Решение и предписание ФАС России в отношении ООО "Мосрегионгаз"

14 октября 2009, 18:13
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
"24" августа 2009 г. г.Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Голомолзин А.Н. - заместитель руководителя ФАС России, Председатель Комиссии;
Ходыкина Т.А. - начальник отдела правовой экспертизы Правового управления;
Илларионова А.А. - заместитель начальника отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Павлова И.Н. - главный специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Башкина М.Ю. - главный специалист-эксперт отдела судебной работы Правового управления;
рассмотрев дело № 1 10/114-08 по признакам нарушения ООО "Мосрегионгаз" (142100, Московская обл, г.Подольск, ул.Комсомольская, д.61) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании ЗАО "Завод ВМС" условий договора поставки газа, невыгодных для него,

УСТАНОВИЛА:

1. ЗАО "Завод ВМС" обратилось в ФАС России с заявлением о нарушении ООО "Мосрегионгаз" требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно относительно действий газоснабжающей организации ООО "Мосрегионгаз" (Поставщик), выраженных в навязывании Поставщиком условий долгосрочного договора поставки газа, невыгодных для ЗАО "Завод ВМС".
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом ФАС России от 21.01.2009 № 16 создана Комиссия и возбуждено дело № 1 10/114-08 по признакам нарушения ООО "Мосрегионгаз" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании ЗАО "Завод ВМС" условий договора поставки газа, невыгодных для него.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК".
2. Представитель ЗАО "Завод ВМС" дал объяснения по существу рассматриваемого дела и пояснил, что ЗАО "Завод ВМС" является предприятием цветной металлургии, осуществляющим переработку ломов и отходов цветных металлов. В целях беспрерывного производства конечной продукции ЗАО "Завод ВМС", являясь крупным потребителем энергоресурсов, потребляет газ в размерах 11,1 тыс.тут в год (Разрешение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 31.08.2004 № 2331-6.4).
03.09.2007 Поставщиком в адрес ЗАО "Завод ВМС" был направлен долгосрочный договор поставки газа № 61-4-1592/08 от 08.09.2007 (далее Договор), в ответ на который ЗАО "Завод ВМС" в адрес Поставщика был направлен протокол разногласий к указанному Договору (исх. № 1-476 от 02.10.2007), в котором ЗАО "Завод ВМС" предложило исключить штрафные санкции (коэффициенты к стоимости газа 1,5 - летом, 3 - зимой) за перерасход газа без предварительного согласования с Поставщиком (далее - штрафные коэффициенты).
В ответ на обращение ЗАО "Завод ВМС" о согласовании спорных условий Договора, Поставщик письмом от 06.11.2007 № МС-2465 отказался удовлетворить требования ЗАО "Завод ВМС" и по-прежнему настаивал на размере штрафных коэффициентов, одновременно сообщая о том, что протокол разногласий, направленный ЗАО "Завод ВМС" в адрес Поставщика, подписан не будет.
В ответ на отказ Поставщика подписать протокол разногласий к Договору, ЗАО "Завод ВМС" письмом от 29.01.2008 №1-34 выразило несогласие с позицией Поставщика и дополнительно аргументировало необходимость внесения изменений в условия Договора в части установления Поставщиком штрафных коэффициентов.
В свою очередь, на указанное обращение ЗАО "Завод ВМС" Поставщик письмом от 01.03.2008 № ВК-907 повторно отказался от внесения каких-либо изменений в условия Договора и отклонил протокол разногласий к Договору, направленный ЗАО "Завод ВМС" в адрес Поставщика.
На протяжении 2008 года ЗАО "Завод ВМС" в адрес Поставщика также были направлены письма от 27.03.2008 № 1-117 и от 29.05.2008 №1-219 с указанием на необходимость поиска компромиссных условий в переговорном процессе по вопросу установления в Договоре штрафных коэффициентов. На указанные обращения ЗАО "Завод ВМС" ответов от Поставщика не поступало.
Все предложения ЗАО "Завод ВМС" пересмотреть невыгодные для него условия Договора игнорировались Поставщиком.
В сложившейся ситуации, с целью бесперебойной поставки газа для беспрерывного функционирования металлургического цикла плавильного производства, ЗАО "Завод ВМС" было вынуждено заключить Договор на условиях, невыгодных для себя, что повлекло значительные расходы на оплату фактически выбранных объёмов газа и оплату штрафных коэффициентов.
Пунктом 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа) установлено, что при несогласии с условиями договора поставки или транспортировки газа сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа. Прекращение отбора газа являлось недопустимым для ЗАО "Завод ВМС" в условиях осуществления непрерывного производственного процесса.
Таким образом, фактически для ЗАО "Завод ВМС" отсутствовала возможность оспорить в судебном порядке условия оферты, направленной Поставщиком, не прекращая потребление газа, поскольку пунктом 11 Правил поставки газа установлено, что отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).
Кроме того, в указанном случае отбор газа не является конклюдентным действием, свидетельствующим об акцепте потребителем договора, поскольку ЗАО "Завод ВМС" в адрес ООО "Мосрегионгаз" был направлен протокол разногласий к Договору (исх. № 1-476 от 02.10.2007), содержащий иные условия, чем были предложены в оферте. Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии согласия ЗАО "Завод ВМС" на заключение Договора в редакции Поставщика, а фактический отбор ЗАО "Завод ВМС" газа в 2008 году не может означать, в данном случае, согласия потребителя газа с условиями проекта Договора.
ЗАО "Завод ВМС" при получении оферты от Поставщика, являющегося доминирующим субъектом на рынке реализации природного газа, не согласившись с условиями предлагаемого им к заключению Договора, неоднократно обращалось в адрес ООО "Мосрегионгаз" с предложениями об изменении спорных условий Договора, в том числе условий, устанавливающих штрафные коэффициенты.
Поставщиком в адрес ЗАО "Завод ВМС" регулярно выставлялись счета на оплату штрафных коэффициентов, составляющих 35% от стоимости объемов газа (с учетом повышающих коэффициентов, установленных Правилами поставки газа), выбранных ЗАО "Завод ВМС" на производственные цели в 2008 году, что подтверждается соответствующими платежными поручениями на оплату газа, направленными Поставщиком в адрес ЗАО "Завод ВМС".
В рамках реализации своего права на защиту своих интересов, ЗАО "Завод ВМС" обратилось в ФАС России.
Представитель ЗАО "Завод ВМС" заявил, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена двойная ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Правилами поставки газа, определяющими существенные условия договора поставки газа между поставщиком, потребителем и газораспределительной организацией, уже предусмотрена оплата покупателем при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией дополнительного объема отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Никаких иных штрафных коэффициентов Правилами поставки газа не установлено.
3. Представитель ООО "Мосрегионгаз" пояснил по существу дела, что действия ООО "Мосрегионгаз" при заключении Договора с ЗАО "Завод ВМС" не нарушают антимонопольного законодательства.
Согласно требованиям пункта 5 Правил поставки газа, поставка газа производится на основании договора между Поставщиком и Покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.
ООО "Мосрегионгаз" при заключении договоров поставки газа с покупателями действовало исключительно в рамках вышеуказанных нормативно-правовых актов.
В силу положений ст.426 ГК РФ договор поставки газа является публичным, что влечет применение к отношениям, связанным с его заключением, правил заключения договоров в обязательном порядке, предусмотренных положениями статьи 445 ГК РФ.
С вышеназванной нормой материального права корреспондируют положения раздела III Правил поставки газа, регулирующих порядок заключения договора поставки газа. В частности, пункты 10, 11 Правил поставки газа предусматривают возможность сторон вести переговоры об условиях сделки, что в полном объеме соответствует принципу свободы договора, закрепленному в ст.ст.420, 421 ГК РФ.
В целях оформления договорных отношений по поставке газа ЗАО "Завод ВМС" в сентябре 2007 года был вручен проект долгосрочного договора поставки газа, который, по мнению ООО "Мосрегионгаз", соответствует действующему законодательству.
Договор поставки газа не является договором присоединения, и при наличии каких-либо возражений относительно условий предлагаемого договора Покупатель вправе принять предусмотренные действующим законодательством меры для урегулирования разногласий.
Представитель ООО "Мосрегионгаз" пояснил, что направление Поставщиком оферты Покупателю с указанием в ней соответствующих условий договора не может быть расценено в качестве навязывания невыгодных условий, поскольку в соответствии с пунктом 10 Правил поставки газа Покупателю направляется проект договора, с которым он вправе не согласиться. Указанная позиция неоднократно поддержана судебной практикой.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил поставки газа, при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного Поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
Таким образом, обращение в арбитражный суд об урегулировании разногласий по договору поставки газа является обязанностью Покупателя, если он не согласен с позицией Поставщика по спорным вопросам. В этом случае договор между сторонами в соответствии со ст.446 ГК РФ действовал бы с учетом определенных решением суда условий. Иной способ урегулирования разногласий по договору законодательством не предусмотрен, в связи с чем, невыполнение Покупателем установленного Правилами поставки газа порядка урегулирования разногласий влечет за собой заключение договора поставки газа на условиях Поставщика.
По результатам рассмотрения протокола разногласий ООО "Мосрегионгаз" направило мотивированный ответ, обосновывающий соответствие условий договора поставки газа действующему законодательству. ЗАО "Завод ВМС" не обратилось с преддоговорным спором в Арбитражный суд, продолжило отбор газа и оплату за него, что в соответствии с пунктом 11 Правил поставки газа считается бесспорным доказательством заключения договора на условиях Поставщика. Подобная позиция, по словам представителя ООО "Мосрегионгаз", изложена в постановлении ВАС РФ №7584/00 от 27.05.2003 и имеющейся судебной практике.
Наряду с изложенным, представитель ООО "Мосрегионгаз" отметил, что ни одно из условий, содержащихся в направленном потребителю договоре, не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации. Положения договора направлены на обеспечение дисциплины газопотребления, рациональное планирование и использование газа. Действия Поставщика, не противоречащие нормам действующего законодательства Российской Федерации, не могут свидетельствовать о навязывании Покупателю каких-либо условий договора.
По мнению представителя ООО "Мосрегионгаз", довод Покупателя о том, что "условие о применении штрафных коэффициентов в размере 1,5 - летом, 3 - зимой в пункте 3.6 Договора не соответствуют нормам действующего законодательства", не основан на законе.
Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из принципа свободы договора, стороны в договоре вправе предусмотреть любые меры ответственности, не противоречащие законодательству, в том числе ответственность в виде неустойки (штрафа, пени) (ст.330 ГК РФ).
В соответствии с требованиями пункта 12 Правил поставки газа, Поставщик обязан поставлять, а Покупатель отбирать газ в количестве, определенном договором поставки газа.
Согласно пункту 13 Правил Поставщик обязан поставлять, а Покупатель отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Таким образом, обязанность Покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном в пункте 2.2 Договора, предусмотрена пунктом 1 статьи 544 ГК РФ и пунктами 12, 13 Правил поставки газа.
Указанные требования Правил обусловлены необходимостью обеспечения технических условий безопасной работы единой газотранспортной и газораспределительной системы.
Приведенные положения действующего законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что выборка газа в соответствии с условиями Договора является существенным условием договора поставки газа, невыполнение которого может привести к аварийным ситуациям на газопроводах, существенному нарушению прав третьих лиц.
Одними из основных принципов государственной политики в области газоснабжения являются обеспечение энергетической безопасности и рационального использование запасов газа, имеющих стратегическое назначение.
Назначение данных принципов предопределяет необходимость обеспечения покупателем выборки поставляемого газа в затребованных им объемах, поскольку нарушение указанного условия договора, согласно пункту 18 Правил поставки газа препятствует обеспечению необходимого давления газа в газораспределительной системе.
Штрафные коэффициенты, установленные пунктом 3.6. Договора являются способом обеспечения исполнения обязательств, призванным обеспечить выполнение сторонами условий, связанных с выборкой газа в объемах, предусмотренных Договором.
Таким образом, условие пункта 3.6. Договора об ответственности покупателя за несоблюдение суточного режима газопотребления является законным, поскольку это условие соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, не ущемляет прав Покупателя, а с учетом баланса интересов сторон стимулирует покупателя реально оценивать свои потребности газа и не ограничивает в возможности своевременного приобретения дополнительных объемов газа.
В этой связи, наличие в тексте Договора условия, преследующего надлежащее исполнение сторонами существенного условия Договора, способного оказать влияние как на права сторон, так и интересы третьих лиц, представляется Поставщику необходимым и оправданным.
4. Представитель ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, пояснил, что Общество заключило с ООО "Мосрегионгаз" долгосрочный договор поставки газа № 61-8-3532/09 от 30.12.2008 с протоколом разногласий к указанному Договору, в котором ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" предложило исключить штрафные коэффициенты за перерасход газа без предварительного согласования с Поставщиком. Письмом от 17.04.2009 № МС-2182 ООО "Мосрегионгаз" отказалось удовлетворить требования ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" об изменении спорных условий Договора.
5. Исследовав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, рассмотрев представленные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО "Мосрегионгаз" состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более 35 %, по товарной группе "реализация природного газа" с долей более 65 % в границах Московской области (Приказ ФАС России № 374 от 27.10.2005).
03.09.2007 Поставщиком в адрес ЗАО "Завод ВМС" был направлен проект Договора, в ответ на который ЗАО "Завод ВМС" в адрес Поставщика был направлен протокол разногласий к указанному Договору (исх. № 1-476 от 02.10.2007), в котором ЗАО "Завод ВМС" предложило исключить условия Договора в части установления Поставщиком штрафных санкций за перерасход газа без предварительного согласования с Поставщиком.
В ответ на обращение ЗАО "Завод ВМС" об изменении спорных условий Договора, Поставщик письмом от 06.11.2007 № МС-2465 отказался удовлетворить требования ЗАО "Завод ВМС".
В ответ на отказ Поставщика подписать протокол разногласий к Договору, ЗАО "Завод ВМС" письмом от 29.01.2008 №1-34 выразило несогласие с позицией Поставщика и дополнительно аргументировало необходимость внесения изменений в условия Договора в части установления Поставщиком штрафных коэффициентов.
В свою очередь, на указанное обращение ЗАО "Завод ВМС" Поставщик письмом от 01.03.2008 № ВК-907 повторно отказался от внесения каких-либо изменений в условия Договора и отклонил протокол разногласий к Договору, направленный ЗАО "Завод ВМС" в адрес Поставщика.
ЗАО "Завод ВМС", не согласившись с условиями предлагаемого Поставщиком к заключению Договора, неоднократно обращалось в адрес ООО "Мосрегионгаз" с предложениями об изменении спорных условий Договора, в том числе условий, устанавливающих штрафные коэффициенты.
Также Комиссией установлено, что в соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил поставки газа, договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.
Правилами поставки газа предусмотрена обязанность поставщика поставлять, а покупателя отбирать газ в количестве, определенном договором. При этом из пункта 14 Правил поставки газа следует, что договором поставки устанавливается конкретное значение объема месячной поставки газа.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Правилами поставки газа, определяющими существенные условия договора поставки газа между поставщиком, потребителем и газораспределительной организацией, предусмотрена оплата покупателем при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией дополнительного объема отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Никаких иных штрафных коэффициентов Правилами поставки газа не предусмотрено.
Пунктом 3.5 и 3.6 договоров поставки газа, заключенных ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" с ООО "Мосрегионгаз" (№ 61-4-1592/08 от 08.09.2007 и № 61-8-3532/09 от 30.12.2008 соответственно), предусмотрена ответственность потребителя газа за превышение договорного месячного объема газа (штраф в размере стоимости газа с коэффициентом: 1,5 - летом, 3 - зимой).
Установленные договором поставки газа штрафные санкции не предусмотрены Правилами поставки газа и являются дополнительными к коэффициентам, предусмотренным пунктом 17 Правил поставки газа.
Таким образом, условие пункта 3.5 договора поставки газа о применении штрафных санкций за превышение месячного объема газа, определенного договором, нарушает антимонопольное законодательство Российской Федерации, поскольку указанные коэффициенты применяются при тех же обстоятельствах, что и коэффициенты, повышающие стоимость газа, предусмотренные пунктом 17 Правил поставки газа, и не являются в данном случае неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а относятся к элементу ценообразования, предусматривающему порядок оплаты газа, потребленного сверх договорного объема.
Правовая природа штрафных коэффициентов, применяемых при расчетах за газ, потребленный сверх договорного объема, определяет их как элемент ценообразования, а установление в договоре поставки газа указанных коэффициентов - как нарушающее антимонопольное законодательство Российской Федерации.
Указанная правовая позиция ФАС России по данному вопросу подтверждается в том числе судебной практикой, а именно постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 г. № 15747/08, в котором указано на то, что правовая природа штрафных коэффициентов, применяемых при расчетах за газ, потребленный сверх договорного объема, определяется как элемент ценообразования.
Таким образом, ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" правомерно отказывались от включения в Договор штрафных санкций, не предусмотренных Правилами поставки газа. Поставщик, в свою очередь, отклонив протоколы разногласий ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" к Договору, отказывался от согласования спорных положений проекта Договора и принятия предложений ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК", настаивал на включении в Договор спорных условий о повышенной ответственности покупателя (штрафные коэффициенты).
Комиссия считает, что отказ Поставщика от согласования спорных положений проекта договора, настаивание на заключении Договора на предложенных условиях Поставщика, отклонение протокола разногласий к Договору в условиях, когда потребитель газа не может, в силу объективных причин (непрерывность производственного процесса), допустить прекращения действия Договора, является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий договора для контрагента.
Кроме того, навязанное ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" условие Договора о повышенной ответственности потребителей газа (штрафные коэффициенты) является частью условия о цене Договора поставки газа.
В рамках осуществления своих полномочий в области газоснабжения Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам", Федеральная служба по тарифам устанавливает оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения.
Норма, закрепленная пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.23.2000 № 1021, предоставляет право поставщикам заключать со всеми категориями потребителей (кроме населения) договоры поставки (в том числе долгосрочные) газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по ценам, определяемым соглашением сторон и находящимся в диапазоне между предельными минимальными и предельными максимальными уровнями цен, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации определен порядок ценообразования на газ, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами.
Установление в Договоре условия о применении дополнительных штрафных санкций за превышение месячного объема газа за месяц поставки наряду с коэффициентами, предусмотренными Правилами поставки газа, недопустимо и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
К ущемлению интересов Покупателей привели незаконные действия Поставщика, выразившиеся в установлении в Договоре дополнительных штрафных коэффициентов за перерасход газа и навязывании потребителям газа указанных условий Договора в редакции Поставщика.
Таким образом, поскольку Поставщик газа, состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более 35 %, по товарной группе "реализация природного газа" с долей более 65 %, а в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, Комиссия считает, что в действиях ООО "Мосрегионгаз" по включению в договор поставки газа штрафных коэффициентов, не предусмотренных Правилами поставки газа, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него, и нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Комиссия считает, что изложенные факты свидетельствуют о наличии в действиях Поставщика нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения ООО "Мосрегионгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части навязывания ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК" условий договора, невыгодных для них, а также нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. На основании настоящего Решения выдать ООО "Мосрегионгаз" предписание.
Председатель Комиссии А. Н. Голомолзин
Члены Комиссии: А.А. Илларионова
М.Ю. Башкина
И.Н. Павлова
Т.А. Ходыкина (уволена, Приказ ФАС России № 946-к от 28.08.2009)

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.



ПРЕДПИСАНИЕ

"24" августа 2009 г. г.Москва
Голомолзин А.Н. - заместитель руководителя ФАС России, Председатель Комиссии;
Илларионова А.А. - заместитель начальника отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Павлова И.Н. - главный специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Башкина М.Ю. - главный специалист-эксперт отдела судебной работы Правового управления;
Ходыкина Т.А. - начальник отдела правовой экспертизы Правового управления;
рассмотрев дело № 1 10/114-08 по признакам нарушения ООО "Мосрегионгаз" (142100, Московская обл, г.Подольск, ул.Комсомольская, д.61) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании ЗАО "Завод ВМС" условий договора поставки газа, невыгодных для него,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и навязывании контрагентам условий договора, невыгодных для них.
2. Привести в соответствие с действующим законодательством долгосрочные договоры поставки газа (далее - договор поставки газа), заключенные ООО "Мосрегионгаз" с ЗАО "Завод ВМС" и ЗАО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ВОЛОКОЛАМСК", исключив из них условия, устанавливающие штрафные коэффициенты за превышение месячного объема газа за месяц поставки на весь период действия договора поставки газа.
3. На основании настоящего Предписания направить всем контрагентам предложения о внесении изменений в договоры поставки газа в части исключения из них условий, устанавливающих дополнительные штрафные коэффициенты за превышение месячного объема газа за месяц поставки, на весь период действия договора поставки газа.
4. В течение 30 дней со дня получения настоящего Предписания уведомить ФАС России об исполнении пунктов 2, 3 настоящего Предписания с приложением копий подтверждающих документов.

Председатель Комиссии Голомолзин А. Н.
Члены Комиссии: Илларионова А.А.
Башкина М.Ю.
Павлова И.Н.
Т.А. Ходыкина (уволена, Приказ ФАС России № 946-к от 28.08.2009)

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь