Решение и предписание в отношении Федерального агентства по образованию

31 марта 2009, 17:32
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/115-08

"12" марта 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
члены Комиссии:
Нижегородцев Т.В. - начальник Управления контроля социальной сферы и торговли;
Лаврова Н.Ю. - заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Ковалин А.В. - заместитель начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Мусиев Р.А. - главный специалист отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Локотилова А.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Курандина В.В. - консультант отдела судебной работы Правового управления
в присутствии представителей:
Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) Линской Ю.В. (доверенность от 11.02.2009 № АФ-62/02); Федерального агентства по образованию (далее - Рособразование) Талонова А.В. (доверенность от 25.02.2009 № 13-376);
Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" (далее - ФГУ "Интеробразование") Быкова А.А. (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.06.1999 № 57-03), Корзинина К.Л. (доверенность от 26.02.2009 № 131/01-01);
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), Бондаренко Д.В. (доверенность № б/н от 05.03.2009),
рассмотрев дело N 1 15/115-08 по признакам нарушения Министерством образования и науки Российской Федерации (125993, Москва, ГСП-3, ул. Тверская
д. 11) и Федеральным агентством по образованию (115998, Москва, М-93, ГСП-8, ул. Люсиновская, д.51) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
ФАС России на основании приказов от 14.10.2008 № 397, от 30.10.2008 № 430, от 30.10.2008 № 431, от 13.11.2008 № 447 в период с 16.10.2008 по 05.12.2008 проведены контрольные мероприятия по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства Рособрнадзором, ФГУ "Интеробразование" и Некоммерческим партнерством содействия развитию образования "Магистр".
По результатам проверки было установлено следующее.
Рособразованием в 2005 году утвержден Устав Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" (далее - Устав). В Устав Рособразованием включены положения (подпункт 2.2.3 пункта 2.2 и подпункт 2.3.10 пункта 2.3), согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закреплены отдельные функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 (далее - Положение о Рособрнадзоре).
Минобрнауки России в соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 280 (далее - Положение о Минобрнауки России), осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Рособрнадзора и Рособразования.
По итогам контрольных мероприятий ФАС России приказом от 31.12.2008 № 593 возбудил в отношении Минобрнауки России и Рособразования дело № 1 15/115-08 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, и установила следующее:
В соответствии с пунктом 14 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, в частности, относится определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов за счет заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (далее - Закон о высшем образовании) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года, далее - Гаагская конвенция). Гаагская конвенция вступила в силу в Российской Федерации 31.05.1992.
Документы (в том числе об образовании) с проставленным на них апостилем действительны на территории стран - участниц Гаагской конвенции без дополнительной легализации. Для того чтобы российские документы об образовании могли быть использованы на территории государств, не участвующих в Гаагской конвенции, их необходимо легализовать в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Гаагской конвенции Правительство Российской Федерации постановлением от 21 июля 1998 № 810 наделило Рособрнадзор полномочием по проставлению апостиля на подлинниках российских документов об образовании.
Рособранадзор согласно подпункту 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Рособрнадзоре осуществляет подтверждение за счет средств заявителя документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставление апостиля на таких документах, а также признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, а также выдачу соответствующих свидетельств.
Согласно письму Рособрнадзора от 13.11.2008 № 05-51-888/эав обладатели российских документов об образовании или их представители подают в ФГУ "Интеробразование" комплект документов, необходимый для подтверждения российских документов об образовании, ученых степенях и званиях. ФГУ "Интеробразование" в соответствии с пунктом 2 Приказа Минобразования от 31.01.2003 № 324 "Об упорядочении проставления апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях" (далее - Приказ Минобразования № 324) осуществляет техническую экспертизу представленных документов, включающую проверку подлинности оригиналов документов, правильности их заполнения, правомерности выдачи российских документов об образовании учебным заведением.
В настоящее время деятельность по признанию и установлению в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, а также выдача соответствующих свидетельств по результатам такой деятельности осуществляется в соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 года, далее - Лиссабонская конвенция). Лиссабонская Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 04.05.2000 № 65-ФЗ "О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе".
В соответствии со статьей 1 Лиссабонской конвенции под признанием иностранных документов об образовании понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности. Согласно пункту 2 статьи 23 Закона о высшем образовании под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.
Приказом Минобразования № 324 функции по техническому обеспечению комплекса мер по процедуре подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании возложены на ГУ "Интеробразование" (приказом Федерального агентства по образованию от 28.04.2005 № 333 ГУ "Интеробразование" переименовано в ФГУ "Интеробразование").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 № 64-р утвержден перечень федеральных государственных учреждений, подведомственных Рособразованию. Согласно указанному перечню Государтственное учреждение "Центр международной образовательной деятельности" (в настоящее время - ФГУ "Интеробразование") находится в ведении Рособразования.
Согласно письму Рособрнадзора от 13.11.2008 № 05-51-888/эав обладатели иностранных документов об образовании или их представители подают в ФГУ "Интеробразование" пакет документов для проведения процедуры признания иностранных документов об образовании. ФГУ "Интеробразование" в соответствии с пунктом 2 Приказа Минобразования № 324 осуществляет техническую экспертизу представленных документов, включающую проверку их комплектности, правильности оформления и подлинности.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ФГУ "Интеробразование" имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с действующим законодательством. ФГУ "Интеробразование" имеет Разрешение Рособразования № 0739145600 (Генеральное разрешение № 073004) от 30.03.2005 на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства. Из представленных ФГУ "Интеробразование" документов финансовой отчетности за период с 01.01.2007 по 01.10.2008 (балансы главного распорядителя, получателя средств бюджета; отчеты о финансовых результатах деятельности) следует, что ФГУ "Интеробразование" в период с 01.01.2007 по 01.10.2008 осуществляло приносящую доход деятельность.
В понимании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФГУ "Интеробразование" является хозяйствующим субъектом.
Согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Устава одной из основных целей деятельности ФГУ "Интеробразование" является подтверждение признания и эквивалентности документов об образовании, проведение экспертизы ранее выданных документов об образовании.
В соответствии с подпунктом 2.3.10 пункта 2.3 Устава одной из задач деятельности ФГУ "Интеробразование" является осуществление нострификации документов об образовании (подтверждение признания и эквивалентности), в том числе перевод документов с русского языка на иностранные языки и с иностранных языков на русский язык; проставление апостиля на документах об образовании.
Таким образом, в Устав Рособразованием включены положения подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3, согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закреплены отдельные функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Рособрнадзоре.
Устав утвержден Рособразованием в 2005 году. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" вступил в силу 26.10.2006. Вместе с тем, по состоянию на 12.03.2009 редакция Устава, утвержденная в 2005 году является действующей.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, учитывая изложенное, в вышеуказанных действиях Рособразования содержится нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Минобрнауки России в соответствии с пунктом 2 Положения о Минобрнауки России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Рособрнадзора и Рособразования.
Минобрнауки России не осуществило контроль деятельности Рособразования в части недопущения осуществления им действий, выразившихся в закреплении в Уставе положений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3.


Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 1 15-115/08 факт нарушения Минобрнауки России части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не подтвердился.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Федеральное агентство по образованию нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции" путем включения в Устав Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" положений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3, согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закрепляются функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300.
2. Выдать Федеральному агентству по образованию предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. В связи с отсутствием нарушения Министерством образования и науки Российской Федерации части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 1 15/115-08 в отношении Министерства образования и науки Российской Федерации прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


Председатель Комиссии Кашеваров А.Б.

члены Комиссии: Нижегородцев Т.В.

Лаврова Н.Ю.

Ковалин А.В

Мусиев Р.А

Локотилова А.В.

Курандина В.В.

ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ № 1 15/115-08

"12" марта 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
члены Комиссии:
Нижегородцев Т.В. - начальник Управления контроля социальной сферы и торговли;
Лаврова Н.Ю. - заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Ковалин А.В. - заместитель начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Мусиев Р.А. - главный специалист-эксперт отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Локотилова А.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Курандина В.В. - консультант отдела судебной работы Правового управления;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "12" марта 2009 г. по делу № 1 15/115-08 о нарушении Федеральным агентством по образованию (ул. Люсиновская, д. 51, Москва, М-93, ГПС-8, 117997) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",



ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному агентству по образованию в срок до 30.04.2009 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в Устав Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" (далее - Устав) положений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3, согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закрепляются функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300, путем исключения указанных положений из Устава.
2. Согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов юридических лиц приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию (далее - регистрирующий орган), о таких изменениях.
В этой связи, Федеральному агентству по образованию в течение 7 рабочих дней со дня выполнения пункта 1 настоящего предписания в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представить в соответствующий регистрирующий орган документы в целях осуществления государственной регистрации изменений, внесенных в Устав в соответствии с пунктом 1 настоящего предписания.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 05.06.2009 , представив в ФАС России доказательства, подтверждающие его исполнение.


Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Председатель Комиссии Кашеваров А.Б.


Члены Комиссии: Нижегородцев Т.В.

Лаврова Н.Ю.

Ковалин А.В.

Мусиев Р.А..

Локотилова А.В.
Курандина В.В





Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь