОЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции "передача тепловой энергии" с долей 100 % в географических границах протяженности тепловых сетей на территории г. Москвы.

Единственным акционером ОАО "МОЭК", распоряжающимся 100% акций, является Департамент имущества города Москвы. В соответствии с Положением о Департаменте имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 № 559-ПП, контроль за деятельностью Департамента осуществляет Правительство Москвы.
28.11.2007 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюковым был утвержден протокол № 6-07-84/7 заседания рабочей группы по вопросам организации эксплуатации тепловых сетей города Москвы, сбытовой деятельности и обработки Регламента присоединения потребителя к тепловым сетям.

В соответствии с пунктами 2.1., 2.2., 2.3. указанного протокола ОАО "МТК", ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК" было предписано в срок до 31.03.2007 закончить передачу функций сбыта тепловой энергии в ОАО "МТК", в срок до 07.12.2007 представить на утверждение график передачи функций сбыта тепловой энергии (передача договоров энергоснабжения с абонентами, присоединенными к тепловым сетям, находящимся в эксплуатационной ответственности ОАО "МТК") из ОАО "Мосэнерго" в ОАО "МТК". В том числе, ОАО "Мосэнерго" предписано заключить с ОАО "МТК" договор купли - продажи тепловой энергии с коллекторов ТЭЦ "Мосэнерго" на 2007-2008 годы в целях ее последующей поставки потребителям ОАО "МТК".

11.03.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В.Росляком был утвержден протокол № 59-Т, в соответствии с которым ОАО "МОЭК" было поручено производить расчеты за тепловую энергию начиная с 01.03.2008, исходя из новой схемы договорных отношений, предусматривающей поставку ОАО "МТК" тепловой энергии по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к тепловым сетям ОАО "МТК".

10.04.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был подписан протокол № 97-Т, в котором указано на то, что ОАО "Мосэнерго" уклоняется от перезаключения договоров на теплоснабжение с ОАО "МТК". При этом данным протоколом рекомендуется ОАО "МОЭК" оплатить ОАО "Мосэнерго" за март 2008 года только стоимость произведенной тепловой энергии (без учета транспортной составляющей и сбытовой надбавки).

22.05.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 131-Т, в котором в соответствии с пунктами 2.4., 2.5., 2.6. ОАО "МТК" было поручено направить уведомление в ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.07.2008 действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, подготовить предложения по заключению договоров энергоснабжения с прочими потребителями ОАО "Мосэнерго", присоединенными к тепловым сетям ОАО "МТК", а также было поручено по предложению ОАО "МТК" расторжение ОАО "МТК" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго", расторжение ОАО "МОЭК" договоров теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" по всем объектам ОАО "МОЭК", присоединенным к сетям ОАО "МТК".

04.06.2008 Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком был утвержден протокол № 141-Т, в котором ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК" также было поручено подготовить и направить письма в адрес ОАО "Мосэнерго" об изменении схемы договорных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон о Правительстве Москвы) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.

В соответствии с пунктом 4.1.2. Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, решения, зафиксированные в протоколах, принятые в пределах полномочий должностных лиц исполнительной власти города Москвы, Аппарата Мэра и Правительства Москвы, являются обязательными для исполнения должностными лицами и сотрудниками Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы, предприятий и учреждений (в пределах полномочий собственника), руководимых (курируемых) должностными лицами, проводившими совещание (заседание) и подписавшими протокол.

При рассмотрении дела № 1 16/74-08 по признакам нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Правительством Москвы, ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции представитель Правительства Москвы признал факты нарушений Правительством Москвы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в принятии решений, зафиксированных в протоколах совещаний у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова и Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка, а также в соглашении между Правительством Москвы и ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК", которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории города Москвы, заявив ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и последствий лицом, совершим такое нарушение по делу № 1 16/74-08. Представители ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" согласились с заявлением представителя Правительства Москвы и поддержали указанное ходатайство. В связи с этим и на основании части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 1 16/74-08 прекращено.

Также Комиссией было установлено следующее.

ОАО "МОЭК", начиная с 21.02.2008, направляло в адрес ОАО "Мосэнерго" обращения о расторжении договоров энергоснабжения тепловой энергией с ОАО "Мосэнерго" и перезаключении данных договоров с ОАО "МТК".

21.02.2008 ОАО "МОЭК" направило в адрес ОАО "Мосэнерго" обращение № АП/07-2031/8 о рассмотрении возможности расторжения действующих договоров энергоснабжения. В качестве оснований для расторжения указанных договоров ОАО "МОЭК" ссылается на постановления РЭК Москвы от 19.12.2007 № 87 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Мосэнерго" потребителям в 2008 году" и от 19.12.2007 № 88 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ОАО "Московская теплосетевая компания" потребителям на 2008 год", а также на необходимость исполнения решений, принятых на совещаниях у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова (протокол от 28.11.2007 № 6-07-84/7) и указаний Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка о необходимости заключения договоров энергоснабжения между ОАО "МОЭК" и ОАО "МТК".

Письмом от 04.05.2008 № АП/07-5146/8, направленным в ОАО "Мосэнерго", ОАО "МОЭК" уведомило ОАО "Мосэнерго" о прекращении с 01.06.2008 действия договоров энергоснабжения от 01.10.2006 № 0137838, 0237838, 0337838, 0437838, 0537838, 0637838, 0737838, 0837838, 0937838, 1037838, 1137838, 1237838. В качестве оснований для расторжения указанных договоров энергоснабжения ОАО "МОЭК" указало на невозможность исполнения данных договоров в связи с тем, что постановлением РЭК Москвы от 19.12.2007 № 87 тарифы для потребителей ОАО "Мосэнерго" утверждены без учёта составляющей на передачу тепловой энергии по сетям ОАО "МТК".

Письмом от 30.05.2008 № Ф11/07-3268/8 ОАО "МОЭК" сообщило ОАО "Мосэнерго", что отношения по договорам энергоснабжения от 01.10.2006 № 0137838, 0237838, 0337838, 0437838, 0537838, 0637838, 0737838, 0837838, 0937838, 1037838, 1137838, 1237838 считаются прекращёнными с 01.07.2008. В качестве оснований для такого прекращения указывается прекращение действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46 на основании пункта 2 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Отказы ОАО "МТК" от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46 были направлены в ОАО "Мосэнерго" 28.05.2008 и 05.06.2008 со ссылкой на заключение договоров энергоснабжения между ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК".

Таким образом, уклонение ОАО "МТК" от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46 в части объёмов ОАО "МОЭК" и уведомление ОАО "МОЭК" о прекращении договоров энергоснабжения имели место практически одновременно, в период с 28 по 30 мая 2008 года.

При этом, ОАО "МТК", уклоняясь от заключения дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46, ссылается на заключение договоров энергоснабжения между ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК", то есть на отсутствие договора энергоснабжения между ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МОЭК", а ОАО "МОЭК", в свою очередь, ссылается на отсутствие (прекращение) договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 26.04.2005 № 6344-46 между ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МТК".

Следовательно, действия ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" вызваны действиями друг друга и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты.

В соответствии пунктом 8 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие действия приводят или могут привести, к созданию препятствий доступу на товарный или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
При этом согласно статье 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты.

Факт осведомлённости ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" о действиях друг друга подтверждается тем, что эти действия осуществлялись, в том числе, в соответствии с решениями, принятыми на заседании рабочей группы у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова от 30.11.2007 № 6-07-84/07, на совещаниях у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В, Росляка от 11.03.2008 № 59-Т, от 10.04.2008 № 97-Т, от 22.05.2008 № 131-Т, от 04.06.2008 № 141-Т. Представители ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" присутствовали на всех указанных совещаниях.

В соответствии с решением, принятым на совещании у Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляка (протокол от 22.05.2008 № 131-Т) ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" предписывалось подготовить план совместных мероприятий по реализации новой договорной схемы, в том числе, предусматривающей расторжение ОАО "МОЭК" договоров теплоснабжения с ОАО "Мосэнерго" и расторжение обществом "МТК" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии с ОАО "Мосэнерго".

Указанные решения были признаны Комиссией по рассмотрению дела № 1 16/74-08 противоречащими части 1 статьи 15 и части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции и добровольно отменены Правительством Москвы.
Осуществление таких согласованных действий могло привести к созданию препятствий доступу ОАО "Мосэнерго" на рынок оказания услуг по теплоснабжению.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении согласованных действий, которые могут привести к созданию препятствий доступу ОАО "Мосэнерго" на рынок оказания услуг по теплоснабжению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "МТК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части уклонении ОАО "МТК" от продления срока действия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя № 6344-46 от 26.04.2005 с ОАО "Мосэнерго" при наличии технической возможности оказания таких услуг.
Признать ОАО "МТК" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части распространения неточной информации, (путем направления обращений ОАО "МТК" в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго", а также размещения её на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет) о том, что договор энергоснабжения, заключённый между ОАО "Мосэнерго" и потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО "МТК", является ничтожным, а также о том, что ОАО "МТК", в отличие от ОАО "Мосэнерго", отвечает всем признакам энергоснабжающей организации.

2. Признать ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" нарушившими часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части совершении согласованных действий, которые могут привести к созданию препятствий доступу ОАО "Мосэнерго" на рынок оказания услуг по теплоснабжению.

3. Выдать ОАО "МТК" и ОАО "МОЭК" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.



Председатель Комиссии Цариковский А.Ю.


члены Комиссии: Ефимов В.В.

Кононенко М.С.

Сусликова О.Н.

Локотилова А.В.

Гусаров Г.В.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.



ОАО "Московская теплосетевая компания"
ПРЕДПИСАНИЕ № 1 11/57-08


29 августа 2008 года г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:

Цариковский А.Ю. - Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы,
члены Комиссии:
Ефимов В.В. - начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Кононенко М.С. - заместитель начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Сусликова О.Н. - заместитель начальника отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Локотилова А.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления,
Гусаров Г.В. - заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от " " августа 2008 года по делу № 1 11/57-08 о нарушении ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, ОАО "МТК" и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК") части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


1. ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") в срок до 30.09.2008 прекратить нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции выразившегося в распространении неточной информации (путем направления обращений в адрес потребителей ОАО "Мосэнерго", размещения ее на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет), о том, что договоры энергоснабжения, заключённые между ОАО "Мосэнерго" и потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО "МТК", являются ничтожными, а также о том, что ОАО "МТК", в отличие от ОАО "Мосэнерго", отвечает всем признакам энергоснабжающей организации, для этого:

1.1. Направить в адрес всех потребителей ОАО "Мосэнерго" информацию (письма) о порядке оказания услуг по теплоснабжению, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Изъять информацию, размещенную на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет, о том, что договор энергоснабжения, заключённый между ОАО "Мосэнерго" и потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ОАО "МТК", является ничтожным, а также о том, что ОАО "МТК", в отличие от ОАО "Мосэнерго", отвечает всем признакам энергоснабжающей организации.

1.3. Разместить на сайте www.mosteploseti.ru в сети Интернет информацию о порядке оказания услуг по теплоснабжению, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

2. ОАО "Московская теплосетевая компания":
2.1. обеспечивать предприятиям, производящим (генерирующим) тепловую энергию, недискриминационный доступ к тепловым сетям для поставки тепловой энергии конечным потребителям;
2.2. обеспечивать потребителям недискриминационный доступ к тепловым сетям;
2.2. при выдаче технических условий на подключение к тепловым сетям не допускать навязывания условий, невыгодных для потребителей или не относящихся к содержанию технических условий.

3. ОАО "Московская теплосетевая компания" не допускать участия в соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые могут привести к созданию препятствий доступу на рынок оказания услуг по теплоснабжению другим хозяйствующим субъектам.

4. ОАО "Московская теплосетевая компания" представить в Федеральную антимонопольную службу письменные доказательства исполнения пункта 1 предписания в срок до 17.10.2008.



Председатель Комиссии Цариковский А.Ю.

члены Комиссии: Ефимов В.В.
Кононенко М.С.
Сусликова О.Н.
Локотилова А.В.
Гусаров Г.В.


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


ОАО "Московская объединенная энергетическая компания"
ПРЕДПИСАНИЕ № 1 11/57-08


29 августа 2008 года г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:

Цариковский А.Ю. - Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы,
члены Комиссии:
Ефимов В.В. - начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Кононенко М.С. - заместитель начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Сусликова О.Н. - заместитель начальника отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,
Локотилова А.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления,
Гусаров Г.В. - заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от " " августа 2008 года по делу № 1 11/57-08 о нарушении ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, ОАО "МТК" и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК") части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


1. ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" не допускать участия в соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые могут привести к созданию препятствий доступу на рынок оказания услуг по теплоснабжению другим хозяйствующим субъектам.


Председатель Комиссии Цариковский А.Ю.


члены Комиссии: Ефимов В.В.

Кононенко М.С.

Сусликова О.Н.

Локотилова А.В.

Гусаров Г.В.


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.



Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь