Решение и предписание ФАС России на уведомление ОАО "РЖД" и автономной некоммерческой организации "Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте" о создании ОАО "Первая грузовая компания"

05 марта 2008, 16:48
ОАО "РЖД"

ул. Новая Басманная, д. 2
107174, г. Москва

ОАО "Первая грузовая компания"
ул. Каланчевская, д.35,
107078, г. Москва

АГ/2361 от 07.02.2008



РЕШЕНИЕ

В соответствии со статьями 27, 31, 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела уведомление ОАО "РЖД" (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; основные виды деятельности - перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры) и автономной некоммерческой организации "Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте" (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 4-6 стр. 2; основные виды деятельности - оказание информационных, консультационных, организационных, управленческих, правовых и иных услуг; разработка методологии и рекомендаций по вопросам структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также участие в их реализации) о создании ОАО "Первая грузовая компания" (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 35; основные виды деятельности: организация перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание, предоставление в пользование перевозчику (перевозчикам), экспедиторам, грузовладельцам и грузоотправителям подвижного состава для перевозки грузов), а также представленные документы и информацию и на основании проведенного анализа установил следующее.

Созданное дочернее общество - ОАО "Первая грузовая компания" перевозчиком не является, кода перевозчика согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) не имеет, а оказывает грузоотправителям, грузополучателям лишь "услуги по организации перевозок". Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" деятельность ОАО "Первая грузовая компания" в части предоставления вагонов для осуществления перевозок соответствует функциям оператора подвижного состава.

Дочернему обществу ОАО "Первая грузовая компания" передается в уставный капитал совокупное количество подвижного состава ОАО "РЖД", сопоставимое с общим количеством (в единицах) подвижного состава прочих собственников подвижного состава, осуществляющих операторскую хозяйственную деятельность с использованием указанного подвижного состава как в географических границах Российской Федерации, так и государств СНГ и Балтии - 200 250 грузовых вагонов, которые могут быть задействованы на конкурентном рынке услуг по предоставлению вагонов грузоотправителям. При этом на передаваемом дочернему обществу подвижном составе сохраняется существующая нумерация вагонов инвентарного парка перевозчика (ОАО "РЖД").

При создании ОАО "Первая грузовая компания" предусматривается поэтапный переход к самостоятельному управлению всеми грузовыми вагонами, внесенными в уставный капитал компании. Согласно представленным документам вагоны, вносимые ОАО "РЖД" в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества, в течение переходного периода останутся во владении и пользовании ОАО "РЖД" с заключением между сторонами соответствующего договора. Находясь под управлением ОАО "РЖД", вагоны ОАО "Первая грузовая компания" будут использоваться перевозчиком на условиях общего парка. Поэтапное изъятие вагонов в непосредственное оперирование ОАО "Первая грузовая компания" должно быть полностью завершено до конца 2009 года, что определяет срок действия договора, исчисляемого с момента внесения вагонного парка ОАО "РЖД" в уставный капитал ОАО "Первая грузовая компания". В течение этого периода все рассматриваемые вагоны должны перейти во владение ОАО "Первая грузовая компания".

Предусматривается установление для ОАО "РЖД" фиксированных ставок за пользование вагонами дочернего общества. Размер ставки определен на основе данных о фактически полученных ОАО "РЖД" размерах вагонной составляющей провозного тарифа и других платах за пользование предполагаемыми к передаче вагонами.

ОАО "РЖД" и ОАО "Первая грузовая компания" согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19.07.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" и статье 9 Закона о защите конкуренции составляют одну группу лиц, так как ОАО "РЖД" обладает более, чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале ОАО "Первая грузовая компания" (договор о создании ОАО "Первая грузовая компания" от 18.07.2007 № 715).

Установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействия) также и группы лиц.

В совокупности ОАО "РЖД" и дочернее общество ОАО "Первая грузовая компания" владеют более, чем 65% вагонного парка, приписанного к железнодорожным станциям Российской Федерации.

Анализ представленных документов показал, что создание ОАО "РЖД" дочернего общества ОАО "Первая грузовая компания", в том числе при отсутствии правовых основ деятельности физических/юридических лиц, владеющих вагонами, контейнерами на праве собственности и/или на ином законном праве и осуществляющих операторскую хозяйственную деятельность на основании договоров с перевозчиком, может создать дискриминационные условия иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную с ОАО "Первая грузовая компания" деятельность и привести к ограничению конкуренции на рынке выполнения услуг по предоставлению подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом, на рынке транспортно-экспедиторского обслуживания грузов, следующих железнодорожным транспортом, а также к ограничению доступа грузоотправителей/грузополучателей к услугам перевозчика (ОАО "РЖД") по перевозкам грузов в вагонах перевозчика железнодорожным транспортом общего пользования, ограничению доступа и созданию условий дискриминационного доступа собственников/арендаторов подвижного состава к работам/услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в географических границах - Российская Федерация и стран СНГ и Балтиии.

Возможность создания перечисленных выше дискриминационных условий, ограничений конкуренции, препятствий доступу к услугам перевозчика и к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования усматривается из следующего:

- сохранение существующей нумерации вагонов инвентарного парка перевозчика (ОАО "РЖД") на передаваемом дочернему обществу подвижном составе освобождает дочернее общество ОАО "Первая грузовая компания" от финансовых затрат, связанных с обязательной для всех прочих собственников подвижного состава процедурой перерегистрации вагонов в Росжелдор, нанесением на вагоны новых восьмизначных номеров с признаком собственности, обозначаемой цифрой "5", припиской вагонов к станциям инфраструктуры ОАО "РЖД", а также от убытков из-за недополученных от грузовладельцев объемов грузов, объективно возникающих в результате вынужденного простоя вагонов в период их перерегистрации и нанесения новых номеров, в отличие от условий ведения операторской хозяйственной деятельности иных, не аффилированных с ОАО "РЖД" (не входящих в одну с ОАО "РЖД" группу лиц) собственников подвижного состава;
- передача дочернему по отношению к ОАО "РЖД" обществу ОАО "Первая грузовая компания" в уставный капитал совокупного количества подвижного состава ОАО "РЖД", сопоставимого с общим количеством (в единицах) подвижного состава всех прочих собственников подвижного состава, осуществляющих операторскую хозяйственную деятельность с использованием аналогичного подвижного состава. Сокращается парк подвижного состава перевозчика. Вместе с тем, статьей 12 Федерального закона № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрена обязанность перевозчика владеть подвижным составом (вагонами) для осуществления перевозок в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых перевозчиком. При этом доминирующий перевозчик ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности "в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования".

Передача ОАО "РЖД" в уставный капитал ОАО "Первая грузовая компания" подвижного состава (вагонов) может создать условия для не предоставления перевозчиком подвижного состава грузоотправителю (его представителю) для осуществления перевозок на условиях установленных для вагонов перевозчика (вагонов общего парка), чем будут ограничиваться права грузоотправителей (их представителей);

- передача дочернему по отношению к ОАО "РЖД" обществу ОАО "Первая грузовая компания" в уставный капитал совокупного количества подвижного состава ОАО "РЖД" сопоставимое с общим количеством (в единицах) подвижного состава всех прочих собственников подвижного состава, осуществляющих операторскую хозяйственную деятельность с использованием указанного подвижного состава, выводит на рынок услуг по предоставлению вагонов грузоотправителю, рынок оказания пользователям экспедиторских и иных, связанных с перевозками грузов услуг, организацию, входящую в одну с ОАО "РЖД" группу лиц, способную занять доминирующее положение на указанных рынках.

На основании изложенного, ФАС России принял к сведению уведомление о создании дочернего общества ОАО "РЖД" ОАО "Первая грузовая компания", принял решение выдать группе лиц в составе ОАО "РЖД"; ОАО "Первая грузовая компания" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и недопущение создания дискриминационных условий для физических/юридических лиц, владеющих вагонами на праве собственности и/или на ином законном праве и осуществляющих операторскую хозяйственную деятельность на основании договоров с перевозчиком, а также на обеспечение права грузоотправителя использовать по своему усмотрению для осуществления перевозок подвижной состав как перевозчика, так и любого иного собственника/арендатора подвижного состава (при наличии возможности его эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования) и соблюдение требований, предъявляемых к перевозчику статьей 12 Федерального закона от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Настоящее решение действует только в совокупности с указанным предписанием.


А.Н. Голомолзин


АГ/2362 от 07.02.2008


ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии со статьями 27, 31, 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела уведомление ОАО "РЖД" (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; основные виды деятельности - перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры) и автономной некоммерческой организации "Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте" (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 4-6 стр. 2; основные виды деятельности - оказание информационных, консультационных, организационных, управленческих, правовых и иных услуг; разработка методологии и рекомендаций по вопросам структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также участие в их реализации) о создании ОАО "Первая грузовая компания" (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 35; основные виды деятельности организация перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание, предоставление в пользование перевозчику (перевозчикам), экспедиторам, грузовладельцам и грузоотправителям подвижного состава для перевозки грузов).

Руководствуясь подпунктом "н" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, ФАС России предписывает группе лиц в составе: ОАО "РЖД" - перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, ОАО "Первая грузовая компания" - собственник/арендатор подвижного состава, оператор железнодорожного подвижного состава, транспортный экспедитор обеспечить совершение следующих действий, направленных на обеспечение конкуренции и недопущение создания дискриминационных условий для грузоотправителей, грузополучателей, транспортных экспедиторов, физических/юридических лиц, владеющих вагонами, контейнерами на праве собственности и/или на ином законном праве, а именно:

1. До момента, пока ОАО "РЖД" и дочернее общество ОАО "РЖД" ОАО "Первая грузовая компания" входят в одну группу лиц и занимают доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению подвижного состава (вагонов) для перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, при поступлении к перевозчику (ОАО "РЖД") заявок на осуществление перевозки в вагонах перевозчика (принадлежность - "П") и отсутствии у перевозчика вагонов для исполнения указанной заявки на перевозку обеспечить условия использования перевозчиком вагонов дочернего общества ОАО "Первая грузовая компания" для осуществления указанных перевозок на условиях, установленных для вагонов перевозчика (общего парка).

2. ОАО "РЖД" не допускать передачу в пользу дочернего общества ОАО "Первая грузовая компания" своих полномочий и функций, выполняемых в обязательном порядке на основании Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности собственника инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, перевозчика, предоставляющих дочернему обществу ОАО "Первая грузовая компания" информационный и/или административный контроль (или дающих возможность установления такого контроля) над деятельностью иных физических/юридических лиц, хозяйствующих субъектов, не аффилированных с ОАО "РЖД" и оказывающих аналогичные с ОАО "Первая грузовая компания" работы/услуги;

3. ОАО "РЖД" обеспечить соблюдение права грузоотправителя использовать по своему усмотрению для осуществления перевозок подвижной состав, как перевозчика, так и любого иного собственника/арендатора подвижного состава (при наличии возможности его эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования) на равных (недискриминационных) условиях с ОАО "Первая грузовая компания".

4. В случае обращения к ОАО "РЖД" (перевозчику, собственнику инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) собственников/арендаторов и/или операторов вагонов (контейнеров), транспортных экспедиторов, обеспечить условия взаимодействия (в т.ч. перечень работ/услуг, их стоимость) между ОАО "РЖД" (перевозчиком, собственником инфраструктуры) и обратившимися собственниками/арендаторами и/или операторами вагонов (контейнеров), транспортными экспедиторами на аналогичных условиях взаимодействия между ОАО "РЖД" и дочерним обществом ОАО "Первая грузовая компания" при выполнении ОАО "Первая грузовая компания" функций собственника/арендатора и/или оператора вагонов (контейнеров), транспортного экспедитора.

5. В организациях, принадлежащих ОАО "РЖД" либо входящих с ОАО "РЖД" в одну группу лиц, обеспечить до окончательной реализации графика вывода из ОАО "РЖД" организаций, осуществляющих конкурентные виды деятельности, поддержание уровня цен на работы и услуги по выполнению плановых и внеплановых видов ремонта подвижного состава дочернего общества ОАО "Первая грузовая компания", а также собственников подвижного состава, не входящих с ОАО "РЖД" в одну группу лиц, не выше уровня цен на одноименные виды ремонта подвижного состава, принадлежащего ОАО "РЖД", в условиях одинаковых затрат на необходимые для ремонта материально-технические ресурсы.

6. Обеспечить равный (недискриминационный) доступ грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторских организаций, иных заинтересованных лиц к работам/услугам, оказываемым ОАО "Первая грузовая компания" (до момента прекращения контроля ОАО "РЖД" над хозяйственной деятельностью дочернего общества ОАО "Первая грузовая компания" или до момента предоставления ОАО "РЖД" доказательств того, что группа лиц ОАО "РЖД" не занимает доминирующего положения на соответствующих товарных рынках).

7. При исполнении ОАО "Первая грузовая компания" по агентскому договору с ОАО "РЖД" функций перевозчика, собственника инфраструктуры сохранение для пользователей услуг ставок, сборов, плат, установленных для ОАО "РЖД" и регулируемых государством.

Неисполнение настоящего предписания ФАС России влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


А.Н. Голомолзин









Голополосов 252-70-00
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь