Решение и предписание на ходатайство о приобретении Сбербанком России ОАО 50% голосующих акций ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс"

19 октября 2009, 15:36
АК/34192 от 30.09.2009

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения ходатайства


В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство о приобретении Сбербанком России ОАО (место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова д. 19; основной вид деятельности - банковская деятельность) 50% голосующих акций ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" (место нахождения: 127006, г. Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1; основной вид деятельности - формирование, обработка и хранение кредитных историй; предоставление кредитных отчетов) (далее - ходатайство) и установила следующее.
На момент подачи ходатайства Сбербанк России ОАО владеет 50% голосующих акций ЗАО "БКИ Инфокредит" (место нахождения: 119049, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 42, стр. 3; основной вид деятельности - формирование, обработка и хранение кредитных историй; предоставление кредитных отчетов). ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" и ЗАО "БКИ Инфокредит" не входят в одну группу лиц. При этом согласно полученной информации в результате заявленной в ходатайстве сделки ЗАО "БКИ Инфокредит" присоединится к ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс".
Таким образом, в результате совершения заявленной в ходатайстве сделки ЗАО "БКИ Инфокредит" прекратит свою деятельность в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.
В целях оценки влияния на состояние конкуренции заявленной в ходатайстве сделки ФАС России провел анализ, в том числе запросив необходимую информацию у бюро кредитных историй, действующих на территории Российской Федерации, Банка России и ФСФР России.
Принимая во внимание необходимость учета условий, которые сложатся на соответствующем товарном рынке после совершения заявленной в ходатайстве сделки, в качестве временного интервала исследования ФАС России был выбран период с 01.01.2008 по 01.07.2009. По результатам анализа установлено следующее.
Бюро кредитных историй осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон о кредитных историях).
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о кредитных историях бюро кредитных историй - это юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с Законом о кредитных историях услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.
Информацию, составляющую кредитную историю, бюро кредитных историй получают на основании договора на оказание информационных услуг, заключаемого с источником формирования кредитных историй. Кредитный отчет предоставляется пользователю кредитной истории на основании договора об оказании информационных услуг, заключаемого между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй.
Содержание кредитной истории определено в статье 4 Закона о кредитных историях и представляет собой набор уникальных сведений о заемщике, который в соответствии с законодательством Российской Федерации в подобном объеме может быть собран исключительно бюро кредитных историй. Получение пользователями кредитной истории на законных основаниях подобного набора сведений о заемщиках (кредитного отчета) из иных источников невозможно.
В частности, в силу требований законодательства о банках и банковской деятельности сведения о клиентах кредитных организаций (основных источниках формирования кредитных историй) не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением установленных законом случаев.
Следовательно, пользователи кредитных историй не имеют возможности получить информационные услуги, аналогичные по своему содержанию услугам, оказываемым бюро кредитных историй, у иных хозяйствующих субъектов.
С учетом изложенного, ФАС России пришел к выводу, что продуктовыми границами товарного рынка, на состояние конкуренции на котором окажет влияние совершение заявленной в ходатайстве сделки, являются оказываемые пользователям информационные услуги по предоставлению кредитных отчетов по сформированным кредитным историям.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Закона о кредитных историях кредитный отчет предоставляется пользователям кредитных историй только в форме электронного документа.
При этом согласно экспертным заключениям, использование современных средств связи, в том числе сети Интернет и криптографических средств защиты информации, дает бюро кредитных историй возможность конкурировать независимо от их места нахождения.
Кроме того, анализ полученной от бюро кредитных историй информации о доле пользователей кредитных историй, зарегистрированных вне места нахождения бюро кредитных историй, свидетельствует о том, что такая доля преимущественно превышает 50%, а в отдельных случаях достигает 80%-100%.
Учитывая изложенное, ФАС России пришел к выводу, что географические границы товарного рынка, на состояние конкуренции на котором окажет влияние совершение заявленной в ходатайстве сделки, охватывают территории Российской Федерации. Соответственно рынок информационных услуг по предоставлению кредитных отчетов по сформированным кредитным историям является федеральным (далее - рынок информационных услуг БКИ).
На момент подачи ходатайства в состав хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке, входят 33 (тридцать три) бюро кредитных историй, зарегистрированных в государственном реестре бюро кредитных историй.
Изучив особенности рынка информационных услуг БКИ, ФАС России пришел к выводу о том, что показателем, позволяющим наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке, является количество кредитных историй, находящихся на хранении в бюро кредитных историй.
Доли бюро кредитных историй на рынке информационных услуг БКИ, сведения о которых основаны на полученных от бюро кредитных историй данных, приведены в Таблице № 1.
Таблица № 1
№ п/п Наименование бюро кредитных историй Рыночная доля бюро кредитных историй
по состоянию на
01.01.
2008 01.04.
2008 01.07.
2008 01.10.
2008 01.01.
2009 01.04.
2009 01.07.
2009
1 ОАО "Национальное бюро кредитных историй" 35,61% 35,92% 32,50% 36,20% 36,02% 35,89% 36,74%
2 ООО "Эквифакс кредит Сервисиз" 37,02% 37,04% 37,90% 36,74% 36,38% 36,21% 35,91%
3 ЗАО "Бюро кредитных историй Инфокредит" 12,42% 11,81% 11,79% 10,02% 9,74% 9,61% 9,45%
4 ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" 5,37% 5,90% 8,34% 8,08% 9,27% 9,42% 9,37%
5 Совокупная доля ЗАО "Бюро кредитных историй Инфокредит" и ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" 17,79% 17,71% 20,13% 18,10% 19,01% 19,03% 18,82%
6 ООО "Кредитное бюро Русский Стандарт" 5,56% 5,57% 5,75% 5,63% 5,49% 5,25% 5,04%
7 ООО "Восточное бюро кредитных историй" 1,79% 1,67% 1,62% 1,46% 1,32% 1,88% 1,80%
8 ЗАО "Республиканское бюро кредитных историй" 1,01% 0,90% 0,89% 0,76% 0,70% 0,69% 0,65%
9 Каждое из иных 26 бюро кредитных историй менее 1%
Итого 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Таким образом, на протяжении всего исследуемого периода рынок информационных услуг БКИ является высококонцентрированным: коэффициент рыночной концентрации CR3 превышает 80%, коэффициент рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) превышает 2700.
К основным обстоятельствам, препятствующим, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке информационных услуг БКИ, относятся следующие.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о кредитных историях хозяйствующий субъект вправе осуществлять деятельность в качестве бюро кредитных историй только после внесения записи о нем в государственный реестр бюро кредитных историй.
При этом внесение записи о бюро кредитных историй в указанный реестр возможно при выполнении определенных условий, в том числе подтверждении соответствия требованиям, устанавливаемым ФСФР России к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй.
За исследуемый период ФСФР России было зарегистрировано только 4 (четыре) бюро кредитных историй. При этом период между регистрацией первых двух и последних двух бюро кредитных историй составил около 10 месяцев.
Кроме того, потенциальные участники ограничены в получении информации, составляющей кредитную историю, в силу отсутствия в Законе о кредитных историях требования о предоставлении подобной информации в более чем одно бюро кредитных историй.
Полученные ФАС России данные свидетельствуют о том, что нередко кредитные организации (основные источники формирования кредитных историй) отказываются от заключения договоров на оказание информационных услуг с региональными бюро кредитных историй, несмотря на то, что часть 1 статьи 5 Закона о кредитных историях допускает заключение указанных договоров с несколькими бюро кредитных историй.
Наконец, отдельные опрошенные бюро кредитных историй отмечают существование экономически оправданного минимального количества кредитных историй, необходимого для окупаемости деятельности бюро кредитных историй, что в свою очередь обуславливает тенденцию к консолидации на рынке информационных услуг БКИ.
Учитывая изложенное, ФАС России пришел к заключению, что барьеры входа на рассматриваемый рынок являются трудно преодолимыми и появление новых участников, способных в короткое время составить конкуренцию крупнейшим бюро кредитных историй, является маловероятным.
Коэффициенты рыночной концентрации CR3 и Герфиндаля-Гиршмана, относящиеся к исследуемому периоду, позволяют сделать вывод о том, что рынок информационных услуг БКИ относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
Данный вывод подтверждается также существованием на указанном рынке таких бюро кредитных историй, которые созданы исключительно для выполнения требования части 3 статьи 5 Закона о кредитных историях, согласно которому кредитные организации обязаны представлять всю информацию, составляющую кредитную историю, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй.
При этом анализ поведения хозяйствующих субъектов на рынке информационных услуг БКИ свидетельствует о том, что отдельные бюро кредитных историй устанавливают барьеры в получении пользователями кредитных историй кредитных отчетов за счет установления высокой стоимости своих информационных услуг. Подобное рыночное поведение характерно, в том числе для ЗАО "БКИ Инфокредит" и ООО "Кредитное бюро Русский Стандарт", являющихся соответственно четвертым и пятым крупнейшими игроками на рассматриваемом рынке.
Кроме того, существенными факторами, сдерживающими развитие конкуренции на рынке информационных услуг БКИ, является отсутствие возможности обмена информацией, составляющей кредитую историю, между бюро кредитных историй, а также отсутствие в Законе о кредитных историях требования о предоставлении подобной информации в несколько бюро кредитных историй. Данные факторы были отмечены как наиболее серьезные препятствия абсолютным большинством опрошенных бюро кредитных историй.
Перспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке информационных услуг БКИ свидетельствует о том, что в результате совершения заявленной в ходатайстве сделки данный рынок останется высококонцентрированным. При этом коэффициенты рыночной концентрации повысятся: коэффициент CR3 составит более 90%, коэффициент Герфиндаля-Гиршмана составит более 3000.
Количество крупных хозяйствующих субъектов на рынке информационных услуг БКИ сократится с 4 (четырех) до 3 (трех), и такое сокращение является существенным.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции.
С учетом ценового поведения ЗАО "БКИ Инфокредит" и ООО "Кредитное бюро Русский Стандарт" существует также вероятность изменения ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" своей тарифной политики по аналогии с указанными бюро кредитных историй в случае приобретения Сбербанком России ОАО 50% голосующих акций ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс".
Проведенный анализ свидетельствует о том, что основной причиной лидерства указанных в Таблице № 1 бюро кредитных историй является участие в их уставном капитале кредитных организаций, занимающих существенную долю на рынке кредитования.
В этой связи ФАС России обращает внимание, что согласно представленной в ходатайстве информации и данным, размещенным на сайте Банка России, доля кредитов, предоставленных Сбербанком России ОАО, в общем объеме кредитов, предоставленных кредитными организациями на территории Российской Федерации, составляет около 40%. Более подробные данные по состоянию на 01.06.2009 приведены в Таблице № 2.
Таблица № 2
№ п/п Показатель Доля Сбербанка России ОАО
1 Кредиты, предоставленные организациям и физическим лицам 42%
2 Кредиты, предоставленные организациям 43%
3 Кредиты, предоставленные физическим лицам 39%

Следовательно, потенциально доля ЗАО "БКИ Инфокредит" на рынке информационных услуг БКИ может быть существенно больше значений, указанных в Таблице № 1. В случае передачи Сбербанком России ОАО информации, составляющей кредитную историю, исключительно в ЗАО "БКИ Инфокредит" и ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" совокупная рыночная доля данных бюро кредитных историй может превысить рыночные доли ОАО "Национальное бюро кредитных историй" и ООО "Эквифакс кредит Сервисиз".
Кроме того, совершение заявленной в ходатайстве сделки создает благоприятные предпосылки для координации действий крупных хозяйствующих субъектов на рынке информационных услуг БКИ, а также может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на рынке кредитования в связи с инфраструктурным характером рынка информационных услуг БКИ по отношению к рынку кредитования.
Таким образом, совершение заявленной в ходатайстве сделки приведет к ограничению конкуренции на рынке информационных услуг БКИ.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23, пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба приняла решение об удовлетворении ходатайства о приобретении Сбербанком России ОАО 50% голосующих акций ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" с одновременной выдачей Сбербанку России ОАО предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке информационных услуг БКИ.
Данное решение действует только в совокупности с предписанием от 30.09.2009 № АК/34193.



А.Б. Кашеваров


АК/34193 от 30.09.2009

ПРЕДПИСАНИЕ

Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев ходатайство о приобретении Сбербанком России ОАО (место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова д. 19; основной вид деятельности - банковская деятельность) 50% голосующих акций ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" (место нахождения: 127006, г. Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1; основной вид деятельности - формирование, обработка и хранение кредитных историй; предоставление кредитных отчетов) (далее - ходатайство) и на основании проведенного анализа установила, что совершение сделки может привести к ограничению конкуренции на рынке информационных услуг по предоставлению кредитных отчетов по сформированным кредитным историям.
В связи с этим, в соответствии с Решением по результатам рассмотрения ходатайства от 30.09.2009 № АК/34192, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральная антимонопольная служба,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Сбербанку России ОАО:
1. Уведомить ФАС России в течение 15 (пятнадцати) дней с момента совершения сделки о приобретении 50% голосующих акций ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс".
2. Обеспечить в течение 1 (одного) года с момента выдачи настоящего предписания сохранение тарифов на информационные услуги, оказываемые ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" пользователям кредитных историй, на уровне, установленном на момент подачи ходатайства, в том числе в случае присоединения к указанному бюро кредитных историй ЗАО "БКИ Инфокредит".
3. В течение 3 (трех) лет с момента выдачи настоящего предписания предоставлять в ФАС России сведения, заверенные в установленном порядке, о количестве кредитных историй, переданных в бюро кредитных историй в течение каждого квартала соответствующего года, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным (с указанием наименований бюро кредитных историй, в которые переданы кредитные истории).

Федеральная антимонопольная служба отмечает, что невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа является основанием для привлечения к ответственности в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о защите конкуренции неисполнение предписания антимонопольного органа является основанием для признания соответствующих сделок недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.



А.Б. Кашеваров
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь