Решение и предписание по делу "1 10 97-09 в отношении ОАО "Мосэнергосбыт", ЗАО "Инфоком" и ЗАО "Центр эксплуатации"

14 декабря 2009, 13:12
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/97-09

18 ноября 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Голомолзин А.Н. - Заместитель руководителя ФАС России;

члены Комиссии:

Королев В.Г. - начальник Управления контроля электроэнергетики;

Фролов Д.В. - заместитель начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления;
Борисенко А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля электроэнергетики;

в присутствии представителей:

Института экономики бизнеса Подобедова Виктора Никитича (выписка из приказа № 2007/007-001 от 20.07.2007);
Попониной Светланы Васильевны (доверенность № 2009/012-ФАС);
Чистякова Петра Игоревича (доверенность № 2009/003 ФАС);
ЗАО "Инфоком" Дубинина Евгения Анатольевича (доверенность от 01.10.2009);
ОАО "Мосэнергосбыт" Гелашвили Наны Вячаславовны (доверенность № 91-09-669 от 02.02.2009);
Светогор Ирины Валентиновны (№ 91-09-454 от 25.12.2008);
Смирнова Антона Андреевича ( № 91-09-467 от 25.12.2008);
ОАО "МОЭСК" Чекулаевой Ольги Борисовны ( № 893-Д от 18.11.2008);
Веклич Натальи Александровны (№ 1159-Д от 31.08.2009).

рассмотрев дело № 1 10/97-09 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Мосэнергосбыт" (117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9), Закрытым акционерным обществом "Инфоком" (125310, г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 42), Закрытым акционерным обществом "Центр эксплуатации" (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 53, стр. 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения ОАО "Мосэнергосбыт", ЗАО "Инфоком", ЗАО "Центр эксплуатации" части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление Института экономики бизнеса (далее - Институт) о нарушении ОАО "Мосэнергосбыт" антимонопольного законодательства, выразившегося в несанкционированном отключении энергоснабжения Института, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 51, стр. 4, и принуждении Института осуществить повторное технологическое присоединение к электрическим сетям.
В ходе рассмотрения указанного заявления для решения вопроса об отсутствии или наличии в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России потребовалась дополнительная информация, которая была запрошена у ОАО "Мосэнергосбыт" письмом ФАС России от 06.04.2009 № АГ/9340, у ЗАО "Инфоком" письмом ФАС России от 06.04.2009 № АГ/9341, а также в ходе рассмотрения дела.
Из представленных документов и сведений следует, что здание, расположенное по адресу г. Москва, ул. Дубининская, д. 51, стр. 4, является комплексом памятника архитектуры "Усадьба XIX века" (далее - Памятник архитектуры) и относится к памятникам федеральной категории охраны.
Электроснабжение Памятника архитектуры осуществлялось на основании технических условий от 10.04.1980 № 360с, выданных Экспериментальному заводу им. А.Н. Туполева (далее - Завод). Технические условия были выданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР по решению Исполкома Моссовета №109/10с от 11.02.1975 и № 109/34с от 18.06.1979 на установленную мощность 276 кВт (далее - Технические условия), от подстанции № РУ 16089 ТП 12037, находившейся на территории Завода.
В 1994 году был заключен охранно-арендный договор от 20.09.94 № 336 между ЗАО "Центробизнес" и Главным Управлением охраны памятников г. Москвы (далее - ГУОП г. Москвы), в соответствии с которым Памятник архитектуры был передан в пользование ЗАО "Центробизнес". Институт был учрежден ЗАО "Центробизнес" и располагался в здании Памятника архитектуры.
20.08.1999 охранно - арендный договор был переоформлен на новый 5-летний срок, до 20.08.2004 года.
12.04.2004 инженером-инспектором Энергосбыта ОАО "Мосэнерго" Решетниковым О.М. был составлен акт о незаконном подключении субабонента, в котором, в частности указано, что Институт подключен к электрическим сетям Завода без разрешения Энергосбыта ОАО "Мосэнерго". Однако энергоснабжение Института не было прекращено.
12.08.2004 был заключен новый охранно - арендный договор между ЗАО "Центробизнес" и ГУОП г. Москвы.
12.12.2004 Памятник архитектуры, на основании договора № 2004/001-БП был передан ЗАО "Центробизнес" в безвозмездное пользование Институту (акт приемки-передачи здания от 12.12.2004).
Передача Памятника архитектуры в безвозмездное пользование Институту не повлекла за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не потребовала изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения.
Письмами от 24.07.2002 № 1-12/93, от 08.06.2005 № 75 Завод обращался в адрес Института, в которых сообщал о необходимости обращения в Московскую городскую электросетевую компанию и Мосэнергосбыт для осуществления действий по оформлению прямого энергоснабжения Института. Также Завод сообщил, что энергоснабжение Памятника архитектуры осуществляется на основании Технических условий на установленную мощность 276 кВт, полученных Заводом отдельно от мощностей самого Завода, выданных по решениям Исполкома Моссовета № 109/10с от 11.02.1975 и № 109/34с от 18.06.1979.
До октября 2005 года энергоснабжение Памятника архитектуры осуществлялось от подстанции № РУ 16089 ТП 12037, находившейся в собственности Завода.
Начиная с ноября 2005 года энергоснабжение Института осуществляло ООО "Деметра".
В 2005 году Завод был ликвидирован, и его имущество перешло к различным организациям. Территория, на которой находится подстанция № РУ 16089 ТП 12037, отошла во владение к ЗАО "Инфоком".
Между ЗАО "Инфоком" и Институтом не заключалось договоров энергоснабжения. В своем письме от 08.12.2005 №1-29 в адрес Института ЗАО "Инфоком" сообщало, что направило Институту договор на поставку электрической энергии с уполномоченной организацией ООО "Деметра". Поставка электрической энергии Институту осуществлялась на основании договоров № 01-11/73 от 01.11.2005 и № 01-03/28 от 01.03.2007, заключенных между ООО "Деметра" и Институтом. Институт оплачивал потребляемую электрическую энергию на основании счетов, выставляемых ООО "Деметра". Договор между ООО "Деметра" и Институтом № 01-03/28 от 01.03.2007 в установленном порядке не расторгался.
Позже, письмом от 26.01.2006 № 1-48, ЗАО "Инфоком" сообщило Институту о недопустимости внесения Институтом изменений в договор на поставку электрической энергии № 01-11/73 от 01.11.2005, поскольку такие изменения в указанном договоре будут противоречить договору энергоснабжения между ЗАО "Инфоком" и ОАО "Мосэнергосбыт" № 99807481 от 01.11.2005.
Начиная с сентября 2007 г. ООО "Деметра" прекратило выставлять Институту счета на оплату поставляемой электроэнергии. В связи с этим Институт не оплачивал потребленную энергию в течении нескольких месяцев.
13.05.2008 ЗАО "Инфоком" обратилось в адрес ОАО "Мосэнергосбыт" с просьбой принять решение о прекращении энергоснабжения Института, в связи с бездействием Института по вопросу оформления законного подключения к электрическим сетям ЗАО "Инфоком".
19.06.2008 инженером-инспектором ОАО "Мосэнергосбыт" А.А. Ивановым был составлен акт о незаконном подключении субабонента, в котором было указано, что Институт подключен к электрическим сетям ЗАО "Инфоком" с нарушением порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Уведомлением от 20.06.2008 ОАО "Мосэнергосбыт" сообщило ЗАО "Инфоком" о необходимости произвести отключение Института 30.07.2008 в присутствии инспектора ОАО "Мосэнергосбыт".
Аналогичные уведомления ОАО "Мосэнергосбыт" были направлены ЗАО "Инфоком" письмами от 04.07.2008 и от 11.07.2008.
17.07.2008 Институт обратился в ОАО "Мосэнергосбыт" (письмо №2008/007-017-001 от 17.07.2008) с просьбой о заключении договора энергоснабжения между ОАО "Мосэнергосбыт" и Институтом.
С 21.07.2008 здание Института было отсоединено от электрических сетей на основании уведомления ОАО "Мосэнергосбыт", по причине незаконного присоединения к электрическим сетям ЗАО "Инфоком". Акт от 21.07.2008 об отключении незаконного подключенного объекта составлен инженером-инспектором ОАО "Мосэнергосбыт" А.А. Ивановым в присутствии представителя ЗАО "Инфоком".
Энергоснабжение Института до настоящего времени не восстановлено.
В своих письменных пояснениях по делу № 1 10/97-09 ОАО "Мосэнергосбыт" сообщило, что ЗАО "Инфоком" находится с ОАО "Мосэнергосбыт" в гражданско-правовых отношениях и не связано административным подчинением, следовательно, какие-либо распорядительные указания ОАО "Мосэнергосбыт" не могут быть обязательными для исполнения ЗАО "Инфоком". В свою очередь, ЗАО "Инфоком", будучи не связанным обязанностью исполнять распорядительные указания ОАО "Мосэнергосбыт", но принимая их во внимание, действует на свой страх и риск.
Таким образом, производя отключение Института, ЗАО "Инфоком" должно было удостовериться в законности производимых им действий, а также оценить законность направленного ОАО "Мосэнергосбыт" в адрес ЗАО "Инфоком" уведомления, в котором ОАО "Мосэнергосбыт" предписывало ЗАО "Инфоком" произвести отключение Института.
Письмом от 24.07.2008 № ИП/25-66/8 ОАО "Мосэнергосбыт" указало Институту, что для заключения договора энергоснабжения Институту необходимо:
1) получить и выполнить технические условия на присоединение мощности в Службе присоединения МКС филиал ОАО "МОЭСК"; при присоединении к существующему объекту - получить технические условия у собственника электрических сетей;
2) получить разрешение на присоединение мощности в Службе присоединения МКС филиал ОАО "МОЭСК" и предоставить его в ОАО "Мосэнергосбыт" для получения технических условий на установку средств учета в электроустановках;
3) получить, при необходимости, в Ростехнадзоре разрешение на применение электрической энергии для термических целей;
4) выполнить проект электроснабжения, согласовать с владельцем сети, с ОАО "Мосэнергосбыт" в части организации учета электроэнергии и с Ростехнадзором - на соответствие проектных решений техническим условиям на присоединение мощности;
5) оформить акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между ОАО "МОЭСК" и Институтом, и согласовать его с ОАО "Мосэнергосбыт";
6) предъявить необходимую техническую документацию и электроустановки инспектору Ростехнадзора, выполнить техническое освидетельствование электроустановок и получить "Акт допуска в эксплуатацию электроустановок" Ростехнадзора;
7) предъявить электроустановки инспектору ОАО "Мосэнергосбыт" и получить "Акт проверки готовности электроустановок к принятию напряжения".
Таким образом, в письме от 24.07.2008 № ИП/25-66/8 ОАО "Мосэнергосбыт" потребовало от Института осуществить новое технологическое присоединение как необходимое условие для заключения договора энергоснабжения.
Письмом № ИП/23-262/8 от 29.07.2008 ОАО "Мосэнергосбыт" повторно указало Институту, что для заключения договора энергоснабжения Институту необходимо заполнить заявку о заключении договора энергоснабжения и осуществить надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям.
На основании обращения Института с жалобой на действия ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Инфоком" прокуратурой Юго-Западного административного округа г. Москвы была проведена проверка, по результатам которой был установлен факт незаконного отключения энергоснабжения Памятника архитектуры и Заместителем прокурора Юго-Западного административного округа г. Москвы ОАО "Мосэнергосбыт" вынесено представление от 22.10.2008 № 07-02-2008 (далее - Представление), которым предписано принять меры по устранению нарушения законодательства.
ОАО "Мосэнергосбыт" представило в ФАС России письмо (№ 7/30-8-82-2008/10468п от 09.02.2009) заместителя начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры города Москвы О.Н. Лазориной, направленное в адрес ОАО "Мосэнергосбыт", в котором указано, что Представление прокуратуры Юго-Западного административного округа вынесено необоснованно.
По данному факту ФАС России были запрошена позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В своём ответе Генеральная прокуратура Российской Федерации указала, что Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Порядок отзыва представления Законом о прокуратуре не предусмотрен.
Из смысла Закона о прокуратуре следует, что отозвать представление вправе лица, его выносившие (прокурор или его заместитель).
Заместителем начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Лазориной О.Н. решение об отмене представления прокуратуры ЮЗАО г. Москвы не принималось, а лишь указано на необоснованность его внесения. Кроме того, оснований для отзыва представления не имелось, поскольку к моменту обращения ОАО "Мосэнеросбыт" в прокуратуру г. Москвы представление прокуратуры ЮЗАО г. Москвы ОАО "Мосэнергосбыт" было уже рассмотрено.
В своих пояснениях по делу № 1 10/97-09 (письма от 21.04.2009 № 30, от 17.07.2008 № 2008/007-017-001, от 28.08.2009) ЗАО "Инфоком" сообщило ФАС России о том, что ООО "Деметра" не являлась уполномоченной организацией ЗАО "Инфоком", при этом ООО "Деметра" в период 2005-2007 гг арендовала у ЗАО "Инфоком" часть строений расположенных на ул. Дубининская. Организации взаимодействовали на основании договора арены нежилых помещений и иных договоров между двумя организациями не заключалось. Договоров энергоснабжения с иными контрагентами также не заключалось.
Также в своих пояснениях, ЗАО "Инфоком" отметило, что руководство Института с 2005 г. по 2008 г. сознательно уклонялось от получения разрешения на присоединение электрических мощностей и заключения договора энергоснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт", пытаясь избежать значительных затрат, связанных с оформлением указанных документов.
Помимо указанного, ЗАО "Инфоком" безвозмездно снабжало Институт электрической энергией вплоть до получения в июле 2008 года предписания ОАО "Мосэнергосбыт" о применении в отношении ЗАО "Инфоком" штрафных санкций в случае не отключения энергоснабжения Института.
В связи с тем, что 25.05.2009 на территории ЗАО "Инфоком" произошел пожар, часть строений ЗАО "Инфоком" пострадало.
В соответствии с Актом обследования технического состояния электрохозяйства ЗАО "Инфоком" от 26.05.2009, составленным Главным инженером ЗАО "Инфоком" С.И. Гришаковым, Заместителем главного инженера ЗАО "Инфоком" А.С. Медведевым, Ответственным за электрохозяйство ЗАО "Инфоком" Н.И. Соломатиным, пострадало, в том числе строение, в котором расположена трансформаторная подстанция, от которой осуществлялось энергоснабжение Института.
Выход из строя трансформатора привел к острой нехватке мощностей для внутренних нужд ЗАО "Инфоком", что подтверждается расчетом значений пиковых потребителей электрической энергии на объекте ЗАО "Инфоком" по адресу ул. Дубининская д. 68 от 26.05.2009, составленным Главным инженером ЗАО "Инфоком" С.И. Гришаковым.
Также, ЗАО "Инфоком" сообщило, что пожаром была уничтожена часть документов ЗАО "Инфоком", в связи с чем предоставление документов и материалов, которые могут иметь значение для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела № 1 10/97-09, в том числе договоров с ООО "Деметра", не представляется возможным (архив бухгалтерии сгорел). Подтверждением этому служит письмо от 30.06.2009 № 206 6-го Регионального отдела государственного пожарного надзора Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве, в котором сообщается об уничтожении служебной документации ЗАО "Инфоком" по причине пожара в производственном здании ЗАО "Инфоком" по адресу ул. Дубининская д. 68.
Также в ходе рассмотрения дела № 1 10/97-09 Комиссией были выявлены действия ЗАО "Центр эксплуатации" по демонтажу питающего кабеля (далее - Питающий кабель), обеспечивающего энергоснабжение Института.
В связи с этим, определением об отложении дела № 1 10/97-09 от 23.07.2009 ЗАО "Центр эксплуатации" было предписано представить документы, относящиеся к существу рассматриваемого дела.
В своих пояснения по делу ЗАО "Центр эксплуатации" сообщило, что сведения о демонтаже Питающего кабеля не соответствуют действительности и не подкреплены никакими доказательствами. Сведений относительно демонтажа Питающего кабеля в архивах ЗАО "Центр эксплуатации" не обнаружено.
В период с 01.01.2003 по 23.07.2009 переписка между ЗАО "Центр эксплуатации" и Институтом, а также ЗАО "Инфоком" не велась.
Письмом от 20.04.2009 № 481-Б/2/2.1 Московское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора сообщило ФАС России, что разрешение на допуск технологического присоединения здания, в котором расположен Институт, к трансформаторной подстанции № 12307 не выдавалось.
Также письмом от 14.09.2009 № МОЭСК/59/1/23 в адрес ФАС России, ОАО "МОЭСК" сообщило, что Институт не имеет технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "МОЭСК".

В ходе рассмотрения дела № 1 10/97-09 состоялось шесть заседаний Комиссии: 23.06.2009, 23.07.2009, 28.08.2009, 01.10.2009, 30.10.2009, 18.11.2009. На заседаниях Комиссии участниками дела были представлены позиции по делу № 1 10/97-09:
Представители Института заявили, что действия ОАО "Мосэнергосбыт" в части несанкционированного отключения энергоснабжения Института, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 51, стр. 4 и принуждения его осуществить повторное технологическое присоединение к электрическим сетям ущемляют интересы Института и создают препятствия доступу на рынок энергоснабжения.
В частности, представители Института пояснили, что в ходе многочисленных встреч с представителями ОАО "Мосэнеросбыт" Институту в рабочем порядке было предложено осуществить технологическое присоединение к электрическим для заключения договора энергоснабжения между ОАО "Мосэнергосбыт" и Институтом.
После отключения, на Институт также оказывалось давление со стороны сотрудников ЗАО "Центр эксплуатации" с целью получения части территории Института в обмен на предоставление мощности от сетей ЗАО "Центр эксплуатации".
На вопрос членов Комиссии о том, имеются ли какие-либо документальные подтверждения упомянутого факта, представители Института документальных подтверждений не представили. Но указали на факт демонтажа Питающего кабеля, который, по словам представителей Института, был демонтирован силами сотрудников ЗАО "Центр эксплуатации". По данному высказыванию представители Института также не представили каких-либо документальных подтверждений.
Позже, в своих пояснениях ЗАО "Центр эксплуатации" сообщило, что сведения о демонтаже Питающего кабеля не соответствуют действительности и не подкреплены никакими доказательствами. Сведений относительно демонтажа Питающего кабеля в архивах ЗАО "Центр эксплуатации" не было обнаружено.
Также представители Института указали, что энергоснабжение Памятника архитектуры, в котором располагается Институт, осуществлялось задолго до появления Завода.
Помимо этого, в соответствии с Техническими условиями, а также исходя из содержания писем Завода в адрес Института (письма № 1-12/93 от 24.07.2002 и № 75 от 08.06.2005), энергоснабжение Памятника архитектуры осуществлялось на основании Технических условий на установленную мощность 276 кВт, полученных Заводом отдельно от мощностей самого Завода, выданных решением Исполкома Моссовета № 109/10с от 11.02.1975 № 109/34с от 18.06.1979, что свидетельствует об осуществлении технологического присоединения, позволяющего осуществлять энергоснабжение Института с использованием подстанции № РУ 16089 ТП 12037, находившейся в собственности Завода до 2004 года.
Также энергоснабжение Института осуществлялось с использованием указанной подстанции, принадлежащей на тот момент ЗАО "Инфоком", до отключения 21.07.2008 энергоснабжения Института сотрудниками ЗАО "Инфоком" при участии инженера ОАО "Мосэнергосбыт".
Представители Института отметили, что энергоснабжение Института в период с января 1997 г. по октябрь 2005 г. осуществлялось на основании двух договоров от 01.01.1997 б/н и от 25.10.2004 № 47, заключенных между Институтом и Заводом, а также в период с ноября 2005 г. по сентябрь 2007 г. энергоснабжение осуществлялось на основании двух договоров на поставку электрической энергии № 01-11/73 от 01.11.2005 и № 01-03/28 от 01.03.2007, заключенных между Институтом и ООО "Деметра" - уполномоченной организацией ЗАО "Инфоком", при этом энергоснабжение Института по указанным договорам осуществлялось через подстанцию ЗАО "Инфоком" № 12307.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется.
В соответствии с пунктами 61, 63 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 31.08.2006 № 530, (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии), гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии) по основаниям, предусмотренным пунктом 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, гарантирующий поставщик должен в пятидневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
В течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора.
Институт предоставил необходимые для заключения договора энергоснабжения документы в ОАО "Мосэнергосбыт" 18.07.2008. И по мнению представителей Института, ОАО "Мосэнергосбыт" не ответил Институту в установленный тридцатидневный срок.
Таким образом, представители Института считают, что требования ОАО "Мосэнергосбыт" в части необходимости отключения энергоснабжения Института и осуществления Институтом повторного технологического присоединения к электрическим сетям не обоснованы и не могут быть удовлетворены.
При этом представители Института потребовали выдать ОАО "Мосэнергосбыт" предписание о возобновлении подачи электрической энергии Институту и заключить с Институтом договор энергоснабжения.

В своих пояснениях представители ОАО "Мосэнергосбыт" сочли требования Института незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Факт надлежащего технологического присоединения к сети у Института отсутствует.
Пункт 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004 (далее - Правила технологического присоединения), содержит перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для осуществления надлежащего технологического присоединения, который в том числе включает в себя мероприятия по выполнению технических условий заявителем.
Кроме того, факт надлежащего технологического присоединения, согласно пункту 19 Правил технологического присоединения, подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон и актом об осуществлении технологического присоединения.
Данные документы Институтом представлены не были.
В соответствии с пунктом 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
Пунктом 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами.
Таким образом, в отсутствие у Института надлежащего технологического присоединения, ОАО "Мосэнергосбыт" в адрес ЗАО "Инфоком" было направлено предписание об отключении незаконно присоединенного потребителя.
Представители ОАО "Мосэнергосбыт" обратили внимание, что Прокуратурой г. Москвы проводилась проверка по обращению Института на действия ОАО "Мосэнергосбыт" в части прекращения подачи электрической энергии Институту, которая подтвердила законные действия ОАО "Мосэнергосбыт" по выдаче предписания об отключении потребителя при отсутствии у него надлежащего технологического присоединения (письмо ОАО "Мосэнергосбыт" в ФАС России от 22.04.2009 б/н).
ОАО "Мосэнергосбыт" письмом № ИП/23-262/8 от 29.07.2008 сообщало Институту о действиях, которые необходимо выполнить для заключения договора энергоснабжения, однако ответа не последовало.
ЗАО "Инфоком" также неоднократно сообщало Институту о необходимости приведения отношений по электроснабжению в соответствие с действующим законодательством.
В свою очередь, ЗАО "Инфоком" обращалось в ОАО "Мосэнергосбыт" с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, в части бездействия руководства Института по оформлению надлежащих договорных отношений с ОАО "Мосэнергосбыт" (письмо от 07.08.2007, от 13.05.2008)
В результате незаконного присоединения Института к сетям ЗАО "Инфоком", в адрес последнего были направлены уведомления (от 20.06.08, от 04.07.08, от 11.07.08), предписывающие произвести отключение Института, как незаконно присоединенного к сетям 3АО "Инфоком".
Впоследствии, по мнению представителей ОАО "Мосэнергосбыт", сотрудники ЗАО "Инфоком" предположительно произвели отключение энергоснабжения Института.
Таким образом, отключение объектов Института было осуществлено правомерно и возобновление энергоснабжения возможно только после приведения правоотношений Института по технологическому присоединению и покупке электрической энергии в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации (письмо ОАО "Мосэнергосбыт" от 22.04.2009 в адрес Заместителя руководителя ФАС России А.Н. Голомолзина).
Вместе с тем, в своих письменных пояснениях (исх. от 18.08.2009 № ИП/163-131/9, исх. от 28.08.2009 № ИП/163-130/9) ОАО "Мосэнергосбыт" указало, что ЗАО "Инфоком" не связан административным подчинением с ОАО "Мосэнергосбыт" и, следовательно, какие-либо распорядительные указания ОАО "Мосэнергосбыт" не могут быть обязательными для исполнения ЗАО "Инфоком". В свою очередь, ЗАО "Инфоком", будучи не связанным обязанностью исполнять распорядительные указания ОАО "Мосэнергосбыт", но принимая их во внимание, действует на свой страх и риск.
Учитывая изложенное и тот факт, что ОАО "Мосэнергосбыт" не производило отключение Института, ОАО "Мосэнергосбыт" считает, что в его действиях отсутствует факт нарушения антимонопольного законодательства и нарушения не признает.

Представитель ЗАО "Инфоком" по существу дела заявил следующее.
ЗАО "Инфоком" принадлежат земельный участок и комплекс зданий, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 68, стр. 2-4, 6, 11, 13 и 24.
До июля 2008 года энергоснабжение Памятника архитектуры осуществлялось от подстанции ТП 12307, располагающейся в строении, находящемся по адресу: ул. Дубининская, д. 68, стр. 4. Указанная подстанция является неотъемлемой частью строения (ф. 25 экспликация ТБТИ) и принадлежит, на основании права собственности, ЗАО "Инфоком" (свидетельство о собственности №77 АБ 542609 от 26.05.2004 г.).
Спорных вопросов, связанных с собственностью, земельно-правовыми отношениями, а также иных договорных взаимоотношений между ЗАО "Инфоком" и Институтом нет, и ранее не было.
ЗАО "Инфоком" получает электроэнергию от ОАО "Мосэнергосбыт" на основании договора № 99807481 от 01.01.2007. Электроэнергия оплачивается ЗАО "Инфоком" в полном объеме и в установленные договором сроки.
По мнению представителя ЗАО "Инфоком", заключение прямого договора на поставку электроэнергии между ЗАО "Инфоком" и Институтом было невозможно ранее и невозможно в настоящее время, так как ЗАО "Инфоком" не является энергосбытовой организацией. Договоров энергоснабжения с иными контрагентами ЗАО "Инфоком" также не заключалось.
ООО "Деметра" в период 2005-2007 гг. арендовало у ЗАО "Инфоком" часть строений, расположенных на ул. Дубининская. Представитель ЗАО "Инфоком" отметил, что термин "уполномоченная организация" в данном случае не уместен, так как фирмы взаимодействовали на основании договора аренды нежилых помещений. Иных договоров (агентский, представительский и пр.) между ЗАО "Инфоком" и ООО "Деметра" не заключалось.
С момента вступления в права собственности на строение 4 и расположенную в нем подстанцию, ЗАО "Инфоком" неоднократно направлялись руководству Института письма и уведомления о необходимости заключения субабонентского договора на поставку электроэнергии с ОАО "Мосэнергосбыт".
При этом руководство Института с 2005 г. по 2008 г. сознательно уклонялось от получения разрешения на присоединение электрических мощностей и заключение договора с ОАО "Мосэнергосбыт", пытаясь таким образом избежать значительных затрат, связанных с оформлением данных документов.
ЗАО "Инфоком" тем не менее продолжало поставку электроэнергии вплоть до получения в июле 2008 года предписания от ОАО "Мосэнергосбыт" о применении в отношении ЗАО "Инфоком" штрафных санкций в случае не отключения Института от энергоснабжения. 25.05.2009 на территории ЗАО "Инфоком" произошел пожар, в результате которого полностью выгорели или пострадали от воды 5.581 кв. м. площадей. Среди пострадавших были строения 13, 6 и 4 (где расположена трансформаторная подстанция, от которой осуществлялось энергоснабжение Института).
Таким образом, по причине пожара на настоящий момент ЗАО "Инфоком" не имеет технической возможности осуществлять передачу электрической энергии Институту через свои объекты электросетевого хозяйства.
На вопрос Комиссии о том, кто оплачивал потребленную Институтом в период с ноября 2005 г. по август 2007 г. электрическую энергию, представитель ЗАО "Инфоком" сообщил, что оплату за потребленную Институтом электрическую энергию осуществлял ЗАО "Инфоком", при этом ЗАО "Инфоком" не брал с Института платы за потребленную электрическую энергию.


На заседании 18.11.2009 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ЗАО "Инфоком" и ОАО "Мосэнергосбыт" нарушений пунктов 4, 5, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом Комиссия руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В абзацах 3, 4 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Пунктом 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
При этом, гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:
отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
Пунктом 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Доводы представителей ОАО "Мосэнергосбыт" о том, что в качестве документа, подтверждающего осуществление надлежащего технологического присоединения, Институту следовало представить в ОАО "Мосэнергосбыт" акт об осуществлении технологического присоединения, предусмотренный пунктом 19 Правил технологического присоединения, являются не обоснованными по следующим обстоятельствам.
Электроснабжение Памятника архитектуры, в котором располагается Институт, осуществлялось на основании технических условий от 10.04.1980 № 360с, выданных Заводу. Технические условия были выданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР по решению Исполкома Моссовета №109/10с от 11.02.1975 и № 109/34с от 18.06.1979 на установленную мощность 276 кВт, от подстанции № РУ 16089 ТП 12037, находившейся на территории Завода.
Вместе с тем Технические условия по технологическому присоединению Памятника архитектуры содержат сведения, относящиеся к государственной тайне, в связи с чем, доступ Института к Техническим условиям был затруднен по причине отсутствия у сотрудников Института соответствующего уровня допуска на ознакомление с подобными документами.
При этом Технические условия находились в архивах ОАО "Мосэнергосбыт", и копия Технических условий была представлена по запросу ФАС России через отдел государственной тайны.
Доказательством наличия технологического присоединения Памятника архитектуры к электрическим сетям, а также факт осуществления энергоснабжения Института через подстанцию № РУ 16089 ТП 12307 подтверждается сведениями и документами, имеющимися в материалах дела № 1 10/97-09, в том числе:
- актом приемки-передачи энергопринимающих устройств памятника архитектуры "Городская усадьба Ф.А. Ардальонова" по адресу г. Москва, ул. Дубининская, 51, и питающих их местных сетей от 24.12.1997, составленным Заводом и Институтом;
- актом разграничения балансовой ответственности и принадлежности за эксплуатацию электроустановок от 26.01.2006 составленным ЗАО "Инфоком" и Институтом;
- копиями счетов-фактур на оплату потребленной Институтом электрической энергии, выставленных Заводом и ООО "Деметра";
- копиями договоров оказания коммунальных услуг б/н от 01.01.1997 и № 47 от 25.10.2004, заключенных между Заводом и Институтом, а также копии договоров энергоснабжения № 01-11/73 от 01.11.2005 и № 01-03/28 от 01.03.2007, заключенных между Институтом и ООО "Деметра";
- копией переписки Завода, ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Инфоком" с Институтом, в которой сторонами высказывались позиции по вопросам энергоснабжения Института.
Также следует учитывать, что технологическое присоединение Памятника архитектуры к электрическим сетям было осуществлено в 80-х годах. Положения пункта 19 Правил технологического присоединения о составлении акта об осуществлении технологического присоединения, по завершению процедуры технологического присоединения, не действовали на момент подключения Памятника архитектуры к электрическим сетям.
Таким образом, Институт не имел возможности представить ОАО "Мосэнергосбыт" акт об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ЗАО "Инфоком", не осуществив повторно технологического присоединения.
При этом в соответствии с абзацами 3, 4 пункта 4 статьи 26 Закона о защите конкуренции ОАО "Мосэнергосбыт" не вправе отказать Институту в заключении договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения. Однако указанные действия по сбору необходимых документов не были осуществлены ОАО "Мосэнергосбыт".
В результате необоснованных требований ОАО "Мосэнергосбыт" о представлении Институтом акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЗАО "Инфоком", ОАО "Мосэнергосбыт" уклонялось от заключения договора энергоснабжения и таким образом, препятствовало допуску Института на рынок энергоснабжения.
Также Комиссия установила, что 21.07.2008 ЗАО "Инфоком", при участии инспектора ОАО "Мосэнергосбыт" осуществило отключение энергоснабжения Института, о чем был составлен акт об отключении незаконно подключенного объекта от 21.07.2008.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что ОАО "Мосэнергосбыт" своими действиями по составлению акта о незаконном подключении субабонента от 19.06.2008, направлением уведомлений от 20.06.2008, от 04.07.2008, от 11.06.2008 в которых ЗАО "Инфоком" предписано произвести отключение энергоснабжения Института, совершило действия, в результате которых было осуществлено отключение энергоснабжения Института, тем самым ОАО "Мосэнергосбыт препятствовало доступу Институту на рынок энергоснабжения.
В соответствии с постановлением РЭК г. Москвы от 20.10.2006 № 43 "О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории г. Москвы", ОАО "Мосэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика.
ОАО "Мосэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Московского УФАС России № 572 от 19.12.2006) на товарном рынке (реализация электрической энергии) в границах г. Москвы, с долей более 65%.
ОАО "Мосэнергосбыт" является энергоснабжающей организацией и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы.
Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" нарушений пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов Института, посредством уклонения от заключения договора энергоснабжения с Институтом и создания препятствий доступу Институту на рынок энергоснабжения.
Также по мнению Комиссии, доводы ЗАО "Инфоком" об отсутствии в действиях ЗАО "Инфоком" нарушений антимонопольного законодательства не являются обоснованными, по следующим обстоятельствам.
В рамках рассмотрения дела ФАС России был подготовлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии по делу № 1 10/97-09, возбужденному приказом ФАС России от 01.06.2009 № 336 (далее - Отчет). Отчет имеется в материалах дела.
В соответствии с Отчетом, ЗАО "Инфоком", занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности своих сетей, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг по передаче электрической энергии на рынке таких услуг, устранять с указанного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на такой товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
ЗАО "Инфоком" совершало действия, направленные на отключение энергоснабжение Института, в частности, письмами от 07.08.2007 и от 13.05.2008 ЗАО "Инфоком" сообщило ОАО "Мосэнергосбыт" о том, что Институт не заключил договор энергоснабжения по причине отсутствия у Института разрешительной документации на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В письмах содержалась просьба принять решение о прекращении энергоснабжения Института.
21.07.2008 ЗАО "Инфоком", при участии инспектора ОАО "Мосэнергосбыт" осуществило отключение энергоснабжения Института.
Своими действиями по отключению энергоснабжения Института ЗАО "Инфоком" нарушило пункты 4, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части в части ущемления интересов Института, посредством отключения энергоснабжения Института и создания Институту препятствий доступу на рынок энергоснабжения.
В ходе рассмотрения дела № 1 10/97-09 сторонами по делу не было представлено доказательств наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО "Центр эксплуатации", в связи с чем Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ЗАО "Центр эксплуатации" нарушений антимонопольного законодательства, в том числе части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к последствиям, указанным в пунктах 1-9 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем в части 1.1 статьи 11 Закона о защите конкуренции указано, что предусмотренные частью 1 настоящей статьи запреты не распространяются на "вертикальные" соглашения.
Согласно пункту 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции под "вертикальным" соглашением понимается соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
Частью 1.2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;
2) таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.
Отключение энергоснабжения Института от подстанции № 12307 было осуществлено сотрудниками ЗАО "Инфоком" по требованию и при непосредственном участии ОАО "Мосэнергосбыт", о чем свидетельствует акт об отключении незаконно подключенного объекта от 21.07.2009.
В действиях ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Инфоком" по отключению энергоснабжения Института присутствуют признаки "вертикального" соглашения.
Однако действия ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Инфоком" не привели к последствиям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1.2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, положения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не применимы к действиям ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Центробизнес", и факт нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Инфоком" не может быть подтвержден.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по делу № 1 10/97-09

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Мосэнергосбыт", ЗАО "Инфоком" и ЗАО "Центр эксплуатации" на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела № 1 10/97-09 в этой части прекратить.
2. В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ЗАО "Центр эксплуатации" на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела № 1 10/97-09 в этой части прекратить.
3. Признать ОАО "Мосэнергосбыт" нарушившим:
- пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством совершения действий, имеющих своим результатом необоснованное уклонение от заключения договора энергоснабжения с Институтом;
- пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством совершения действий, имеющих своим результатом создание препятствий Институту доступу на рынок энергоснабжения.
4. Признать ЗАО "Инфоком" нарушившим:
- пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством совершения действий, имеющих своим результатом необоснованное полное прекращение энергоснабжения Института;
- пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством совершения действий, имеющих своим результатом создание препятствий Институту доступу на рынок энергоснабжения.
5. Выдать ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Инфоком" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.



Председатель Комиссии

__________________________ А.Н. Голомолзин
Члены Комиссии __________________________ В.Г. Королев

__________________________ Д.В. Фролов

__________________________ А.А. Борисенко



ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/97-09

18 ноября 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Голомолзин А.Н. - Заместитель руководителя ФАС России;

члены Комиссии:
Королев В.Г. - начальник Управления контроля электроэнергетики;

Фролов Д.В. - заместитель начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления;
Борисенко А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля электроэнергетики.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 18.11.2009 по делу № 1 10/97-09 о нарушении ОАО "Мосэнергосбыт" (117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9), ЗАО "Инфоком" (125310, г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 42) пунктов 4, 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",



ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Мосэнергосбыт" не допускать нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе в части необоснованного отказа от заключения договоров энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства физических или юридических лиц к электрическим сетям, в случае, если технологическое присоединение было осуществлено до вступления в силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004, а также совершать действия, влекущие необоснованное прекращение энергоснабжения физических или юридических лиц по причине отсутствия документов, сбор или составление которых, в соответствии с абзацами 3, 4 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ОАО "Мосэнергосбыт" вправе осуществить самостоятельно.
2. ОАО "Мосэнергосбыт" не допускать действий/бездействия при заключении договоров энергоснабжения с Институтом экономики бизнеса со ссылкой на отсутствие надлежащего технологического присоединения, при условии восстановления возможности энергоснабжения Института экономики бизнеса, предусмотренного пунктом 3 данного Предписания.
3. ЗАО "Инфоком" в срок, не превышающий 6 месяцев с момента получения ЗАО "Инфоком" данного предписания по делу № 1 10/97-09, восстановить положение, существовавшее до наступления обстоятельств, приведших к прекращению энергоснабжения Института экономики бизнеса, имея ввиду обеспечение возобновления перетока электрической энергии в адрес Института экономики бизнеса, и в дальнейшем не препятствовать этому перетоку.
4. ЗАО "Инфоком" не допускать нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в части создания препятствий по обеспечению энергоснабжения лиц, чьи энергопринимающие устройства технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства ЗАО "Инфоком".
5. ЗАО "Инфоком" о выполнении пункта 3 настоящего Предписания сообщить ФАС России в срок до 10.07.2010, представив в ФАС России документы, подтверждающие их исполнение.


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии
В.Г. Королев


Д.В. Фролов


А.А. Борисенко

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь