Поведенческие условия, выданные ФАС России ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер"

25 октября 2006, 14:33
ОАО "Российские железные дороги"

Новая Бассманная ул., д.2,
г.Москва, 107174


ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон) ФАС России рассмотрел уведомление ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.; основные виды деятельности - оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с представлением этой инфраструктуры (ее элементов), перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги), автономной некоммерческой организации "Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 4-6; основные виды деятельности - оказание информационных, консультационных, организационных, управленческих, правовых и иных услуг; разработка методологии и рекомендаций по вопросам структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также участие в их реализации) о создании ОАО "ТрансКонтейнер" (107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д.12; основные виды деятельности организация перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание, предоставление в пользование экспедиторам и грузовладельцам вагонов и контейнеров для перевозки грузов), а также представленные документы и информацию, и на основании проведенного анализа установил следующее.
Из представленных ОАО "РЖД" материалов следует, что дочернее по отношению к ОАО "РЖД" общество ОАО "ТрансКонтейнер" владеет подвижным составом, контейнерами, перевозчиком не является, кода перевозчика согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) не имеет, а оказывает грузоотправителям, грузополучателям лишь "услуги по организации перевозок". Согласно с положениями статьи 2 Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" деятельность ОАО "ТрансКонтейнер" в части предоставления вагонов, контейнеров для осуществления перевозок соответствует функциям оператора подвижного состава. В то же время решением совета директоров ОАО "РЖД" (перевозчика, собственника инфраструктуры) от 28.12.2005 (протокол №17) на баланс операторской компании ОАО "ТрансКонтейнер" переданы контейнерные терминалы, входящие в технологический комплекс 47-ми крупнейших железнодорожных станций инфраструктуры путей общего пользования, открытые по соответствующим пунктам Тарифного руководства № 4 как места общего пользования, используемые для осуществления перевозок грузов по публичному договору перевозки груза в части приема, выдачи груза, грузовых операций по осуществлению погрузки/выгрузки, хранения груза до выдачи грузополучателю, т.е. одному из участников конкурентного рынка переданы активы, непосредственно связанные с деятельностью перевозчика и на момент создания ОАО "ТрансКонтейнер" отсутствующие у других участников рынка.
Анализ представленных документов показал, что создание ОАО "ТрансКонтейнер" может привести к ограничению конкуренции на рынке выполнения услуг по предоставлению подвижного состава и контейнеров под перевозку грузов железнодорожным транспортом; на рынке терминальной обработки грузов, следующих железнодорожным транспортом; на рынке транспортно - экспедиторского обслуживания, а также к ограничению доступа грузоотправителей грузов в контейнерах к услугам по перевозкам указанных грузов железнодорожным транспортом общего пользования и к ограничению доступа операторов подвижного состава, контейнеров к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в географических границах - Российская Федерация.
Возможность перечисленных выше ограничений конкуренции и ограничений доступа к услугам перевозчика и к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования усматривается из следующего:
из представленных материалов следует, что собственники вагонов, контейнеров (исключая ОАО "РЖД, ОАО "ТрансКонтейнер"), при необходимости отправления или приема собственных вагонов и контейнеров с/на железнодорожных станций контейнерные терминалы на которых переданы ОАО "ТрансКонтейнер" могут быть лишены непосредственного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Для обеспечения технической и коммерческой эксплуатации указанных вагонов, контейнеров собственников могут понуждать в обязательном порядке заключить договорные взаимоотношения с ОАО "ТрансКонтейнер".
При этом из законодательства о железнодорожном транспорте не следует, что организация, не являющаяся перевозчиком железнодорожным транспортом общего пользования (ОАО "ТрансКонтейнер"), обязана заключать подобные договоры со всеми обратившимися;
из представленных материалов также следует, что ОАО "ТрансКонтейнер", являясь участником конкурентного рынка, может получить возможности для контроля (в части исполнения функций перевозчика - прием заявок на перевозку грузов, ведение учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, прием накладных, прием и выдача грузов и т.д.) за хозяйственной деятельностью иных собственников подвижного состава, контейнеров, контейнерных терминалов при участии последних в перевозочном процессе с использованием подвижного состава, контейнеров, терминалов принадлежащих им на праве собственности (ином праве) на основе договорных взаимоотношений с перевозчиком.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 6 статьи 17 Закона о конкуренции, ФАС России принял решение выдать ОАО "РЖД" - перевозчику, владельцу инфраструктуры путей общего пользования предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
1. ОАО "РЖД" обеспечить для отправителей и получателей грузов в контейнерах, не пользующихся работами (услугами), оказываемыми ОАО "ТрансКонтейнер", возможность их непосредственного (без заключения предварительного договора с ОАО "ТрансКонтейнер") обращения к ОАО "РЖД" как перевозчику железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе на станциях, к которым примыкают контейнерные терминалы, принадлежащие ОАО "Трансконтейнер".
2. Условия взаимодействия (перечень работ/услуг) ОАО "РЖД" с иными операторами вагонов, контейнеров, должны быть аналогичны условиям взаимодействия (перечень работ/услуг) ОАО "РЖД" и ОАО "ТрансКонтейнер", при выполнении ОАО "ТрансКонтейнер" функций оператора вагонов, контейнеров.
3. ОАО "РЖД" обеспечить:
равные условия взаиморасчетов между ОАО "РЖД" - перевозчиком/собственником инфраструктуры и операторами вагонов, контейнеров при осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
сохранение на переданных ОАО "ТрансКонтейнер" контейнерных терминалах цен (тарифов) установленных ФСТ России для контейнерных терминалов являющихся местами общего пользования и функционирующих на условиях публичного договора;
обеспечить право грузоотправителя использовать по своему усмотрению для осуществления перевозок подвижной состав, контейнеры любого владельца подвижного состава, контейнеров при наличии возможности их эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования.
Неисполнение настоящего предписания ФАС России влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


ОАО "Трансконтейнер"

ул. Каланчевская д.6/2,
г. Москва


ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) ФАС России рассмотрел уведомление о создании двумя учредителями - ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул.Новая Басманная, д.2.; основные виды деятельности - оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с представлением этой инфраструктуры (ее элементов), перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги) и автономной некоммерческой организации "Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте" (107174, г.Москва, ул.Новая Басманная, д. 4-6; основные виды деятельности - оказание информационных, консультационных, организационных, управленческих, правовых и иных услуг; разработка методологии и рекомендаций по вопросам структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также участие в их реализации) ОАО "ТрансКонтейнер" (107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 12), а также представленные документы и информацию.
В ходе рассмотрения уведомления ФАС России установил, что согласно постановлению Правительства РФ от 20.12.2004 № 811 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" предусмотрена необходимость выделения из состава ОАО "РЖД" ряда дочерних акционерных обществ, осуществляющих грузовые перевозки (рефрижераторные, интермодальные перевозки и т.д.).
Из представленных ОАО "РЖД" материалов следует, что ОАО "ТрансКонтейнер" перевозчиком не является, кода перевозчика согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) не имеет, а оказывает грузоотправителям, грузополучателям лишь "услуги по организации перевозок", либо "транспортно-экспедиторские услуги" как и все остальные участники данного рынка. ОАО "ТрансКонтейнер" взаимодействует с перевозчиком (ОАО "РЖД") в статусе грузоотправителя либо плательщика по перевозке, как и все прочие собственники подвижного состава.
Решением совета директоров ОАО "РЖД" (перевозчика, собственника инфраструктуры) на баланс ОАО "ТрансКонтейнер" переданы контейнерные терминалы, входящие в технологический комплекс железнодорожных станций общего пользования, открытых по соответствующим пунктам Тарифного руководства № 4, как места общего пользования, работающие по публичному договору в части приема, выдачи груза, грузовых операций по осуществлению погрузки/выгрузки, хранения груза до выдачи грузополучателю.
На основании проведенного анализа ФАС России установил, что создание ОАО "ТрансКонтейнер" может привести к ограничению конкуренции на рынке выполнения услуг по предоставлению подвижного состава (контейнеров, фитинговых платформ) под перевозку грузов железнодорожным транспортом, рынке терминальной обработки грузов, следующих железнодорожным транспортом, транспортно экспедиторского обслуживания.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 12 Закона ФАС России принял решение выдать предписание ОАО "Трансконтейнер" о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
обеспечить недискриминационный (равный) доступ грузовладельцев к контейнерам, а владельцев собственных крупнотоннажных контейнеров к фитинговым платформам, переданным ОАО "Трансконтейнеру", при условии заключения соответствующего договора с ОАО "Трансконтейнер";
предоставить грузоотправителю возможность (по его волеизъявлению) оплаты причитающегося перевозчику (ОАО "РЖД") тарифа (по отправкам с контейнерных терминалов ОАО "Трансконтейнер") непосредственно перевозчику без заключения каких-либо договорных взаимоотношений с ОАО "Трансконтейнер";
обеспечить недискриминационный доступ грузополучателей/ грузоотправителей к услугам, выполняемым в соответствии с действующим законодательством на местах общего пользования, переданных ОАО "ТрансКонтейнер";
осуществлять расчеты за связанные с публичным договором перевозки грузов железнодорожным транспортом, работы, услуги, выполняемые от имени и по поручению перевозчика по ставкам, установленным для перевозчика;
обеспечить беспрепятственный въезд автотранспорта грузоотправителей/ грузополучателей для завоза и вывоза контейнеров на переданные ОАО "Трансконтейнер" терминалы, при условии соблюдения грузоотправителями/грузополучателями требований собственника контейнеров по обеспечению их сохранности и наличия соответствующего договора c собственником контейнера;
в срок до 10.10.2006 года утвердить перечень работ и услуг, выполняемых ОАО "ТрансКонтейнер" для грузополучателей (грузоотправителей) включаемый в договор транспортной экспедиции;
Одновременно, ФАС России сообщает, что неисполнение настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь