Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа в отношении ОАО "РЖД"

29 апреля 2008, 13:26
Подтип документа:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ КА-А40/3 80-08

г. Москва
06 марта 2008 года
Дело № А40-11439/07-130-104
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2008 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В. судей Борзыкина M.B., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:

от заявителя Васильева А.В., дов. от 17.06.2007 №1192-ДП, паспорт 40 00 548747 от заинтересованного лица Пихтина К.А., дов. от 08.02.2008 №ИА/2489, уд. №0093, Пузыревского С.А., дов. от 14.01.2008 №ИА/301, уд. №0022
от третьего липа Беловой ME., дов. от 08.02.2008 №11, паспорт 32 00 784099, Демиденко В.И., дов. от 29.01.2008 №10-01. паспорт 32 04 456322 рассмотрев 28 февраля 2008 года в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Азот" - третье лицо и Федеральной антимонопольной службы - заинтересованного лица на постановление от 31.10.2007 № 09АП-11952/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Цымбаренко И.Б., по делу №А40-11439/07-130-104
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы,
третье лицо - открытое акционерное общество "Азот".

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 02.02.2007 поделу№1 10/1-07.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Азот" (далее - ОАО "Азот").
Решением названного арбитражного суда от 28.06.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.10.2007 отменил указанное решение суда и признал недействительными оспариваемые по делу решение и предписание ФАС России.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ФАС России и ОАО "Азот" подали кассационные жалобы, в которых просят его отменить как незаконное и необоснованное. При этом сослались на его несоответствие Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам. Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах. Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах,
В отзыве на жалобы ОАО "РЖД" возражало против их удовлетворения, считая обжалованное постановление апелляционного суда соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представители ФАС России и ОАО "Азот" поддержали жалобы по изложенным в них доводам. Представитель ОАО "РЖД" просил жалобы отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене обжалованное по делу постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым решением от
19.02.2007 по делу №1 10/1-07 ФАС России признала в действиях ОАО "РЖД" нарушение п.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в воспрепятствовании осуществлению деятельности ОАО "Азот". В решении указано, что с 10.08.2006 станция Предкомбинат прекратила принимать к перевозке аммиачную селитру, ссылаясь на телеграммы от 18.05.2006 №215 за подписью ДЦФТО Сарычева, от 19.08.2006 №НР 2148 за подписью заместителя руководителя М.Баулина, от 13.09.2006 №СК-8052 за подписью вице-президента ОАО "РЖД" С.В.Козырева, требуя заключения договора перевозки на особых условиях в соответствии со ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

На основании этого решения ФАС России выдала ОАО "РЖД" предписание от 19.02.2007 №1 10/1-07 о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона, выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Азот". Этим предписание ОАО "РЖД" предложено в срок до 28.02.2007 отменить распоряжение о перевозке селитры аммиачной на особых условиях, принимать к перевозке селитру аммиачную в мягких контейнерах в полувагонах в порядке, предусмотренном ст. ст. 10, 11 Устава железнодорожного транспорта.

ОАО "РЖД" оспорило указанные решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке.

Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Рассматривая заявленное по делу требование, суды установили, что ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок и использования инфраструктуры и в силу п.5 ст.5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

До 10.08.2006 ОАО "Азот" производило погрузку минеральных удобрений, а именно, селитры аммиачной в мягких контейнерах (МКР-М и МКР-С) в полувагонах.

С 10.08.2006 станция Предкомбинат прекратила принимать к перевозке селитру аммиачную в мягких контейнерах в полувагонах парка ОАО "РЖД" без заключения договора перевозки на особых условиях в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Статьей 8 Устава предусмотрено, что особые условия перевозок грузов могут устанавливаться в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями в случае, если свойства груза или его состояние, предлагаемое грузоотправителем, условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок железнодорожным транспортом.

Названная норма свидетельствует о том, что особые условия перевозки грузов устанавливаются только в случае отсутствия регламентирования в соответствующих правилах условий перевозки грузов.

Рассматривая спор, суд первой инстанции установил, что действующим законодательством предусмотрены условия перевозок специализированных контейнеров типа МКР. предназначенных для перевозки селитры аммиачной железнодорожным транспортом.

Согласно Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам (далее - Правила перевозок опасных грузов), утвержденным на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ

05.04.1996. тип контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов, указаны в Алфавитном указателе (абз.5 п.2.11.18).

В Алфавитном указателе к названным Правилам указано, что селитра аммиачная подлежит перевозке в полувагонах или на платформах повагонными отправками или в специализированных контейнерах.

В абз.2 п.2.11.18 Правил перевозок опасных грузов предусмотрено, что для перевозки опасных грузов могут использоваться специализированные контейнеры грузоотправителей (грузополучателей), если такие контейнеры предусмотрены стандартом или техническими условиями на данную продукцию.

ГОСТом 2-85 "Селитра аммиачная", т.е. на спорный товар, предусмотрено, что перевозка селитры аммиачной осуществляется, в том числе, в специализированных мягких контейнерах разового использования типа МКР или многоразового использования типа МКО. Мягкие специализированные контейнеры с продуктом транспортируют в полувагонах без перегрузки в пути следования.

Таким образом, стандартом для аммиачной селитры предусмотрена возможность ее перевозки, в том числе, в специализированных мягких контейнерах.

Согласно п.9 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утвержденных приказом МП С от 18.06.2003 №31. размещение специализированных контейнеров на подвижном составе осуществляется в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Правила размещения и крепления мягких специализированных контейнеров МКР-М и МКР-С определены в п.4.9.2 гл.9 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05.2003 №ЦМ-943.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности нарушения действиями ОАО "РЖД" требований п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что согласно абз.5 п.2.11.18 Правил перевозок опасных грузов и перевозка селитры аммиачной может осуществляться не во всех контейнерах, предусмотренных стандартом и техническими условиями, а только тех. которые указаны в Алфавитном указателе к Правилам - в специализированных контейнерах грузополучателей (грузоотправителей) - СК. Также отметил, что в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, подп.. "а" п. 1 ст. II "Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК/CSC)" от 02.12.1972, подп. "ii" п. "с" ст. 1 "Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. 1972" от 02.12.1972, ратифицированных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.07.1976 № 4252-IX, подп."а" п. 3.1 разд. 3 "Стандарта ISO - 830", утвержденного Международной Организацией по Стандартизации и аналогичными нормами, содержащимися в п. п. З.1.. 4.2.2 ГОСТа Р 52202-2004 ИСО 830-99 Национальный стандарт РФ "Контейнеры грузовые Термины и определения", п.п. 1. 6. 7 и 22 ГОСТа 20231-83 (СТ СЭВ 2472-80) "Контейнеры грузовые Термины и определения", утв. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.04.1983 № 2011, специализированный контейнер представляет собой единицу транспортного оборудования, имеющую постоянную техническую характеристику, обеспечивающую прочность для многократного применения. В силу п. 4.9.2 Технических условий МПС России от 27.05.2003 № ЦМ-943 контейнеры МКР-М и МКР-С предназначены для перевозки и кратковременного хранения сыпучих продуктов и представляют собой емкость в виде мешка с квадратным днищем. Эти контейнеры не учитывают специфику перевозки опасных грузов и служат для однократного использования.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным.

Комплексное толкование положений п.2.11.18 Правил перевозок опасных грузов, в том числе абз.2 и абз.5, а также ГОСТа Р 52202-2004 ИСО 830-99 Национальный стандарт РФ "Контейнеры грузовые Термины и определения" приводит к иному выводу.

Согласно абз.5 п.2.11.18 названных Правил в Алфавитном указателе указывается только тип контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов.

7В частности, для селитры аммиачной предусмотрены специализированные контейнеры.
Типы контейнеров определены в п.4.1.1 ГОСТа Р 52202-2004. К их числу отнесены контейнеры общего назначения (универсальные) и специализированные контейнеры.

В п.4.2.2 ГОСТа указано, что "специализированные контейнеры" - это общий термин, применяемый для обозначения типов контейнеров, предназначенных для перевозки особых категорий грузов.

Согласно абз.2 п.2.11.18 Правил перевозок опасных грузов виды специализированных контейнеров грузоотправителей (грузополучателей), которые могут использоваться для перевозки опасных грузов, определяются стандартом или техническими условиями на данную продукцию.

Как указывалось выше, ГОСТом 2-85 "Селитра аммиачная", т.е. на спорный товар, разрешено осуществлять транспортирование селитры аммиачной в специализированных мягких контейнерах разового использования типа МКР.
Поэтому указание в Алфавитном перечне к Правилам перевозок опасных грузов на возможность перевозки селитры аммиачной в специализированных контейнерах не свидетельствует бесспорно о том, что перевозка может совершаться только в специализированных контейнерах жесткой конструкции.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то. что специализированный контейнер представляет собой единицу транспортного оборудования, имеющую постоянную техническую характеристику, обеспечивающую прочность для многократного применения, в данном случае является неверной.

Также неосновательна ссылка суда апелляционной инстанции на письма Минтранса России от 09.10.2006 №03/1313-ИС, от 14.09.2007 №СА-19/6906, поскольку они не являются нормативными актами, подлежащими обязательному применению.
Поскольку действующим законодательством предусмотрены условия перевозок специализированных контейнеров типа МКР, предназначенных для перевозки селитры аммиачной железнодорожным транспортом, суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемых по делу актов ФАС России.

При изложенных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции не может считаться законным и обоснованным, подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 28.06.2007.
По правилам ст.ПО АПК РФ с ОАО "РЖД" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000руб. госпошлины по кассационной жалобе, не уплаченной ФАС России при подаче кассационной жалобы.

Поворот исполнения постановления суда апелляционной инстанции в части взыскания с ФТС России в пользу ОАО "РЖД" 5000руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции производится по правилам ст. 325, 326 АПК РФ при представлении доказательств взыскания денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 № 09AII-11952/2007-АК по делу № А40-11439/07-130-104 Арбитражного суда г. Москвы отменить.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2007 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги", в доход федерального бюджета 1000руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.


И.В.Туболец М.В.Борзыкин
Е.Ю.Воронина
Председательствующий Судьи
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь