Постановление Федерального арбитражного суда московского округа по мировому соглашению между ФАС и ЕВРОЦЕМЕНТ груп

01 сентября 2006, 15:57
Подтип документа:
Федеральный арбитражный суд московского округа
Постановление №КА-А40/6069-06

г. Москва
25 августа 2006 года
Дело №А40-67098/05-92-591

Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой P.P.
при участии в заседании:
от заявителя: Скорохода М.А. - президента, приказ от 01.11.04 № 100-ЛС, протокол от 29.06.05, паспорт 45 04 079800, Фроловой О.И. - дов. от 06.07.06 № МС/06-157, паспорт 92 05 191781, Лаврова Д.Г. - дов. от 31.01.06 № МС/06-32, паспорт 40 03 740248, Григорова К.А. - дов. от 30.06.06 № МС/06-152, паспорт 07 05 543252, Чернышева ГЛ., адвоката, дов. от 31.01.06 № МС/06-31, уд. № 3656, per. №78/3808,

от заинтересованного лица: Цыганова А.Г., зам .руководителя, уд. ФВ №0150,
Доронина СВ. -дов. от 12.05.06 № ИА/7160, уд. № 002197, Сахно Е.В. - дов. от 24.01.06 № ИА/650, уд. № 003106,

рассмотрев 25 августа 2006 года, в судебном заседании ходатайство ФАС России - заинтересованного лица и ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" - заявителя об утверждении мирового соглашения по делу №А40-67098/05-92-591 Арбитражного суда города Москвы, рассмотренному по заявлению ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 11.10.05 № 1 05/227

УСТАНОВИЛ:
ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, Служба) от 11.10.05 № 1 05/227-05, которым общество признано нарушившим требования п.1 ст.5 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части установления монопольно высокой цены на цемент, и предписания от 11.10.05 № 1 05/227-05 об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением названного арбитражного суда от 17.01.06 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.04.06 отменил это решение суда и признал недействительными оспариваемые по делу акты ФАС России.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ФАС России подала кассационную жалобу, в которой просила его отменить как незаконное и необоснованное и оставить в силе решение суда первой инстанции.

До рассмотрения жалобы по существу от ФАС России и ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" поступило ходатайство об утверждении мирового соглашения.

Определением от 25.07.06 в утверждении мирового соглашения было отказано со ссылкой на отсутствие у антимонопольного органа полномочий на его заключение.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 23.08.06 отменил определение от 25.07.06 и передал дело в тот же судебный состав для повторного рассмотрения вопроса о возможности утверждения мирового соглашения.

В судебном заседании представители ФАС России и ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" поддержали заявленное ранее ходатайство об утверждении мирового соглашения.

В соответствии с ч. 2 ст. 138, ст. 190 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

Согласно ч.1, 2 ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и по любому делу, если иное не предусмотрено Кодексом и иным федеральным законом.

В силу ч. 3, 4 ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение подлежит утверждению судом, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представленный на утверждение суда кассационной инстанции проект мирового соглашения подписан 30.06.06 руководителем ФАС России Артемьевым И.Ю., действующим на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 № 331, и президентом ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Скороходом М.А.., действующим на основании Устава.

В нем констатировано, что в результате установления 1 мая 2005 года монопольно высокой цены на цемент Заявитель получил доход, подлежащий перечислению в федеральный бюджет.

Наряду с повышением цены на цемент до уровня монопольно высокой деятельность Заявителя имела определенный положительный социально-экономический эффект. В частности, увеличились налоговые поступления в бюджет, повысилась инвестиционная привлекательность отрасли, что привело к созданию новых рабочих мест.

Заявитель готов реализовать инвестиционную программу комплексной полномасштабной модернизации и технического перевооружения цементных предприятий на 2005-2010 годы на сумму более десяти миллиардов рублей.

Служба признала, что установленная Заявителем 1 мая 2005 года цена на цемент в силу действия объективных экономических факторов утратила признаки монопольно высокой цены.

В настоящее время установленная 1 мая 2005 года цена на цемент не является монопольно высокой. Заявитель не увеличивал цены в 2006 году. Несмотря на сезонное увеличение цен на рынке цемента, цена, по которой заявитель продает цемент, является более низкой, чем цена, фактически сложившаяся на рынке на момент подписания данного мирового соглашения. При этом, по данным Службы в среднем за шестилетний период (2000 - 2005 годы) во втором квартале цены сезонно повышаются на 14,5% к уровню цены первого квартала текущего года.

Сумма, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, по условиям мирового соглашения составила 267 млн. рублей.

Стороны констатировали, что в рамках данного дела в соответствии со ст. 15 ГК РФ и ст. 12 Закона о конкуренции Служба не устанавливала факт причинения Заявителем убытков хозяйствующим субъектам.

В целях повышения степени прозрачности деятельности группы лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", оптимизации товарных и финансовых потоков, увеличения налоговых поступлений в бюджеты регионов от деятельности предприятий, входящих в группу, Заявитель планирует осуществить реорганизацию заводов-производителей цемента, входящих в группу лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", в результате которой они при обретут статус территориально обособленных подразделений (филиалов) общества.

По условиям проекта мирового соглашения ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" приняло на себя следующие обязательства.

С момента вступления в силу мирового соглашения до 15 декабря 2006 года уплатить в федеральный бюджет 267 млн. рублей неосновательно полученного дохода. Указанная сумма подлежит уплате равными частями, первая из которых должна быть уплачена до 15 сентября 2006 года.

Заявитель обязался соблюдать требования антимонопольного законодательства и не допускать злоупотребления своим доминирующим положением на рынке цемента.

Заявитель (равно как его правопреемники) обязался в течение 3 лет с момента вступления в силу данного мирового соглашения не предпринимать необоснованных действий (бездействий), направленных на прекращение или ограничение производства цемента без предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Необоснованными признаются экономически или технологически необоснованные и (или) не основанные на требованиях федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актах действия (бездействия).

Заявитель (равно как его правопреемники) при заключении договоров на поставку цемента обязался обеспечивать всем покупателям недискриминационные ценовые условия, независимо от того, входят или не входят хозяйствующие субъекты, приобретающие цемент, в одну группу лиц с Заявителем. Установление различных цен может быть обусловлено экономическими, техническими и иными условиями, не противоречащими действующему законодательству.

Заявитель (равно как его правопреемники) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязался ежеквартально по требованию Службы представлять в федеральный антимонопольный орган информацию о текущих отпускных ценах на цемент и об объемах производства, поставки на рынок Российской Федерации и экспорта цемента, в натуральном и стоимостном выражении, с указанием географического региона поставки.

Заявитель (равно как его правопреемники и аффилированные лица) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязался уведомлять федеральный антимонопольный орган обо всех сделках, в результате совершения которых он получает право распоряжаться более чем 15 % акций, долей, иных прав участия, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности, либо 7% основных производственных средств и нематериальных активов российских и иностранных хозяйствующих субъектов, поставляющих на рынок Российской Федерации цемент.

Заявитель (равно как его правопреемники) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязался информировать антимонопольный орган об изменении состава группы лиц и положении группы лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" на рынке цемента.

Заявитель (равно как его правопреемники) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязался предварительно уведомлять Службу об увеличении цены на цемент, начиная с квартала, в котором было подписано мировое соглашение, более, чем на 5% в квартал по отношению к уровню цены предыдущего квартала. При расчете цен при первом повышении цены принимается во внимание фактическая рыночная цена, сложившаяся на момент подписания мирового соглашения.

Обсудив условия проекта мирового соглашения, выслушав доводы представителей сторон, суд кассационной инстанции считает возможным утвердить подписанное 30.06.06 ФАС России и ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" мировое соглашение, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, поскольку антимонопольным органом не установлены третьи лица, права которых нарушены. В связи с чем производство по делу подлежит прекращению по правилам п.4 ч. 1, ч. 2 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 150, ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:


Утвердить мировое соглашение, подписанное 30.06.06 руководителем ФАС России Артемьевым И.Ю., действующим на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 № 331, и президентом ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Скороходом М.А.., действующим на основании Устава, на следующих условиях.

2.1. В результате установления 1 мая 2005 года монопольно высокой цены на цемент Заявитель получил доход, подлежащий перечислению в федеральный бюджет.
Наряду с повышением цены на цемент до уровня монопольно высокой деятельность Заявителя имела определенный положительный социально-экономический эффект. В частности, увеличились налоговые поступления в бюджет, повысилась инвестиционная привлекательность отрасли, что привело к созданию новых рабочих мест.

Заявитель проинформировал Службу о готовности реализовать инвестиционную программу комплексной полномасштабной модернизации и технического перевооружения цементных предприятий на 2005-2010 годы на сумму более десяти миллиардов рублей.

Служба признает, что установленная Заявителем 1 мая 2005 года цена на цемент в силу действия объективных экономических факторов утратила признаки монопольно высокой цены.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ и ст.12 Закона о конкуренции Службой не устанавливался факт причинения Заявителем убытков хозяйствующим субъектам. В настоящее время установленная 1 мая 2005 года цена на цемент не является монопольно высокой. Стороны признают, что поскольку Заявитель не увеличивал цены в 2006 году, в том числе, несмотря на сезонное увеличение цен на рынке цемента, цена, по которой Заявитель продает цемент, является более низкой, чем цена, фактически сложившаяся на рынке на момент подписания настоящего Соглашения. При этом Стороны учитывают, что по данным Службы в среднем за шестилетний период (2000 - 2005 годы) во втором квартале цены сезонно повышаются на 14,5% к уровню цены первого квартала текущего года.

Сумма, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, составляет 267 000 000 (Двести шестьдесят семь миллионов) рублей.

2.2 Заявитель проинформировал службу о том, что в целях повышения степени прозрачности деятельности группы лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", оптимизации товарных и финансовых потоков, увеличения налоговых поступлений от деятельности предприятий, входящих в группу, в бюджеты регионов Заявитель планирует осуществить реорганизацию заводов-производителей цемента, входящих в группу лиц ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", в результате которой они при обретут статус территориально обособленных подразделений (филиалов) ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп".

3. Заявитель принимает на себя следующие обязанности:

3.1. Заявитель обязуется до 15 декабря 2006 года с момента вступления в силу мирового соглашения уплатить 267 млн.руб. в федеральный бюджет. Указанная сумма подлежит уплате двумя равными частями, первая из которых должна быть уплачена до 15 сентября 2006 года.

3.2. Заявитель обязуется соблюдать требования антимонопольного законодательства и не допускать злоупотребления своим доминирующим положением на рынке цемента.

3.3. Заявитель (равно как его правопреемники) обязуется в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения не предпринимать необоснованных действий (бездействий), направленных на прекращение или ограничение производства цемента без предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Необоснованными признаются экономически или технологически необоснованные и (или) не основанные на требованиях федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актах действия (бездействия).

3.4. Заявитель (равно как его правопреемники) при заключении договоров на поставку цемента обязуется обеспечивать всем покупателям недискриминационные ценовые условия, независимо от того, входят или не входят хозяйствующие субъекты, приобретающие цемент, в одну группу лиц с Заявителем. Установление различных цен может быть обусловлено экономическими, техническими и иными условиями, не противоречащими действующему законодательству.

3.5. Заявитель (равно как его правопреемники) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязуется ежеквартально по требованию Службы представлять в федеральный антимонопольный орган информацию о текущих отпускных ценах на цемент и об объемах производства, поставки на рынок Российской Федерации и экспорта цемента, в натуральном и стоимостном выражении, с указанием географического региона поставки.

3.6. Заявитель (равно как его правопреемники и аффилированные лица) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязуется уведомлять федеральный антимонопольный орган обо всех сделках, в результате совершения которых Заявитель получает право распоряжаться более чем 15 % акций, долей, иных прав участия, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности, либо 7% основных производственных средств и нематериальных активов российских и иностранных хозяйствующих субъектов, поставляющих на рынок Российской Федерации цемент.

3.7. Заявитель (равно как его правопреемники) обязуется в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения информировать антимонопольный орган об изменении состава группы лиц и положения группы лиц АОА "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" на рынке цемента.

3.8. Заявитель (равно как его правопреемники) в течение 3 лет с момента вступления в силу мирового соглашения обязуется предварительно уведомлять Службу об увеличении цены на цемент, начиная с квартала, в котором было подписано настоящее Соглашение, более, чем на 5% в квартал по отношению к уровню цены предыдущего квартала. При этом, при расчете цен при первом повышении цены в соответствии с настоящим пунктом принимается во внимание фактическая рыночная цена, сложившаяся на момент подписания мирового соглашения.

4. Мировое соглашение составлено в трех экземплярах. Два экземпляра предназначаются для Заявителя и Службы. Третий экземпляр приобщается к материалам судебного дела.

5. Мировое соглашение вступает в силу с момента его утверждения Федеральным арбитражным судом Московского округа.

6. Последствия утверждения мирового соглашения Сторонам разъяснены и понятны.

7. Решение и Предписание Службы от 11 октября 2005 г. по делу № 1 05/227-05 прекращают действие с момента утверждения судом мирового соглашения.

8. Служба признает, что мерами, предусмотренными мировым соглашением, Заявитель устраняет все негативные последствия вышеуказанного нарушения антимонопольного законодательства.

9. Стороны обязаны информировать друг друга о любых заявлениях.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь