Решение ФАС России по делу № 1 15/84-09 в отношении Федерального агентства по туризму

24 июля 2009, 12:02
Тип документа:
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/84-09

"10" июля 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
члены Комиссии:
Нижегородцев Т.В. - начальник Управления контроля социальной сферы и торговли;
Золотухина И.А. - начальник отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Ковалин А.В. - заместитель начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Мусиев Р.А. - главный специалист - эксперт отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Зиновьев С.В. - главный специалист - эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления;
в присутствии представителей:
Федерального агентства по туризму (далее - Ростуризм) Арахамия И.В. (доверенность от 03.07.2009 № 18/АР),
рассмотрев дело № 1 15/84-09 по признакам нарушения Федеральным агентством по туризму (107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:
ФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства Ростуризмом. По результатам контрольного мероприятия составлен акт с предписанием Ростуризму устранить в срок до 27.06.2008 выявленные признаки нарушения Закона о защите конкуренции. Ростуризм письмом от 26.06.2008 № 2065/НШ сообщил, что считает выводы, содержащиеся в Акте, необоснованными и не соответствующими законодательству Российской Федерации.
В этой связи на основании приказа от 21.05.2009 № 316 ФАС России возбудил дело № 1 15/84-09 в отношении Ростуризма по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в фактической передаче лномочий по формированию списка туристических организаций, работающих в рамках безвизового обмена с Китайской Народной Республикой, некоммерческому партнерству "Объединение международной интеграции в туризме "Мир без границ" (далее - НП "Мир без границ").
Основанием для возбуждения ФАС России указанного дела послужило следующее.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики заключено Соглашение от 29.02.2000 о безвизовых групповых туристических поездках (далее - Соглашение). В соответствии со статьей 3 Соглашения органами, осуществляющими управление и отвечающими за выполнение настоящего Соглашения (далее - органы координации), являются со стороны Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и уполномоченные им органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Соглашения органы координации сторон в пределах своей компетенции определяют туристические организации, имеющие право на направление туристических групп, состоящих из граждан своего государства, и прием туристических групп, состоящих из граждан другого государства.
На время проведения ФАС России контрольного мероприятия действовал утвержденный приказом Ростуризма от 15 мая 2006 г. № 74 Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка Ростуризм на основе поступивших заявлений формирует проект Списка туристических организаций и направляет его на согласование в Межведомственную комиссию по вопросам реализации Межправительственного соглашения (далее - Межведомственная комиссия).
28.11.2007 приказом от 28.11.2007 № 128 Ростуризм утвердил новый Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 (далее - новый Порядок).
В пункте 6 нового Порядка содержится аналогичная норма, в соответствии с которой Ростуризм на основе поступивших заявлений формирует проект Списка туристических организаций и направляет его на согласование в Межведомственную комиссию.
Вместе с тем, в письме Ростуризма от 11.05.2007 № 1129/АЯ заместителю директора Консульского департамента МИД России А.Г. Карлову сообщается, что вопросы упорядочения деятельности организаций, осуществляющих туристическую деятельность на данном (китайском) направлении в настоящее время регулируются Меморандумом о сотрудничестве между некоммерческим партнерством "Объединение международной интеграции в туризме "Мир без границ" и Китайской ассоциацией туристских компаний (далее - Меморандум).
В соответствии со статьей 4 Меморандума:
стороны обмениваются списками туристских организаций, желающих развивать сотрудничество между Россией и Китаем, устанавливают базовые принципы и подходы, на основании которых организации, входящие в эти списки обеспечивают взаимные поездки. Стороны передают эти списки в государственные туристские администрации.
В соответствии со статьей 7 Меморандума:
в случае несоблюдения туристскими организациями требований, перечисленных в статьях 5 и 6 Меморандума Стороны рассматривают вопрос об исключении данных туристских организаций из формируемого списка.
Таким образом, Ростуризм письмом от 11.05.2007 № 1129/АЯ информирует заместителя директора Консульского департамента МИД России А.Г. Карлова о том, что полномочия федерального органа исполнительной власти по координации деятельности в рамках Соглашения возложены на НП "Мир без границ", что содержит признаки нарушения Ростуризмом части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа государственной власти.
В ходе проведенного контрольного мероприятия также установлено, что Ростуризм направил начальнику Государственного управления Китайской Народной Республики по туризму Шао Цивею письмо от 03.08.2007 № 2786/ВС, в соответствии с которым сообщается, что общественное объединение российских туроператоров в лице НП "Мир без границ" определило перечень российских туристических организаций, готовых обеспечить высокое качество как на безвизовом, так и на визовом каналах.
Указанное письмо также содержит признаки нарушения Ростуризмом части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа государственной власти.

Таким образом, в действиях Ростуризма, выразившихся в фактической передаче полномочий по формированию Списка туристических организаций в рамках безвизового обмена с КНР НП "Мир без границ" путем направления писем от 11.05.2007 № 1129/АЯ и от 03.08.2007 № 2786/ВС содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела Ростуризм представил Комиссии письмо Ростуризма от 09.07.2009 № 1525/АЯ, направленное Руководителю Государственного Управления по делам туризма Китайской Народной Республики Шао Цивею, свидетельствующее об отмене информация, содержащейся в письме Ростуризма от 03.08.2007 № 2786/ВС относительно того, что НП "Мир без границ" определяет списки туристических организаций, работающих на безвизовом канале с КНР.
Также Ростуризм представил Комиссии письмо от 09.07.2009 № 1526/АР, направленное Ростуризмом Директору Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации А.Г. Карлову, свидетельствующее об отмене информации, содержащейся в письме Ростуризма от 11.05.2007 № 1129/ВС, в соответствии с которой вопросы упорядоченья деятельности организаций, осуществляющих туристическую деятельность на китайском направлении, регулируются Меморандумом о сотрудничестве между НП "Мир без границ" и Китайской ассоциацией туристских компаний.
Таким образом, в связи с добровольным устранением Ростуризмом нарушения антимонопольного законодательства по делу № 1 15/84-09 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:
1. Признать Федеральное агентство по туризму нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в фактической передаче полномочий Федерального агентства по туризму по формированию списка туристических организаций в рамках безвизового обмена с КНР некоммерческому партнерству "Объединение международной интеграции в туризме "Мир без границ" путем направления писем от 11.05.2007 № 1129/АЯ и от 03.08.2007 № 2786/ВС.
2. Прекратить рассмотрение дела № 1 15/84-09 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Федеральным агентством по туризму нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

члены Комиссии: Т.В. Нижегородцев

И.А. Золотухина

А.В. Ковалин

Р.А Мусиев

С.В.Зиновьев

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь