Решение и предписание ФАС России в отношении ОАО "Саратовэнерго"

22 сентября 2008, 13:27
Тип документа:
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 1 10/73-08


"05" сентября 2008 г. г. Москва


Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Субботин П.Т. - заместитель руководителя ФАС России, Председатель Комиссии;
Королев В.Г. - начальник Управления контроля электроэнергетики;
Овчинников М.А. - заместитель начальника Аналитического управления.
Васильев Д.А. - главный специалист-эксперт отдела мониторинга и контроля на оптовом и розничном рынках Управления контроля электроэнергетики;

рассмотрев дело № 1 10/73-08 по признакам нарушения ОАО "Саратовэнерго" (410028, г.Саратов, ул.Чернышевского, д.124) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу от НП "АТС" (№01-02/08-715 от 18.01.2008) поступила информация о нарушении ОАО "Саратовэнерго" антимонопольного законодательства, выразившимся в препятствовании доступу ОАО "Межрегионэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии по группе точек поставки в отношении энергопринимающего оборудования ООО "Югтрансгаз".
В процессе рассмотрения данных материалов ФАС России потребовалась дополнительная информация, необходимая для определения наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Саратовэнерго", в связи с чем, ФАС России была запрошена информация у ОАО "Саратовэнерго" (исх. № АГ/5222 от 13.03.2008) и у ОАО "Межгионэнергосбыт" (исх. № АГ/5223 от 13.03.2008).
Как следует из представленных в ФАС России документов и информации от ОАО "Саратовэнерго" (вх.№ 14528 от 11.04.2008) и от ОАО "Межрегионэнергосбыт" (вх.№ 12332 от 31.03.2008) ОАО "Межгионэнергосбыт", планируя поставлять электроэнергию с оптового рынка для нового потребителя (ООО "Югтрансгаз"), заключило с указанной организацией договор энергоснабжения от 07.03.2007 №33/ЭН, а также направило проект Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений) письмом от 09.06.2007 № ДФ-06-255/2 в адрес ОАО "Саратовэнерго" с просьбой подписать данное Соглашение (поступило в ОАО "Саратовэнерго" 18.06.2007).
Через 32 дня после получения ОАО "Саратовэнерго" Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений) от ОАО "Межрегионэнергосбыт" письмом № 0162/3333 от 20.07.2007 ОАО "Саратовэнерго" сообщило ОАО "Межрегионэнергосбыт" о том, что предоставленные последним документы переданы для рассмотрения в ОАО "Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания" (Управляющая компания ОАО "Саратовэнерго").
20.08.2007 ОАО "Межрегионэнергосбыт" направило жалобу на действия (бездействие) ОАО "Саратовэнерго" в конфликтную Комиссию при Наблюдательном совете НП "АТС".
03.09.2007 ОАО "Саратовэнерго" направило ОАО "Межрегионэнергосбыт" отказ от подписания Соглашения об информационном обмене в связи с отсутствием у ОАО "Межрегионэнергосбыт" тарифно-балансового решения ФСТ России по ООО "Югтрансгаз", а также отсутствием документов, подтверждающих намерение ООО "Югтрансгаз" выйти на оптовый рынок в качестве частичного участника.
По результатам рассмотрения конфликтной Комиссией при Наблюдательном совете НП "АТС" действия (бездействие) ОАО "Саратовэнерго были признаны не соответствующими Правилам оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода (далее - Правила оптового рынка), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643, и препятствующими доступу ОАО "Межрегионэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии (мощности), а также было предложено ОАО "Саратовэнерго" устранить допущенное нарушение.
На заседании Наблюдательного совета НП "АТС" 12.11.2007 было установлено, что в связи с отрицательными результатами технической экспертизы отсутствует возможность признания Наблюдательным советом НП "АТС" Перечня средств измерений согласованным.
Для обеспечения электроэнергией ООО "Югтрансгаз" 01.12.2007 ОАО "Межрегионэнергосбыт" заключило с ОАО "Саратовэнерго" договор купли-продажи электрической энергии и мощности №505 (поставка электроэнергии на розничном рынке).
31.01.2008 ОАО "Межрегионэнергосбыт" письмом № ДФ-01-1874 направил в НП "АТС" просьбу об аннулировании жалобы ОАО "Межрегионэнергосбыт" на действия ОАО "Саратовэнерго", выраженные в затягивании сроков рассмотрения Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений).
Заявитель прокомментировал, что данное письмо ОАО "Межрегионэнергосбыт" было направлено с целью улучшить деловые взаимоотношения с ОАО "Саратовэнерго" и начать переговоры о подписании Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений). Также представитель ОАО "Межрегионэнергосбыт" отметил, что письмо было направлено только в НП "АТС" и не подразумевало под собой подтверждения отсутствия разногласий между ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Межрегионэнергосбыт".
Соглашение об информационном обмене (включая Перечень средств измерений) между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ОАО "Саратовэнерго" до настоящего момента не подписано.
В процессе рассмотрения дела ОАО "Межрегионэнергосбыт" уточнило ранее заявленные требования:
1) Признать действия (бездействие) ОАО "Саратовэнерго", заключающиеся в уклонении от подписания Соглашения об информационном обмене и Перечень средств измерений противоречащими пункту 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
2) Выдать ОАО "Саратовэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и обязать ОАО "Саратовэнерго" в двухнедельный срок подписать Соглашение об информационном обмене и Перечень средств измерений для целей коммерческого учета в сечении ОАО "Межрегионэнергосбыт" (ООО "Газпром трансгаз Саратов") и ОАО "Саратовэнерго".
В ходе рассмотрения дела Ответчик вину в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, не признал, указав, что требования ОАО "Межрегионэнергосбыт" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
1) В связи с тем, что Соглашение об информационном обмене (включая Перечень средств измерений), направленное ОАО "Межрегионэнергосбыт" письмом № 0162/3333 от 20.07.2007 в адрес ОАО "Саратовэнерго", было передано для рассмотрения в ОАО "Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания" (Управляющая компания ОАО "Саратовэнерго"), ОАО "Саратовэнерго" не несет обязанности согласовывать в 30-дневный срок данные документы.
2) В связи с тем, что на Наблюдательном совете НП "АТС" 12.11.2007 было установлено, что отсутствует возможность признания Перечня средств измерений согласованным по причине отрицательных результатов технической экспертизы, возможность выхода ОАО "Межрегионэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии связана не с действием или бездействием ОАО "Саратовэнерго", а несоответствием заявленных технических характеристик ОАО "Межрегионэнергосбыт".

Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Саратовэнерго" признаков нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
При этом Комиссия ФАС России по рассмотрению дела исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа услуги администратора торговой системы могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с Правилами оптового рынка и предоставившим администратору торговой системы документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил недискриминационного доступа, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении).
В соответствии с пунктом 7 Правил недискриминационного доступа заявитель представляет администратору торговой системы по форме, утвержденной администратором, документы, подтверждающие, в том числе наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Пункт 8 Правил недискриминационного доступа возлагает обязанность на смежных с заявителем субъектов оптового рынка обеспечить согласование с ним указанных документов в течение 30 дней со дня их получения.
Пунктами 3.3, 6.7. Регламента коммерческого учета электрической энергии (приложение № 11 к Договору о присоединении) также предусмотрена обязанность смежных субъектов согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям указанного Регламента.
Планируя поставлять электроэнергию с оптового рынка для нового потребителя (ООО "Югтрансгаз" (в настоящее время общество переименовано - ООО "Газпром трансгаз Саратов"), закупающего электроэнергию на розничном рынке), ОАО "Межрегионэнергосбыт" заключило с указанной организацией договор энергоснабжения №33/ЭН от 07.03.2007, и в соответствии с пунктом 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом ФСТ России от 04.09.2007 №225-э/4, направило предложение по формированию сводного прогнозного баланса в отношении группы точек поставки ООО "Югтрансгаз" в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области) на согласование (и это предложение ОАО "Межрегионэнергосбыт" было согласовано).
ОАО "Межрегионэнергосбыт" подготовило проект Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений) и письмом № ДФ-06-255/2 от 09.06.2007 обратилось к ОАО "Саратовэнерго" с просьбой подписать данное Соглашение (письмо № ДФ-06-255/2 поступило в ОАО "Саратовэнерго" 18.06.2007).
Через 32 дня (срок, превышающий установленный 30-дневный) после получения ОАО "Саратовэнерго" Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений) от ОАО "Межрегионэнергосбыт" письмом № 0162/3333 от 20.07.2007 ОАО "Саратовэнерго" сообщило ОАО "Межрегионэнергосбыт" о том, что предоставленные последним документы переданы для рассмотрения в ОАО "Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания" (Управляющая компания ОАО "Саратовэнерго").
По прошествии ещё одного месяца ОАО "Межрегионэнергосбыт", усмотрев в действиях ОАО "Саратовэнерго" нарушение Правил недискриминационного доступа, выраженного в затягивании сроков рассмотрения Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений), 20.08.2007 направило жалобу на действия (бездействие) ОАО "Саратовэнерго" в Комиссию по рассмотрению обращений (жалоб) при Наблюдательном совете в НП "АТС".
03.09.2007 (превышение 30-дневного срока на 45 дней) письмом №0162/3737 ОАО "Саратовэнерго" направило ОАО "Межрегионэнергосбыт" отказ от подписания Соглашения об информационном обмене в связи с отсутствием у ОАО "Межрегионэнергосбыт" тарифно-балансового решения ФСТ России по ООО "Югтрансгаз", а также отсутствием документов, подтверждающих намерение ООО "Югтрансгаз" выйти на оптовый рынок в качестве частичного участника.
Таким образом, каких-либо замечаний по Перечню средств измерений Ответчик в тридцатидневный срок с момента его поступления на согласование (рассмотрение) не указал.
Далее 18.10.2007 в ходе рассмотрения жалобы ОАО "Межрегионэнергосбыт" на заседании Комиссии при Наблюдательном совете НП "АТС", действия (бездействие) ОАО "Саратовэнерго", выразившееся в уклонении от подписания Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений), отказ ОАО "Межрегионэнергосбыт" в письме ОАО "Саратовэнерго" №0162/3737 от 03.09.2007 были признаны необоснованным по причине того, что:
- доказательством намерения ООО "Югтрансгаз" выйти на оптовый рынок в качестве частичного участника является договор энергоснабжения №33/ЭН от 07.03.2007 между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ООО "Югтрансгаз"
- тарифно-балансовое решение в отношении заявителя может приниматься ФСТ России только после получения допуска на оптовый рынок от НП "АТС", что в свою очередь требует наличия Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений) со смежным субъектом
Таким образом, письмом № 0162/3737 ОАО "Саратовэнерго" спустя 65 дней после получения Перечня средств измерений, подписанного ОАО "Межрегионэнергосбыт", указало на необходимость представить документ, который не мог быть представлен Заявителем.
По результатам рассмотрения Комиссией при Наблюдательном совете НП "АТС" действия (бездействие) ОАО "Саратовэнерго" были признаны не соответствующими Правилам оптового рынка и препятствующими доступу ОАО "Межрегионэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии, а также было предложено ОАО "Саратовэнерго" устранить допущенное нарушение.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4, сводный прогнозный баланс может корректироваться Федеральной службой по тарифам до 1 декабря года, предшествующего периоду регулирования. Таким образом, рассмотрение Перечня средств измерений с существенным нарушением сроков, установленных пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, фактически лишило Заявителя возможности выйти на оптовый рынок электроэнергии в 2008 году по группе точек поставки в отношении энергопринимающего оборудования ООО "Югтрансгаз".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с приказом ГКАП России от 20.06.1996 №23-у ОАО "Саратовэнерго" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (на территории Саратовской области по поставке электрической энергии). Также на основании аналитического отчета, составленного по результатам анализа розничного рынка электрической энергии, проведенного Саратовским УФАС России, ОАО "Саратовэнерго" занимает доминирующее положение (доля составляет 97,3% на 2006 год) на розничном рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии на территории Саратовской области.
Комиссия расценивает указанные выше действия ОАО "Саратовэнерго" как злоупотребление доминирующим положением путем необоснованного уклонения от согласования (рассмотрения) Перечня средств измерений по группе точек поставки в отношении энергопринимающего оборудования ООО "Югтрансгаз" и создания препятствий доступу ОАО "Межрегионэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии (мощности) в отношении потребителя - ООО "Югтрансгаз" (выходу ООО "Югтрансгаз" с розничного рынка электрической энергии). Данные действия ущемили интересы хозяйствующего субъекта и повлекли ограничение конкуренции на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Саратовской области.
Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что передача Соглашения об информационном обмене на рассмотрение в управляющую организацию ОАО "Саратовэнерго" снимает обязанность с ОАО "Саратовэнерго" в 30-дневный срок согласовывать Перечни средств измерений, так как внутрикорпоративное согласование не должно выходить за рамки тридцатидневного срока, предусмотренного Правилами недискриминационного доступа.
Ссылка ОАО "Саратовэнерго" на Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденного Наблюдательным советом НП "АТС" 12.11.2007 (Протокол №25/2007), которым предусмотрена возможность признания Наблюдательным советом НП "АТС" Перечня средств измерений для целей коммерческого учета согласованным, также не может быть принята во внимание Комиссией, поскольку возможность признания Наблюдательным советом НП "АТС" Перечня средств измерений не может являться основанием для отказа (уклонения) смежных субъектов оптового рынка от согласования (рассмотрения) указанных перечней и не снимает со смежных субъектов оптового рынка обязанность выполнить требование, предусмотренное Правилами недискриминационного доступа.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",



РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Саратовэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выражающимся в злоупотреблении доминирующим путем необоснованного уклонения от подписания Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений для целей коммерческого учета), что создало препятствие доступу ОАО "Межрегионэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии (мощности).
2. Выдать ОАО "Саратовэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Управления контроля электроэнергетики.




Председатель Комиссии
Субботин П.Т.


Члены Комиссии:
Королев В.Г.
Овчинников М.А.
Васильев Д.А.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.








ПРЕДПИСАНИЕ
№ 1 10/73-08

"05" сентября 2008 года г.Москва



Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Субботин П.Т. - заместитель руководителя ФАС России, Председатель Комиссии;
Королев В.Г. - начальник Управления контроля электроэнергетики;
Овчинников М.А. - заместитель начальника Аналитического управления.
Васильев Д.А. - главный специалист-эксперт отдела мониторинга и контроля на оптовом и розничном рынках Управления контроля электроэнергетики;

руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 05.09.2008 года по делу № 1 10/73-08 о нарушении ОАО "Саратовэнерго" (410028, г.Саратов, ул.Чернышевского, д.124) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Саратовэнерго" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном уклонении от подписания Соглашения об информационном обмене (включая Перечень средств измерений для целей коммерческого учета) со смежным субъектом ОАО "Межрегионэнергосбыт" (115093, г.Москва, ул.Щипок, 4).
2. Во исполнение пункта 1 настоящего предписания ОАО "Саратовэнерго" в двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания подписать Соглашение об информационном обмене и согласовать Перечень средств измерений для целей коммерческого учета с ОАО "Межрегионэнергосбыт" по сечению ОАО "Саратовэнерго" - ООО "Газпром трансгаз Саратов" (ООО "Югтрансгаз").
3. ОАО "Саратовэнерго" о выполнении пункта 2 настоящего предписания сообщить в ФАС России в пятидневный срок с момента его исполнения.

Председатель Комиссии
Субботин П.Т.


Члены Комиссии:
Королев В.Г.
Овчинников М.А.
Васильев Д.А.


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.


Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.




Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь